Игры по развитию речи дошкольника на логопедических занятиях
методическая разработка на тему

Игры по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Игры  по  развитию  речи  дошкольника на логопедических занятиях »

Одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста, - овладение полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе. Это означает, что он должен научиться правильно произносить все звуки речи, приобрести достаточно большой словарный запас, научиться грамматически правильно объединять слова в предложения и предложения в связные высказывания.

При развитии речи и устранении речевых нарушений дошкольников, ведущим является воздействие, которое осуществляется различными методами и приемами, огромную роль в которых занимает игра.

Для детей младшего дошкольного возраста хорошо проводить занятия по логоритмике, где формирование представлений о музыкальном, двигательном, речевом ритмах осуществляется в неразрывном единстве. Комплексно-игровой метод на таких занятиях включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма и развитию речи, значительная роль в работе по созданию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Пр.  В лесу долго мы идем,          (Ходьба.)

        Скоро и грибок найдем.        (Пригнувшись, ищут грибы.)

         Вот один, а там… другой,    (Собирают грибы.)

         Унесем мы их домой.            (Идут дальше.)

         А еще, ты посмотри,              (Смотрят по сторонам.)

         Дальше по лесу пойдем.        (Ходьба.)  

         В стороне растут три елки,    (Изображают деревья.)

         У них колкие иголки.              (Руки в стороны, пальцы расставлены.)

         Мы под ними поискали,          (Наклоняются, ищут грибы.)

         Пять грибочков отыскали.       (Собирают их.)

         Вот хороший урожай!               (Считают грибочки.)

         Ты свой рот не разевай.               (Открывают и закрывают рот.)

Для развития речи на занятиях можно включать разнообразные игровые моменты и ситуации, которые могут носить самый различный характер.

Так, например, составлению описательного рассказа по игрушке часто предшествует игра-инсценировка. Участвуя в ней, ребенок охотно и легко запоминает слова и выражения, которые позже сможет использовать в своем ответе.

В средней группе можно использовать ситуацию «ребенок учится, обучая любимую игрушку». По мнению психологов, детям пятого года жизни свойственно стремление что-то рассказать, объяснить, показать куклам, зверюшкам и т.п. это можно использовать при обучении детей.

Например, на всех занятия какая-либо игрушка (медвежонок, зайчик, кукла и т.п.) становится полноправным членом детского коллектива. И ее, как и детей, тоже учат на занятиях. Только учение дается игрушке с трудом и, выручая любимца, дети неоднократно повторяют образец рассказа воспитателя, разъясняют мишке, учат выполнять действия по команде и т.п.

Для развития речи дошкольников можно использовать сочетание обучающих упражнений с игровыми. Применение этого приема значительно повышает речевую активность детей, позволяет сохранять у них устойчивый интерес к материалу занятия. Игровые приемы могут быть самыми разнообразными по характеру.

Например, логопед объясняет и показывает артикуляцию звука и упражняет детей в произношении его. Далее дети произносят этот звук, подражая шелесту листьев, сердитому гусю, шипящей змее и т.д.

На занятиях можно включать игровые задания для развития речи дошкольников:

- кроссворды в виде загадок и рисунков, ребусы, с помощью которых можно активизировать и развить внимание, фонематическое восприятие, мышление и речь ребенка. В увлекательной форме ребенок развивает словарный запас и звуковую культуру речи.

-загадки, носящие описательный характер, включающий главные качества предметов или действий, отражающие природу, растительный и животный мир, жизнь человека и его окружение, предметы быта и т.п.

Пр.     Зимой лежал, а весной в речку побежал. (Снег)                                                                      

 Они могут быть даны в форме вопроса или оформлены, в виде небольших стишков определенного ритма,

Пр.          Я пыхчу, пыхчу, пыхчу  

                Больше греться не хочу.

                Крышка громко зазвенела:

               «Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)        

-стихотворения для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя речи, навыков словообразования в доступной для детей дошкольного возраста форме.

Пр.           Заячьи длинные уши

                 Зайцу в лесу нужны:

                 Если внимательно слушать,

                 Волки не так страшны.

- стихотворения-загадки на развитие фонематического слуха, на постановку и  закрепление нарушенных в речи звуков.

Пр.            Этот овощ знаменит,

                  Он борщом нас угостит.

                   Посадила его Фекла,

                   Называют его … (свекла).

Пр.         Наш широкий язычок                                  Зубки мы прикроем,    

                На солнышке лежал,                                   (Совсем не закроем).

                Под лучами загорал.                                    В улыбочке губки –

                В дом его мы занесем,                                 Показывают зубки.

                Краешки к зубам прижмем,                        Воздух выдувается,                                              

                Кончик в нижние упрем.                             Звук «с» получается.                                                                              

  - пальчиковые игры для развития мелкой моторики пальцев рук ребенка.

Пр. Дети перебирают пальцами обеих рук по поверхности стола с продвижением вперед, при этом проговаривается стихотворение:

                Жили-были многоножки,

                Очень тоненькие ножки.

                Они быстренько бежали,

                Никого не обижали.  

Здесь можно использовать элементы игры с бумагой, крупой, письменными принадлежностями, нитками, конструирование и др. Разнообразные по форме и содержанию задания развивают не только память, воображение ребенка, но и способствует развитию речи, особенно если описание игр представлены в стихотворной форме.

Пр.             Карандаш в руках катаю,

                   Между пальчиков верчу.

                   Непременно каждый пальчик

                   Быть послушным научу.      

-артикуляционную гимнастику: показ, объяснение артикуляции звука и упражнение в его произношении с использованием «Сказки Веселого Язычка».

Пр.            Язычок решил размяться

                  В домике своем убраться.

                  Потолок побелил, (Широкий кончик языка «гладит» небо.)

                  Окна вымыть не забыл. (Широкий кончик языка гладит внутреннюю сторону зубов сверху вниз.)

- на развитие речевого дыхания: подуть на кораблик с парусом сделанный из бумаги, различные игровые пособия для выработки длительного непрерывного ротового выдоха. Пр. «Лети бабочки», «Подуй на одуванчик» и т.п.

- на развитие силы голоса: игры «Тихо - громко», «Кто как кричит»(мама и детеныши) и т.п.

- на развитие слухового внимания: различение на слух различных музыкальных инструментов, криков животных, игры  «Где звонит», «Найди игрушку» (по типу игры  «Тепло - холодно» только с хлопками) и т.п.

Все эти игры и приемы могут быть использованы во всех разделах работы по развитию речи.

Игра занимает главное место в жизни ребенка. Это основная и самая привлекательная деятельность дошкольников. Для педагога игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания детей, так как в игре сложное становится доступным.

Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом возраста, условий проведения, подготовленности детей, а также в соответствии с поставленными задачами по развитию речи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971

Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет...

Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»

Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия ...

Интегрированное логопедическое занятие на тему "Я люблю свой город" (подготовительная логопедическая группа с ОНР)

Любовь к Родине - чувство , проверенное веками. Каждый человек испытывает чувство привязанности к месту, где он родился, к дому , в котором он живёт, к людям, с их обычаями и традициями, к приро...

Логопедическое занятие по теме "Редактирование текста изложения. Работа над ошибками" для учащихся 3 класса с логопедическим заключением НВОНР

Анализ и редактирование письменных работ учащихся (Аннотация + конспект занятия + презентация)Основные задачи таких уроков — развитие умения  совершенствовать свой текст, исправлять ошибки в соде...

Программно-методическое обеспечение Программа логопедических занятий для специальной (коррекционной) школы . Тематическое планирование логопедических занятий для 1 – 7 классов.

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час...

Интегрированное логопедическое занятие в старшей логопедической группе. Тема занятия: «Насекомые»

    Конспект интегрированного логопедического занятия. с использованием нетрадиционной техники рисования "монотопия".  Содержание занятия направлено на развитие лексико-грамматич...