Рабочая адаптированная программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России" для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа на тему

Беляева Марина Геннадьевна

Цель программы:

- создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;

- формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств личности;

- воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей;

- расширение и углубление знаний  о родном городе, о его прошлом и настоящем;

- воспитание чувства гордости, любви и уважения к родному городу.

 

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- Создание условий для развития у обучающихся с ОВЗ патриотических чувств, любви и привязанности к своей семье, дому, родному городу;

- Предоставление возможности учащимся почувствовать себя  горожанами, участниками жизни города; воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;

- Знакомство с городом, его историей и достопримечательностями;

- Формирование эффективной работы по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- Развитие системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_ya-_grazhdanin_rossii_2_klass.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа № 5

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

г. о. Орехово - Зуево

                                                       

                                                 «Утверждаю»

                                                                       Директор МОУ ОШ №5

________Кузнецова И.С.

                                                                       «___» __________ 2017г.

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я – гражданин России

2 класс «А»

2017-2018 уч. год

                                                Составитель: учитель 1 категории Беляева М.Г.

 

                                                                   

2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014  №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ на 2016-2020 г.г.
  4. Приказ № 206  от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ  «О разработке рабочих программ по учебным предметам и курсам»
  5. Приказ № 205 от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ «О введении в МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
  6. Учебный план для учащихся 2-а класса МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ  в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2017-2018  учебный год.

       Патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья - одно из приоритетных направлений, реализуемых в нашем образовательном учреждении.  В МОУ ОШ №5 для обучающихся с ОВЗ ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководствуясь данной программой внеурочной деятельности, учитель сформирует у воспитанников такие важные для  человека черты, как любовь к родному краю, к Родине, её истории, уважение к людям других национальностей. Познакомит детей с символами государства, историческими личностями, разовьет интерес к русским традициям и промыслам. Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, к улице, на которой ребенок живет, к  школе, к городу.

          В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё.  

 100-летие со дня рождения нашего родного и любимого города Орехово-Зуево - это замечательный повод рассказать детям о  его истории,  укладе жизни, быте, обрядах, верованиях, истории  предков, их культуре.          

Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа “Я – гражданин России”  направлена на системный подход к формированию гражданской позиции обучающихся с ОВЗ, создание условий для  самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать развивающий потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

           Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  

       

       Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Цель программы: 

- создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; 

- формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств личности;

- воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей;

- расширение и углубление знаний  о родном городе, о его прошлом и настоящем;

- воспитание чувства гордости, любви и уважения к родному городу.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- Создание условий для развития у обучающихся с ОВЗ патриотических чувств, любви и привязанности к своей семье, дому, родному городу;

- Предоставление возможности учащимся почувствовать себя  горожанами, участниками жизни города; воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;

- Знакомство с городом, его историей и достопримечательностями;

- Формирование эффективной работы по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- Развитие системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования.

 

        Формы организации  деятельности:

  • Беседы
  • Чтение произведений художественной литературы
  • Разучивание стихотворений о родном городе, рассматривание буклетов, фотографий, иллюстраций об Орехово-Зуево
  • Творческая деятельность (игровое, песенное, танцевальное, художественное творчество)
  • Встречи с интересными людьми
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала  
  •  Целевые прогулки в парк, музеи, к достопримечательностям города    
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Тренинги
  • Наблюдение  за событиями в городе, стране
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • Заочные путешествия
  • Акции благотворительности, милосердия
  • Творческие проекты, презентации
  • Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
  • Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания  

Программа “Я – гражданин России”  включает  пять направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

1. “Я - ученик” – формирование гражданского отношения к себе.

Задачи:

-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- воспитывать у обучающихся с ОВЗ понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;

- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Предполагаемый результат деятельности:

понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:

-формировать уважение к членам семьи;

-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Предполагаемый результат деятельности:

-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

 

3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.

Задачи:

-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина

Предполагаемый результат деятельности:

умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.

4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.

Задачи:

- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;

- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Предполагаемый результат деятельности:

осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

5. “Я и моя Родина” – формирование гражданского отношения к родному городу, Родине.

Задачи:

- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

Предполагаемый результат деятельности:

убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Ценностные установки и планируемые результаты

Ценностные установки:  

-любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям;  

-долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

-родная земля, заповедная природа, планета Земля;

-красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

 Планируемые результаты:

  1. Формирование ценностного отношения  к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
  2.  Учащиеся получат знания  из  истории страны, города; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,  узнают традиции своей семьи и образовательного учреждения.

 

 В результате реализации программы ожидается:

  •  развитие творческих способностей;
  •  осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  •  формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  •   осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической          деятельности.

 

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

 

             Программа по  внеурочной деятельности  для обучающихся с ОВЗ “Я – гражданин России” во 2-а классе рассчитана на 1 час в неделю в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.“Я - ученик”– формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

Я – ученик. Мой портфель. Мой день.

Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

 2.“Я и семья”– формирование гражданского отношения к своей семье.

Я помощник в своей семье.

Моя любимая мамочка.  Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.

3.“Я и культура” – формирование отношения к искусству.

Что посеешь, то и пожнешь. Правила поведения в общественных местах.

4.“Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.

Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.

 5.“Я и моя Родина” – формирование гражданского отношения к родному городу, Родине.

Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.  

Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.    

След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану. Моя страна – Россия. Государственные символы РФ.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1час в неделю, 33 часа по КТП)

Тема

дата

план

факт

1

Инструктаж по ОТ и ТБ.

Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг).

05.09

05.09

2

Мой любимый город.  Беседа.

12.09

12.09

3

Мой портфель. Игра – экспромт.

19.09

19.09

4

Российская символика (гимн, герб, флаг)

26.09

26.09

5

 Обязанности ученика в школе. Беседа.

03.10

03.10

6

 Осень в родном городе. Фотоконкурс и конкурс рисунка.

17.10

17.10

7

Наш город. Стихи о родном городе.

24.10

24.10

8

О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков.

31.10

31.10

9

Самый уютный класс. Конкурс.  

07.11

07.11

10

Экология нашего города. Беседа.  

14.11

14.11

11

  Наша Родина. Урок – игра.

28.11

28.11

12

Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры.

05.12

05.12

13

Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование.

12.12

12.12

14

Повторный инструктаж по ОТ и ТБ.

Я - помощник в своей семье. Беседа с элементами игры.

19.12

09.01. 2018

15

День добрых волшебников. Вывешивание кормушки.

26.12

16.01

16

 Подумай о других.  Беседа с элементами игры.

09.01.

2018

23.01

17

 Я – ученик. Беседа с творческим заданием.

16.01

30.01

18

 История родного города. Презентация.

23.01

06.02

19

Широкая Масленица. Игра.

30.01

20

 Я люблю свою школу. Конкурс рисунков.

06.02

21

  О родителях  - с уважением. Конкурс рисунков.

13.02

22

Игры на развитие внимания.

27.02

23

 Моя любимая мамочка. Презентация.

06.03

24

  По каким правилам мы живем в школе? Игра.

13.03

25

  Поэты и писатели нашего города.

20.03

26

  Здесь живет моя семья. Презентация.

27.03

27

  Уж тает снег, бегут ручьи. Экскурсия.

10.04

28

  День птиц. Выставка рисунков.

17.04

29

   След Великой Отечественной войны в жизни родного края.

   Презентация.

24.04

30

   Герои Советского Союза – наши земляки. Презентация.

   Открытка Ветерану. Акция.

08.05

31

    Десант чистоты и порядка.

15.05

32

   «Моя Родина». Викторина.

22.05

33

   Итоговое занятие.

29.05

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.

2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

4. Бродовская З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.

5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.

7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. -  9 - 13с.  

 

                                                                                                                                                       Согласовано                                                                                                                                    

                               Заместитель директора по УВР

        __________________ Чугунова И.К.                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                             «____» __________________2017 г                                                                                                  

                                                                                                                                                         Согласовано

                                                                                                                                                             На заседании ШМО учителей

                                                                                                                                                             начальных классов

   Протокол № 5

    от «30» августа 2017 год  

                                                                                                                                                             _________ Шуршикова И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая адаптированная программа по русскому языку для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Цель обучения: обеспечить целостный процесс обучения русскому языку ребёнка с нарушением интеллекта, нуждающегося в комплексной реабилитации.         Задачи:...

Рабочая адаптированная программа по речевой практике для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Цель учебного предмета «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.Основной формой организации дея...

Рабочая адаптированная программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности" для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениям

Общее количество часов по Учебному плану 2-а класса составляет 34 часа, из расчета по 1 ч. в неделю.Направление: социальное. Программа построена с учетом  возможностей учащихся начальной шко...

Рабочая адаптированная программа по внеурочной деятельности "Радость творчества" для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными наруш

Программа внеурочной деятельности «Радость творчества» ориентирована на создание условий для: расширения опы­та поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся...

Программа курса внеурочной деятельности "В мире игр и волшебства" для детей с интеллектуальными нарушениями

Программа курса внеурочной деятельности "В мире игр и волшебства" для воспитанников с интеллектуальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития. Рассчитана на 1 учебный го...

Рабочая адаптированная программа курса внеурочной деятельности "Речевая практика" для обучающихся с НОДА

Рабочая адаптированная программа курса внеурочной деятельности "Речевая практика" для обучающихся с НОДА...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности коррекционный курс «Логопедические занятия» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 9.1) и умственной отсталостью 10-12 классов

Важнейшей особенностью курса «Логопедические занятия» для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА) и умственной отсталостью 10-12 классов является его коммуник...