Игры по развитию речи дошкольника на логопедических занятиях
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
« Игры по развитию речи дошкольника на логопедических занятиях »
Одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста, - овладение полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе. Это означает, что он должен научиться правильно произносить все звуки речи, приобрести достаточно большой словарный запас, научиться грамматически правильно объединять слова в предложения и предложения в связные высказывания.
При развитии речи и устранении речевых нарушений дошкольников, ведущим является воздействие, которое осуществляется различными методами и приемами, огромную роль в которых занимает игра.
Для детей младшего дошкольного возраста хорошо проводить занятия по логоритмике, где формирование представлений о музыкальном, двигательном, речевом ритмах осуществляется в неразрывном единстве. Комплексно-игровой метод на таких занятиях включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма и развитию речи, значительная роль в работе по созданию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Пр. В лесу долго мы идем, (Ходьба.)
Скоро и грибок найдем. (Пригнувшись, ищут грибы.)
Вот один, а там… другой, (Собирают грибы.)
Унесем мы их домой. (Идут дальше.)
А еще, ты посмотри, (Смотрят по сторонам.)
Дальше по лесу пойдем. (Ходьба.)
В стороне растут три елки, (Изображают деревья.)
У них колкие иголки. (Руки в стороны, пальцы расставлены.)
Мы под ними поискали, (Наклоняются, ищут грибы.)
Пять грибочков отыскали. (Собирают их.)
Вот хороший урожай! (Считают грибочки.)
Ты свой рот не разевай. (Открывают и закрывают рот.)
Для развития речи на занятиях можно включать разнообразные игровые моменты и ситуации, которые могут носить самый различный характер.
Так, например, составлению описательного рассказа по игрушке часто предшествует игра-инсценировка. Участвуя в ней, ребенок охотно и легко запоминает слова и выражения, которые позже сможет использовать в своем ответе.
В средней группе можно использовать ситуацию «ребенок учится, обучая любимую игрушку». По мнению психологов, детям пятого года жизни свойственно стремление что-то рассказать, объяснить, показать куклам, зверюшкам и т.п. это можно использовать при обучении детей.
Например, на всех занятия какая-либо игрушка (медвежонок, зайчик, кукла и т.п.) становится полноправным членом детского коллектива. И ее, как и детей, тоже учат на занятиях. Только учение дается игрушке с трудом и, выручая любимца, дети неоднократно повторяют образец рассказа воспитателя, разъясняют мишке, учат выполнять действия по команде и т.п.
Для развития речи дошкольников можно использовать сочетание обучающих упражнений с игровыми. Применение этого приема значительно повышает речевую активность детей, позволяет сохранять у них устойчивый интерес к материалу занятия. Игровые приемы могут быть самыми разнообразными по характеру.
Например, логопед объясняет и показывает артикуляцию звука и упражняет детей в произношении его. Далее дети произносят этот звук, подражая шелесту листьев, сердитому гусю, шипящей змее и т.д.
На занятиях можно включать игровые задания для развития речи дошкольников:
- кроссворды в виде загадок и рисунков, ребусы, с помощью которых можно активизировать и развить внимание, фонематическое восприятие, мышление и речь ребенка. В увлекательной форме ребенок развивает словарный запас и звуковую культуру речи.
-загадки, носящие описательный характер, включающий главные качества предметов или действий, отражающие природу, растительный и животный мир, жизнь человека и его окружение, предметы быта и т.п.
Пр. Зимой лежал, а весной в речку побежал. (Снег)
Они могут быть даны в форме вопроса или оформлены, в виде небольших стишков определенного ритма,
Пр. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)
-стихотворения для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя речи, навыков словообразования в доступной для детей дошкольного возраста форме.
Пр. Заячьи длинные уши
Зайцу в лесу нужны:
Если внимательно слушать,
Волки не так страшны.
- стихотворения-загадки на развитие фонематического слуха, на постановку и закрепление нарушенных в речи звуков.
Пр. Этот овощ знаменит,
Он борщом нас угостит.
Посадила его Фекла,
Называют его … (свекла).
Пр. Наш широкий язычок Зубки мы прикроем,
На солнышке лежал, (Совсем не закроем).
Под лучами загорал. В улыбочке губки –
В дом его мы занесем, Показывают зубки.
Краешки к зубам прижмем, Воздух выдувается,
Кончик в нижние упрем. Звук «с» получается.
- пальчиковые игры для развития мелкой моторики пальцев рук ребенка.
Пр. Дети перебирают пальцами обеих рук по поверхности стола с продвижением вперед, при этом проговаривается стихотворение:
Жили-были многоножки,
Очень тоненькие ножки.
Они быстренько бежали,
Никого не обижали.
Здесь можно использовать элементы игры с бумагой, крупой, письменными принадлежностями, нитками, конструирование и др. Разнообразные по форме и содержанию задания развивают не только память, воображение ребенка, но и способствует развитию речи, особенно если описание игр представлены в стихотворной форме.
Пр. Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
-артикуляционную гимнастику: показ, объяснение артикуляции звука и упражнение в его произношении с использованием «Сказки Веселого Язычка».
Пр. Язычок решил размяться
В домике своем убраться.
Потолок побелил, (Широкий кончик языка «гладит» небо.)
Окна вымыть не забыл. (Широкий кончик языка гладит внутреннюю сторону зубов сверху вниз.)
- на развитие речевого дыхания: подуть на кораблик с парусом сделанный из бумаги, различные игровые пособия для выработки длительного непрерывного ротового выдоха. Пр. «Лети бабочки», «Подуй на одуванчик» и т.п.
- на развитие силы голоса: игры «Тихо - громко», «Кто как кричит»(мама и детеныши) и т.п.
- на развитие слухового внимания: различение на слух различных музыкальных инструментов, криков животных, игры «Где звонит», «Найди игрушку» (по типу игры «Тепло - холодно» только с хлопками) и т.п.
Все эти игры и приемы могут быть использованы во всех разделах работы по развитию речи.
Игра занимает главное место в жизни ребенка. Это основная и самая привлекательная деятельность дошкольников. Для педагога игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания детей, так как в игре сложное становится доступным.
Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом возраста, условий проведения, подготовленности детей, а также в соответствии с поставленными задачами по развитию речи дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971
Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет...
Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»
Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия ...
Интегрированное логопедическое занятие на тему "Я люблю свой город" (подготовительная логопедическая группа с ОНР)
Любовь к Родине - чувство , проверенное веками. Каждый человек испытывает чувство привязанности к месту, где он родился, к дому , в котором он живёт, к людям, с их обычаями и традициями, к приро...
Логопедическое занятие по теме "Редактирование текста изложения. Работа над ошибками" для учащихся 3 класса с логопедическим заключением НВОНР
Анализ и редактирование письменных работ учащихся (Аннотация + конспект занятия + презентация)Основные задачи таких уроков — развитие умения совершенствовать свой текст, исправлять ошибки в соде...
Программно-методическое обеспечение Программа логопедических занятий для специальной (коррекционной) школы . Тематическое планирование логопедических занятий для 1 – 7 классов.
Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час...
Интегрированное логопедическое занятие в старшей логопедической группе. Тема занятия: «Насекомые»
Конспект интегрированного логопедического занятия. с использованием нетрадиционной техники рисования "монотопия". Содержание занятия направлено на развитие лексико-грамматич...
Конспект логопедического занятия с детьми 3 - 4 лет (младшей группы) в форме итогового открытого занятия по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок»
Открытое занятие по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей 3-4 лет...