Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени
методическая разработка по теме
Неоднородность состава детей, обучающихся в школе – интернате, по уровню интеллектуального и речевого развития требует использования разноуровневых диагностических методик обследования устной речи, что в конечном итоге позволяет получить более объективные данные анализа коррекционной логопедической работы.
Основной контингент составляют обучающиеся с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости
Для отслеживания результатов проведённой коррекционной логопедической работы с данными детьми используется адаптированная тестовая методика Т.А Фотековой. Удобные таблицы для заполнения результатов обследования, позволяют проследить динамику развития речи каждого ребенка, так как заполняются в начале и в конце учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_testovaya_metodika_obsledovaniya_ustnoy_rechi_t._a._fotekovoy.docx | 47.22 КБ |
Предварительный просмотр:
I. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ сентябрь/май 2011 - 2012 уч. год
Ф. И.
| Фонематическое восприятие | Артикуляционная моторика | ||||||||||
Ба – па- па – ба - | Са – ша ша – са | Ша-жа-ша Жа-ша-жа | Ца-са-ца Са-ца-са | Ра-ла-ра Ла-ра-ла | Всего баллов 5 | Губы в улыбке | Язык «лопаткой» | Язык «иголочкой» | «Маятник» | «Улыбка – трубочка» | Всего баллов
5 | |
1. |
|
| ||||||||||
2. |
|
| ||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. | ||||||||||||
6. | ||||||||||||
7. | ||||||||||||
8. | ||||||||||||
9. | ||||||||||||
10. | ||||||||||||
Оценка: | 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому; 0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы. | 1 балл – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному; 0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение; 0,25 балла – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объём движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов – невыполнение движения. |
ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ (2)
Ф. И.
| Звукопроизношение | Звуко-слоговая структура слова | ||||||||||
Собака – маска – нос, сено - замок – коза, зима –цапля – овца – палец | Шуба – кошка – камыш, жук – ножи, щука – вещи –лещ, чайка – очки – ночь | Рыба – корова топор, река – дверь | Лампа – молоко – пол, лето-колесо-соль | К-г-х, Й, дефекты озвончения. | Всего баллов 15 | Дрозд, флаг, хвост, кнут | Танкист, клумба, гнездо | Космонавт термометр | Сковорода, аквариум табуретка | Велосипе-дист, кораб-лекрушение | Всего баллов 5 | |
1. |
|
| ||||||||||
2. |
|
| ||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. | ||||||||||||
6. | ||||||||||||
7. | ||||||||||||
8. | ||||||||||||
9. | ||||||||||||
10. | ||||||||||||
Оценка: | 3 балла – правильное произношение звука в любых речевых ситуациях; 1,5 балла – недостаточно автоматизированы; 1 балл – искажается или заменяется только один звук группы в твердом или мягком варианте; 0 баллов – искажаются или заменяются все или несколько звуков группы. | 1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; соответствием всех характеристик движения предъявленному; 0,5 балла – замедленное, послоговое воспроизведение; 0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова; 0 баллов – невоспроизведение пробы |
II. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ (1)
Ф. И.
| 1. Образование существительных множественного числа в именительном падеже Инструкция: один – дом, а если их много, то это дома. | 2. Образование существительных множественного числа в родительном падеже | ||||||||||
стол | стул | окно | звезда | ухо | Всего баллов 5 | столы | стулья | окна | звезды | уши | Всего баллов 5 | |
1. |
|
| ||||||||||
2. |
|
| ||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. | ||||||||||||
6. | ||||||||||||
7. | ||||||||||||
8. | ||||||||||||
9. | ||||||||||||
10. | ||||||||||||
Оценка: | 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение |
ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ (2)
3. Употребление падежных конструкций | 4. Согласование существительных с прилагательными в именительном падеже Инструкция. Назвать изображенный предмет и его цвет. | |||||||||||
Кого любит Петя? (В. п.) | Кому Петя даёт корм? ( Д. п.) | О ком Петя заботится? (П. п.) | За кем Петя ухаживает? (Т. п.) | У кого есть рога, копыта, клюв? (Р. п.) | Всего баллов 5 | Белое полотенце | Черные перчатки | Красный флаг | Синяя сумка | Зелёное ведро | Всего баллов 5 | |
1. | ||||||||||||
2. |
|
| ||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. | ||||||||||||
6. | ||||||||||||
7. | ||||||||||||
8. | ||||||||||||
9. | ||||||||||||
10. | ||||||||||||
Оценка: | 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение |
ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ (3)
Ф. И.
| 5. Согласование существительных с числительными
| 6. Употребление предлогов Игра «Прятки» | |||||||||||
- Где находится ручка? | Откуда я достаю ручку? | ||||||||||||
ухо | ручка | стол | помидор | окно | Всего баллов 5 | над коробкой | на столе | под книгой | из – под стола | из – за коробки | Всего баллов 5 | ||
1. |
|
| |||||||||||
2. |
|
| |||||||||||
3. | |||||||||||||
4. | |||||||||||||
5. | |||||||||||||
6. | |||||||||||||
7. | |||||||||||||
8. | |||||||||||||
9. | |||||||||||||
10. | |||||||||||||
Оценка: | 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение |
III. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ (1)
Ф. И.
| 1. Детеныши животных Инструкция: у кошки – котята, а у… | 2. Называние частей предмета | ||||||||||
козы | собаки | волка | курицы | коровы | Всего баллов 5 | Стул | Чайник | Шкаф | Человек | Окно | Всего баллов 5 | |
1. |
|
| ||||||||||
2. |
|
| ||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. | ||||||||||||
6. | ||||||||||||
7. | ||||||||||||
8. | ||||||||||||
9. | ||||||||||||
10. | ||||||||||||
Оценка: | 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – выполнено неверно; 0 баллов – невыполнение |
ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ (2)
Ф. И.
| 3. Уровень обобщений | 4. Образование существительных в уменьшительной форме
| ||||||||||
Игрушки | Овощи | Фрукты | Одежда | Посуда | Всего баллов 5 | дом | стул | гриб | кофта | платок | Всего баллов 5 | |
1. |
|
| ||||||||||
2. |
|
| ||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. | ||||||||||||
6. | ||||||||||||
7. | ||||||||||||
8. | ||||||||||||
9. | ||||||||||||
10. | ||||||||||||
Оценка: | 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – выполнено неверно; 0 баллов – невыполнение | 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение. |
ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ (3)
Ф. И.
| 5. Подбор антонимов Инструкция. - Скажи наоборот: | 6. Образование прилагательных от существительных Инструкция.- Если ручка сделана из пластмассы, то она – пластмассовая. | ||||||||||
высокий | широкий | толстый | добрый | веселый | Всего баллов 5 | Компот из яблок | Стул из дерева | Сумка из кожи | Дом из кирпича | Стакан из стекла | Всего баллов 5 | |
1. |
|
| ||||||||||
2. |
|
| ||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. | ||||||||||||
6. | ||||||||||||
7. | ||||||||||||
8. | ||||||||||||
9. | ||||||||||||
10. | ||||||||||||
Оценка: | 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – выполнено с большим количеством неверных ответов; 0 баллов – невыполнение |
IV. ПОНИМАНИЕ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Ф.И. | Покажи: | Нарисуй: | Что верно? | Кто меньше ростом? | Кто драчун? | Кто впереди? | Что папа сделал вначале? Папа прочел газету после того, как позавтракал. | Всего баллов 10 | |||
ключ, карандаш | карандашом-ключ | карандаш-ключом | круг под крестом | крест под кругом | Весна -перед летом, лето - перед весной | Ваня выше Пети | Сашу ударил Коля | Охотник бежит за собакой | |||
1. |
|
| |||||||||
2. |
|
| |||||||||
3. | |||||||||||
4. | |||||||||||
5. | |||||||||||
6. | |||||||||||
7. | |||||||||||
8. | |||||||||||
9. | |||||||||||
10. | |||||||||||
Оценка: | 1 балл – правильное выполнение; 0,5 балла – самокоррекция; 0 баллов – неверный ответ |
V. ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА
№ Ф. И. | Сколько слов в предложении? | Сколько слогов в слове? | Определи место звука в слове | Сколько звуков в слове? | Всего баллов
10 | ||||||
Маша гуляет. | Машина едет по дороге. | Дом | Карандаш | Первый звук в слове крыша | Третий звук в слове школа | Последний в слове стакан | Рак | Сумка | Карман | ||
1. | |||||||||||
2. | |||||||||||
3 | |||||||||||
4. | |||||||||||
5. | |||||||||||
6. | |||||||||||
7. | |||||||||||
8. | |||||||||||
9. | |||||||||||
10. | |||||||||||
Оценка: | 1 балл – правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла – правильно со второй попытки; 0,25 балла – правильно с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки. |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
сентябрь/май 2011 - 2012_уч._год
№ ФИО | I. Исследование сенсомоторного уровня речи | II. Исследование грамматического строя речи | III. Исследование словаря и навыков словообразования | IV. Исследование понимания логико-грамматических отношений | V.Исследование навыков языкового анализа и синтеза | ||||||||
Бб | % | ББ | % | Бб | % | Бб | % | Бб | % | Бб | % | ||
1. | |||||||||||||
2. | |||||||||||||
3. | |||||||||||||
4. | |||||||||||||
5. | |||||||||||||
6. | |||||||||||||
7. | |||||||||||||
8. | |||||||||||||
9. | |||||||||||||
10. | |||||||||||||
Всего: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая карта обследования устной речи обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени в коррекционной школе
Материал предназначен для обследования обучающихся коррекционной школы, имеющих системное недоразвитие речи тяжелой степени. В основе диагностики лежит методика Л.И. Переслени, Т.А. Фотековой с балльн...
Календарно-тематическое планирование для детей с системным недоразвитием речи.
Предлагаемый материал может быть использован в работе учителями-логопедами в детских отделениях психиатрических стационаров и образовательных учреждениях для детей с интеллектуальным недоразвитием име...
Тестовая методика комплексного обследования устной речи детей со сложной структурой дефекта
В данной методике представлен диагностический материал для обследования датей со сложной структурой дефекта...
Конспект занятия по теме: «Один и много» ( для детей с системным недоразвитием речи 1 уровень)
Цель: формировать понятия «один», «много». Развивать способность к словоизменению имен существительных.Задачи:1. Формировать умение образовывать формы множественного числа имен...
Перспективный план логопедической работы с группой обучающихся 1 класса, имеющих системное недоразвитие речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости
Обучающиеся 1 класса, посещающие логопедические занятия, испытывают значительные трудности в усвоении программы специальной (коррекционной) школы VIII вида вследствие системног...
Система работы по формированию связной речи у детей с системным недоразвитием речи
В данной работе описана система формирования связной речи у детей с речевыми нарушениями. В основе лежит методика Воробьёвой В.К. Материалы предназначаются для учителей-дефектологов, учителей-логопедо...
"Психологические особенности детей с системным недоразвитием речи"
Собрание состояло из 2-х частей: теории и практики. Каждая часть была освещена и подкреплена визуально для лучшего понимания....