Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»
план-конспект урока на тему
Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия в зимнем лесу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря
в старшей логопедической группе для детей с ОНР
«Зимующие птицы. Прогулка в лес»
Цели.
- Развитие познавательной активности детей
- Обогащение и активизация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы», используя речевые игры и игры с музыкальным сопровождением, графические изображения
- Развитие общей и мелкой моторики
- Развитие темпа и ритма речи, координации движений
- Формирование грамматического строя речи
- Работа над просодической и смысловой сторонами речи с использованием паралингвистических методов обучения
- Воспитание любви и бережного отношения к природе
Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, кормушка, деревья (декорации) в зимнем убранстве, шапочки птиц, игрушка Сова
Предшеств. работа: рассматривание иллюстраций, фотографий, картин, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений
Ход занятия
1. Орган. момент. Приветствие: (под музыку)
К нам гости пришли- дорогие пришли.
Мы для вас кисель варили, пироги пекли.
Раз-два, раз-два -поздороваться пора!!! Здравствуйте!
2. Введение в тему занятия
Загадки о птицах Ребята, послушайте мои загадки-
дайте быстро мне отгадки:
**Прыгает мальчишка в сером армячишке,
любит крошки клевать, что за проворная птица? -Воробей!!!
***Повадкой вороватая
Крикуша хрипловатая-всем она знакома
Кто она? -Ворона!!!!
****Красногрудый-чернокрылый,
Любит ягоды клевать,
С первым снегом на рябинке
Он появится опять. – Снегирь.
3. Сообщение цели занятия. О ком сегодня будем говорить? (о птицах).
Вы правильно поняли, мы сегодня поведем разговор о птицах. Скажите ребята, а птицы, которых мы отгадали- как называются одним словом? (Зимующие) А почему их так называют? (потому что они зимуют рядом с нами, живут в городе или лесу). Ребята, а как вы понимаете слова из загадок? Дети говорят, как они понимают слова- вороватая, хрипловатая, (Ответы детей- воровата-ворует, тащит без спроса, хрипловатая-кричит хриплым голосом, крикунья-кричит, красногрудый, чернокрылы-красная грудка, черные крылья?
Хотите посмотреть, как зимуют птицы в лесу? (Да) Тогда сейчас все отправимся в лесную сказку, посмотрим зимнюю природу и понаблюдаем зимующих птиц.
4. Вхождение в воображаемую ситуацию. Дети имитируют, как надевают на себя одежду и шапки, перчатки. Надевая перчатки, гладим каждый пальчик и говорим слова:
1-2-3-4-5 будем пальцы одевать.
Девочки и мальчики все одели пальчики!
Надо сказать волшебные слова:
Хлопни-топни-повернись- и в лесочке очутись!
В лесу нас встречает Мудрая Сова.
Игра под музыку «Сова-большая голова».
Ох, ты, совушка-сова- ты большая голова,
Ты на дереве сидела- головою ты вертела.
Под гору свалилася, с горки прокатилася!
Вопросы: Что знаем о сове? (Она охотится ночью. Это хищная птица). Какое у неё жилище? (Она живет в дупле)
Мудрая Сова приготовила для вас задания. Дети садятся на стулья.
5. Работа с картинным материалом. Логопед выставляет на доску картинки птиц: дятла, галки, синицы, совы, сороки, снегиря, воробья, вороны. (Карточки в форме снежинки)
Это дятел. Что знаем о нем? (Он лечит деревья, он доктор леса)
Это синица. Что можем сказать о синице? (У неё желтая грудка)
Сорока-у неё белые бока, черные крылья, она приносит новости.
Галка-серая, умная, заботливая. и т п
6. Отработка глагольного словаря. Угадайте, про какую птицу я говорю
Каркает-кто? Чирикает-кто?
Стрекочет-кто? Долбит по дереву-кто? Ухает-кто?
На последней снежинке нарисована схема- большая птица и маленький птенчик. Как вы думаете, ребята, какое это задание? (надо назвать птенцов)
У вороны-воронята
У совы-совята
У воробья-воробьята
У галки-галчата
7. Отработка речи с движением.
Молодцы! Загадки вы хорошо отгадываете, а считалки про птиц вы знаете? (Да) Дети встают в круг
Считалка с движением:
Раз-два-три-четыре-пять, будем птичек мы считать!!
Говорят на заре, собирались на горе
Голубь, гусь и галка. Вот и вся считалка.
Вам нравится в лесу? Но посмотрите-что происходит.
8. Психогимнастика- Вдруг подул сильный ветер (дети дуют), покажите, дети, как стало холодно, грустно, как мы замерзли- дети съежились, а потом солнышко пригрело(греют ладошки)- покажем как нам стало радостно, весело, тепло, мы потянулись.(Использовать Солнышко с разной мимикой)
У птиц, как и у людей, бывает разное настроение. Мудрая Сова предлагает поиграть в игру «Угадай настроение птички» (под музыку)
По кружочку иду
и к кому-то подойду,
не ленись- не зевай,
настроенье угадай
(Дети угадывают настроение птички, использовать шапочку вороны)
9. Отработка грамматических форм.
Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку). Какое слово прячется здесь? (Корм) Я принесла с собой кормушку. Давайте насыпем корм и оставим её для птиц. Как вы думаете, кто прилетит сюда? (Ответы детей: много ворон, много синиц, много голубей, много сов, много снегирей и т д)
(употребление существ-ых множеств.числа в родительном падеже)
Мудрой Сове нравится, как вы отвечаете.
10. Выход из воображаемой ситуации.
А нам пора прощаться с Мудрой Совой, Зимней сказкой, возвращаться в детский сад, давайте скажем волшебные слова:
До свиданья, зимний лес, не забудем мы чудес
Ты скорее-повернись- снова в зале очутись!
11. Итог занятия. Ребята, смотрите-ка, мы опять с вами в нашем уютном зале, а где мы сегодня были с вами. О ком беседовали? Что вам запомнилось? Что понравилось? (Ответы детей)
Дети прощаются:
Поскорее выходите | А Мороз-Красный Нос До свиданья гости Ждем еще вас в гости! |
Учитель-логопед Матвеева Ю.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматической компетенции и связной речи у детей с ОНР
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматической компетенции и связной речи у детей с ОНРсредняя возрастная группа, первый год обучения...
Конспект группового логопедического занятия по развитию речи с воспитанниками старшей группы с ЗПР
Занятие направлено на развитие импрессивного и экспрессивного словаря по лексической теме "Дом"...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГОПЕДИИ В0 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ С-Ш, РАСШИРЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ПО ТЕМЕ «ПОСУДА» У ДЕТЕЙ С СНР СРЕДНЕЙ И ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНИ».
Цель:Автоматизация и дифференциация С-Ш в речи.Расширение и активизация словаря по теме «посуда», развитие грамматического строя речи, связной речи. Коррекционно-образовательные задачи:-...
Конспект открытого занятия учителя-логопеда со специалистами в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Тема: «Корзина-путешественница»
Уточнение и активизация словаря по теме: "Огород и овощи". Совершенствование грамматических категорий и развитие связной речи....
Программно-методическое обеспечение Программа логопедических занятий для специальной (коррекционной) школы . Тематическое планирование логопедических занятий для 1 – 7 классов.
Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час...
Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
В современных условиях развития общества перед логопедией стоят задачи поиска наиболее оптимальных методов обучения и воспитания детей с ТНР. В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей становится ...
Конспект логопедического занятия по развитию устной связной речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Вода на Земле»
Конспект логопедического занятия по развитию устной связной речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Вода на Земле»Цель: развитие связной речи...