Конспект урока по русскому языку 5 класс "Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
Предмет: Русский язык.
Класс: 5в
Тип урока: комбинированный урок.
УМК: русский язык для 5 класса авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой.
Технологическая карта
Тема | Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. | |||||
Цель | Ознакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания, дать понятие о восклицательном предложении. | |||||
Задачи | Научить распознавать предложения по цели высказывания, интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; развить умение распознавать предложения по интонации и правильно их читать. | |||||
Формируемые УУД | Личностные:понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования. Регулятивные:развивать умение формулировать цели и задачи урока. Познавательные:формировать умение работать с разными видами предложений по цели высказывания (побудительные, вопросительные и повествовательные) и эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные). Коммуникативные:развивать умение произносить предложения с нужной интонацией в зависимости от речевой ситуации.Работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |||||
Основные понятия | Синтаксис, предложение, пунктуация, цель высказывания, повествовательные, вопросительные, побудительные предложения, восклицательное и невосклицательное предложение. | |||||
Ресурсы: | Учебник, карточки с заданием. | |||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | |||||
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствие учащихся: -Здравствуйте, ребята! Запишите число, тему урока. | Приветствие учителя. | Запись в тетрадь числа, классной работы, темы урока. | Учащиеся готовы к уроку, к восприятию новой темы. | Личностные:мотивация учения. | |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | -Ребята, дома вы должны были выполнить упражнение 142. Возникли ли у кого-нибудь из вас затруднения? Давайте проверим. -Прежде чем перейти к новой теме урока, давайте вспомним, что такой синтаксис? -Что такое пунктуация? -Что такое предложение? | Двое учащихся отвечают домашнее задание, третий учащийся отдает учителю тетрадь на проверку. Остальные дети проверяют домашнюю работу у себя в тетради. Ученики отвечают на вопросы учителя. | Проверка домашнего задания, повторение основных вопросов, нужных для изучения новой темы. | Ученики повторили и обобщили знания предыдущей темы урока. | Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, высказывать свою точку зрения. Познавательные:поиск и выделение информации в домашней работе. | |
III. Постановка темы урока Цель. Формулирование цели урока. | - Внимательно посмотрите на тему урока. Как она звучит? - Подумайте, от какого слова образовалось слово «высказывание»?-Назовите однокоренные слова. - Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке. Давайте их озвучим. | Дети читают тему урока. Ученики высказывают свои предположения (сказать, рассказать, высказать). Дети предлагают цели: - узнать, как делятся предложения по цели высказывания? - чем эти предложения между собой отличаются? - почему иногда в конце предложения ставится такой знак ?! - правильно ставить знаки препинания в конце предложения. | Постановка наводящих вопросов, с помощью которых учащиеся должны сформулировать цели урока. | Ученики с помощью учителя сформулировали основные цели сегодняшнего урока. | Личностные:ученики желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её. Регулятивные:постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. | |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Познакомить с видами предложений по цели высказывания и интонации. | -Откройте учебник на странице 70. Прочитаем теоретический материал. Далее учитель рисует схему «Виды предложений по цели высказывания» на доске. Учитель вместе с учениками придумывают предложения, различные по цели высказывания. -Откройте страницу 73, прочитаем про восклицательные предложения. На доске записаны предложения: В гости к нам пришла осень. В гости к нам пришла осень! -Различаются эти предложения по тому, что хочет сказать человек? -Одинакова ли цель у этих предложений? -Чем отличаются эти предложения? | Один учащийся читает вслух. Учащиеся перерисовывают схему в тетрадь для правил. Ученики совместно с учителем придумывают предложения и записывают их в тетрадь. Ученики читают правило на странице 73. Учащиеся записывают предложения в тетрадь. -Нет, в обоих предложениях выражена одна и та же мысль, в гости пришла к нам осень. -Да, оба эти предложения по цели высказывания являются повествовательными, так как содержат сообщение о том, что в гости к нам пришла осень. 1-е предложение произносится спокойно, а 2-е с особым чувством. | Чтение теоретического материала в учебнике, зарисовка схемы с доски в тетрадь; рассуждение, направленное на поиск правильного ответа. | Учащиеся познакомились с видами предложений по цели высказывания, узнали о восклицательных предложениях. | Личностные: ученики осознают свои возможности в учении, проявляют интерес к новой теме.Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания.Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.Коммуникативные:строят небольшие монологические высказывания, слушают ответы одноклассников. | |
V. Первичное закрепление Цель. Закрепить умение различать предложения по цели высказывания и интонации, сформировать знание правильной постановки знака препинания в конце предложения. | -Прочитаем задание к упражнению 146, выполним его устно. - Запишемупражнение 150. -А теперь поработаем в группах. Сейчас вы разделитесь на 5 команд по 5 человек. У каждой группы будет свое задание. Вам нужно составить диалог, который должен содержать все виды предложений по цели высказывания, а также восклицательные предложения. Придумать не менее 10 предложений. 1 группа придумывает диалог на тему: две одноклассницы обсуждают каникулы; 2 группа: разговор мамы с сыном, который получил «2»; 3 группа: диалог бабушки и внучки, прочитавшей интересную книгу; 4 группа: беседа учителя и ученика, который не подготовился к уроку; 5 группа: одноклассники обсуждают любимый предмет в школе. | Один ученик отвечает по одному предложению. Несколько учеников по очереди выходят к доске и выполняют упражнение, остальные выполняют его в тетрадях. Учащиеся объединяются в группы по 5 человек, составляют диалог по заданной теме, затем двое из команды выходят к доске и зачитывают получившийся диалог. | Устное и письменное выполнение упражнений, работа в группах. | Ученики закрепили новые знания по теме: «Виды предложений по цели высказывания. Восклицательное предложение», узнали, чем они отличаются и для чего нужен каждый вид предложения по цели высказывания. | Личностные: понимают значение знаний для человека.Познавательные: приобретают умение использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки.Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
VI.Самостоятельная работа Цель Проверить умения в определении вида предложения по цели высказывания и интонации. | -Сейчас выполним небольшую самостоятельную работу. Я раздам вам карточки, вы прочтёте внимательно задание и выполните его, применив знания, которые вы сегодня получили. (См. приложение). | Учащиеся выполняют самостоятельную работу на карточках. | Выполнение самостоятельной работы на карточке с дополнительным заданием. | Учащиеся самостоятельно выполнили задание по сегодняшней теме, благодаря чему проверили свои знания и умения на практике. | Познавательные:самостоятельно создают способы решения проблем поискового характера. Регулятивные:контроль своей деятельности. | |
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового | Распределительный диктант. Учитель диктует предложения. Расти, наш сад, и распускайся в срок. Дни поздней осени бранят обыкновенно. Вам понравилась эта книга? Взгляни в окно! По радио сообщили о погоде на завтра. Отдохни-ка у лесной опушки. | Учащиеся распределяют предложения в три группы по цели высказывания, подчеркивают главные члены предложения. Один учащийся выполняет задание у доски. | Написание распределительного диктанта, выполнение дополнительного задания, помогающего вспомнить предыдущую тему и подготовиться к дальнейшим темам в системе уроков русского языка. | Учащиеся систематизировали и обобщили умения и навыки по теме «Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения». | Личностные: ученики осознали свои возможности в учении. Познавательные: проявляют интерес к последующим темам по русскому языку. | |
VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | -Давайтеподведем итоги сегодняшнего урока и сделаем вывод. Расскажите, что нового вы узнали на уроке? -На какие виды подразделяются предложения по цели высказывания? - Для чего нужны такие виды предложений? - От чего зависит выбор того или иного вида предложений? -Как делятся предложения по интонации? -Всегда ли в конце повествовательного и побудительного предложений стоит точка? | -Предложения по цели высказывания делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные. -Чтобы более точно донести до слушателя свои мысли. -От ситуации. -По интонации все предложения делятся на восклицательные и невосклицательные. Ответы учащихся. | Постановка вопросов, с помощью которых учащиеся должны сделать выводы, достигли они обозначенных целей урока или нет. | Учащиеся достигли поставленной цели, сделали выводы, оценили качество своей работы. | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний и операционных исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу.Коммуникативные:оценка своих действий и действий одноклассников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |
IX. Д/з. | Подобрать из художественного текста (не менее 6 предложений) разные виды предложений по цели высказывания. Вы можете использовать произведение А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». |
Приложение.
Карточка.Прочитайте текст, озаглавьте. Определите его основную мысль. В пропуски, стоящие после каждого предложения, запишите вид предложение по цели высказывания, по интонации. Выполните задания после текста.
Если бы меня вдруг сделали директором кондитерской фабрики, я бы выпускал для детишек конфеты «Азбука».___________________________ Существуют же конфеты «Золотой ключик», «Мишки», «Забава», а будет еще и «Азбука».______________________ Не всё ли равно, что на бумажке печатать?_____________________ А тут на одном фантике - буква А и нарисован автобус или арбуз, на другом - буква Б и рядом белочка нарисована. _____________________А польза-то какая!________________________Собирай такие фантики и учи азбуку!_________________________ Совмещай приятное, сладкое и вкусное с полезным!_____________________
- Подчеркните во всех предложениях грамматическую основу.
- Выпишите из текста два именныхсловосочетания:____________________________________________________________________________.
- Выпишите из текста два глагольных словосочетания:____________________________________________________________________________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Виды предложений"
Конспект урока предназначен для учеников 5 класса для объяснения нового материала "Виды предложений". Учебник для 5 класса татарских школ под редакцией Л.З.Шакировой...
Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме "Сложносочинённое предложение" (на основе творчества поэтов Прикамья)
Данный урок русского языка тесно связан с уроком литературы и основан на региональном компоненте,очень хорошо подойдёт учителям Пермского края....
Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».
Урок объяснения новых знаний. Цель урока:1. Формирование представления о второстепенных членах предложения.Задачи:1. Сформировать умения:·...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Обстоятельство как член предложения"
Цель данного урока: закрепить понятия о дополнниии определении; дать понятие об обстоятельстве; показать роль обстоятельства в речи; развивать навыки синтаксического разбора; формировать привычку к ре...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме"Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи"
Тип урока: урок изучения нового материала...
Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме "Назывные предложения"
Цели:1) дать понятие о назывных предложениях и об одном из синтаксических средств выразительности речи – именительном представления; повторить сведения об односоставных предложениях ...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении"
2 урок в теме (закрепление изученного материала)Тема «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении»Цель: формирование умения постановки запятой в сложном предлож...