Перспективное планирование (1-ый год обучения).
календарно-тематическое планирование по теме
Перспективное планирование задач по развитию зрительного восприятия, социально-коммуникативных представлений, пространственной ориентировки, мелкой моторики и тактильного восприятия детей с нарушением зрения (1-ый год обучения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективное планирование (1-ый год обучения). | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Младший дошкольный возраст (1–й год обучения)
Сентябрь, октябрь, ноябрь 2013-2014 уч. г.
Зрительное восприятие | |||
|
| ||
Развитие восприятия величины | Развивать умение мануальными действиями показывать величину (большой - маленький); учить узнавать один и тот же предмет в двух величинах зрительно. Учить различать, выделять и сравнивать величину предметов (большой, маленький) обозначать в речи. | ||
Развитие восприятия формы | Учить выполнять мануальные исследовательские действия при восприятии округлой и угольной форм, осязательно-зрительным способом узнавать шар, куб. Называть форму предметов простой конфигурации (как шарик, как кубик). | ||
Развитие восприятия цвета | Формировать первоначальные знания о зрительных сенсорных эталонах. Узнавать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий). Различать красный и жёлтый, синий и зелёный, жёлтый и зелёный цвета. Учить соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов. Учить находить предметы определённого цвета в окружающем мире. | ||
Развитие предметности восприятия. | Развивать наблюдательность, зрительную реакцию на предметы окружающего мира. Учить детей рассматривать предмет, выделять его цвет, размер, форму. Учить узнавать объекты в реальности и на предметных картинках. Развивать умение детей подбирать предметную картинку к объемному предмету. Развивать способность зрительно узнавать ранее обследованный предмет. | ||
Развитие восприятия сюжетных изображений | Учить соотносить изображение на картинке с реальным объектом. Учить детей рассматривать простую сюжетную картинку, выделять и перечислять объекты. | ||
Анализ и конструирование предметных изображений сложной формы | Учить анализировать зрительным способом образец предметного изображения (из каких частей состоит, как они расположены), а затем конструировать его по образцу (2-3 части). Учить анализировать зрительным способом форму частей предметного изображения, конфигурация которого включает 2-3 разнородные простые формы или 2 однородные (например, круглые). Учить составлять картинку из 2- 4 частей. | ||
Развитие зрительного внимания, памяти; активизация и стимуляция зрительных функций. | Проводить с детьми различные дидактические игры, упражнения по активизации и стимуляции зрительных функций, различных способностей зрения, таких как: цветоразличение, движения глаз, фиксация, локализация, конвергенция, аккомодация, концентрация зрительного внимания, прослеживающая функция глаз и др. | ||
Предметные и социально-коммуникативные представления | |||
| Программные задачи | ||
Предметные представления | Упражнять детей в выделении признаков и свойств предметов. Устанавливать различия предметов по величине, структуре материала (твёрдый – мягкий), различия между частью и целым (матрешка, разрезные картинки). Учить пользоваться предметами быта в групповой комнате, знакомить с правилами хранения Мой детский сад. Знакомить детей с помещениями детского Игрушки. Учить детей поэтапному обследованию игрушек осязательно-зрительным способом: рассмотреть весь предмет (педагог совместно с ребенком обводит контур, ребёнок повторяет практическое обследование игрушки); узнать и назвать цвет, величину; узнать и назвать форму (у игрушек простой конфигурации, например, мяч, пирамидка, др.); в предмете сложной конфигурации узнать, показать и назвать основные части; помочь определить материал, из которого сделана игрушка. Осень. Начать знакомить с характерными признаками сезонов. Изменения в неживой природе осенью (становится холоднее, идут дожди, дует сильный ветер и т.п.); Деревья. Учить узнавать и называть 2 дерева (например, береза, ель), выделять ствол, ветки, листья (иголки). Учить подключать мануальные действия при обследовании дерева. Учить детей узнавать знакомые деревья без листьев. Урожай (овощи и фрукты). Учить различать по вкусу, цвету, величине, форме 2 – 3 вида овощей и фруктов (например, морковь, огурец, помидор, яблоко, груша). Учить соотносить натуральный объект с цветным, силуэтным, контурным изображениями. Учить понимать обобщающее понятие одежда, учить узнавать и называть личные вещи. Учить различать и называть качества материалов, используемых для изготовления одежды, воспринимаемых осязанием: гладкий, шершавый, мягкий, тёплый. Птицы. Учить распознавать по величине, окраске оперенья, издаваемым звукам 2-3 птиц, прилетающих на участок, называть их. Домашние животные. Дать детям первоначальные представления Посуда. Учить детей узнавать, называть, выделять среди множества объектов окружающего мира предметы посуды. Формировать обобщающее понятие «посуда». Развивать умение подбирать предметную картинку к натуральному предмету посуды. Формировать умение практическим способом находить большие и маленькие предметы среди посуды, подбирать пару по величине, цвету. Подключать мануальные действия к описательной речи ребёнка. Учить выполнять элементарные игровые действия с посудой. Я и мой город. Познакомить детей с понятием «город», с тем, что в городе есть улицы, дороги, тротуары, различные здания, парки, транспорт. Знакомить детей с разнообразными зданиями (например, жилые дома, магазин, детский сад). | ||
Приобщение ребёнка к труду взрослых | Воспитывать интерес к труду взрослых, привлекая их внимание к работе помощника воспитателя, папы, мамы. Воспитывать желание помогать им. | ||
Наблюдения на улице | Организовать небольшие экскурсии вокруг детского сада. Наблюдения за людьми, их поведением на улице. Наблюдение за движением людей на переходе. Дать детям понятие о том, что, когда едут машины, люди стоят и ждут. | ||
Ребёнку о нём самом | Упражнять детей в назывании своего имени, фамилии. | ||
Пространственная ориентировка | |||
|
| ||
Ориентировка «на себе» и на кукле | Учить с помощью тифлопедагога называть и показывать части своего тела, части тела куклы. | ||
Ориентировка в ближайших направлениях пространства с точкой отсчета «от себя» | Учить ориентироваться в ближайших направлениях пространства с точкой отсчета «от себя» после показа тифлопедагога («Покажи флажком направо (налево), вперед (назад), вверх (вниз) от себя») и называть ближайшее направление пространства с точкой отсчёта « от себя»; упражнять в зрительном определении расстояния (ближе - дальше) от себя. | ||
Ориентировка в макропространстве | Закреплять умение ориентироваться в помещениях группы (находить свое место за столом, кровать в спальне, свой шкафчик в раздевалке и т.д.); учить ориентироваться в помещениях сада (находить дорогу до кабинета ортоптистки, музыкального зала и т. д.) Учить ориентироваться с помощью сохранных анализаторов. Учить определять источник звука («Иди на звук погремушки»). | ||
Ориентировка в микропрост- ранстве | Учить в совместных действиях с тифлопедагогом ориентироваться в микропространстве. На поверхности листа бумаги, стола, фланелеграфе и др. («Расположи игрушки на листе справа, слева, вверху, внизу, посередине»). Учить моделировать с помощью тифлопедагога простейшие пространственные отношения («Поставь игрушки так же, как на столе»). Учить ориентироваться в пространстве с помощью тифлопедагога по картинке-плану («Поставь игрушки, как на картинке»). |
Декабрь, январь, февраль.
Зрительное восприятие | |
| Программные задачи |
Развитие восприятия величины | Учить сравнивать величину предметов, путем наложения, приложения; закреплять умение измерять два предмета путем наложения, приложения в играх. Учить отбирать предметы по убывающей и возрастающей величине (2-4 элемента). |
Развитие восприятия формы | Учить детей различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал) и соотносить их форму с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус и т. д.), соотносить, находить их форму в реальных объемных предметах. |
Развитие восприятия цвета | Учить детей различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый, чёрный), продолжать учить соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов. Учить находить предметы определённого цвета в окружающем мире. Учить группировать предметы по признаку цвета. |
Развитие предметности восприятия. | Формировать зрительные способы обследования предметов. Учить соотносить изображения на картинке (овощи, фрукты, игрушки, животные и др.) с реальным объектом; находить объект по по силуэтному и контурному изображению. Учить выделять основные части объекта, называть их. |
Развитие восприятия сюжетных изображений | Учить рассматривать сюжетные картинки: целостное восприятие, выделение и узнавание основных объектов, называние действий, понимание содержания (кошка лежит на коврике), озвучивание. |
Анализ и конструирование предметных изображений сложной формы | Анализ и конструирование образца из геометрических форм (2-3 ). Составление целого из частей предметного изображения (2-4части). |
Развитие зрительного внимания, памяти; активизация и стимуляция зрительных функций. | Продолжать проводить с детьми различные дидактические игры, упражнения по активизации и стимуляции зрительных функций, различных способностей зрения, таких как: движения глаз, фиксация, локализация, конвергенция, аккомодация, концентрация зрительного внимания, прослеживающая функция глаз, дифференцирование по определённым признакам (цвет, форма, величина) и др. |
Предметные и социально-коммуникативные представления | |
Раздел | Программные задачи |
Предметные представления | Продолжать упражнять детей в выделении признаков и свойств предметов (формы, цвета, величины и пространственного положения). Подбирать и группировать предметы по этим признакам, а также по их назначению. Устанавливать различия предметов по величине, структуре материала (большой — маленький, твердый — мягкий), различия между частью и целым (матрешка, разрезные картинки); называть действия с предметами и материалами, различать и называть противоположные действия (одеться — раздеться, стоять — сидеть, расстегнуть — застегнуть). Развивать полисенсорное, бисенсорное восприятие предметов (включение одного, двух или нескольких анализаторов в процесс познания признаков предметов). Продолжать знакомить детей с помещениями детского сада, их назначением, ориентировкой и поведением в них в соответствии с назначением. Совершенствовать навыки использования предметов быта в групповой комнате, закреплять знание правил хранения игрушек, книг, посуды, одежды, обуви. Закреплять знание детьми обобщающих слов: транспорт, мебель, продукты, одежда, обувь, книги, дикие животные, домашние животные, птицы, овощи, фрукты, и др. Я и моё тело. Дать представление о пространственном положении частей тела: ( голова вверху, а ноги внизу; грудка впереди, а спинка сзади; одна рука – правая, а другая – левая). Развивать сенсорные способности детей в процессе различения признаков и свойств у предметов, воспринимаемых зрением, слухом, обонянием и др. Зима. изменения в неживой природе зимой (стало холодно, на улице мороз, снег, и т.п.); изменения в растительном мире (нет листьев, растения спят); элементарные изменения в жизни животных и птиц; изменения в одежде людей; характерный для сезона труд людей. Учить узнавать и называть транспортные средства: грузовая машина, автобус, лодка. Учить выделять части грузовика, автобуса: кабина, колёса, руль, кузов. Учить понимать назначение транспорта (перевозит грузы, людей). Учить различать с помощью зрения, слуха и других сохранных анализаторов неподвижный и движущийся транспорт. Учить различать проезжую часть дороги и тротуар; понимать значение сигналов светофора. Мебель. Учить выделять в ближайшем окружении предметы мебели: стул, стол, кровать, диван, шкаф. Формировать представления о назначении мебели. Приучать раскладывать книги, игрушки, посуду, одежду, в соответствующие предметы мебели (книжная полка, посудный или одёжный шкаф). Развивать умение устанавливать различия мебели по величине, структуре материала (большой– маленький, твёрдый – мягкий). Учить детей находить в групповой комнате свое место за столом, свою кровать в спальне, свой шкаф. Дать представление о назначении кукольной мебели в игровом уголке. Продукты питания. Дать детям представление о том, зачем человеку нужна пища. Учить детей беречь своё здоровье, есть только Продолжать развивать сенсорные способности Дикие животные. Дать детям первоначальные представления Учить находить у животных: голову, туловище, лапы, хвост и др. Учить выделять и называть характерные особенности животных: шерсть, когти, голос, окраска, величина животного или его части (длинные уши). Продолжить работу над соотношением изображения на картинке, в силуэте с реальным объектом (игрушка, скульптура). Упражнять в имитации движений и повадок животных. Одежда. Продолжить работу с детьми над пониманием обобщающего понятия: одежда, учить узнавать и называть личные вещи. Учить выделять детали одежды: рукава, воротник, карман, пуговица, петля на реальном объекте, на игрушке, в изображении на картинке. Продолжать учить различать и называть качества материалов, используемых для изготовления обуви, одежды, воспринимаемых осязанием: гладкий, шершавый, мягкий, тёплый. Продолжать учить детей самостоятельно Учить понимать обобщающее понятие «обувь», учить узнавать и называть свою личную обувь (сапоги, ботинки, сандалии, чешки, тапочки и др.) Учить выделять детали обуви (каблучок, ремешок, шнурки) на реальном объекте, на игрушке, в изображении на картинке. Учить различать и называть качества материалов, используемых для изготовления обуви, воспринимаемых осязанием: гладкий, шершавый, мягкий, тёплый. Учить детей самостоятельно одевать и снимать обувь; убирать её в шкаф; застёгивать и расстёгивать « липучки», развязывать шнурки ботинок). Домашние животные. Продолжать знакомить детей с домашними Продолжать учить находить у животных: голову, туловище; лапы – ноги; хвост и др., а также характерные особенности конкретного животного (рога, копыта, когти, голос, окраска шерсти, величина животного или его части) Продолжать учить соотносить изображение на картинке, в силуэте с реальным объектом (игрушка, скульптура), упражнять в имитации движений и повадок животных. Профессии. Знакомить детей с трудом взрослых в детском саду, с трудом своих родителей. Учить называть профессии: воспитатель, няня, повар, шофёр. Выделять в наблюдениях основные трудовые процессы и порядок их выполнения: няня моет посуду, пол, помогает одеваться детям; повар варит суп, жарит котлеты, сушит сухари… Учить детей соотносить трудовое оборудование (инструменты) с той профессией, в которой они необходимы. Зимние забавы. Учить узнавать реальные игровые атрибуты (санки, снежный ком, горка, лопата, метла, ведро). Учить находить изображения этих игровых атрибутов в предметных и сюжетных картинках. Учить безопасному поведению в играх на прогулке: катание на санках, катание с невысоких гор, метание снежных комочков. Упражнять во время игр и забав в зрительном (с опорой на кинестетическое чувство) определении расстояния ближе – дальше (от себя до двух предметов). |
| Продолжать воспитывать интерес к труду взрослых, привлекая их внимание к работе помощника воспитателя, повара, шофера, папы, мамы, детей старшего возраста. Воспитывать желание помогать им. В наблюдениях выделять основные трудовые процессы и их порядок выполнения (няня моет посуду, пол, окна, меняет полотенца; повар варит суп, жарит картофель, котлеты, печет пирожки). Уметь благодарить взрослых за заботу о детях. Упражнять детей в посильной помощи взрослым: принести, подать, подержать, убрать на место. Создавать условия для посильного участия детей в труде взрослых. |
| Организовать небольшие экскурсии вокруг детского сада, по улицам города (родители). Продолжать наблюдения за людьми, их поведением на улице; за движением машин, за движением людей на переходе, за огнями светофоров. Продолжать выделять звуки на улице, ориентироваться на них, учить детей подражать этим звукам в процессе непосредственного наблюдения, восприятия и в играх. |
| Продолжать упражнять детей в назывании своего имени, фамилии. Называть и показывать слева и справа части своего тела (руки, ноги, уши, глаза). Продолжать упражнять детей в дидактических Учить детей безопасному движению в пространстве с опорой на зрение и сохранные анализаторы. Игры: «Наши ушки слышат, где играет музыка, там мы будем петь и танцевать», «Мы слышим запах еды, там кухня» и т.д. Развивать сенсорные способности детей в процессе различения признаков и свойств предметов, воспринимаемых зрением, слухом, обонянием, осязанием. |
Пространственная ориентировка | |
|
|
Ориентировка «на себе» и на кукле | Продолжать учить самостоятельно называть и показывать части своего тела, части тела куклы; с помощью тифлопедагога выполнять действия по определению «на себе» правой и левой сторон, верхней и нижней, задней и передней («Возьми кубик в правую (левую) руку», «Топни правой (левой) ногой»). |
Ориентировка в ближайших направлениях пространства с точкой отсчета «от себя» | С помощью тифлопедагога (направляющие инструкции и подсказывающие вопросы) учить детей ориентироваться в ближайших направлениях пространства с точкой отсчета «от себя» («Покажи флажком направо (налево), вперед (назад), вверх (вниз) от себя»; «Положи игрушку дальше, ближе от себя»). |
Ориентировка в макропространстве | Учить безошибочно ориентироваться в помещениях группы (находить свое место за столом, кровать в спальне, свой шкафчик в раздевалке, полотенце и т.д.). Учить самостоятельно определять источник звука («Иди на звук погремушки»). |
Ориентировка в микропрост- ранстве | Продолжать учить с помощью тифлопедагога ориентироваться в микропространстве («Расположи игрушку на столе справа, слева, вверху, внизу, посередине»). Продолжать учить с помощью тифлопедагога моделировать простейшие пространственные отношения («Поставь игрушки так же, как на столе»). Продолжать учить ориентироваться в пространстве по картинке-плану («Поставь игрушки, как на картинке». |
Март, апрель, май.
Зрительное восприятие | |||
| Программные задачи. | ||
Развитие восприятия величины | Повышать зрительную дифференцировку предметов по величине, учить выбирать из двух меньший или больший по величине (с подключением практических действий) в малом и большом пространстве; учить выбирать из 3-х два одинаковых предмета; выделять и располагать в ряд 2-4 предмета (по возрастающей или убывающей). | ||
Развитие восприятия формы | Формировать способы зрительного восприятия предметов окружающей действительности. Развивать зрительную поисковую деятельность детей на обобщающее понятие «форма». Продолжать обучать различению и называнию круга, треугольника, квадрата, овала, шара (шарик), куба (кубик). Учить соотносить форму геометрических фигур с формой объёмных геометрических тел и с формой плоскостных изображений. Учить группировать предметы по форме. | ||
Развитие восприятия цвета | Развивать цветовосприятие, формировать обобщающее понятие « цвет». Закреплять знание детьми основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, коричневый, чёрный); умение называть их, соотносить с предметами, выделять предметы определённого цвета в окружающей среде, группировать предметы по цвету. Учить выделять красный цвет из желто-оранжевых цветов (оранжевый вводится без названия), желтый из зелено-синих, зеленый из сине-желтых, синий из красно-зеленых (при этом следует в множество цветов, из которого локализуют, вводить светлые и темные тона основных цветов). | ||
Развитие предметности восприятия | Учить осязательно-зрительным способом поэтапному обследованию предмета: 1) рассмотри весь предмет (педагог обводит контур, ребенок выполняет практическое обследование действия); 2) узнай и назови цвет; 3) узнай и назови форму (предмет имеет простую конфигурацию или форму, идентичную эталону); 4) в предметах сложной конфигурации узнать, показать, назвать основные части. В последующем переводить на зрительное обследование предмета. Учить зрительно соотносить плоскостное изображение с натуральным предметом; узнавать ранее обследованные предметы в условиях искажения одного из свойств (перекрытие контура, силуэтное изображения, отсутствие цветности). Учить совмещать контурное и силуэтное изображения предмета. Учить точно совмещать по контуру два плоскостных изображения предметов сложной конфигурации (одежда, растения, человеческие позы и др.). Развивать наблюдательность в играх. Учить видеть движущиеся объекты. | ||
Развитие восприятия сюжетных изображений | Развивать умение детей рассматривать простую сюжетную картинку, выделять и перечислять объекты, понимать её содержание, озвучивать в речи (девочка играет в мяч). | ||
Анализ и конструирование предметных изображений сложной формы | Учить анализировать зрительным способом образец предметного изображения (из каких частей состоит, как они расположены), а затем конструировать его по образцу. Учить анализировать зрительным способом форму частей предметного изображения, конфигурация которого включает 2-3 разнородные простые формы или 2 однородные (например, треугольные). Учить составлять картинку из 2- 4 частей. | ||
Развитие зрительного внимания, памяти; активизация и стимуляция зрительных функций | Продолжать проводить с детьми различные дидактические игры, упражнения по активизации и стимуляции зрительных функций, различных способностей зрения, таких как: движения глаз, фиксация, локализация, конвергенция, аккомодация, концентрация зрительного внимания, прослеживающая функция глаз, дифференцирование по определённым признакам (цвет, форма, величина) и др. | ||
Предметные и социально-коммуникативные представления | |||
Раздел |
| ||
|
Развивать полисенсорное, бисенсорное восприятие предметов (включение одного, двух или нескольких анализаторов в процесс познания признаков предметов). Продолжать знакомить детей с помещениями детского сада, их назначением, ориентировкой и поведением в них в соответствии с назначением. Учить пониманию слов: посуда, книги, Я и моя семья. Учить детей называть свое имя и фамилию, а также имя и фамилию тех людей, с которыми ребёнок живёт вместе. Учить различать по внешним признакам (причёска – одежда) мальчика и девочку, мужчину и женщину (в реальной жизни и на изображениях). Бытовая техника. Знакомить детей с электроприборами в ближайшем окружении, выделяя их из других предметов: телевизор, магнитофон, светильники, электроплита, телефон. Учить выполнять игровые действия с моделями электроприборов (игрушки). Формировать у детей понятия «светло – темно». Объяснять им, что хорошее освещение нужно Я и моё тело. Продолжать учить детей различать и правильно называть части своего тела, части тела других детей, кукол для соотнесения со своим телом. Закрепить представление о пространственном положении частей тела: ( голова вверху, а ноги внизу; грудка впереди, а спинка сзади; одна рука – правая, а другая – левая). Способствовать получению опыта познания возможностей своего тела (стоять прямо, двигаться уверенно, дышать ровно, слушать внимательно и т. д.) и знаний о функциональном назначении частей тела. Продолжать развивать сенсорные способности детей в процессе различения признаков и свойств у предметов, воспринимаемых зрением, слухом, обонянием и др. Весна. Продолжать знакомить с характерными признаками сезонов. Весна. Изменения в неживой природе (становится теплее, ярче светит солнце, снег тает, вместо снега идут дожди). Изменения в растительном мире ( появляются листья , растёт трава, распускаются цветы). Элементарные изменения в жизни животных и птиц. Изменения в одежде людей; характерный для сезона труд людей. Инструменты. Учить узнавать инструменты: молоток, пила, отвёртка, топор, выделять их из множества других вещей. Наблюдать за работой плотника, дворника: учить понимать, для чего нужны инструменты, какие трудовые действия можно выполнять с их помощью. Учить имитировать трудовые действия с Учить выделять части здания (например, стена, крыша, окно, дверь, балкон) и словесно обозначать их пространственное расположение: вверху, внизу, посередине. Учить различать с помощью зрения контрастные по величине здания, расположенные в большом пространстве, обозначая их величину соответствующими словами: большой, маленький. Закреплять знания о частях дома в различных видах деятельности (мозаика, строительные игры, аппликация, рисование). Дать понятие о том, что дома строят люди. Домашние птицы. Учить распознавать по величине, окраске оперенья, издаваемым звукам домашних птиц (курица, утка), называть их. Учить выделять у птиц: туловище, голова, лапки, крылья, хвост. Упражнять в локализации птиц одной породы Продолжать учить различать по вкусу, цвету, величине, форме 2 – 3 вида овощей и фруктов (например, морковь, огурец, помидор, яблоко, груша). Продолжать учить соотносить натуральный объект с цветным, силуэтным, контурным изображениями. Насекомые. Учить узнавать и называть жука, бабочку в реальном окружении и в увеличенном изображении (возможно использование лупы). Учить различать части тела насекомого на укрупнённом макете или игрушке: туловище, лапки, головка, крылья. Продолжать знакомить детей с понятиями быстро – медленно. Учить выполнять выразительные движения, имитирующие повадки насекомых, в разном темпе, например: медленно шевелить лапками – быстро махать крыльями. Формировать элементарные представления о некоторых цветущих растениях. Учить понимать и употреблять обобщающее понятие «цветы». Учить узнавать, называть, выделять среди других 2-3 цветка (например, одуванчик, ромашку). Учить находить в цветущем растении (натуральный объект или предметное изображение): стебель, листья, цветок. Учить различать и называть качества, воспринимаемые осязанием (гладкий - шершавый, мягкий – жёсткий) и обонянием (душистый). Упражнять в умении выделять цветы заданного цвета среди множества других. Продолжать знакомить с характерными признаками сезонов. Лето. Изменения в неживой природе (очень тепло, чистое небо и т.п.) Изменения в растительном мире (листья выросли, быстро растёт трава, распускаются цветы и т. д.). Элементарные изменения в жизни животных и птиц, появление насекомых. Изменения в одежде людей; характерный для сезона труд людей. | ||
| Продолжать воспитывать интерес к труду взрослых, привлекая их внимание к работе помощника воспитателя, повара, шофера, папы, мамы, детей старшего возраста. Воспитывать желание помогать им. В наблюдениях выделять основные трудовые процессы и их порядок выполнения (няня моет посуду, пол, окна, меняет полотенца; повар варит суп, жарит картофель, котлеты, печет пирожки). Видеть качество труда взрослых (моют чисто, делают старательно, красиво). Уметь благодарить взрослых за заботу о детях. Упражнять детей в посильной помощи взрослым: принести, подать, подержать, убрать на место. Создавать условия для посильного участия детей в труде взрослых. Учить пониманию значения труда взрослых в детском саду и воспитывать бережное отношение к результатам труда взрослых. | ||
| Наблюдения за людьми, их поведением на улице. Наблюдение за движением машин. Наблюдение на остановке за автобусом, троллейбусом. Обучение детей ходьбе по тротуару парами. Наблюдение за движением людей на переходе. Продолжать формировать представление о правильном поведении на улицах города. Наблюдение за огнями светофоров, научить называть их: красный, желтый, зеленый. Продолжать выделять звуки на улице, | ||
| Продолжать упражнять детей в назывании своего имени, фамилии. Называть и показывать слева и справа части своего тела (руки, ноги, уши, глаза). Упражнять детей в игре с зеркалом (наблюдать за собой, видеть и называть цвет глаз, волос, детали прически: бантик, косичка). Продолжать учить детей красиво улыбаться, говорить ласковые слова, следить за своим отображением в зеркале и понимать мимику. Продолжать учить детей красивым манерам общения с окружающими, вызывать детей на сопереживание и сочувствие к окружающим людям, животным и растениям. Упражнять детей в дидактических играх по познанию свойств своего тела. Развивать сенсорные способности детей в процессе различения признаков и свойств предметов, воспринимаемых зрением, слухом, обонянием, осязанием. | ||
Пространственная ориентировка | |||
|
| ||
Ориентировка «на себе» и на кукле | Закреплять знание детьми частей своего тела, частей тела куклы; закреплять умение безошибочно называть их, выполнять действия по определению правой и левой сторон «на себе» («Возьми кубик в правую (левую) руку», «Топни правой (левой) ногой»). | ||
Ориентировка в ближайших направлениях пространства с точкой отсчета «от себя» | Закреплять умение с помощью тифлопедагога (направляющие инструкции и подсказывающие вопросы) ориентироваться в ближайших направлениях пространства с точкой отсчета «от себя» (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз, ближе, дальше). | ||
Ориентировка в макропространстве | Закреплять умение ориентироваться в помещениях группы (находить свое место за столом, кровать в спальне, свой шкафчик в раздевалке и т.д.); учить ориентироваться в помещениях сада (находить дорогу до кабинета ортоптистки, музыкального зала и т. д.) Учить различать разнообразные звуки (стук, звучащая игрушка, голос и т. д.), определять их источник, ориентироваться на них. | ||
Ориентировка в микропрост- ранстве | Продолжать совершенствовать навыки ориентировки в микропространстве (на поверхности стола, листа, доски, фланелеграфа). («Расположи игрушки на листе справа, слева, вверху, внизу, посередине, на уголке»). Продолжать учить детей моделировать простейшие пространственные отношения («Поставь игрушки так же, как на столе». Совершенствовать навыки ориентировки по картинке-плану («Поставь игрушки, как на картинке»). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективное планирование по поисково-исследовательской деятельности детейс нарушением слуха 4 года обучения
Перспективный план по поисково- познавательной деятельности детей с нарушением слуха позволит педагогам проводить подобные занятия с детьми в свободное от основных видов дея...
Перспективное планирование ( с описанием оборудования и коррекционных игр) логопеда в подготовительной к школе группе с диагнозом «Заикание. ОНР» Перспективное планирование ( с описанием оборудования и коррекционных игр) логопеда в подготовите
Перспективное планирование ( с описанием оборудования и коррекционных игр)логопедав подготовительной к школе группе с диагнозом «Заикание. ОНР»...
Перспективно - календарное планирование по подготовке к обучение грамоте с детьми с ОНР
Данное планирование может использоваться в подготовительной к школе группе для детей с ОНР и ЗПР. План содержит задачи и направления работы....
Годовое перспективное планирование подгрупповой, индивидуальной работы в подготовительной группе (1 года обучения) компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР)
Годовое перспективное планирование подгрупповой, индивидуальной работы в подготовительной группе (1 года обучения) компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР)...
Перспективное планирование коррекционных задач учителя-дефектолога (3-ий год обучения).
Перспективное планирование задач развития зрительного восприятия, пространственной ориентировки и социально-коммуникативных навыков, тактильного восприятия и мелкой моторики в старшем дошкольном возра...
Перспективное планирование коррекционных задач учителя-дефектолога для детей с нарушением зрения (4-ый год обучения).
Перспективное планирование коррекционных задач учителя-дефектолога в подготовительной группе для детей с нарушением зрения....
Перспективное планирование работы с детьми с РАС и задержкой психического развития (третий год обучения)
Рекомендовано для учителей - дефектологов ДОУ...