Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости
методическая разработка ( класс) на тему
Для отслеживания результатов проведённой коррекционной логопедической работы с детьми со сниженным интеллектом логопедом в конце учебного года проводится мониторинг деятельности обучающихся с использованием адаптированной тестовой методики Т. А. Фотековой. Используемая методика предназначена для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости. По результатам мониторинга строится речевой профиль, который позволяет отследить сформированность всех компонентов речевой системы ученика, и использовать полученную информацию для разработки индивидуальной коррекционной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testy.docx | 66.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Для отслеживания результатов проведённой коррекционной логопедической работы с детьми со сниженным интеллектом логопедом в конце учебного года проводится мониторинг деятельности обучающихся с использованием адаптированной тестовой методики Т. А. Фотековой. Используемая методика предназначена для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости.
По результатам мониторинга строится речевой профиль, который позволяет отследить сформированность всех компонентов речевой системы ученика, и использовать полученную информацию для разработки индивидуальной коррекционной программы.
Речевой профиль обучающегося 2 класса
А. Дениса
Названия проб
1 – фонематическое восприятие;
2 – артикуляционная моторика;
3 – звукопроизношение;
4 – слоговая структура слова;
5 – грамматический строй речи;
6 – словарь и словообразовательные процессы;
7 – понимание логико-грамматических отношений;
8 – навыки языкового анализа и синтеза
Общая успешность выполнения речевых проб в %
Начало года – 54%
Конец года – 76%
Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости
I.1. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ сентябрь/май 2011 -2012 уч. год
Ф. И. | I.Фонематическое восприятие | II.Артикуляционная моторика | ||||||||||
Ба - па - ба па - ба – па Да-та-да | Са -ша- са ша -са- ша | Ша-жа-ша Жа-ша-жа | Ца -са -ца Са –ца -са | Ра –ла -ра Ла –ра -ла | Всего баллов 5 | Губы в улыбке | Язык «лопаткой» | Язык «иго-лочкой» | «Маятник» | «Улыбка – трубочка» | Всего баллов 5 | |
Оценка: | 1балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому; 0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы. | 1 балл – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному; 0,5 балла– замедленное и напряженное выполнение; 0,25балла – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объём движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов – невыполнение движения. |
I.2. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Ф. И. | III.Звукопроизношение | IV. Звуко-слоговая структура слова | ||||||||||
Собака – маска – нос, замок – коза, зима –цапля – овца – палец | Шуба – мышка – камыш, жук – ножи, ,щука – вещи –лещ,, чайка – очки – ночь | Рыба –гора - топор, река – Марина- дверь | Лапа – молоко – пол, лето-колесо-соль | К-г-х, Й, дефекты озвончения. | Всего баллов 15 | Дрозд, флаг, хвост, кнут | Танкист, клумба, гнездо | Космонавт термометр | Сковорода, аквариум табуретка | Велосипе-дист, кораб-лекрушение | Всего баллов 5 | |
Оценка: | 3 балла– правильное произношение звука в любых речевых ситуациях; 1,5 балла – недостаточно автоматизированы; 1 балл – искажается или заменяется только один звук группы в твердом или мягком варианте; 0 баллов – искажаются или заменяются все или несколько звуков группы. | 1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; соответствием всех характеристик движения предъявленному; 0,5 балла – замедленное, послоговое воспроизведение; 0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова; 0 баллов – невоспроизведение пробы |
II.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Ф. И. | 1. Образование существительных множественного числа в именительном падеже Инструкция: один – дом, а если их много, то это дома. | 2. Образование существительных множественного числа в родительном падеже | ||||||||||
стол | стул | окно | звезда | ухо | Всего баллов 5 | столы | стулья | окна | звезды | уши | Всего баллов 5 | |
Оценка: | 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение |
II.2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Ф. И. | 3. Употребление падежных конструкций Работа с сюжетной картинкой «Ферма» | 4. Согласование существительных с прилагательными в именительном падеже Инструкция. Назвать изображенный предмет и его цвет. | ||||||||||
Кого видит Дима? (В. п.) | Кому Дима даёт корм? ( Д. п.) | О ком Дима заботится? (П. п.) | За кем Дима ухаживает? (Т. п.) | У кого есть рога, копы- та, клюв, крылья? (Р. п.) | Всего баллов 5 | Жёлтое платье | Зелёные сапоги | Белый платок | Синяя сумка | Красное ведро | Всего баллов 5 | |
Оценка: | 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение |
Домашние животные, домашние птицы и их детёныши, изображённые на сюжетной картинке «Ферма»: корова – телёнок, лошадь - жеребёнок, собака – щенок, кошка – котёнок, свинья – поросёнок, кролики – крольчата, индюк – индюшата, курица – цыплята, гусыня – гусята, утка – утята.
II.3. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Ф. И. | 5. Согласование существительных с числительными
| 6.Употребление предлогов Игра «Прятки» | |||||||||||
Где находится ручка? | Откуда я достаю ручку? | ||||||||||||
дом | ручка | стул | платье | окно | Всего баллов 5 | над книгой | на столе | под книгой | из – под стола | из – за книги | Всего баллов 5 | ||
Оценка: | 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение |
III.1. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Ф. И. |
Работа с предметными картинками Инструкция:у лисы – лисята, а у… | 2.Называние частей предмета Работа с предметными картинками | ||||||||||
лиса | зайчиха | волчица | медведица | лосиха | Всего баллов 5 | Стул | Чайник | Шкаф | Человек | Окно | Всего баллов 5 | |
Оценка: | 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – выполнено неверно; 0 баллов – невыполнение |
III.2. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Ф. И. | 3. Уровень обобщений | 4.Образование существительных в уменьшительной форме Инструкция: большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы. | ||||||||||
Птицы | Транс- порт | Деревья | Насеко-мые | Посуда | Всего баллов 5 | окно | стул | дерево | дверь | платок | Всего баллов 5 | |
Оценка: | 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – выполнено неверно; 0 баллов – невыполнение | 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение. |
III.3. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Ф. И. | 5. Подбор антонимов Инструкция. - Скажи наоборот: | 6. Образование прилагательных от существительных Инструкция.- Если ручка сделана из пластмассы, то она – пластмассовая. | ||||||||||
высокий | широкий | толстый | добрый | весёлый | Всего баллов 5 | компот из яблок | стул из дерева | сумка из кожи | дом из кирпича | стакан из стекла | Всего баллов 5 | |
Оценка: | 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – выполнено с большим количеством неверных ответов; 0 баллов – невыполнение |
IV. ПОНИМАНИЕ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Ф.И. | Покажи: | Нарисуй: | Что верно? | Кто меньше ростом? | Кто драчун? | Кто впереди? | Что Вова сделал вначале? | Всего баллов 10 | |||
ключ, каран-даш | каран-дашом – ключ | каран-даш – ключом | круг под крес-том | крест под кругом (над) | Весна-перед летом, лето - перед весной | Ваня выше Пети | Рому ударил Саша | Нина догоняет Диму | Вова вымыл руки после того, как пообедал | ||
Оценка: | 1 балл – правильное выполнение; 0,5 балла – самокоррекция; 0 баллов – неверный ответ |
V. ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА
(для 1-3классов)
Ф. И. | Сколько слов в предложении? | Сколько слогов в слове? | Определи место звука в слове | Сколько звуков в слове? | Всего баллов 10 | ||||||
Мальчик рисует ракету. | Летом ярко светит солнце. | Кот | Карандаш | Первый звук в слове крыша | Третий звук в слове рука, школа | Послед-ний в слове стакан | Дом | Сумка | Карман | ||
Оценка: | 1 балл – правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла – правильно со второй попытки; 0,25 балла – правильно с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки. |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
сентябрь/май 2011 – 2012 уч.год
Ф. И. | I. Исследование сенсомоторного уровня речи | II. Исследование грамматического строя речи | III. Исследование словаря и навыков слово-образования | IV. Исследова-ние понимания логико-грамма-тических отношений | V. Исследование навыков язы-кового анализа и синтеза | Успешность Обучающихся Всего: | ||||||
Бб | % | ББ | % | Бб | % | Бб | % | Бб | % | Бб | % | |
Всего: |
Результаты обследования устной речи обучающихся
сентябрь/май 2011-2012 уч. года
Ф.И. | Фонемати-ческое восприятие 1 | Артикуляционная моторика 2 | Звукопроиз-ношение 3 | Слоговая структура слова 4 | Граммати-ческий строй речи 5 | Словарь 6 | Пониманиелогико-грам- матических отношений 7 | Успешность обучающихся Всего: | ||||||||
Бб | % | Бб | % | Бб | % | Бб | % | Бб | % | Бб | % | Бб | % | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая карта обследования устной речи обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени в коррекционной школе
Материал предназначен для обследования обучающихся коррекционной школы, имеющих системное недоразвитие речи тяжелой степени. В основе диагностики лежит методика Л.И. Переслени, Т.А. Фотековой с балльн...
Способы усвоения устной речи детьми среднего и старшего школьного возраста с умеренной и выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях по ознакомлению с окружающим
Данная статья посвещена способам усвоения устной речи детьми среднего и старшего школьного возраста с умеренной и выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях ...
Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени
Неоднородность состава детей, обучающихся в школе – интернате, по уровню интеллектуального и речевого развития требует использования разноуровневых диагностических методик обследования устной ре...
Календарно-тематическое планирование для детей с системным недоразвитием речи.
Предлагаемый материал может быть использован в работе учителями-логопедами в детских отделениях психиатрических стационаров и образовательных учреждениях для детей с интеллектуальным недоразвитием име...
Конспект занятия по теме: «Один и много» ( для детей с системным недоразвитием речи 1 уровень)
Цель: формировать понятия «один», «много». Развивать способность к словоизменению имен существительных.Задачи:1. Формировать умение образовывать формы множественного числа имен...
Перспективный план логопедической работы с группой обучающихся 1 класса, имеющих системное недоразвитие речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости
Обучающиеся 1 класса, посещающие логопедические занятия, испытывают значительные трудности в усвоении программы специальной (коррекционной) школы VIII вида вследствие системног...
Система работы по формированию связной речи у детей с системным недоразвитием речи
В данной работе описана система формирования связной речи у детей с речевыми нарушениями. В основе лежит методика Воробьёвой В.К. Материалы предназначаются для учителей-дефектологов, учителей-логопедо...