Диагностическая карта обследования устной речи обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени в коррекционной школе
методическая разработка по теме
Материал предназначен для обследования обучающихся коррекционной школы, имеющих системное недоразвитие речи тяжелой степени. В основе диагностики лежит методика Л.И. Переслени, Т.А. Фотековой с балльно-уровневой системой оценки. Для данной группы детей диагностический материал упрощен, особое внимание уделяется обследованию общей и мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika.docx | 91.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В практике логопедической работы в коррекционной школе VIII вида значительное место занимает коррекция речевой патологии у обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени. Работа с такими детьми наиболее сложна, так как речевой дефект зачастую осложнен дизартрическими расстройствами.
Для планирования коррекционной логопедической работы с данными обучающимися необходимо выяснить как наиболее благополучные, так и несформированные компоненты речевой системы ребёнка. Поэтому обследование является важным этапом коррекционной работы.
Нами предлагается диагностическое обследование, в основе которого лежит разработанная и апробированная Л.И. Переслени и Т.А. Фотековой стандартизированная методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки. Такая система удобна для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи, построения системы индивидуальной коррекционной работы, отслеживания динамики речевого развития ребёнка и определения эффективности коррекционного воздействия.
Дидактический материал для речевых проб упрощен и уменьшен в объеме.
Особое внимание при диагностическом обследовании уделяется изучению общей и мелкой моторики, так как тяжесть нарушений артикуляционной моторики сочетается с нарушением функции рук и общей моторики. Поэтому при проведении диагностики важно учитывать взаимосвязь речевых и двигательных расстройств, общность поражения артикуляционной и общей моторики.
Диагностическая карта устной речи
обучающегося школы № 58
_____________________________________________________
( динамика развития устной речи обучающегося с системным недоразвитием речи тяжелой степени)
Серия I. Исследование понимания речи
- Понимание конкретных существительных, глаголов
№ п/п | Задание | количество баллов | ||||||||||
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ||||||||
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | ||
(-Покажи игрушки) | ||||||||||||
1. | куклу | |||||||||||
2. | зайчика | |||||||||||
3. | машину | |||||||||||
(-Покажи по картинкам) | ||||||||||||
4. | игрушки | |||||||||||
5. | посуда | |||||||||||
6. | животные | |||||||||||
7. | одежда | |||||||||||
(-Покажи, где на картинке кто-то) | ||||||||||||
8. | спит | |||||||||||
9. | ест | |||||||||||
10. | играет | |||||||||||
11. | рисует | |||||||||||
(-Выполни действие с предметами) | ||||||||||||
12. | дай куклу | |||||||||||
13. | посади мишку | |||||||||||
14. | покорми собачку | |||||||||||
15. | покатай машину | |||||||||||
Итого в баллах | ||||||||||||
- Понимание простейших грамматических форм
№ п/п | Задание | количество баллов | ||||||||||
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ||||||||
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | ||
- Покажи, где: | ||||||||||||
1. | чашка-чашки | |||||||||||
2. | кукла-куклы | |||||||||||
3. | мяч-мячи | |||||||||||
-Выполни действия с предметами: | ||||||||||||
4. | положи карандаш на стол | |||||||||||
5. | спрячь мяч под стол | |||||||||||
6. | положи шарик в коробку (в карман) | |||||||||||
7. | спрячь руки за спину | |||||||||||
| ||||||||||||
8. | дом - домик | |||||||||||
9. | ложка - ложечка | |||||||||||
10. | шапка - шапочка | |||||||||||
Итого в баллах | ||||||||||||
Итого в баллах за всю серию | ||||||||||||
Итого в % |
Серия II. Исследование фонематического слуха
№ п/п | Задание | Количество баллов | ||||||||||
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ||||||||
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | ||
| ||||||||||||
1. | Б – ба, от, му, эб | |||||||||||
2. | А – ку, ас, ты, ва | |||||||||||
| ||||||||||||
3. | М – мак, суп, дом | |||||||||||
4. | А – аист, мак, гриб | |||||||||||
| ||||||||||||
5. | Крыша-крыса | |||||||||||
6. | Мышка-мишка | |||||||||||
| ||||||||||||
7. | Аист | |||||||||||
8. | Окунь | |||||||||||
| ||||||||||||
9. | Кот | |||||||||||
10. | Дом | |||||||||||
Итого в баллах | ||||||||||||
Итого в % |
Серия Ш. Исследование сенсомоторного уровня речи
1.Состояние фонематического восприятия
№ п/п | Слоги для повторения | Количество баллов | ||||||||||
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ||||||||
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | ||
1. | па - ба | |||||||||||
2. | ба - ма | |||||||||||
3. | ба - на | |||||||||||
4. | на - га | |||||||||||
5. | ка - га | |||||||||||
6. | да - та | |||||||||||
7. | ва - фа | |||||||||||
8. | ва – ва - фа | |||||||||||
9. | да – да - та | |||||||||||
10. | ка – ка - га | |||||||||||
Итого в баллах | ||||||||||||
Итого в % |
- Артикуляционная моторика.
№ п/п | Название упражнения | Количество баллов | ||||||||||
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ||||||||
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | ||
1. | «Улыбка» | |||||||||||
2. | «Трубочка» | |||||||||||
3. | «Лопатка» | |||||||||||
4. | «Иголочка» | |||||||||||
5. | «Чашечка» | |||||||||||
6. | «Лошадка» | |||||||||||
7. | «Вкусное варенье» | |||||||||||
8. | «Качели» | |||||||||||
9. | «Маятник». | |||||||||||
10. | «Улыбка»«Трубочка» | |||||||||||
Итого в баллах | ||||||||||||
Итого в % |
- Звукопроизношение.
№ п/п | Слова для повторения | Количество баллов | ||||||||||
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ||||||||
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | ||
| ||||||||||||
1. | В – волк, сова | |||||||||||
2. | Б – бантик, клубок | |||||||||||
3. | Д – дом, удочка | |||||||||||
4. | К – кот, паук | |||||||||||
5. | Кь – кит, утки | |||||||||||
6. | Г – голубь, иголка | |||||||||||
7. | Гь – гитара, сапоги | |||||||||||
8. | Х – халат, ухо, петух | |||||||||||
9. | Хь - мухи | |||||||||||
| ||||||||||||
10. | С – собака, усы, автобус | |||||||||||
11. | Сь – синий, гусь | |||||||||||
12. | З – зонт, коза | |||||||||||
13. | Зь – зебра, обезьяна | |||||||||||
14. | Ц – цепь, яйцо, огурец | |||||||||||
| ||||||||||||
15. | Ш – шапка, машина, душ | |||||||||||
16. | Ж – жук, ежи, ножи | |||||||||||
17. | Ч – чайник, мяч | |||||||||||
18. | Щ – щетка, ящик, плащ | |||||||||||
| ||||||||||||
19. | Р – рыба, корова, топор | |||||||||||
20. | Рь – ремень, дверь | |||||||||||
21. | Л – лук, молоток, пила | |||||||||||
22. | Ль – лейка, улитка | |||||||||||
23. | Й – яблоко, майка | |||||||||||
24. | М – мыло, сом | |||||||||||
25. | Н – носки, окно, слон | |||||||||||
Итого в баллах | ||||||||||||
Итого в % |
- Сформированность звуко-слоговой структуры слова.
Слова для повторения | Количество баллов | |||||||||||
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ||||||||
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | ||
| ||||||||||||
1. | Кот | |||||||||||
2. | Мяч | |||||||||||
| ||||||||||||
3. | Петух | |||||||||||
4. | Веник | |||||||||||
| ||||||||||||
5. | Банка | |||||||||||
6. | Сумка | |||||||||||
| ||||||||||||
7. | Телефон | |||||||||||
8. | Самолёт | |||||||||||
| ||||||||||||
9. | Бабочка | |||||||||||
10. | Подушка | |||||||||||
Итого в баллах | ||||||||||||
Итого в % |
Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования
- Активный словарь
№ п/п | Задание | Количество баллов | ||||||||||
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ||||||||
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | ||
| ||||||||||||
1. | Игрушки | |||||||||||
2. | Посуда | |||||||||||
3. | Животные | |||||||||||
4. | Одежда | |||||||||||
| ||||||||||||
1. | Летит | |||||||||||
2. | Рисует | |||||||||||
3. | Моет | |||||||||||
4. | Стучит | |||||||||||
| ||||||||||||
5. | По цвету (основные цвета) | |||||||||||
6. | По вкусу (сладкий – кислый) | |||||||||||
7. | На ощупь (холодный – горячий) | |||||||||||
Итого в баллах |
- Словообразование
№ п/п | Задание | Количество баллов | ||||||||||
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ||||||||
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | ||
| ||||||||||||
1. | Стол - столик | |||||||||||
2. | Нос – носик | |||||||||||
3. | Кукла - куколка | |||||||||||
Итого в баллах | ||||||||||||
Итого в баллах за всю серию | ||||||||||||
Итого в % |
Серия V. Исследование грамматического строя речи и словоизменения
№ п/п | Задание | Количество баллов | ||||||||||
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ||||||||
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | ||
| ||||||||||||
1. | Мяч - мячи | |||||||||||
2. | Кукла - куклы | |||||||||||
(-Что ты видишь?) | ||||||||||||
3. | Мяч | |||||||||||
4. | Куклу | |||||||||||
5. | Кубики | |||||||||||
(-Чего не стало?) | ||||||||||||
6. | Мяча | |||||||||||
7. | Куклы | |||||||||||
8. | Кубиков | |||||||||||
(Где сидит кошка?) | ||||||||||||
9. | На траве (на доме) | |||||||||||
10. | Под крыльцом | |||||||||||
11. | В трубе | |||||||||||
12. | За домом | |||||||||||
| ||||||||||||
13. | Жёлтый мяч | |||||||||||
14. | Красная роза | |||||||||||
15. | Синее полотенце | |||||||||||
16 | Зелёные кубики | |||||||||||
Итого в баллах | ||||||||||||
Итого в % |
Серия VI. Исследование связной речи
№ п/п | Задание | Количество баллов | ||||||||||
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ||||||||
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | ||
| ||||||||||||
1. | Вот мама. | |||||||||||
2. | Кошка ест. | |||||||||||
3. | Девочки играют. | |||||||||||
4. | Мальчик делает уроки. | |||||||||||
| ||||||||||||
5. | Девочка рисует. | |||||||||||
6. | Дети моют посуду. | |||||||||||
Итого в баллах | ||||||||||||
Итого в % |
Серия VII. Исследование общей и мелкой моторики
- Общая моторика
№ п/п | Задание | Количество баллов | ||||||||||
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ||||||||
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | ||
| ||||||||||||
1. | Поднять руки вверх | |||||||||||
2. | Показать, как летают птицы | |||||||||||
| ||||||||||||
3. | Покачаться, как маятник часов (тик-так) | |||||||||||
4. | Наклониться и взять предмет с пола | |||||||||||
| ||||||||||||
5. | Постоять на одной ноге (как петушок) | |||||||||||
6. | Попрыгать на одной ноге (до указанного ориентира) | |||||||||||
7. | Перешагнуть через «лужи» (высокое поднимание колен) | |||||||||||
| ||||||||||||
8. | Стоять 5 сек., вытянув руки вперёд и закрыв глаза | |||||||||||
| ||||||||||||
9. | Шагать, как солдат | |||||||||||
10. | Выполнить 3 приседания | |||||||||||
Итого в баллах |
- Мелкая моторика
№ п/п | Задание | Количество баллов | ||||||||||
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ||||||||
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | ||
| ||||||||||||
1. | Показать «козу рогатую», поочерёдно каждой рукой, затем обеими вместе | |||||||||||
2. | Показать «ушки зайчика» (как в 1 –ом задании) | |||||||||||
3. | Показать колечко (поочерёдно каждым пальцем соприкасаться с большим пальцем на одной руке, а затем на другой) | |||||||||||
4. | Показать «очки» (одновременно колечки двумя руками) | |||||||||||
| ||||||||||||
5. | Поочерёдно согнуть пальцы правой и левой руки (потешка «Сорока-Белобока) | |||||||||||
6. | Пальчики «здороваются» (поочерёдное касание пальцев руки, а затем одноимённых пальцев обеих рук) | |||||||||||
7. | «Игра на пианино» | |||||||||||
8. | Изменить положение кистей рук (кулак – ребро ладони – ладонь) | |||||||||||
Итого в баллах | ||||||||||||
Итого в баллах за всю серию | ||||||||||||
Итого в % |
Обработка и анализ результатов обследования.
годы обучения | первый | второй | третий | четвертый | пятый | ||||||
дек. | май | дек. | май | дек. | май | дек. | май | дек. | май | ||
Серия I. Исследование понимания речи | б | ||||||||||
% | |||||||||||
Серия II. Исследование фонематического слуха | б | ||||||||||
% | |||||||||||
Серия III. Исследование сенсомоторного уровня речи
| б | ||||||||||
% | |||||||||||
| б | ||||||||||
% | |||||||||||
| б | ||||||||||
% | |||||||||||
| б | ||||||||||
% | |||||||||||
Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования | б | ||||||||||
% | |||||||||||
Серия V. Исследование грамматического строя речи и словоизменения | б | ||||||||||
% | |||||||||||
Серия VI. Исследование связной речи | б | ||||||||||
% | |||||||||||
Серия VII . Исследование общей и мелкой моторики | б | ||||||||||
% | |||||||||||
Всего % |
Условные обозначения:
б - баллы ; дек. – декабрь;
% - проценты ;
Речевой профиль.
Названия измеряемых сторон речи:
- – понимание речи;
- - фонематический слух;
- - фонематическое восприятие;
- - артикуляционная моторика;
- - звукопроизношение;
- - звуко-слоговая структура слова;
- - словарный запас и навыки словообразования;
- - грамматический строй речи словоизменение;
- - связная речь;
- - общая и мелкая моторика;
Условные обозначения.
Год обучения | сентябрь | декабрь | май |
первый ______/______ | |||
второй ______/______ | |||
третий ______/______ | |||
четвёртый ____/_____ | |||
пятый _______/_____ |
Описание методики обследования
В методике используются речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой (1988), Е.В. Мальцевой (1991), О.Б. Иншаковой (1998). В основе лежит разработанная и апробированная Л.И. Переслени и Т.Д. Фотековой стандартизированная методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки.
Методика включает VII серий, каждая из которых объединяет речевые пробы. Всего речевое обследование включает 115 проб, не считая проверки звукопроизношения, выводы о состоянии которого делаются в основном по ходу обследования и при необходимости на основе специальных проб (серия III (3)). Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за все задание, за серию.
Особенностью данной методики является обследование понимания речи и моторики (общей и мелкой), что является важным при работе с обучающимися с системным недоразвитием речи тяжёлой степени
Для каждой серии разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учёт успешности выполнения с помощью четырёх градаций, что даёт возможность получения более дифференцированного результата.
Для серий I, II, III (кроме звукопроизношений), IV, V, VII - это 1; 0,5; 0,25; 0 баллов.
Для звукопроизношения – 3; 1,5; 1; 0 баллов.
Для VI серии – 5; 2,5; 1; 0 баллов.
В разных заданиях эти градации отражают чёткость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок и использование помощи.
Для того, чтобы получить индивидуальный речевой профиль, необходимо высчитать успешность выполнения каждой серии методики в процентном выражении (умножить начисленное за всю серию количество баллов на 100 и разделить полученный результат на максимально возможный:
-для проб: серия I - на 25
-для проб: серия II; 1, 2, 4 (серия III); серия IV - на 10
-для проб: 3 (серия III) - на 12
-для проб: серия V- на 16
-для проб: серия VI – на 30
-для проб: серия VII – на 18
Затем, используя полученные значения, следует вычертить речевой профиль, отложив по оси ординат успешность выполнения заданий или измеряемых сторон речи Всего их получится десять:
1 – понимание речи;
2 - фонематический слух;
3 - фонематическое восприятие;
4 - артикуляционная моторика;
5 - звукопроизношение;
6 - звуко-слоговая структура слова;
7 - словарный запас и навыки словообразования;
8 - грамматический строй речи словоизменение;
9 - связная речь;
10 - общая и мелкая моторика;
Получив такой профиль, можно вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребёнка и, основываясь на этом, спланировать коррекционную работу.
Диагностика проводится два раза в год: в декабре и в мае. Результаты заносятся сначала в таблицы по каждой серии, а затем в общую таблицу. После этого вычерчивается речевой профиль. Данная диагностическая карта заполняется на протяжении обучения ребёнка в школе в случае, если речевое заключение не меняется.
Инструкции к заданиям и критерии оценок
- Серия I. Исследование понимания речи
- Исследование понимания речи
Инструкции: Покажи игрушку; покажи по картинке; покажи, где на картинке кто-то; выполни действие с предметами.
Оценка:
1 балл – правильное выполнение задания;
0,5 балла – выполнение после нескольких повторений;
0,25 баллов – трудности в понимании обращенной речи;
0 баллов – отказ от выполнения;
- Исследование понимания простейших грамматических форм
Инструкции: Покажи, где…. Выполни действия с предметами.
Оценка:
1 балл – правильный и точный показ предметов, действий;
0,5 балла – правильный показ со второй попытки;
0, 25 балла – выполнение задания с помощью;
0 баллов – невыполнение задания;
- Серия II. Исследование фонематического слуха
Инструкция: Выполняй задание (по пунктам диагностической карты)
Оценка:
1 балл – точное и правильное выполнение задания;
0,5 балла – выполнение задания с небольшими ошибками;
0,25 балла - попытки выполнить задание с помощью;
0 баллов – невыполнение задания;
- Серия Ш. Исследование сенсомоторного уровня речи
- Исследование состояния фонематического восприятия
Инструкция: Слушай и повторяй за мной слоги.
Оценка:
1 балл – точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления;
0,5 балла – первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет первому;
0,25 балла – неточно воспроизводит оба члена пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;
0 баллов – не воспроизводит;
- Исследование артикуляционной моторики
Инструкция: Смотри, как я выполню и повторяй за мной движения.
Оценка:
1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;
0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение;
0,25 балла – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, отклонение конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;
0 баллов – невыполнение движения;
- Исследование звукопроизношения
Инструкция: Повторяй за мной слова.
Оценка:
3 балла – безукоризненное произношение всех групп звуков;
1,5 балла – один или несколько звуков группы изолированно и отражённо правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т. е. недостаточно автоматизированы;
1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы
0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы;
- Исследование звуко-слоговой структуры слова
Инструкция: Повторяй за мной слова.
Оценка:
1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;
0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение;
0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);
0 баллов – невоспроизведение;
Серия IV. Исследование словаря и навыка словообразования
- Активный словарь
Инструкция: Назови, что ты видишь на картинке? Кто что делает? Какого цвета предмет? Какой предмет по вкусу? Какой предмет на ощупь?
Оценка:
1 балл – правильный ответ;
0,5 балла – правильный ответ после небольшой помощи или самокоррекция;
0,25 балла – форму образует неправильно;
0 баллов – задание не выполняет;
- Словообразование
Инструкция: Я скажу про большой, а ты скажи ласково про маленький.
Оценка:
1 балл – правильный ответ;
0,5 балла – правильный ответ после небольшой помощи или самокоррекция;
0,25 балла – форму образует неправильно;
0 баллов – задание не выполняет;
Серия V. Исследование грамматического строя речи и словоизменения
Инструкция: Посмотри на картинки и назови их. Где сидит кошка? Какого цвета предметы?
Оценка:
1 балл – образует правильно практически все слова;
0,5 балла – образует правильно половину слов;
0,25 балла – образует правильно 1-2 слова, словосочетания;
0 баллов – не образует слов, словосочетаний;
Серия VI. Исследование связной речи
Инструкция: Послушай и повтори за мной фразу.
Оценка:
5 баллов – повторяет фразу самостоятельно;
2,5 балла – повторяет после минимальной помощи;
1 балл – повторяет по вопросам педагога;
0 баллов – повторить не может;
Серия VII. Исследование общей и мелкой моторики
Инструкция: Выполни мои инструкции.
Оценка:
1 балл – правильно и четко выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза;
0,5 балла – выполняет правильно, но с повторением инструкции или повторением показа, в замедленном темпе
0,25 балла – неполный объем движений, нескоординированность движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняются
0 баллов – не способен выполнить движение;
Пояснительная записка
В практике логопедической работы в коррекционной школе значительное место занимает коррекция речевой патологии у обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени. Работа с такими детьми наиболее сложна, так как речевой дефект зачастую осложнен дизартрическими расстройствами.
Для планирования коррекционной логопедической работы с данными обучающимися необходимо выяснить как наиболее благополучные, так и несформированные компоненты речевой системы ребёнка. Поэтому обследование является важным этапом коррекционной работы.
Нами предлагается диагностическое обследование, в основе которого лежит разработанная и апробированная Л.И. Переслени и Т.А. Фотековой стандартизированная методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки. Такая система удобна для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи, построения системы индивидуальной коррекционной работы, отслеживания динамики речевого развития ребёнка и определения эффективности коррекционного воздействия.
Дидактический материал для речевых проб упрощен и уменьшен в объеме.
Особое внимание при диагностическом обследовании уделяется изучению общей и мелкой моторики, так как тяжесть нарушений артикуляционной моторики сочетается с нарушением функции рук и общей моторики. Поэтому при проведении диагностики важно учитывать взаимосвязь речевых и двигательных расстройств, общность поражения артикуляционной и общей моторики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 3 класса с системным недоразвитием речи тяжелой степени "Домашние животные"
Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 3 года обучения с умеренной умственной отсталостью, системным недоразвитием речи тяжелой степени. Для данных учащихся характерно употребле...
Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени
Неоднородность состава детей, обучающихся в школе – интернате, по уровню интеллектуального и речевого развития требует использования разноуровневых диагностических методик обследования устной ре...
Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости
Для отслеживания результатов проведённой коррекционной логопедической работы с детьми со сниженным интеллектом логопедом в конце учебного года проводится мониторинг деятельности обуч...
Компонент психолого - педагогического сопровождения учителем - логопедом ребенка с системным недоразвитием речи тяжелой степени выраженности
Коррекционный компонент АООП для ребенка с системным недоразвитием речи тяжелой степени выраженности....
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» для обучающихся с системным недоразвитием речи средней степени 3 класс на 2017/2018 учебный год
Программа предусматривает постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала, которое проводиться с учётом психологических особенностей обучающихся....
Рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени при умственной отсталости по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». 5-9 класс
Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...
Методическая разработка «Особенности логопедических занятий с обучающимися с системным недоразвитием речи легкой степени в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании».
В методической разработке раскрыта тема: «Особенности логопедических занятий с обучающимися с системным недоразвитием речи легкой степени в рамках реализации программы «Разговор о правильн...