Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития
рабочая программа на тему

Бодрова Ирина Владимировна

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся первого класса с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_predmetno-_prakticheskie_zanyatiya.docx39.93 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная рабочая программа

по коррекционному курсу

 «Предметно - практические действия» для обучающихся  с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития

по СИПР (вариант II)

для  ученицы 1 класса

Новиковой Александры

на 2017 – 2018 учебный год

Составитель:

Педагог-психолог Бодрова И.В.


Содержание программы:

1. Пояснительная записка…………………………………………………….………....3

2. Учебно-тематический план. ……………………….…………………………..….....6

3. Программно – методический материал …………………………….……………….8

4. Литература, использованная для разработки программы……………………..….15


Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся первого класса с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития .

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:                            - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»            от 29 декабря 2012         года         №         273.                                                                                                                                                                             Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014.                                          

       - Адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью.          

         - Программы «Обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.

Коррекционный курс «Предметно-практические действия» является обязательной составляющей коррекционно-развивающей области и реализуется в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных занятий

Содержание программы составлено с учетом рекомендаций ПМПК, результатов обследования обучающихся.

Цели программы:

Формирование целенаправленных произвольных действий с различными

предметами и материалами;

Задачи программы:

Формирование интереса к предметному рукотворному миру;

Освоение простых действий с предметами и материалами;

Умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при

выполнении предметных действий;

Овладение навыками предметно – практической деятельности как необходимой

основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и

трудовой деятельности;

Большую работу в этом плане учителю необходимо проводить с родителями учащихся.

Воспитание навыков личной гигиены и самообслуживания необходимо наладить в

семье. Все виды работ по обслуживающему труду должны осуществляться в

соответствии с правилами санитарии и техники безопасности. При проведении уроков

необходимо следить за состоянием одежды воспитанников.

Рабочая программа структурирована в виде  тематических блоков:

«Действия с материалами»;

«Действия с предметами»;

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать:

названия предметов ближайшего окружения;

правила личной гигиены;

простые правила безопасности в быту.

Учащиеся должны уметь:

Действия с материалами:

Рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный

материал;

Фиксировать взгляд на объекте;

Воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;

Сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры;

Скатывать из бумаги шарики;

Раскладывать кусочки ткани на столе;

Рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы;

Выполнять последовательно организационные движения;

Складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой

(пальцами);

Смочить и отжать ткань (губку), вытирать тканью (губкой) различные поверхности,

складывать, скатывать ткань, завязывать ткань в узелок;

Узнавать материалы на ощупь, по звуку;

Раскладывать по блюдцам разный природный материал;

Разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке. Между

ладошек. Разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин,

отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми

движениями;

Действия с предметами:

Захватывать, удерживать, опускать предмет (шарики, кубики, мелкие игрушки,

шишки);

Встряхивать предметы, издающие звуки (бутылочка с бусинками или крупой);

Толкать предмет от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь);

Вращать предмет (завинчивающиеся крышки на бутылках, банках, детали

конструктора с болтами и гайками);

Нажимать на предмет (юла, рычаг, кнопка);

Строить из 3 кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол,

стул, домик);

Играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на

стул и т.д.);

Играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д.;

Складывать (доставать) карандаши в (из) коробки;

Строить из кубиков башню;

Наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;

Играть с конструктивными материалами;

Культурно вести себя за столом;

Поддерживать в порядке личные учебные вещи;

Соблюдать правила учебной дисциплины;

Основные технологии:

Игровые;

Работа с изобразительными наглядными пособиями;

Работа с натуральными наглядными объектами;

Наблюдения;

Технологические карты;

Информационные технологии.

Основные виды деятельности учащихся:

Индивидуальная работа;

Групповая работа;

Фронтальная работа.

При изучении тем курса «Предметно – практические действия» в 1 классе

используются:

Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);

Звучащие предметы для встряхивания;

Предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра);

Вставления (стаканчики одинаковой величины).

Сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа;

набор коробок, прозрачные ёмкости;

Природный материал: ракушки, камушки, шишки и др;

Критерии и нормы оценки знаний учащихся

При обучении детей с ограниченными  возможностями  здоровья (интеллектуальными нарушениями) по адаптированной общеобразовательной программе рекомендуется безотметочная система обучения.

На изучение предметно-практической деятельности первый год обучения отводится 1час в неделю, 33 часа в год.

Устанавливается следующая продолжительность занятий: 15-20 минут.

Занятия проводятся после учебных занятий (уроков) в соответствии с режимом дня и с учетом школьной нагрузки обучающихся.

Материально – техническое оснащение учебного предмета:

«Предметно – практические действия» включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины); звучащие предметы для встряхивания; предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра); вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.

Содержание коррекционного курса «Предметно-практические действия»

На занятиях обучающиеся практически знакомятся с различными материалами и предметами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы и действия с ними. Занятия способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). «Предметно-практические действия» предполагает обучение детей с интеллектуальной недостаточностью умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности. Важно показать детям, что большинство действий (в быту, связанных с трудом, с удовлетворением жизненных потребностей), человек производит, используя предметы- орудия, вспомогательные средства (стул, ложка, чашка, ножницы и т. д.).

Календарно-тематическое планирование

курса «Предметно-практическая деятельность»

(1 час в неделю, всего 33часа)

1 четверть

Наименование разделов и тем

Оборудование

Количество часов

1

Сминание материала (салфетки, туалетная бумага и т. д.) двумя руками.

Салфетки, туалетная бумага, альбомный лист, картон.

1

2

Захватывание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.)

шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки

1

3

Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны.

бумага, вата, природный материал

1

4

Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя.

бумага, вата, природный материал

1

5

Встряхивание сыпучих материалов и жидких, сравнение.

Погремушки, коробочки с наполнением. Сосуды с жидкостью

1

6

Размазывание материала руками

Пластилин, тесто.

1

2 четверть

Наименование разделов и тем

Оборудование

Количество часов

1

Размазывание материала руками по кругу.

тесто, пластилин, глина, пластичная масса

2

2

Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) одной, двумя руками.

тесто, пластилин, глина, пластичная масса

1

3

Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках).

Игрушки

1

4

Притягивание предмета к себе ящик.

Ящик

1

5

Притягивание предмета к себе дверь

Дверь

1

6

Пересыпание материала из одной емкости в другую (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками.

крупа, песок, земля, мелкие предметы.

1

3 четверть

Наименование разделов и тем

Оборудование

Количество часов

1

Пересыпание материала из одной емкости в другую (крупа, песок, земля, мелкие предметы) при помощи инструментов.

крупа, песок, земля, мелкие предметы.

1

2

Вращение предмета

завинчивающиеся крышки на

1

3

Подбор крышечек к баночкам и бутылочкам разного размера.

завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками.

1

4

Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка) всей кистью.

юла, рычаг, кнопка.

1

5

Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур) пальцами.

бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур

1

6

Сжимание предмета(звучащие предметы из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками

звучащие предметы из разных материалов, прищепки, губки и др.

1

7

Сжимание предмета(звучащие предметы из разных материалов, прищепки, губки и др.) одной рукой.

звучащие предметы из разных материалов, прищепки, губки и др

1

8

Сжимание предмета(звучащие предметы из разных материалов, прищепки, губки и др.) пальцами.

звучащие предметы из разных материалов, прищепки, губки и др

1

9

Вынимание крупных предметов из емкости.

Различные крупные предметы, природный материал

1

10

Использование предмета как орудия действия: доставание предмета, находящегося в труднодоступном месте.

Палка , швабра и др.

1

11

Сталкивание палкой предмета со стола.

Палка , швабра и др.

1

12

Использование стула или скамейки для доставания предмета,

Стул, диванчик и др.

1

4 четверть

Наименование разделов и тем

Оборудование

Количество часов

1

Вынимание мелких предметов из емкости.

Мелкие предметы, природный материал, коробка, банка, чашка

1

2

Складывание мелких предметов в емкость.

Мелкие предметы, природный материал, коробка, банка, чашка

1

3

Перекладывание мелких предметов из одной емкости в другую.

Мелкие предметы, природный материал, коробка, банка, чашка

1

4

Вставление предметов в отверстия одинаковых по форме.

Доски с отверстиями, дидактические игры.

1

5

Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень.

шары, кольца, крупные и мелкие бусины.

2

6

Плетение косичек из толстых нуров.

Шнурки разноцветные.

1

7

Завязывание узелков на концах. Завязывание бантом.

Ленты, тесемки, шнурки.

1

Итого: 33ч.

Программно – методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».

Каждый раздел содержит:

- ознакомительные упражнения;

- познавательные сведения;

- перечень умений, над формированием которых предстоит работать;

-виды предметно-практических действий;

- операции и приемы предметно-практических действий.

I. Действия с материалами.

Формирование умения сминать материал.

Ожидаемый результат:

сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.):

 двумя руками , одной рукой

 пальцами

Методические рекомендации:

Ребенок учится сминать материал двумя руками. Первоначально учащемуся предлагают сминать мягкие образцы бумажной продукции (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца). Затем более плотные виды бумаги (газета, цветная, папиросная бумага, калька).Учитель направляет действия ребенка инструкциями или выполняет действия совместно с ним, удерживая его руки в своих руках. После этого ребенок учится сминать бумагу одной рукой, пальцами.

Формирование умения разрывать материал.

Ожидаемый результат:

разрывание материала (бумагу, вату, природный материал):

 двумя руками, направляя руки в разные стороны

 двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя

 пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя

Методические рекомендации:

Учащийся берет в руки материал (бумагу, вату, природный материал) и разрывает его. Сначала ребенок учится захватывать материал обеими руками, зажимая его в кулаках, и разрывать. Потом ребенок учится разрывать материал, направляя одну руку к себе, другую руку от себя. Если у ребенка возникают трудности при разрывании материала (бумага), то необходимо предварительно сделать надрыв (надрез) этого материал. Затем ребенок учится захватывать край материала пальцами обеих рук и выполнять разнонаправленные движения.

Формирование умения размазывать материал.

Ожидаемый результат:

размазывание материала:

 сверху вниз

 слева направо

 по кругу

Методические рекомендации:

Учащийся погружает руки в вязкий материал (краска, пена для бритья, клейстер, жидкое тесто, мягкий пластилин) и размазывает его. Действия по размазыванию материалов рекомендуем начинать с выполнения упражнений на горизонтальной поверхности, затем на вертикальной поверхности. Сначала ребенок размазывает материал произвольно, затем учитель задает направление движения рук (сверху вниз, слева направо, по кругу; круговые движения выполняются двумя руками в одном направлении и в разных направлениях).

Формирование умения разминать материал.

Ожидаемый результат: разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса):

 двумя руками

 одной рукой

Методические рекомендации:

Ребенок учится мять большой кусок мягкого теста, который лежит на столе. Затем он мнет кусок теста, удерживая его двумя руками. После этого для разминания предлагают другие материалы (пластилин, глина, пластичная масса).

Учитель направляет действия ребенка инструкциями или выполняет действия совместно с ним, удерживая его руки в своих руках.

Формирование умения пересыпать материал.

Ожидаемый результат:

пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы):

 двумя руками

 с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.)

Методические рекомендации:

Занятия начинаются с игры с крупой, где ребенок учится захватывать сыпучий материал, ссыпать или пересыпать с руки на руку. Ребенок учится пересыпать материал из одной емкости в другую, удерживая его одной/ двумя руками. Затем его учат использовать для пересыпания материала инструмент, которым он зачерпывает материал (лопатка, стаканчик и др.). Пересыпая материал из одной емкости в другую, ребенок захватывает емкость с материалом одной/двумя руками (в зависимости от объема емкости), наклоняет ее над другой емкостью и ссыпает материал.

Учитывая индивидуальные и физические особенности ребенка, его учат выполнять роющие движения в сыпучем материале (крупа, песок, земля) одной или двумя руками. Ребенок учится откапывать (находить) предмет, затем закапывать (прятать) предмет.

Формирование умения переливать материал.

Ожидаемый результат:

переливание материала (вода):

 двумя руками

 с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)

Методические рекомендации:

Ребенок учится переливать материал из одной емкости в другую, удерживая его одной/ двумя руками. Затем он учится использовать инструмент (стаканчик, ложка и др.) для переливания жидкости, первоначально освоив действие зачерпывание. Переливая материал из одной емкости в другую, ребенок захватывает емкость с материалом одной/двумя руками (в зависимости от объема емкости), наклоняет ее над другой емкостью и выливает материал.

Формирование умения наматывать материал.

Ожидаемый результат:

наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.)

Методические рекомендации:

Для обучения используют следующие материалы: бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др. Сначала ребенку дают большую катушку с остатком шнурка, который он должен домотать. Одной рукой ребенок держит катушку, другой рукой шнурок, который наматывает на катушку. Затем ребенок учится наматывать шерстяную нить на большую катушку с закрепленным на катушке началом нити. Постепенно уменьшается размер катушки и толщина нити. Катушки заменяются клубками.

II. Действия с предметами.

Формирование умения захватывать, удерживать, отпускать предмет.

Ожидаемый результат:

захват, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.)

Методические рекомендации:

Ребенку предлагают предметы, удобные для захвата. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, используя прием «рука в руке» (кисть руки учителя накладывается на кисть ребенка, и учитель помогает ему выполнить действие). После того как ребенок научился выполнять действия всей кистью, он учится выполнять эти действия двумя и тремя пальцами (пинцетный захват). Действия отрабатываются на мелких предметах.

Формирование умения встряхивать предмет, издающий звук.

Ожидаемый результат:

встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.)

Методические рекомендации:

Ребенку предлагаются баночки, бутылочки с бусинками или крупой, музыкальные игрушки, издающие звук при встряхивании и др. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Внимание ребенка обращается на то, что результатом действия должен быть звук.

Формирование умения толкать предмет от себя.

Ожидаемый результат:

толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.)

Методические рекомендации:

Сначала ребенок учится толкать (катать) игрушку на колесиках перед собой по столу «вперед-назад», держа ее в руке. Затем он толкает (катает) игрушку по

всей поверхности стола, меняя направления движения. После этого он учится толкать (катать) игрушку по полу, сидя на одном месте, затем передвигаясь по комнате, также удерживая ее в руке. Затем ребенок учится толкать предмет от себя.

Он учится прикладывать усилия при открывании и закрывании входных дверей, створок шкафа, задвигать ящики и т. п.

Формирование умения тянуть предмет по направлению к себе.

Ожидаемый результат:

притягивание предмета по направлению к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.)

Методические рекомендации:

Сначала ребенок учится тянуть детскую игрушку на колесах за веревочку. Затем он учится тянуть предмет, который расположен за ним или перед ним. Он учится прикладывать усилия при открывании и закрывании входных дверей, створок шкафа, выдвигании ящиков и т. п.

Формирование умения вращать предмет.

Ожидаемый результат:

вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.)

Методические рекомендации:

Сначала ребенку дают пластиковую банку/бутылку с надетой на нее крышкой. Одной рукой ребенок держит бутылку/банку, другой рукой выполняет поворотные движения в одном направлении (откручивает/закручивает крышку). После того как ребенок научится откручивать крышку банки/бутылки, он учится надевать крышку на банку/бутылку, соотнося резьбу на бутылке/банке с резьбой на крышке, и закручивать ее.

Формирование умения нажимать на предмет.

Ожидаемый результат:

нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.):

 всей кистью

 пальцем

Методические рекомендации:

Сначала детей учат выполнять действие всей рукой, нажимая юлу, рычаг, кнопку, музыкальную игрушку и т. д. Затем ребенка учат выполнять данное действие пальцем (выключатель, компьютерная мышь, детское пианино и т.д.).

Формирование умения сжимать предмет.

Ожидаемый результат:

сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.):

 двумя руками

 одной рукой

 пальцами

Методические рекомендации:

Работа начинается с использования свистящих резиновых игрушек. Учитель сжимает резиновую игрушку, показывая, что при сжимании игрушка издает звук. Затем он вкладывает ее в руки ребенка и помогает выполнить сжимание двумя руками одновременно. Если ребенку неприятно давление взрослого на его руки, то рекомендуем использовать мягкие игрушки из поролона, ткани, искусственной шерсти, которые не требуют усилий при сжимании. Затем ребенок учится сжимать предмет одной рукой (всей кистью). При сжимании пальчиками используют различные предметы: прищепки, мелкие игрушки, изготовленные из разных мягких материалов. Например, прищепки ребенок учится сжимать двумя пальчиками (большим и указательным), мелкие мягкие игрушки тремя, всеми пальчиками и др.

Формирование умения вынимать предметы из емкости.

Ожидаемый результат:

вынимание предметов из емкости

Методические рекомендации:

Ребенок учится вынимать предмет из емкости (из коробки, ящика, шкафа и др.).

Рекомендуем начинать работу с небольшого количества предметов (2-3). Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руку в своей руке. Внимание ребенка обращается на завершенность задания: коробка, из которой вынимают предметы, остается пустой. Когда ребенок учится вынимать один предмет из другого (например, стаканчики, вставленные друг в друга), то он одной рукой держит предмет, другой рукой вынимает из него вставленный предмет.

Формирование умения складывать предметы в емкость.

Ожидаемый результат:

складывание предметов в емкость

Методические рекомендации:

Ребенок учится складывать предметы в емкость (в коробку, ящик, шкаф и др.)

Рекомендуем начинать работу с небольшого количества предметов (2-3). Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Постепенно количество предметов увеличивается.

Формирование умения перекладывать предметы из одной емкости в другую.

Ожидаемый результат:

Перекладывание предметов из одной емкости в другую.

Методические рекомендации:

Ребенок учится перекладывать предметы из одной ѐмкости в другую.

Начинать работу следует с небольшого количества предметов (2-3). Емкости должны быть одинаковыми по высоте, и располагаться рядом друг с другом. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих

руках. Внимание ребенка обращается на завершенность задания: емкость, из которой вынимают предметы, остается пустой.

Формирование умения вставлять предметы в отверстия.

Ожидаемый результат:

вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.)

Методические рекомендации:

Ребенок вставляет одинаковые по величине стаканчики друг в друга; вставляет шарики, мозаику в отверстия и др. Действие вставления предметов в отверстие ребенок начинает осваивать после того, как научился складывать и перекладывать предметы. Ребенок кладет предметы в коробку (или любую другую емкость), которая частично закрыта. Отверстие, в которое ребенок опускает предмет, постепенно уменьшается до размеров самого предмета. Ребенок учится вставлять предметы друг в друга (например, одинаковые баночки из-под сметаны вставляют друг в друга дном вниз или дном вверх). На первоначальном этапе обучения предмет, в который ребенок вставляет другой такой же предмет, зафиксирован на плоскости (например, скотчем к поверхности стола; приклеен к коробке и др.). Затем предмет, в который ребенок вставляет другой предмет, он удерживает рукой. Также ребенок учится вставлять одинаковые по форме и величине деревянные вкладыши, крупные пазлы.

Формирование умения нанизывать предметы на стержень, нить.

Ожидаемый результат:

нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.):

 на стержень

 на нить

Методические рекомендации:

Ребенок учится нанизывать предметы (кольца / шарики) на стержень, крупные бусины на нить, мелкие бусины на леску и др. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках.. Сначала ребенку предлагают крупные бусины или другие предметы (маленькие елочки, башни, макаронные изделия и т.п.), при этом конец нити (шнурка, веревочки), который он вставляет в предмет, должен быть жестким (например, на концах веревки деревянные палочки или шнурок для обуви с металлическими ограничителями). Ребенок одной рукой держит жесткий конец нити, другой рукой держит предмет. После того как ребенок просунет жесткий конец нити в отверстие, он перемещает предмет по нити. Затем ребенку предлагают для нанизывания предметы меньшего размера, нить (шнурок, веревочка) дается без наконечника.

Система оценки достижений обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации.

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребѐнка по итогам учебного года. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребѐнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребѐнка, динамика развития его личности. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.

По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребѐнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, с ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется МБОУ «СОШ №9»

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.

Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения обучающихся важно учитывать затруднения в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;

- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;

- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.

При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:

- «выполняет действие самостоятельно»,

- «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

- «выполняет действие по образцу»,

- «выполняет действие с частичной физической помощью»,

- «выполняет действие со значительной физической помощью»,

- «действие не выполняет»;

- «узнает объект»,

- «не всегда узнает объект»,

- «не узнает объект».

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий, внесенных в СИПР.

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие.

- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).

0

2. Активное участие.

действие выполняется ребѐнком:

- со значительной помощью взрослого

1

- с частичной помощью взрослого

2

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

3

- по подражанию или по образцу

4

- полностью самостоятельно

5

Список литературы.

1. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Под редакцией А.Р. Маллер . М.,1984.

2. Воспитание н обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей. Под редакцией В. Е. Воронковой. М., 1994.

3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Под редакцией И.М. Бгажноковой Санкт-Петербург,2008.

4.Конышева Н.М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: Пособие для учителей и студентов педвузов. – М.: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ коррекционно-развивающая программа «Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью  и интеллектуальными нарушениями) и предназначена...

коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями

Основной целью программы является формирование эффективной системы поддержки детей - инвалидов, включающих в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды ...

Анализ реализации рабочей программы по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» за I полугодие 2018 – 2019 учебный год

Формирование  целенаправленных и произвольных движений с предметами и материалами........

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» 1 дополнительный класс

Данная рабочая программа разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);- Примерной а...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2)

Данная рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно-практические действия" разработана на осснове Федерального государтвенного образовательного стандарта образования обучающихс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса "Сенсорное развитие" ля обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)

Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вари...