Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971
календарно-тематическое планирование по теме

Таран Юлия Владимировна

Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование логопедических занятий по

предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы,  зачисленных на логопедический пункт  ДОУ № 1971

1-ая, 2-ая недели сентября. Обследование детей

Содержание работы

Примерные приёмы и методы работы

Изучение условий развития ребёнка, общения в семье со взрослыми и сверстниками. Выявление уровня общего психического развития ребёнка. Определение вида ведущей деятельности, уровня её продуктивности.

Беседы с родителями.

Беседы с воспитателями.

Беседы с педагогом-психологом.

Совместное наблюдение за детьми во время игры, занятий и самостоятельной деятельности.

Обследование детей. Заполнение индивидуальных речевых карт на каждого ребёнка. Составление индивидуальных планов работы с каждым ребёнком с учётом речевой патологии и возраста детей.

Изучение имеющейся медицинской документации.

Изучение документации, предоставленной на каждого ребёнка после посещения районной ПМПК.

Беседы с воспитателями.

Формирование навыков готовности к логопедическим занятиям:

- направленность внимания на логопеда;

- понимание и выполнение инструкций;

- осуществление контроля за своей деятельностью.

Учить играть с образными игрушками-персонажами совместно с логопедом.

Выполнять простейшие драматизированные действия с игрушками сначала по подражанию, затем по словесному указанию логопеда.

Учить выделять голос логопеда из других голосов взрослых людей (совместные игры вместе с воспитателями и психологом на улице и в помещении).

1-ый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Содержание работы

Примерные приёмы и методы работы

Индивидуальная работа

Формирование базовых  учебных навыков:

- направленность внимания на логопеда;

- понимание и выполнение инструкций;

- осуществление самоконтроля во время деятельности;

- коррекция поведения в игровой деятельности.

Во всех видах деятельности на логопедическом занятии.

Совместно с воспитателями и педагогом-психологом.

Развитие слухового восприятия.

Выделение и определение звуков окружающей действительности.  

Различение  на слух речевых и неречевых звуков между собой.

Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

Развитие речевого дыхания, плавности и точности воздушной струи.

Базовые упражнения артикуляционной гимнастики, самомассаж языка.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания.

Развитие у ребёнка умения самостоятельно контролировать правильность выполняемых упражнений с помощью зеркала.

Исправление нарушенного звукопроизношения:

- постановка нарушенных звуков согласно индивидуальным планам;

- автоматизация правильного звукопроизношения: изолировано, в слогах, словах, предложениях;

- исследование детьми акустических и артикуляционных признаков звуков речи.

Постановка нарушенных звуков в соответствии с индивидуальными планами (механически и по подражанию).

Выполнение постановочных упражнений артикуляционной гимнастики для постановки нарушенных звуков.

Развитие слуховой памяти и внимания, направленного и осознанного восприятия речи.

Во всех видах деятельности.

Развитие моторики: общей, мелкой.

Общеразвивающие физические упражнения.

Работа с фломастером, карандашом.

Различение признаков по фактуре.

Выполнение упражнений пальчиковой гимнастики.

Подгрупповая работа

Формирование (закрепление) базовых  учебных навыков:

- направленность внимания на логопеда во время работы в подгруппе;

- правильное понимание и выполнение инструкций;

- осуществление самоконтроля во время деятельности;

Во всех видах деятельности на логопедическом занятии в подгруппе.

Закрепление исправленного звукопроизношения

Во всех видах деятельности на логопедическом занятии.

Развитие лексической стороны речи:

- предметная соотнесённость слов;

- пополнение словарного запаса новыми, незнакомыми ранее детям словами, объяснение их смысла;

- формирование обобщающей функции слова.

Закрепление знаний о временах года, их названиях, характерных признаках, о домашних животных, названиях различных частей тела животных, об овощах, фруктах, ягодах, грибах, цветах, деревьях (на материале, способствующем отработке правильного звукопроизношения).

Развитие фонематического восприятия.

Выделение звука на фоне слова.

Различение на слух гласных и согласных звуков.

Дифференциация гласных звуков между собой.

Дифференциация правильно произносимых или поставленных согласных звуков по твёрдости – мягкости.

Формирование умения характеризовать звук.

Преобразование одного слова в другое путём замены, вставки, перестановки, добавления звуков в слове. Практическое подтверждение смыслоразличительной роли фонем в слове.

Определение количества звуков в слове: Д/И: «Чьё слово длиннее», «Скамеечки», «Добавь букву» и др (на материале, способствующем закреплению правильного звукопроизношения).

Определение на слух правильной и неправильной последовательности звуков в слове: Д/И: «Исправь ошибку», «Кто сказал неверно?», «Малыши», «Путаница» и др (на материале, способствующем отработке правильного звукопроизношения).

Формирование и развитие фонематического анализа и синтеза.

Выделение  гласных звуков из начала и конца слова в ударной и безударной позиции.

Выделение правильно произносимых или поставленных согласных звуков из состава слова. Определение места звука в слове (ориентируясь на схему слова).

Формирование и закрепление понятий: звук, гласные и согласные звуки (их характеристика и дифференциация), слог, ударение, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой согласный (их характеристика и дифференциация).

Объяснение слогообразующей роли гласных звуков. Анализ и синтез прямых и обратных слогов.

Деление слов на слоги; проведение слогового анализа и синтеза одно-, двух-  и трёхсложных слов. Составление слоговых схем слов (на материале, способствующем закреплению правильного звукопроизношения).

Воспитание умения находить в слове ударный слог, ударный гласный звук.

Использование ребусов и кроссвордов с целью формирования навыков звукового анализа слова (на материале, способствующем закреплению правильного звукопроизношения).

Воспитание внимания к изменению грамматических форм слова, способам словообразования и формирование грамматических средств языка и навыков словоизменения  (на материале, способствующем закреплению правильного звукопроизношения).

Образование существительных множественного числа с окончанием -а, -ы (ведра, сосны).

Образование глаголов настоящего времени единственного и множественного числа (лает, лают). Образование глаголов с помощью приставок   у-, от-  (улетел, отбежал).

Образование сложных слов (молоковоз);

Изменение по падежам существительных единственного числа.

Несклоняемые существительные пальто, пианино. Практически показать правила употребления несклоняемых существительных.

Согласование глаголов единственного числа прошедшего времени с существительными (мама пела).

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе (душистое мыло, спелые ягоды).

Образование притяжательных прилагательных (лисьи уши).

Согласование числительных с существительными (три тыквы).

Привлечение   внимания   к   многозначности   слов (кисть).

Слова-антонимы (день ночь). Подбор антонимов к различным частям речи.

Подбор родственных слов к различным частям речи.

Развитие навыков связной, грамматически правильной речи (на материале, способствующем закреплению правильного звукопроизношения).

Умение давать полные ответы на поставленные вопросы.

Составление предложений по демонстрации действий, по вопросам, по картине, по опорным словам, по схеме:

- составление простых распространенных предложений без предлогов;

- составление простых распространенных предложений с предлогами  у, о, в, на, по;

- составление предложений с однородными членами, с соединительным союзом и;

- составление сложносочиненных предложений с противительным союзом а;

Выделение слов в предложении, определение их количества и последовательности.

Объединение нескольких предложений в рассказ.

Развитие просодической и мелодико-интонационной стороны речи.

Усвоение интонации предложения:  повествовательной, восклицательной, вопросительной. Развитие умения правильно передать нужную интонацию предложения.

Развитие основных психических процессов: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания; формирование мыслительных операций (навыков анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

Формирование пространственных представлений и отношений.

С помощью различных игр и упражнений на всех занятиях.

Понимание и употребление предлогов: у, о, в, на, по.

2-ой период обучения (декабрь, январь, февраль)

Содержание работы

Примерные приёмы и методы работы

Индивидуальная работа

Развитие подвижности артикуляционного аппарата и формирование правильного звукопроизношения согласно индивидуальным планам.

Развитие общих речевых навыков.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики в соответствии с нарушенными звуками.

Использование слогов, слов, словосочетаний, предложений, стихотворений для автоматизации поставленных звуков.

Использование различных дидактических игр для постановки нарушенных звуков и автоматизации поставленных звуков, н/п:  «Скажи правильно», «Найди ошибку», «Малыш», «Рифмовочки» и др.

Выполнение упражнений дыхательной гимнастики.

Формирование длительного и плавного выдоха.

Формирование правильного, плавного и дозированного речевого выдоха.

Повторение и закрепление пройденного на подгрупповых занятиях (на материале, способствующем закрепление исправленного звукопроизношения).

Проведение лексико-грамматических игр и упражнений.

Закрепление навыков фонематического и языкового анализа и синтеза.

Развитие связной, грамматически правильной речи (на материале, способствующем закрепление исправленного звукопроизношения).

Продолжать обучать навыку давать полные ответы на поставленные вопросы.

Заучивание и чтение загадок, скороговорок, потешек, стихотворений с правильно произносимыми звуками.

Развитие моторики:

- общей;

- мелкой в сочетании с развитием осязательного восприятия.

Общеразвивающие физические упражнения, физкультминутки, хороводы, сюжетно-ролевые игры.

Разучивание и выполнение упражнений пальчиковой гимнастики.

Работа с мазайкой, пазлами, карандашом.

Различение признаков предметов по их фактуре.

Развитие основных психических процессов, таких как слуховое и зрительное восприятие, память, внимание. Формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Использование различных дидактических игр и упражнений на каждом индивидуальном занятии.

Подгрупповые занятия

Развитие общих речевых навыков и речевого слуха.

Выполнение артикуляционной и дыхательной гимнастики в группе.

Заучивание стихотворений и пересказ маленьких текстов с голоса логопеда.

Развитие внимания к звуковой стороне речи и фонематического восприятия (на материале, способствующем закрепление исправленного звукопроизношения).

Закрепление правильного произношения поставленных звуков.  Различение этих звуков на слух.

Дифференциация автоматизируемых согласных звуков по твердости-мягкости и способу образования.

Формирование умения находить заданный звук, услышанный изолированно и в слове, характеризовать этот звук.

Формирование и развитие фонематического  анализа и синтеза (на материале, способствующем закрепление исправленного звукопроизношения).

Повторение и употребление терминов гласный звук, согласный звук, слово, слог, ударение и др.

Выделение заданных звуков из состава слова, определение места звука в слове (начало, середина, конец слова).

Анализ и синтез слогов: обратных, прямых, закрытых и со стечением согласных и слов типа:  уха, сани, мышка, пижама, клумба, составление звуко-слоговых схем. Для слуховой опоры используются отхлопывания, для зрительной опоры – схемы слов. Звуки обозначаются разноцветные фишки: гласные звуки – красным цветом, твёрдые согласные – синим цветом, мягкие согласные – зелёным.

Закрепление умения составлять схемы слов различной слоговой структуры. Формирование умения соотносить слово и схему.

Закрепление навыков звукового анализа в решении кроссвордов и отгадывании ребусов.

Воспитание внимания к грамматическим формам слова, способам словообразования и формирование грамматических средств языка и навыков словоизменения (на материале, способствующем закрепление исправленного звукопроизношения).

Образование существительных предложного падежа единственного и множественного числа (в траве, о цветах).

Образование существительных родительного падежа единственного и множественного числа с предлогом без (без хобота, без окон).

Образование глаголов с разными приставками (забежал, выбежал).

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе (белый бант, белое платье).

Образование падежных форм существительных и прилагательных в форме множественного числа (шаловливые мышата, шаловливых мышат).

Согласование существительных с числительными (пять шаров, три дерева).

Употребление глаголов мочь, класть, одеть, надеть.

Образование относительных прилагательных (вишневый, шерстяной).

Образование притяжательных прилагательных (кошачий хвост, медвежья лапа).

Образование существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения -ок, -ек, -ик (грибок, цветочек, кустик).

Образование сравнительной степени прилагательных (вкуснее, красивее).

Формирование умения подбирать родственные слова (мышь, мышата, мышиный).

Образование сложных слов (самовар, коневод).

Образование слов-антонимов (тихий – громкий).

Работа над предложением. Развитие языкового анализа и синтеза (на материале, способствующем закрепление исправленного звукопроизношения).

Закрепление понятий: речь, предложение, слово.

Характеристика и отличительные особенности слов, называющих предметы (существительных), признаки предметов (прилагательных), действия предметов (глаголов).

Составление предложения по вопросам, по картинкам, по схеме, по опорным словам:

- составление простых распространенных предложений без предлога;

- составление простых распространенных предложений с предлогами:  к, с, со, за, из-за, без, под, из-под, над, между, перед.

Развитие навыков связной речи.

Составление предложений по вопросам, по сюжетной картинке, по серии картинок. Распространение предложений.

Составление простых распространённых предложений. Объединение нескольких предложений в небольшие рассказы.

Закрепление умения вести несложный диалог, правильно и быстро ставить вопрос, подобрать для ответа нужное слово.

Развитие просодической и мелодико-интонационной стороны речи.

Развитие интонационной выразительности речи.

Заучивание наизусть стихов, скороговорок, пословиц.

Развитие психических процессов: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

В различных играх и упражнениях на всех этапах занятия.

Развитие моторики: общей, мелкой.

Проведение физкультминуток, включающих общеразвивающие физические упражнения.

Формирование графических навыков (обводка, написание элементов печатных букв).

3-ий период обучения (март, апрель, май)

Содержание работы

Примерные приёмы и методы работы

Индивидуальные занятия

Продолжение работы по исправлению недостатков звукопроизношения в соответствии с индивидуальными планами:

- развитие артикуляционного аппарата;

- постановка нарушенных звуков;

- автоматизация правильного звукопроизношения;

- дифференциация близких по произношению и акустическим признакам звуков;

- введение поставленных и автоматизированных звуков в речь.

На материале слогов, слов, словосочетаний и связных текстов.

Использование специальных звуковых игр и упражнений для автоматизации и дифференциации звуков.

Развитие общеречевых навыков и речевого слуха.

Выполнение упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Игры на узнавание и различение голосов.

Развитие фонематического восприятия и представлений.

Закрепление умения находить заданный звук в слове, определять его место и отмечать его на схеме, давать этому звуку характеристику.

Развитие грамматически правильного оформления речи.

Установление связи между словами в предложении при помощи вопросов.

Тренироваться в  постановке вопросов к нужному слову.

Закрепление умения отвечать развёрнуто на поставленный вопрос.

Развитие психических процессов: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения), мелкой и общей моторики.

В специальных играх и упражнениях на каждом занятии.

Подгрупповые занятия

Закрепление правильного звукопроизношения. Развитие фонематического, слогового и языкового анализа и синтеза (на материале, способствующем автоматизации правильного произносимых звуков):

- различение звуков на слух;

- дифференциация звуков на слух;

- анализ и синтез предложений;

- слоговой анализ и синтез.

Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия.

Закрепление правильного произношения поставленных на индивидуальных занятиях звуков. Различение этих звуков на слух.

Дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости; по звонкости-глухости; по месту и способу образования.

Выделение нужных звуков из состава слова, развитие умения характеризовать звук.

Деление слов на слоги. Анализ и синтез слогов (обратных, прямых, закрытых и со стечением согласных) и слов различного звуко-слогового  состава.

Совершенствование навыка звукового анализа при решении кроссвордов и отгадывании ребусов.

Составление деформированных предложений. Составление схем предложений с предлогом и без предлога. Практическое использование перемены смысла предложения при перестановке слов в нем.

Воспитание внимания к изменению грамматических форм слова и к способам словообразования. Формирование грамматических средств языка и навыков словоизменения (на материале, способствующем автоматизации правильного произносимых звуков).

Образование существительных родительного падежа множественного числа (птиц, лосей).

Образование существительных с помощью суффиксов: иц-, -щик-, -ищ- (медведица, носильщик, ручищи).

Образование приставочных глаголов (въехал, отъехал).

Употребление разноспрягаемого глагола хотеть.

Согласование прилагательных с существительными (футбольный мяч).

Образование сложных слов (фоторужьё).

Образование притяжательных прилагательных (медвежьи следы).

Формирование умения изменять глаголы по лицам и числам.

Развитие связной, грамматически правильной речи путем практического употребления словосочетаний, связи слов в предложении (на материале, способствующем автоматизации правильного произносимых звуков).

Закрепление навыка составления и распространения предложения по вопросам, по картинкам, по схеме, по опорным словам:

- составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что;

- составление предложений по опорным словам и объединение их в рассказ.

Учить правильно и быстро отвечать на вопросы, давать простейшую оценку прочитанного, рассказывать связно, не отступая от основного смысла; излагать мысли и события в логической последовательности.

Учить делать пересказ небольшого текста (с помощью логопеда).

Развитие основных типов монологической речи (на материале, способствующем автоматизации правильного произносимых звуков).

Учить детей сознательно воспринимать тексты, находить связь между описываемыми фактами и явлениями, выражать своё отношение к персонажам рассказа, сказки, их поступкам.

Постанока-драмматизация понравившейся сказки.

Развитие интонационной выразительности речи.

Заучивание наизусть и проговаривание с нужной эмоциональной окрашенностью стихов, скороговорок, потешек, пословиц (на материале, способствующем автоматизации правильного произносимых звуков).

Развитие психических процессов: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения), развитие мелкой и общей моторики.

С помощью специальных игр и упражнений на каждом занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе "Звуки [Д], [Дь] и буква Д."

Данное занятие было составлено к МО учителей-логопедов города-курорта Ессенутки по моей аттестации на I квалификационную категорию по теме "развитие графо-моторных навыков у детей, имеющих различные н...

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "Звук "З" и буква "З".

Конспект занятия по обучению  грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Звук "З" и буква "З"....

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы "Школа будущих космонавтов"

Данный конспект представляет материал по работе с детьми в рамках программы "Кругозор" с использованием игровой технологии и с применением нестандартного оборудования в выстовочном...

Конспект открытого группового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

ГБОУ ШМК «Бибирево» ДО1, В марте 2018 г  в логопедической группе №4 прошло открытое занятие по обучению детей грамоте "ИГРАЕМ В ШКОЛУ"Представлен конспект открытого гр...

Конспект логопедического семинара-практикума для родителей детей подготовительной к школе группы «Давайте поиграем с детьми»

Вовлечения родителей в образовательную деятельность,  обучения их приемам логопедической работы.  Цель данного мероприятия: научить родителей применять речевые игры в домашних условиях для п...