конспект занятия по логопедии
план-конспект на тему
1.Конспект логопедического занятия. Тема: Автоматизация звука [Л] на материале лексической темы «Птицы» в 3 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx | 29.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия. Тема: Автоматизация звука [Л] на материале лексической темы «Птицы» в 3 классе
Цель: Закрепление правильного произношения звука Л в словах, фразах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- Закреплять умение сравнивать предметы по размеру, согласовывать существительные с местоимениями мой, моя, образовывать форму родительного падежа единственного числа существительных, подбирать слова – действия.
Коррекционно - развивающие:
- Развивать фонематический слух; упражнять в определении места звука в слове.
- Развивать логическое мышление, зрительное внимание, память, мелкую моторику.
- Развивать самооценку и работоспособность.
Коррекционно - воспитательные:
- Воспитывать активность и самостоятельность учащегося на занятии.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: предметные картинки с изображением диких птиц, разрезной индивидуальный лист с изображением птицы, ИКТ.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?
Ребёнок: Хорошее.
Логопед: А угадай, какое у меня настроение. Перед тобой лежат смайлики. Как ты думаешь, какой смайлик мне подойдет?
Ребёнок: Выбирает смайлик с улыбкой и показывает.
Логопед: Правильно и у меня сегодня хорошее настроение. Тогда начнем наше занятие.
Основная часть.
Игра «Что лишнее?»
Перед ребёнком на столе разложены картинки (изображение диких птиц и самолета)
Логопед: Кто это?
Ребёнок: Птицы?
Логопед: Что здесь лишнее?
Ребёнок: Самолет не птица.
Логопед: Правильно , догадайтесь о ком сегодня пойдет речь на занятии, какая тема сегодняшнего занятия?
Ребёнок: Будем говорить о птицах. Тема «ПТИЦЫ»
Логопед: Правильно. Назовите всех птиц, которые на картинках.
Ребёнок: Ласточка, орёл, соловей, голубь, дятел.
Логопед: Молодцы! А какой звук ты слышишь во всех этих словах?
Ребёнок: звук Л.
Логопед: Как правильно произносить этот звук?
Ребёнок: Губы в улыбке, язычок на верху за зубами, упирается в «верхние бугорки», горлышко вибрирует. Произносит звук.
Логопед: Дай, пожалуйста, характеристику звука Л.
Ребёнок: звук Л согласный, звонкий, твёрдый, не парный.
Логопед: определи место звука Л в словах: ласточка, соловей, орёл.
Ребёнок: В слове «ласточка» звук Л стоит в начале слова, в слове «соловей»-в середине, в слове «орёл»-в конце.
Составление предложений с союзом а, употребление слов – антонимов.
Логопед:А ткак вы думаете, какая из этих птиц самая большая?
Ребёнок: Орел.
Логопед: правильно, давайте посмотрим видеоролик про орла.(3мин.)
Логопед: Назови большую по размеру птицу и маленьких по сравнению с ними.
Ребёнок: Орёл большая по размеру птица, а ласточка маленькая.
Орёл большая по размеру птица, а соловей маленькая.
Орёл большая по размеру птица, а голубь маленькая.
Орёл большая по размеру птица, а дятел маленькая.
Орёл большой, а ласточка маленькая.
Орёл большой, а голубь маленький.
Орёл большой, а дятел маленький.
Орёл больше соловья.
Орёл больше дятла.
Орёл больше голубя.
Орёл больше ласточки.
Игра «Мой - моя»
Логопед: показывая на картинку говорю: Это мой дятел.
Ребёнок: показывая на картинку говорит: Это мой орёл. Это мой голубь. Это моя ласточка. Это мой соловей.
Физминутка: «Пальчиковая гимнастика».
Пальчики – головка, крылышки – ладошка.
1.Ребёнок выполняет следующие действия: ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими.
2.Дети изображают, как птицы учатся летать. Руки разводят в стороны и поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох.
Игра «Кого нет?».
Логопед: Посмотри внимательно на картинки. Я уберу одну картинку, а ты скажи, кого нет.
Ребёнок: нет ласточки, нет орла, нет соловья, нет голубя, нет дятла.
Работа с индивидуальным листом.
Предлагаю ребёнку составить целое из частей «Собери картинку птицы-дятел».
А теперь проговорим скороговорку про дятла
« Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, Да не продолбил и не выдолбил.»
Игра на закрепление знаний о действиях предметов «Что делает?»
Логопед: Скажи что делает ласточка? (что делает голубь?, что делает орёл?, что делает соловей?).
Ребёнок: ласточка летает, кормит птенцов, строит гнёзда, улетает в тёплые края и т.д.Асейчас
Итог занятия.
Логопед: Какой звук мы повторяли на занятии?
Ребёнок: Звук Л.
Логопед: Назови птиц в названии которых есть звук Л.
Ребёнок: Ласточка, орёл, соловей, голубь, дятел.
Логопед: Оцени свою деятельность на занятии.
Ребёнок :Хорошо.
Логопед: Молодец! А теперь давай я угадаю твое настроение после занятия и найду соответствующий смайлик. Занятие окончено.
Самоанализ логопедического занятия
Занятие по логопедии разработано для учащихся 3 класса коррекционной школы, детей с умственной отсталостью . Тема занятия «Автоматизация звука [Л] на материале лексической темы «Птицы»». соответствует тематическому плану. Данное занятие является вторым в разделе «Дикие птицы». Оно занимает важное место в системе занятий по изучаемой теме, организовано в соответствии с планом коррекционно- развивающей работы. Цель занятия -закрепление правильного произношения звука Л в словах, фразах, предложениях.
Образовательная задача -закреплять умение сравнивать предметы по размеру, согласовывать существительные с местоимениями мой, моя, образовывать форму родительного падежа единственного числа существительных, подбирать слова – действия прослеживалась на протяжении всего занятия..
Развивающие задачи- развивать фонематический слух; упражнять в определении места звука в слове, логическое мышление, зрительное внимание, память, мелкую моторику, развивать самооценку и работоспособность.
Воспитательная задача-воспитывать активность и самостоятельность обучающегося на занятии., бережное отношение к природе.
Цель и задачи соответствуют содержанию занятия. Цели выполнялись в единстве коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задачах. Решение задач достигается различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими.
Для детей данной категории характерно недоразвитие , как речевых так и неречевых процессов, поэтому мною было запланировано развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, слуховое внимание. Учитывались следующие дидактические принципы: принцип наглядности обучения, принцип сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, принцип индивидуального подхода. Все эти принципы были реализованы на занятии.
Весь материал подготовлен в соответствии с речевыми и возрастными особенностями ребёнка. Направлен на развитие логического мышления, зрительного внимания, памяти, мелкой моторики, развитие связной речи на материале лексической темы : «Птицы».
Для предупреждения утомления детей мною была запланирована смена и чередование видов деятельности, а именно: артикуляционные упражнения, упражнений для развития мелкой и общей моторики, дыхательная гимнастика, игровые упражнения и т.д. Смена видов деятельности позволила предотвратить перенасыщенность и утомляемость от работы.Учащиеся динамично переключались с одного вида деятельности на другой. Для эмоциональной окрашенности, расширения, обогащения словаря и представлений был использован видеоролик. План-конспект выполнен в полном объеме.
Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные формы, методы и приёмы обучения считаю рациональными и целенаправленными на достижение главной цели, так как они обеспечили мотивацию деятельности, организацию учащихся на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания.
Анализ логопедического занятия
Занятие по логопедии относится к блоку «Дикие птицы», речевой материал соотносится с лексическими темами занятий по развитию речи. Логопедическое заключение группы данных учащихся - системное недоразвитие речи средней степени. Низкий уровень сформированности познавательных процессов и нарушена звукопроизносительная сторона речи, что , в целом говорит о нарушении лексико-грамматический компонента речевой системы, поэтому ребята недостаточно понимают учебные задания, указания, инструкции, испытывают трудности овладения учебными понятиями, терминами, трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы. Отмечается недостаточное развитие связной речи. У данных детей на письме встречаются элементы оптической дисграфии. Неправильно воспроизводят пространственное соотношение буквенных элементов.
Учитывая всё это, были намечены цель, задачи, содержание занятия, определена форма проведения, подобраны методы, приёмы и средства, необходимые для получения положительного результата. В ходе занятия использовались общепедагогические и логопедические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. Выбранные методы полностью соответствовали цели и задачам занятия. Метод обсуждения изучаемого материала- активное взаимодействие учителя-логопеда с учащимися через беседу, что показало наличие у них определённого запаса знаний на данную тему, необходимых и достаточных для компетентного участия в работе, что привело к правильному результату.
Метод демонстрации (показа) обеспечил эффективное восприятие и осмысление логопатами сложных изменений артикуляционных образов звуков при произношении и связь их с буквами. Обучающий результат данного метода состоит в обогащении учащихся правильными знаниями и эмоциональной окрашенности.
Из серии практических методов был выбран метод упражнения, так как он является наиболее эффективным по выработке умений и навыков, по закреплению знаний. Данный метод применялся в виде планомерного организованного многократного сознательного повторения умственных и практических действий с целью формирования правильного артикуляционного уклада изучаемых звуков и отработки практических действий по запоминанию оптического образа букв.
На протяжении всего занятия используется словесный метод- беседа, который позволяет контролировать усвоение материала учащимися.
Методы стимулирования и мотивации интереса к учению были использованы с целью психологической настройки, побуждения к учению.
Метод поощрения использовался при каждом правильном ответе ученика для создания ситуации возникновения острого желания действовать таким же образом, чтобы испытать состояние психического комфорта как можно чаще.
На занятии продемонстрированы возможности эффективного использования современных наглядных методов обучения. ИКТ вводятся в основной части занятия, что помогает:
• улучшить восприятие информации;
• развивать визуальное восприятие;
• улучшить память, внимание;
• усилить мотивацию к образовательному процессу.
Организационный момент создал положительный настрой на обучение, пробудил интерес к познанию нового, помог включить детей в работу с первых минут занятия. Использование активного метода обучения «Мой смайлик» помог определить эмоциональное состояние учащегося на начало занятия и в конеце.
Основной этап занятия содержит все необходимые части для этого типа занятия. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности с соблюдением всей необходимой поэтапности. При введении в тему учащиеся через проблемную ситуацию сами определили тему и цель занятия.
В занятие для снятия усталости и напряжения была включена динамическая пауза «Птичка», которая внесла эмоциональный заряд на занятие, совершенствовала общую моторику и способствовала выработке чётких координированных действий во взаимосвязи с речью и дыхательной гимнастикой. Так же она отражала лексическую тематику занятия.
В конце занятия подведен итог непринуждённым закреплением отработанной темы и через активный метод обучения «Мой смайлик» выявлено ее эмоциональное состояние.
Содержание занятия соответствует поставленной цели и задачам, способствует автоматизации звука [Л]. На занятии прослеживается межпредметная связь с предметами: русский язык, чтение, ознакомление с окружающим миром и развитие речи.
В основу проведения занятия было заложено сотрудничество ученика и учителя, т.к. такой вид занятия существенно повышает мотивацию учения, продуктивность учебной деятельности, обеспечивает индивидуальную работу ученика, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.
Система работы учителя соответствует общепедагогическим и логопедическим требованиям. Учитель правильно определил объем учебного материала и время для выполнения заданий, обогащал словарный запас, развивал звуковую сторону речи в комплексе с фонематическим восприятием. Большое внимание на занятии учитель-логопед уделял здоровьеразвитию учащихся. Своевременно и качественно проводил динамическую и офтальмологическую паузы. Микроклимат, созданный учителем-логопедом на занятии, способствовал спокойной, плодотворной работе. Характер общения на уроке – демократический, учитель-логопед поэтапно поощрял работу учащегося.
Общие результаты занятия оправдали ожидания - занятие прошло на высоком уровне, в необходимом темпе. Ребенок продемонстрировал сформированные умения и навыки по теме. Для достижения лучших результатов с учащимся будет продолжена коррекционная работа на следующих занятиях индивидуально и в подгруппе.
Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные формы, методы и приёмы обучения считаю рациональными и целенаправленными на достижение главной цели, так как они обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по логопедии. Тема: "Дифференциация звуков Ш-Ж".
Занятие по логопедии в коррекционной школе 8 вида. Вид занятия: повторение....
Конспект занятия по логопедии
Конспект занятия по логопедии по теме "Имя прилагательное. Путешествие в страну признаков". Урок-игра. В разработке представлены артикуляционная гимнастика, чистоговорки, игры, загадки по теме....
Конспект занятия по логопедии
Конспект по теме "Родственные слова". В течение всего занятия уточняется понятие о родственных словах. В конспекте много увлекательных моментов. Подробно расписан ход занятия. Представлена артикуляцио...
Конспект занятия по логопедии
Конспект по теме"Дифференциация гласных первого и второго ряда. Зимующие птицы. Снегирь, синица". Имеются приложения....
План-конспект занятия по логопедии в старшей группе по теме: Гласные звуки и буквы
Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе по теме "Гласные звуки и буквы"...
Конспект занятия по логопедии
конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспекты занятий по логопедии "Не парные согласные" для 1 класса с ФФНР
Конспекты занятий по логопедии "Не парные согласные" для 1 класса с ФФНР...