Этап урока | Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность обучающегося | Деятельность учителя |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. | Организация начала урока. |
| Словесный, метод мотивации учебной деятельности | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Психологический настрой детей на урок. -Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность |
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности | 1.Сквозной элемент урока |
2.Мотивация к учебной деятельности | 3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
|
|
Индивидуальная работа, парная, коллективная |
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся |
|
регулятивные: саморегуляция |
познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД: основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями России. регулятивные УУД: целеполагание | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД: целеполагание |
|
Артикуляционная гимнастика. Работа над скороговорками. |
Проблемный вопрос: Что общего у всех этих скороговорок и чем они различаются? -Дайте лексическое значение слова «пруд»
-Сегодня мы совершим с вами виртуальную экскурсию и вы познакомитесь с еще одним прудом. Называется он Патриарший пруд. Виртуальная экскурсия. Проблемный вопрос: Подумайте, как эта экскурсия будет связана с нашим занятием и какая будут тема нашего урока. |
Задание: Вспомните героев и названия басен И. Крылова, изображенных на барельефах. Что такое барельеф?
Целеполагание. Сформулируйте тему нашего урока. |
Подготовка речевого аппарата к говорению |
Анализ, сопоставление.
Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.
Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений. | Отвечают на вопросы. Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.
Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок
|
|
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | 1.Выборочная проверка домашнего задания
2.Работа с литературоведческими понятиями. |
3.Мини-исследование в группе.
4. Физ. минутка (пауза релаксации) |
Словесный, познавательный, эвристический |
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку. Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.
личностные: работа в команде одноклассников под руководством учителя. коммуникативные: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие. |
Проверка заполнение маркировочной таблицы “ЗУХ”
Беседа по статье. -Где началась трудовая деятельность И. А. Крылова и в связи с чем? -Какие события предшествовали этому? - Как он получил образование? -С написания каких произведений началась его писательская деятельность? -Что такое басня? (Тема прошлого урока)
| «Карта жанра» – Восстановите схему жанра басня, выбрав нужные элементы.
-Вспомните и дайте определение басни.
|
Или аллегорический смысл. - А что такое аллегория? Задание. Попробуйте дать определение термину, проанализировав следующие примеры аллегории: волк — злой человек, лиса — хитрый человек -А какие известные басенные персонажи олицетворяют человеческие пороки? Осел? Медведь? Обезьяна? Петух? Собака? Слон? На аллегории построена басня, в которой определённые лица или явления изображаются под видом животных. |
Физ.минутка «Бабочка» Организует разминку. |
Чтение таблицы «ЗУХ», 2-3 колонки, составленной по статье учебника «Биография Крылова И.» 2 колонка – план к статье учебника. Основные вехи жизни. 3 колонка. Что хочу узнать на уроках, посвященных творчеству баснописца. (1 колонку «Что вам известно об Иване Крылове? Отвечают на вопросы учителя.
» заполняли на предыдущем Групповая работа.
Каждая команда должна выбрать верные элементы жанра басни. Оценивается правильность и скорость выполнения задания). Коллективная проверка.
Предполагаемый ответ: Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, смысл. | Исследовательская работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. Предполагаемый ответ: Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты. Отвечают на вопрос учителя. |
Активно выполняют физические упражнения
|
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом | Работа с текстом басни.
|
1.Просмотр видеозаписи выразительного чтения ученика.
2.Словарная работа
3.Выразительное чтение учащимися.
4. Словесное рисование.
5. Знакомство с иллюстрациями басни Крылова.
6. Просмотр рисованного мультфильма. (Басню читает Лев Дуров). |
Проблемный, Метод фронтальной организации учащихся.
Метод словесного рисования
Наглядный, частично-поисковый.
Наглядный, проблемный.
|
личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Беседа: - Сегодня мы познакомимся с басней Крылова «Волк и ягненок». -Не читая басню, можете сказать, какой характер обычно присущ волку? А ягненку? -Давайте проверим, действительно ли волк отображает грубость и вероломство, а ягненок – беззащитность и слабость.
Беседа о просмотренном. -Понравилось ли вам чтение учеником басни Крылова? - Подтвердилось ли ваше предположение о характере героев? - Как чтец голосом передал характерные черты персонажей басни? — Какое явление жизни аллегорически описывает басня? — В каких ситуациях эта басня может служить уроком? Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта.
-Какую иллюстрацию к басне вы бы нарисовали?
Какая иллюстрация вам больше понравилась, почему? — Как изображены персонажи басни на иллюстрации Е. Рачева? Какой намек содержит такое изображение?
Изменилось ли ваше восприятие басни? -Чье прочтение басни вам показалось более интересным? Почему? |
Отвечают на вопросы учителя.
Дают развёрнутые ответы.
Смотрят видеозапись. Делятся впечатлением. Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.
Групповая работа. В группе выпишите 10 непонятных слов. Группы обменяйтесь листочками и обсудите значение данных слов. Коллективная проверка. Чтение по ролям басни Подготовка к чтению. Чтение. Самостоятельное создание микротекста на заданную тему Дают развёрнутый ответ на вопросы.
Дают развёрнутый ответ на вопросы.
|
Этап 5. Закрепление полученных знаний | Групповая работа. Самостоятельный анализ басни.
|
|
Работа в группах и выступление перед аудиторией.
|
личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь. познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным
|
Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе. |
Групповая работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. Самостоятельный анализ басни. 1 Задание. 1 группа. 1.- Почему И. Крылов начал басню «Волк и Ягненок» с морали? 2.-Над какими пороками человека смеется автор 3. «Болтают, что басня век свой отжила и время списывать ее в архив». Докажите или дайте опровержение данной мысли 2 группа. 1.- Какие эпитеты использует поэт, чтобы описать Волка и Ягненка? 2.-Какие глаголы характеризуют главных героев? 3.- Язык персонажей басни И. Крылова подводит к выводу об их характерах. Докажите эту мысль, ссылаясь на текст произведений. 3 группа. 1.-В басне „Волк и Ягненок“ два героя. Что можно сказать о них? Можно ли сказать, что Ягненок так испугался, что онемел от страха? 2.-Как же ведет себя Волк? Только ли грубо и злобно? 3.-Почему баснописец говорит, что „у сильного всегда бессильный виноват“... (Эта басня — горькая правда о несправедливых порядках. Правда на стороне Ягненка, но он беззащитен, за Волком сила). Афиширование. 2 задание. Составление сравнительной таблицы Сопоставление басни Лафонтена и Крылова. Афиширование. |
Этап 6. Подведение итогов урока | 1.Обобщение |
2.Самооценка |
3.Домашнее задание |
4.Рефлексия |
|
Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией. |
Самоанализ |
Словесный, наглядный |
Метод контроля, познавательно-рефлексивный |
|
Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом. Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи. Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и
регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации со сверстниками. |
Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта.
Анализ работы учащихся.
Дифференцированное домашнее задание.
1.Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать слова морали басни «Волк и ягненок» 2. Инсценировка басни (чтение наизусть).
Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?
Итоговый комментарий. |
Самостоятельное написание сиквейна на басню «Волк и ягненок»: Волк. Ягненок. Афиширование результатов.
Самооценка работы на уроке.
Записывают задания в дневники.
Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Экран успеха». |