Конспект урока. И.А. Крылов "Слон и Моська"
план-конспект урока (7 класс) на тему

Павлова  Людмила Алексеевна

Данный конспект предлагается для использования при подготовке к уроку чтения  для детей с ОВЗ  7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_krylov_slon_i_moska.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Слон и Моська.  И.А. Крылов

Цель урока: Познакомить с басней И.А. Крылова.

Раскрыть мораль басни, способствовать формированию нравственных качеств, принятых в обществе, учить выразительному чтению. Расширять словарный запас. Развивать речь, память, внимание.

Оборудование: Презентация к уроку, учебник, предметы для инсценировки басни И.А. Крылова «Волк и Журавль», карточки с чертами характера главных действующих героев.

                                                             План.

I.Организационный момент.

II.Подготовительные упражнения к чтению.

1.Дыхательная гимнастика.

***Надуть шар (вдох,выдох- разводят ладони ,имитируя увеличение в объеме шара.

На третий выдох шар лопается)  2 раза.

3. Скороговорка-сначала все вместе,затем каждую строчку говорят дети по очереди.

         Из-под Костромы, из-под Костромищи

везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

 Везет да скороговорками так и сыплет:

тетерев сидел на дереве, от дерева – тень

тетерева;

 у гусыни усов не ищи, не сыщешь;

каков Савва, таков и Слава.

Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и неперескоговорил—все дети

4. Составление рифмовоки

---Урок начнется, если вы правильно составите рифмовочку

Рок рокрокрок     …. урок!

III. Проверка домашнего задания.

Забавой он людей исправил, 
Сметая с них пороков пыль; 
Он баснями себя прославил, 
И слава эта – наша быль. 

-О ком эти строки?  
( на экране появляется портрет Крылова)

--Кто такой И.А. Крылов?(Баснописец)
-  Кто такой баснописец?

- Что такое басня? (стихотворение, в котором главными героями являются в основном, животные. Под их масками скрываются люди.

В баснях автор высмеивает отрицательные черты характера)
Инсценировка басни«Волк и Журавль»

- К уроку вы готовили чтение по ролям басню Крылова «Волк и Журавль».

Вопросы:

-Какова  главная мысль ( мораль ) басни?

-Что хотел сказать сказать Крылов нам этой басней?

(*** Слишком жадный человек может навредить себе, присваивая чужое добро.

***Если с вами случилась беда и кто- то пришел вам на помощь. Не забывайте поблагодарть того человека несмотря на то . был ли этот поступок сложным для него или не составил трудности.

***автор  предлагает подумать , прежде чем помогать жадным, показывая насколько они могут быть неблагодарными по отношению к вам.

Волк неблагодарный.  Журавль спас Волка от смерти и чуть сам не поплатился жизнью за доброе дело.

IV.Работа над басней Крылова «Слон и Моська».

  1. Актуализация темы:

--В дни школьных каникул мы были в зоопарке. Я просила написать сочинение о том, что вам понравилось на экскурсии. ФОТО презентация   --В зоопарке.

Сейчас я вам открою секрет. Наша экскурсия имела цель: посещение, в обязательном порядке, вольера со слонами, чтобы иметь представление о масштабах его размеров, о его характере, взаимоотношениях со своей семьей.

--Послушаем сочинение, которое вы должны были написать о впечатлении, которое осталось у вас после посещения вольера со слонами.

2)Сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Слон и Моська»

А)Слушают басню в записи.

Задание:

-Каким представлен в басне слон? Совпадает ли его характер  с реальным слоном из жизни?

б) Проверка восприятия:

-Где происходило действие?

-Назовите действующих  лиц.

-Как произошла встреча Слона и Моськи?

-Чего хотела достичь Моська своим лаем на слона?

( хотела прославиться, чтобы все подумали, что она не боится даже слона)

V.Подготовительная работа к чтению .

Доска:из/ве:с:т/но

на:в:с:т:ре/чу

ви:з/жа:ть

р:ва:ть/ся  ?  кидаться, нападать

VI.Первичное чтение басни детьми по строчке с объяснением смысла непонятных слов и выражений

 (   словарная работа)презентация слайды

Напоказ –  для обозрения,обратить внимание для вида.

-Почему слоны  в диковинку у нас? (не увидишь в нашей местности слоны не водятся, если только в зоопарке)
Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.Слайд
Отколе ни возьмись?  - появилась неизвестно откуда

Забияка -тот, кто любит затевать ссоры.

Срамиться – позориться

Хрипишь--  охрипла

Не примечает - не замечает
VII
.Работа над выразительностью чтения.

-Какая обстановка на улице была до появления Моськи?  (шумно или спокойно?) Слайд

-Какой вы представляете себе Моську? Почему ей дали такую кличку?Маленькая дворовая собака)

-Посмотрите на слайд. Найдите к нему слова из басни.

-Какие слова использует автор для описания поведения Моськи?

 ( лаять, визжать, и рваться

Ну, так и лезет в драку с ним)
-Все ли собаки так себя ведут?
-Могла ли своими действиями Моська нанести вред Слону?
-Кто сделал замечание Моське? 

-Какой  вы представляете себе Шавку?Слайд
( Собака дворовая старше Моськи, умная, опытная)        
-Каким голосом она делает замечание Моське?

(спокойным,  рассудительным)

Прочитаем слова шавки.

-Чего xотела достичь Моська своим лаем на Слона Слайд

Выберите правильный ответ: ( презентация)

*** разозлить слона

***прослыть смелой собакой, которая не боится огромного слона

*** считает, что нельзя водить слона по улицам

-В каких словах выражена эта мысль?

-Какая Моська по характеру?

( хвастунишка, глупая, задира)        

-Чтение по ролям.

VIII. Работа в группах:

( на парте лежат карточки с качествами характера Слона и Моски)

Задания для детей:

1 группе- выбрать карточки с качествами характера Моськи

2 группа- выбрать карточки с качествами характера Слона

важный

        

воспитанный

        

благоразумный

хитрая


задира

Умная ?

глупая

спокойный

Умный ?


-Моська  глупая? (
- Моська умная?

Да, она и хитрая, понимает, что слон ей не причинит вреда, но зато  другие обратят на нее внимание, многие поверят в ее смелость и бесстрашие. Таким образом она получит уважение. Но умные сразу поймут уловку  Моськи.

IX. Итог урока:

Какую черту характера человека высмеивает И.А. Крылов в этой басне?

-Хвастовство, показная смелость

Моська-хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, что бы ее боялись, считали очень сильной и задиристой. Бросаясь на Слона, всячески изображая отчаянную смелость, она отлично понимает, что великан не опасен, он даже не замечает ее.

-Как следует добиваться уважения и признания людей?
-Уважение и признания людей нужно добиваться добрыми делами и честными поступками.

-Когда в жизни можно употребить слова: “Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!”?

(– Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)

-Актуальны ли басни в наши дни? Почему?

Басни написаны так, чтобы человек не просто посмеялся над ее содержанием, но и понял свои собственные просчеты и хотя бы попытался исправиться в лучшую сторону.

И в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

IX.Д/з: выучить басню наизусть.

(Дополнительный материал)

– Вам знакомы произведения И.А. Крылова.
Давайте вместе с вами вспомним их.

“Попрыгунья стрекоза……..( на экране иллюстрации к басням Крылова)

“Вороне где-то бог послал кусочек сыру…продолжают дети по одной строчке
На ель ворона взгромоздясь

Позавтракать было совсем
Уж собралась…

“Однажды Лебедь, Рак и Щука
Везти с поклажей воз взялись….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...