Обследование устной речи учащихся старших классов. Протокол обследования
учебно-методический материал (5, 6, 7 класс)
Тестовая диагностика устной речи старших школьников по Фотековой Т.А. Приведены речевые задания и критерии оценки их выполнения. Для того чтобы показать, как работают эти критерии, представлен протокол обследования, в котором отражены результаты выполнения проб учащихся с речевой патологией и оценки каждой пробы. После завершения обследования выстраивается речевой профиль ребенка (график) который наглядно показывает как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка; на его основе легко разработать коррекционную программу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методика обследования старших школьников (по Фотековой Т.А.) | 29.33 КБ |
Протокол обследования устной речи старших школьников | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тестовая методика обследования речи старших школьников
(по Фотековой Т.А.)
Учитель-логопед ГБОУ Школа 1228
Ткаченко М.Ф.
Методика обследования речи старших школьников
(Т.А.Фотекова Тестовая методика диагностики устной речи. М.-2006г.)
Это вариант включает 102 пробы, не считая прверки звукопроизношения. Максимальная оценка за выполнение заданий всей серии -150 баллов. Приняв эту цифру за 100%, можно вычислить процентное выражение успешности выполнения речевых проб. Полученное значение можно соотнести с одним из четырех уровней успешности
Уровневая оценка успешности:
IY уровень – 100-85%;
III уровень – 84,9-70%;
II уровень -69,9-55%;
I уровень – 54,9% и ниже.
Вычислив процентное выражение успешности каждой серии, можно вычертить индивидуальный речевой профиль:
1 – фонематическое восприятие;
2- артикуляторная моторика;
3 - звукопроизношение;
4- слоговая структура слова;
5- навыки языкового анализа;
6- грамматический строй речи;
7- словообразование;
8- понимание логико-грамматических отношений;
9- связная речь.
Речевые пробы и система их оценки
Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи
- Проверка состояния фонематического восприятия
Инструкция. «Повторяй за мной слоги»
- Би-ба-бо – бо-ба-би
- Ма-на-на – на-ма-на
- Ба-па – па-ба
- Са-ша – ша-са
- Ла-ра – ра-ла
- Жа-ща – ща-жа
- Па-па-ба – ба-па-ба
- Ча-ща-ча – ща-ща-ча
- За-за-жа – жа-за-за
- Ла-ра-ла – ла-ра-ра
Каждая пара цепочек оценивается как одна проба.
Оценка:
1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;
0,5 балла – напряженное или замедленное воспроизведение;
0, 25 балла – уподобление слогов с самокоррекцией;
0 баллов – уподобление, искажение, сокращение количества слогов или отказ.
Максимальная оценка за задания – 10 баллов
2. Исследование орального праксиса и артикуляционной моторики
Инструкция: «Делай так, как я покажу»:
- Надуть щеки;
- Надуть одну щеку;
- Надуть другую щеку;
- Упереть язык в правую щеку.
Если движение по инструкции не удается, то предлагается образец. Все последующие пробы делаются по образцу.
Инструкция: «Повторяй за мной движения»:
- Губы «Трубочкой»;
- Язык «Лопаткой»;
- Поместить язык между верхними зубами и верхней губой;
- «Маятник»;
- «Качели»;
- Чередование «Улыбка» - «Трубочка».
Оценка:
1 балл – точное и правильное выполение;
0,5 балла - замедленное и напряженное выполнение или выполнение по показу;
0,25 – длительный поиск позы, или неполный объем движений, или отклонения в конфигурации;
0 – невыполнение или наличие ошибок (синкинезий, гиперкинезов, тремора).
Максимальная оценка – 10 баллов
3. Исследование звукопроизношения
Инструкция: «Повторяй за мной слова»:
- собака, маска, нос;
- сено, косить, высь;
- замок, коза;
- зима, магазин;
- цапля, овца, палец;
- шуба, кошка, камыш;
- жук, ножи;
- щука, вещи, лещ;
- чайка, очки, ночь;
- рыба, корова, топор;
- река, варенье, дверь;
- лето, колесо, соль.
Все звуки условно разделены на 5 групп: свистящие, шипящие; л, л,; сонорные р,р,; все остальные звуки. Каждая из выделенных пяти групп оценивается отдельно, полученные баллы сумируются.
1 балла - нормативное произношение всех звуков группы;
0,5 балла – один звук или несколько звуков группы доступны правильному произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы);
0,25 балла – искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы;
0 баллов – искажаются или заменяются несколько звуков группы или все
Максимальная оценка – 5 баллов
4. Исследование сформированности слоговой структуры слова
Инструкция: «Повторяй за мной слова»:
- баскетбол;
- перепорхнуть;
- аквалангист;
- термометр;
- достопримечательность
Оценка:
1 балл – четкое и правильное воспроизведение слова;
0,5 балла – замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;
0,25 – изменение структуры слогов внутри слова (замена закрытого слога открытым и наоборот, упрощение слога за счет согласного звука при стечении);
0 – нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки, уподобление слогов) или невыполнение
Максимальная оценка – 5 баллов
Максимальная оценка за выполнение всей серии – 30 баллов
II Серия. Исследование навыков языкового анализа
Инструкция: «Ответь, пожалуйста, на вопросы»:
- Сколько слов в предложении: «Около дома росла высокая береза».
- Какое третье слово в предложении?
- Сколько слогов в слове: дождь, аквариум?
- Какой второй слог в слове «аквариум»?
- Сколько звуков в слове: дождь, диктант?
- Какой четвертый звук в слове «диктант»?
- Сколько согласных звуков в слове «диктант»? (назвать по порядку).
- Какой звук следует после «д» в слове «диктант»?
Оценка:
1 балл – правильное выполнение;
0,5 балла – самокоррекция
0,25 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи («Неверно, подумай еще»);
0 баллов – неправильный ответ после стимулирующей помощи.
Максимальная оценка за выполнение серии – 10 баллов
Серия III. Исследование грамматического строя речи.
1. Составление предложений из слов в начальной форме
Инструкция: «Постарайся составить предложения из слов».
- Миша, косить, трава, кролики, для.
- Сын, купить, шар, красный, мама.
- Солнце, земля, освещаться.
- Избушка, буря, страшный, разрушать, рыбак.
- Дом, дедушка, жить, в, который, стоять, река, у.
Оценка:
1 балл – правильное выполнение;
0,5 балла – неправильный порядок слов, пропуск одного, двух членов предложения, использование помощи в виде одного вопроса;
0,25 балла – негрубые аграмматизмы, использование развернутой помощи (составление предложения по опорным вопросам), упрощение структуры предложения;
0 баллов – грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов.
Максимальная оценка – 5 баллов
2. Повторение предложений
Инструкция: «Повторяй за мной как можно точнее».
- Медведь нашел глубокую яму и сделал себе берлогу.
- После лета наступает осень, и с каждым днем становится холоднее.
- На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
- Андрей сказал, что он не пойдет сегодня в гости, так как ему надо готовиться к экзамену.
- В отдаленной части леса, рядом с высокой рощей, росла ель.
Оценка:
1 балл –правильное выполнение;
0,5 балла – неправильный порядок слов, пропуск не более двух членов предложения;
0,25 балла – негрубые аграмматизмы, параграмматизмы, упрощение синтаксической схемы предложения;
0 баллов –грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов
Максимальная оценка – 5 баллов
3. Верификация предложений
Инструкция: «Постарайся найти в предложении ошибку и исправить её».
- Зима пришла, потому что река замерзла;
- Мама довольна сыну;
- Самолет разбился, хотя мотор был неисправен;
- Все старики когда-то будут молодыми;
- Подъезжая к станции, у мужчины слетела шляпа.
Оценка:
1балл – правильное выполнение;
0,5 балла – использование стимулирующей помощи при выявлении или исправлении ошибки;
0,25 – ошибка выявлена, но не исправлена, либо исправлена с грамматическими ошибками или упрощением структуры предложения;
0 баллов – ошибка не выявлена.
Максимальная оценка за выполнение задания -5 баллов
4. Добавление предлогов в предложение
Инструкция: «Попробуй найти и вставить пропущенное слово».
- Лодка плывет … озеру;
- Чайка летит … водой;
- Молодая трава выглядывает … снега;
- … конуры сидит пес.
- Большая толпа собралась … театром.
Оценка:
1балл – правильное выполнение;
0,5 балла – самокоррекция;
0,25 –коррекция после стимулирующей помощи («Подумай еще»);
0 баллов – неправильное выполнение даже после помощи или отказ
Максимальная оценка за выполнение задания -5 баллов
5. Образование множественного числа существительных
Инструкция: «Образуй множественное число существительных по образцу».
Образец: один -дом, е если их много , то это- дома
Стул -…-….
Ухо - … -….
Зеркало -…. - ….
Пальто - … - ….
Платье -… - ….
Образец: один дом – много(чего?) домов
Стул -…..-….
Ухо - …-….
Зеркало -…-…
Пальто -… -…
Платье -… -…
Оценка:
1 балл – форма образована правильно;
0,5 балла – самокоррекция;
0,25 балла – коррекция после стимулирующей помощи;
0 баллов – неверная форма слова или отказ от выполнения.
Максимальная оценка за выполнение задания -10 баллов
Максимальная оценка за выполнение серии - 30 баллов
Серия IY. Исследование словообразовательных процессов
1. Образование уменьшительной формы существительных
Инструкция: «Образуй уменьшительную форму слова».
- дерево – …
- лес – …
- улица – …
- ухо – …
- слово - …
2. Образование относительных прилагательных от существительных
Инструкция: «Образуй прилагательные по образцу».
Образец: бумага – бумажный.
- солома – …
- лед – …
- вишня – …
- слива – …
- черника – …
- клюква - …
- ель – …
- масло – …
- лен – …
- суп - …
3. Образование качественных прилагательных
Инструкция: «Образуй прилагательное по отношению к слову день».
- Мороз -…
- Снег -…
- Дождь -…
- Солнце -…
Ветер -….
4. Образование притяжательных прилагательных от существительных
Инструкция: «Образуй прилагательные, отвечающие на вопрос чей».
- волк -…
- медведь -…
- лев -…
- птица -…
- орел -…
- мать -….
- отец -…
- брат -…
- дед -…
- дочь -…
Оценка:
1 балл – правильная форма
0,5 – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
0,25 – форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте;
0 – неправильная форма слова или отказ
Максимальная оценка за выполнение серии - 30 баллов
Серия Y. Исследование связной речи
1. Пересказ текста
Инструкция: «Внимательно послушай рассказ и приготовься его пересказывать».
Галка и голуби.
Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Покрасилась она в белый цвети влетела в голубятню. Голуби ее не узнали и приняли. Но галка не выдержала и закричала по галочьи. Голуби всё поняли и выгнали ее. Тогда она вернулась к своим. Но те её так же не признали и выгнали.
По окончании пересказа задаются вопросы, позволяющие судить о том, насколько понят смысл ситуации:
- Почему галку не узнали свои?
- Какая мораль у этой истории?
Оценка:
Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения:
5 баллов – правильный и самостоятельный пересказ, верное понимание смысла происходящего;
2,5 балла – неточное описание ситуации с правильными ответами на вопросы, указывающими на понимание скрытого смысла, или правильное и полное описание ситуации с пониманием смысла после уточняющих вопросов;
1 балл – правильное описание ситуации с буквальным пониманием смысла истории даже после уточняющих вопросов;
0 баллов – искажение ситуации при пересказе, неадекватное толкование смысла даже в условиях помощи.
Критерий возможности построения текста:
5 баллов – пересказ содержит все основные смысловые звенья в правильной последовательности, между ними имеются связующие звенья, нет трудностей переключения;
2,5 балла – недостаточная последовательность в изложении, отсутствие связующих элементов, или стереотипность связующих элементов;
1 балл – тенденция к фрагментарности текста без обобщающей сюжетной линии, неоднократные, необоснованные повторы слов или грамматических конструкций, или наличие повторяющихся непродуктивных слов, или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта;
0 баллов – невозможность самостоятельного построения связного текста, даже в условиях помощи.
Критерий грамматического оформления:
5 баллов – пересказ оформлен грамматически правильно с использованием сюжетных и разнообразных грамматических конструкций;
2,5 балла – рассказ оформлен грамматически правильно, но с использованием стереотипных грамматических конструкций, или имеются нарушения порядка слов;
1 балл – наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (наблюдение грамматических обязательств);
0 баллов – множественные аграмматизмы.
Критерии лексического оформления
5 баллов – адекватное использование вербальных средств;
2,5 – поиск слов с использованием непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены;
1– выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие);
0 –далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств.
Суммарный балл за задание при максимально успешном выполнении равен -20
2. Рассказ на заданную тему
Инструкция. «Расскажи, пожалуйста, о своих увлечениях. Как ты проводишь свободное время?»
Оценка:
Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения:
5 баллов –самостоятельная реализация собственного, соответствующего теме, замысла в развернутое и законченное повествование;
2,5 балла – для формирования замысла потребовались 1-2 наводящих вопроса, рассказ соответствует теме, или собственный замысел оформлен недостаточно развернуто и целостно;
1 балл – явные трудности смыслового программирования, необходимость развернутой помощи (более двух вопросов) для формирования замысла;
0 баллов – отсутствие замысла и связности в изложении даже в условиях помощи.
Критерий возможности построения текста:
5 баллов – рассказ содержит логически выстроенные смысловые единицы, между ними имеются связующие звенья, нет трудностей переключения;
2,5 балла – недостаточная последовательность в изложении, или отсутствие связующих элементов, или стереотипность связующих элементов;
1 балл – тенденция к фрагментарности текста без обобщающей сюжетной линии, неоднократные, необоснованные повторы слов или грамматических конструкций, или наличие повторяющихся непродуктивных слов, или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта;
0 баллов – невозможность самостоятельного построения связного текста, рассказ носит характер простого перечисления или состоит из речевых штампов.
Критерий грамматического оформления:
5 баллов – пересказ оформлен грамматически правильно с использованием сюжетных и разнообразных грамматических конструкций;
2,5 балла – рассказ оформлен грамматически правильно, но с использованием стереотипных грамматических конструкций, или имеются нарушения порядка слов;
1 балл – наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (наблюдение грамматических обязательств);
0 баллов – множественные аграмматизмы.
Критерии лексического оформления
5 баллов – адекватное использование вербальных средств;
2,5 – поиск слов с использованием непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены;
1– выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие);
0 –далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств.
Суммарный балл за задание при максимально успешном выполнении равен -20 баллов
Наивысшая оценка за все задания для старшеклассников – 40 баллов
Серия YI Исследование понимания логико-грамматических отношений
Инструкция: «Выполни задания. Ответь на вопросы».
- Покажи ключ, карандаш;
- Покажи карандашом ключ;
- Покажи карандаш ключом;
- Нарисуй круг под крестом;
- Нарисуй крест под кругом;
- Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето бывает перед весной?
- Ваня выше Пети. Кто ниже ростом?
- Сашу ударил Коля. Кто драчун?
- Охотник бежит за собакой. Кто впереди?
- Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал сначала?
Оценка:
1 балл – правильное выполнение;
0,5 балла – самокоррекция;
0,25 балла – перебор вариантов, поиск с нахождением правильного ответа;
0 баллов – неверный ответ.
Максимальная оценка за выполнение серии – 10 баллов
Максимальная оценка за весь тест – 150 баллов
Заполнив ответы в таблицу, получим речевой профиль ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков письменной речи учащихся старших классов на уроках английского языка.
Как правильно написать письмо, сочинение, эссе, различные описания, а так5же официальное письмо или заявление в старших классах. На что обратить внимание при обучении письменной речи в старших классах...
Тема: «Особенности овладения связной устной речью учащимися младших классов с интеллектуальным недоразвитием».
Уровень развития связной речи напрямую зависит от уровня интеллектуального развития ребенка. Нарушения связной речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняю...
Развитие устной речи учащихся начальных классов с нарушением зрения и интеллекта
Статья будет интересна учителям ОУ, воспитателям, дефектологам, а также тем, кто работает с детьми с ОВЗ....
Обучение монологической и диалогической речи учащихся старших классов на уроках английского языка
Итоговая аттестационная работа на курсах профессиональной переподготоки...
Статья на тему: "Особенности овладения связной устной речью учащимися младших классов с интеллектуальным недоразвитием"
Развитие речи ребёнка играет важную роль в формировании и становлении его психического развития. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащаетс...
Протокол обследования устной речи учащихся
Материал адресован учителям-логопедам, работающим с детьми младшего школьного возраста....
«Обучение навыкам устной речи учащихся 9 классов при подготовке к ОГЭ в формате Speaking Club (разговорный клуб)»
laquo;Обучение навыкам устной речи учащихся 9 классов при подготовке к ОГЭ в формате Speaking Club (разговорный клуб)»...