И.Крылов"Стрекоза и муравей"
план-конспект урока по литературе на тему
Предварительный просмотр:
Тема: И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»
Цели: 1) раскрыть смысл басни, показать учащимся, к каким последствиям приводит человека лень и беззаботность, упражняться в выразительном чтении басни.
2) способствовать развитию устной речи, памяти, произвольного внимания.
Оборудование: портрет, полоски, учебник.
Ход урока.
Организационный момент
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Какое сегодня число? День недели? Какое время года? Какой урок?
Сказка.
Скороговорка.
На доске: Кот Пушок пошел на лужок.
Проверка домашнего задания.
- Какой рассказ читали на прошлом уроке?
- Кто написал этот рассказ? (В. Осеева)
- А сейчас прочтем этот рассказ по цветным полоскам.
- Прочитайте слова, в которых заключен главный смысл.
- Что понял мальчик? Что поняли вы? (Мальчик понял, что каждый день он должен прожить так, чтобы было интересно, главное – полезно.)
Надо стремиться узнавать новое и помогать людям, которые тебя окружают.
Сказка «У бабушки с дедушкой»
Толстые внуки приехали в гости
(надуваем щеки)
С ними худые – лишь кожа да кости
(втягиваем щеки)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись
(губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)
Поцеловать они всех потянулись
(губы тянутся вперед)
Утром проснулись – в улыбочку губы
(снова широкая улыбка)
Чистим мы свои верхние зубы
(широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи
(соответствующие движения широким языком)
С нижними зубками тоже мы дружим
(повторение этих движений языка в положении за нижними зубами)
Губы сожмем мы, и рот прополощем.
(поочередное надувание щек – губы не пропускают воздух).
Изучение нового материала
Слово об авторе.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».
Дедушка Крылов, так называли И.А., был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни.
- Что такое «басня»?
Басня – маленькое, чаще стихотворное произведение, в котором обязательно есть поучение, совет.
- Какие басни И.А. Крылова мы читали? («Лебедь, Рак и Щука», «Мартышка и очки»)
2) Чтение басни учителем.
- А вот что однажды произошло, когда были потеряны дни. Карандашом отметьте непонятные слова и выражения.
Анализ.
О чем эта басня? – о потерянных днях.
1. Первичное впечатление.
- В какое время года происходит действие?
- Назовите главных действующих лиц басни.
- Как стрекоза проводила лето?
- Куда пошла Стрекоза с наступлением зимы?
- О чем она стала просить Муравья?
- Как отнесся Муравей к ее просьбе?
Физминутка.
Прочитайте басню шепотом и разделите ее на части.
2. Читаем 1 часть.
- Как Стрекоза провела лето? Зачитайте.
- Ждала ли она зиму, готовилась ли к ней?
- Как понять выражение «Зима катит в глаза»?
3. Читаем 2 часть.
- Как изменилось поле осенью?
- Какими стали дни?
- Прочитайте строчки, в которых говорится, как хорошо жилось Стрекозе летом.
- Почему «под каждым ей листком был готов и стол, и дом»? Как понять это выражение.
4. Читаем 3 часть.
- Почему не поет стрекоза?
- Как об этом говорится в басне? Зачитайте.
- Как понимаете выражение «злой тоской удручена»?
- О чем она просит муравья?
- До каких это «вешних дней» Стрекоза просит прокормить ее?
- Что ответил ей муравей? Зачитайте.
- Жалко ли вам Стрекозу?
- Как бы вы поступили на месте Муравья?
- Одинаковое ли чувство вызывает у вас стрекоза в начале басни и в конце? (Жалость, осуждение)
5. Прочитаем хором басню, постараемся передать голосом те чувства, которые вы испытываете к героине.
- Как будем читать слова стрекозы в начале басни (игриво, весело)
(жалостливо, просяще) и в конце?
- А как нужно прочитать слова муравья? (уверенно, поучительно)
6. Чтение по ролям
Слова автора – хором.
Итог.
Как мы с вами знаем, басни писались не ради стрекоз и муравьев.
- Объясните, какие недостатки людей высмеиваются, выставляются напоказ И.А. Крыловым в этой басне? (Осуждает беспечность (надо думать о завтрашнем дне), черствость и эгоизм)
Домашнее задание: выучить басню, нарисовать одного из героев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованное представление по мотивам басни И.С. Крылова "Стрекоза и Муравей" .
Театрализованное представление по мотивам басни И.С.Крылова "Стрекоза и Муравей" может исполняться детьми старшего дошкольного возраста как самостоятельный номер на утренниках,тематических досугах,нед...
Конспект открытого урока чтения в 6-ом классе школы-интерната VIII вида “Басня И.Крылова “Стрекоза и муравей”
Объяснение иносказательного поучительного характера басни (дать понятие “басни”).Развитие слухового и зрительного внимания, кратковременной памяти, абстрактного и логического мышления.Нравственн...
Презентация "И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"
Презентацию можно использовать на уроках литературного чтения по темам "Басня как жанр литературы", "И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"...
Разработка интегрированного внеклассного мероприятия: Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» на немецком и русском языке
Разработка интегрированного внеклассного мероприятия: Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» на немецком и русском языке....
И.А. Крылов Басня "Стрекоза и муравей"
Урок внеклассного чтения для 5 класса...
Конспект урока. И.А. Крылов. Стрекоза и Муравей.
В помощь учителю. Конспект урока. И.А.Крылов. Стрекоза и Муравей....