Рабочая программа по русскому языку 8 класс (для учащихся школы VIII вида)
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Рабочая программа написана для учащихся с интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_russkiy_yazyk_8a_kl.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
КОЛЛЕДЖ МАЛОГО БИЗНЕСА № 4 СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ШКОЛА»
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель СП
С. Н. Кремнева
«____» 2014 г.
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом школы
Протокол № ____ от ______________ 2014 г.
РАССМОТРЕНО
Методическим объединением учителей старших классов
протокол № ____ от 2014г.
Председатель МО учителей старших классов
И. А. Терехова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
8 «А» КЛАСС
Составитель:
учитель первой категории
Колесникова Татьяна Сергеевна
Москва, 2014 г.
Рабочая программа по русскому языку в 8 «А» классе
Пояснительная записка
Данная программа является рабочей и разработана на основе типовой Программы под редакцией И.М. Бгажноковой. Авторы программы Н.Г. Галунчикова, Аксёнова и др. Программный материал расположен концентрически.
Программа рассчитана на 135 часов (4 часа в неделю). Учебный предмет относится к Федеральному компоненту учебного плана и находится в области «Язык и речь». Обучение русскому языку ведётся с использованием учебника «Русский язык. 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида авторы Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская: Москва Просвещение 2008г.
Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
- формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Учащиеся должны:
- Получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
- Научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- Быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Данная программа включает в себя разделы: грамматика, правописание и развитие речи.
Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.
Программа формулирует следующие задачи преподавания русского языка:
- Вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
- Повышать уровень общего развития учащихся;
- Учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- Развивать нравственные качества школьников.
На данном этапе обучения основной метод работы – упражнения, которые служат целям закрепления изученного материала.
Учебный материал каждого класса делится на следующие разделы:
- Грамматика и правописание.
- Слово.
- Предложение.
- Текст
- Связная речь.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Также продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Работа организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В программе выделяется 3 уровня: первый (базовый) предполагает реализацию требований в полном объеме, второй уровень предполагает меньший объем программного материала, третий уровень осваивают ученики с более выраженными интеллектуальными нарушениями.
Содержание рабочей программы по русскому языку (8А класс)
(135 ч в год, 4 ч в неделю)
Раздел в предмете | Содержание и примерное кол-во часов | Задачи | Цели | Способ проверки достижений учащихся | Ожидаемые результаты (основные требования к умениям учащихся) | ||
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | |||||
Предложение. Текст.(Повторение) | Предложение простое и сложное. Их сравнение. Союзы и, а, но в простом предложении. Составление предложений с опорой на данные однородные члены предложения. Сложные предложения. Знаки препинания. Составление сложных предложений с опорой на рисунки, схему предложения, предложенную ситуацию. Обращение. Знаки препинания. Выбор и включение обращений в диалог. Деловое письмо. Объяснительная записка. (7ч) | Уточнить понятие о простых и сложных предложениях, предложениях с однородными членами без союзов, с одиночным союзом И. Тренироваться в постановке знаков препинания в предложении, в составлении предложений с заданными однородными членами предложения. Повторить знания об обращении. Упражняться в дополнении текста фактами, подтверждающими основную мысль (с опорой на рисунки). Тренировать в составлении объяснительной записки. | Уточнить знания о предложении: правилах их написания и связи слов. Тренироваться в дополнении текста фактами, подтверждающими основную мысль (с опорой на рисунки). Повторить правила составления объяснительной записки. | Работа в тетрадях, самостоятель-ные работы, дидактические игры. | Различает простые и сложные предложения. Делит текст на предложения, восстанавливает текст по опорным нераспространенным предложениям, располагает части текста в соответствии с планом, дополняет текст фактами, подтверждающими основную мысль с опорой на рисунки. | С минимальной помощью различает простые и сложные предложения, делит текст на предложения, восстанавливает текст по опорным нераспространенным предложениям, располагает части текста в соответствии с планом, дополняет текст фактами, подтверждающими основную мысль с опорой на рисунки. | С максимальной помощью учителя делит небольшие тексты на предложения. Называют количество предложений в тексте и количество слов в предложении. |
Состав слова | Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи. Разбор по составу слов, относящихся к разным частям речи. Образование слов при помощи приставки и суффикса. Правописание слов на знакомые орфограммы. Правописание ударных и безударных гласных в корне слова. Гласные и согласные в приставках. Приставка и предлог. Различение приставки и предлога. Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных о,е и без соединительных гласных. (13 ч.) | Повторить и расширить знания учащихся о составе слова. Тренировать учащихся в нахождении частей слова, однокоренных слов и способов проверки орфограммы в слове. Упражнять в правописании гласных согласных в приставках, слов с разделительным твердым знаком. Обогащать словарь сложными словами, тренировать в составлении словосочетаний с данными словами. | Тренироваться в нахождении частей слова, однокоренных слов и способов проверки орфограммы в слове. Упражняться в правописании приставок, слов с разделительным твердым знаком. Тренироваться в составлении словосочетаний со сложными словами. | Работа в тетрадях, самостоятель-ные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. | Проверяют написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов, составляют словосочетания со сложными словами. Разбирают слово по составу. | С помощью учителя проверяют написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов. Разбирают слово по составу. | С максимальной помощью учителя разбирают слово по составу (корень, окончание) |
Части речи | Части речи их различение. Имя существительное. Значение существительного в речи. Существительные, близкие по значению, использование их в словосочетаниях и предложениях. Основные грамматические признаки существительного: род, число, падеж, склонение. Правописание безударных падежных окончаний существительных в единственном числе. Склонение существительных во множественном числе. Составление словосочетаний с существительными во множественном числе. Распространение предложений однородными членами, выраженными существительными во множественном числе. Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи, прилагательные близкие по значению. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Склонение прилагательных во множественном числе. Проверка безударных окончаний. | Продолжать знакомить учащихся с различными частями речи. Упражнять в нахождении заданных частей речи в предложении. Уточнить и расширить знания учащихся об имени существительном (склонение существительных во множественном числе, правописание безударных падежных окончаний). Расширять знания об имени прилагательном (склонение прилагательных во множественном числе, правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе). Расширять знания о глаголе, (неопределённая форма глагола, лицо глаголов в настоящем и будущем времени, | Упражняться в нахождении заданных частей речи в предложении. Расширить знания об имени существительном (склонение существительных во множественном числе, правописание безударных падежных окончаний). Расширить знания об имени прилагательном (склонение прилагательных во множественном числе, правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе). Расширять знания о глаголе (неопределённая форма глагола, лицо глаголов в настоящем и будущем времени, | Работа в тетрадях, самостоятель-ные работы, тестовые задания, развивающие дидактичес-кие игры, словарная работа. | Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (70-80 слов). Отличать одну часть речи от другой. Образовывать одну часть речи от другой. Определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу. | Списывать текст с изученными орфограммами, находить в тексте слова на заданные орфограммы (с помощью учителя). Решать орфографичес-кие задачи с помощью учителя. | Списывать с печатного и рукописного текста. С помощью учителя выполнять задания с учётом психофизичес-ких возможностей учащихся. |
Местоимение. Значение личных местоимений в речи. Использование местоимений как средства связей предложений в тексте. Замена местоимениями повторяющихся существительных и словосочетаний с ними в рядом стоящих предложениях. Лицо и число местоимений. Склонение и правописание личных местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Употребление местоимений в тексте. Глагол. Значение глаголов в речи. Глаголы, близкие по значению, их использование в предложении. Неопределённая форма глагола, изменение глаголов по временам и числам. Лицо глаголов в настоящем и будущем времени. 1,2,3-е лицо глаголов единственного и множественного числа. Списывание текста с изменением лица местоимения и глагола в предложениях. Правописание глаголов 2-го лица единственного числа. Дифференциация глаголов 3-го лица единственного числа и неопределенной формы глагола (-тся, -ться.) Изменение глаголов с ударным окончаниям по лицам и числам.
72 ч.) | 1,2,3-е лицо глаголов единственного и множественного числа). Учить определять время и число глаголов. Расширять знания о местоимении. Тренировать в использовании местоимений 1, 2 и 3-го лица, раздельном написании местоимений и предлогов. Познакомить с частью речи – наречие, учить образовывать наречие от прилагательных Расширять словарный запас учащихся. | 1,2,3-е лицо глаголов единственного и множественного числа). Тренироваться в определении времени и числа глаголов. Тренироваться в использовании местоимений 1, 2 и 3-го лица, раздельном написании местоимений и предлогов. Познакомиться с частью речи наречие. | |||||
Наречие. Значение наречий в речи. Признаки действия, отвечающие на вопросы как? Где? Когда? Куда? Откуда?. Неизменяемость наречий. Образование наречий от прилагательных (весёлый-весело). Подбор наречий к глаголу по смыслу. Распространений предложений наречиями. Употребление наречий для связи предложений в тексте и частей текста между собой. (89 ч.) | |||||||
Предложение и текст | Простое предложение с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Сложное предложение без союзов и с союзами и, а, но. Составление сложных предложений с опорой на фрагменты предложений, включающих союзы и, а, но. Сравнение сложного предложения с простым. Нахождение простых и сложных предложений в тексте. Нераспространенные простые и сложные предложения. Распространение их в тексте. (9ч.) | Учить различать простые и сложные предложения, находить в простом предложении однородные члены. Познакомить с простыми и сложными предложениями с союзами а, и, но и знаками препинания в них. | Учиться различать простые и сложные предложения, находить в простом предложении однородные члены. Познакомиться с простыми и сложными предложениями с союзами а, и, но и знаками препинания в них. | Работа в тетрадях, самостоятель-ные работы, тестовые задания, развивающие дидактичес-кие игры | Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (70-80 слов). Находят в тексте простые предложения с однородными членами предложения без союзов и с союзами и, а, но. Различают простое и сложное предложение. | Списывать текст с изученными орфограммами. Находят в тексте простые предложения с однородными членами предложения без союзов и с союзами и, а, но, различают простое и сложное предложение с помощью учителя. | Списывать с печатного и рукописного текста. С помощью учителя находить в тексте повествовательные, вопроситель-ные, восклицатель-ные предложения. |
Учебно-тематический план
№ | Раздел, тема | Количество часов | |
Теория | Контрольные работы | ||
1 | Предложение (повторение) | 7 | 1 |
2 | Состав слова | 13 | 1 |
3 | Части речи | 89 | 4 |
4 | Предложение. Текст | 12 | 1 |
5 | Повторение пройденного материала. | 6 | 1 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
1. Развитие умения коммуникативно - оправдано пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи четкость произносительных навыков, необходимый словарь, точность произносительных предложений, связного устного высказывания.
2. Усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).
3. «Языковое чутье» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка, что обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи.
Основные требования к умениям учащихся:
1-й уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (70—80 слов);
• писать изложение или сочинение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 80 слов);
• находить в тексте речевые недочёты и исправлять их с помощью учителя;
• использовать в устной речи сложноподчинённые предложения при ответе на вопрос;
• определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;
• подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
• находить и решать орфографические задачи (самостоятельно и с помощью учителя);
• пользоваться школьным орфографическим словарем.
2-й уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным разбором;
• принимать участие в составлении плана, отборе речевого материала для создания текста;
• исправлять текст;
• составлять предложения, опираясь на картину, собственный опыт;
• решать орфографические задачи с помощью учителя.
Литература:
- «Программа воспитания и обучения детей со сложной структурой дефекта» под редакцией И.М.Бгажноковой.
- «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. 5 – 9 классы. Сборник 1». Москва. Владос. 2000г.
- Аксенова А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». Москва. Владос. 2001г.
- Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В., «Русский язык. 8 класс». Москва. Просвещение. 2008г.
- Аксенова А.К., Якубовская Э.В. «Русский язык 3 класс» М., «Просвещение», 2008г.
- Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь по русскому языку. 2, 3 класс «Читай, думай, пиши». Москва. Просвещение. 2009г.
- Галунчикова Н.Г. Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь по русскому языку. 5-9класс 1 – 4 тетради». Москва, «Просвещение», 2010г.
- Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания», Москва, «Просвещение», 2004г.
Материально – технические средства обучения:
- Презентации к урокам;
- Наглядный демонстрационный и раздаточный материал;
- Касса букв для учителя и учащихся;
- Разрезные буквы;
- Схемы слов;
- Разрезные картинки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике 6 класс в коррекционной школе VIII вида
Пояснительная запискаКалендарно-тематическое планированиеНРК...
рабочая программа по математике 7 класс в коррекционной школе VIII вида
пояснительная запискакалендарно-тематическое планирование...
рабочая программа по математике 5 класс в коррекционной школе VIII вида
Пояснительная запискаПеречень компонентов учебно-методического комплексаЦОРыДемонстрационное оборудованиеОсновные требования к знаниям и умениям учащихсяКалендарно-тематическое планированиеНРК...
рабочая программа по географии 8 класс для коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена с учётом психофизиологических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на основании нормативно-правовых документо...
«Программа по татарскому языку» Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида ( для русскоязычных учащихся 1- 4 классов)
«Программа по татарскому языку в С(К)ОШ VIII вида» (для русскоязычных учащихся 1- 4 классов), разработана в соответствии с концепцией Специального Федерального государственного образ...
Рабочая программа по естествознанию 7 класс (для учащихся школы VIII вида)
Программа разработана для учащихся с нарушением интеллекта...
Рабочая программа по естествознанию 6 класс (для учащихся школы VIII вида)
Рабочая программа разработана для обучающихся с интеллектуальными нарушениями...