Адаптированная основная рабочая программа по предмету «Предметно – практические действия» для обучающегося 5 класса с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II)
рабочая программа по психологии (5, 6, 7 класс)
Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2).
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности.
Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_predmetnye_deystviya_dlya_publikatsii.docx | 45.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №14 города Липецка
Рассмотрена на заседании МС Утверждено
Протокол № ___ от _________ Приказ № ____ от _____
Директор школы_____В.И.Казьмина
Адаптированная основная рабочая программа
по предмету
«Предметно – практические действия»
для обучающегося 5 класса с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II)
МИНАКОВА ИЛЬИ
(в рамках реализации СИПР)
Составитель: педагог-психолог
Алипова Наталья Викторовна
20___- 20__ учебный год
Содержание
1.Пояснительная записка
2. Общая характеристика коррекционного курса «Предметно - практические действия»
3. Описание места «Предметно - практические действия» в учебном плане
4. Планируемые результаты
5. Содержание коррекционного курса ««Предметно - практические действия»
6. Тематическое планирование коррекционного курса ««Предметно - практические действия»
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2).
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция 2016г);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15
- САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по Адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», постановление от 10 июля 2015 года № 26;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Указом президента РФ от 4 февраля 2010 г., №271;
- АООП (СИПР) образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития МБОУ СШ №14 г. Липецка;
- Базисный учебный план СИПР (вариант 2) МБОУ СШ №14 г. Липецка учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМПР;
- Устав МБОУ СШ №14 г. Липецка.
Рабочая программа «Предметно-практические действия» в пятом классе (вариант 2) составлена с опорой на следующие научные теории и подходы:
- Концептуальные положения теории Л.С. Выготского;
- Современные представления о сложном нарушении развития (Т.А. Власова, Мастюкова Е.М., В.Н. Чулков, Т.А. Басилова, Л.А. Головчиц);
- Положения, раскрывающие сущность обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями развития (И.А. Соколянский, А.И. Мещеряков, А.В. Апраушев, Е.Л. Гончарова, Л.А. Головчиц, Л.И. Тигранова, Я. Ванн Дайк имн.др.);
- Современные представления о детях с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (Н.П. Вайзман, Г.Е. Сухарева, Г.В. Цикото, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, С.Д. Забрамная и др.);
- Положения, раскрывающие сущность воспитания и обучения детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (Л.С. Выготский, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева, А.Р. Маллер, Г.В. Цикото и др.);
- Общие принципы обучения детей с умственной отсталостью (Э. Сеген, Е.К. Грачева, В.П. Кащенко, Л.С. Выготский, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко и др.);
- Специфические принципы обучения детей с умственной отсталостью (Т.А. Власова, И.Г. Еременко, М.С. Певзнер, Т.В. Розанова, В.Н. Синев и др.);
- Компетентностный подход в обучении (И.А. Зимняя, Дж. Равен, А.В. Хуторский и мн.др.);
При разработке программы «Предметно-практическим действия» были использованы следующие программно-методичнские материалы:
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой;
- Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, НИИ дефектологии АПН СССР.
Адресат: Настоящая программа предназначена для индивидуальной работы с учащимся (4 года обучения по адаптированной программе, СИПР) 5 класса Минаковым Ильей. Данная коррекционная программа является частью специальной индивидуальной программы, разработанной специалистами МБОУ СШ №14 г. Липецка.
В заключении медицинской комиссии и ПМПК зафиксировано:
ДЦП, спастический тетрапарез, снижение когнитивных функций, нарушение речи, ОНР, дизартрия, дислексия, содружественное косоглазие, с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР.
Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т.д.) в процессе обучения корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Цели:
- формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами;
- осуществлять коррекцию недостатков восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления ребенка, а также его речи в связи с практической деятельностью.
Задачи:
- знакомство с различными материалами и предметами;
- формирование приемов элементарной предметной деятельности;
- выработать у ребенка первичные трудовые навыки;
-развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук (учитывая сопутствующие диагнозы ребенка);
-развивать пространственное ориентирование, способствует пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
-способствовать развитию речи;
-развивать творческие способности.
Направления рабочей программы:
— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— развитие планирования и контроля деятельности;
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса.
2 Общая характеристика курса
Коррекционный курс «Предметно — практические действия»— это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), самостоятельной.
На занятиях по программе «Предметно — практические действия» ребенок практически знакомится с материалами, их свойствами и назначением, учится их узнавать, различать и называть, усваивает доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры.
«Предметно-практические действия» предполагает обучение детей с интеллектуальной недостаточностью умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности. Важно показать детям, что большинство действий в быту связанных с трудом, с удовлетворением жизненных потребностей, человек производит, используя предметы-орудия, вспомогательные средства (стул, ложка, чашка, ножницы и т. д.).
Основное направление курса предметные действия - формирование элементарных специфических манипуляции, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Цель учебного курса — используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.
3. Описание места коррекционного курса «Предметно - практические действия» в учебном плане
Программа по предмету предметно - практические действия реализуется в рамках индивидуального обучения на дому и рассчитана на 33 занятия в год (1 раз в неделю в течение учебного года). Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание, как традиционных приемов методов работы, так и инновационных технологий. Настроение, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий. Психокоррекционный процесс рассчитан на весь учебный год.
Данный курс осуществляется с обучающимся, имеющим ТМНР и рассчитан на 33 часа, по 1 часу в неделю. На каждое занятие отводится по 20-25 минут учебного времени. В начале учебного года проводится первичная диагностика с целью выявления уровня сформированности сенсомоторных умений и навыков. Промежуточная аттестация проходит в конце года в форме динамического контроля.
Методы и формы контроля образовательных достижений – тестирование.
Форма оценивания знаний обучающихся – безоценочная (используется словесная оценка). Формы контроля – тестовые задания, диагностика
Основные методы и приемы: словесные, наглядные, практические, исследовательские, игровые.
Основными видами деятельности обучающихся на занятиях являются:
- дидактические игры;
- двигательные игры;
- просмотр презентаций;
- рисование;
- конструирование.
4. Планируемые результаты курса
Ценностные ориентиры – одна из задач образования, в том числе учащегося с ОВЗ.
Ценностные ориентиры содержания образования включают в себя:
- развитие готовности к самостоятельным действиям, ответственности за результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; способности уважать результаты труда других людей;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера.
Возможные результаты:
Личностные результаты.
Формирование интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
Овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;
Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
Предметные результаты.
Освоение простых действий с предметами и материалами.
Умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.
Умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
Уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;
Уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;
Уметь открывать и закрывать емкости для хранения;
Уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;
Рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы
Выполнять последовательно организованные движения;
Играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
Уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу;
Складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
Разминать пластилин, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям.
Узнавать материалы на ощупь, по звуку;
Наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;
Играть с конструктором.
5. Содержание курса
Овладение предметными действиями как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
Курс «Предметно - практические действия» состоит из следующих разделов:
1. «Действия с материалами» (10 часов).
2. «Действия с предметами» (23 часа).
Неравномерность разделов обусловлена результатами диагностики по итогам обучения Минакова Илья по программе «Предметно - практические действия» в прошлом учебном году. Задания, ориентированные на действия с материалами, по итогам года вызывают у Ильи меньше затруднений. Наблюдалась положительная динамика. Поэтому в 2020-2021 учебном году программа курса «Предметно - практические действия» включает больше занятий, ориентированных на действия с предметами.
Действия с материалами: сминать материал, разрывать материал, размазывать материал, разминать материал, пересыпать материал, переливать материал, наматывать материал.
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны. Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками. Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками. Переливание воды с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.).
Действия с предметами: захватывать, удерживать, отпускать предмет. Встряхивать предмет. Толкать предмет. Вращать предмет. Нажимать на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимать предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимать предметы. Складывать предметы. Перекладывать предметы. Вставлять предметы. Нанизывать предметы. Умение ловить катящийся по поверхности мяч (разной величины). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.). Нажимание на кнопку, коммуникатор всей кистью (пальцем). Застегивание/расстегивание липучек.
Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой).
Вынимание предметов из емкости (корзины, коробки).
Складывание предметов в емкость (корзины, коробки).
Перекладывание предметов из одной емкости в другую.
Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, вкладыши и др.).
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. Программа составляется исходя из особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразны. Нарушения моторики, и в частности зрительно-двигательной координации требуют проведение игр и упражнений. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие осуществляется по разработанной системе и предметно-манипуляционной деятельности, и дидактических играх.
Учебную работу на уроках предметно-практической деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
6. Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование занятий на 20__ – 20___ учебный год по ПРОГРАММЕ «ПРЕДМЕТНО- ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ» для учащегося 5 класса (СИПР), МИНАКОВА ИЛЬИ
п/п занятия | Тема урока | Кол-во занятий | Информационно методическое обеспечение и оборудование |
1 | Сминание материала (салфетки, газета, цветная бумага, др.) двумя руками (одной рукой). | 1 | Набор цветной бумаги. Бумага различной текстуры Салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др. |
2 | Работа с бумагой. Свойства. Приёмы работы. | 1 | Набор цветной бумаги. Бумага различной текстуры Салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др. |
3 | Сгибание и разгибание квадратного листа бумаги, фольги с угла на угол по диагонали, разглаживание ладонью и пальцами | 1 | Набор цветной бумаги. Бумага различной текстуры |
4 | Работа с бумагой. Изученные цифры. | 1 | Набор цветной бумаги. Бумага различной текстуры |
5 | Работа с бумагой. Аппликация «Дом с крышей» | 1 | Набор цветной бумаги. Бумага различной текстуры. Клей, ножницы |
6 | Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Лист» | 1 | Набор цветной бумаги. Бумага различной текстуры. Клей, ножницы |
7 | Работа с палочками. Складывание фигур и узоров по образцу | 1 | Счетные палочки, образцы узоров |
8 | Складывание фигур из счетных палочек | 1 | Счетные палочки, образцы узоров |
9 | Элементарное конструирование Складывание букв из счетных палочек | 1 | Счетные палочки, образцы узоров |
10 | Элементарное конструирование Складывание букв из счетных палочек | 1 | Счетные палочки, образцы узоров |
11 | Складывание букв из счетных палочек. | 1 | Счетные палочки, образцы узоров |
12 | Выкладывание узоров из счетных палочек по показу и по образцу. | 1 | Счетные палочки, образцы узоров |
13 | Складывание фигур из счетных палочек по показу (снежинка) | 1 | Счетные палочки, образцы узоров |
14 | Разминание материала (пластилин, глина, пластичная масса). | 1 | Пластилин, глина, пластичная масса |
15 | Выполнение из пластилина различных объемных фигур (шар, колбаска, лепешка, т.п.) | 1 | Пластилин, глина, пластичная масса |
16 | Лепка изученных букв. | 1 | Пластилин, глина, пластичная масса |
17 | Лепка из пластилина. Лепка цифр | 1 | Пластилин, глина, пластичная масса |
18 | Дидактическая игра «Что лишнее» | 1 | Работа набором объемных геометрических фигур (чемоданчик с готовыми схемами). Набор колец |
19 | Складывание разрезных картинок | 1 | Разрезные картинки (бумажный вариант) |
20 | Складывание разрезных картинок. | 1 | Разрезные картинки (бумажный вариант) |
21 | Складывание разрезных картинок. | 1 | Разрезные картинки (бумажный вариант) |
22 | Сравнение предметов по качественному признаку — цвет (форма, размер). | 1 | Работа набором объемных геометрических фигур (чемоданчик с готовыми схемами). Набор колец |
23 | Выкладывание узоров по показу и по образцу | 1 | Работа набором объемных геометрических фигур (чемоданчик с готовыми схемами). Набор колец |
24 | Выкладывание «чередующихся рядов» из геометрических фигур трех цветов. | 1 | Работа набором объемных геометрических фигур (чемоданчик с готовыми схемами). Набор колец |
25 | Собирать из готовых геометрических фигур геометрический орнамент | 1 | Работа набором объемных геометрических фигур (чемоданчик с готовыми схемами). Набор колец |
26 | Собирать из готовых геометрических фигур геометрический орнамент | 1 | Работа набором объемных геометрических фигур (чемоданчик с готовыми схемами). Набор колец |
27 | «Чудесный мешочек» - узнавать на ощупь предметы | 1 | Набор мелких предметов, игрушек |
28 | Работа с нитками. Сматывание ниток в клубок. | 1 | Клубки различных ниток, катушки с нитками |
29 | Наматывание ниток на игрушку, на карандаш. | 1 | Клубки различных ниток, катушки с нитками |
30 | Разрывание тонких, непрочных ниток. Наматывание ниток на картонку, катушку из дерева, из пластмассы. | 1 | Клубки различных ниток, катушки с нитками |
31 | Дидактическая игра «Разложи в ряд» | 1 | Работа набором объемных геометрических фигур (чемоданчик с готовыми схемами). Набор колец |
32 | Конструирование | 1 | Конструктор |
33 | Конструирование | 1 | Конструктор |
итого | 33 |
Тематический план-сетка занятий на 20__ – 20__ учебный год по
ПРОГРАММЕ «ПРЕДМЕТНО- ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ» для учащегося 5 класса (СИПР),
МИНАКОВА ИЛЬИ
№ занятия | Тема занятия | дата | причина | «Согласовано» | |
план | факт | ||||
1 | Сминание материала (салфетки, газета, цветная бумага, др.) двумя руками (одной рукой). | 7.09 | |||
2 | Работа с бумагой. Свойства. Приёмы работы. | 14.09 | |||
3 | Сгибание и разгибание квадратного листа бумаги, фольги с угла на угол по диагонали, разглаживание ладонью и пальцами | 21.09 | |||
4 | Работа с бумагой. Изученные цифры. | 28.09 | |||
5 | Работа с бумагой. Аппликация «Дом с крышей» | 5.10 | |||
6 | Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Лист» | 12.10 | |||
7 | Работа с палочками. Складывание фигур и узоров по образцу | 19.10 | |||
8 | Складывание фигур из счетных палочек | 26.10 | |||
9 | Элементарное конструирование Складывание букв из счетных палочек | 9.11 | |||
10 | Элементарное конструирование Складывание букв из счетных палочек | 16.11 | |||
11 | Складывание букв из счетных палочек. | 23.11 | |||
12 | Выкладывание узоров из счетных палочек по показу и по образцу. | 30.11 | |||
13 | Складывание фигур из счетных палочек по показу (снежинка) | 7.12 | |||
14 | Разминание материала (пластилин, глина, пластичная масса). | 14.12 | |||
15 | Выполнение из пластилина различных объемных фигур (шар, колбаска, лепешка, т.п.) | 21.12 | |||
16 | Лепка изученных букв. | 28.12 | |||
17 | Лепка из пластилина. Лепка цифр | 11.01 | |||
18 | Дидактическая игра «Что лишнее» | 18.01 | |||
19 | Складывание разрезных картинок | 25.01 | |||
20 | Складывание разрезных картинок. | 1.02 | |||
21 | Складывание разрезных картинок. | 8.02 | |||
22 | Сравнение предметов по качественному признаку — цвет (форма, размер). | 15.02 | |||
23 | Выкладывание узоров по показу и по образцу | 22.02 | |||
24 | Выкладывание «чередующихся рядов» из геометрических фигур трех цветов. | 1.03 | |||
25 | Собирать из готовых геометрических фигур геометрический орнамент | 15.03 | |||
26 | Собирать из готовых геометрических фигур геометрический орнамент | 29.03 | |||
27 | «Чудесный мешочек» - узнавать на ощупь предметы | 5.04 | |||
28 | Работа с нитками. Сматывание ниток в клубок. | 12.04 | |||
29 | Наматывание ниток на игрушку, на карандаш. | 19.04 | |||
30 | Разрывание тонких, непрочных ниток. Наматывание ниток на картонку, катушку из дерева, из пластмассы. | 26.04 | |||
31 | Дидактическая игра «Разложи в ряд» | 3.05 | |||
32 | Конструирование | 17.05 | |||
33 | Конструирование | 24.05 | |||
Итого | 33 |
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Оборудование класса
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Компьютер.
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.
Объемные модели геометрических фигур. Плоскостные геометрические фигуры. Счётные палочки.
Наборы цветной бумаги, картона в том числе гофрированного; кальки, картографической, миллиметровой, бархатной, крепированной, крафт-бумаги и др. видов бумаги. Ножницы, клей, пластилин. Разрезные картинки (2-4-5-6-8 частей). Нитки. Прищепки.
Различные наборы:
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- пазлы, (из 2-х, 3-х, 4-х частей̆ (до 10);
- пиктограммы с изображениями занятных моментов и др. событии;
- предметы различной формы, величины, цвета;
- изображения предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;
- оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам.
Литература
1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003.
2. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: ВЛАДОС, 2005
3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. — М., 1986.
4. Зельдин Л.М. Опыт формирования у ребенка с ДЦП навыков, необходимых для овладения скорописью// В сб. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи, № 2. — М., 1999.
5. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. «Предметно-практическое обучение» – М.: Издательский центр «Академия», 2015.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, 2004.
Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии/ Пер. с английского. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.
7. Маллер А.Р., Цикото Г.В., Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью:Учебн. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 208с.
8. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/ Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Е.А.Логиновой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. – 415 с., рекомендована к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитете по образованию РФ
9. Царёв А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями / под. Ред. Л.А.Головчиц: учебное пособие. - М., Логомаг, 2015. – 266 с. 16. Я играю и учусь: Пособие для детей с особенностями психофизич.развития/ Е.А.Якубовская, Т.В.Лисовская, И.В.Ковалец и др. – Мн.: ОДО «Тонпик», 2004. – 232 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основные разделы АООП обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития».
Краткое описание АООП по второму варианту (для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой УО и ТМНР)...
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью...
Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Математика. Математические представления
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни....
Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Язык и речевая практика. Речь и альтернативная коммуникация учителя высшей квалифик
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия....
Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Окружающий мир
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе...
Программа «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития 7 класс.
Программа «Музыка и движение» составлена на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной...
Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Смысл термина «Образовательные потребности» - определить, в чем же именно нуждается ребенок в процессе образования.Особые образовательные потребности различаются у обучающихся разных катег...