Интегрированное логопедическое занятие на тему "Я люблю свой город" (подготовительная логопедическая группа с ОНР)
план-конспект занятия на тему
Любовь к Родине - чувство , проверенное веками. Каждый человек испытывает чувство привязанности к месту, где он родился, к дому , в котором он живёт, к людям, с их обычаями и традициями, к природе, которая его окружает, к земле, с которой связана его судьба.
Всё это так тесно вплетается в нити человеческой жизни, что разорвать их трудно, а почти не возможно. Опираясь на эти чувства : чувство любви к Родине, на опыт, который накапливается веками нашим православным народом, мы решаем жизненно важные проблемы. А именно: духовно – нравственное воспитание детей. Через участие ребят в занятии « Я люблю свой город» мы оказываем помощь в осознании воспитанниками универсальных общечеловеческих ценностей: Родина, Отечество, патриотизм; воспитываем детей в православных традициях русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_rtf_1.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное логопедическое занятие на тему:
« Я люблю свой город»
(Подготовительная логопедическая группа с ОНР)
Автор: Пулина Нина Павловна,
Учитель-логопед, первая квалификационная категория.
г. Павлово, МБДОУ д /с №6 «Антошка»
2013г
Цель:
1.Расширение представления о родном городе, его достопримечательностях.
2.Расширение и активизация словаря по теме «Наш город» .
3.Воспитание любви к родному городу.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Расширять, углублять и систематизировать знания детей о достопримечательностях, памятниках древней материальной и духовной культуры родного края.
-Расширять и активизировать словарь по теме « Наш город» (город, Павлово, река Ока, площади, музей, Дворец Культуры, стадионы, Вознесенская церковь , обелиск Славы, памятник летчику П.И. Шавурину, Павловский лимон, канарейки, гусиные бои )
-Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными)
-Совершенствовать навык составления описательного рассказа по заранее составленному плану
-Развивать синтаксическую сторону речи( Составление простых распространённых предложений).Совершенствовать навыка анализа предложений.
-Совершенствовать фонематические представления (дифференциация звуков Р-Л)
-Совершенствовать умение петь легко, естественным голосом, с динамическими оттенками, не форсируя звук, делать логические ударения.
-Координировать речь с движениями.
Коррекционно - развивающие:
-Развивать связную речи, фонематические представления.
-Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности на строительном материале.
-Развивать зрительный гнозис и пространственный праксис.
-Развивать мышление.
-Развивать артикуляционную, общую и тонкую моторики.
Коррекционно - воспитательные:
-Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
-Воспитание любви к родному городу.
-Воспитывать чувства гордости и уважения к своему народу.
-Воспитывать формированию интереса к памятникам древней материальной и духовной культуры.
-Развивать нравственно - патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства родного края.
Оборудование:
Магнитная доска,
Фотографии, картины с видом г Павлово.
Цветные карандаши.
Текст стихотворения «Милый город, древний город» Е.Пулиной
Текст песни о Павлово (муз. Н.Бордюг, сл.Э Костиной, О.Евлампьевой)
Текст стихотворения « В нашем парке»
4-е домика со звуками: Р, РЬ, Л, ЛЬ.
Картинки для игры со звуками р-л.
Игрушка набор «Строитель» №4, «Москва» ЗАО «Орбита» г.Санкт-Петербург
Конверты с фишками и полосками для анализа предложений.
Предварительная работа:
Разучивание отрывка из поэмы В.Погодина «Сказание о Павлове» Н.Новгород 1992г, -- Разучивание песни о г.Павлово «Родной город» на музыкальном занятии. Работа над общими речевыми навыками.
Экскурсия с родителями в музей г. Павлово
Посещение стадионов, Дома спорта.
Прогулка в парк автобусного завода.
Рассматривание фотоальбома с фотографиями г. Павлово.
Экскурсия в Вознесенскую церковь с логопедом и воспитателями детского сада, рассматривание богатств её украшений и утвари: икон, лампад, ворот алтаря, колокольни.
Встреча с отцом Александром.
Посещение детьми кружка «Основы православной культуры» при МБДОУ д/с №6 «Антошка» под руководством муз. руководителя Евлампьевой О.Н.
Создание выставки книг Павловских поэтов и писаталей об истории родного города..
Посещение выставки книг Павловского поэта А.Власова в детской библиотеке.
Встреча с детским Павловским поэтом А.А. Власовым.
Коллективные походы по историческим местам г Павлово (Обелиск на Дальней кручи, Аллея славы возле Дворца Творчества Юных, к памятнику Бессмертному подвигу лётчиков в Великой Отечественной войне на Троицкой горе.)
Пешеходная экскурсия по улице Фаворского.
Зарисовка достопримечательных мест на карте г.Павлово.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Сообщение цели занятия:
-Сегодня мы отправимся путешествовать по г. Павлово, будем вспоминать о его достопримечательностях, памятниках древней культуры.
Логопед:
.-Послушайте стихотворение о нашем городе, а затем ответите на мои вопросы.
«Милый город, древний город»
Есть в России много разных
Деревень и городов,
Но люблю бродить по Павлову
Средь деревьев и цветов.
Любоваться, как на окнах
Здесь лимончики растут,
По дорогам в обе стороны
Быстро ПАЗики бегут.
С кручи видно, как за Низково
Убегает вдаль Ока.
Добежит до Волги-матушки
Знаю я наверняка.
Этот древний милый город
Появился средь холмов,
Разрастался, хорошел он
Средь берёзок и дубов.
В центре «Тарки», возле озера,
Церковь новая стоит.
А на Братском тихом кладбище
Наш солдат Советский спит.
Люди чтут погибших воинов,
Принося поклон земной.
Милый город, древний город
Будь же ты всегда со мной!
логопед: -О каких достопримечательностях нашего города говорится в этом стихотворении?
1-й ребёнок: - О новой церкви в Тарке.
логопед: эта церковь называется «Утоли моя печали».Она построена совсем недавно
на средства спонсоров и прихожан.
2-й ребёнок: - Ещё я услышал о наших ПАЗиках ,которые изготавливают на Павловском автобусном заводе.
логопед:- Как называется наша река?
3-й ребёнок: - Ока.
логопед: - В какую реку впадает наша Ока?
4-й ребёнок: Ока впадает в Волгу.
логопед: А где захоронены погибшие в Павлове солдаты в годы Великой Отечественной
Войны?
5-й ребёнок : - На Братском кладбище.
Молодцы, вы очень внимательно слушали стихотворение и правильно ответили на мои вопросы.
II 1.Логопед:
-Перед вами лежат фотографии с достопримечательностями нашего города Павлова.
-Посмотрите на фотографии родного города и узнайте какое из знаменитых мест изображено на нём.
1-й ребёнок: - У меня на фотографии Павловский автобус. Эти автобусы собирают на Павловском автобусном заводе.
2-й ребёнок - У меня на фото Павловский музей. Он расположен недалеко от набережной реки Оки.
3-й ребёнок У меня на фото памятник лётчику. который протаранил немецкий самолёт во время Великой Отечественной войны над нашим городом.
4-й ребенок У меня на фото памятник Павловскому кузнецу, т. к Павлово- город металлистов.
5-й ребёнок У меня на фото памятник Павловскому лимону. В нашем городе жители занимаются разведением лимонов.
логопед:
Вы правильно назвали и определили достопримечательности нашего города.
2.Упражнение «Расскажи какой?»
Логопед: -Вспомните и как можно больше подберите слов , отвечающих на вопрос «Какой?» - к слову - названию места., названного мной.
логопед: - река Ока какая?
ребёнок: - красивая, широкая, полноводная, глубокая.
логопед: -парк какой?
ребёнок: -зелёный, тихий, тенистый.
логопед: -Центральная площадь какая?
ребёнок: - чистая ,нарядная, красивая, широкая.
логопед: -стадион какой?
ребёнок -Большой, просторный, зелёный
логопед, -Вознесенская церковь какая?
ребёнок -уютная, разрисованная, белокаменная.
логопед: Молодцы, с этим заданием вы справились отлично.
3.Пение песенки «Город мой родной»( муз.Н.Бордюг, сл. Э.Костиной, О.Евлампьевой)
Город Павлово - любимый-
Город мой родной.
Город русский, город древний,
Самый дорогой!
Припев: Я люблю свой город
Весь, как дивный сад.
Чайки над Окою
Сердце веселят.
В нашем городе есть чудо -
Павловский лимон.
И зимою на окошке
Расцветает он.
Припев: Я люблю свой город
Весь, как дивный сад.
Чайки над Окою
Сердце веселят.
Летом город в день рожденья
Всех к себе зовёт.
И мальчишка из «Антошки»
Песенку поёт.
Припев: Я люблю свой город.
Весь, как дивный сад.
Чайки над Окою
Сердце веселят.
4.Работа в тетрадях.
Мы ездили на экскурсию ко Дворцу Культуры . У вас на раскрасках изображёно это здание. Обведите его по точкам, а потом раскрасьте его. Посмотрите на картинку, подумайте, какие карандаши вам для этого потребуются.
(Дети выполняют задание, логопед по необходимости оказывает помощь, затем оценивает работы.)
5.Упражнение «Составь предложение»
логопед: - составьте предложение о Дворце Культуры.
ребёнок :- Дворец Культуры очень красивый.
логопед: - Давайте составим схему этого предложения
Дети выкладывают схему этого предложения. Логопед проверяет задание и предлагает детям прокомментировать схему предложения.
1-й ребёнок: - в этом предложении четыре слова.
2-й ребёнок первое слово-ДВОРЕЦ
3-й ребёнок: второе слово - КУЛЬТУРЫ
4-й ребёнок: третье слово - ОЧЕНЬ
5-й ребёнок: четвёртое слово - КРАСИВЫЙ
логопед: Как пишется первое слово в предложении?
1-йребёнок: первое слово пишется с большой буквы.
логопед: Что ставим в конце предложения?
2-й ребёнок: В конце предложения ставится точка.
логопед: Молодцы! Разберите схему предложения.
6.Подвижное упражнение под песню «В нашем парке»
В нашем парке листопад (Дети кружатся на месте
Листья в парке шелестят Приседают, водя руками по полу
И в фонтане купаются листья Снова кружатся
Газоны от листьев дворники чистят Взмахивают воображаемой метлой)
7.Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки: Р - Л
Наш город богат разными фабриками и заводами, где производят продукты питания, разные инструменты и столовую посуду.
У вас на столах карточки с предметами и продуктами питания, которые изготавливают в нашем городе.
У меня домики со звуками «Р», «РЬ», «Л», «ЛЬ».
Ваша задача распределить картинки с продуктами и инструментами, которые производят в нашем городе по домикам. Сначала вы должны назвать картинку, определить какой из перечисленных звуков вы слышите и заселить в нужный домик.
Перечень картинок: вилка, ложка, нож, грабли, вилы, лопата, сучкорез, секатор;
продукты: хлеб, грибы, пирожное, колбаса, куры, котлеты, молоко, кефир, йогурт.
1-й ребёнок : -У меня вилка, я поставлю картинку в домик со звуком «Л»
2-й ребёнок: - У меня грабли, я заселю их в дом со звуком «Р»
3-й ребёнок -У меня грибы, я поставлю их в домик со звуком «РЬ»
4-й ребёнок -У меня хлеб, я поставлю эту картинку в домик со звуком «ЛЬ».
Молодцы, все безошибочно справились с этим заданием.
8. Логопед: .А сейчас я предлагаю всем подумать и рассказать о нашем городе по плану, который мы составляли на прошлом занятии:
- Сначала вы расскажите, как называется наш город, Потом расскажите, где он стоит, в честь кого назван город, сколько ему лет. Далее отметите, чем знаменит город. В конце расскажете какой город Павлово, почему мы им должны гордиться.
Дети по очереди составляют рассказ, потом выбирают лучшего рассказчика.
Приблизительный рассказ детей:
Наш город называется Павлово. Он стоит на реке Оке, окруженный семью холмами .Город назвали в честь Павла -перевозчика, который перевозил людей на ладье с одного берега реки на другой. Нашему городу более 400-лет. Город прославился кустарями, которые работали по металлу. Город знаменит автобусами. Наши ПАЗики можно встретить в других городах и странах. Есть завод по изготовлению вилок, ложек и ножей.
На заводе « Мехинструмент» изготавливают всё для сада и огорода: лопаты, вилы, грабли. В нашем городе много красивых старинных и современных зданий: Музей, Воскресенская и Вознесенская церкви, Дворец Культуры, Дворец Творчества Юных, магазин «Цитрон», ФОК «Звезда».Город Павлово знаменит гусиными боями, разведением лимонов и канареек. На площадях Сенной и Центральной недавно созданы памятники «Лимону» и «Кузнецу» Наш город очень зелёный и красивый. Я люблю свой город и горжусь им.
9. Коллективное конструирование здания Вознесенской церкви.
Логопед: Вспомните, ребята, мы с вами посещали Вознесенскую церковь. У нас есть фото с этим храмом. В давние времена эта церковь была разрушена. Многие годы верующие павловчане хлопотали о возрождении этого храма. Такую возможность они получили. И вот уже более 20 лет в этом храме идёт церковная служба. Сегодня мы будем строителями и попробуем восстановить это здание по фотографии. Её основу составляет четверик с приделами. Стены храма белокаменные. Слева над зданием возвышается огромный купол, справа колокольня. Достопримечательностью и гордостью прихожан этой церкви является редкой красоты звучание колоколов. В выходные и праздничные дни они извещают о начале и окончании службы.
Дети по фотографии восстанавливают Вознесенскую церковь из строительного материала, распределяют обязанности, договариваются о последовательности в работе.
Логопед даёт оценку детской работе:
-Молодцы, вы все потрудились над реконструкцией Вознесенской церкви. Думаю, что прихожане и все жители нашего города порадовались бы за такую реконструкцию Вознесенской церкви, спасибо!
Послушайте отрывок из поэмы нашего земляка В.Погодина «Сказание о Павлове»
Церковь, русские обряды
Возвращаются в наш быт.
Ум и честь шагают рядом:
Было так, тому и быть.
Высоко, под облаками,
Появился первый крест,
Золотом горит над нами,
Видно, Божий это перст.
Будет жизнь иною у потомков,
Зазвучат колокола,
Их призыв польётся звонко,
Сердцу та мелодия мила!
III Окончание занятия.
Логопед:
-я предлагаю вам высказать свои впечатления от занятия:
-Чем мы занимались на занятии?
-Что вам наиболее запомнилось?
-О чём бы ещё хотели узнать?
Вы все были замечательными путешественниками по городу Павлово и моими помощниками. Спасибо !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект логопедического занятия по теме"Путешествие в страну гласных звуков А , У" в старшей группе
Конспект занятия с использованием ТСО (презентации) по теме "Путешествие в страну гласных звуков А,У"...
Конспект фрагмента открытого занятия на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях"
использование здоровьесберегающих технологий на логопедических зантиях...
Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Морские обитатели" с воспитанниками старшей группы с ЗПР
Занятие направлено на обобщение и автоматизацию знаний детей о морских обитателях....
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР...
Программно-методическое обеспечение Программа логопедических занятий для специальной (коррекционной) школы . Тематическое планирование логопедических занятий для 1 – 7 классов.
Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час...
Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "Звук "З" и буква "З".
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Звук "З" и буква "З"....
Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «Приключения Колобка».
Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «...