Рабочая адаптированная программа курса внеурочной деятельности "Речевая практика" для обучающихся с НОДА
рабочая программа
Рабочая адаптированная программа курса внеурочной деятельности "Речевая практика" для обучающихся с НОДА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_rech.prakt_.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая адаптированная программа курса внеурочной деятельности «Речевая практика»
для обучающихся с НОДА и УО
Количество часов по программе:
1 час в неделю, 34 часа в год.
Рабочая программа составлена на основании нормативно- правовых документов:
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 32);
-Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
- Инструктивных писем Министерства образования и науки.
- Учебного плана
Рабочая программа разработана для детей с НОДА и интеллектуальной недостаточностью на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(вариант1),методики Воробьевой В.К.
Пояснительная записка.
Актуальность программы.
У обучающихся с НОДА и УО оказываются пораженными различные структуры мозга. В связи с этим у них могут наблюдаться любые из известных в логопедии речевых
расстройств:
- фонетико-фонематические, проявляющиеся при различных формах дизартрии;
- специфические особенности усвоения лексической системы языка;
−нарушения грамматического строя, связанные с лексическими и фонетико-фонематическими нарушениями, так как их формирование осуществляется как единый процесс;
− нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, связанные с общими психическими особенностями детей с церебральными параличами;
− все формы дислексии и дисграфии, что обусловлено несформированностью зрительно-моторных и оптико-пространственных систем. В связи с возможными множественными нарушениями дети имеют системное недоразвитие речи тяжелой, средней или легкой степени.
При ограниченности речевого общения, недостаточности слухового восприятия, недостаточного внимания и звуковой стороны речи, низкой речевой активности у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью, особого внимания заслуживает коррекция связной речи.
Проведение систематической коррекционно-развивающей работы по развитию связной речи, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи ― письменной.
Место курса программы внеурочной деятельности «Речевая практика».
Коррекция связной речи обучающихся с НОДА и УО требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий: 1ч в неделю на класс и входит в структуру коррекционно-развивающей работы.
Цель: Развитие связной речи обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью.
Задачи:
- обогащение активного и пассивного словаря
- работа над словом ( обобщение и сравнение понятий и т.д.)
- работа над фразой (простой, распространенной)
- развитие диалогической речи ( в вопросно-ответной форме и т.д.)
- работа над пересказом ( по серии картинок, по картинке и т.д.)
- развитие монологической речи ( пересказ и т.д.)
Категория обучающихся:
Программа рассчитана для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью.
Форма организации:
Групповое логопедическое занятие 1 час в неделю во второй половине дня.
Срок реализации:
Программа рассчитана на 34 недели в течение учебного года.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Речевая практика».
1.Систематизация и обогащение представлений об окружающей действительности.
2.Овладение обучающимися различными языковыми средствами.
3.Увеличение объема и изменение качества словарного запаса.
4. Овладение различными конструкциями предложений.
5. Составление небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний.
6. Создание основы для овладения более сложной формой речи ― письменной.
Распределение часов по темам.
Тема | Количество часов |
Повествовательный рассказ цепной организации (32 ч.) | |
«Шар в окошке» | 4ч. |
«Как Мурка за мёдом ходила» | 4ч. |
«Как медвежата трубу разбирали» | 4ч. |
«Как петух напал на медвежат» | 4ч. |
«Как птицы филина проучили» | 4ч. |
«Михась – друг пограничников» | 4ч. |
«Как медведь сам себя напугал» | 4ч. |
«Водолаз и акула» | 4ч. |
Описательный рассказ параллельной организации (2ч.) | |
«Медведь» ( по Э.Брему) | 2ч. |
Тематическое планирование.
Модуль | Тема | Занятие |
Повествовательный рассказ цепной организации | «Шар в окошке» | Знакомство с содержанием рассказа. Составление рассказа с опорой на денотативно-предикативный план |
Работа с деформированным денотативно-предикативным планом. Воспроизведение содержания рассказа. | ||
Восстановление денотативно-предикативного плана по памяти. Воспроизведение содержания рассказа. | ||
Письменное изложение рассказа без опоры на денотативно-предикативный план. | ||
«Как Мурка за мёдом ходила» | Знакомство с содержанием рассказа. Составление рассказа с опорой на денотативно-предикативный план | |
Работа с деформированным денотативно-предикативным планом. Воспроизведение содержания рассказа. | ||
Восстановление денотативно-предикативного плана по памяти. Воспроизведение содержания рассказа. | ||
Письменное изложение рассказа без опоры на денотативно-предикативный план. | ||
«Как медвежата трубу разбирали» | Знакомство с содержанием рассказа. Составление рассказа с опорой на денотативно-предикативный план | |
Работа с деформированным денотативно-предикативным планом. Воспроизведение содержания рассказа. | ||
Восстановление денотативно-предикативного плана по памяти. Воспроизведение содержания рассказа. | ||
Письменное изложение рассказа без опоры на денотативно-предикативный план. | ||
«Как петух напал на медвежат» | Знакомство с содержанием рассказа. Составление рассказа с опорой на денотативно-предикативный план | |
Работа с деформированным денотативно-предикативным планом. Воспроизведение содержания рассказа. | ||
Восстановление денотативно-предикативного плана по памяти. Воспроизведение содержания рассказа. | ||
Письменное изложение рассказа без опоры на денотативно-предикативный план. | ||
«Как птицы филина проучили» | Знакомство с содержанием рассказа. Составление рассказа с опорой на денотативно-предикативный план | |
Работа с деформированным денотативно-предикативным планом. Воспроизведение содержания рассказа. | ||
Восстановление денотативно-предикативного плана по памяти. Воспроизведение содержания рассказа. | ||
Письменное изложение рассказа без опоры на денотативно-предикативный план. | ||
«Михась – друг пограничников» | Знакомство с содержанием рассказа. Составление рассказа с опорой на денотативно-предикативный план | |
Работа с деформированным денотативно-предикативным планом. Воспроизведение содержания рассказа. | ||
Восстановление денотативно-предикативного плана по памяти. Воспроизведение содержания рассказа. | ||
Письменное изложение рассказа без опоры на денотативно-предикативный план. | ||
«Как медведь сам себя напугал» | Знакомство с содержанием рассказа. Составление рассказа с опорой на денотативно-предикативный план | |
Работа с деформированным денотативно-предикативным планом. Воспроизведение содержания рассказа. | ||
Восстановление денотативно-предикативного плана по памяти. Воспроизведение содержания рассказа. | ||
Письменное изложение рассказа без опоры на денотативно-предикативный план. | ||
«Водолаз и акула» | Знакомство с содержанием рассказа. Составление рассказа с опорой на денотативно-предикативный план | |
Работа с деформированным денотативно-предикативным планом. Воспроизведение содержания рассказа. | ||
Восстановление денотативно-предикативного плана по памяти. Воспроизведение содержания рассказа. | ||
Письменное изложение рассказа без опоры на денотативно-предикативный план. | ||
Описательный рассказ параллельной организации | «Медведь» ( по Э.Брему) | Знакомство с содержанием рассказа. Составление рассказа с опорой на денотативный план |
Восстановление денотативного плана по памяти. Воспроизведение содержания рассказа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая адаптированная программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России" для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Цель программы:- создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;- фор...
Рабочая адаптированная программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности" для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениям
Общее количество часов по Учебному плану 2-а класса составляет 34 часа, из расчета по 1 ч. в неделю.Направление: социальное. Программа построена с учетом возможностей учащихся начальной шко...
Рабочая адаптированная программа по внеурочной деятельности "Радость творчества" для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными наруш
Программа внеурочной деятельности «Радость творчества» ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся...
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Я и общество» обучающихся с ЗПР 5Г класса Направление «Социальное»
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение обществознания в 5 классе 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год.Цели обучения- способс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 4 классов « Умелые ручки» на 2021-2022 учебный год (базовый уровень)
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Х...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 3 классов « Умелые ручки» на 2019-2020 учебный год (базовый уровень)
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на осно...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 2 классов « Умелые ручки» на 2018-2019 учебный год (базовый уровень)
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на осно...