Перспективное планирование коррекционных задач учителя-дефектолога (3-ий год обучения).
календарно-тематическое планирование на тему

Андрианова Елена Александровна

Перспективное планирование задач развития зрительного восприятия, пространственной ориентировки и социально-коммуникативных навыков, тактильного восприятия и мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

в старшем дошкольном возрасте

учителя-дефектолога Андриановой Е.А.

на сентябрь-октябрь-ноябрь 2014-2015 учебный год                      

(третий год обучения).                      

Предметные и социально-коммуникативные представления

Предметные

представления

 Учить называть окружающие предметы и материалы, их разнообразные качества (форма, цвет, вкус, запах).

Учить ориентироваться в многообразии предметов одного вида.

Совершенствовать умение группировать предметы по признакам (назначение, строение и др.) путем сравнения пар и групп предметов разных видов.

Учить делать обобщения (птицы, игрушки и т.д.)

Учить дифференцировать предметы внутри одного рода (птицы перелетные, зимующие).

 Учить различать деревья по листьям, коре, плодам, кроне и называть (яблоня, береза, рябина, ель, дуб – лиственные, хвойные)  и  кустарники (шиповник, смородина, например).

Упражнять в подключении мануальных действий при обследовании коры, веток, формы листьев (березовый, рябиновый, дубовый, кленовый, яблоневый), ель (еловая ветка, хвоя).  

 Дать представления детям  о дарах леса: грибы (подберезовик, подосиновик, сыроежки), орехи, ягоды (земляника, черника, например).

Учить узнавать и называть овощи и фрукты (морковь, огурец, репка, помидор, лук, капуста, свекла, картофель, баклажан; яблоко, груша, апельсин, лимон, персик, слива), их разнообразные качества (вкус, запах).

Учить описывать по алгоритму фрукты и овощи, выделяя характерные признаки.

Расширять представления о труде людей по уборке урожая в садах и огородах.

 Познакомить с культурными растениями поля злаками.

Расширять представления детей о разнообразных игрушках и материалах, из которых они сделаны. Разнообразить игровые действия детей со знакомыми игрушками.

Учить находить сходное и отличное у натуральных объектов окружающего мира и игрушек.

Предлагать рассматривать  и описывать игрушки по плану, составлять описательные загадки с опорой на алгоритм: узнать и назвать игрушку; определить цвет, форму и величину и расположение частей; различать материалы, из которых сделана игрушка; вспомнить и описать игровые действия, переживания, связанные с приобретением игрушки или процессом игры.

Учить уходу за предметами, игрушками, хранению и использованию их по назначению.

 Формировать обобщающее понятия «зимующие», «перелетные» птицы.

 Учить различать и называть перелетных птиц (грач, скворец, ласточка, соловей).

Учить рассматривать птицу по алгоритму.

Упражнять в различении 2-3 птиц по голосам.

Приобщение ребенка к труду взрослых

 Формировать представления об общественных учреждениях (детский сад), называть и понимать его назначение.

Расширять представления о помещениях детского сада, их местоположении, назначении, оборудовании.

Дать представления о том, что взрослые трудятся.

Наблюдать труд повара, прачки, мед. сестры ( правильно называть эти профессии), их основные трудовые обязанности (повар варит суп, печет пирожки; прачка стирает и гладит белье).

Учить детей бережно относиться к труду взрослых.

Наблюдения и экскурсии

Дать детям  представления об осени: дни становятся короче, ночи – длиннее, холодно, дожди льют моросящие. Листья желтеют, краснеют, падают на землю, чернеют.

 Учить правильно вести себя на улице. Дать представления о том, что разными видами транспорта управляют люди разных профессий. Расширять представления о трудовых действиях водителя. Наблюдать поведение людей на улице, упражнять в переходе через улицу в положенных местах, учить технике безопасного движения. Использовать для этого игровые ситуации на участке детского сада.

Ребенку о нем самом и окружающих людях

 Актуализировать представления о своем имени, отчестве, фамилии, а также об имени и отчестве своих родителей, близких людей.

Знать свой возраст и сравнивать его с возрастом других членов семьи.

Учить составлять свой словесный портрет и портрет членов семьи: лицо, волосы, глаза, рост, мимика и описывать характерные особенности.

 Учить составлять связный рассказ о своей семье по плану педагога. Рассказывать о профессиях своих родителей и о роде деятельности других членов семьи.

 Побуждать детей быть внимательными, заботливыми к своим близким, помогать им по дому, бережно относиться к труду взрослых, быть благодарными им.

Зрительное восприятие

Сенсорные эталоны.

Цветовосприятие.

 Учить  отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность, светлоту.

 Продолжать учить составлять сериационные ряды по оттенкам основного цвета (7-8 оттенков).

 При составлении сериационных рядов учить таким практическим действиям, как практическое примеривание и зрительное соотнесение.

 Учить  узнавать и называть точным словом фиолетовый цвет, различать фиолетово -оранжевый – коричневый - бордовый.

 Познакомить с предметами, имеющими постоянный цвет – фиолетовый – овощи, ягоды, одежда.

 Закрепить умение чередовать элементы в ряду по цветам и оттенкам (3 элемента).

 Учить узнавать цвет реальных предметов в животном и растительном мире (деревья по окраске стволов, листьев, плодов; определять по цвету зрелость плода; различать птиц по окраске оперения).

 Учить замечать цвет движущихся объектов («Летит желтый лист», «Катится синий мяч»).

 Расширять представления о предметах (частях), имеющих постоянный признак того или иного цвета (растения, животные, птицы).

Восприятие формы

 Учить узнавать квадрат, треугольник, изображенный в разных пространственных положениях с подключением мануальных действий.

 Учить различать четырехугольники: квадрат, прямоугольник, ромб, анализировать их составные части, определять сходное и различное.

 Учить локализовать прямоугольник в контурном изображении из множества треугольников и шестиугольников.

 Формировать обобщающее понятие «круглая форма», «угольная форма», включать их в описательную речь ребенка.

 Продолжать учить ориентироваться при опознании предметов в окружающем мире на форму как основной опознавательный признак.

 Учить видеть  в конфигурации натуральных предметов различные свойства.

 Закрепить умение чередовать элементы по форме (3 элемента).

Восприятие величины

Учить выделять и словесно обозначать величину реальных предметов, устанавливать взаимосвязь между предметами по величине «Окна выше двери», «Стол ниже шкафа».

 Расширять представления детей об объектах одного рода, отличных по величине (растения, животные).

  Закреплять понятия «высокий», «низкий»; «толстый», «тонкий».

 Учить выделять величину объекта и величину его частей при рассматривании как опознавательный признак (животные – детеныши).

 Учить зрительному анализу величины предметов, отбирать предметы по убывающей и возрастающей величине (6-7 элементов), располагать их в ряд слева направо в малом и большом пространстве.

 Учить  выбирать зрительно одинаковые по величине предметы из множества, соотносить величину частей целого объекта.

 Закрепить умение действовать способом зрительного соотнесения и практического примеривания при составлении сериационных рядов по величине.

  Учить ориентироваться в многообразии овощей, фруктов, грибов, орехов, ягод (овощи разной величины, яблоки разного цвета, помидоры разной формы).

 Продолжать учить чередовать элементы в ряду, различные по величине (3 элемента).

Предметность восприятия

 Продолжать учить узнавать объекты (овощи, игрушки, животные, птицы и пр.) в реальности и на предметных картинках.

 Учить рассматривать предмет и его изображение по плану: целостное восприятие объекта, определение окраски, пространственного положения частей, формы, величины относительно окружающих предметов.

 Продолжать учить  узнавать объекты  на  предметных картинках в условиях затрудненного восприятия:  с зашумленным изображением, наложенных изображениях друг на друга,  в силуэте, в контуре, в сюжете.

 Продолжать учить соотносить силуэтные и контурные изображения.

 Учить выделять основные части объекта, определять их пространственные отношения.

Учить рассматривать детально  каждую выделенную часть, определять ее форму, окраску, величину относительно других частей, а затем повторно,  при  целом рассматривании объекта.

 Продолжать учить узнавать объект по его части, по характерному признаку,  составлять из частей целое.

Учить совмещать два изображения.

 Продолжать учить дорисовывать недостающую часть объекта.

 Упражнять в умении самостоятельно передавать в рисунке характерные признаки объектов (листья деревьев, информативные признаки сезонов).

 Анализ и конструирование предметных изображений сложной формы

  Продолжать учить  анализировать зрительным способом  образец предметного изображения (из каких частей состоит, как они расположены), а затем конструировать его без образца (по образцу – при затруднении).

  Учить анализировать зрительным способом форму частей предметного изображения, конфигурация которого включает 3-4 разнородные простые формы или 2-3 однородные (например, треугольные).

 Зрительное внимание и память.

 Слуховое восприятие и внимание.

 Учить находить сходства и отличия у натуральных объектов окружающего мира (различие птиц по внешнему виду, по величине, окраске, форме хвоста, головы) и у игрушек.

 Учить видеть различия в конфигурации игрушек (3-4 разные простые формы или 2-3 однородные).

 Продолжать учить находить сходства и отличия в предметных и сюжетных изображениях.

 Продолжать учить запоминать объекты на картинках, их детали  или сюжетные изображения, а затем вспоминать и сравнивать их с другими картинками.

 Закрепить умение определять исключенный объект из предложенного ряда объектов.

 Продолжать учить находить изменения в объекте по одному признаку (изменение цвета, формы, величины, пространственного положения).

  Упражнять детей прослеживать путь по лабиринтам, по дорожкам («Чей маршрут длиннее?»).

 Учить различать шум ветра, дождя, движение воздуха при открытом окне.

 Учить выделять звуки на улицах города: шум машины, шорох шин, работающий мотор, звуки приближающихся машин, автобуса, троллейбуса, трамвая, звуки открывающихся и закрывающихся дверей транспорта.

 Восприятие сюжетных изображений

 Учить рассматривать сюжетные картинки: целостное восприятие, выделение и узнавание основных объектов и закончить снова целостным восприятием.

 Продолжать учить рассматривать 2-х композиционные планы.

 Учить видеть расположение предметов на картине, называть предметы, расположенные ближе, дальше.

 Учить понимать заслоненность одного объекта другим при изображении и в действительности.

 Учить видеть, понимать и словесно обозначать аналогичное расположение натуральных объектов на картине и в реальной обстановке в ходе наблюдений и дидактических игр  («Что стоит за вазой?», «Где спрятался зайчик?»).

Пространственная ориентировка

Ориентировка «на себе», «от себя»

 Закрепить умение детей ориентироваться на своем теле, обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела.

 Учить понимать словесные указания, задания на пространственную ориентировку с точкой отсчета  «от себя».

Ориентировка на предмете, от предмета

 Определять и сравнивать расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу.

 Словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга в окружающей обстановке (стол стоит у окна, картина висит на стене, игрушка стоит в шкафу на верхней полке).

  Развивать умение детей определять стороны (части) игрушек и окружающих предметов (шкафа), использовать в речи термины (передняя – задняя, верхняя – нижняя, правая – левая).

 Учить понимать словесные указания, задания на пространственную ориентировку по отношению к другим объектам или людям.

 Ориентировка  в макропространстве

 Развивать навыки ориентировки в окружающем пространстве; учить дифференцировать основные направления пространства четко: словесно обозначать их соответствующими терминами (справа – направо, слева – налево).

 Учить детей определять направление местоположения предметов, находящихся на значительном расстоянии от них (в 2, 3, 4, 5 метрах), в зависимости от диагноза и остроты зрения каждого ребенка.

Закреплять и совершенствовать умения детей передвигаться в названном направлении по ориентирам и без них, сохранять  и изменять направление движения.

Ориентировка  в микропространстве

 Развивать навыки ориентировки на поверхности листа, бумаги, фланелеграфа, стола.

Учить располагать предметы в названных направлениях микропространства (сверху вниз и снизу вверх, справа налево и слева направо).

Последовательно выделять, словесно обозначать и воспроизводить взаимное расположение игрушек, геометрических фигур, предметов в микропространстве по отношению друг к другу.

Восприятие глубины пространства

 Продолжать учить рассматривать 2-х композиционные планы на сюжетной картине.

 Учить видеть расположение предметов, находящиеся  ближе, дальше друг от друга.

 Учить понимать заслоненность одного объекта другим: показать на примере предметов большого пространства, что предмет, перекрывающий контур другого предмета, ближе, а перекрываемый -  дальше.

Ориентировка по схеме, по плану

 Познакомить со схемой пути передвижения в помещениях детского сада.

  Учить передвигаться  в пространстве, ориентируясь по схеме пути, словесно обозначать направления, начерченные на схеме пути.

Учить составлять простейшие схемы пути в направлениях из группы в коридор, до кабинета врача, до кухни.

 Развивать пространственные представления детей на основе практической ориентировки в помещениях детского сада, совершенствовать ориентировку с помощью всей сенсорной сферы  (зрения, слуха, осязания, обоняния).

Учить определять помещение по запаху: кухня, мед. кабинет, прачечная.

Учить делать простейшие схемы пространства (размещение игрушек в шкафу, на столе и срисовывание этого расположения).

Перспективное планирование

учителя-дефектолога Андриановой Е.А.

на декабрь – январь – февраль 2016-2017 уч. года

( третий год обучения).

Предметные и социально-коммуникативные представления

Предметные

представления

 Учить наблюдать, узнавать и называть явления природы зимой, расширять представления об изменениях  в жизни птиц и животных, зависимость этих изменений от состояния природы, изменения в одежде людей, характерный сезонный труд людей.

 Продолжать учить выделять информативные признаки сезонов  в изображении, самостоятельно передавать в рисунке.

Расширять представления детей об одежде: мужская и женская одежда,  для девочек и мальчиков, а также представления о верхней одежде для разных сезонов.

 Расширять представления о зимней одежде и обуви для детей и взрослых. Учить узнавать и называть зимнюю одежду (утепленная куртка и комбинезон, шуба, зимняя шапка, теплые сапоги, валенки) и описывать одежду по заданному алгоритму. Познакомить с требованиями к зимней одежде и обуви.

Учить делать обобщения, дифференцировать предметы внутри одного рода (обувь домашняя спортивная, зимняя, модельная, детская, мужская, женская). Учить описывать одежду по алгоритму, сравнивать  и группировать обувь и одежду по цвету, величине, назначению, по наличию или отсутствию каких-либо особенностей (пуговицы, пряжки, карманы, форма воротника).

 Расширять представления  о тканях и материалах: (хлопок, синтетическая ткань, фланелевая ткань, шерстяная ткань), (мех,  кожа, стекло, пластмасса, дерево, металл, резина). Активизировать представления детей об одежде, сделанной из различных  тканей, а также об игрушках, сделанных из различных материалов. Дать представления  об уходе за игрушками из различных материалов. Продолжать учить узнавать ткань  и образцы материалов на ощупь.

 Обогащать представления детей о новогоднем празднике, уточнить представления о новогодней елке, деде Морозе, Снегурочке, елочных игрушках, подарках. Закрепить представления о том, что новогодний праздник – это конец старого года, начало нового, закрепить временное понятие «год». Учить понимать содержание сюжетных картин по теме «Новогодний праздник», выделять информативные признаки, устанавливать логические связи.

 Уточнить представления детей о зимних играх-забавах: игры со снегом, катание с горы, катание на санках и на лыжах.

Учить понимать содержание сюжетных картин по теме «игры-забавы», выделять наиболее значимые информативные признаки, устанавливать логические связи.

 Познакомить детей с зимними видами спорта, учить отличать их от зимних забав.

 Систематизировать представления детей о диких зверях и их детенышах.

Учить узнавать и называть диких зверей  и их детенышей (заяц, лиса, белка, еж, медведь, волк).

Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности  внешнего вида диких зверей.

Расширять объем представлений о животных, восприятие которых затруднено в естественном опыте ребенка.

 Закрепить представления о «зимующих» птицах, сравнивать это понятие с понятием «перелетные птицы». Учить различать и называть зимующих птиц (воробей, синица, снегирь, голубь, галка, ворона, сорока, дятел, например).

 Продолжать учить рассматривать птицу по алгоритму.

 Учить находить сходства и различия при сравнении птиц по внешнему виду (по величине, по окрасу оперения, форме хвоста, головы).

 Систематизировать представления детей о домашних зверях и их детенышах, учить узнавать и называть их (кошка, собака, корова, коза, лошадь, овца, баран, свинья, например).

 Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности  внешнего вида домашних животных.

 Учить описывать животных, находить признаки сходства и отличия с опорой на алгоритм.

 Обогащать представления детей о домашних птицах и их детенышах (курица, петух, утка, гусь, индейка, цесарка, индюк, например).

Учить рассматривать птицу по алгоритму. Упражнять в различении 2-3 птиц по голосам.

 Совершенствовать умение устанавливать взаимосвязи между назначением посуды и ее строением или материалом, из которого она изготовлена.

Учить дифференцировать предметы внутри одного вида (посуда чайная, столовая, кухонная).

Учить описывать посуду по алгоритму.

Приучать  сервировать стол самостоятельно: раскладывать столовые приборы, расставлять тарелки, хлебницы, чашки с блюдцами.

 Продолжать знакомство с электроприборами: светильники, телевизор, магнитофон, электроплита, электрочайник, пылесос.

Учить различать и запоминать условные обозначения клавиш: вкл. (пуск),  выкл. (стоп), звук, пауза. Учить набирать  на телефоне с помощью зрения,  на ощупь: 01, 02, 03.

Знакомить с признаками, по которым можно догадаться, что электроприбор включен: световой сигнал (горит сигнальная лампочка), звуковой сигнал (прибор издает звук); характерный запах, тепло, излучаемое прибором.

Обучать правилам безопасного обращения с электроприборами: включать и выключать свет, нажимать на электрозвонок можно только сухими руками; не включать в сеть  приборы без присутствия взрослых, если прибор кажется неисправным – срочно сообщи взрослым.

Обогащать представления о мебели, учить называть предметы мебели и материалы, из которых они сделаны. Развивать умение ориентироваться в многообразии предметов одного вида (столы, разные по форме, величине, цвету, по специальному назначению).

Упражнять в умении группировать предметы мебели по назначению, материалу, величине.

Учить ухаживать за мебелью.

Приобщение ребенка к труду взрослых

 Дать представления о труде взрослых. Организовывать наблюдения за трудом взрослых, их основные трудовые обязанности. Учить вычленять отдельные действия и их последовательность в трудовых процессах, результат труда, его значимость.

Продолжать учить детей бережно относиться к труду взрослых.

Наблюдения и поведение на улице

 Учить целенаправленному осмысленному зрительному наблюдению предметов и явлений окружающей действительности, формировать заинтересованность и положительное отношение к наблюдению, поиску, анализу воспринимаемых объектов.  Уметь выражать в слове признаки, связи, зависимости в предметном мире. Расширять спектр наблюдений за состоянием погоды и сезонных явлений, анализировать и делать выводы о закономерностях и взаимосвязях: изменения в неживой природе (снегопад, мороз, метель).

Ребенку о нем самом и окружающих людях

 Актуализировать представления детей о своем имени, отчестве, фамилии, а также о возрасте и сравнивать его с возрастом других детей.

 Продолжать учить описывать свой словесный портрет: лицо, волосы, эмоциональное состояние (настроение).

Учить понимать мимику, жесты, оценивать свое эмоциональное состояние и состояние другого человека. Упражнять в мимических и жестовых формах общения.

Формировать представления о возможностях детского организма. Дать представления о возможностях зрения, учить пользоваться зрительной ориентацией в соответствии со зрительными возможностями. А также формировать представления о слуховом, вкусовом и осязательном анализаторе, их значении для человека.

Формировать представления о правилах поведения и ухода за телом. Следить за чистотой тела, аккуратностью прически, чистотой одежды и обуви.

 Развивать интерес к здоровому и красивому образу жизни.

Развивать полисенсорные,  бисенсорные способности детей в упражнениях  («Пощупай, понюхай и отгадай предмет»,  «Узнай по голосу, кто зовет», «Угадай друга на ощупь», « Чем пахнет на кухне, в медицинской комнате, прачечной?»).

Зрительное восприятие

Сенсорные эталоны.

Цветовосприятие.

 Продолжать учить  отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность, светлоту.

 Продолжать учить составлять сериационные ряды по оттенкам основного цвета (7-8 оттенков).

 При составлении сериационных рядов  продолжать учить таким практическим действиям, как практическое примеривание и зрительное соотнесение.

 Продолжать учить узнавать и называть фиолетовый цвет, различать его из группы оранжевых, коричневых, бордовых оттенков.

 Продолжать учить знакомить  с предметами, имеющими фиолетовый цвет: посуда, одежда, игрушки.

 Учить локализовать оттенки синего цвета  из сине-фиолетовых тонов;

 фиолетовый цвет  из красно-синих и их оттенков;

голубой цвет из бело-синих и их оттенков;

 у основных цветов – темные оттенки из темных, светлые из светлых тонов.

 Развивать способность различать в знакомых предметах большого пространства светлоту, увеличивая расстояние восприятия.

 Закрепить умение чередовать элементы в ряду по цветам и оттенкам (3-4 элемента).

 Продолжать учить узнавать цвет реальных предметов и объектов  в окружающем мире (узнавать животных при изменении окраски меха, птиц по окраске оперения).

 Продолжать учить замечать цвет движущихся объектов («Едет синяя машина», «Летит птичка с красной грудкой.  Это - снегирь»).

Восприятие формы

 Учить отличать плоские геометрические фигуры (круг, квадрат,  треугольник) и объемные формы (шар,  конус, куб).

Обучать использованию формы как эталона для анализа основной формы реальных предметов.

 Учить различать объемные и плоскостные изображения форм осязательно-зрительным способом.

 Учить узнавать овал, отличать его от круга, выделять конфигурацию предмета (объемного и изображения) с подключением мануальных действий.

 Учить выполнять обследовательские действия при восприятии цилиндра разной высоты и толщины.

 Познакомить с предметами окружающего мира, имеющими в основе цилиндрическую форму.

Учить использовать лекала, трафареты для изображения и дорисовывания предметов.

 Продолжать учить локализовать заданную форму в разных пространственных положениях зрительным способом.

 Продолжать учить ориентироваться при опознании предметов в окружающем мире на форму как основной опознавательный признак.

 Продолжать учить видеть  различное  в конфигурации частей однородных предметов.

 Закрепить умение чередовать элементы по форме (3-4 элемента).

 Восприятие величины

 Учить зрительному анализу величины предметов, отбирать предметы по убывающей и возрастающей величине, продолжать учить устанавливать взаимосвязь между объектами, людьми: «Вова выше Кати,  но ниже Сережи».

 Учить воспринимать ширину-длину, длину-высоту натурального объекта осязательно-зрительным способом и словесно обозначать ширину, длину, высоту в предметах, соотносить эти признаки в разных по величине предметах: «Эта книга толще, длиннее и шире, чем та», «Этот дом выше, шире и длиннее, чем тот».

Учить дифференцировать предмет по заданной величине (высоте, ширине, длине) из 5-7 зрительно.

 Продолжать учить располагать на фланелеграфе, столе предметы и изображения по убывающей и возрастающей величине, упражнять глазомер у детей.

 Продолжать учить сопоставлять величину натуральных объектов в глубине пространства (чем дальше предмет, тем он кажется меньшим по величине).

Развивать способность определять и сравнивать размеры движущихся предметов зрительно.

 Показать на примере «ухода» дороги линейную перспективу.

 Учить развивать зрительную дифференцировку расстояния до 4-5 предметов; до 2 – х предметов - расположенных в разных пространственных положениях.

 Продолжать учить чередовать элементы в ряду, различные по величине (3-4 элемента).

Предметность восприятия

 Продолжать учить узнавать объекты ( птицы, транспорт, посуда, мебель и пр.) в реальности и на предметных картинках.

 Продолжать учить рассматривать предмет и его изображение по плану: целостное восприятие объекта, определение окраски, пространственного положения частей, формы (простой или сложной, со множеством частей), величины относительно окружающих предметов.

 Учить описывать предметы по плану  и находить их по описанию.

 Продолжать учить  узнавать объекты  на  предметных картинках в условиях затрудненного восприятия:  с зашумленным изображением, наложенных изображениях друг на друга,  в силуэте, в контуре, в сюжете.

 Продолжать развивать способность узнавать предметы в контурном и сюжетном изображении.

 Продолжить учить выделять основные части объекта, определять их пространственные отношения.

Продолжать учить рассматривать детально  каждую выделенную часть, определять ее форму, окраску, величину относительно других частей, а затем повторно,  при  целом рассматривании объекта.

 Продолжать учить узнавать объект по его части, по характерному признаку,  составлять из частей целое.

 Продолжать учить дорисовывать недостающую часть объекта.

Продолжать учить совмещать два изображения.

 Упражнять в умении самостоятельно передавать в рисунке характерные признаки объектов (мебель, транспорт, посуда).

Анализ и конструирование предметных изображений сложной формы

  Продолжать учить  анализировать зрительным способом  образец предметного изображения (из каких частей состоит, как они расположены), а затем конструировать его без образца (по образцу – при затруднении).

 Учить видеть сложность форм натуральных объектов и их частей, предлагать уточнять составные части заданной конфигурации.

  Учить анализу сложной формы предметов с помощью вписывания сенсорных эталонов формы (круг, квадрат, прямоугольник и пр.) для анализа строения формы предметов («У вороны туловище похоже на овал, голова круглая»).

Зрительное внимание и память.

 Слуховое восприятие и  внимание.

 Продолжать учить находить сходства и отличия у натуральных объектов окружающего мира (различие птиц по внешнему виду, по величине, окраске, форме хвоста, головы) и у посуды, транспорта.

 Продолжать учить видеть различия в конфигурации объектов (3-4 разные простые формы или 2-3 однородные).

 Продолжать учить находить сходства и отличия в предметных и сюжетных изображениях.

 Продолжать учить запоминать объекты на картинках, их детали  или сюжетные изображения, а затем вспоминать и сравнивать их с другими картинками.

 Закрепить умение определять исключенный объект из предложенного ряда объектов.

 Продолжать учить находить изменения в объекте по 1-2 признакам (изменение цвета, формы, величины, пространственного положения).

 Упражнять детей прослеживать путь по лабиринтам, по дорожкам (« Проследи по следу зайца, птицу»,  «Чья дорога длиннее?»).

 Учить детей различать шум ветра, вьюги.

 Учить различать 2-3 птицы по голосам.

 Учить выделять звуки на улицах города: шум машины, шорох шин, работающий мотор, звуки приближающихся машин, автобуса, троллейбуса, трамвая, звуки открывающихся и закрывающихся дверей транспорта.

 Дать представления о замене зрительной информации слуховой при ориентировке в большом пространстве, когда не видно движущейся предмет, но можно услышать,  как он двигается.

Пространственная ориентировка

Ориентировка «на себе», «от себя», на другом человеке.

 Закрепить умение детей ориентироваться на своем теле, обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела.

 Продолжать учить понимать словесные указания, задания на пространственную ориентировку с точкой отсчета  «от себя», реагировать на словесную инструкцию-поправку: «Правее! Левее! Стоп!».

 Учить сравнивать, соотносить пространственные направления собственного  тела и стоящего впереди и  напротив человека, в процессе сравнения  пространственных отношений с их отображением в зеркале,  вести наблюдения  за движениями своего тела и товарищей в зеркале. Дать представления об относительности этих пространственных отношений.

Учить срисовывать изображение пространства в зеркале и сравнивать с действительностью.

Ориентировка на предмете, от предмета, на другом человеке

  Продолжать развивать умение детей определять стороны (части) окружающих предметов, использовать в речи термины (передняя – задняя, верхняя – нижняя, правая – левая).

 Учить воспринимать пространственные отношения между частями одного предмета, видеть зависимость изменения характеристик предмета от изменения пространственных отношений между частями.

 Продолжать учить  оценивать пространственные отношения между предметами, положение одного относительно других, отражать эти отношения в практической деятельности (кроватка стоит справа от окна, стол - слева).

 Продолжать учить понимать словесные указания, задания на пространственную ориентировку по отношению к другим объектам или людям.

 Развивать зрительную дифференцировку 4-5 предметов в малом и большом пространстве с уменьшением расстояния между предметами, с увеличением горизонтального расстояния между ними, активизировать словарь за счет слов «между…», «ближе к…», «дальше от…», «до».

Закреплять и развивать умение различать пространственные признаки предметов и пространственные отношения между ними с помощью зрения и осязания. 

Ориентировка  в макропространстве

 Развивать навыки ориентировки в окружающем пространстве; учить четко дифференцировать основные направления пространства: словесно обозначать их соответствующими терминами (справа – направо, слева – налево, вверх – вниз,  вперед – назад, рядом,  напротив, за, перед, в, на, до и др.)

 Продолжать учить детей определять направление местоположения предметов, находящихся на значительном расстоянии от них (в 2, 3, 4, 5 метрах), в зависимости от диагноза и остроты зрения каждого ребенка.

 Закреплять и совершенствовать умения детей передвигаться в названном направлении по ориентирам и без них, сохранять  и изменять направление движения, реагировать на словесную инструкцию.

 Упражнять в узнавании предметов на большом  расстоянии.

 Развивать глазомер.

 Продолжать учить различать звуки и запахи в окружающем пространстве: цветовые, световые, звуковые ориентиры.

 Развивать пространственную ориентировку в подвижных играх с привлечением сохранных анализаторов с целью обеспечения личной безопасности.

 Ориентировка  в микропространстве

 Развивать навыки ориентировки на поверхности листа, бумаги, фланелеграфа, стола.

Продолжать учить располагать предметы в названных направлениях микропространства (сверху вниз и снизу вверх, справа налево и слева направо, в правом верхнем углу и в левом нижнем углу и т. д.).

Последовательно выделять, словесно обозначать, пояснять и воспроизводить взаимное расположение игрушек, геометрических фигур, предметов в микропространстве по отношению друг к другу.

Восприятие глубины пространства

  Продолжать учить рассматривать 2-х композиционные планы на сюжетной картине.

 Продолжать учить видеть расположение предметов, находящиеся  ближе,  дальше друг от друга.

 Продолжать учить понимать заслоненность одного объекта другим: показать на примере предметов большого пространства, что предмет, перекрывающий контур другого предмета, ближе, а перекрываемый -  дальше.

 Ориентировка по схеме, по плану

 Учить ориентироваться на участке детского сада, словесно пояснять положение различных объектов в пространстве всего участка.

  Продолжать учить передвигаться  в пространстве, ориентируясь по схеме пути, словесно обозначать направления, начерченные на схеме пути в помещениях детского сада и на участке.

Учить составлять простейшие схемы пути  участка детского сада и в помещениях детского сада, а также обозначать свой путь словесно.

 Развивать пространственные представления детей на основе практической ориентировке на участке, совершенствовать ориентировку с помощью всей сенсорной сферы  (зрения, слуха, осязания, обоняния).

Продолжать учить делать простейшие схемы расположения объектов (размещение игрушек  на столе, посуды на полке, столе,  мебели в комнате).

Учить расставлять кукольную мебель по плану, находить несоответствия в плане и макете.

 Упражнять в чтении простых схем пространства в играх: («Где спрятан предмет?», «Найди по схеме» и пр.).

 Вырабатывать умение словесно пояснять, описывать пространственное положение объектов улицы  на макете, чертеже.

Учить выполнять чертеж постройки по трафарету. Побуждать создавать постройки большой конструктивной сложности.

Перспективное планирование

учителя-дефектолога Андриановой Е.А.

на март - апрель – май 2016-2017 уч. г.

( третий год обучения).

Предметные и социально-коммуникативные представления

Предметные

представления

 Расширять представления детей о мамином празднике,  о дне «8 марта»: мы поздравляем в этот день маму, бабушку, сестру, педагогов и всех женщин, дарим им подарки, сделанные своими руками (аппликации, рисунки), заучиваем стихи о маме наизусть, дарим весенние цветы.  Дать представления о том, что праздник «8 марта» является международным женским днем.

 Продолжать учить выделять  информативные признаки праздника «8 марта» в сюжетных картинах, составлять по ним связный рассказ.

 Продолжать учить наблюдать,  узнавать и называть явления  природы ранней весны, расширять представления  об изменениях в жизни птиц и животных, зависимость  этих изменений  от состояния природы, об изменениях в одежде людей, о характерном сезонном труде (см. также раздел «наблюдения»).

Совершенствовать умение выделять информативные признаки ранней весны  в изображении; самостоятельно передавать их  в рисунке.

 Учить узнавать  и называть людей разных профессий по информативным признакам: спецодежда, орудия труда, продукты деятельности.

Формировать представлений детей о том, что люди разных профессий работают в соответствующих учреждениях: детский сад, школа, почта, ателье, больница, фабрика, магазин.

Обучать последовательному выполнению трудовых действий (продавца, портного и др.) в сюжетно-ролевой игре.

Знакомить детей  с физическими возможностями людей разных профессий (сильный, выносливый, зоркий и пр.).

 Расширять представления детей об орудиях  труда (инструментах) людей разных профессий: молоток,  пила, рубанок, … - нужны столяру, плотнику; ножницы, сантиметр, швейная игла,… - портному; фонендоскоп, шпатель, шприц,… - врачу и т. п.

Учить понимать взаимосвязь между назначением инструмента, его строением и материалом, из которого он сделан.

Учить организовывать свою деятельность согласно алгоритму: подготовка к работе, поэтапное выполнение, оценка результатов, распределение инструментов на место их хранения.

 Учить называть родной город, улицу.  Учить перечислять общественные здания  в ближайшем окружении, уточнить их назначение. Вырабатывать умение словесно пояснять, описывать пространственное положение объектов улицы в реальном пространстве и на макете. Учить видеть расположение зданий на картине.  Познакомить с такими понятиями, как  «улица», «мостовая», «тротуар»,  «проезжая часть».

  Учить понимать роль сигналов светофора для движения машин и пешеходов. Дать представления о правилах поведения пешеходов на улице. Познакомить с понятиями: «улица», « мостовая», «тротуар», « проезжая часть».  

Упражнять в переходе через улицу в положенных местах, познакомить с понятием «пешеходный переход». Учить технике безопасного движения с использованием  зрения и сохранных анализаторов.

 Учить понимать роль сигналов светофора для движения машин и пешеходов. Дать представления о правилах поведения пешеходов на улице. Познакомить с понятиями: «улица»,

«мостовая», «тротуар», «проезжая часть».  

Упражнять в переходе через улицу в положенных местах, познакомить с понятием «пешеходный переход». Учить технике безопасного движения с использованием  зрения и сохранных анализаторов.

 Расширять представления о «транспортных средствах»: наземный транспорт – грузовик, трамвай, легковой автомобиль, автобус, троллейбус, поезд; водный транспорт – лодка, теплоход, катер; воздушный транспорт – самолет, вертолет.

Обогатить представление о строении грузовой машины. Познакомить со специальным транспортом: пожарная машина, милицейская, скорая помощь.

Учить делать обобщения,  группировать транспортные средства по назначению (грузовой – пассажирский – специальный), по виду (наземный – водный – воздушный). Учить называть разные виды грузового и пассажирского транспорта. Уточнить представления об особенностях строения разных видов транспорта в зависимости от назначения.

Дать знания о том, что разными видами транспорта управляют люди разных профессий: шофер, машинист, летчик, капитан.

 Расширять представления детей о космосе, о планетах Солнечной системы (Солнце, Земля, Луна и пр.),  о полетах человека в космос,  о космическом корабле, о спутниках, о луноходе, о  профессии «космонавт».

Расширять представления о государственном празднике: «День  Космонавтики».

 Формировать представления детей о диких зверях весной: образ жизни, изменения окраса шерсти.

 Закрепить представления о перелетных птицах (грач, скворец, ласточка, соловей).

Продолжать учить различать «зимующих» и «перелетных» птиц.

Учить находить сходства и различия при сравнении птиц по внешнему виду.

 Расширять представления о весенней одежде, обуви, головных уборах  для детей и взрослых.

Учить узнавать  и называть демисезонную одежду для ранней и поздней весны (облегченные куртки, комбинезоны шапки, перчатки, резиновые сапоги и пр.; ветровки,  плащи, пуловеры,  ботинки, туфли, шляпы, береты и пр.), познакомить   с требованиями к демисезонной одежде и обуви  (она должна быть непромокаемой, защищать от ветра).

 Продолжать учить делать обобщения, дифференцировать предметы внутри одного рода, сравнивать их по цвету, величине, назначению, наличию  деталей (одежда, обувь, головные уборы).

Закрепить и расширить представления о головных уборах, дифференцировать  их по сезонам, назначению (шапка нужна для того, чтобы было тепло голове, а  кепка и косынка для того, чтобы не напекло голову солнце).

Познакомить детей с трудом работников швейной фабрики - закройщик, швея.

Дать знания о том, что для облегчения труда людей используется разнообразная техника.

Расширять представления о водоемах: пруд, река, море, океан. Об обитателях водоемов (рыбы, лягушки, водоплавающие птицы; дельфины, медузы,  моллюски, осьминоги, крабы и пр.).

Закрепить умение называть характерные особенности внешнего вида обитателей водоемов.

Учить рассматривать по алгоритму обитателей водоемов, находить сходства и отличия между ними.

 Учить узнавать и называть 4-7 видов луговых, садовых и  лесных травянистых цветущих  растений (цветов), отличать их от цветущих кустарников и деревьев.

Обогащать представления о строении травянистого цветущего растения (корень, стебель, лист). Рассказать детям о строении  цветка (серединка, лепестки), о разнообразии формы, окраски, качества стеблей, листьев, лепестков, семян.

Учить узнавать цветы по запаху.

Познакомить с поздноцветущими растениями, внести их в уголок природы. Во время пересадки показать детям корни многолетних и однолетних растений: сравнить, зарисовать, помочь сделать выводы.

Учить способам опознания знакомых цветов в большом пространстве и сюжетном изображении, ориентируясь на окраску и величину растений.

Учить составлять описательные рассказы, загадки о цветах по алгоритму.

 Учить узнавать и называть насекомых: жука и двух бабочек (крапивница, капустница).

Познакомить с помощью видео, иллюстраций, игрушек со стрекозой и муравьем.

Расширять представления о насекомых и их строении (туловище, лапки, крылья, хоботок и т. д.), используя при необходимости лупу.

Учить различать и узнавать движущихся насекомых, наблюдать за ними.

 Дать детям представления о школе: кто там работает, для чего предназначено учреждение,  какие правила поведения необходимо там соблюдать.

Формировать  обобщающее понятие «школьные (учебные) принадлежности».

Воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книге, интерес к самостоятельному получению знаний.

Приучать к выполнению упражнений на снятие зрительного утомления после интенсивной интеллектуальной и зрительной нагрузки.

Вводить  в ролевую игру сюжеты на школьную тематику: «Мишутка учится читать буквы», «Буратино  пишет диктанты», «Учим котика считать» и т.п.

Учить детей пользоваться на занятиях и в свободной деятельности указкой, увеличительным стеклом, «линейкой слежения». Знакомить  с правилами организации своего рабочего места: выбирать для игры и занятий самое освещенное место, брать подставку для книг и картинок располагать ее прямо перед собой, а подставку под карандаш – справа, сохранять порядок на рабочем месте.

Наблюдения и экскурсии

  Продолжать учить наблюдать,  узнавать и называть явления природы ранней весны, расширять спектр наблюдений за состоянием весенней погоды и весенних  явлений, анализировать  и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях: изменения в неживой природе (дни становятся длиннее, ночи – короче, становится теплее (оттепель), слышна капель, видны проталины, снег покрыт твердой коркой – настом);

изменения в растительном мире (деревья оживают, набухают почки);

изменения в жизни животных и птиц (прилет птиц, животные просыпаются от зимней спячки); изменения в одежде людей; характерный для сезона труд людей (уборка снега, огораживание подъездов от  падающих сосулек).

Ребенку о нем самом и окружающих людях

Развивать культурные навыки общения с детьми и взрослыми.

Побуждать детей быть внимательными, заботливыми к своим близким, помогать им по дому, бережно относиться к труду взрослых, быть благодарными.

 Продолжать учить составлять связный рассказ о себе и своей семье по плану педагога.

Зрительное восприятие

Сенсорные эталоны.

Цветовосприятие.

Учить локализовывать оттенки на обратном контрасте.

Продолжать учить  отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность, светлоту.

 Продолжать учить составлять сериационные ряды по оттенкам основного цвета (8 оттенков).

 При составлении сериационных рядов учить таким практическим действиям, как практическое примеривание и зрительное соотнесение.

 Учить  локализовывать серый цвет из коричнево-голубых оттенков, у основных цветов – темные оттенки из темных, светлые из светлых, уменьшая время выполнения задания.

 Закрепить умение чередовать элементы в ряду по цветам и оттенкам (4 элемента).

Расширять представления о предметах и их частях, имеющих постоянный признак того или иного цвета: растения, птицы, животные.

Учить различать деревья по окраске стволов, листьев, лепестков, плодов, узнавать животных при изменении окраски меха весной.

Восприятие формы

 Учить отличать геометрические фигуры плоскостные (овал, прямоугольник) и объемные (эллипс, призма).

Повышать различительную способность при предъявлении квадрата и прямоугольника.

 Продолжать учить узнавать овал, отличать его от круга, выделять конфигурацию предмета (объемного и изображения) с подключением мануальных действий.

Учить анализировать сложную геометрическую форму, выделять в ее  конфигурации простые составные части (в прямоугольнике видеть треугольник и четырехугольник).

 Продолжать учить использовать лекала, трафареты для изображения и дорисовывания предметов.

 Продолжать учить локализовать заданную форму в разных пространственных положениях зрительным способом.

 Продолжать учить ориентироваться при опознании предметов в окружающем мире на форму как основной опознавательный признак.

 Закрепить умение чередовать элементы по форме (4 элемента).

 

Восприятие величины

 Продолжать учить зрительному анализу величины предметов, отбирать предметы по убывающей и возрастающей величине, продолжать учить устанавливать взаимосвязь между объектами, людьми.

Продолжать учить соотносить предметы по величине, развивать способность зрительно выбирать по величине одинаковые предметы из множества других.

 Продолжать учить располагать на фланелеграфе, столе предметы и изображения по убывающей и возрастающей величине, упражнять глазомер у детей.

 Продолжать учить сопоставлять величину натуральных объектов в глубине пространства (чем дальше предмет, тем он кажется меньшим по величине).

 Продолжать развивать способность определять и сравнивать размеры движущихся предметов зрительно.

 Продолжать учить чередовать элементы в ряду, различные по величине (4 элемента).

Предметность восприятия

 Продолжать учить узнавать объекты (одежда, обувь, животные, птицы, обитатели водоемов, насекомые и пр.) в реальности и на предметных картинках.

 Продолжать учить рассматривать предмет и его изображение по плану: целостное восприятие объекта, определение окраски, пространственного положения частей, форма, величина относительно окружающих предметов.

 Продолжать учить  узнавать объекты  на  предметных картинках в условиях затрудненного восприятия:  с зашумленным изображением, наложенных изображениях друг на друга,  в силуэте, в контуре, в сюжете.

 Продолжать учить соотносить силуэтные и контурные изображения.

 Продолжать учить выделять основные части объекта, определять их пространственные отношения.

Продолжать учить узнавать объект по его части, по характерному признаку,  составлять из частей целое.

 Продолжать учить дорисовывать недостающую часть объекта.

 Упражнять в умении самостоятельно передавать в рисунке характерные признаки объектов (цветы, насекомые, признаки весны).

Анализ и конструирование предметных изображений сложной формы

  Продолжать учить  анализировать зрительным способом  образец предметного изображения (из каких частей состоит, как они расположены), а затем конструировать его без образца.

 Продолжать учить анализировать зрительным способом форму частей предметного изображения, конфигурация которого включает 4 разнородные простые формы или 3 однородные.

Зрительное  и слуховое внимание и память

 Продолжать учить находить сходства и отличия у натуральных объектов окружающего мира (различие животных, насекомых  по внешнему виду, по величине, окраске, форме).

 Продолжать учить видеть различия в конфигурации игрушек (4 разные простые формы или 3 однородные).

Закрепить умение находить сходства и отличия в предметных и сюжетных изображениях.

 Продолжать учить запоминать объекты на предметных и сюжетных картинках, их детали, а затем вспоминать и сравнивать их с другими, похожими картинками.

 Закрепить умение определять исключенный объект из предложенного ряда объектов.

 Продолжать учить находить изменения в объекте по одному признаку (изменение цвета, формы, величины, пространственного положения).

Продолжать учить различать по голосам птиц (3-4).

Пространственная ориентировка

Ориентировка «на себе», «от себя», на другом человеке

 Закрепить умение детей ориентироваться на своем теле, обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела: учить детей обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела, активно использовать в речи пространственные термины: руки – правая, левая, спина – сзади, грудь – впереди.

Продолжать учить понимать словесные указания, задания на пространственную ориентировку с точкой отсчета  «от себя».

 Продолжать учить сравнивать, соотносить пространственные направления собственного  тела и стоящего впереди и  напротив человека, в процессе сравнения  пространственных отношений с их отображением в зеркале,  при повороте на 90 и 180 градусов,  вести наблюдения  за движениями своего тела и товарищей в зеркале. Дать представления об относительности этих пространственных отношений.

Продолжать учить срисовывать изображение пространства в зеркале и сравнивать с действительностью.

Учить пользоваться мерками  отсчета (третий от меня и второй от моего соседа).

Учить начинать отсчет с любого места и соответственно обозначать местоположение.

Дать представления об относительности  пространственных отношений в процессе  соотнесения детьми парнопротивоположных направлений своего тела с направлениями стоящего впереди и напротив человека.

Ориентировка на предмете, от предмета, на другом человеке

  Продолжать развивать умение детей определять стороны (части) окружающих предметов, использовать в речи термины (передняя – задняя, верхняя – нижняя, правая – левая).

 Продолжать учить воспринимать пространственные отношения между частями одного предмета, видеть зависимость изменения характеристик предмета от изменения пространственных отношений между частями.

 Продолжать учить  оценивать пространственные отношения между предметами, положение одного относительно других, отражать эти отношения в практической деятельности (кроватка стоит справа от окна, стол - слева).

 Продолжать учить понимать словесные указания, задания на пространственную ориентировку по отношению к другим объектам или людям.

 Развивать зрительную дифференцировку  5 предметов в малом и большом пространстве с уменьшением расстояния между предметами, с увеличением горизонтального расстояния между ними, активизировать словарь за счет слов «между…», «ближе к…», «дальше от…», «до».

Ориентировка  в макропространстве

 Развивать навыки ориентировки в окружающем пространстве; продолжать учить четко дифференцировать основные направления пространства: словесно обозначать их соответствующими терминами (справа – направо, слева – налево, вверх – вниз,  вперед – назад, рядом,  напротив, за, перед, в, на, до и др.)

 Продолжать учить детей определять направление местоположения предметов, находящихся на значительном расстоянии от них (в 2, 3, 4, 5 метрах), в зависимости от диагноза и остроты зрения каждого ребенка.

 Закреплять и совершенствовать умения детей передвигаться в названном направлении по ориентирам и без них, сохранять  и изменять направление движения, реагировать на словесную инструкцию.

 Упражнять в узнавании предметов на большом  расстоянии.

 Развивать глазомер.

Продолжать учить различать звуки и запахи в окружающем пространстве: цветовые, световые, звуковые ориентиры.

Развивать пространственную ориентировку в подвижных играх с привлечением сохранных анализаторов с целью обеспечения личной безопасности.

Ориентировка  в микропространстве

 Развивать навыки ориентировки на поверхности листа бумаги, фланелеграфа, стола.

Продолжать учить располагать предметы в названных направлениях микропространства (сверху вниз и снизу вверх, справа налево и слева направо, в правом верхнем углу и в левом нижнем углу и т. д.).

Последовательно выделять, словесно обозначать, пояснять и воспроизводить взаимное расположение игрушек, геометрических фигур, предметов в микропространстве по отношению друг к другу.

Восприятие глубины пространства

  Продолжать учить рассматривать 2-х композиционные планы на сюжетной картине.

 Продолжать учить видеть расположение предметов, находящиеся  ближе,  дальше друг от друга.

 Продолжать учить понимать заслоненность одного объекта другим: показать на примере предметов большого пространства, что предмет, перекрывающий контур другого предмета, ближе, а перекрываемый -  дальше.

Ориентировка по схеме, по плану

  Продолжать учить ориентироваться на участке детского сада, словесно пояснять положение различных объектов в пространстве всего участка.

  Продолжать учить передвигаться  в пространстве, ориентируясь по схеме пути, словесно обозначать направления, начерченные на схеме пути в помещениях детского сада и на участке.

Продолжать учить составлять простейшие схемы пути  участка детского сада и в помещениях детского сада, а также обозначать свой путь словесно.

 Развивать пространственные представления детей на основе практической ориентировке на участке, совершенствовать ориентировку с помощью всей сенсорной сферы  (зрения, слуха, осязания, обоняния).

Продолжать учить делать простейшие схемы расположения объектов.

Упражнять в чтении простых схем пространства в играх.

 Продолжать словесно пояснять, описывать пространственное положение объектов улицы  на макете, чертеже.

Продолжать учить выполнять чертеж постройки по трафарету. Побуждать создавать постройки большой конструктивной сложности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ VIII вида

В своей работе учителя-дефектологи опираются как на общепедагогические принципы организации образовательного процесса в условиях школы, так и на специфические принципы специальной педагогики, которые ...

Коррекционная работа учителя - дефектолога и взаимодействие с семьёй.

В данной статье обсуждается роль дефектологов в комбинированных садах и формы работы в смешанных группах, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Также рассмотрена система взамо...

Перспективное планирование коррекционных задач тифлопедагога в старшем дошкольном возрасте.

Перспективное планирование предметных и социально-коммуникативных компетенций, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, тактильного восприятия и мелкой мотоорики в старшем дошкольном воз...

Перспективное планирование коррекционных задач учителя-дефектолога для детей с нарушением зрения (4-ый год обучения).

Перспективное планирование коррекционных задач учителя-дефектолога в подготовительной группе для детей с нарушением зрения....

Интегрированное коррекционное занятие учителя-дефектолога и учителя-логопеда с обучающимися с выраженными интеллектуальными нарушениями «Зима в нашем городе»

Интегрированное коррекционное занятие «Зима в городе» проведено с группой обучающихся с ТМНР 4 «в»/5 «б» класса-комплекта. Данное коррекционное занятие прошло в фор...