Рабочая адаптированная программа курса внеурочной деятельности "Речевая практика" для обучающихся с НОДА
рабочая программа

Белугина Татьяна Анатольевна

Рабочая адаптированная программа курса внеурочной деятельности "Речевая практика" для обучающихся с НОДА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_rech.prakt_.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая адаптированная программа курса внеурочной деятельности «Речевая практика»

для обучающихся с НОДА и УО

Количество часов  по программе:

1  час  в неделю, 34 часа в год.

Рабочая программа составлена на основании нормативно- правовых документов:

- Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 32);

-Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

- Инструктивных писем Министерства образования и науки.

- Учебного плана

Рабочая программа разработана для детей с НОДА и интеллектуальной недостаточностью на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(вариант1),методики Воробьевой В.К.

Пояснительная записка.

Актуальность программы.

У обучающихся с НОДА и УО  оказываются пораженными различные структуры мозга. В связи с этим у них могут наблюдаться любые из известных в логопедии речевых

расстройств:

- фонетико-фонематические, проявляющиеся при различных формах дизартрии;

- специфические особенности усвоения лексической системы языка;

−нарушения грамматического строя, связанные с лексическими и фонетико-фонематическими нарушениями, так как их формирование осуществляется как единый процесс;

 нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, связанные с общими психическими особенностями детей с церебральными параличами;

 все формы дислексии и дисграфии, что обусловлено несформированностью зрительно-моторных и оптико-пространственных систем. В связи с возможными множественными нарушениями дети имеют системное недоразвитие речи тяжелой, средней или легкой степени.

При ограниченности  речевого общения, недостаточности слухового восприятия, недостаточного внимания и звуковой стороны речи, низкой речевой активности у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью,  особого внимания заслуживает коррекция связной речи.

Проведение систематической коррекционно-развивающей работы по развитию связной речи, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи ― письменной.

Место курса программы внеурочной деятельности «Речевая практика».

Коррекция связной речи обучающихся с НОДА и УО требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий: 1ч  в неделю на класс и входит в структуру коррекционно-развивающей работы.

Цель: Развитие связной речи обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью.

Задачи:

- обогащение активного и пассивного словаря

- работа над словом ( обобщение и сравнение понятий и т.д.)

- работа над фразой (простой, распространенной)

- развитие диалогической речи ( в вопросно-ответной форме и т.д.)

- работа над пересказом ( по серии картинок, по картинке и т.д.)

- развитие монологической речи ( пересказ и т.д.)

Категория обучающихся:

Программа рассчитана для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью.

Форма организации:

Групповое логопедическое занятие 1 час в неделю во второй половине дня.

Срок реализации:

Программа рассчитана на 34 недели в течение учебного года.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Речевая практика».

1.Систематизация и обогащение представлений об окружающей действительности.

2.Овладение обучающимися различными языковыми средствами.

3.Увеличение объема и изменение качества словарного запаса.

4. Овладение различными конструкциями предложений.

5. Составление небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний.

6. Создание основы для овладения более сложной формой речи ― письменной.

Распределение часов по темам.

Тема

Количество часов

Повествовательный рассказ цепной организации (32 ч.)

«Шар в окошке»

4ч.

«Как Мурка за мёдом ходила»

4ч.

«Как медвежата трубу разбирали»

4ч.

«Как петух напал на медвежат»

4ч.

«Как птицы филина проучили»

4ч.

«Михась – друг пограничников»

4ч.

«Как медведь сам себя напугал»

4ч.

«Водолаз и акула»

4ч.

Описательный рассказ параллельной организации (2ч.)

«Медведь» ( по Э.Брему)

2ч.

Тематическое планирование.

Модуль

Тема

Занятие

Повествовательный рассказ цепной организации

«Шар в окошке»

Знакомство с содержанием рассказа. Составление рассказа с опорой на денотативно-предикативный план

Работа с деформированным денотативно-предикативным планом. Воспроизведение содержания рассказа.

Восстановление денотативно-предикативного плана по памяти. Воспроизведение содержания рассказа.

Письменное изложение рассказа без опоры на денотативно-предикативный план.

«Как Мурка за мёдом ходила»

Знакомство с содержанием рассказа. Составление рассказа с опорой на денотативно-предикативный план

Работа с деформированным денотативно-предикативным планом. Воспроизведение содержания рассказа.

Восстановление денотативно-предикативного плана по памяти. Воспроизведение содержания рассказа.

Письменное изложение рассказа без опоры на денотативно-предикативный план.

«Как медвежата трубу разбирали»

Знакомство с содержанием рассказа. Составление рассказа с опорой на денотативно-предикативный план

Работа с деформированным денотативно-предикативным планом. Воспроизведение содержания рассказа.

Восстановление денотативно-предикативного плана по памяти. Воспроизведение содержания рассказа.

Письменное изложение рассказа без опоры на денотативно-предикативный план.

«Как петух напал на медвежат»

Знакомство с содержанием рассказа. Составление рассказа с опорой на денотативно-предикативный план

Работа с деформированным денотативно-предикативным планом. Воспроизведение содержания рассказа.

Восстановление денотативно-предикативного плана по памяти. Воспроизведение содержания рассказа.

Письменное изложение рассказа без опоры на денотативно-предикативный план.

«Как птицы филина проучили»

Знакомство с содержанием рассказа. Составление рассказа с опорой на денотативно-предикативный план

Работа с деформированным денотативно-предикативным планом. Воспроизведение содержания рассказа.

Восстановление денотативно-предикативного плана по памяти. Воспроизведение содержания рассказа.

Письменное изложение рассказа без опоры на денотативно-предикативный план.

«Михась – друг пограничников»

Знакомство с содержанием рассказа. Составление рассказа с опорой на денотативно-предикативный план

Работа с деформированным денотативно-предикативным планом. Воспроизведение содержания рассказа.

Восстановление денотативно-предикативного плана по памяти. Воспроизведение содержания рассказа.

Письменное изложение рассказа без опоры на денотативно-предикативный план.

«Как медведь сам себя напугал»

Знакомство с содержанием рассказа. Составление рассказа с опорой на денотативно-предикативный план

Работа с деформированным денотативно-предикативным планом. Воспроизведение содержания рассказа.

Восстановление денотативно-предикативного плана по памяти. Воспроизведение содержания рассказа.

Письменное изложение рассказа без опоры на денотативно-предикативный план.

«Водолаз и акула»

Знакомство с содержанием рассказа. Составление рассказа с опорой на денотативно-предикативный план

Работа с деформированным денотативно-предикативным планом. Воспроизведение содержания рассказа.

Восстановление денотативно-предикативного плана по памяти. Воспроизведение содержания рассказа.

Письменное изложение рассказа без опоры на денотативно-предикативный план.

Описательный рассказ параллельной организации

«Медведь» ( по Э.Брему)

Знакомство с содержанием рассказа. Составление рассказа с опорой на денотативный  план

Восстановление денотативного  плана по памяти. Воспроизведение содержания рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая адаптированная программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России" для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Цель программы:- создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;- фор...

Рабочая адаптированная программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности" для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениям

Общее количество часов по Учебному плану 2-а класса составляет 34 часа, из расчета по 1 ч. в неделю.Направление: социальное. Программа построена с учетом  возможностей учащихся начальной шко...

Рабочая адаптированная программа по внеурочной деятельности "Радость творчества" для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными наруш

Программа внеурочной деятельности «Радость творчества» ориентирована на создание условий для: расширения опы­та поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся...

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Я и общество» обучающихся с ЗПР 5Г класса Направление «Социальное»

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение обществознания в 5 классе 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год.Цели обучения- способс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 4 классов « Умелые ручки» на 2021-2022 учебный год (базовый уровень)

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Х...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 3 классов « Умелые ручки» на 2019-2020 учебный год (базовый уровень)

    Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на осно...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 2 классов « Умелые ручки» на 2018-2019 учебный год (базовый уровень)

    Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на осно...