Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости
методическая разработка ( класс) на тему

Для  отслеживания результатов проведённой коррекционной логопедической работы с детьми со сниженным интеллектом  логопедом в конце учебного года  проводится мониторинг деятельности обучающихся с  использованием адаптированной тестовой методики Т. А. Фотековой. Используемая  методика предназначена для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости. По результатам мониторинга строится речевой профиль, который позволяет отследить сформированность всех компонентов речевой системы ученика, и использовать полученную информацию для разработки индивидуальной коррекционной программы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testy.docx66.2 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Для  отслеживания результатов проведённой коррекционной логопедической работы с детьми со сниженным интеллектом  логопедом в конце учебного года  проводится мониторинг деятельности обучающихся с  использованием адаптированной тестовой методики Т. А. Фотековой. Используемая  методика предназначена для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости.

По результатам мониторинга строится речевой профиль, который позволяет отследить сформированность всех компонентов речевой системы ученика, и использовать полученную информацию для разработки индивидуальной коррекционной программы.

Речевой профиль обучающегося 2 класса

А. Дениса

Названия проб

1 – фонематическое  восприятие;

2 – артикуляционная  моторика;

3 – звукопроизношение;

4 – слоговая структура слова;

5 – грамматический строй речи;

6 – словарь и словообразовательные процессы;

7 – понимание логико-грамматических отношений;

8 навыки языкового анализа и синтеза

Общая успешность выполнения речевых проб в %

Начало года – 54%

Конец  года – 76%

 

Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости

         I.1.   ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ              сентябрь/май 2011 -2012 уч. год

Ф. И.

I.Фонематическое  восприятие

II.Артикуляционная моторика

Ба - па -  ба               па - ба – па Да-та-да

Са -ша- са               ша -са- ша

Ша-жа-ша

Жа-ша-жа

Ца -са -ца

Са –ца -са

Ра –ла -ра

Ла –ра -ла

Всего

баллов

5

Губы в улыбке

Язык «лопаткой»

Язык «иго-лочкой»

«Маятник»

«Улыбка – трубочка»

Всего

баллов

5

Оценка:

1балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому;

0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

0 баллов – отказ  от выполнения, полная невозможность  воспроизведения  пробы.

1 балл – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному;

0,5 балла– замедленное и напряженное выполнение;

0,25балла –  выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объём движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

0 баллов – невыполнение движения.

I.2.   ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Ф. И.

III.Звукопроизношение

IV. Звуко-слоговая структура слова

Собака – маска – нос,  замок – коза,

зима –цапля – овца – палец

Шуба – мышка – камыш, жук – ножи, ,щука – вещи –лещ,, чайка – очки – ночь

Рыба –гора - топор, река – Марина- дверь

Лапа – молоко – пол, лето-колесо-соль

К-г-х, Й, дефекты озвончения.

Всего

баллов

15

Дрозд, флаг, хвост, кнут

Танкист, клумба, гнездо

Космонавт термометр

Сковорода, аквариум табуретка

Велосипе-дист, кораб-лекрушение

Всего

баллов

5

Оценка:

3 балла– правильное произношение  звука  в любых

речевых ситуациях;

1,5 балла – недостаточно автоматизированы;

1 балл – искажается или  заменяется только один звук группы в твердом или мягком варианте;

0 баллов – искажаются или  заменяются все или несколько звуков группы.

1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;

соответствием всех характеристик движения предъявленному;

0,5 балла – замедленное, послоговое воспроизведение;

0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова;

0 баллов – невоспроизведение  пробы

II.1.   ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ    

        

Ф. И.

1.   Образование существительных множественного числа в именительном падеже

Инструкция: один – дом, а  если их много, то это дома.

2.   Образование существительных множественного числа в родительном падеже

стол

стул

окно

звезда

ухо

Всего

баллов

5

                                                    столы

стулья

окна

звезды

уши

Всего

баллов

5

        

Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – форма образована неверно;

0 баллов – невыполнение

II.2.   ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ    

Ф. И.

3.  Употребление падежных конструкций

Работа с сюжетной картинкой «Ферма»

4.   Согласование существительных с прилагательными в именительном падеже

Инструкция.  Назвать изображенный предмет и его цвет.

Кого видит

Дима? (В. п.)

Кому Дима даёт корм?

( Д. п.)

О ком Дима заботится?

 (П. п.)

За  кем  Дима ухаживает? 

(Т. п.)

У кого

есть рога, копы-

та, клюв, крылья?

 (Р. п.)

Всего

баллов

5

Жёлтое платье

Зелёные сапоги

Белый платок

 Синяя сумка

Красное ведро

Всего

баллов

5

        

Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – форма образована неверно;

0 баллов – невыполнение

Домашние животные, домашние птицы и их детёныши, изображённые на сюжетной картинке «Ферма»: корова – телёнок, лошадь - жеребёнок, собака – щенок, кошка – котёнок, свинья – поросёнок, кролики – крольчата, индюк – индюшата, курица – цыплята, гусыня – гусята, утка – утята.

                                                      II.3.    ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ  

Ф. И.

5.  Согласование существительных с числительными

  • Инструкция.   Посчитать предметы от 1 до 5

6.Употребление предлогов

Игра «Прятки»

Где находится ручка?

Откуда я достаю ручку?

дом

ручка

стул

платье

окно

Всего

баллов

5

над   книгой

на столе

под книгой

из – под стола

из – за книги

Всего

баллов

5

        

Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – форма образована неверно;

0 баллов – невыполнение

III.1.   ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Ф. И.

  1. Детёныши диких животных

Работа с предметными картинками

Инструкция:у лисы – лисята, а у…

2.Называние частей предмета

Работа с предметными картинками

лиса

зайчиха

волчица                                

медведица                                  

лосиха

Всего

баллов

5

Стул

Чайник

Шкаф

Человек

Окно

Всего

баллов

5

        

Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – выполнено неверно;

0 баллов – невыполнение

                                            III.2.     ИССЛЕДОВАНИЕ  СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ  СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Ф. И.

3. Уровень обобщений

4.Образование существительных в уменьшительной форме

Инструкция: большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы.

Птицы

        Транс-

порт

Деревья

Насеко-мые

Посуда

Всего

баллов

5

окно

стул

дерево

дверь

платок

Всего

баллов

5

        

Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – выполнено неверно;

0 баллов – невыполнение

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;  

0,25 балла – форма образована неверно;  

0 баллов – невыполнение.

                                            III.3.     ИССЛЕДОВАНИЕ        СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

 

Ф. И.

5. Подбор антонимов

Инструкция.  - Скажи наоборот:

6. Образование прилагательных от существительных

Инструкция.- Если ручка сделана из пластмассы, то она – пластмассовая.

высокий

широкий

толстый

добрый

весёлый

Всего

баллов

5

компот из яблок

стул из дерева

сумка из кожи

дом из кирпича

стакан из стекла

Всего

баллов

5

        

Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – выполнено с большим количеством  неверных ответов;

0 баллов – невыполнение

                           IV.  ПОНИМАНИЕ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Ф.И.

Покажи:

Нарисуй:

Что  верно?

Кто меньше ростом?

Кто

драчун?

Кто

впереди?

Что Вова сделал  вначале?

Всего

баллов

10

ключ, каран-даш

каран-дашом – ключ

каран-даш – ключом

круг под крес-том

крест

 под

кругом

(над)

Весна-перед летом, лето - перед весной

Ваня выше Пети

Рому

ударил Саша

Нина догоняет Диму

Вова вымыл  руки после того, как пообедал

        

        Оценка:

1 балл – правильное выполнение;

0,5 балла – самокоррекция;

0 баллов – неверный  ответ

V.    ИССЛЕДОВАНИЕ  НАВЫКОВ   ЯЗЫКОВОГО  АНАЛИЗА

(для 1-3классов)

Ф. И.

Сколько слов в предложении?

Сколько слогов в слове?

Определи место звука в слове

Сколько звуков в слове?

Всего

баллов

10

Мальчик рисует ракету.

Летом ярко светит солнце.

Кот

Карандаш

Первый звук в слове крыша

Третий звук в слове рука, школа

Послед-ний в слове стакан

Дом

Сумка

Карман

Оценка:

1 балл – правильный ответ с первой попытки;

0,5 балла – правильно со второй попытки;

0,25 балла – правильно с третьей попытки;

0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.

                                РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 сентябрь/май 2011 – 2012 уч.год

Ф.  И.

I. Исследование сенсомоторного уровня речи

II. Исследование грамматического строя речи

III. Исследование словаря и  навыков слово-образования

IV. Исследова-ние понимания логико-грамма-тических отношений

V. Исследование навыков язы-кового анализа и синтеза

Успешность

Обучающихся

Всего:

Бб

%

ББ

%

Бб

%

Бб

%

Бб

%

Бб

%

Всего:


Результаты обследования устной речи обучающихся

сентябрь/май 2011-2012 уч. года

Ф.И.

Фонемати-ческое восприятие

1

Артикуляционная моторика

2

Звукопроиз-ношение

3

Слоговая структура слова

4

Граммати-ческий строй речи

5

Словарь

6

Пониманиелогико-грам- матических

отношений

7

Успешность

обучающихся

Всего:

Бб

%

Бб

%

Бб

%

Бб

%

Бб

%

Бб

%

Бб

%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая карта обследования устной речи обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени в коррекционной школе

Материал предназначен для обследования обучающихся коррекционной школы, имеющих системное недоразвитие речи тяжелой степени. В основе диагностики лежит методика Л.И. Переслени, Т.А. Фотековой с балльн...

Способы усвоения устной речи детьми среднего и старшего школьного возраста с умеренной и выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях по ознакомлению с окружающим

Данная статья посвещена способам усвоения устной речи детьми среднего и старшего школьного возраста с умеренной и выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях ...

Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени

Неоднородность состава детей, обучающихся в школе – интернате, по уровню интеллектуального и речевого развития требует использования  разноуровневых диагностических методик обследования устной ре...

Календарно-тематическое планирование для детей с системным недоразвитием речи.

Предлагаемый материал может быть использован в работе учителями-логопедами в детских отделениях психиатрических стационаров и образовательных учреждениях для детей с интеллектуальным недоразвитием име...

Конспект занятия по теме: «Один и много» ( для детей с системным недоразвитием речи 1 уровень)

Цель: формировать понятия «один», «много». Развивать способность к словоизменению имен существительных.Задачи:1.     Формировать умение образовывать формы множественного числа имен...

Перспективный план логопедической работы с группой обучающихся 1 класса, имеющих системное недоразвитие речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости

Обучающиеся 1 класса, посещающие   логопедические  занятия, испытывают значительные  трудности в усвоении программы специальной (коррекционной) школы VIII вида вследствие системног...

Система работы по формированию связной речи у детей с системным недоразвитием речи

В данной работе описана система формирования связной речи у детей с речевыми нарушениями. В основе лежит методика Воробьёвой В.К. Материалы предназначаются для учителей-дефектологов, учителей-логопедо...