Конспект урока по русскому языку в 9 классе II отделения школ II вида
план-конспект урока (9 класс) по теме

Дорофеева Людмила Михайловна

Этот конспект урока может быть полезен для начинающих учителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 9 классе II отделения школ II вида

Тема урока: Однородные члены предложения.

Цели урока:

Образовательная  –        усвоение знаний об однородных членах предложения в системе, выработка умений и навыков по их применению;

Воспитательная  –         формирование навыков коллективной работы на уроке;

Развивающая –         развитие логического мышления учащихся (развитие мыслительной операции сравнения на лексическом материале), развитие навыков  коммуникации, развитие  вербального и невербального общения;

Коррекционная  –        автоматизация звуков Ч и Щ и развитие слухового восприятия на речевом материале урока, развитие навыков  самоконтроля за произношением.

Оборудование:  таблички, индивидуальные карточки, условные  знаки  - символы, картинки, кассета с записью поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», магнитофон, доска.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Фонетическая зарядка.
  3. Актуализация опорных знаний
  4. Работа по теме урока.
  1. Фронтальная работа  у доски (пробное применение знаний).
  2. Самостоятельное применение знаний:

а) работа над предложениями по вариантам,

б) работа с текстом (упражнение по образцу и сходству условий с целью выработки умений безошибочного применения знаний)

  1. Составление схем соединения однородных членов предложения (упражнения с переносом знаний в новые условия).
  1. Итог урока.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель проверяет работу индивидуальных слуховых аппаратов у учащихся с помощью вопросов.

- Как ты меня слышишь?  (Вопросы задаются за экраном)

  1. Фонетическая зарядка.

Учитель обращает внимание на произнесение звуков и постановку ударения.

Ч, Щ.

Однородные члены

Соединены сочинительной связью

Одиночный, неповторяющийся союз

Обобщающее слово

  1. Актуализация опорных знанийу

Устный опрос. Упражнения по развитию слухового восприятия проводятся за экраном . У глухих учащихся карточки с вопросами на парте.

  1. Какие члены предложения называются однородными?

Задание 1. Он писал.

- Прочитайте предложение. Переделайте его так, чтобы в нем были однородные дополнения.

Задание 2. Пушкин собирал песни и сказки в Одессе.

- Прочитайте предложение. Чем оно осложнено? Переделайте предложение так, чтобы в нем стало два ряда однородных членов. (Например: Пушкин собирал песни и сказки в  Одессе, в Кишиневе и в Михайловском.)

  1. Назовите все случаи, при которых всегда ставится запятая между однородными членами. Приведите примеры.
  2. При каком условии запятая между однородными членами запятая не ставится? Приведите примеры.

  1. Работа по теме урока:
  1. Фронтальная работа  у доски (пробное применение знаний).

Прочитайте предложения. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. Запишите предложения в тетрадь. (Один ученик выполняет задание у доски с объяснением).

Пущин выскочил из саней проваливаясь в снег подбежал к другу и крепко обнял его.

- Кто такой Пущин? Покажите то место, где происходила эта встреча. (Из предложенных репродукций выбрать верную).

Михайловские рощи поля Болдина парк Царского Села не только несли утешение от тревог и горя но и рождали творческие силы.

- Сколько рядов однородных членов в этом предложении?

  1. Самостоятельное применение знаний:

а) работа над предложениями по вариантам.

Прочитайте предложения. Значения каких слов вы не знаете? Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

I вариант (для слабых учащихся).

  1. Комнаты Пушкина и Пущина были рядом.
  2. Державин меня требовал хотел меня обнять.
  3. Меня искали но не нашли.

II вариант.

  1. «Капитанская дочка» написана в эпоху казней ссылок доносов разгула цензуры.
  2. Вспоминая события далекого прошлого рассказчик (Гринев) не только рисует образы людей но и по-своему оценивает изображаемое.
  3. В жизни не было ни Гринева ни Маши Мироновой ни Швабрина.

б) работа с текстом (упражнение по образцу и сходству условий с целью выработки умений безошибочного применения знаний).

        Спишите текст. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Подали бумагу. Пушкин сел и написал целую тетрадь. Милорадович был пленен благородством поэта его прямотой и честностью. Он обещал ему прощение от имени государя. И поэта сослали не в Сибирь а в Кишинев.

Проверка записей текста выполняется учеником у доски. Он расставляет знаки препинания и объясняет правила постановки.

  1. Составление схем соединения однородных членов предложения (упражнения с переносом знаний в новые условия).

Учитель читает предложения, а ученик у доски составляет схемы (работа проводится только на слух, зрительное восприятие текста исключается).

Ни Надежда Осиповна, ни Сергей Львович не уделяли воспитанию детей должного внимания.

Сергей Львович писал стихи, любил и умел их декламировать.

В московской гостиной Пушкиных неоднократно бывали все известные писатели того времени: Карамзин, Батюшков, Жуковский.

Задание: сравните первые два предложения с третьим. (Все предложения осложнены однородными членами. В третьем предложении при однородных членах есть обобщающее слово). Переделайте последнее предложение так, чтобы обобщающее слово стояло после однородных членов.

Карамзин, Батюшков, Жуковский – все известные писатели того времени неоднократно бывали в московской гостиной Пушкиных.

Объясните значение слова «декламировать».

Декламировать – выразительно читать.

Послушайте, как декламирует артист московского театра отрывок из поэмы А.С. Пушкина.

Как называется эта поэма? (поэма «Руслан и Людмила», отрывок «У лукоморья дуб зеленый»).

5.Итог урока.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке. Задает домашнее задание:

Записать пять предложений с однородными членами из произведений А.С. Пушкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Германия (Федеративная Республика Германия)»

Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Методическая разработка (конспект) урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России".

Тема урока:  Повторение.  Главные и второстепенные члены предложения.Методическая разработка (конспект) урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России"....

рабочая программа по русскому языку 2 класс для коррекционной школы 5 вида

Программа разработана на основе программы по русскому языку для 2 класса комплекта «Школа России», рекомендованной Министерством образования и науки Р.Ф. М.:-Просвещение, 2012 год. Авторы: В. П. Канак...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс (для учащихся школы VIII вида)

Рабочая программа написана для учащихся с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс специальной коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по русскому языку    2 класс специальной коррекционной школы VIII вида( учебник русский язык 2 класс Э.В. Якубовская)...

Конспект урока по русскому языку 5 класс школа 8 вида на тему "Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода"

Конспект урока по русскому языку 5 класс школа 8 вида на тему "Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода"...