Конспект урока по русскому языку 5 класс школа 8 вида на тему "Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Надежда Николаевна Семянникова

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «общеметодологической направленности»

Предмет

Русский язык

Класс

5 «Б»

Тема

Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода

Цель

Формирование умения правильно употреблять родовые окончания имён прилагательных

Задачи

Коррекционно – образовательные:

  • знакомить обучающихся с алгоритмом рассуждения при определении рода имени прилагательного;
  • находить имена прилагательные среди других частей речи;
  • согласовывать имена прилагательные с существительными;
  • определять род имён прилагательных;
  • изменять имена прилагательные по родам, употребляя правильно родовые окончания.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать умение определять род имён прилагательных по роду имён существительных, к которым они относятся;
  • развивать связную речь;
  • развивать умение объяснять и выделять причины и следствия с помощью вопроса «Почему?».

Коррекционно – воспитательные:

  • воспитывать патриотические чувства обучающихся;
  • воспитывать интерес к родному языку;
  • воспитывать уважительное отношение к высказываниям своих одноклассников.

Тип урока

Общеметодологической направленности

Формы, методы, приёмы

АМО «Пожми руку другу», словесные, наглядные, практические, здоровьесберегающие.

Оборудование

Ноутбук, проектор, презентация, карточки с текстами, памятки, наглядная таблица

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный этап.

Включение в работу

Приветствие

АМО «Пожми руку другу», психологический настрой

- Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:

Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся подарками судьбы…

Мне бы хотелось, чтобы вы улыбнулись друг другу, пожали руки и пожелали друг другу продуктивной работы на уроке.

Обучающиеся жмут друг другу руки и желают успешной работы на уроке

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

Словесный, наглядный методы

- Приступим к проверке домашнего задания. На экран выведено верное выполнение задания. Прошу вас поменяться тетрадками и сверить написанное в тетради с тем, что на экране (СЛАЙД 2)

Педагог контролирует процесс проверки, дифференцированно помогает обучающимся.

- С домашним задание вы справились.

- Для того, чтобы узнать, чем вы будете заниматься на уроке. Посмотрите на экран. Прочитайте текст.

На экране текст с неправильными окончаниями имён прилагательных (СЛАЙД 3)

Сергиев Посад — старинная город, который находится в Московский области. Город уникальная и известная. Самый популярное город Золотого кольца. Сергиев Посад – культурное, историческое, туристическое центр России.

- Вам не кажется этот текст странным, непонятным?

- Что в нем не так? (неправильно употреблены окончания имен прил. м.р., ж.р., ср.р.)

- И что сегодня мы будем делать на уроке?

- Учиться правильно употреблять окончания имён прил. м.р., ж.р., ср.р.

-Тема урока : «Окончания прил. м.р., ж.р., ср.р» (СЛАЙД 4)

Один из обучающихся озвучивает тему урока: изменение имён прилагательных по родам.

(Выкл. Проэктор)

Обучающиеся меняются тетрадями и проверяют д/з.

Обучающиеся предлагают варианты ответов на поставленный учителем вопрос

3. Актуализации знаний обучающихся

Практический, наглядный, словесный методы

- Наш урок будет связан с историей великой страны, в которой мы живём – Россией.

- Я предлагаю вам отправиться в путешествие по Золотому Кольцу России. И отправимся мы из нашего родного города, сердца Росси, г. Сергиев – Посад (слайд). Учитель дает краткую информацию о городе (Сергиев Посад -единственный город Подмосковья в маршруте Золотого Кольца. Он получил название от имени преподобного Сергия Радонежского, основателя крупнейшего мужского монастыря – России - Троице Сергиевой лавры).

Путешествовать мы будем на автобусе. Но заправлять автобус будем необычным способом: не бензином, а вашими знаниями. Для того чтобы автобус тронулся с места, необходимо вспомнить, что же мы проходили на прошлом уроке.

- Я предлагаю вам вспомнить, что же такое имя прилагательное.  А вспомнить я вас прошу таким способом. Я буду проговаривать определение имени прилагательному и останавливаться. В том месте, в котором я остановлюсь, вам будет необходимо поднять карточку с надписью, на которой будет написано пропущенное слово. Таким же способом вы будете вспоминать окончания имен прилагательных м.р., ж.р., ср.р.

Учитель контролирует процесс выполнения задания. Учитель прикрепляет на доску окончания имён прилагательных м.р., ж.р., ср.р.

- Эта информация вам понадобиться на уроке.

- Молодцы, отправляемся дальше.

Обучающиеся слушают информацию, выполняют задание учителя

4. Пальчиковая гимнастика

Практический, наглядный, словесный методы

- Следующий наш остановочный пункт — это город Пераславль – Залесский (Этот маленький город в 150 километрах от Москвы оставил свой след на страницах русской истории: в 1152 году его основал Юрий Долгорукий).

- Прошу вас открыть свои тетради. Прежде, чем мы начнём работать в них, я хочу вам предложить выполнить пальчиковую гимнастику, чтобы подготовить пальчики к работе.

- Вы подготовила ваши пальчики к работе. Откройте тетради и запишите число, классную работу и минутку чистописания.

- Отправляемся дальше.

Обучающиеся слушают информацию, выполняют задание педагога

Обучающиеся записывают число, классную работу, минутку чистописания

6. Включение изученного в систему знаний

Практический, наглядный, словесный методы

- Мы прибыли с вами в Ростов Великий (Ростов основан в 862-м году. Ростовский кремль — визитная карточка города)

- Чтобы отправиться дальше, нам необходимо дозаправиться. Ростов Великий вам дает такое задание.

- Списать словосочетания, вставив окончания прилагательных.

Золотое кольцо, российская культура, государственный музей, дворянская усадьба, великий город, главный храм.

- Первый к доске пойдет…

- Какие окончания вы вставили…

- А теперь сделайте вывод, что необходимо для того, чтобы определить, какое окончание необходимо вставить.

1. Найти имя существительное;

2. Определить род имени существительного;

3. Задать вопрос от имени сущ. к имени прил.;

4. Определить род имени прил.;

5. Вспомнить (посмотреть) какие окончания бывают у имени прил. в этом роде.

Учитель вывешивает алгоритм на доску.

- В добрый путь!

Обучающиеся по очереди выходят к доске и выполняют задание, остальные показывают карточку с окончанием, которое они вставили.

5. Физкультминутка

Практический, наглядный, словесный методы

- Мы прибыли с вами в Ярославль (Ярославль основан в 1010 году князем Ярославом Мудрым. Главный храм города — Успенский собор).

- Вы знали, что в Ярославле есть аэропорт? Предлагаю туда заглянуть.

- Прошу вас встать и выполнить физминутку «Самолет».

- Мы немного размялись. Теперь можно продолжить наш путь.

- Присаживайтесь, пожалуйста.

- Следующий остановочный пункт г. Кострома. Поехали.

Обучающиеся выполняют физминутку

6. Закрепление изученного

Практический, наглядный, словесный методы, работа с учебником

- Добро пожаловать в Кострому.

(Кострома – город с замечательными музеями, гостеприимными интеллигентными людьми, великолепной природой, где, кстати, родилась героиня многих русских сказок – Снегурочка, величественной Волгой и истинно русской атмосферой).

- Чтобы отправиться дальше, выполним задание из учебника.

стр. 161, упр. 225.

- Читай задание, пожалуйста.

- О чем ты прочитал(а)? Что необходимо сделать?

Задание: спиши стихотворение, вставляя окончания прилагательных.

- Для верного выполнения задания предлагаю пользоваться алгоритмом.

- Я вижу, что материал вы усвоили. Понимаете, как определить, какие вставить окончания в прилагательные, как пользоваться алгоритмом.

- Из Костромы мы с вами отправимся в город невест - Иваново.

Обучающиеся 1 группы по очереди выходят к доске и выполняют задание.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Наглядный, словесный метод

- Иваново – это предпоследний остановочной пункт, и тут я сообщу информацию о домашнем задании.

Учитель даёт информацию о домашнем задании. (СЛАЙД 5)

На стр. 160, упр. 223. Задание: прочитать прилагательные с пропущенными окончаниями. Вставить окончания. Записать по три словосочетания с каждым прилагательным. Указать род прилагательных и выделить окончания. При выполнении д/з пользуйтесь алгоритмом.

Обучающиеся слушают информацию о домашнем задании, задают вопросы, если что-то непонятно

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Словесный, практический методы

- Наше путешествие подошло к концу. Последний остановочный пункт – г. Владимир.

(Владимир — город и областной центр в европейской части России, он входит в число восьми городов Золотого кольца России)

Здесь я вам предлагаю ответить на вопрос. Насколько уверенно вы ориентируетесь в материале нашего урока.

Но отвечать на вопрос я предлагаю вам необычным способом. Во Владимире сегодня прекрасная погода. На партах у вас лежит конверт. Откройте его. В конверте три обозначения погодных условий.

Грозовая тучка – сомневаюсь

Облака – понял

Солнышко – понял и могу применять свои знания.

- Хорошо. Я очень довольна, что вы ориентируетесь в материале и большинство из вас поняли материал и могут его применять. Наше путешествие подошло к концу и мы возвращаемся домой, в г. Сергиев Посад.

- Я предлагаю вам вернуться к тексту, с которого начинался урок. Опираясь на знания, полученные на уроке, исправьте ошибки в окончаниях имён прилагательных. (СЛАЙД 6, 7)

- Урок прошёл очень плодотворно. Цель урока достигнута. Вы работали очень хорошо и добросовестно.

Учитель оценивает работу обучающихся.

- Урок закончен. Всего доброго!

Обучающиеся исправляют ошибки в тексте

Обучающиеся оцениваю, насколько материал им понятен


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ Красн ый мак, стар ое платье, весёл ая игра, зимн яя стужа, син ий платок, бел ое облако, нов ое пальто, зелён ая трава, зимн ий холод.

Слайд 3

Сергиев Посад — старинн ая город, который находится в Московск ой области. Город уникальн ая и известн ая . Самый популярн ое город Золотого кольца. Сергиев Посад – культурн ое , историческ ое , туристическ ое центр России.

Слайд 4

Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода Тема урока

Слайд 5

Домашнее задание стр. 160, упр. 223

Слайд 6

Сергиев Посад — старинн … город, который находится в Московск ой области. Город уникальн … и известн … . Самый популярн … город Золотого кольца. Сергиев Посад – культурн … , историческ … , туристическ … центр России.

Слайд 7

Сергиев Посад — старинн ый город, который находится в Московск ой области. Город уникальн ый и известн ый . Самый популярн ый город Золотого кольца. Сергиев Посад – культурн ый , историческ ий , туристическ ий центр России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по русскому языку (Н и НН в суффиксах прилагательных, Стили речи)

2 урока, посвященные стилям речи и изучению орфограммы "Н и НН в суффиксах прилагательных"...

Конспект урока по русскому языку «Н-НН в суффиксах имен прилагательных»

Тема: Н-НН в суффиксах имен прилагательных.Класс: 6УМК: Львова С. И. Львов В. В. Русский язык: 6 класс: 3 ч. : Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2008....

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Имя прилагательное как часть речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное как часть речиЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о новой части речи – прилагательное; формирование умени...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Имя прилагательное как часть речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное как часть речиЦели деятельности учителя: актуализация и закрепление знаний об имени прилагательном как части речи; совершенствование умения зад...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Связь имени прилагательного с именем существительнымЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о смысловом значении имен прилагательных, ...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Прилагательные близкие и противоположные по значению, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Прилагательные близкие и противоположные по значениюЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательны...