Рабочая программа по чтению и альтернативному чтению для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой у.о(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. 11 класс.
рабочая программа по литературе
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОТОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 1 от «30» августа 2023 г. Руководитель МО ___________ И.. В. Алексеева | «Согласовано» Заместитель директора по УР ________Т. М. Семенникова от «31» августа 2023 г. | «Утверждаю» Директор ГКОУ «Котовская школа-интернат» _________В. П. Алатарцев от «31» августа 2023 г. |
Рабочая программа
для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития
по предмету: «Чтение и альтернативное чтение»
предметная область: «Язык и речевая практика»
класс: 11А2
на 2023 – 2024 учебный год
г. Котово.2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Чтение и альтернативная коммуникация» разработана на основе:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.декабря 2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Котовская школа-интернат»;
- Календарный учебный график на 2023- 2024 учебный год ГКОУ «Котовская школа-интернат»;
- Уставом образовательного учреждения ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Задачи:
- формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,
- знакомство с альтернативными средствами коммуникации;
- активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия,
- формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- развитие ручной и мелкой моторики,
- обучение умению выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции в конкретной ситуации,
- формирование элементарных графо-моторных умений.
- развитие слухового внимания и слухового восприятия,
- формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.
Инструментарий учителя
∙Рабочая программа.
∙Предметно-развивающая образовательная среда, организованная с учетом индивидуальных особенностей каждого
ребенка (дидактический, иллюстративный, литературный материал, презентации).
Характеристика класса
В 11А2 классе обучаются дети разно уровневого интеллектуального развития с ТМНР: разной степенью выраженности нарушений опорно двигательного аппарата, у которых затруднена ориентация в пространстве, грубо нарушены мыслительные процессы, мелкая моторика, затруднена речь, у некоторых детей речь отсутствует.
Выделяется три группы детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, множественными нарушениями по уровню сформированности речи: группа с отсутствием речи - "неговорящие", группа с высказыванием на уровне отдельных слов и группа на уровне фразы. Все три группы детей объединяет ограниченное восприятие обращенной к ним речи извне и ее ситуативное понимание. Такое состояние речи в большей или меньшей степени сохраняется на протяжении всей жизни, что говорит о стойкости речевых нарушений.
Неоднородность класса в интеллектуальном развитии, в поведенческой сфере: не сформированностъ произвольности (не способны произвольно управлять своим поведением и деятельностью, им трудно подчиняться требованиям дисциплины, они неусидчивы, поведение определяется непосредственным побуждением; повышенная импульсивность)- все это вызывает большие трудности в процессе обучении. Некоторые дети не понимают, что они находятся в школе, воспринимают класс, как помещение, где можно играть.
Обучающиеся обращенную речь воспринимают в ограниченном объеме на бытовом уровне. Некоторые дети контакт с другими детьми
устанавливают выборочно, а со взрослыми контакт ограничен ситуативными условиями общения.
Нарушение речи детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, множественными нарушениями имеет системный характер, затрагивает все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. В общей структуре речевого недоразвития на первый план выступает ее коммуникативная сторона. Речь практически не включается в процесс деятельности, не выступает средством общения при взаимодействии, как со сверстниками, так и с взрослыми, что препятствует установлению социальных связей у данной категории детей, снижает потребности их социальной адаптации.
Речь сформирована у одного ребёнка, у остальных обучающихся речь не сформирована, присутствует на уровне отдельных звукоформ.
Эмоциональная сфера обеднена, искажена, эмоции мало дифференцированы, маловыразительны, может быть неадекватное их проявление.
У всех детей наблюдается истощаемость внимания, особенно при интеллектуальных нагрузках; повышенная отвлекаемость; недоразвитие
устойчивости, распределения внимания, характерны колебания внимания (частая смена «рабочих» и «нерабочих» состояний). Память кратковременная (не могут воспроизвести то, что казалось бы, было уже усвоено).
Недоразвитие слухового внимания. Поэтому трудность вызывают задания, которые необходимо выполнять по словесной инструкции, трудно дается запоминание нужной последовательности действий при восприятии на слух.
Самостоятельно дети не работают. Требуется постоянная стимулирующая и организующая помощь учителя или воспитателя.
Срок реализации программы - 2023 – 2024г.
С учащимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающиеся занятия, где формируются также коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий альтернативной коммуникации.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «Чтение и альтернативная коммуникация»
Отличительной особенностью рабочей программы является ее адаптация к условиям обучения детей в школе с нарушением ОДА, за счет
дифференцированной подборки заданий, исходя из физических и интеллектуальных возможностей учащихся. В 11 А2 классе обучаются дети с ТМНР: разной степени выраженности нарушений опорно-двигательного аппарата, у которых затруднена ориентация в пространстве, грубо нарушены мыслительные процессы, мелкая моторика, затруднена речь, у некоторых детей речь отсутствует. Как следствие, некоторым обучающимся требуется больше времени на осмысление поставленной задачи, на выполнение ее, другим – самостоятельное выполнение даже значительно облегченных заданий не доступно. Такие задания выполняются обучающимися с помощью педагога («рука в руке», «рука под рукой»).
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного
плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление особых условий: изменения формы
выполнения задания, его организации, способов представления результатов. Эти изменения следует применять так, чтобы они отвечали
индивидуальным потребностям обучающихся.
В процессе обучения учителю следует:
• использовать четкие указания;
• поэтапно разъяснять задания;
• учить последовательно выполнять задания;
• повторять инструкции к выполнению задания;
• демонстрировать уже выполненное задание.
В учебном процессе использовать различные виды деятельности:
• чередовать занятия и физкультурные паузы;
• предоставлять дополнительное время для завершения задания;
• использовать листы с заданиями, которые требуют минимального заполнения
Обучении детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, множественными нарушениями речи и коммуникации предусматривается проведение целенаправленной коррекционно-педагогической работы по формированию у них потребности в общении, развития сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. В ходе обучения необходимо иметь в виду, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи является усвоением средств общения.
На занятиях ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого учащегося.
При составлении специальной индивидуальной программы выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленные задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации. К альтернативным средствам коммуникации относятся:
- мимико-жестикуляторные (взгляд, жест, мимика),
- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),
- алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),
- электронные средства (планшетный и персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением).
Альтернативные системы общения могут использоваться в следующем качестве:
- как средство временного общения, когда ребенок не говорит, но в перспективе может овладеть устной речью,
- как средство постоянного общения для учащихся, неспособных говорить и в последующем,
- как начальный этап в освоении детьми письмом и чтением.
Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать произнесенные слова, словосочетания, предложения и связные высказывания, различать напечатанные слова.
Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в общении слова, строить словосочетания, предложения, связные высказывания. Обучение импрессивной и экспрессивной речи может проводиться параллельно. В случае более сложных речевых нарушений у ребенка, сначала осуществляется работа над пониманием речи, а затем над ее употреблением (в зависимости от индивидуальных возможностей детей).
Процессы "чтения" и "письма" важны для формирования у учащегося правильных представлений о себе, социальном и природном мире.
Предмет "Чтение" предполагает обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, множественными нарушениями следующим вариантам "чтения":
- "чтение" телесных и мимических движений,
- "чтение" изображений на картинках и картинах,
- "аудиальное чтение": слушание аудиокассет (литературных произведений, СД-диски и др.),
-"чтение видеоизображений" (изображений на СД -дисках, видеофильмов и др.),
- "чтение" пиктограмм,
- глобальное чтение,
- чтение букв, цифр и других знаков,
- чтение по слогам и т.д.
В процессе работы по предмету "Письмо" рекомендуется следующая последовательность упражнений:
- практические упражнения (с предметами),
- упражнения с картинками,
- упражнения с пиктограммами (символами),
- упражнения с карточками "целые слова",
- упражнения с буквами, слогами и словами.
Вариант для учащегося "чтения" и "письма" определяется индивидуальными возможностями ребенка, что предполагает необязательное освоение им всеми предложенными видами и упражнениями.
В коррекционно-образовательной работе задействуются три составляющие деятельности: мотивационная (Почему учащийся должен говорить?), целевая (Зачем он должен говорить?), исполнительская (Каким образом он может говорить?).
Виды и формы организации учебного процесса.
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и
технологии.
Формы работы на уроке: индивидуальная работа, фронтальная, с индивидуальными дифференцированным подходом, групповая
работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического
состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического
развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока, с учетом уровня развития речи детей.
Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» находит свое логическое продолжение в содержании разделов «Окружающий природный мир», «Человек», «Математические представления», «Окружающий социальный мир», а также в реализации задач коррекционно-развивающей области, в логопедической и психокоррекционной работе.
В процессе реализации программы важно уделять большое внимание формированию личностных и социальных (жизненных) компетенций обучающегося, социально значимых ценностных установок.
МЕСТО ПРЕДМЕТА «Чтение и альтернативное чтение» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане предмет представлен с 1 по 12 год обучения. Предмет «Чтение и альтернативное чтение» относится к предметной области «Язык и речевая практика». В 11 классе на данный предмет отводится 4 часа в неделю, всего 34 недели – 136 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет "Речь и альтернативная коммуникация" представлен следующими разделами:
Содержание изучаемого курса
Раздел программы | Количество часов |
«Чтение» изображений на картинках, картинах, пиктограммах | 51 |
«Аудиальное чтение» | 29 |
Чтение букв и слогов «глобальное чтение» | 64 |
Всего: | 136 |
№ п/п | Название раздела | Содержание раздела | Количество часов |
1 | Коммуникация | Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением). Коммуникация с использованием невербальных средств. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства). | 33 |
2 | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста. Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы). | 32 |
3 | Чтение и письмо | Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения) | 68 |
Требование к уровню подготовки учащихся
Первый уровень (Листьева Наташа)
∙ Использовать в речи доступные этикетные выражения и жесты-заменители («спасибо», «пожалуйста»,«извините»).
∙ Разыгрывать содержание картин и картинок с помощью наглядных, объемных и плоскостных моделей.
∙ Узнавать, показывать и называть по возможности буквы: А, У,О,И,Э,ы,М,Н,П,Б, Т, Д.
∙ Определять первый звук в слове (в сильной позиции).
∙ Соотносить звук и букву.
∙ Составлять и читать слоги, слова из изученных букв.
Второй уровень ( Рыжов Дима, Мельников Сергей, Прохоров Коля).
∙ Узнавать, показывать и по возможности называть предметы, действия, знаки, символы в окружающей обстановке с использованием
вербальных и невербальных средств общения.
∙ Соотносить предмет, действие с графическим изображением (картинкой, фотографией, символом, пиктограммой).
∙ Подбирать картинку, пиктограмму к предмету, произведенному и увиденному действию, слову, предложению.
∙ «Читать» пиктограммы и алгоритмы из двух пиктограмм (узнавать и идентифицировать с предметом, действием, местом, ситуацией).
∙ Узнавать, показывать, по возможности правильно называть буквы: А, У, О, М, С, Х.
∙ Находить заданную букву, символ, пиктограмму среди других.
∙ Правильно произносить изучаемый звук вслед за учителем.
∙ Составлять слова из изученных слоговых структур.
∙ Отвечать на вопросы о прочитанном.
∙ Составлять и читать алгоритмы из 3-4 пиктограмм.
∙ Заучивать наизусть небольшие стихотворения.
∙ «Читать» сигнальныеслова (имя на парте, наименование предметов мебели, вещей, вывесок и пр.) глобальнымспособом.
∙ Соотносить слова, прочитанные глобальным способом с картинкой, предметом.
∙ Составлять предложения из двух слов по картинке с помощью вопросов.
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Чтение и альтернативное чтение»
Личностные результаты:
1) овладение начальными навыками адаптации в классе;
2) развитие мотивов учебной деятельности;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные результаты:
Курс «Речь и альтернативная коммуникация» включает в себя целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения:
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
- Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными[1].
- Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
- Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
- Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
- Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
использование предметов, жестов, взгляда.
- Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
- Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
- Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
- Узнавание и различение образов графем (букв).
- Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
- Начальные навыки чтения и письма.
Базовые учебные действия:
В ходе изучения предмета предполагается получение следующих результатов:
- голосовых, рече подражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
- пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
- общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
«Чтение и альтернативное чтение»
1. Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
2. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.
1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и
пробелами.
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.
3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
7. Календарно-тематическое планирование по предмету «Чтение и альтернативное чтение» для 11А2 класса
№ урока | Содержание, темы занятий | Кол-во часов | Дата | Основные виды деятельности обучающихся с учётом направлений рабочей программы воспитания | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
I четверть. «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. Изучение звуков и букв | 33 | Воспитание и развитие речевой и умственной деятельности. Воспитательное воздействие зависит от характера беседы по содержанию, Вопросы задаю такие , чтобы развивали у детей память, воображение, мышление, речь. формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта посредством проведения практических работ, бесед и игровых ситуаций по данному разделу Практические работы: Аудиальные и визуальные упражнения с предметами посуды, личной гигиены, бытовой техники и картинками. Совместное рассматривание картин и картинок с доступным для учащихся содержанием: иллюстрации к сказкам, изображения посуды, бытовой техники, природы, животных, труда людей и из жизни животных и растений в разные времена года. Ситуационные упражнения с использованием пиктограмм. Игровые ситуации на узнавание социально-бытовых предметов, нахождение игрушки-аналога данных предметов, а так же узнавание их изображений по отдельным деталям. | Формирование навыков общения с использованием... kopilkaurokov.ru›Логопедия›Презентации›… _navykov_obshcheniia_s… art-talant.org›…ispolyzovanie-alyternativnoy…tmnr Литературное чтение. ... Презентация "Использование альтернативной коммуникации в работе с детьми с ТМНР" . . Игры для детей с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития) YouTube Музыкальная терапия для детей с ТМНР и РАС YouTube ОК | ||
1 | Рассматривание книг. Прослушивание сказок по книгам. «Курочка Ряба» Инструктаж по Т.Б. | 2 | 01.09 04.09 | ||
2 | Слушание сказок с инсценировкой. «Репка» Диагностика. | 3 | 06.09 07.09 08.09 | ||
3 | Слушание сказок с инсценировкой. Сказка «Колобок» | 3 | 11.09. 13.09 14.09 | ||
4 | Слушание сказок с инсценировкой. Сказка «Теремок». | 3 | 15.09 18.09 20.09 | ||
5 | Слушание сказок с инсценировкой. Слушание сказки «Кот, петух и лиса»» | 3 | 21.09 22.09 25.09 | ||
6 | Звук. Различение звуков окружающей действительности. | 3 | 27.09 28.09 29.09 | ||
7 | Звуки природы. Прослушивание. | 3 | 02.10 04.10 05.10 | ||
8 | Шум моря, крики птиц. Прослушивание. Рассматривание картинок Закрепление пройденного. | 4 | 06.10 09.10 11.10 12.10 | ||
9 | Рассматривание иллюстраций и пиктограмм о семье. | 3 | 13.10 16.10 18.10 | ||
10 | Беседа и составление (с опорой на иллюстрации и пиктограммы) рассказа о семье. | 3 | 19.10 20.10 23.10 | ||
11 | Составление (с опорой на иллюстрации и пиктограммы) рассказа о деятельности членов семьи. Педнаблюдение, тестирование | 3 | 25.10 26.10 27.10 | ||
II четверть. Чтение слогов, слов | 32 | ||||
9 | Повторение изученного. Звуки речи. Звук [А]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов АО, АУ, АС, АМ, АХ. | 3 | 08.11 09.11 10.11 | Индивидуальные карточки, картинки, учебник, касса букв. Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе. Упражнения с пиктограммами «нос», «ухо», «голова», «глаза» . Упражнения с использованием картинок Ситуационные упражнения с использованием пиктограмм. | . Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]- Режим доступа: /school-collection.edu.ru/. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=26995. |
10 | Звуки речи. Звук [У]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов УА, УО, УС, УМ, УХ. | 3 | 13.11 15.11 16.11 | ||
11 | Звуки речи. Звук [О]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов ОА, ОУ, ОС, ОМ, ОХ. | 3 | 17.11 20.11 22.11 | ||
12 | Звуки речи. Звук [М]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов и слов. МА, МУ, МО, МА-МА, СА-МА. | 3 | 23.11 24.11 27.11 | ||
13 | Звуки речи. Звук [С]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов и слов. СА, СУ, СО, СА-МА, О-СА, СОМ. | 3 | 29.11.23 30.11.23 01.12.23 | ||
14 | Звуки речи. Звук [Х]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов и слов. ХА, ХУ, ХО, У-ХО, СУ-ХО, У-ХА. | 3 | 04.12.23 06.12.23 07.12.23 | ||
15 | Прописывание печатных букв А, О, У, М, С, Х и их слияний в тетрадях. | 2 | 08.12.23 11.12.23 | ||
16 | Выражение своих желаний, благодарности и др. с использованием карточек с напечатанными словами. Рисование домика по точкам. Повторение. | 3 | 13.12.23 14.12.23 15.12.23 | ||
17 | Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова. Обводка по шаблону «Кленовый лист». | 2 | 18.12.23 20.12.23 | ||
18 | Использование напечатанного слова для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Обводка по трафарету «Бабочка» | 3 | 21.12.23 22.12.23 25.12.23 | ||
19 | Практическое задание «Составление и чтение слогов с изученными буквами» по итогам 2 четверти. Педнаблюдение, тестирование. | 3 | 27.12.23 28.12.23 29.12.23 | ||
III четверть Слушание и говорение | 41 | ||||
20 | Звуки речи. Звук [Ш]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов и слов. ША, ШУ, ШО,ШУМ. | 3 | 10.01.24 11.01.24 12.01.24 | Игры – имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек. Двигательные и аудиальные упражнения «Мы ручками похлопаем, мы ножками потопаем» Двигательные и аудиальные упражнения «Мы ручками похлопаем, мы ножками потопаем» Двигательные и аудиальные упражнения «Мы ручками похлопаем, мы ножками потопаем» | |
21 | Печатание в тетради, составление и чтение слогов и слов с буквой Ш. Нахождение буквы среди других букв. | 3 | 15.01.24 17.01.24 18.01.24 | Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]- Режим доступа: /school-collection.edu.ru/. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=26995. | |
22 | Звуки речи. Звук [Л]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов и слов. ЛА, ЛО, ЛУ, ЛОМ. | 3 | 19.01.24 22.01.24 24.01.24 | ||
23 | Печатание в тетради, составление и чтение слогов и слов с буквой Л. Нахождение буквы среди других букв. | 3 | 25.01.24 26.01.24 29.01.24 | ||
24 | Звуки речи. Звук [ы]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов и слов. ЛЫ, МЫ, МЫ-ЛО, СЫ. | 3 | 31.01.24 01.02.24 02.02.24 | ||
25 | Печатание в тетради, составление и чтение слогов и слов с буквой ы. Нахождение буквы среди других букв. | 3 | 05.02.24 07.02.24 08.02.24 | ||
26 | Слово. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного - двух слогов. | 3 | 09.02.24 12.02.24 14.02.24 | ||
27 | Звуки речи. Звук [Н]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов и слов. НА, НО, НУ, ЛУ-НА, НОС. | 3 | 15.02.24 16.02.24 19.02.24 | ||
28 | Печатание в тетради, составление и чтение слогов и слов с буквой Н. Нахождение буквы среди других букв. | 3 | 21.02.24 22.02.24 26.03.24 | ||
29 | Звуки речи. Звук [Р]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов и слов. РА, РО, РУ, РО-СА, РО-МА. | 3 | 28.03.24 29.02.24 01.03.24 | ||
30 | Печатание в тетради, составление и чтение слогов и слов с буквой Р. Нахождение буквы среди других букв. | 3 | 04.03.24 06.03.24 07.03.24 | ||
31 | Конструирование изученных букв из палочек, ниток. | 3 | 11.03.24 13.03.24 14.03.24 | ||
32 | Педнаблюдение, тестирование. «Чтение слогов по итогам III четверти» | 2 | 15.03.24 18.03.24 | ||
33 | Речь устная и письменная. Слово. Предложение. Гласные и согласные буквы. | 3 | 20.03.24 21.03.24 22.03.24 | ||
4 четверть Развитие речевого слуха | 27 | ||||
34 | Стихи о весне. Заучивание. | 3 | 01.04.24 03.04.24 04.04.24 | Аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок, изображающих животных, типа «Слушай и показывай на картинке» (кошка, собака). Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, голоса птиц, зверей) Дидактическая игра «Покажи, чей голос звучит» Дидактическая игра «Покажи, чей голос звучит» Игры – имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек – «Сорока- белобока» Игры – имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек – «Сорока- белобока» Упражнения с использованием картинок | Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]- Режим доступа: /school-collection.edu.ru/. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=26995. |
35 | Звуки речи. Звук [К]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов и слов. КА, КО, КУ, КО-СА, КА-ША. | 3 | 05.04.24 08.04.24 10.04.24 | ||
36 | Печатание в тетради, составление и чтение слогов и слов с буквой К. Нахождение буквы среди других букв. Диагностика | 3 | 11.04.24 12.04.24 15.04.24 | ||
37 | Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Письмо буквы Ж. | 3 | 17.04.24 18.04.24 19.04.24 | ||
38 | Соотнесение звука с буквой. Письмо буквы Б. | 3 | 22.04.24 24.04.24 25.04.24 | ||
39 | Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове) Письмо слогов с буквой Д. | 3 | 26.04.24 06.05.24 08.05.24 | ||
40 | Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове) Письмо слогов с буквой Т. | 3 | 13.05.24 15.05.24 16.05.24 | ||
41 | Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове) Письмо слогов с буквой З. | 3 | 17.05.24 20.05.24 22.05.24 | ||
42 | Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове) Письмо слогов с буквой П. | 2 | 23.05.24 24.05.24 | ||
43 | Итоговая проверка чтения слогов и коротких слов с изученными буквами | 1 | 27.05.24 |
10. Описание учебно-методического и материально – технического образовательного процесса.
Учебники: В.В.Воронкова «Букварь» , 2016, «Просвещение»
Программно – методическое обеспечение:
- Н. В. Новоторцева: « Развитие речи детей».
- Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999.
-Л. Н. Ефименкова: «Коррекция устной и письменной речи уч-ся начальных классов».
-Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1994
-Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. – СПБ, 2004..Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 1 класс. М.: АРКТИ, 2004.
Печатные пособия:
- Буквы русского алфавита – плакат
- Домик (гласные, согласные буквы, парные звонкие и глухие согласные, буквы, не обозначающие звуков)
- Иллюстрации по темам
- Набор предметных картинок
Учебно – практическое оборудование:
- Альбомы по развитию речи
- Аудиозаписи
- Дидактические игры
- Индивидуальные разрезные «Касса букв и слогов»
- Магнитный алфавит
- Настенная магнитная касса букв
- Разрезной демонстрационный материал для индивидуальной работы
- Сюжетные картинки
- Иллюстрации:
- «К русским народным пословицам и поговоркам»
- К сказкам «Маша и медведь», «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Теремок»;
- Картины «Москва», «Город», «Деревня», «Сбор урожая», «Лес осенью», «Береза (лето)»; «Ель (зимой);
- Папки : «Посуда», «Игрушки», «Транспорт», «Грибы», «Птицы», «Овощи, фрукты», «Насекомые», «Рыбы», «Деревья, цветы», «Одежда», «Профессии», «Предметы быта», «Животные».
Технические средства обучения:
- Персональный компьютер.
- принтер, ксерокс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основные разделы АООП обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития».
Краткое описание АООП по второму варианту (для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой УО и ТМНР)...
АДАПТИРОВАННАЯ коррекционно-развивающая программа «Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями) и предназначена...
Индивидуальный учебный план для обучающегося с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Индивидуальный учебный план для обучающегося с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития...
«Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант)
Особенности в развитии детей с ОВЗ требуют особого подхода к обучению и коррекционно-развивающей работе. Поэтому программа по "Сенсорному развитию" реализуемая в эрготерапевтическом зале поз...
Программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант).
Пояснительная запискаДанная программа «Двигательное развитие» составлена на основании программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой...
Рекомендации родителям по формированию навыка питья из чашки у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми, множественными нарушениями развития.
Рекомендации родителям и педагогам по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Смысл термина «Образовательные потребности» - определить, в чем же именно нуждается ребенок в процессе образования.Особые образовательные потребности различаются у обучающихся разных катег...