Конспект занятия по логопедии
план-конспект урока по теме
Конспект по теме"Дифференциация гласных первого и второго ряда. Зимующие птицы. Снегирь, синица". Имеются приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp._po_logop._dekabr_2012.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Темы:
Логопедическая тема: Дифференциация гласных первого и второго ряда.
Лексическая тема: Зимующие птицы. Снегирь, синица.
Цели:
- Активизация внимания, подготовка к предстоящему занятию, ориентировка на тему занятия и актуализация соответствующей лексики.
- Упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда.
- Коррекция процессов памяти, внимания.
- Воспитание навыков общения, ответа на вопросы, контроля над собственным поведением, мотивации к обучению.
- Закрепление знаний о зимующих птицах. Обучение составлению сравнительного описания с использованием зрительных опор.
- Развитие навыка слогового анализа. Пополнение словарного запаса.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Проверка готовности к занятию
- Развитие мелкой моторики рук.
Ребята, перед вами доска с липкой лентой и коробочка с фасолью. Я предлагаю вам выложить на доске елку, солнце, дом. Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.
- Артикуляционная гимнастика. «Выбегай поскорей посмотреть на снегирей».
Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей. (Рот широко открыт. Язык высунут изо рта «лопаткой»).
Прилетели! Прилетели! (В быстром темпе кончик языка поднимаем, опускаем на губы).
Стайку встретили метели, (Круговые движения языком».
А Мороз Красный нос
Им рябинки принес. (Кончиком языка стараемся дотянуться до носа).
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил. (Облизываем губы)
- Повторение.
-Ребята, когда птицы улетают в теплые края?
-Какие птицы зимуют в нашей местности?
-С какими птицами мы уже познакомились на занятиях?
-Чем питаются зимующие птицы?
-Как вы помогаете своим пернатым друзьям зимой?
-Какой корм вы насыпаете им в кормушку?
Давайте вспомним гласные первого и второго ряда (таблица гласных). Скажите, как образуются гласные второго ряда?(йотированный согласный+гласный звук)
Сравните пары гласных: А-Я, О-Е, У-Ю, Э-Е, Ы-И (сходство по артикуляции, различение по написанию)
Ребята, эти гласные называются парными и чтобы их не путать на письме, мы будем учиться их различать.
- Сообщение нового материала.
На наших занятиях мы научились различать парные гласные, мы узнали, что гласные второго ряда – волшебные, они делают мягким согласный. Перед вами таблица с прямыми слогами. Давайте прочитаем хором прямые слоги, сочетая (М, Н, С, Т), попарно с гласными первого ряда, затем второго ряда.
М С | АОЭУЫ | Н Т | АОЭУЫ |
ЯЕЁЮЯ | ЯЕЁЮИ |
Ребята, что происходит с согласным, когда после него идет гласный второго ряда? (Согласный становится мягким).
Я предлагаю немного поиграть.
6. Игра «Волшебный мяч».
(Упражнение в слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких согласных).
Ребята, я буду называть вам твердый вариант, и при этом кидать мяч, а вы называете мягкий вариант и кидать мяч обратно.
-изолированно:
Б-БЬ, В-ВЬ, Г-ГЬ, Т-ТЬ, Д-ДЬ, М-МЬ, С-СЬ, К-КЬ, З-ЗЬ.
А теперь обратный вариант, вы называете мягкий, а я твердый.
-в слогах:
ДА-ДЯ, ДО-ДЕ, ДУ-ДЮ, ДЫ-ДИ
РО-РЕ, СО-СЕ, ФЫ-ФИ, ТУ-ТЮ
НЯ-НА, ВЕ-ВО, ЛЮ-ЛУ, БИ-БЫ
- Работа в тетрадях.
Диктант слогов.
Я буду проговаривать слоги, а вы записываете в один столбик слоги, содержащие мягкий согласный, а в другой- твердый.
СА, СЕ, РЕ, ЛЕ, МУ, МИ, ЗЯ, ФА, ДО, РЕ, КИ, БО, ГЕ, ТЫ, ЛЕ, ЛА.
Проверяем вслух, сверяем с доской.
Посмотрите на доску, перед вами написаны пары сов. Прочитаем их вслух.
МАЛ-МЯЛ, ЛУК-ЛЮК, МЫЛ-МИЛ, НОС-НЁС, ВОЛ-ВЁЛ.
Посмотрите, еще раз прочитайте и скажите, одинаково ли оно по написанию, по произношению, по значению? Обратите внимание на первые согласные в этих словах. Какие они, где твердые, а где мягкие? Запишите эти слова в тетради и с помощью цветных карандашей отметим мягкий и твердый согласный. (Синим – твердый, красным – мягкий)
Молодцы, а теперь немного отдохнем.
- Физминутка.
Встали, вышли из-за парты, поднимаем руки вверх, делаем глубокий вдох носом, опускаем руки вниз, выдыхаем воздух через рот. Руки не напряжены (4-5 раз). А теперь под подвижную музыку немного потанцуем.
Руку правую вперед,
А потом ее назад,
И опять ее вперед,
И немного потрясем.
Мы танцуем буги-вуги
Поворачиваем круги и в ладоши хлопаем вот так. (Тоже самое, только с левой руки).
Отдохнули, а теперь продолжаем работу.
- Работа по карточкам.
Ребята, перед вами лежат карточки с предложениями, где в словах пропущены гласные. Вставьте их и цветными карандашами обведите твердые и мягкие согласные. Мягкий – зеленым, твердый – синим, гласный второго ряда – красным.
Цветы у В…ли зав…ли.
Л…ся л…бит л…к.
Юр… был рад, что попал в первый р…д.
У П…т… ут…та, а у В…т… кот…т….
Н…жно полить вишн….
Проверяем работу. (Цветы у Вали завяли. Люся любит лук, Юра был рад, что попал в первый ряд. У Пети утята, а у Вити котята. Нужно полить вишню,)
- Составление сравнительного описания снегиря и синицы.
Выясняем сходство и различия.
Чем похожи?
У снегиря и синицы есть голова, туловище, лапки. На голове находятся глаза, клюв, на туловище – крылья и хвост, на лапках коготки.
Чем отличаются?
Формой тела, окраской оперения.
СНЕГИРЬ | СИНИЦА |
Черная | ГОЛОВА | Черная с белыми щечками |
Красная | ГРУДКА | Желтая с черным галстуком |
Серая | СПИНКА | Темно-зеленая |
Черная | КРЫЛЬЯ | Серые |
Черный | ХВОСТ | Зеленоватый |
- Развитие зрительного восприятия, графических навыков.
Раздаются шаблоны снегиря и синицы, дети должны обвести шаблоны, определить, где снегирь, а где синица. Заштриховать синицу сверху вниз, а снегиря – слева направо.
- Итог занятия.
Давайте вспомним гласные первого ряда, второго ряда, еще раз их произнесем. Если гласная второго ряда стоит после согласного, то каким будет согласный?
О каких птицах мы сегодня говорили? Чем похожи все птицы? Чем отличаются друг от друга?
Что понравилось на занятии больше всего?
Приложения
АОЭУЫ | АОЭУЫ |
ЯЕЁЮЯ | ЯЕЁЮИ |
СА | СЕ |
МУ | ЛЕ |
ФА | РЕ |
ДО | МИ |
БО | ЗЯ |
ТЫ | РЕ |
ЛА | КИ |
ГЕ |
ТЕ |
СА | СЕ |
МУ | ЛЕ |
ФА | РЕ |
ДО | МИ |
БО | ЗЯ |
ТЫ | РЕ |
ЛА | КИ |
ГЕ |
ТЕ |
СА | СЕ |
МУ | ЛЕ |
ФА | РЕ |
ДО | МИ |
БО | ЗЯ |
ТЫ | РЕ |
ЛА | КИ |
ГЕ |
ТЕ |
СА | СЕ |
МУ | ЛЕ |
ФА | РЕ |
ДО | МИ |
БО | ЗЯ |
ТЫ | РЕ |
ЛА | КИ |
ГЕ |
ТЕ |
КАРТОЧКА
Цветы у В…ли зав…ли.
Л…ся л…бит л…к.
Юр… был рад, что попал в первый р…д.
У П…т… ут…та, а у В…т… кот…т….
Н…жно полить вишн….
КАРТОЧКА
Цветы у В…ли зав…ли.
Л…ся л…бит л…к.
Юр… был рад, что попал в первый р…д.
У П…т… ут…та, а у В…т… кот…т….
Н…жно полить вишн….
КАРТОЧКА
Цветы у В…ли зав…ли.
Л…ся л…бит л…к.
Юр… был рад, что попал в первый р…д.
У П…т… ут…та, а у В…т… кот…т….
Н…жно полить вишн….
КАРТОЧКА
Цветы у В…ли зав…ли.
Л…ся л…бит л…к.
Юр… был рад, что попал в первый р…д.
У П…т… ут…та, а у В…т… кот…т….
Н…жно полить вишн….
СНЕГИРЬ | СИНИЦА |
Черная | ГОЛОВА | Черная с белыми щечками |
Красная | ГРУДКА | Желтая с черным галстуком |
Серая | СПИНКА | Темно-зеленая |
Черная | КРЫЛЬЯ | Серые |
Черный | ХВОСТ | Зеленоватый |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по логопедии. Тема: "Дифференциация звуков Ш-Ж".
Занятие по логопедии в коррекционной школе 8 вида. Вид занятия: повторение....
Конспект занятия по логопедии
Конспект занятия по логопедии по теме "Имя прилагательное. Путешествие в страну признаков". Урок-игра. В разработке представлены артикуляционная гимнастика, чистоговорки, игры, загадки по теме....
Конспект занятия по логопедии
Конспект по теме "Родственные слова". В течение всего занятия уточняется понятие о родственных словах. В конспекте много увлекательных моментов. Подробно расписан ход занятия. Представлена артикуляцио...
План-конспект занятия по логопедии в старшей группе по теме: Гласные звуки и буквы
Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе по теме "Гласные звуки и буквы"...
Конспект занятия по логопедии
конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспекты занятий по логопедии "Не парные согласные" для 1 класса с ФФНР
Конспекты занятий по логопедии "Не парные согласные" для 1 класса с ФФНР...
План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДАИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ).УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МИЛЛЕР ОЛЬГА ВИКТОРОВНА....