Рабочая адаптированная программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России" для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа на тему
Цель программы:
- создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;
- формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств личности;
- воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей;
- расширение и углубление знаний о родном городе, о его прошлом и настоящем;
- воспитание чувства гордости, любви и уважения к родному городу.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- Создание условий для развития у обучающихся с ОВЗ патриотических чувств, любви и привязанности к своей семье, дому, родному городу;
- Предоставление возможности учащимся почувствовать себя горожанами, участниками жизни города; воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;
- Знакомство с городом, его историей и достопримечательностями;
- Формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- Развитие системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_ya-_grazhdanin_rossii_2_klass.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа № 5
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
г. о. Орехово - Зуево
«Утверждаю»
Директор МОУ ОШ №5
________Кузнецова И.С.
«___» __________ 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Я – гражданин России
2 класс «А»
2017-2018 уч. год
Составитель: учитель 1 категории Беляева М.Г.
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ на 2016-2020 г.г.
- Приказ № 206 от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ «О разработке рабочих программ по учебным предметам и курсам»
- Приказ № 205 от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ «О введении в МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
- Учебный план для учащихся 2-а класса МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2017-2018 учебный год.
Патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья - одно из приоритетных направлений, реализуемых в нашем образовательном учреждении. В МОУ ОШ №5 для обучающихся с ОВЗ ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководствуясь данной программой внеурочной деятельности, учитель сформирует у воспитанников такие важные для человека черты, как любовь к родному краю, к Родине, её истории, уважение к людям других национальностей. Познакомит детей с символами государства, историческими личностями, разовьет интерес к русским традициям и промыслам. Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, к улице, на которой ребенок живет, к школе, к городу.
В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё.
100-летие со дня рождения нашего родного и любимого города Орехово-Зуево - это замечательный повод рассказать детям о его истории, укладе жизни, быте, обрядах, верованиях, истории предков, их культуре.
Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа “Я – гражданин России” направлена на системный подход к формированию гражданской позиции обучающихся с ОВЗ, создание условий для самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать развивающий потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Цель программы:
- создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;
- формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств личности;
- воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей;
- расширение и углубление знаний о родном городе, о его прошлом и настоящем;
- воспитание чувства гордости, любви и уважения к родному городу.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- Создание условий для развития у обучающихся с ОВЗ патриотических чувств, любви и привязанности к своей семье, дому, родному городу;
- Предоставление возможности учащимся почувствовать себя горожанами, участниками жизни города; воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;
- Знакомство с городом, его историей и достопримечательностями;
- Формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- Развитие системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования.
Формы организации деятельности:
- Беседы
- Чтение произведений художественной литературы
- Разучивание стихотворений о родном городе, рассматривание буклетов, фотографий, иллюстраций об Орехово-Зуево
- Творческая деятельность (игровое, песенное, танцевальное, художественное творчество)
- Встречи с интересными людьми
- Просмотр и обсуждение видеоматериала
- Целевые прогулки в парк, музеи, к достопримечательностям города
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
- Тренинги
- Наблюдение за событиями в городе, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Заочные путешествия
- Акции благотворительности, милосердия
- Творческие проекты, презентации
- Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
- Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания
Программа “Я – гражданин России” включает пять направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1. “Я - ученик” – формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у обучающихся с ОВЗ понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности:
понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Задачи:
-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина
Предполагаемый результат деятельности:
умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
5. “Я и моя Родина” – формирование гражданского отношения к родному городу, Родине.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Ценностные установки и планируемые результаты
Ценностные установки:
-любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям;
-долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
-родная земля, заповедная природа, планета Земля;
-красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Планируемые результаты:
- Формирование ценностного отношения к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
- Учащиеся получат знания из истории страны, города; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, узнают традиции своей семьи и образовательного учреждения.
В результате реализации программы ожидается:
- развитие творческих способностей;
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Программа по внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ “Я – гражданин России” во 2-а классе рассчитана на 1 час в неделю в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.“Я - ученик”– формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я – ученик. Мой портфель. Мой день.
Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
2.“Я и семья”– формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.
3.“Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Что посеешь, то и пожнешь. Правила поведения в общественных местах.
4.“Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.
5.“Я и моя Родина” – формирование гражданского отношения к родному городу, Родине.
Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.
Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану. Моя страна – Россия. Государственные символы РФ.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1час в неделю, 33 часа по КТП)
№ | Тема | дата | ||
план | факт | |||
1 | Инструктаж по ОТ и ТБ. Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг). | 05.09 | 05.09 | |
2 | Мой любимый город. Беседа. | 12.09 | 12.09 | |
3 | Мой портфель. Игра – экспромт. | 19.09 | 19.09 | |
4 | Российская символика (гимн, герб, флаг) | 26.09 | 26.09 | |
5 | Обязанности ученика в школе. Беседа. | 03.10 | 03.10 | |
6 | Осень в родном городе. Фотоконкурс и конкурс рисунка. | 17.10 | 17.10 | |
7 | Наш город. Стихи о родном городе. | 24.10 | 24.10 | |
8 | О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков. | 31.10 | 31.10 | |
9 | Самый уютный класс. Конкурс. | 07.11 | 07.11 | |
10 | Экология нашего города. Беседа. | 14.11 | 14.11 | |
11 | Наша Родина. Урок – игра. | 28.11 | 28.11 | |
12 | Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры. | 05.12 | 05.12 | |
13 | Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование. | 12.12 | 12.12 | |
14 | Повторный инструктаж по ОТ и ТБ. Я - помощник в своей семье. Беседа с элементами игры. | 19.12 | 09.01. 2018 | |
15 | День добрых волшебников. Вывешивание кормушки. | 26.12 | 16.01 | |
16 | Подумай о других. Беседа с элементами игры. | 09.01. 2018 | 23.01 | |
17 | Я – ученик. Беседа с творческим заданием. | 16.01 | 30.01 | |
18 | История родного города. Презентация. | 23.01 | 06.02 | |
19 | Широкая Масленица. Игра. | 30.01 | ||
20 | Я люблю свою школу. Конкурс рисунков. | 06.02 | ||
21 | О родителях - с уважением. Конкурс рисунков. | 13.02 | ||
22 | Игры на развитие внимания. | 27.02 | ||
23 | Моя любимая мамочка. Презентация. | 06.03 | ||
24 | По каким правилам мы живем в школе? Игра. | 13.03 | ||
25 | Поэты и писатели нашего города. | 20.03 | ||
26 | Здесь живет моя семья. Презентация. | 27.03 | ||
27 | Уж тает снег, бегут ручьи. Экскурсия. | 10.04 | ||
28 | День птиц. Выставка рисунков. | 17.04 | ||
29 | След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Презентация. | 24.04 | ||
30 | Герои Советского Союза – наши земляки. Презентация. Открытка Ветерану. Акция. | 08.05 | ||
31 | Десант чистоты и порядка. | 15.05 | ||
32 | «Моя Родина». Викторина. | 22.05 | ||
33 | Итоговое занятие. | 29.05 |
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
4. Бродовская З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
__________________ Чугунова И.К.
«____» __________________2017 г
Согласовано
На заседании ШМО учителей
начальных классов
Протокол № 5
от «30» августа 2017 год
_________ Шуршикова И.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая адаптированная программа по русскому языку для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Цель обучения: обеспечить целостный процесс обучения русскому языку ребёнка с нарушением интеллекта, нуждающегося в комплексной реабилитации. Задачи:...
Рабочая адаптированная программа по речевой практике для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Цель учебного предмета «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.Основной формой организации дея...
Рабочая адаптированная программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности" для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениям
Общее количество часов по Учебному плану 2-а класса составляет 34 часа, из расчета по 1 ч. в неделю.Направление: социальное. Программа построена с учетом возможностей учащихся начальной шко...
Рабочая адаптированная программа по внеурочной деятельности "Радость творчества" для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными наруш
Программа внеурочной деятельности «Радость творчества» ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся...
Программа курса внеурочной деятельности "В мире игр и волшебства" для детей с интеллектуальными нарушениями
Программа курса внеурочной деятельности "В мире игр и волшебства" для воспитанников с интеллектуальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития. Рассчитана на 1 учебный го...
Рабочая адаптированная программа курса внеурочной деятельности "Речевая практика" для обучающихся с НОДА
Рабочая адаптированная программа курса внеурочной деятельности "Речевая практика" для обучающихся с НОДА...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности коррекционный курс «Логопедические занятия» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 9.1) и умственной отсталостью 10-12 классов
Важнейшей особенностью курса «Логопедические занятия» для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА) и умственной отсталостью 10-12 классов является его коммуник...