Конспект урока "Под материнским крылом"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Конспект урока "Под материнским крылом" составлен по технологии проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pod_krylom_materi.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Под материнским крылом.
Цель урока: содействовать развитию у воспитанников критического мышления, опыта и инструментария познавательной деятельности; выявить особенности организации птиц, связанные с приспособленностью к полету.
Задачи:
Образовательные:
- продолжить формирование понятия о воспроизводстве, основой которого является размножение;
- сформировать знания об особенностях строения яйца птицы, поведении птиц в период размножения, о типах развития птенцов.
- установить биологическую роль размножения в жизни птиц.
Развивающие:
- развивать теоретическое мышление воспитанников, информационные и коммуникативные умения и навыки в процессе самостоятельной работы с учебной информацией;
III. Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к природе, понимание ее хрупкости, необходимости защиты.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, запись с голосами птиц и музыкой, таблицы с изображением птиц, раздаточный материал для лабораторной работы: чашка Петри, лупа, пинцет, салфетка, яйцо.
Ход урока
Эпиграф к уроку: «Как хорошо под маминым крылом!»
Организационный момент
Со звонком учащиеся встают у своих рабочих мест. Учитель приветствует их и включает мелодию «Птичьи голоса». Зачитывает стихотворение.
I. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Птенцы.
Средь листвы
В местечке затаённом,
На ветвях высокого ствола,
Под прохладным пологом зелёным
Пеночка гнездо себе свила.
Рассыпают радостные трели
Звонкие пернатые певцы,
А в гнезде, как будто в колыбели,
Дремлют желторотые птенцы.
Пеночка глядит на них
С надеждой: скоро оперятся малыши,
И однажды ласково и нежно
Запоют в предутренней тиши.
День стоит
Задумчивый и светлый,
Ветерки летят со всех концов
И слегка покачивают ветви,
Бережно баюкая птенцов. В.Орлов
Весна — это пора, когда оживает природа. Возвращаются перелетные птицы. Теперь они громко щебечут, вьют гнезда. Птичий гомон слышен весной в садах и парках.
II. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА.
Факт 1. Ребята, вы знаете, что большинство взрослых птиц летающие.
Факт 2. Но вылупившиеся птенцы не летают.
В чем противоречие и какой возникает вопрос?
Предложите свой вариант.
Сравните с формулировкой автора.
(Автор: Почему вылупившиеся птенцы не умеют летать и кто о них заботится? )
Какие у вас есть варианты ответа на проблемные вопросы?
- СОЗДАНИЕ ПЛАНА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.
1. Выполнить лабораторную работу «Строение яйца птицы».
2. Дать характеристику выводковому и птенцовому типам развития.
3.Выяснить, кто заботится о птенцах и в чем проявляется эта забота.
IV. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
Сегодня на уроке мы постараемся объяснить, почему забота о потомстве так важна именно для птиц и в чем она заключается. И попытаемся ответить на вопрос «Что появилось раньше яйцо или курица? И тема урока «Под материнским крылом».
Начнем поиск ответов на проблемные вопросы с лабораторной работы «Строение яйца птицы», используя инструктивную карту, в которую будете вносить ответы. Для ответа на вопросы вы можете использовать текст на стр. 267 учебника. Работаем в парах.
Лабораторная работа « Строение яйца птицы»
Оборудование: чашка Петри, лупа, пинцет, салфетка, яйцо.
Действие | Вопрос | Ответ |
Рассмотрите яйцо. | 1.Какую форму имеет яйцо? (овальное, круглое) | овальное |
Разбейте скорлупу и содержимое вылейте в чашку Петри. Рассмотрите вид белка и желтка. Найдите в белке плотные шнуры – канатики. | 2. От какой части яйца они отходят? (белок, желток) Определите значение белка (защита, вода, пища, воздух, отходы) | Желтка/ вода |
Рассмотрите желток и найдите зародышевый диск. | 3. Где он расположен? (в белке, в желтке). Определите значение желтка (защита, вода, пища, воздух, отходы) | На обращенной кверху стороне\желтке, пища |
Рассмотрите яичную скорлупу при помощи лупы и найдите поры. | 4. Как они расположены? (равномерно, сгруппированы в какой – то части скорлупы). Определите их значение (защита, вода, пища, воздух, отходы) | На тупой стороне яйца (сгруппированы в какой – то части)/воздух |
Надломите пинцетом маленький кусочек скорлупы и потяните его в низ. Рассмотрите подскорлуповую оболочку. | 5. Определите ее значение (защита, вода, пища, воздух, отходы) | Защита от микробов |
В тупой части яйца под скорлупой найдите воздушную камеру. | 6. Определите ее значение (защита, вода, пища, воздух, отходы) | воздух |
Сравните яйцо пресмыкающихся и птицы. | 7.В чем сходство в строении яйца птицы и пресмыкающихся? 8. В чем различие в строении яйца птицы и пресмыкающихся? | Наличие зародышевых оболочек, желток, зародыш вместе с желтком подвешен внутри яйца. Больше запаса питательных веществ в желтке, запас воды в белке, известковая скорлупа, расположение зародыша ближе к телу матери. |
Какой вывод можете сделать используя результаты лабораторной работы? (у птиц яйца более высокого качества, чем у рептилий).
На какой вопрос вы можете дать ответ? ( Ответить на вопрос «Что появилось раньше яйцо или курица? Раньше курицы появилось яйцо — его «подарили» птицам рептилии)
Цыплёнок
Скорлупа в гнезде хрустит.
Любопытный глаз блестит:
Из яйца, как из пелёнок,
Выбирается цыплёнок.
Потянулся, отряхнулся,
Тихо пискнул, оглянулся:
- Что ж, пожалуй, я пойду
И родителей найду!
Какие типы развития живых организмов вы знаете? (прямое и непрямое с метоморфозом).
Какое развитие у птиц? (прямое)
Для птиц характерно 2 типа развития птенцов: выводковый и птенцовый.
Используя рисунки 51.2 и 51.3 на стр. 269 и текст на стр. 268-269 заполните таблицу «Индивидуальное развитие птицы». Если признак подходит к одному из типов развития, то ставьте плюс.
«Индивидуальное развитие птицы»
Признаки | Выводковые | Птенцовые |
После вылупления покрыты пухом. | + | - |
Голые или слабоопущенные | - | + |
Зрячие. | + | - |
Слепые. | - | + |
Хорошо слышат. | + | - |
Глухие. | - | + |
Могут передвигаться | + | - |
Не могут передвигаться | - | + |
Самостоятельно находят корм. | + | - |
Долго остаются в гнезде. | - | + |
Куры, гуси, утки, тетерев, глухарь | + | - |
Голуби, попугаи, скворцы, орлы, синицы | - | + |
На основании заполненной вами таблицы дайте характеристику выводковому и птенцовому типам развития. В чем преимущества и недостатки каждого типа развития? (сравнение показывает, что птенцы выводкового типа развития более развиты, чем птенцовые)
Сможете ли вы сейчас ответить на вопрос «Почему, вылупившиеся птенцы не умеют летать?
(выполнение физкультминутки) Педагогика Нет у педагогики конца, |
И теперь мы постараемся дать ответ на последний вопрос «Кто заботится о птенцах?».(родители).
По своим наблюдениям расскажите, в чем заключается забота о потомстве у птиц.
(Забота о потомстве начинается с выбора подходящего гнездового участка, который сможет обеспечить кормом всю семью в течение периода размножения. В укромном месте птицы строят гнездо, недоступое или хотя бы незаметное для хищников.)
Размножение — наиболее ответственный период в жизни птиц. Его успех зависит и от того, насколько родители приспособлены к выполнению своих обязанностей. Используя текст на стр. 269, определите роль каждого родителя в этом процессе. (половой диморфизм, наседное пятно у самки, самец охраняет территорию, привлекает самок).
Все вы знаете птицу кукушку. В чем проявилась приспособленность в размножении у кукушки? (Подкладвает свои яйца в гнезда мелких насекомоядных птиц. Это явление получило название гнездового паразитизма. Потом кукушонок выталкивает из яйца всех остальных птенцов и преключает на себя всю заботу приемных родителей). Значит, заботится о птенцах могут и приемные родители.
А может ли человек проявить заботу о птенцах? (Может. Построить скворечник. )
Скворечник - это гнездовье, которое могут заселить скворцы, воробьи, мухоловки, иногда дятлы, белки. Размещать у своего жилья домики-скворечники - старая народная традиция. И вы тоже своими руками смастерили скоречники, которые развесите на территории нашей школы.
Мамины крылья
Мне однажды сын сказал:« Я хочу, чтоб были…
Как у птицы у тебя… во-ооот такие Крылья…»
Стал полет мне по плечу, ощутила силу:
«И куда ж я полечу?»,- я его спросила…
Сын ответил: «Никуда… Мамы не летают!!!
Мамы крыльями всегда… Деток закрывают. С.Е. Епишин
Как вы понимаете фразу «Как хорошо под маминым крылом!»
- ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОТВЕТА НА ВОПРОС.
Вы ответили на все вопросы, поставленные в начале урока? Еще раз ответим на проблемные вопросы, поставленные вами в начале урока.
Что появилось раньше яйцо или курица?
Почему вылупившиеся птенцы не умеют летать и кто о них заботится?
Предлагаю выполнить тест.
1. По своему строению зародыш птицы напоминает зародыш пресмыкающегося. Это свидетельствует:
а) о разнообразии птиц; б) о родстве птиц и пресмыкающихся;
в) об усложнении птиц по сравнению с пресмыкающимися;
г) об усложнении пресмыкающихся по сравнению с птицами.
2. У птиц в отличие от пресмыкающихся яйцо…
а) не имеет оболочки; б) покрыто кожистой оболочкой;
в) покрыто известковой оболочкой-скорлупой;
3. Зародыш в яйце развивается:
а) из зародышевого диска; б) из желтка;
в) из всего яйца; г) из белка
4. Откуда берет питательные вещества для развития зародыш птицы?
а) из яичного белка; б) из воздушной камеры яйца;
в) из желтка яйца; г) из окружающей среды
5. Какие условия необходимы для развития зародыша птицы?
а) свет; б) температура;
в) кислород; г) питательные вещества
6. Какие птицы относятся к птенцовым?
а) голуби; б) дятлы; в) орлы; г) куры;
7. Какие птицы относятся к выводковым?
а) тетерев; б) скворец; в) глухарь; г) утки.
Критерии оценки теста
Количество правильных ответов | Уровень | Оценка | Комментарии |
7 | Очень высокий | 5 | Так держать! |
6 | Высокий | Ошибка есть | |
5, 4 | средний | 4 | Еще чуть-чуть и будет «5» |
3 | низкий | 3 | Будьте внимательнее |
2 | Очень низкий | 2 | И о чем Вы думаете на уроке? |
РЕФЛЕКСИЯ
Прошу вас высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
§51, №10 стр.272.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературе Иван Андреевич Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова.
Урок изучения нового материала по творчеству И. А. Крылова в 5 классе (программа Г. Меркина) с использованием электронных образовательных ресурсов....
Конспект урока с использованием ЭОР. И.А.Крылов.
Конспект урока по теме "И.А.Крылов. Анализ басен" в 5 классе составлен с использование электронных образовательных ресурсов. Урок способствует углублению знаний о баснях, развивает умение ...
Конспект и презентация к уроку литературы "Дедушка Крылов и его басни"
Урок-концерт направлен на обобщение басенного мастерства И.А. Крылова. В ходе урока дети инсценируют басни, рассматривают мораль в изучаемых баснях. Презентация является сопровождением урока и использ...
Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе по теме : «Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях».
Данный урок – это 3-й урок в системе уроков «Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения»Этот урок связан с предыдущими уроками, на которых дети учились правильно работать графичес...
План- конспект открытого воспитательского занятия Открытка «Материнская нежность»
Зрительный ряд: изображения птицы, обнимающего птенцаМузыкальный ряд: мелодия Ф.Шуберта «Аве Мария»Литературный ряд: стихотворение АхтаЕвой «Главное имя твое – м...
Тема урока «Мотив материнского сердца в жизни и творчестве В.М.Шукшина» (по рассказу «Материнское сердце») для учащихся 10 - 11 классов
На данном уроке не только анализируется рассказ "Материнское сердце" В.М.Шукшина, но и идёт подготовка к написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку....