Профильный труд. Адаптированная программма для учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития 5- 9 классы
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме
Данная программа предусматривает подготовку учащихся со сложной структурой дефекта к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, рабочих по кухне, дворников, озеленителей позволяет обеспечить доступную для них степень социальной адаптации и независимости для последующей интеграции в современное общество. Цель образовательного процесса на уроках профильного труда - сформировать навыки, которые помогут выпускнику школы VIII вида с тяжелыми и множественными нарушениями развития обрести максимальную независимость в трудовой деятельности и социально адаптироваться в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma_po_profilnomu_trudu.doc | 367.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»
«Утверждаю» Директор ГКОУ Школа VIII 2124 СП30
М.Л.Позывайлова «___»____________________2017г.
АДАПТИРОВАНННАЯ ПРОГРАММА
«ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД»
для учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
5- 9 классы
«СОГЛАСОВАНО»
на МО учителей
ГКОУ школа2124 сп30
«__» ______________ 2017 г.
Председатель МО ______ Хандажапова С.Б.
2017 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В качестве базовой основы при создании программы для детей со сложной структурой дефекта взяты программы «Подготовка младшего обслуживающего персонала 5-9 классы, сборник 2», под редакцией Воронковой В.В. и программа Галле А.Г., Кочетовой Л.Л. по обслуживающему труду ля детей с умеренной умственной отсталостью. 6-9 классы. Данная программа предусматривает подготовку учащихся со сложной структурой дефекта к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, рабочих по кухне, дворников, озеленителей позволяет обеспечить доступную для них степень социальной адаптации и независимости для последующей интеграции в современное общество. Цель образовательного процесса на уроках профильного труда - сформировать навыки, которые помогут выпускнику школы VIII вида со сложной структурой дефекта обрести максимальную независимость в трудовой деятельности и социально адаптироваться в обществе.
Программа учитывает требования отдельных, наиболее доступных видов работ для детей со сложной структурой дефекта, по которым возможно трудоустройство выпускников, что имеет огромное значение для социальной адаптации учащихся с отклонениями в развитии. Образовательной целью программы является формирование социальных навыков, которые помогут учащимся со сложной структурой дефекта приобрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности.
Обучение данной программе предусматривает решение следующих задач:
- овладение учащимися теоретическими знаниями, трудовыми умениями и навыками достаточными для самообслуживания, помощи семье, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и в быту;
- коррекция недостатков психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности);
- развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации;
- формирование социально - нормативного поведения в окружающей среде;
- содействие физическому развитию умственно - отсталого ученика.
Программа предусматривает снижение требований к знаниям и умениям учащихся, поскольку у детей со сложной структурой дефекта:
- недостаточно развита зрительно - двигательная координация;
- наблюдаются трудности при самостоятельном выполнении действий по самообслуживанию и овладению различными бытовыми и трудовыми навыками;
- низкий уровень ориентирования в окружающей действительности;
- снижено понимание обращенной речи – предпочтение отдается невербальным средствам коммуникации;
- слабо выражен и неустойчив интерес к деятельности взрослого;
- снижена мотивация к любой трудовой деятельности.
Необходимо учитывать уровень возможностей детей с проблемами развития, влияющий на степень освоения трудовых навыков:
1 уровень: изученный материал частично сохраняется в долговременной памяти и может использоваться в предложенной ситуации. Практические навыки сформированы в достаточной степени.
2 уровень: ученик способен воспроизводить и использовать учебный материал с небольшой помощью учителя. Практические навыки сформированы слабо.
3 уровень: ученик воспроизводит изученный материал только с помощью учителя. Самостоятельные навыки практической работы отсутствуют.
Во время подготовки и проведения уроков учитель должен обязательно учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ученика при установлении объема требований к усвоению учебного материала. Должны быть предусмотрены вариативность практических заданий, время их выполнения, а также формы общения с ребенком. Особенно важны для этой категории детей паузы отдыха и физкультминутки в ходе урока.
Поскольку у учащихся со сложной структурой дефекта снижены охранные рефлексы, предусмотрено большое количество часов на изучение правил техники безопасности при работе, более детальное и глубокое ознакомление со всеми инструкциями по каждому трудовому действию.
В программу по профильному труду включены следующие разделы:
- сохранение и поддержка здоровья;
- сезонные работы по уборке пришкольной территории;
- уборка помещения;
- уход за комнатными растениями;
- уход за одеждой и обувью
- работа в столовой;
- профориентация и трудоустройство.
Изучение этих разделов позволяет практически знакомить учащихся с окружающим их социумом, формировать у них навыки самостоятельности в обслуживании себя и близких.
Завершающем этапом обучения является итоговая аттестация в 9 классе в форме экзамена. Экзамен проводится в щадящем режиме. Важна не столько оценка полученных знаний и умений, сколько оценка старательности и трудолюбия.
Учебные и практические занятия проводятся в условиях кабинета обслуживающего труда, школьной территории (столовая, класс, лестница), на школьном участке, на предприятиях соцкультбыта.
Распределение тем и часов по конкретному разделу может варьироваться учителем в зависимости от степени подготовленности учащихся к восприятию предлагаемого материала. Учитель вправе сокращать предлагаемый материал, или, наоборот, добавлять новые темы. Большее количество часов отводится на практическую работу, сюжетно - ролевые игры, тренинги.
С целью наибольшей подготовленности ученика со сложной структурой дефекта к самообслуживанию необходимо повышать уровень учебной мотивации, совершенствовать опорные трудовые умения (работа с инвентарем и различными приспособлениями), закреплять полезные привычки (подготовка рабочего места, пользование спецодеждой, самоконтроль и аккуратность). Углубление и расширение знаний, формирование умений и навыков по этим параметрам - основные задачи, которые должны быть решены с помощью предлагаемой программы.
Учебно-тематический план
5 класс (102 часа)
№ | Название темы | Теоретические занятия | Практическая деятельность |
1. | Предмет профильного труда, содержание. Кабинет профильного труда: оборудование рабочего места, правила работы и поведения. | 1 | |
2. | Сохранение и поддержание здоровья | 4 | 6 |
2. | Сезонные работы на пришкольной территории | 8 | 21 |
3. | Ежедневная уборка помещения | 12 | 21 |
4. | Уход за одеждой и обувью | 7 | 8 |
5. | Уход за комнатными растениями | 4 | 8 |
6. | Повторение. Итоговый контроль | 2 | |
Всего | 38 | 64 | |
ИТОГО | 102 |
Содержание изучаемого курса.
Вводное занятие.
Предмет профильного труда, содержание. Кабинет профильного труда: оборудование рабочего места, правила работы и поведения. Соблюдение санитарно - гигиенических требований.
Сохранение и поддержание здоровья
Предметное содержание.
- правила здорового образа жизни.
- гигиена рук.
- предметы и средства личной гигиены
- Предполагаемые результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- санитарно-гигиенические требования к одежде и обуви;
- периодичность и правила мытья рук в течение дня;
- санитарно-гигиенические требования к полотенцу;
Учащийся получает навыки:
- использовать средства и предметы личной гигиены по назначению;
- ухаживать за руками;
- содержать в чистоте предметы личной гигиены
Практические работы:
- выбор мыла для мытья рук и ног;
- выбор полотенца (для рук, для ног);
- мытье рук;
- нанесение крема на руки;
Сезонные работы на пришкольной территории.
Предметное содержание.
- Планировка участка пришкольной территории.
- Режимы работы на территории: летний и зимний.
- Хозяйственный инвентарь для садовых и хозяйственных работ.
- Спецодежда: перчатки, халат.
- Летние работы: сбор листвы в валки и кучи, правила расчистки дорожек, подметание дорожек, работы в саду (сгребание мусора с клумб).
Предполагаемые результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- дорожки с твердым покрытием ;
- правила летней уборки дорожек с твердым покрытием;
- понятия: дерево, куст, газон, клумба, садовые цветы;
- названия предметов садового инвентаря и спецодежды;
- назначение инвентаря для садовых и хозяйственных работ;
- порядок хранения инвентаря;
- правила безопасной работы с инвентарем;
- правила безопасной работы на пришкольном участке.
Учащийся получает навыки:
- определять на местности дерево, куст, газон, клумбу;
- применять хозяйственный инвентарь по назначению и готовить его к хранению;
- использовать спецодежду по назначению и готовить её к хранению;
- технологически правильно держать инструменты во время работы и следить за своей осанкой;
- ухаживать за руками после уборки.
Практические работы:
- выбор спецодежды и инвентаря, в зависимости от вида работы и времени года;
- надевание спецодежды для работы;
- подготовка к хранению инвентаря и спецодежды;
- приемы держания инвентаря и приспособлений;
- летние работы:
- подметание дорожек с твердым покрытием;
- сгребание мусора с клумб;
- уборка инвентаря на место хранения;
- уход за руками после работы.
Ежедневная уборка помещения
Предметное содержание.
- Значение ежедневной уборки служебного помещения.
- Гигиенические требования к помещению, где проходят занятия.
- Режим уборки помещений.
- Элементы помещения, названия, назначение.
- Последовательность уборки помещений для занятий;
- Спецодежда: перчатки, фартук.
- Инвентарь и приспособления для подметания пола.
- Инвентарь и приспособления для ухода за подоконником.
- Правила безопасной работы с инвентарем и приспособлениями.
Предполагаемые результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- названия и функциональное назначение элементов помещения (окна, двери, стены, пол.)
- правила и последовательность уборки;
- названия и назначение предметов инвентаря;
- правила подметания пола;
- правила ухода за подоконником;
- название и назначение, правила хранения предметов спецодежды;
- правила хранения инвентаря и приспособлений и ухода за ними;
- правила личной гигиены до и после уборки.
Учащийся получает навыки:
- соблюдать гигиенические требования к рабочей одежде;
- подбирать и использовать по назначению инвентарь и приспособления для уборки класса;
- технологически правильно подметать пол (щеткой, веником);
- осуществлять отжим тряпочки для пыли;
- технологически правильно протирать подоконник;
- осуществлять уход за инвентарем, правильно хранить его;
- осуществлять уход за руками после уборки.
Практические работы:
- выбор спецодежды и инвентаря;
- проветривание помещения;
- надевание рабочей одежды;
- наполнение таза водой;
- отработка приемов полоскания и отжима тряпочки;
- мытье классной доски;
- подметание пола, покрытого линолеумом;
- влажная уборка подоконника;
- сбор и вынос мусора из класса;
- уборка инвентаря на место хранения;
- уход за инвентарем и приспособлениями;
- уход за руками до и после уборки.
Уход за одеждой и обувью
Предметное содержание.
- Назначение и виды спецодежды.
- Правила ежедневного ухода за одеждой и обувью;
- Сушка мокрой обуви:
- Хранение спецодежды и обуви
Предполагаемые результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- назначение спецодежды и обуви
- ежедневный уход за рабочей одеждой;
- размещение одежды и обуви в месте хранения;
- особенности сушки мокрой обуви;
Учащийся получает навыки:
- соблюдать гигиенические требования к рабочей одежде и обуви;
- подбирать и использовать по назначению рабочую одежду и обувь;
- технологически выполнять этапы ухода за мокрой обувью;
- осуществлять уход за одеждой, правильно хранить ее;
Практические работы:
- выбор спецодежды для выполнения служебных обязанностей в зависимости от вида работ;
- подготовка обуви к сушке;
- набивание обуви газетной бумагой;
- размещение рабочей одежды на месте хранения: на плечиках, на полке.
Уход за комнатными растениями
Предметное содержание
- Санитарно- гигиенические требования для ухода за комнатными растениями;
- Общие представления о комнатных растениях;
- Отличительные особенности поверхности листьев комнатных растений:
- гладкие;
- бархатистые;
- колючие.
- Инвентарь, необходимый для ухода за комнатными растениями;
- Полив растений
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- название и назначение, правила хранения предметов спецодежды для ухода за комнатными растениями;
- отличительные особенности строения листьев комнатных растений;
- посуда и инвентарь для ухода за комнатными растениями;
- правила полива комнатных растений
- правила личной гигиены для ухода за комнатными растениями
Учащиеся получают навыки:
- использовать по назначению инвентарь для ухода за комнатными растениями;
- технологически правильно поливать комнатные растения;
- ухаживать за руками до, во время и после работы.
Практические работы:
- определение особенности строения листьев комнатных растений;
- полив растений;
- уход за руками до, во время и после работы.
Учебно-тематический план
6 класс (102 часа)
№ | Название темы | Теоретические занятия | Практическая деятельность |
1. | Вводное занятие. Кабинет профильного труда: оборудование рабочего места, правила работы и поведения. | 1 | |
2. | Сохранение и поддержание здоровья | 2 | |
3. | Работа в столовой | 4 | 14 |
4. | Сезонные работы на пришкольной территории | 10 | 28 |
5. | Уборка помещения | 4 | 8 |
6. | Уход за одеждой и обувью | 4 | 8 |
7. | Уход за комнатными растениями | 5 | 12 |
8. | Повторение. Итоговый контроль | 2 | |
Всего | 32 | 70 | |
ИТОГО | 102 |
Содержание изучаемого курса.
Вводное занятие.
Кабинет обслуживающего труда. Правила безопасной работы и поведения. Профессии МОП. Соблюдение правил поведения при исполнении должностных обязанностей.
Сохранение и поддержание здоровья
Предметное содержание.
- Личная гигиена во время физической работы
- Уход за руками.
- Предметы личной гигиены. Их назначение и уход за ними.
Предполагаемые результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- Санитарно-гигиенические требования к одежде и обуви;
- Правила соблюдения личной гигиены во время физической работы ;
- Санитарно-гигиенические требования к полотенцу;
Учащийся получает навыки:
- ухаживать за кожей рук и ногтями;
- содержать в чистоте предметы личной гигиены;
- подбирать косметические средства для ухода за кожей рук
Практические работы:
- Стрижка ногтей на руках и уход за кожей рук;
- выбор полотенца (для рук, для ног);
Сезонные работы на пришкольной территории.
Предметное содержание.
- Планировка участка пришкольной территории.
- Садовый инвентарь, используемый в разное время года.
- Спецодежда: рукавицы, перчатки (в зависимости от сезонного вида работ), халат.
- Режимы работы на территории: летний и зимний.
- Летние работы: перекопка земли вокруг кустов, правила расчистки дорожек, подметание дорожек, сбор мусора в валки и кучи, перенос листвы, подготовка почвы для посадок, сгребание мусора с клумб, поверхностное рыхление почвы граблями на месте многолетних зимующих растений.
- Зимние работы: упражнения по расчистке дорожек от снега.
Предполагаемые результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- дорожки с сыпучим и сборным покрытием;
- особенности летней уборки дорожек с сыпучим и сборным покрытием;
- уборка дорожек в зимнее время: снегоуборка;
- понятия: цветник, виды цветов на пришкольном участке;
- уход за газоном и цветником в разные сезоны;
- комплекс работ на пришкольной территории;
- названия предметов садового инвентаря и спецодежды;
- назначение инвентаря;
- правила безопасной работы с инвентарем;
- правила безопасной работы на пришкольном участке;
- правила ухода и хранения инвентаря.
Учащийся получает навыки:
- определять на местности дерево, куст, газон, клумбу;
- находить объекты (дерево, кустарник) на плане - схеме пришкольной территории.
- применять хозяйственный инвентарь по назначению и готовить его к хранению;
- использовать спецодежду по назначению и готовить её к хранению;
- технологически правильно держать инструменты во время работы (подметание, сгребание, перекопка, рыхление) и следить за своей осанкой;
- осуществлять уход за инвентарем, устанавливать на место хранения;
- ухаживать за руками после уборки.
Практические работы:
- выбор спецодежды и инвентаря, в зависимости от вида работы и времени года;
- летние работы:
- подметание дорожек и площадки;
- сгребание опавших листьев граблями;
-сгребание мусора с клумб;
-выдергивание и удаление сорных растений;
-вскапывания и рыхление участка;
- выравнивание почвы граблями;
- высадка рассады на клумбы;
- полив клумбы из лейки
- сбор листвы в валки и кучи;
- зимние работы: упражнения по расчистке дорожек от снега;
- уход за инвентарем и установка его на место хранения;
- уход за руками после уборки.
Уборка помещения
Предметное содержание.
- Гигиенические требования к помещению, где проходят занятия;
- Помещения школы, названия и назначение;
- Школьная мебель. Значение ухода за мебелью.
- Виды покрытия мебели: полированное и неполированное дерево, окрашенные поверхности, пластик.
- Уход за школьной мебелью.
- Инвентарь и приспособления для уборки школьной мебели.
- Правила безопасной работы с инвентарем и приспособлениями.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- режим уборки различных помещений школы;
- названия и функциональное назначение предметов мебели и оборудования класса;
- рациональную последовательность уборки;
- правила и способы удаления пыли и грязи с поверхности мебели;
- названия и назначение предметов инвентаря для ухода за мебелью;
- последовательность действий и рабочие приемы (освободить убираемую поверхность от предметов, протереть поверхность влажной или сухой тряпкой, вернуть на место предметы);
- правила хранения инвентаря и приспособлений и ухода за ними;
- правила безопасной работы.
- правила личной гигиены до и после уборки.
Учащиеся получают навыки:
- соблюдать гигиенические требования к рабочей одежде;
- подбирать и использовать по назначению инвентарь и приспособления для ухода за мебелью;
- определять способ удаления пыли (влажный или сухой);
- технологически правильно удалять пыль с предметов мебели различными способами, следить за осанкой;
- при влажной уборке (набирать в таз воду нужной температуры, добавлять в случае надобности моющее средство, смачивать и отжимать, расправлять и правильно удерживать ее в руке, совершать правильные движения по поверхности, промывать тряпочку после окончания работы и вывешивать ее для просушки, убирать тряпочку и таз в шкаф на хранение);
- осуществлять уход за инвентарем, правильно хранить его;
- осуществлять уход за руками после уборки.
Практические работы:
- удаление пыли и грязи с жесткой мебели (столы, стулья, шкафы) сухой тряпочкой;
- набирание в таз воды нужной температуры;
- смачивание и отжим тряпочки, расправление и правильное удерживание ее в руке при работе;
- удаление пыли и грязи с жесткой мебели влажной тряпочкой;
- уход за инвентарем и приспособлениями, уборка на место хранения;
- уход за руками до и после уборки.
Работа в столовой.
Предметное содержание.
- Название и назначение предметов мебели и оборудования столовой.
- Уход за поверхностью предметов мебели и оборудования столовой.
- Санитарно-гигиенические требования к состоянию столовой.
- Предметы чайной посуды.
- Сервировка стола для завтрака.
- Последовательность мытья чайной посуды.
- Средства и приспособления для мытья посуды.
- Моющие средства для мытья посуды.
- Правила безопасной работы с моющими средствами.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- названия и назначение предметов мебели в столовой;
- названия и назначение кухонного оборудования: мойка, плита, холодильник, посудомоечная машина;
- названия и назначение предметов чайной посуды;
- правила сервировки стола к чаю;
- названия и назначение моющих средств;
- правила и последовательность мытья посуды;
- правила безопасной работы с моющими средствами.
Учащиеся получают навыки:
- ухода за предметами мебели и оборудования столовой;
- организовывать рабочее место для мытья посуды;
- соблюдения правил безопасной работы с моющими средствами;
- уборки со стола после еды;
- мытья посуды.
Практические работы:
- влажная уборка столов после еды;
- сервировка стола к завтраку;
- уборка стола после еды;
- организация рабочего места для мытья посуды;
- выбор средств и приспособлений для мытья посуды;
- набирание на губку необходимого количества моющего средства;
- выбор и надевание рабочей одежды для мытья посуды;
- мытье чайной посуды;
- уход за руками.
Уход за одеждой и обувью
Предметное содержание.
- Назначение и виды спецодежды.
- Правила ежедневного ухода за одеждой.
- Ручная стирка носков.
- Инвентарь и приспособления для ручной стирки.
- Свойства и особенности ниток, применение.
- Ножницы, правила безопасной работы.
- Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе.
Предполагаемые результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- назначение спецодежды и обуви;
- способы чистки одежды одежной щеткой (влажная, сухая);
- назначение инвентаря и приспособлений для ручной стирки;
- назначение хозяйственного мыла, стиральных порошков;
- последовательность выполнения ручной стирки;
- размещение одежды и обуви в месте хранения;
- организация рабочего места при работе с нитками;
- правила безопасной работы с ножницами;
Учащийся получает навыки:
- соблюдать гигиенические требования к рабочей одежде и обуви;
- подбирать и использовать по назначению рабочую одежду и обувь;
- чистить одежду влажной и сухой щеткой;
- размещать рабочую одежду в шкафу: на плечиках, на полке;
- применять по назначению инвентарь и приспособления для ручной стирки (таз, прищепки, напольную сушку);
- выбирать мыло или порошок для ручной стирки носков;
- технологически выполнять этапы ручной стирки носков;
- соблюдать правила безопасной работы с ножницами;
- технологически правильно выполнять завязывание узелков на концах шнурка, связывания бантиком и петлей;
Практические работы:
- чистка одежды сухой и влажной одежной щеткой;
- упражнения по размещению рабочей одежды на месте хранения: на плечиках, на полке;
- ручная стирка тонких носков;
- связывание ниток и завязывание бантиком и петлей;
- изготовление кисточки из цветных ниток.
Уход за комнатными растениями
Предметное содержание
- Общие представления о комнатных растениях.
- Виды комнатных растений:
-декоративно-лиственные;
-декоративно-цветущие.
- Условия, необходимые для жизни и роста комнатных растений.
- Инвентарь, необходимый для ухода за комнатными растениями.
- Полив комнатных растений.
- Опрыскивание комнатных растений.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- условия, необходимые для жизни и роста растений (свет, вода, температура воздуха);
- емкости и инвентарь для ухода за комнатными растениями;
- правила полива и увлажнения почвы комнатных растений;
- правила личной гигиены для ухода за комнатными растениями
Учащиеся получают навыки:
- использовать по назначению инвентарь для ухода за комнатными растениями;
- технологически правильно поливать комнатные растения;
- ухаживать за руками до, во время и после работы.
Практические работы:
- определение влажности почвы;
- полив растений;
- опрыскивание растений;
- уход за руками до, во время и после работы.
Учебно-тематический план
7 класс (136 часов)
№ | Название темы | Теоретические занятия | Практическая деятельность |
1. | Вводное занятие. Профессии младшего обслуживающего персонала: дворник, рабочий по кухне, уборщик производственных помещений. | 1 | |
2. | Сезонные работы на пришкольной территории. | 16 | 34 |
3. | Медицинская помощь. | 2 | 2 |
4. | Работа в столовой | 6 | 14 |
5. | Уборка учебных и служебных помещений. | 6 | 14 |
6. | Уход за одеждой и обувью | 6 | 14 |
7. | Уход за комнатными растениями | 6 | 14 |
8. | Повторение. Итоговый контроль | 1 | |
Всего | 44 | 92 | |
ИТОГО | 136 |
Содержание изучаемого курса.
Вводное занятие.
Беседа о труде и его значении в жизни общества. Профессии младшего обслуживающего персонала: дворник, рабочий по кухне, уборщик производственных помещений.
Сезонные работы на пришкольной территории.
Предметное содержание.
- Режимы работы на территории: летний и зимний
- Плодовые деревья на участке. Кустарники. Правила ухода.
- Садовый и хозяйственный инвентарь, используемый в разное время года.
- Спецодежда: рукавицы, перчатки, фартук.
- Летние виды садовых и хозяйственных работ (подметание дорожек и площадки, уборка листвы с газонов, сбор и перенос листвы, удаление с корнями однолетних цветковых растений из цветника, уборка растительных остатков на территории цветника, перекопка почвы, обрезка кустов, посев семян на рассаду, полив).
- Зимние работы: упражнения по расчистке дорожек от снега, уборка снега в специально отведенные места.
- Секатор: назначение, уход за ним, хранение.
- Правила работы с секатором.
- Обрезка сухих и поломанных веток.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- виды плодовых деревьев;
- понятия ствол, крона, приствольный круг;
- правила ухода за плодовыми деревьями;
- правила вскапывания приствольного круга;
- название, назначение и порядок хранения предметов садового инвентаря и спецодежды;
- правила безопасной работы с инвентарем;
- правила безопасной работы на пришкольном участке;
- правила подметания дорожек, сгребания листвы, переноса листвы;
- правила прополки сорняков на клумбе (вручную), полива клумбы из лейки;
- назначение и правила работы с секатором;
- технику безопасной работы с секатором.
Учащиеся получают навыки:
- определять на местности дерево, куст, газон, клумбу;
- применять хозяйственный инвентарь по назначению и готовить его к хранению;
- технологически правильно держать инструменты во время работы и следить за своей осанкой;
- определять сухую, поломанную ветку для ее удаления;
- безопасно работать с секатором и правильно его хранить.
Практические работы:
- выбор спецодежды и инвентаря, в зависимости от вида работы и времени года;
- летние работы:
- подметание дорожек;
- уборка листвы с газонов;
- сбор и перенос листвы.
- удаление с корнями однолетних цветковых растений из цветника.
- уборка растительных остатков на территории цветника
-вскапывание приствольного круга лопатой.
-сгребание мусора с клумб;
- посев семян на рассаду;
- высадка рассады на клумбу;
-прополка сорняков на клумбе;
- полив почвы из лейки
- отработка приемов работы с секатором (вхолостую);
-обрезка сухих и поломанных веток.
-уход за руками после работы;
-очистка инвентаря и установка на место хранения.
- зимние работы:
- расчистка дорожек с твердым покрытием от снега;
-сбор снега в кучи;
Работа в столовой
Предметное содержание.
- Санитарно-гигиенические требования при работе в столовой.
- Название и назначение предметов посуды и кухонной утвари.
- Уход за посудой и кухонной утварью
- Моющие и чистящие средства.
- Правила безопасной работы на кухне.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- санитарно - гигиенические требования к посуде;
- об организации рабочего места (чистая посуда должна находиться отдельно от грязной)
- требования к температуре воды для мытья посуды;
- виды посуды (кухонная, столовая, чайная);
- предметы посуды, их название, назначение, отличительные признаки по внешнему виду, материалу изготовления, покрытию;
- чистящие и моющие средства и приспособления (тряпочки, губки, щетки)
- особенности ухода за различными видами посуды (алюминиевой, эмалированной, с тефлоновым покрытием, стеклянной, фарфоровой);
- порядок мытья посуды;
- последовательность мытья посуды.
Учащиеся получают навыки:
- организовывать рабочее место (размещать грязную посуду рядом с мойкой, освобождать мойку и наполнять ее водой);
- сортировать посуду по видам и степени загрязнения;
- набирать на губку необходимое количество моющего средства;
- мыть вначале менее загрязненную посуду;
- чистить посуду в соответствии с покрытием;
- соблюдать санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни;
- соблюдать правила безопасной работы с моющими средствами;
Практические работы:
- организация рабочего места;
- определение видов покрытий посуды;
- выбор моющих и чистящих средств;
- мытье и чистка кухонной утвари и посуды;
- уход за салфетками, щетками для мытья и чистки посуды.
- уход за руками после мытья посуды.
Уборка учебных и служебных помещений.
Предметное содержание.
- Виды учебных и служебных помещений в школе.
- Строительные элементы помещения и их назначение (подоконник, двери, стены, пол).
- Материалы для изготовления элементов; покрытия (дерево, пластик, краска).
- Виды покрытий пола.
- Гигиенические требования к помещению.
- Устройство лестницы в школе (ступени, пролет, площадка, перила или поручни)
- Правила безопасности при уборке лестницы.
- Последовательность уборки лестницы.
- Инвентарь и приспособления для уборки.
- Моющие средства для уборки.
- Правила безопасной работы с инвентарем, приспособлениями, моющими средствами.
- Уход за инвентарем и его хранение.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- названия и назначение строительных элементов помещения, и виды покрытий
- правила уборки пыли (удаление пыли с жесткой мебели, радиаторов, подоконников);
- правила мытья стенной панели, двери;
- назначение и устройство лестницы в здании;
- правила безопасности при уборке лестницы;
- правила подметания лестницы;
- правила мытья лестницы;
- последовательность уборки лестницы;
- названия и назначение предметов инвентаря, уход за ними, хранение;
- правила личной гигиены до и после уборки.
Учащиеся получают навыки:
- соблюдать эстетические и гигиенические требования к рабочей одежде;
- замечать непорядок;
- подбирать и использовать по назначению инвентарь, приспособления, моющие средства;
- технологически правильно выполнять приемы уборки помещения и следить за осанкой при:
-мытье стенной панели, двери;
- удалении пыли с жесткой мебели и подоконника;
-подметании лестницы веником и сборе мусора в совок;
-мытье лестницы;
- осуществлять уход за инвентарем, правильно хранить его;
- осуществлять уход за руками после уборки.
Практические работы:
- мытье радиаторов, подоконников, стенной панели, двери;
- подметание лестницы веником;
- сбор мусора в совок;
- протирка перил (поручней);
- мытье ступеней и площадок лестницы моющими средствами;
- уход за инвентарем и приспособлениями;
- уход за руками до и после уборки.
Медицинская помощь.
Предметное содержание.
- Домашняя аптечка (состав).
- Первая медицинская помощь при мелких ранах (микротравмы).
Предполагаемые результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- назначение и хранение домашней аптечки;
- названия и назначение основных лекарственных средств из домашней аптечки;
- правила и порядок оказания первой помощи при микроранах
Учащийся получает навыки:
- подбирать перевязочные материалы и средства дезинфекции из содержания аптечки;
- оказания первой помощи при микроранах;
Практические работы:
- выбор перевязочных материалов из содержания аптечки;
- выбор средств дезинфекции для обработки ран, порезов, ссадин из содержания аптечки;
Уход за одеждой и обувью
Предметное содержание.
- Виды труда по уходу за обувью (мытье, сушка).
- Принадлежности для ухода за обувью.
- Инструменты для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы, хранение игл(игольница, подушечка для игл).
- Подготовительный и заключительный этап работы со швейной иглой.
Предполагаемые результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- правила ухода за обувью (мытье, сушка);
- значение и необходимость каждого вида ухода за обувью;
- названия и назначение принадлежностей для ухода за обувью и место их хранения;
- название и назначение инструментов и приспособлений для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы, хранение игл (игольница, подушечка для игл);
- соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе.
- правила безопасной работы с иглой и ножницами;
- правила и приемы вдевания нитки в иглу, и закрепление нитки повторением двух- трех стежков на одном месте;
- правила пришивания вешалки к одежде.
Учащийся получает навыки:
- соблюдать гигиенические требования к рабочей одежде и обуви;
- определять, какой вид ухода необходим предъявленному предмету обуви;
- называть виды труда по уходу за обувью;
- мыть резиновую обувь;
- сушить мокрую обувь из разных материалов: кожаную, резиновую, текстильную;
- рационально размещать обувь в отведенном для нее месте хранения;
- подбирать и использовать по назначению рабочую одежду и обувь;
- соблюдать правила безопасной работы с иглой и ножницами;
- технологически правильно выполнять подготовительные и заключительные работы со швейной иглой;
- технологически правильно выполнять пришивание вешалки к одежде.
Практические работы:
- мытье резиновой обуви;
- сушка резиновой обуви;
- определение материала, из которого изготовлена обувь;
- определение необходимого вида ухода предъявленному предмету обуви;
- упражнения по вдеванию нитки в иголку;
- закрепление нитки в начале и конце строчки;
- шитье по проколам способом «игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона (закладка для книг);
- пришивание вешалки.
Уход за комнатными растениями
Предметное содержание
- Декоративно – цветущие и декоративно – лиственные растения.
- Изменения, происходящие в растениях в разное время года.
- Группы комнатных растений: светолюбивые и теневыносливые.
- Условные обозначения принадлежности растений к определенной группе.
- Размещение растений в помещении в зависимости от потребности в освещении и величины.
- Инвентарь, необходимый для ухода за комнатными растениями.
- Полив комнатных растений.
- Опрыскивание комнатных растений.
- Рыхление земли в горшке комнатных растений.
- Мытье поддонов.
- Удаление пыли с крупных плотных, гладких листьев комнатных растений.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- Строение растения: стебель, лист, почка;
- изменения, происходящие в растениях в разное время года;
- Факторы, влияющие на растение: вода, свет, температура;
- правила ухода за комнатными растениями: полив и увлажнение почвы комнатных растений, рыхление земли в горшке, удаление пыли, мытье поддонов;
- условные обозначения принадлежности растений к определенной группе.
- емкости и инвентарь для ухода за комнатными растениями;
- правила личной гигиены для ухода за комнатными растениями
Учащиеся получают навыки:
- определять декоративно- лиственные и декоративно- цветущие растения;
- использовать по назначению инвентарь для ухода за комнатными растениями;
- технологически правильно поливать и опрыскивать комнатные растения;
- технологически правильно мыть поддоны;
- технологически правильно рыхлить почву;
- технологически правильно удалять пыль с листьев;
- ухаживать за руками до, во время и после работы.
Практические работы:
- определение влажности почвы;
- полив растений;
- опрыскивание растений;
- рыхление почвы;
- мытье поддонов;
- удаление пыли с крупных плотных гладких листьев;
- уход за руками до, во время и после работы.
Учебно-тематический план
8 класс (136 часов)
№ | Название темы | Теоретические занятия | Практическая деятельность | ||
1. | Вводное занятие. Профессии младшего обслуживающего персонала: дворник, рабочий по кухне, уборщик производственных помещений. | 1 | |||
Сезонные работы на пришкольной территории. | 14 | 38 | |||
2. | Сохранение и поддержание здоровья | 4 | |||
3. | Работа в столовой | 6 | 14 | ||
4. | Уборка служебных помещений. | 4 | 14 | ||
6. | Уход за одеждой и обувью | 6 | 14 | ||
7. | Уход за комнатными растениями | 4 | 16 | ||
8. | Повторение. Итоговый контроль | 1 | |||
Всего | 40 | 96 | |||
ИТОГО | 136 |
Содержание изучаемого курса.
Вводное занятие.
Профессии профильного труда: уборщик производственных помещений, рабочий по кухне. Значение.
Сохранение и поддержание здоровья
Предметное содержание.
- Влияние окружающей среды на здоровье.
- Профилактика вредного воздействия окружающей среды.
- Значение личного участия в благоустройстве окружающей среды.
- Предполагаемые результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- понятие о гигиене ближайшего окружения
- понятие о гигиене дыхания;
- источники естественного и искусственного света.
Учащийся получает навыки:
- поддерживать чистоту окружающей среды;
- поддерживать чистоту воздуха в помещении;
- поддерживать световой режим в помещении.
Практические работы:
- проветривать помещение;
- узнавать температуру воздуха в помещении по настенному термометру;
Работы на пришкольной территории.
Предметное содержание.
- Общие сведения о гигиене ближайшего окружения.
- Планировка участка пришкольной территории.
- Декоративные и садовые растения, деревья, кустарники, их строение.
- Режимы работы на территории: летний и зимний.
- Садовый и хозяйственный инвентарь, используемый в разное время года, назначение, хранение, правила безопасной работы с ним.
- Спецодежда, правила хранения.
- Летние виды работ (уборка растительных остатков с территории цветника, очистка дорожек и детской площадки от опавших листьев, пересадка многолетних цветковых растений, уход за зелеными насаждениями: перекопка почвы, обрезка, посадка рассады, высадка рассады на клумбы, полив, прополка).
- Зимние виды работ (уборка снега с крыльца и дорожек)
- Техника безопасности при работе с садовым и хозяйственным инвентарем.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- планировку пришкольной территории (постройки, дорожки, зеленые насаждения, цветники, огородные грядки, газон);
- виды различных покрытий садовых дорожек;
- виды декоративных и садовых растений, деревьев, кустарников, их строение;
- виды цветковых растений;
- правила обработки земли под деревьями ;
- правила использования однолетних цветковых растений для оформления школьного двора.
- правила ухода за зелеными насаждениями (перекопка почвы, обрезка, полив);
- названия назначение и порядок хранения предметов садового инвентаря для обработки почвы;
- названия назначение и порядок хранения предметов хозяйственного инвентаря для ухода за садовыми дорожками с различными покрытиями;
- названия назначение и порядок хранения спецодежды;
- правила подготовки почвы к посадке растений;
- правила посадки готовой рассады в открытый грунт;
- правила прополки сорняков на клумбе;
- правила уборки снега с дорожек и крыльца;
- правила безопасной работы с инвентарем;
- правила безопасной работы секатором;
- правила оказания первой медицинской помощи при травмах.
Учащиеся получают навыки:
- определять на местности дерево, куст, газон, клумбу, цветник;
- определять строение деревьев и кустарников;
- применять хозяйственный и садовый инвентарь по назначению и готовить его к хранению;
- использовать спецодежду по назначению и готовить её к хранению;
- технологически правильно выполнять работы по:
-очистки дорожек и детской площадки от опавших листьев;
-уборки растительных остатков с территории цветника;
-пересадки растений;
-уборки снега с дорожек и крыльца;
- подготовки почвы к посадке растений;
-посадки цветочной рассады;
- поливу растений;
- безопасной работы секатором.
- оказания себе медицинской помощи при травме (смазывать ранку йодом, накладывать бактерицидный пластырь).
Практические работы:
- определение составляющих зон пришкольного участка;
- выбор спецодежды и инвентаря, в зависимости от вида работы и времени года;
- летние работы:
- подметание дорожек и площадки;
- уборка листвы с цветника и клумб;
- сбор листвы в ведро и мешки;
- удаление с корнями однолетних цветковых растений из цветника;
- пересадка многолетнего цветкового растения;
- сбор и перенос растительных остатков;
- подготовка ящиков для посевов, выращивание рассады;
- перекопка почвы под деревьями и на клумбе;
- сгребание мусора с клумб;
-прополка сорняков на клумбе;
- сбор мусора в ведро и мешки;
- обрезка сухих и поломанных веток и поросли;
- посадка садовой рассады однолетних цветковых растений;
- полив саженцев из лейки.
- зимние работы
- уборка снега с дорожек;
- уборка снега с крыльца.
- уход за руками после уборки.
- очистка инвентаря и установка на место хранения.
- ролевая игра «первая медицинская помощь».
Работа в столовой
Предметное содержание.
- Понятие о гигиене питания
- Требования к работнику столовой: одежда, культура поведения.
- Столовая посуда, назначение.
- Столовые приборы, назначение.
- Сервировка стола к обеду.
- Правила пользования столовой посудой и столовыми приборами.
- Уход за посудой и кухонной утварью.
- Мытье и хранение посуды.
- Приспособления и материалы для мытья посуды: ерши, щетки, ветошь.
- Моющие и чистящие средства для мытья посуды.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- виды кухонной посуды и инвентаря;
- название и назначение столовой посуды;
- название и назначение столовых приборов;
- правила пользования столовыми приборами;
- правила сервировки стола к обеду;
- правила безопасности при подаче пищи и уборке посуды;
- правила санитарных требований при сборе грязной посуды со столов;
- правила уборки и протирки, столов после еды;
- правила и последовательность мытья столовой посуды и столовых приборов;
- правила безопасной работы с моющими и чистящими средствами
- названия назначение и порядок хранения приспособлений и материалов для мытья посуды: ерши, щетки, ветошь.
Учащиеся получают навыки:
- соблюдать санитарно-гигиенические требования к состоянию столовой;
- соблюдать правила безопасной работы с моющими средствами;
- использовать спецодежду по назначению и готовить её к хранению;
- различать кухонную посуду и инвентарь;
- пользоваться столовой посудой и столовыми приборами по назначению;
- использовать приспособления и материалы для мытья посуды по назначению;
- мыть столовую посуду и столовые приборы;
- сервировать стол к обеду
- убирать и протирать столы после еды.
Практические работы:
- определение предметов столовой посуды ;
- определение предметов столовых приборов;
- сервировка стола к обеду;
- уборка стола после еды;
- организация рабочего места для мытья посуды;
- выбор моющих и чистящих средств для мытья посуды;
- мытье посуды и столовых приборов;
- уход за салфетками, щетками для уборки столов ;
- уход за руками до и после уборки.
Уборка служебных помещений.
Предметное содержание.
- Санитарно - гигиенические требования к содержанию санузла.
- Устройство санузла.
- Виды санитарно- технического оборудования санузла.
- Спецодежда для уборки санузлов.
- Инвентарь и приспособления для уборки.
- Моющие средства для уборки санузлов.
- Правила безопасной работы с инвентарем, приспособлениями, моющими средствами.
- Уход за инвентарем, спецодеждой, хранение.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- назначение и устройство санузла.
- виды санитарно- технического оборудования санузла;
- правила и периодичность уборки санузла;
- правила ухода за различными поверхностями санузла;
- названия и назначение предметов инвентаря, уход за ним и его хранение;
- порядок мытья и чистки кафельных стен и раковины.
- правила безопасной работы с чистящими и моющими средствами;
- названия назначение и порядок хранения спецодежды;
- правила личной гигиены до и после уборки.
Учащиеся получают навыки:
- выбирать моющее или чистящее средство для ухода за раковиной, кафельной плиткой;
- пользоваться спецодеждой и резиновыми перчатками во время работы;
- оказывать себе первую помощь при попадании моющих средств на кожу и в глаза, обращаться за помощью к близким, в медучреждение;
- технологически правильно выполнять приемы уборки санузла и следить за осанкой при:
-мытье кафельных стен и раковины;
- осуществлять уход за инвентарем, правильно хранить его;
Практические работы:
- выбор моющего или чистящего средства;
- выбор спецодежды;
- мытье кафельных стен, раковины;
- уход за инвентарем и приспособлениями, уборка на место хранения;
- уход за руками после уборки.
Уход за одеждой и обувью
Предметное содержание.
- Виды труда по уходу за обувью (мытье, сушка)
- Назначение вешалки в предметах одежды.
- Мелкий ремонт одежды (пришивание вешалок)
- Приемы пришивания вешалки к одежде.
- Электроутюг: устройство, назначение.
- Наложение накладка декоративной заплатки (на клеевой основе) на разорванное место одежды.
Предполагаемые результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- виды материалов для изготовления рабочей обуви;
- правила ухода за обувью (мытье, сушка);
- средства и приспособления для ухода за обувью;
- правила и последовательность пришивания вешалок к одежде;
- правила безопасной работы с электроутюгом;
- подготовка утюга к работе;
- правила наложения накладка декоративной заплатки (на клеевой основе) на разорванное место одежды .
Учащийся получает навыки:
- соблюдать гигиенические требования к рабочей одежде и обуви;
- определять, какой вид ухода необходим предъявленному предмету обуви;
- называть виды труда по уходу за обувью;
- мыть резиновую обувь;
- сушить мокрую обувь из разных материалов: кожаную, резиновую, текстильную;
- рационально размещать обувь в отведенном для нее месте хранения;
- подбирать и использовать по назначению рабочую одежду и обувь;
- технологически правильно выполнять пришивание вешалок к одежде;
- соблюдать правила безопасной работы с электроутюгом;
- технологически правильно выполнять наложение декоративной заплатки (на клеевой основе) на разорванное место одежды.
- Практические работы: мытье резиновой обуви;
- сушка резиновой обуви;
- определение материала, из которого изготовлена обувь;
- определение необходимого вида ухода предъявленному предмету обуви;
- определение места для вешалки на предмете одежды;
- отмерять и отрезать кусок тесьмы (шнурка) нужной длины.
- пришивание вешалок к одежде;
- наложение накладка декоративной заплатки (на клеевой основе) на разорванное место одежды.
Уход за комнатными растениями
Предметное содержание
- Общие представления о комнатных растениях (повторение).
- Обрезка сухих и поврежденных листьев.
- Виды удобрений.
- Подкормка растений удобрениями.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- правила полива и опрыскивания растений;
- рыхление почвы;
- правила удаления пыли с гладких листьев;
- правила удаления сухих и поврежденных листьев;
- виды удобрений;
- правила подкормки растений;
- правила техники безопасности при работе с удобрениями;
- правила личной гигиены для ухода за комнатными растениями.
Учащиеся получают навыки:
- определять декоративно- лиственные и декоративно- цветущие растения;
- технологически правильно поливать и опрыскивать комнатные растения;
- технологически правильно рыхлить почву;
- технологически правильно удалять пыль с листьев;
- мыть поддоны;
- выбирать удобрения для цветущих и не цветущих растений;
- строго соблюдать правила техники безопасности при работе с удобрениями.
Практические работы:
- полив растений;
- опрыскивание растений;
- рыхление почвы;
- мытье поддонов;
- удаление пыли с крупных плотных гладких листьев;
- обрезка сухих и поврежденных листьев;
- подкормка растений.
Учебно-тематический план
9 класс (136 часа)
Название темы | Теоретические занятия | Практическая деятельность | ||
Профессии профильного труда: дворник, уборщик производственного помещения. | 1 | |||
Сезонные работы на пришкольной территории. | 16 | 36 | ||
Профориентация и трудоустройство. | 1 | |||
Работа в столовой | 6 | 14 | ||
Уборка служебных помещений. | 6 | 14 | ||
Уход за одеждой и обувью | 6 | 14 | ||
Уход за комнатными растениями | 6 | 14 | ||
Повторение. Итоговый контроль | 2 | |||
Всего | 44 | 92 | ||
ИТОГО | 136 |
Содержание изучаемого курса.
Вводное занятие.
Профессии обслуживающего труда. Дворник, уборщик производственных помещений. Значение культуры общения в отношениях людей. Соблюдение правил поведения при исполнении должностных обязанностей.
Сезонные работы на пришкольной территории.
Предметное содержание.
- Виды декоративных кустарников, их значение, сезонный уход.
- Функциональные обязанности дворника.
- Вызов пожарной команды, милиции и аварийных служб.
- Режимы работы на территории: летний и зимний.
- Хозяйственный инвентарь, используемый в разное время года.
- Назначение, хранение садового и хозяйственного инвентаря и техника безопасности при работе с ним.
- Спецодежда в зависимости от вида работ.
- Летние работы: уборка дорожек, газонов и территорий, прилегающих к школе, уход за деревьями и кустарниками.
- Зимние работы уход за тротуарами, дорожками, крыльцом.
- Правила безопасной работы с инвентарем.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- функциональные обязанности дворника;
- виды дорожных покрытий;
- виды декоративных кустарников (высокорослые, низкорослые), уход за ними;
- названия, назначение, порядок хранения предметов садового и хозяйственного инвентаря и спецодежды в зависимости от сезона;
- правила безопасной работы с инвентарем;
- правила безопасной работы при уборке территории;
- правила перекопки земли под деревьями и кустарниками;
- правила обрезания сухих веток секатором;
- Правила подготовки семян на рассаду и посева их;
- Правила пикировки рассады;
- Правила высаживания рассады в открытый грунт;
- Правила перекопки почвы на клумбах;
- Правила выравнивания почвы граблями;;
- правила безопасной работы при уборке снега;
- правила работы скребком;
- правила дорожной безопасности в отношении себя и пешеходов;
- порядок вызова служб «01», «02», «04»;
- порядок сообщения информации в экстренном случае.
Учащиеся получают навыки:
- ориентироваться в задании по образцу убранного участка территории;
- планировать работу;
- применять хозяйственный инвентарь по назначению и готовить его к хранению;
- использовать спецодежду по назначению и готовить её к хранению;
- технологически правильно держать инструменты во время работы и следить за своей осанкой при:
-подметании дорожек с твердым покрытием;
-сгребании листвы и мусора, его переноске, сборе в валки и кучи;
-перекапывании приствольных кругов и почвы под деревьями;
-обрезании сухих и поломанных веток;
-сгребании снега со ступеней крыльца, дорожек;
- применять правила безопасной работы на практике;
- набирать номер телефона служб экстренного вызова и четко сообщать информацию;
Практические работы:
- летние работы:
-подметание дорожек и площадок с различным видом покрытий;
-сбор, переноска и утилизация листвы и мусора;
-перекопка почвы под деревьями и кустарниками;
-перекопка приствольных кругов под деревьями и кустарниками;
-обрезание сухих и поломанных веток секатором;
-подготовка семян на рассаду и посев;
-пикировка рассады;
-высаживание рассады в открытый грунт
- зимние работы:
-уборка снега с асфальтированных дорожек;
-очистка крыльца от снега;
- ролевые игры: «вызов экстренных служб», «мой участок работы», «зимние опасности».
Уход за комнатными растениями
Предметное содержание
- Повторение: правила ухода за комнатными растениями.
- Виды готовых почвенных смесей и дренажей для комнатных растений.
- Правила безопасной работы с землей и средства защиты при работе.
- Пересадка комнатных растений.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- правила ухода за комнатными растениями;
- правила техники безопасности при работе с удобрениями;
- виды готовых почвенных смесей и дренажей;
- Правила посадки комнатных растений.
Учащиеся получают навыки:
- правильно подобрать место для комнатного растения в соответствии с особенностями его произрастания;
- готовить раствор для подкормки растений в соответствии с инструкцией;
- технологически правильно ухаживать за комнатными растениями: поливать и опрыскивать растения, рыхлить почву, удалять пыль с гладких листьев; мыть поддоны;
- подкармливать растения;
- соблюдать правила безопасной работы и использовать средства защиты при работе с землей;
- готовить цветочные горшки к посадке растений (чистка, дезинфицирование)
- соблюдать технологию пересадки комнатных растений.
Практические работы:
- полив растений;
- опрыскивание растений;
- удаление пыли с гладких листьев;
- мытье поддонов;
- подкормка растений;
- пересадка растений.
Уборка служебных помещений.
Предметное содержание.
- Функциональные обязанности уборщика служебных помещений.
- Виды служебных помещений.
- Элементы помещений и технических конструкций.
- Материалы для изготовления элементов помещений и технических конструкций; покрытия (дерево, пластик, стекло, шпон, краска, обои).
- Гигиенические требования к состоянию служебного помещения.
- Виды половых покрытий.
- Технология мытья пола, покрытого линолеумом и метлахской плиткой, паркетом.
- Инвентарь, приспособления и спецодежда для уборки.
- Моющие и чистящие средства, применяемые для окон и стен.
- Технология мытья окон.
- Технология мытья стен, покрытых краской.
- Правила безопасной работы с инвентарем, приспособлениями, моющими средствами.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- понятие о функциональных обязанностях уборщика служебного помещения;
- виды служебных помещений;
- названия и функциональное назначение элементов помещения (пол, стены, плинтус, дверной проем и т. д.) и технических конструкций (лестничная клетка, вентиляционная решетка, электрическая розетка);
- виды покрытий пола (линолеум, метлахская плитка, паркет);
- технологию ухода за половыми покрытиями (линолеум, метлахская плитка, паркет);
- названия и назначение предметов инвентаря и приспособления для ухода за полами (линолеум, метлахская плитка, паркет);
- название и назначение материалов для изготовления элементов помещения, виды покрытий и их качественные характеристики (дерево, пластик, стекло, шпон, краска, обои);
- правила мытья окон;
- правила мытья стен, покрытых краской;
- правила хранения инвентаря и приспособлений и уход за ними;
- правила безопасной работы с чистящими и моющими средствами;
- названия назначение и порядок хранения спецодежды;
- правила ухода за руками после уборки.
Учащиеся получают навыки:
- ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу;
- находить, называть и показывать элементы служебных помещений и технических конструкций;
- подбирать необходимый для данной работы инвентарь и приспособления;
- подбирать чистящие и моющие средства по инструкции на упаковке;
- осуществлять уход за инвентарем и правильно его хранить;
- определять виды полов и покрытий;
- технологически правильно мыть пол с разным видом покрытия;
- технологически правильно мыть оконные переплеты, радиаторы, подоконники;
- технологически правильно мыть оконные стекла;
- технологически правильно мыть стены, покрытые краской;
- технологически правильно пользоваться инвентарем и приспособлениями;
- соблюдать правила безопасности с чистящими и моющими средствами;
- применять правила безопасной работы на практике;
- ухода за руками после уборки.
Практические работы:
- выбор моющих и чистящих средств по инструкции на упаковке;
- мытье оконных переплетов, подоконников, радиаторов;
- мытье оконного стекла;
- мытье стен, покрытых краской;
- уход за инвентарем и приспособлениями.
- мытье полов (линолеум, метлахская плитка, паркет).
- уход за руками до и после уборки.
Работа в столовой.
Предметное содержание.
- Санитарно-гигиенические требования к кухонной и столовой посуде.
- Правила пользования столовой посудой и столовыми приборами.
- Чистящие и моющие средства для мытья посуды.
- Спецодежда, ее назначение, уход за ней.
- Понятие о санитарии и личной гигиене.
- Уборка обеденного зала.
- Сервировка столов в школьной столовой.
- Оборудование и приспособления для мытья посуды.
- Посуда для сервировки столов к обеду;
- Уход за посудой и кухонной утварью.
- Уход и хранение инвентаря и приспособлений для мытья посуды.
- Моющие и чистящие средства для мытья посуды.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- Санитарно- гигиенические требования к кухонной и столовой посуде;
- название, назначение предметов кухонного оборудования;
- правила санитарии при подготовке зала к приему пищи;
- последовательность операций при сервировке и уборке стола;
- виды кухонной посуды и инвентаря;
- названия и назначение посуды для сервировки стола;
- способы чистки столовых приборов;
- соблюдение правил техники безопасности при работе с горячей водой, моющими, чистящими и дезинфицирующими средствами
- соблюдение санитарно-гигиенических норм при мытье посуды.
- технологический цикл мытья посуды;
- названия назначение и порядок хранения спецодежды;
- способы защиты и ухода за кожей рук;
Учащиеся получают навыки:
- соблюдать санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни;
- соблюдать правила безопасной работы с моющими средствами;
- соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности;
- использовать спецодежду по назначению и готовить её к хранению;
- убирать помещение пищеблока;
- готовить столы к приему пищи согласно санитарно - гигиеническим требованиям;
- сервировать и убирать обеденные столы;
- ухаживать за металлической, фарфоровой, стеклянной посудой с применением соответствующих чистящих и моющих средств;
- называть и различать посуду для сервировки стола;
- называть и различать кухонную посуду и инвентарь;
- использовать приспособления и материалы для мытья посуды по назначению;
Практические работы:
- экскурсия в школьную столовую;
- выбор моющих и чистящих средств;
- обработка инвентаря и приспособлений моющими растворами;
- протирка и дезинфекция столов;
- сервировка стола к обеду;
- уборка обеденного зала;
- организация рабочего места для мытья посуды;
- чистка столовых приборов;
- выбор спецодежды для мытья посуды;
Уход за одеждой и обувью
Предметное содержание.
- Виды материалов для изготовления рабочей обуви.
- Виды труда по уходу за рабочей обувью (мытье, сушка).
- Виды и назначение рабочей одежды.
- Средства и инвентарь для ручной стирки.
- Виды мелкого ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, зашивание распоровшегося шва)
- Электроутюг: устройство, назначение.
- Наложение накладка декоративной заплатки (на клеевой основе) на разорванное место одежды.
- Втягивание эластичной тесьмы (резинки) в пояс предметов одежды.
Предполагаемые результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- виды рабочей одежды;
- виды материалов для изготовления рабочей обуви;
- правила ухода за обувью (мытье, сушка);
- средства и приспособления для ухода за обувью;
- правила и последовательность ручной стирки носков;
- технику безопасности при работе с иглой и ножницами;
- последовательность выполнения ремонта одежды;
- правила безопасной работы с электроутюгом;
- правила наложения декоративной заплатки (на клеевой основе) на разорванное место одежды;
- правила и последовательность втягивание эластичной тесьмы (резинки) в пояс предметов одежды.
Учащийся получает навыки:
- технологически правильно очищать обувь от пыли и грязи;
- мыть резиновую обувь;
- выбирать инвентарь и средства для ручной стирки носков;
- пользоваться электроутюгом;
- соблюдать правила безопасной работы с электроутюгом;
- выполнять ручные швы;
- пришивать пуговицы;
- технологически правильно выполнять наложение декоративной заплатки (на клеевой основе) на разорванное место одежды;
- технологически правильно выполнять втягивание эластичной тесьмы (резинки) в пояс предметов одежды.
Практические работы:
- мытье резиновой обуви;
- определение материала, из которого изготовлена обувь;
- стирка носков;
- зашивание распоровшегося шва;
- пришивание пуговицы;
- определение вида ремонта одежды;
- накладка декоративной заплатки (на клеевой основе) на разорванное место одежды;
- втягивание эластичной тесьмы (резинки) в пояс предметов одежды.
Профориентация и трудоустройство.
Предметное содержание.
- Краткая характеристика профессий обслуживающего труда: «мойщик посуды», «дворник», «уборщик производственных помещений».
- Имидж молодого человека.
- Ознакомление с трудовым кодексом Российской Федерации.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- краткую характеристику профессий «дворник», «мойщик посуды», «уборщик производственных помещений»;
- наличие трудового договора как официального документа;
- молодежный и деловой стиль одежды;
- права и обязанности работника в соответствии с ТК РФ;
Учащиеся получают навыки:
- вести диалог с представителями колледжей;
- подбирать одежду и прическу в зависимости от ситуации;
- Практические работы:
- Ролевая игра: «я собираюсь на работу: подбор одежды».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для усвоения содержания изучаемого курса занятия проводятся в форме урока, лабораторной, практической работы, экскурсии.
Используются учебно-методический комплект по обслуживающему труду под редакцией Галле А.Г., Кочетовой Л.Л., наглядные пособия, технологические карты.
Для подведения итогов в конце каждой четверти проводятся зачетные занятия: выполнение отдельной операции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы, в 2 сб., под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Владос,2001.- 240с.
- Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью 6-9 классы. - М.:Аркти,2009.-71с
- Девятков А.С., Девяткова Т.А., Матвеева Н.Б., Мыльников И.И., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Программно - методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. - М.2003.- 160 с.
- Гладкая В.В., Социально- бытовая подготовка воспитанников специальных (корррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.-
- Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Новые учебные программы, под редакцией А.М. Щербаковой, М.: Энас, 2001.
- Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Тетради по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида) 6-9 классы. - М.:Аркти,2009.
- Зырянова В.А., Хаминова И.А.Подготовка младшего обслуживающего персонала 8 класс учебник для специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология», Самара 2011.-144с.
- Зырянова В.А., Хаминова И.А.Подготовка младшего обслуживающего персонала 9 класс учебник для специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология», Самара 2012.-112с.
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития, под редакцией И.М. Бгажноковой. М.: Владос, 2007
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва, Владос, 2007
- Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей.-М.:Просвещение, 1990.-128с.
- Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития уч-ся вспомогательной школы. -М.:Педагогика, 1985.-128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование новых коррекционных технологий с учащимися с тяжелыми и множественными нарушениями развития
В современной коррекционной педагогике на данном этапе недостаточно разработана проблема организации и содержания коррекционно-педагогической работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушени...
Статья выступление на педсовете" Система оценки достижений обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной про
Статья выступление на педсовете "Система оценки достижений обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов о...
Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...
Знакомство с авторской программой по предмету «ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД» для учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития" 5- 9 классы
Выступление на методобъединении учителей средних и старших классов ГКАОУ школы "Центр развития и коррекции" №2124...
Программа «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития 7 класс.
Программа «Музыка и движение» составлена на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной...
Адаптированная основная рабочая программа по предмету «Предметно – практические действия» для обучающегося 5 класса с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II)
Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальны...
Рабочая программа по чтению и альтернативному чтению для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой у.о(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. 11 класс.
Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокойумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми имножественными нарушениями развитияпо предмету: «Чтение и альтер...