Конспект занятия по логопедии
план-конспект урока по теме
Конспект по теме "Родственные слова". В течение всего занятия уточняется понятие о родственных словах. В конспекте много увлекательных моментов. Подробно расписан ход занятия. Представлена артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физминутка, игры разного плана по теме, работа с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_logop.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по логопедии логопеда Казанцевой Ольги Евгеньевны в коррекционной школе VIII вида
Тема: родственные слова.
Цель: уточнение понятий о родственных словах.
Задачи:
- Упражнять в подборе родственных слов.
- Пополнять, активизировать словарь. Развивать фонематический слух, внимание, наблюдательность, зрительное восприятие и графические навыки. Развивать мышление через обучение сравнения предметов.
- Воспитывать стремление к активной деятельности на занятиях.
Оборудование: кроссворд, изображение на плакате чуда-дерева, карточки со словами сад, рассада, посадки, садовод, садовник, посадили, картинки с изображением чуда-дерева на каждого ученика, карточки №1, №2 с заданием на каждого ученика, две нарисованные корзины, слова по отдельности из карточки №1
Ход занятия.
- Организационный момент.
Проверка готовности к занятию.
Отгадаем кроссворд и узнаем, куда мы пойдем сегодня гулять.
1 |
|
|
|
|
| |
2 |
|
|
|
| ||
3 |
|
|
|
|
|
1.Эта хищница болтлива.
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут ее … (сорока)
2.Бел, как снег,
В чести у всех.
В рот попал –
И там пропал. (сахар)
3.Она идет между сел и полей.
А люди все идут по ней. (дорога)
Ключевое слово сад.
- Артикуляционная гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять (рот широко открыт, движение языка влево-вправо)
Вместе в сад идем гулять (рот широко открыт, движение языка вверх-вниз)
Все посадки посадили, (язык горочкой)
Садовые цветы полили (выдох длительный в положении языка горочкой, холодная воздушная струя со звуком с-с-с),
А садовника разбудить забыли (язык в уголке рта)
Какие слова, близкие по звучанию про сад, встретились в гимнастике? (Сад, посадки, посадить, садовые, садовник).
Игра «Самый внимательный». Логопед предлагает запомнить и повторить в той же последовательности ряды слов:
Сад, садовый, посадить, посадки, садовник.
Соль, соленый, посолить, соленья, рассол.
Лес, лесник, перелесок, лесок, лесной.
Гора, горка, пригорок, горняк, горный.
Воз, возить, перевозка, повозка, возчик.
- Работа с текстом.
Логопед читает текст рассказа.
Родник роднит речку, река льётся-течет через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит: родник, родина, народ. Все эти слова как бы родня.
После того, как ученики прослушали текст, логопед выясняет, понятен ли им смысл слов родник, родина, родня, и говорит, что эти слова называются родственными.
Затем логопед читает стихотворение.
Как растут слова.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово, словно – корень,
Разрастаться сало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот еще посадки рядом
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
Вновь поясняется понимание смысла слов рассада, посадки, садовод, рассада, садовник.
Из какого слова «выросли» слова садовник, садовод, рассада, посадки? (Из слова сад). Слово сад – это слово-корень.
Логопед прикрепляет к доске плакат с изображением чудо-дерева. Слово сад прикрепляется к корню дерева.
Назовите слова, которые «выросли» из слова сад. (Ученики прикрепляют остальные слова на крону дерева).
Все эти слова произошли от одного корня и называются однокоренными, родственными.
- Пальчиковая гимнастика.
Рассказ о птице и птенчиках.
На дереве было гнездо с птенчиками. (Руки сложены одна на другую «гнездышком», «птенчики-пальчики» шевелятся).
Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов. (Ладонь раскрыта. Большой палец – это птица-мама, остальные пальцы птенцы).
Мама дала птенцам по одной гусенице (Большой палец однократно прикасается поочередно к остальным пальчикам) и по три мошке (трехкратное прикасание).
Наелись птицы и стали чистить клювы. Мама им помогает. (Большой палец поочередно с силой «чистит» верхние и боковые края остальных пальцев).
То же самое проделывается и со второй рукой.
Прошло время, птенцы стали большими, стали собираться в стаи, чтобы улететь на юг.(Взмахи скрещенными кистями рук).
Ученикам раздаются картинки с изображением дерева.
Впишите родственные слова, в пустые квадраты, выделите корень.
- Работа с однокоренными словами, не являющимися родственными.
Логопед показывает на доске пары слов: рис – рисунок; гора – горевать; водитель – вода – и предлагает ученикам найти общую часть этих слов. Затем предлагает записать пары слов в тетрадь, выделить в них общую часть – корень слова. Сравнить пары по смыслу. Сказать, будут ли эти слова родственными, почему?
Делается вывод.(Слова рис – рисунок, гора – горевать, водитель – вода не будут являться родственными, хоть и имеют общую часть – корень слова: рис, гор, вод. Эти слова имеют разное лексическое значение. Например: рис – злаковое растение, рисунок – творение человека.)
Задание: устно придумать предложение с каждым из слов.
- Физкультминутка.
Упражнения выполняются по стихотворению.
На носочки я встаю,
Яблочко я достаю.
С яблочком бегу домой,
Мамочке подарок мой!
- Закрепление изученного, тренировочные упражнения.
Девочка Маринка пришла в сад
Там на деревьях слова висят.
Вот тебе Марина для слов корзина.
Ученикам раздаются карточки с заданием.
Образец №1: разложите по корзинам, расположенным на доске, родственные слова. Запишите родственные слова в тетрадь в две колонки, выделите корень.
Гора, горе | Горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горький, горочка, пригорюнился |
Вода, водит | Водить, подводник, привод, водянистый, проводник, водяной, водица, заводная |
Рис, рисунок | Рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисинка, рисуночек, рисовод |
Образец №2: прочитайте слова, найдите лишнее, не подходящее по смыслу слово, объясните, почему оно не подходит.
Шиповник, шипы, шипит, шиповки.
Маленький, малыш, малевать, малявка.
Шипучка, шиповник, шипящий, зашипел.
- Итог занятия.
Что нового узнали? Чему научились? Послушайте слова: поле, полевой, полюшко. Как называются все эти слова (родственные, однокоренные). Из какого корня образовались все эти слова? (Пол). Все ли слова являются родственными, почему? (Все слова родственные, потому что все образованы от слова поле и имеют одно лексическое значение: поле – безлесая равнина, пространство; полюшко, так называют поле ласково; полевой – тот, который находится на поле).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по логопедии. Тема: "Дифференциация звуков Ш-Ж".
Занятие по логопедии в коррекционной школе 8 вида. Вид занятия: повторение....
Конспект занятия по логопедии
Конспект занятия по логопедии по теме "Имя прилагательное. Путешествие в страну признаков". Урок-игра. В разработке представлены артикуляционная гимнастика, чистоговорки, игры, загадки по теме....
Конспект занятия по логопедии
Конспект по теме"Дифференциация гласных первого и второго ряда. Зимующие птицы. Снегирь, синица". Имеются приложения....
План-конспект занятия по логопедии в старшей группе по теме: Гласные звуки и буквы
Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе по теме "Гласные звуки и буквы"...
Конспект занятия по логопедии
конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспекты занятий по логопедии "Не парные согласные" для 1 класса с ФФНР
Конспекты занятий по логопедии "Не парные согласные" для 1 класса с ФФНР...
План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДАИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ).УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МИЛЛЕР ОЛЬГА ВИКТОРОВНА....