Диагностическая карта обследования устной речи обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени в коррекционной школе
методическая разработка по теме

Козырева Ольга Викторовна

Материал предназначен для обследования обучающихся коррекционной школы, имеющих системное недоразвитие речи тяжелой степени. В основе диагностики лежит методика Л.И. Переслени, Т.А. Фотековой с балльно-уровневой системой оценки. Для данной группы детей диагностический материал упрощен, особое внимание уделяется обследованию общей и мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika.docx91.91 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В практике логопедической работы в коррекционной школе VIII вида значительное место занимает коррекция речевой патологии у обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени. Работа с такими детьми наиболее сложна, так как речевой дефект зачастую осложнен дизартрическими расстройствами.

         Для планирования коррекционной логопедической работы с данными обучающимися необходимо выяснить как наиболее благополучные, так и несформированные компоненты речевой системы ребёнка. Поэтому обследование является важным этапом коррекционной работы.

        Нами предлагается диагностическое обследование, в основе которого лежит разработанная и апробированная Л.И. Переслени и Т.А. Фотековой стандартизированная методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки. Такая система удобна для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи, построения системы индивидуальной коррекционной работы, отслеживания динамики речевого развития ребёнка и определения эффективности коррекционного воздействия.

         Дидактический материал для речевых проб упрощен и уменьшен в объеме.

        Особое внимание при диагностическом обследовании уделяется изучению общей и мелкой моторики, так как тяжесть нарушений артикуляционной моторики сочетается с нарушением функции рук и общей моторики. Поэтому при проведении диагностики важно учитывать взаимосвязь речевых и двигательных расстройств, общность поражения артикуляционной и общей моторики.

Диагностическая карта устной речи

обучающегося школы № 58

                                   _____________________________________________________

( динамика развития устной речи обучающегося с системным недоразвитием речи тяжелой степени)

        Серия I. Исследование понимания речи

  1. Понимание конкретных существительных, глаголов

 п/п

Задание

количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

  1. Конкретные существительные

(-Покажи игрушки)

1.

куклу

2.

зайчика

3.

машину

  1. Обобщающие слова

(-Покажи по картинкам)

4.

игрушки

5.

посуда

6.

животные

7.

одежда

  1. Действия

(-Покажи, где на картинке кто-то)

8.

спит

9.

ест

10.

играет

11.

рисует

  1. Выполнение поручений по речевой инструкции

(-Выполни действие с предметами)

12.

дай куклу

13.

посади мишку

14.

покорми собачку

15.

покатай машину

Итого  в  баллах

       

  1. Понимание простейших грамматических форм

 п/п

Задание

количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

  1.  Единствен., множеств. число существительных (по картинкам)

- Покажи, где:

1.

чашка-чашки

2.

кукла-куклы

3.

мяч-мячи

  1. Предложные конструкции с предлогами на, в, за, под)

-Выполни действия с предметами:

4.

положи карандаш на стол

5.

спрячь мяч под стол

6.

положи шарик в коробку (в карман)

7.

спрячь руки за спину

  1. Существительные с уменьш-ласкат. суф-ми Где на картинках нарисован (а): 

8.

дом - домик

9.

ложка - ложечка

10.

шапка - шапочка

Итого в баллах

Итого в баллах за всю серию

Итого в %

   

       Серия  II. Исследование фонематического слуха

п/п

Задание

Количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

  1. Хлопнуть в ладоши, если в слоге есть заданный звук

1.

Б – ба, от, му, эб

2.

А – ку, ас, ты, ва

  1. Хлопнуть в ладоши, если в слове есть заданный звук

3.

М – мак, суп, дом

4.

А – аист, мак, гриб

  1. Подобрать картинку к паре слов (паронимы)

5.

Крыша-крыса

6.

Мышка-мишка

  1. На какой звук начинается слово?

  7.

Аист

8.

Окунь

  1. На какой звук оканчивается слово?

9.

Кот

10.

Дом

Итого в баллах

Итого в %

        Серия Ш. Исследование сенсомоторного уровня речи

        1.Состояние фонематического восприятия

 п/п

Слоги для повторения

Количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

1.

па - ба

2.

ба - ма

3.

ба - на

4.

на - га

5.

ка - га

6.

да - та

7.

ва - фа

8.

ва – ва - фа

9.

да – да - та

10.

ка – ка - га

Итого в баллах

Итого в %

         

  1. Артикуляционная моторика.    

п/п

Название упражнения

Количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

1.

«Улыбка»

2.

«Трубочка»

3.

«Лопатка»

4.

«Иголочка»

5.

«Чашечка»

6.

«Лошадка»

7.

«Вкусное варенье»

8.

«Качели»

9.

«Маятник».

10.

«Улыбка»«Трубочка»

Итого в баллах

Итого в %

       

  1. Звукопроизношение.

п/п

Слова для повторения

Количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

  1. Согласные

1.

В – волк, сова

2.

Б – бантик, клубок

3.

Д – дом, удочка

4.

К – кот, паук

5.

Кь – кит, утки

6.

Г – голубь, иголка

7.

Гь – гитара, сапоги

8.

Х – халат, ухо, петух

9.

Хь - мухи

  1. Свистящие

10.

С – собака, усы, автобус

11.

Сь – синий, гусь

12.

З – зонт, коза

13.

Зь – зебра, обезьяна

14.

Ц – цепь, яйцо, огурец

  1. Шипящие

15.

Ш – шапка, машина, душ

16.

Ж – жук, ежи, ножи

17.

Ч – чайник, мяч

18.

Щ – щетка, ящик, плащ

  1. Сонорные

19.

Р – рыба, корова, топор

20.

Рь – ремень, дверь

21.

Л – лук, молоток, пила

22.

Ль – лейка, улитка

23.

Й – яблоко, майка

24.

М – мыло, сом

25.

Н – носки, окно, слон

Итого в баллах

Итого в %

  1. Сформированность звуко-слоговой структуры слова.

Слова для повторения

Количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

  1. Односложные слова

1.

Кот

2.

Мяч

  1. Двусложные слова

3.

Петух

4.

Веник

  1. Двусложные слова со стечением согласных

5.

Банка

6.

Сумка

  1. Трёхсложные слова

7.

Телефон

8.

Самолёт

  1. Трёхсложные слова со стечением согласных

9.

Бабочка

10.

Подушка

Итого в баллах

Итого в %

     

      Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования

  1.  Активный словарь

п/п

Задание

Количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

  1. Предметный словарь

1.

Игрушки

2.

Посуда

3.

Животные

4.

Одежда

  1. Глагольный словарь

1.

Летит

2.

Рисует

3.

Моет

4.

Стучит

  1. Словарь прилагательных

5.

По цвету (основные цвета)

6.

По вкусу (сладкий – кислый)

7.

На ощупь (холодный – горячий)

Итого в баллах

   

  1. Словообразование

п/п

Задание

Количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

  1. Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

1.

Стол - столик

2.

Нос – носик

3.

Кукла - куколка

Итого в баллах

Итого в баллах за всю серию

Итого в %

         Серия V. Исследование грамматического строя речи и словоизменения

п/п

Задание

Количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

  1. Употребление сущ-х в ед. и мн. числе

1.

Мяч  - мячи

2.

Кукла - куклы

  1. Употребление сущ-х в ед. ч.  и мн. ч. винит. п.

(-Что ты видишь?)

3.

Мяч

4.

Куклу

5.

Кубики

  1. Употребление сущ-х в ед. ч.  и мн. ч. родит. п.

(-Чего не стало?)

6.

Мяча

7.

Куклы

8.

Кубиков

  1. Употребление предложно-падежных конструкций

(Где сидит кошка?)

9.

На траве (на доме)

10.

Под крыльцом

11.

В трубе

12.

За домом

  1. Употребление прилагательных в ед. и мн.ч..жен.,муж.,сред. р.

13.

Жёлтый мяч

14.

Красная роза

15.

Синее полотенце

16

Зелёные кубики

Итого в баллах

Итого в %

         Серия VI. Исследование связной речи

п/п

Задание

Количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

  1. Повторение фразы

1.

Вот мама.

2.

Кошка ест.

3.

Девочки играют.

4.

Мальчик делает уроки.

  1. Самостоятельное составление предложения

5.

Девочка рисует.

6.

Дети моют посуду.

Итого в баллах

Итого в %

     Серия VII. Исследование общей и мелкой моторики

  1.  Общая моторика

п/п

Задание

Количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

  1. Движения рук и плечевого пояса

1.

Поднять руки вверх

2.

Показать, как летают птицы

  1. Движения туловища

3.

Покачаться, как маятник часов (тик-так)

4.

Наклониться и взять предмет с пола

  1. Движения ног, равновесие

5.

Постоять на одной ноге (как петушок)

6.

Попрыгать на одной ноге (до указанного ориентира)

7.

Перешагнуть через «лужи» (высокое поднимание колен)

  1. Статическая координация движений

8.

Стоять 5 сек., вытянув руки вперёд и закрыв глаза

  1. Динамическая координация движений

9.

Шагать, как солдат

10.

Выполнить 3 приседания

Итого в баллах

  1.  Мелкая моторика    

п/п

Задание

Количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

  1. Кинестетическая основа движений

1.

Показать «козу рогатую», поочерёдно каждой рукой, затем обеими вместе

2.

Показать «ушки зайчика» (как в 1 –ом задании)

3.

Показать колечко (поочерёдно каждым пальцем соприкасаться с большим пальцем на одной руке, а затем на другой)

4.

Показать «очки» (одновременно колечки двумя руками)

  1. Кинетическая основа движений

5.

Поочерёдно согнуть пальцы правой и левой руки (потешка «Сорока-Белобока)

6.

Пальчики «здороваются» (поочерёдное касание пальцев руки, а затем одноимённых пальцев обеих рук)

7.

«Игра на пианино»

8.

Изменить положение кистей рук (кулак – ребро ладони – ладонь)

Итого в баллах

Итого в баллах за всю серию

Итого в %

   

Обработка и анализ результатов обследования.

     

                                                                 годы  обучения

первый

второй

третий

четвертый

пятый

дек.

май

дек.

май

дек.

май

дек.

май

дек.

май

Серия I. Исследование понимания речи

б

%

Серия II. Исследование фонематического слуха

б

%

Серия III. Исследование сенсомоторного уровня речи

  1. Состояние фонематического восприятия

б

%

  1. Артикуляционная моторика

б

%

  1.  Звукопроизношение

б

%

  1.  Сформированность звуко-слоговой структуры слова

б

%

Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования

б

%

Серия V. Исследование грамматического строя речи и словоизменения

б

%

Серия VI. Исследование связной речи

б

%

Серия VII . Исследование общей и мелкой моторики

б

%

Всего %

                                    Условные обозначения:

   б  - баллы ;  дек. – декабрь;

   %  - проценты ;              

Речевой профиль.

Названия измеряемых сторон речи:

  1. – понимание речи;
  2. -  фонематический слух;
  3. -  фонематическое восприятие;
  4. -  артикуляционная моторика;
  5. -  звукопроизношение;
  6. -  звуко-слоговая структура слова;
  7. -  словарный запас и навыки словообразования;
  8. -  грамматический строй речи словоизменение;
  9. -  связная речь;
  10. -  общая и мелкая моторика;

Условные обозначения.

Год обучения

сентябрь

декабрь

май

первый  ______/______

второй   ______/______

третий   ______/______

четвёртый ____/_____

пятый    _______/_____

Описание методики обследования

        В методике используются речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой (1988),  Е.В. Мальцевой (1991), О.Б. Иншаковой (1998). В основе лежит разработанная и апробированная Л.И. Переслени и Т.Д. Фотековой стандартизированная методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки.

        Методика включает VII серий, каждая из которых объединяет речевые пробы. Всего речевое обследование включает 115 проб, не считая проверки звукопроизношения, выводы о состоянии которого делаются в основном по ходу обследования и при необходимости на основе специальных проб (серия III (3)). Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за все задание, за серию.

        Особенностью данной методики является обследование понимания речи и моторики (общей и мелкой), что является важным при работе с обучающимися с системным недоразвитием речи тяжёлой степени

Для каждой серии разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учёт успешности выполнения с помощью четырёх градаций, что даёт возможность получения более дифференцированного результата.

Для серий I, II, III (кроме звукопроизношений), IV, V, VII - это 1; 0,5; 0,25; 0 баллов.

Для звукопроизношения – 3; 1,5; 1; 0 баллов.

        Для VI серии – 5; 2,5; 1; 0 баллов.

        В разных заданиях эти градации отражают чёткость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок и использование помощи.

        Для того, чтобы получить индивидуальный речевой профиль, необходимо высчитать успешность выполнения каждой серии методики в процентном выражении (умножить начисленное за всю серию количество баллов на 100 и разделить полученный результат на максимально возможный:

-для проб: серия I - на 25

-для проб: серия II; 1, 2, 4 (серия  III); серия IV -  на 10

-для проб: 3 (серия III) - на 12

-для проб: серия V- на 16

-для проб: серия VI – на 30

-для проб: серия VII – на 18

Затем, используя полученные значения, следует вычертить речевой профиль, отложив по оси ординат успешность выполнения заданий или измеряемых сторон речи Всего их получится десять:

        1        – понимание речи;

2        -  фонематический слух;

3        -  фонематическое восприятие;

4        -  артикуляционная моторика;

5        -  звукопроизношение;

6        -  звуко-слоговая структура слова;

7        -  словарный запас и навыки словообразования;

8        -  грамматический строй речи словоизменение;

9        -  связная речь;

10 -  общая и мелкая моторика;

        Получив такой профиль, можно вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребёнка и, основываясь на этом, спланировать коррекционную работу.

        Диагностика проводится два раза в год: в декабре и в мае. Результаты заносятся сначала в таблицы по каждой серии, а затем в общую таблицу. После этого вычерчивается речевой профиль. Данная диагностическая карта заполняется на протяжении обучения ребёнка в школе в случае, если речевое заключение не меняется.

Инструкции к заданиям и критерии оценок

  1. Серия I. Исследование понимания речи
  1. Исследование понимания речи

Инструкции: Покажи игрушку; покажи по картинке; покажи, где на картинке кто-то; выполни действие с предметами.

        Оценка:

1 балл – правильное выполнение задания;

0,5 балла – выполнение после нескольких повторений;

0,25 баллов – трудности в понимании обращенной речи;

0 баллов – отказ от выполнения;

  1. Исследование понимания простейших грамматических форм

Инструкции: Покажи, где…. Выполни действия с предметами.

Оценка:

1 балл – правильный и точный показ предметов, действий;

0,5 балла – правильный показ со второй попытки;

0, 25 балла – выполнение задания с помощью;

0 баллов – невыполнение задания;

       

  1. Серия II. Исследование фонематического слуха

Инструкция: Выполняй задание (по пунктам диагностической карты)

Оценка: 

1 балл – точное и правильное выполнение задания;

0,5 балла – выполнение задания с небольшими ошибками;

0,25 балла - попытки выполнить задание с помощью;

0 баллов – невыполнение задания;

  1. Серия Ш. Исследование сенсомоторного уровня речи
  1. Исследование состояния фонематического восприятия

Инструкция: Слушай и повторяй за мной слоги.

Оценка:

          1 балл – точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления;

          0,5 балла – первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет         первому;                        

                 0,25 балла – неточно воспроизводит оба члена пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

                0 баллов – не воспроизводит;

  1. Исследование артикуляционной моторики

Инструкция: Смотри, как я выполню и повторяй за мной движения.

           Оценка:

        1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик  предъявленному;

          0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение;

          0,25 балла – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, отклонение конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

          0 баллов – невыполнение движения;

  1. Исследование звукопроизношения

Инструкция: Повторяй за мной слова.

             Оценка:

        3 балла – безукоризненное произношение всех групп звуков;

          1,5 балла – один или несколько звуков группы изолированно и отражённо правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т. е. недостаточно автоматизированы;

        1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы

        0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы;

  1. Исследование звуко-слоговой структуры слова

Инструкция: Повторяй за мной слова.

Оценка: 

1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение;

0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);

0 баллов – невоспроизведение;

Серия IV. Исследование словаря и навыка словообразования

  1. Активный словарь

Инструкция:  Назови, что ты видишь на картинке?  Кто что делает?  Какого цвета предмет?  Какой предмет по вкусу?  Какой предмет на ощупь?

Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – правильный ответ после небольшой помощи или самокоррекция;

0,25 балла – форму образует неправильно;

0 баллов – задание не выполняет;

  1. Словообразование

Инструкция: Я скажу про большой, а ты скажи ласково про маленький.

Оценка:

     1 балл – правильный ответ;

     0,5 балла – правильный ответ после небольшой помощи или   самокоррекция;

     0,25 балла – форму образует неправильно;

     0 баллов – задание не выполняет;

Серия V. Исследование грамматического строя речи и словоизменения

      Инструкция: Посмотри на картинки и назови их.  Где сидит кошка?  Какого цвета предметы?

     Оценка:

     1 балл – образует правильно практически все слова;

     0,5 балла – образует правильно половину слов;

     0,25 балла – образует правильно 1-2 слова, словосочетания;

     0 баллов – не образует слов, словосочетаний;

Серия VI. Исследование связной речи

        Инструкция: Послушай и повтори за мной фразу.

       Оценка:

      5 баллов – повторяет фразу самостоятельно;

      2,5 балла – повторяет после минимальной помощи;

      1 балл – повторяет по вопросам педагога;

      0 баллов – повторить не может;

Серия VII. Исследование общей и мелкой моторики

        Инструкция: Выполни мои инструкции.

       Оценка:

       1 балл – правильно и четко выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза;

        0,5 балла – выполняет правильно, но с повторением инструкции или повторением показа, в замедленном темпе

        0,25 балла – неполный объем движений, нескоординированность движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняются

        0 баллов – не способен выполнить движение;

Пояснительная записка

В практике логопедической работы в коррекционной школе значительное место занимает коррекция речевой патологии у обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени. Работа с такими детьми наиболее сложна, так как речевой дефект зачастую осложнен дизартрическими расстройствами.

         Для планирования коррекционной логопедической работы с данными обучающимися необходимо выяснить как наиболее благополучные, так и несформированные компоненты речевой системы ребёнка. Поэтому обследование является важным этапом коррекционной работы.

        Нами предлагается диагностическое обследование, в основе которого лежит разработанная и апробированная Л.И. Переслени и Т.А. Фотековой стандартизированная методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки. Такая система удобна для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи, построения системы индивидуальной коррекционной работы, отслеживания динамики речевого развития ребёнка и определения эффективности коррекционного воздействия.

         Дидактический материал для речевых проб упрощен и уменьшен в объеме.

        Особое внимание при диагностическом обследовании уделяется изучению общей и мелкой моторики, так как тяжесть нарушений артикуляционной моторики сочетается с нарушением функции рук и общей моторики. Поэтому при проведении диагностики важно учитывать взаимосвязь речевых и двигательных расстройств, общность поражения артикуляционной и общей моторики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 3 класса с системным недоразвитием речи тяжелой степени "Домашние животные"

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 3 года обучения с умеренной умственной отсталостью, системным недоразвитием речи тяжелой степени. Для данных учащихся характерно употребле...

Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени

Неоднородность состава детей, обучающихся в школе – интернате, по уровню интеллектуального и речевого развития требует использования  разноуровневых диагностических методик обследования устной ре...

Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости

Для  отслеживания результатов проведённой коррекционной логопедической работы с детьми со сниженным интеллектом  логопедом в конце учебного года  проводится мониторинг деятельности обуч...

Компонент психолого - педагогического сопровождения учителем - логопедом ребенка с системным недоразвитием речи тяжелой степени выраженности

Коррекционный компонент АООП для ребенка с системным недоразвитием речи тяжелой степени выраженности....

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» для обучающихся с системным недоразвитием речи средней степени 3 класс на 2017/2018 учебный год

Программа предусматривает постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала, которое проводиться с учётом психологических особенностей обучающихся....

Рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени при умственной отсталости по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». 5-9 класс

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Методическая разработка «Особенности логопедических занятий с обучающимися с системным недоразвитием речи легкой степени в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании».

В методической разработке раскрыта тема: «Особенности логопедических занятий с обучающимися с системным недоразвитием речи легкой степени в рамках реализации программы «Разговор о правильн...