Конспект урока. И.А. Крылов. Стрекоза и Муравей.
план-конспект урока на тему

Павлова  Людмила Алексеевна

В помощь учителю. Конспект урока. И.А.Крылов. Стрекоза и Муравей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Конспект урока чтения: И.А. Крылов. «Стрекоза и Муравей»

Цель: Познакомить детей с басней И. А. Крылова, раскрыть мораль  произведения.

            Развивать логическое мышление, внимание, беглое, правильное,  выразительное чтение.

             Расширять кругозор, словарный запас.

             Воспитывать трудолюбие.

Оборудование: предметные картинки или слайды из презентации к уроку, опорные карточки, декорации, костюмы действующих героев басни, учебник, доска.

        План.

  1. Организационный момент.
  2. Подготовительные упражнения для артикуляционного аппарата:

  - Прежде, чем приступить к работе над домашним заданием, проведем разминку, подготовим речевой аппарат.

Поиграем, представьте, что вы сейчас не просто ученики, а поэты. Кто  такой поэт?

     На доске записаны  слоги - это начало предложения, нужно закончить его так, чтобы получилась рифмовочка.

( Используются слайды из презентации к уроку)

Са-са-са-са …      ( картинка с изображением осы)  Прилетела к нам оса.

За-за-за-за …       (картинка с изображением стрекозы) Ах, какая  стрекоза!

Ма-ма-ма-ма …  (картинка с изображением зимнего пейзажа) Приближается зима.

Су-су-су-су…     (картинка с изображением заблудившихся в лесу детей)

        Заблудились мы в лесу.

Рок-рок-рок-рок…  - Начинается урок.

  1. Проверка домашнего задания.

-Какое произведение готовили к уроку?

( «Лягушка-путешественница» Всеволод Гаршин.)

         

                       * Работа с I частью произведения.

  а) выборочное чтение:

-Найти и прочитать предложения о том,

* где  жила лягушка.

* как ей жилось на белом свете.

Иллюстрация с изображением болота и сидящими в нем лягушками. Найти и показать лягушку, о которой идет речь в произведении.

( Лягушка, сидящая на коряге, торчащей из воды)

                       * Работа  со II частью произведения

- Скажите, кто посетил болото, где жила лягушка?

- Прочитайте, как утки расхваливали юг?

                      * Работа  с III частью произведения

Рассказ по иллюстрации  ( стр. 37)

-Расскажите, какой эпизод сказки здесь изображен?

- Какое качество характера присуще лягушке?

- Добралась ли лягушка до юга? Почему?

- Какое качество характера ей помешало?

- Чему учит сказка? Что хотел сказать автор?

- Докажите, что это произведение- сказка.

  1. Физкультминутка.

 Раз, два- закачались деревца.        ( Покачивание руками над  головой).

 Ветер тише, тише, тише,            ( Руки опустить и присесть на корточки).

 Деревца все выше, выше!          ( Встать на носочки, руки поднять вверх и                потянуться).

    V. Работа над темой урока.

  1. Введение в тему.

Сегодня на уроке мы познакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова.

( На доску вывешивается или проектируется на экран портрет Крылова).

- Иван Андреевич Крылов- известный русский баснописец. Его басни читают в Англии и во Франции, в Америке и в других странах. А в Санкт- Петербурге ему поставили памятник, у ног писателя собрались герои его басен.

( Показ иллюстраций к басням Крылова).

- Что такое – басня?

( Басня- это стихотворение, где главными действующими лицами ( у Крылова) являются животные, а подразумеваются люди. В басне высмеиваются отрицательные черты человека).

- Все предметы распределены по группам, существует группа «ягоды», «грибы», «мебель». А к какой группе отнесем стрекозу и муравья?

( Показ картинок: стрекоза, муравей).

  1. Первичное знакомство с басней.

Сценка «Стрекоза и Муравей».

  1. Проверка восприятия.

- Почему Стрекоза поползла к Муравью?

- Почему он отказал ей в помощи?

4. Подготовка к беглому чтению.

Доска:        по: п/ ры/ гу:нь/я

                   ог/ля/ну/ла:сь

         со:б/ра:ть/ся

               с:т:ра:н/но        чтение с наращиванием

          в:с:к:ру/жи/ло         чтение с наращиванием

 5.Слоговое чтение со звуковым ориентиром + словарная работа по ходу чтения.

  • попрыгунья – беззаботная, не думает о завтрашнем дне
  • зима катит в глаза – наступила зима
  • помертвело чисто поле – поле покрыто снегом
  • злой тоской удручена – холод и голод заставил идти к Муравью
  • до вешних дней – до весны

6. Выявление качеств характера Стрекоза и Муравья.

- Как жилось Стрекозе летом?

- Почему же она отравилась к Муравью?

- Какая  Стрекоза? ( Какие черты характера ей присущи?)

- Назовите черты характера  Муравья?

(На доску прикрепляются опорные карточки).

 

        

      серьезный        

      трудолюбивый

      справедливый

   беззаботная

 

    ленивая


 

7. Повторное  чтение. ( Работа над правильностью чтения и выразительностью).

1. Каким настроением пронизана басня? (Веселым, грустным)

2. Как жилось летом Стрекозе?

Каким голосом будем читать 1 столбик басни?

3.Что принесла с собой зима? С какой интонацией в голосе нужно читать эти строки?

  1. Какой была Стрекоза летом? А с наступлением зимы? Передайте это голосом при чтении.
  2. Как звучит голос Стрекозы?
  3. А голос Муравья?
  1. Итог урока.

- Найдите в тексте басни слова, в которых выражена главная мысль басни.

Ты все пела: это дело!

Так пойди, же попляши!

- Как понимаете смысл этих слов?

- Чему учит эта басня?

- Какие пословицы  подходят к басне?

  • Кто не работает, тот не ест.
  • То труду и награда.

VI. Домашнее задание: выучить  басню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.Крылов"Стрекоза и муравей"

Работа по анализу басни....

Презентация "И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Презентацию можно использовать на уроках литературного чтения по темам "Басня как жанр литературы", "И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"...

Конспект урока "Под материнским крылом"

Конспект урока "Под материнским крылом" составлен по технологии  проблемного обучения....

Конспект урока. «Иван Андреевич Крылов. Басни Крылова».

Конспект урока о писателе и его творчестве....

Конспект урока. И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок».

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения с указанием формирования УУД на каждом этапе урока И.А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличие человеческих поро...

Конспект урока. И.А. Крылов "Слон и Моська"

Данный конспект предлагается для использования при подготовке к уроку чтения  для детей с ОВЗ  7 класс....