Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971
календарно-тематическое планирование по теме
Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie.docx | 29.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование логопедических занятий по
предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971
1-ая, 2-ая недели сентября. Обследование детей
Содержание работы | Примерные приёмы и методы работы |
Изучение условий развития ребёнка, общения в семье со взрослыми и сверстниками. Выявление уровня общего психического развития ребёнка. Определение вида ведущей деятельности, уровня её продуктивности. | Беседы с родителями. Беседы с воспитателями. Беседы с педагогом-психологом. Совместное наблюдение за детьми во время игры, занятий и самостоятельной деятельности. |
Обследование детей. Заполнение индивидуальных речевых карт на каждого ребёнка. Составление индивидуальных планов работы с каждым ребёнком с учётом речевой патологии и возраста детей. | Изучение имеющейся медицинской документации. Изучение документации, предоставленной на каждого ребёнка после посещения районной ПМПК. Беседы с воспитателями. |
Формирование навыков готовности к логопедическим занятиям: - направленность внимания на логопеда; - понимание и выполнение инструкций; - осуществление контроля за своей деятельностью. | Учить играть с образными игрушками-персонажами совместно с логопедом. Выполнять простейшие драматизированные действия с игрушками сначала по подражанию, затем по словесному указанию логопеда. Учить выделять голос логопеда из других голосов взрослых людей (совместные игры вместе с воспитателями и психологом на улице и в помещении). |
1-ый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Содержание работы | Примерные приёмы и методы работы |
Индивидуальная работа | |
Формирование базовых учебных навыков: - направленность внимания на логопеда; - понимание и выполнение инструкций; - осуществление самоконтроля во время деятельности; - коррекция поведения в игровой деятельности. | Во всех видах деятельности на логопедическом занятии. Совместно с воспитателями и педагогом-психологом. |
Развитие слухового восприятия. | Выделение и определение звуков окружающей действительности. Различение на слух речевых и неречевых звуков между собой. |
Развитие подвижности артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания, плавности и точности воздушной струи. | Базовые упражнения артикуляционной гимнастики, самомассаж языка. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания. Развитие у ребёнка умения самостоятельно контролировать правильность выполняемых упражнений с помощью зеркала. |
Исправление нарушенного звукопроизношения: - постановка нарушенных звуков согласно индивидуальным планам; - автоматизация правильного звукопроизношения: изолировано, в слогах, словах, предложениях; - исследование детьми акустических и артикуляционных признаков звуков речи. | Постановка нарушенных звуков в соответствии с индивидуальными планами (механически и по подражанию). Выполнение постановочных упражнений артикуляционной гимнастики для постановки нарушенных звуков. |
Развитие слуховой памяти и внимания, направленного и осознанного восприятия речи. | Во всех видах деятельности. |
Развитие моторики: общей, мелкой. | Общеразвивающие физические упражнения. Работа с фломастером, карандашом. Различение признаков по фактуре. Выполнение упражнений пальчиковой гимнастики. |
Подгрупповая работа | |
Формирование (закрепление) базовых учебных навыков: - направленность внимания на логопеда во время работы в подгруппе; - правильное понимание и выполнение инструкций; - осуществление самоконтроля во время деятельности; | Во всех видах деятельности на логопедическом занятии в подгруппе. |
Закрепление исправленного звукопроизношения | Во всех видах деятельности на логопедическом занятии. |
Развитие лексической стороны речи: - предметная соотнесённость слов; - пополнение словарного запаса новыми, незнакомыми ранее детям словами, объяснение их смысла; - формирование обобщающей функции слова. | Закрепление знаний о временах года, их названиях, характерных признаках, о домашних животных, названиях различных частей тела животных, об овощах, фруктах, ягодах, грибах, цветах, деревьях (на материале, способствующем отработке правильного звукопроизношения). |
Развитие фонематического восприятия. | Выделение звука на фоне слова. Различение на слух гласных и согласных звуков. Дифференциация гласных звуков между собой. Дифференциация правильно произносимых или поставленных согласных звуков по твёрдости – мягкости. Формирование умения характеризовать звук. Преобразование одного слова в другое путём замены, вставки, перестановки, добавления звуков в слове. Практическое подтверждение смыслоразличительной роли фонем в слове. Определение количества звуков в слове: Д/И: «Чьё слово длиннее», «Скамеечки», «Добавь букву» и др (на материале, способствующем закреплению правильного звукопроизношения). Определение на слух правильной и неправильной последовательности звуков в слове: Д/И: «Исправь ошибку», «Кто сказал неверно?», «Малыши», «Путаница» и др (на материале, способствующем отработке правильного звукопроизношения). |
Формирование и развитие фонематического анализа и синтеза. | Выделение гласных звуков из начала и конца слова в ударной и безударной позиции. Выделение правильно произносимых или поставленных согласных звуков из состава слова. Определение места звука в слове (ориентируясь на схему слова). Формирование и закрепление понятий: звук, гласные и согласные звуки (их характеристика и дифференциация), слог, ударение, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой согласный (их характеристика и дифференциация). Объяснение слогообразующей роли гласных звуков. Анализ и синтез прямых и обратных слогов. Деление слов на слоги; проведение слогового анализа и синтеза одно-, двух- и трёхсложных слов. Составление слоговых схем слов (на материале, способствующем закреплению правильного звукопроизношения). Воспитание умения находить в слове ударный слог, ударный гласный звук. Использование ребусов и кроссвордов с целью формирования навыков звукового анализа слова (на материале, способствующем закреплению правильного звукопроизношения). |
Воспитание внимания к изменению грамматических форм слова, способам словообразования и формирование грамматических средств языка и навыков словоизменения (на материале, способствующем закреплению правильного звукопроизношения). | Образование существительных множественного числа с окончанием -а, -ы (ведра, сосны). Образование глаголов настоящего времени единственного и множественного числа (лает, лают). Образование глаголов с помощью приставок у-, от- (улетел, отбежал). Образование сложных слов (молоковоз); Изменение по падежам существительных единственного числа. Несклоняемые существительные пальто, пианино. Практически показать правила употребления несклоняемых существительных. Согласование глаголов единственного числа прошедшего времени с существительными (мама пела). Согласование прилагательных с существительными в роде и числе (душистое мыло, спелые ягоды). Образование притяжательных прилагательных (лисьи уши). Согласование числительных с существительными (три тыквы). Привлечение внимания к многозначности слов (кисть). Слова-антонимы (день — ночь). Подбор антонимов к различным частям речи. Подбор родственных слов к различным частям речи. |
Развитие навыков связной, грамматически правильной речи (на материале, способствующем закреплению правильного звукопроизношения). | Умение давать полные ответы на поставленные вопросы. Составление предложений по демонстрации действий, по вопросам, по картине, по опорным словам, по схеме: - составление простых распространенных предложений без предлогов; - составление простых распространенных предложений с предлогами у, о, в, на, по; - составление предложений с однородными членами, с соединительным союзом и; - составление сложносочиненных предложений с противительным союзом а; Выделение слов в предложении, определение их количества и последовательности. Объединение нескольких предложений в рассказ. |
Развитие просодической и мелодико-интонационной стороны речи. | Усвоение интонации предложения: повествовательной, восклицательной, вопросительной. Развитие умения правильно передать нужную интонацию предложения. |
Развитие основных психических процессов: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания; формирование мыслительных операций (навыков анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Формирование пространственных представлений и отношений. | С помощью различных игр и упражнений на всех занятиях. Понимание и употребление предлогов: у, о, в, на, по. |
2-ой период обучения (декабрь, январь, февраль)
Содержание работы | Примерные приёмы и методы работы |
Индивидуальная работа | |
Развитие подвижности артикуляционного аппарата и формирование правильного звукопроизношения согласно индивидуальным планам. Развитие общих речевых навыков. | Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики в соответствии с нарушенными звуками. Использование слогов, слов, словосочетаний, предложений, стихотворений для автоматизации поставленных звуков. Использование различных дидактических игр для постановки нарушенных звуков и автоматизации поставленных звуков, н/п: «Скажи правильно», «Найди ошибку», «Малыш», «Рифмовочки» и др. Выполнение упражнений дыхательной гимнастики. Формирование длительного и плавного выдоха. Формирование правильного, плавного и дозированного речевого выдоха. |
Повторение и закрепление пройденного на подгрупповых занятиях (на материале, способствующем закрепление исправленного звукопроизношения). | Проведение лексико-грамматических игр и упражнений. Закрепление навыков фонематического и языкового анализа и синтеза. |
Развитие связной, грамматически правильной речи (на материале, способствующем закрепление исправленного звукопроизношения). | Продолжать обучать навыку давать полные ответы на поставленные вопросы. Заучивание и чтение загадок, скороговорок, потешек, стихотворений с правильно произносимыми звуками. |
Развитие моторики: - общей; - мелкой в сочетании с развитием осязательного восприятия. | Общеразвивающие физические упражнения, физкультминутки, хороводы, сюжетно-ролевые игры. Разучивание и выполнение упражнений пальчиковой гимнастики. Работа с мазайкой, пазлами, карандашом. Различение признаков предметов по их фактуре. |
Развитие основных психических процессов, таких как слуховое и зрительное восприятие, память, внимание. Формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. | Использование различных дидактических игр и упражнений на каждом индивидуальном занятии. |
Подгрупповые занятия | |
Развитие общих речевых навыков и речевого слуха. | Выполнение артикуляционной и дыхательной гимнастики в группе. Заучивание стихотворений и пересказ маленьких текстов с голоса логопеда. |
Развитие внимания к звуковой стороне речи и фонематического восприятия (на материале, способствующем закрепление исправленного звукопроизношения). | Закрепление правильного произношения поставленных звуков. Различение этих звуков на слух. Дифференциация автоматизируемых согласных звуков по твердости-мягкости и способу образования. Формирование умения находить заданный звук, услышанный изолированно и в слове, характеризовать этот звук. |
Формирование и развитие фонематического анализа и синтеза (на материале, способствующем закрепление исправленного звукопроизношения). | Повторение и употребление терминов гласный звук, согласный звук, слово, слог, ударение и др. Выделение заданных звуков из состава слова, определение места звука в слове (начало, середина, конец слова). Анализ и синтез слогов: обратных, прямых, закрытых и со стечением согласных и слов типа: уха, сани, мышка, пижама, клумба, составление звуко-слоговых схем. Для слуховой опоры используются отхлопывания, для зрительной опоры – схемы слов. Звуки обозначаются разноцветные фишки: гласные звуки – красным цветом, твёрдые согласные – синим цветом, мягкие согласные – зелёным. Закрепление умения составлять схемы слов различной слоговой структуры. Формирование умения соотносить слово и схему. Закрепление навыков звукового анализа в решении кроссвордов и отгадывании ребусов. |
Воспитание внимания к грамматическим формам слова, способам словообразования и формирование грамматических средств языка и навыков словоизменения (на материале, способствующем закрепление исправленного звукопроизношения). | Образование существительных предложного падежа единственного и множественного числа (в траве, о цветах). Образование существительных родительного падежа единственного и множественного числа с предлогом без (без хобота, без окон). Образование глаголов с разными приставками (забежал, выбежал). Согласование прилагательных с существительными в роде и числе (белый бант, белое платье). Образование падежных форм существительных и прилагательных в форме множественного числа (шаловливые мышата, шаловливых мышат). Согласование существительных с числительными (пять шаров, три дерева). Употребление глаголов мочь, класть, одеть, надеть. Образование относительных прилагательных (вишневый, шерстяной). Образование притяжательных прилагательных (кошачий хвост, медвежья лапа). Образование существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения -ок, -ек, -ик (грибок, цветочек, кустик). Образование сравнительной степени прилагательных (вкуснее, красивее). Формирование умения подбирать родственные слова (мышь, мышата, мышиный). Образование сложных слов (самовар, коневод). Образование слов-антонимов (тихий – громкий). |
Работа над предложением. Развитие языкового анализа и синтеза (на материале, способствующем закрепление исправленного звукопроизношения). | Закрепление понятий: речь, предложение, слово. Характеристика и отличительные особенности слов, называющих предметы (существительных), признаки предметов (прилагательных), действия предметов (глаголов). Составление предложения по вопросам, по картинкам, по схеме, по опорным словам: - составление простых распространенных предложений без предлога; - составление простых распространенных предложений с предлогами: к, с, со, за, из-за, без, под, из-под, над, между, перед. |
Развитие навыков связной речи. | Составление предложений по вопросам, по сюжетной картинке, по серии картинок. Распространение предложений. Составление простых распространённых предложений. Объединение нескольких предложений в небольшие рассказы. Закрепление умения вести несложный диалог, правильно и быстро ставить вопрос, подобрать для ответа нужное слово. |
Развитие просодической и мелодико-интонационной стороны речи. | Развитие интонационной выразительности речи. Заучивание наизусть стихов, скороговорок, пословиц. |
Развитие психических процессов: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). | В различных играх и упражнениях на всех этапах занятия. |
Развитие моторики: общей, мелкой. | Проведение физкультминуток, включающих общеразвивающие физические упражнения. Формирование графических навыков (обводка, написание элементов печатных букв). |
3-ий период обучения (март, апрель, май)
Содержание работы | Примерные приёмы и методы работы |
Индивидуальные занятия | |
Продолжение работы по исправлению недостатков звукопроизношения в соответствии с индивидуальными планами: - развитие артикуляционного аппарата; - постановка нарушенных звуков; - автоматизация правильного звукопроизношения; - дифференциация близких по произношению и акустическим признакам звуков; - введение поставленных и автоматизированных звуков в речь. | На материале слогов, слов, словосочетаний и связных текстов. Использование специальных звуковых игр и упражнений для автоматизации и дифференциации звуков. |
Развитие общеречевых навыков и речевого слуха. | Выполнение упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики. Игры на узнавание и различение голосов. |
Развитие фонематического восприятия и представлений. | Закрепление умения находить заданный звук в слове, определять его место и отмечать его на схеме, давать этому звуку характеристику. |
Развитие грамматически правильного оформления речи. | Установление связи между словами в предложении при помощи вопросов. Тренироваться в постановке вопросов к нужному слову. Закрепление умения отвечать развёрнуто на поставленный вопрос. |
Развитие психических процессов: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения), мелкой и общей моторики. | В специальных играх и упражнениях на каждом занятии. |
Подгрупповые занятия | |
Закрепление правильного звукопроизношения. Развитие фонематического, слогового и языкового анализа и синтеза (на материале, способствующем автоматизации правильного произносимых звуков): - различение звуков на слух; - дифференциация звуков на слух; - анализ и синтез предложений; - слоговой анализ и синтез. | Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия. Закрепление правильного произношения поставленных на индивидуальных занятиях звуков. Различение этих звуков на слух. Дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости; по звонкости-глухости; по месту и способу образования. Выделение нужных звуков из состава слова, развитие умения характеризовать звук. Деление слов на слоги. Анализ и синтез слогов (обратных, прямых, закрытых и со стечением согласных) и слов различного звуко-слогового состава. Совершенствование навыка звукового анализа при решении кроссвордов и отгадывании ребусов. Составление деформированных предложений. Составление схем предложений с предлогом и без предлога. Практическое использование перемены смысла предложения при перестановке слов в нем. |
Воспитание внимания к изменению грамматических форм слова и к способам словообразования. Формирование грамматических средств языка и навыков словоизменения (на материале, способствующем автоматизации правильного произносимых звуков). | Образование существительных родительного падежа множественного числа (птиц, лосей). Образование существительных с помощью суффиксов: иц-, -щик-, -ищ- (медведица, носильщик, ручищи). Образование приставочных глаголов (въехал, отъехал). Употребление разноспрягаемого глагола хотеть. Согласование прилагательных с существительными (футбольный мяч). Образование сложных слов (фоторужьё). Образование притяжательных прилагательных (медвежьи следы). Формирование умения изменять глаголы по лицам и числам. |
Развитие связной, грамматически правильной речи путем практического употребления словосочетаний, связи слов в предложении (на материале, способствующем автоматизации правильного произносимых звуков). | Закрепление навыка составления и распространения предложения по вопросам, по картинкам, по схеме, по опорным словам: - составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что; - составление предложений по опорным словам и объединение их в рассказ. Учить правильно и быстро отвечать на вопросы, давать простейшую оценку прочитанного, рассказывать связно, не отступая от основного смысла; излагать мысли и события в логической последовательности. Учить делать пересказ небольшого текста (с помощью логопеда). |
Развитие основных типов монологической речи (на материале, способствующем автоматизации правильного произносимых звуков). | Учить детей сознательно воспринимать тексты, находить связь между описываемыми фактами и явлениями, выражать своё отношение к персонажам рассказа, сказки, их поступкам. Постанока-драмматизация понравившейся сказки. |
Развитие интонационной выразительности речи. | Заучивание наизусть и проговаривание с нужной эмоциональной окрашенностью стихов, скороговорок, потешек, пословиц (на материале, способствующем автоматизации правильного произносимых звуков). |
Развитие психических процессов: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения), развитие мелкой и общей моторики. | С помощью специальных игр и упражнений на каждом занятии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе "Звуки [Д], [Дь] и буква Д."
Данное занятие было составлено к МО учителей-логопедов города-курорта Ессенутки по моей аттестации на I квалификационную категорию по теме "развитие графо-моторных навыков у детей, имеющих различные н...
Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "Звук "З" и буква "З".
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Звук "З" и буква "З"....
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы "Школа будущих космонавтов"
Данный конспект представляет материал по работе с детьми в рамках программы "Кругозор" с использованием игровой технологии и с применением нестандартного оборудования в выстовочном...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе логопедической группы "Любознательная Ворона"
Цель ОД: закрепить знания детей 6-7 лет о животных жарких стран в разных видах деятельности....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств речи и связной речи с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Птичий двор»
Занятие посвящено лексической теме "Домашние птицы"....
Конспект открытого группового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
ГБОУ ШМК «Бибирево» ДО1, В марте 2018 г в логопедической группе №4 прошло открытое занятие по обучению детей грамоте "ИГРАЕМ В ШКОЛУ"Представлен конспект открытого гр...
Конспект логопедического семинара-практикума для родителей детей подготовительной к школе группы «Давайте поиграем с детьми»
Вовлечения родителей в образовательную деятельность, обучения их приемам логопедической работы. Цель данного мероприятия: научить родителей применять речевые игры в домашних условиях для п...