Перспективное планирование коррекционных задач учителя-дефектолога для детей с нарушением зрения (4-ый год обучения).
календарно-тематическое планирование по теме
Перспективное планирование коррекционных задач учителя-дефектолога в подготовительной группе для детей с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_tiflopedagoga_v_podgotovit._i_starshey_gruppe.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование тифлопедагога на первый триместр учебного года в подготовительной группе.
Расширять представления детей о предметах и явлениях окружающего мира, развивать скорость и полноту зрительного обследования, учить обследовать объекты планомерно и целенаправленно. Продолжать учить локализовать цвет или его оттенок в предмете, давать ему характеристику. Учить различать и называть темно-серый и светло-серый цвета. Расширять представления о предметах окружающей действительности, имеющих постоянный цвет. Продолжать развивать тонкую зрительную дифференцировку при восприятии цветов, оттенков в большом пространстве. Учить определять удаленность объектов в большом пространстве в зависимости от насыщенности окраски. Учить создавать узоры, цветные композиции. Учить создавать из форм узоры, предметные изображения, составлять из простых фигур сложные. Учить узнавать и называть трапецию, соотносить с другими четырехугольниками, показать отличие от пятиугольника и треугольника. Развивать способность в предметах большого пространства различать составные формы. Учить видоизменять геометрические фигуры, составляя их из разных фигур, конфигурацию предмета путем составления его из простых форм. Продолжать учить различать треугольники разной конфигурации. Продолжать учить различать однородные предметы по различиям в конфигурации частей. Учить дополнять знакомую форму недостающей частью, узнавать предмет в неполном предметно-силуэтном изображении, учить прослеживать контур предметов сложной конфигурации целостно. Учить чтению иллюстраций, пониманию заслоненности, зашумленности изображений. Понимать изображение в перспективе. Создавать сюжетные изображения в перспективе и срисовывать их. Учить замечать величину реальных предметов, зрительно анализировать длину, ширину, высоту предметов. Учить измерять с помощью условных мер, сличать размеры разных предметов. Продолжать учить соотносить и подбирать предметы по величине на глаз без нарушений пропорций, определять размер предметов в зависимости от удаленности, отражать эти знания в практической деятельности. Развивать способность локализовать предмет заданной величины из множества по-разному расположенных предметов. Учить отражать величину натуральных объектов условно, соблюдая пропорциональные отношения между ними. Закреплять умение выделять парнопротивоположные направления пространства с точкой отсчета от себя. Развивать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими предметами, а также между предметами. Учить определять направления движения в пространстве при собственном передвижении и передвижении других детей и объектов. Совершенствовать умение передвигаться в пространстве по словесной инструкции. Развивать умение определять стороны стоящего впереди и напротив человека со стороны своего тела. Развивать умение сравнивать расположение предметов в реальном пространстве и в зеркале, словесно обозначать эти различия. Учить анализировать пространственные отношения в группе предметов (6-7), выделяя пространственное положение каждого из них относительно другого. Продолжать учить отражению пространственных отношений натуральных объектов в схеме. Учить располагать объекты по схеме. Учить обследованию предметов с использованием всех сенсорных функций, учить описывать основные признаки предмета, знать его назначение. Продолжать учить детей правильно называть существенные признаки и особенности окружающих предметов; понимать связь между назначением, строением, материалом, из которого сделаны предметы. Продолжать учить использовать осязание в процессе ориентировки в окружающих предметах: определять свойства, материал, поверхности, величину, температурные ощущения. Продолжать учить классифицировать предметы в группы по общим отличительным признакам. Продолжать учить ориентировке на микроплоскости с помощью осязания: учить выделять стороны (листа, стола), углы, середину; учить размещать предметы по образцу и словесному указанию. Продолжать развивать зрительно-двигательную ориентацию снимать зрительное утомление.
| В течение года 3 неделя сентября 4 неделя сентября 1 неделя октября и 3 неделю ноября 3 неделя октября 4 неделя октября и 4 неделя ноября 3 неделя сентября и 4 неделя ноября 4 неделя сентября 1 неделя октября 2 неделя октября 3 неделя октября 4 неделя октября и 3 неделя ноября 1 неделя ноября 2 неделя ноября 3 неделя сентября 4 неделя сентября 1 неделя октября и 2 неделя ноября 2 неделя октября 4 неделя октября 3 неделя сентября 4 неделя сентября и 4 неделя ноября 1 неделя октября 2 неделя октября 3 неделя октября 4 неделя октября 1 неделя ноября и 3неделя ноября 2 неделя ноября 4 неделя сентября 1 неделя октября 2 неделя октября и 4 неделя ноября 3 неделя октябр1-2 недели ноября 3 неделя ноября В течение года. |
Перспективное планирование коррекционных задач тифлопедагога в старшей группе.
ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ Учить узнавать и называть точным словом фиолетовый цвет, различать фиолетово-оранжевый-коричневый- бордовый. Познакомить с предметами, имеющими постоянный цвет –фиолетовый цвет – овощи: баклажаны, капуста; ягоды, цветы, с предметами окружающего быта: посуда, одежда, игрушки. Учить локализовать оттенки синего из сине-фиолетовых тонов, фиолетовый из красно-синих и их оттенков; голубой из бело-синих; серый из коричнево-голубых; у основных цветов – темные оттенки из темных, светлые из светлых, уменьшая время выполнения задания. Развивать способность различать в знакомых предметах большого пространства светлоту, увеличивая расстояние восприятия. Продолжать учить локализовать оттенки на обратном контрасте. Расширять представления о предметах (их частях), имеющих постоянный признак того или иного цвета: растения, птицы, животные. Развивать способность различать окраску движущихся объектов: транспорта, животных, игрушек, мяча и др. ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ Учить узнавать (с подключением мануальных действий) квадрат, треугольник, изображенные в разных пространственных положениях. Учить различать четырехугольники: квадрат, прямоугольник, ромб, анализировать их составные части, определять сходное и различное. Учить локализовать прямоугольник в контурном изображении из множества треугольников и шестиугольников. Учить зрительным способом анализировать форму предмета, конфигурация которого включает 3-4 разнородные простые формы или 2-3 однородные (например, треугольные). Продолжать учить ориентироваться при опознании предметов в окружающем мире на форму как основной опознавательный признак, видеть различное в конфигурации натуральных предметов. Учить осязательно-зрительным способом различать объемные и плоскостные изображения форм. Формировать обобщающие понятия «круглая форма», «угольная форма», включать их в описательную речь ребенка. ВОСПРИЯТИЕ ВЕЛИЧИНЫ Усложнять зрительную дифференцировку предметов по величине: зрительно выделять и располагать в ряд 6-7 предметов в малом и большом пространстве. Учить зрительно выбирать одинаковые по величине предметы из множества, соотносить величину частей целого объекта. Расширить представления детей об объектах одного рода, отличающихся по величине: растения, животные, транспорт. Учить сопоставлять величину натуральных объектов в глубине пространства, показать, что чем дальше предмет, тем он кажется меньшим по величине. Учить осязательно-зрительным способом воспринимать ширину-длину, длину-высоту натурального объекта. Учить зрительно дифференцировать предмет по заданной величине (высоте, ширине, длине) из 5-7 предметов. Учить при рассматривании объекта выделять его величину или величину его частей как опознавательный признак (животные-детеныши). ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ Развивать зрительную дифференцировку 4-5 предметов в малом и большом пространстве с уменьшением расстояния между предметами, с увеличением горизонтального расстояния между ними, активизировать словарь за счет выражений: «между..», « ближе к..», «дальше от..», «до». Учить зрительно определять уменьшение, увеличение расстояния; сравнивать, определять расстояние до 2 предметов, расположенных в разных направлениях. Показать на примере предметов большого пространства, что предмет, перекрывающий контур другого предмета, ближе, а перекрываемый - дальше. Упражнять в узнавании предметов на большом расстоянии. Развивать глазомер. Учить зрительно оценивать пространственные отношения между предметами, положение одного относительно других, отражать эти отношения в практической деятельности. Учить воспринимать пространственные отношения между частями одного предмета, видеть зависимость изменения характеристик предмета от изменения пространственных отношений между частями. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ Учить рассматривать предмет или его изображение по плану: целостное самостоятельное восприятие объекта, определение окраски (одноцветный – разноцветный, простой – сложный (много частей), по форме, величине относительно окружающих предметов; Учить выделять основные части объекта, определять пространственные отношения; Учить детально рассматривать каждую выделенную часть, определять ее форму, окраску, величину (относительно других частей); повторно в целом рассматривать объект. Учить воспринимать мимику изображенного человеческого лица, видеть изобразительные средства отражения эмоций. Учить рассматривать сюжетную картинку: целостное восприятие картинки, выделение и узнавание основных объектов; детально рассматривать 3-х композиционные планы; Учить рассматривать человека с выделением позы, жестов, мимики, целенаправленное определение информативных объектов и их признаков, характеризующих явления природы, места действия; устанавливать причинно-следственные связи на основе воспринятого. 2 половина года ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ Развивать способность различать до 8 оттенков красного, зеленого, синего, коричневого цветов и до 5 оттенков оранжевого, фиолетового, желтого, голубого цветов при увеличении поля восприятия и расстояния между цветными объектами. Предлагать локализовать оттенки на обратном контрасте. Учить различать деревья по окраске стволов, листьев, лепестков, плодов, определять по цвету зрелость плода, различать птиц по окраске оперения, узнавать животных при изменении окраски меха (знание сезонных изменений). Предлагать игры в большом пространстве для выделения различий и сходства предметов по окраске. ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ Учить узнавать овал, отличать его от круга, выделять конфигурацию предмета (объемного и изображения) с подключением мануальных действий. Учить выполнять обследовательские действия при восприятии цилиндра; различать осязательно-зрительным способом цилиндры разной высоты и толщины. Познакомить с предметами окружающего мира, имеющими в основе цилиндрическую форму. Продолжать учить зрительным способом локализовать заданную форму в разных пространственных положениях. Повышать различительную способность при предъявлении квадрата и прямоугольника. Учить анализировать сложную геометрическую форму, выделять в ее конфигурации простые составные части (в прямоугольнике видеть треугольник и четырехугольник). Учить при восприятии натуральных объектов видеть сложность форм их частей, предлагать уточнять составные части заданной конфигурации. Показать, что однородные предметы различаются между собой конфигурацией частей. Развивать тонкую зрительную дифференцировку предметов по величине (см. программу). Учить соотносить предметы по величине. Развивать способность зрительно определять и сравнивать размеры движущихся предметов. Продолжать развивать зрительную дифференцировку расстояния до 4-5 предметов; до 2-х предметов расположенных в разных направлениях. Упражнять в назывании предметов на большом расстоянии. Продолжать развивать способность зрительно выбирать по величине одинаковые предметы из множества других. Показать на примере «ухода» дороги линейную перспективу. Учить выделять пространственное положение объекта в группе из 4-5 предметов в комнате, на участке, отражать эти отношения в практической деятельности (составление макета, элементарной схемы). Учить видеть зависимость изменения характеристик предмета от изменения пространственных отношений между частями Предлагать самостоятельно рассматривать и описывать предмет и его изображение по плану – образцу. Учить составлять описательные загадки о воспринимаемом объекте, придерживаясь плана. Продолжать развивать способность узнавать предметы в контурном и силуэтном изображении. Продолжать учить рассматривать сюжетную картину по плану педагога (см. программу). Учить воспринимать и узнавать картины с изображением мелких объектов. Предлагать детям устанавливать разницу в содержании 3-х картин, изображающих одно время и место действия, но отличающихся характером событий. Для развития зрительной функции включать задания на способность различать обратный контраст (прослеживаюжая функция глаза), глубинное зрение, временную функцию различения, формирование стереозрения, функции раздельного зрения. СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА Предметные представления Учить называть окружающие предметы и материалы, их разнообразные качества. Учить ориентироваться в многообразии предметов одного вида, совершенствовать умение группировать предметы по признакам (назначение, строение) путем сравнения пар и групп предметов разных видов. Продолжать учить делать обобщения, дифференцировать предметы одного рода. Знакомить с материалами, орудиями, инструментами, необходимыми для работы взрослых, электроприборами (см. программу Плаксиной), которые облегчают труд человека, ускоряют трудовой процесс и получение результата. Учить уходу за предметами, игрушками, пособиями, хранению и использованию их по назначению. Учить пользоваться предметами быта; дать понятие об осторожности, безопасном использовании бытовых приборов. Приобщение к труду взрослых Дать представления о труде взрослых. Организовывать наблюдения за трудом взрослых, их основные трудовые обязанности. Учить вычленять отдельные действия и их последовательность в трудовых процессах (см. программу Плаксиной); результат труда его значимость. Формировать представления об общественных учреждениях, называть и понимать их назначение. Учить соответствующему поведению в общественных местах, быть культурными; бережно относиться к труду взрослых. Наблюдение и поведение на улице Воспитывать любовь к родным местам, знакомить с ними. Дать представление о городе, в котором живут люди, о стране. Дети должны знать путь домой, домашний адрес, маршрут. Учить ориентироваться в ближайшем окружении с использованием зрения и сохранных анализаторов. Учить правильно вести себя на улице. Дать представления о том, что разными видами транспорта управляют люди разных профессий. Расширять представление о трудовых действиях водителя. Уточнить представление о транспортных средств, научить называть разные виды грузового и пассажирского транспорта; группировать транспортные средства по назначению. Обогатить представление о строении грузовой машины. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар; понимать значение сигналов светофора, их роль для движения машин, пешеходов. Наблюдать поведение людей на улице, упражнять в переходе через улицу в положенных местах, учить технике безопасного движения. Использовать для этого игровые ситуации на участке детского сада. Ребенку о нем самом и окружающих людях Знать свое имя, отчество, фамилию. Учить составлять свой словесный портрет. Учить понимать мимику, жесты. Учить оценивать эмоциональное состояние человека. Упражнять в мимических и жестовых формах общения. Формировать представления о возможностях детского организма. Знать правила поведения, ухода за телом, развивать интерес к здоровому и красивому образу жизни. Следить за чистотой тела, аккуратностью прически, чистотой одежды и обуви. Развивать культурные навыки общения с детьми и взрослыми. Помогать усваивать правила поведения. Учить быть заботливыми, внимательными, благодарными. Дать представления о возможностях их зрения. Учить пользоваться зрительной ориентацией в соответствии со зрительными возможностями. Дать понятия о замене зрительной информации слуховой при ориентировке в большом пространстве, когда дети не могут увидеть движущиеся объекты, но могут услышать как они двигаются. Развивать полисенсорные, бисенсорные способности детей в упражнениях (см. Программу).
| 3 неделя сентября, 1 неделя декабря 4 неделя сентября, 2 неделя декабря месяц октябрь 1 неделя ноября, 3 н. декабря 2 неделя ноября, 4. н. декабря 3 неделя ноября, 3 н. января 4 неделя ноября, 4 н. января 3 неделя сентября, 3 н. декабря 4 неделя сентября, 4 н. декабря 2 неделя октября, 3 н. января 4 неделя октября, 4 н. янв. 1 неделя ноября 3 неделя ноября 1 неделя декабря
3 н. сентября, 2 н. ноября 4 н. сентября, 3 н. ноября 1 н. октября, 4 н. нояббря 2 н. октября, 1 н. декабря 3 н. октября, 3 н. декабря 4 н. октября, 3 н. января 1 н. ноября, 4 н. января 3 неделя сентября, 1 н. декабря 1 н. октября, 2 н. декабря 2 н. октября, 3 н. декабря 4 н. октября, 4 н. декабря 2 н. ноября, 3 н. января 4 н. ноября, 4 н. января 3 неделя сентября, 1 н. ноября 4 неделя сентября, 2 н. ноября 1 неделя октября, 3 н. ноября 2 неделя октября, 1 н. декабря 3 неделя октября, 4 н. декабря 4 неделя октября, 3 н. января Месяц февраль, март 1 неделя апреля 3-4 неделя апреля 3-4 неделя мая 1 неделя февраля (см. ниже) 2 неделя февраля 3 неделя февраля 4 н. февраля 1 н. марта 2 н. марта 3 н. марта 4 н. марта 1 н. апреля 2 н. апреля 3 н. апреля 4 н. апреля 1 н. мая 2 н. мая 1 неделя февраля 2 неделя февраля 3 неделя февраля 4 неделя февраля 1 неделя марта 2 неделя марта 3 неделя марта 4 неделя марта месяц апрель 3 неделя сентября 4 неделя сентября 1 н. октября
1 н. ноября 2 н. ноября 3 н. ноября 4 н. ноября 1 н. декабря 2 н. декабря 3 н. декабря 4 н. декабря 2 н. января 3 н. января
1 н. февраля 2 н. февраля 3 н. февраля 4 н. февраля 1 н. марта 2 н. марта 3 н. марта 4 н. марта месяц апрель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы учителя-дефектолога в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения
В перспективном плане прослеживаются все направления деятелньости учителя-дефектолога: организационная, диагностическая, коррекционная, методическая, просветительская работа, а также такой вид деятель...
Коррекционное значение изобразительной деятельности для детей с нарушением зрения
Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств коррекции и компенсации зрительной недостаточности, всестороннего развития детей с нарушением зрения...
Перспективное планирование коррекционных задач учителя-дефектолога (3-ий год обучения).
Перспективное планирование задач развития зрительного восприятия, пространственной ориентировки и социально-коммуникативных навыков, тактильного восприятия и мелкой моторики в старшем дошкольном возра...
Перспективное планирование коррекционных задач тифлопедагога в старшем дошкольном возрасте.
Перспективное планирование предметных и социально-коммуникативных компетенций, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, тактильного восприятия и мелкой мотоорики в старшем дошкольном воз...
Развитие социальных способностей подростков с ОВЗ в процессе внеурочной деятельности специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для детей с нарушениям зрения
В настоящее время ведущее место в отечественной педагогической науке занимает осмысление идей и практического опыта работы ведущих педагогов, основанных на принципе личностно – ориентированного ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА (тифлопедагога) подготовительной группы для детей с нарушением зрения.
Рабочая программа разработана для детей подготовительной группы с нарушениями зрения (косоглазие, амблиопия). Программа базируется на АООП «Детский сад №255», в соответствии с Ф...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания в обучении детей с нарушением зрения как инновационный метод обучения.
Информатизация образования открывает нам педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновац...