Конспект занятия по курсу «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» Раздел: Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов Тема: Путешествие в страну «Геометрических фигур» 1 класс
план-конспект на тему

Аушева Елена Валерьевна

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное образовательное бюджетное учреждение "Специальная(коррекционная) школа-интернат с.Ленинское"

Конспект занятия по курсу «Развитие психомоторных и сенсорных процессов»

Раздел: Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Тема: Путешествие в страну «Геометрических фигур»

1 класс

Составитель:

педагог-психолог

Аушева Елена

Валерьевна

2016 год

Тема: Путешествие в страну «Геометрических фигур»

Цель: формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

Задачи:

Образовательные:

1. учить детей  выделять особые признаки геометрических фигур с помощью зрительного и осязательно – двигательного анализаторов (наличие углов, устойчивость и т.д.);

2. закреплять представления детей о характерных признаках плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

Коррекционные:

1. развивать устную речь учащихся, учить правильно строить ответы на поставленные вопросы; отвечать полным предложением;

2. коррекция познавательных процессов учащихся через выполнение упражнений;

3. коррекция мелкой моторики пальцев рук;

4. расширять представления об окружающем мире.

Воспитательные:

1. формировать доброжелательные отношения между детьми, желание оказывать помощь, умение работать в коллективе.

Формирование  базовых  учебных  действий:

1. Регулятивные БУД:

- определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

2. Познавательные БУД:

- наблюдать и делать выводы.

3. Коммуникативные БУД:

- слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, вести диалог.

4. Личностные БУД:

- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Методы и приемы:

1. Мотивация: путешествие в волшебную страну, исследование волшебного сундука.

2. Проблемные ситуации:

А) Мыши испортили ковер-самолет, на котором нужно лететь в страну геометрических фигур;

Б) завал на дороге в волшебном лесу.

3. Игровые – выполнение игровых действий.

4. Словесные – рассказ учителя, вопросы к детям.

5. Рефлексия.

Материалы и оборудование: презентация, дидактический материал психологического набора Пертра», набор счетных палочек; мягкая игрушка – заяц; ковер – самолет; листы бумаги, простые карандаши.

Ход занятия.

        I. Орг.момент.

П. Сегодня у нас на занятии гости, давайте их поприветствуем. Психологический настрой на занятие.

Каждый день – всегда, везде, на занятиях, в игре

Смело, чётко говорим и тихонечко сидим.

П. Кто у меня в руках? Зайчик. Он снова пришел к нам в гости и принес волшебные мешочки и предлагает их исследовать.

Упражнение «Волшебный мешочек».

Цель: актуализация знаний учащихся.

Содержание: детям предлагается на ощупь определить, что находится в мешочках. Дать описание.

П. в мешочках находятся разные фигуры. Назовите их. А как их можно назвать одним словом? Геометрические фигуры. Наш зайчик предлагает нам отправиться в страну «Геометрических фигур».

П. Зайчик говорит, что лучше всего туда добираться на ковре самолете. Где-то тут он у нас был. Вот он! Что это такое? Мыши прогрызли дырки в нашем ковре. (Дырки в ковре в виде геометрических фигур) Что нам делать?  (Ответ: Отремонтировать ковер. На подносе лежат геометрические фигуры из картона, дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра.) 

П: Ребята, назовите те фигуры, которые вам понадобились для ремонта ковра. (Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Мы отремонтировали ковер, давайте все вместе возьмемся за руки – ведь путешествовать с друзьями веселее и интереснее, и отправимся в путь! (Дети крепко закрывают глаза).

II. Основная часть. Выполнение упражнений.

П. Слайд 1. смотрите, куда принес нас наш ковер-самолет, какой красивый волшебный лес. А как вы думаете, в какое время года мы попали? Осень (беседа о признаках осени). Слайд 2. Ой, а кто это у нас там плачет? Ежик. Он заблудился в волшебном геометрическом  лесу. Давайте ему поможем!

Упражнение «Помоги ежику».

Цель: развитие представлений о геометрических фигурах, их форме.

Содержание: детям предлагается назвать геометрические фигуры.

П. мы правильно назвали геометрические фигуры, и ежик теперь не заблудится. Он говорит нам «спасибо»! А что мы должны сказать в ответ? (пожалуйста). Продолжим наше путешествие. На пути у нас сундук, да непростой, а с заданиями! Но перед этим разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Дни недели»

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)

Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)

В среду я пекла калач, (печём "пирожки")

Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")

Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)

А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)

Всех друзей я  в воскресенье

Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе).

Упражнение «Геометрический диктант» Слайд 3

Цель: развитие представлений о геометрических фигурах, их форме, обучение ориентации на листе бумаги.

Содержание: в верхней части листочка нарисуйте три разные геометрические фигуры как показано на образце. А теперь посмотрите на следующий образец. Смотрите внимательно и запоминайте. А теперь нарисуйте его в нижней части листа(4 образца).

                                                                       

П. молодцы! Вы справились и с этим заданием. Продолжим наше путешествие. Опять что-то преграждает нам путь. Это завал из камней, а все камни в этой волшебной стране похожи на что…? (на геометрические фигуры. Завал необходимо разобрать.

Упражнение «Разбери завал»

Цель: развитие представлений о геометрических фигурах, их форме, цвете.

Содержание: детям предлагается разобрать геометрические фигуры по форме и цвету. Первой паре – треугольники, второй паре – квадраты, третьей паре – круги. А какие фигуры у нас остались? (прямоугольники). Рассмотрим внимательно фигуры. Обведите пальчиком фигуры. У квадрата, треугольника и прямоугольника есть углы, вершины и стороны. А у круга? Мы ведем по нему пальчиком и не встречаем никаких препятствий.

П. Мы же хотим увидеть главный город волшебной страны и ее жителей? Давайте продолжим наше путешествие. Опять препятствие! На нашем пути пропасть, и чтобы перебраться на другую сторону необходимо построить мост.

Упражнение «Выложи из палочек фигуру». Слайд 6, 7

Цель: развитие представлений о геометрических фигурах, их форме.

Содержание: Выложить из палочек    . Сколько палочек нам понадобилось, чтобы выложить треугольник, квадрат, прямоугольник. А мы можем из палочек выложить круг? Почему? (Нет углов). А давайте возьмем шнурки (делаем круг из шнурка). Слайд 8. И вот перед нами город геометрических фигур (обсуждение – как выглядят жители и в каких домах они живут).

П. зайчик говорит, что нам и ему пора возвращаться домой, но для этого нам необходимо собрать набор геометрических фигур.

Упражнение «Схвати фигурку»

Цель: развитие произвольного внимания.

Содержание: Перед началом игры на полу расставляются геометрические фигуры. Участники игры ходят по кругу под музыку за ведущим. Затем по сигналу ведущего дети разбегаются и хватают по одной (названной педагогом) геометрической фигуре.

III. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

П. зайчик говорит, что нам и ему пора возвращаться домой, но для этого нам необходимо собрать набор геометрических фигур.

Упражнение «Схвати фигурку»

Цель: развитие произвольного внимания.

Содержание: Перед началом игры на полу расставляются геометрические фигуры. Участники игры ходят по кругу под музыку за ведущим. Затем по сигналу ведущего дети разбегаются и хватают по одной (названной педагогом) геометрической фигуре.

- Что мы делали на занятии?

- О каких геометрических фигурах говорили?

- Как вы думаете, могли бы мы преодолеть все препятствия, если бы путешествовали каждый сам по себе, а не вместе?

-  Что у нас получилось лучше всего?

П. Давайте скажем зайчику «спасибо» за интересное путешествие. На следующем занятии мы продолжим путешествие по стране геометрических фигур. Занятие окончено. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие психомоторных и сенсорных процессов".

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для детей с умеренной умственной отсталостью.Срок освоения 7 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 4 «Б» класс по адаптированной основной общеобразовательной программе

Данная  рабочая  программа  является  коррекционной  для  обучения  обучающихся  с умственной  отсталостью,  составлена  с  учетом  осо...