Конспект занятия по курсу «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» Раздел: Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов Тема: Путешествие в страну «Геометрических фигур» 1 класс
план-конспект на тему
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение "Специальная(коррекционная) школа-интернат с.Ленинское"
Конспект занятия по курсу «Развитие психомоторных и сенсорных процессов»
Раздел: Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Тема: Путешествие в страну «Геометрических фигур»
1 класс
Составитель:
педагог-психолог
Аушева Елена
Валерьевна
2016 год
Тема: Путешествие в страну «Геометрических фигур»
Цель: формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Задачи:
Образовательные:
1. учить детей выделять особые признаки геометрических фигур с помощью зрительного и осязательно – двигательного анализаторов (наличие углов, устойчивость и т.д.);
2. закреплять представления детей о характерных признаках плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Коррекционные:
1. развивать устную речь учащихся, учить правильно строить ответы на поставленные вопросы; отвечать полным предложением;
2. коррекция познавательных процессов учащихся через выполнение упражнений;
3. коррекция мелкой моторики пальцев рук;
4. расширять представления об окружающем мире.
Воспитательные:
1. формировать доброжелательные отношения между детьми, желание оказывать помощь, умение работать в коллективе.
Формирование базовых учебных действий:
1. Регулятивные БУД:
- определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
2. Познавательные БУД:
- наблюдать и делать выводы.
3. Коммуникативные БУД:
- слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, вести диалог.
4. Личностные БУД:
- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
Методы и приемы:
1. Мотивация: путешествие в волшебную страну, исследование волшебного сундука.
2. Проблемные ситуации:
А) Мыши испортили ковер-самолет, на котором нужно лететь в страну геометрических фигур;
Б) завал на дороге в волшебном лесу.
3. Игровые – выполнение игровых действий.
4. Словесные – рассказ учителя, вопросы к детям.
5. Рефлексия.
Материалы и оборудование: презентация, дидактический материал психологического набора Пертра», набор счетных палочек; мягкая игрушка – заяц; ковер – самолет; листы бумаги, простые карандаши.
Ход занятия.
I. Орг.момент.
П. Сегодня у нас на занятии гости, давайте их поприветствуем. Психологический настрой на занятие.
Каждый день – всегда, везде, на занятиях, в игре
Смело, чётко говорим и тихонечко сидим.
П. Кто у меня в руках? Зайчик. Он снова пришел к нам в гости и принес волшебные мешочки и предлагает их исследовать.
Упражнение «Волшебный мешочек».
Цель: актуализация знаний учащихся.
Содержание: детям предлагается на ощупь определить, что находится в мешочках. Дать описание.
П. в мешочках находятся разные фигуры. Назовите их. А как их можно назвать одним словом? Геометрические фигуры. Наш зайчик предлагает нам отправиться в страну «Геометрических фигур».
П. Зайчик говорит, что лучше всего туда добираться на ковре самолете. Где-то тут он у нас был. Вот он! Что это такое? Мыши прогрызли дырки в нашем ковре. (Дырки в ковре в виде геометрических фигур) Что нам делать? (Ответ: Отремонтировать ковер. На подносе лежат геометрические фигуры из картона, дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра.)
П: Ребята, назовите те фигуры, которые вам понадобились для ремонта ковра. (Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Мы отремонтировали ковер, давайте все вместе возьмемся за руки – ведь путешествовать с друзьями веселее и интереснее, и отправимся в путь! (Дети крепко закрывают глаза).
II. Основная часть. Выполнение упражнений.
П. Слайд 1. смотрите, куда принес нас наш ковер-самолет, какой красивый волшебный лес. А как вы думаете, в какое время года мы попали? Осень (беседа о признаках осени). Слайд 2. Ой, а кто это у нас там плачет? Ежик. Он заблудился в волшебном геометрическом лесу. Давайте ему поможем!
Упражнение «Помоги ежику».
Цель: развитие представлений о геометрических фигурах, их форме.
Содержание: детям предлагается назвать геометрические фигуры.
П. мы правильно назвали геометрические фигуры, и ежик теперь не заблудится. Он говорит нам «спасибо»! А что мы должны сказать в ответ? (пожалуйста). Продолжим наше путешествие. На пути у нас сундук, да непростой, а с заданиями! Но перед этим разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Дни недели»
В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех друзей я в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе).
Упражнение «Геометрический диктант» Слайд 3
Цель: развитие представлений о геометрических фигурах, их форме, обучение ориентации на листе бумаги.
Содержание: в верхней части листочка нарисуйте три разные геометрические фигуры как показано на образце. А теперь посмотрите на следующий образец. Смотрите внимательно и запоминайте. А теперь нарисуйте его в нижней части листа(4 образца).
П. молодцы! Вы справились и с этим заданием. Продолжим наше путешествие. Опять что-то преграждает нам путь. Это завал из камней, а все камни в этой волшебной стране похожи на что…? (на геометрические фигуры. Завал необходимо разобрать.
Упражнение «Разбери завал»
Цель: развитие представлений о геометрических фигурах, их форме, цвете.
Содержание: детям предлагается разобрать геометрические фигуры по форме и цвету. Первой паре – треугольники, второй паре – квадраты, третьей паре – круги. А какие фигуры у нас остались? (прямоугольники). Рассмотрим внимательно фигуры. Обведите пальчиком фигуры. У квадрата, треугольника и прямоугольника есть углы, вершины и стороны. А у круга? Мы ведем по нему пальчиком и не встречаем никаких препятствий.
П. Мы же хотим увидеть главный город волшебной страны и ее жителей? Давайте продолжим наше путешествие. Опять препятствие! На нашем пути пропасть, и чтобы перебраться на другую сторону необходимо построить мост.
Упражнение «Выложи из палочек фигуру». Слайд 6, 7
Цель: развитие представлений о геометрических фигурах, их форме.
Содержание: Выложить из палочек . Сколько палочек нам понадобилось, чтобы выложить треугольник, квадрат, прямоугольник. А мы можем из палочек выложить круг? Почему? (Нет углов). А давайте возьмем шнурки (делаем круг из шнурка). Слайд 8. И вот перед нами город геометрических фигур (обсуждение – как выглядят жители и в каких домах они живут).
П. зайчик говорит, что нам и ему пора возвращаться домой, но для этого нам необходимо собрать набор геометрических фигур.
Упражнение «Схвати фигурку»
Цель: развитие произвольного внимания.
Содержание: Перед началом игры на полу расставляются геометрические фигуры. Участники игры ходят по кругу под музыку за ведущим. Затем по сигналу ведущего дети разбегаются и хватают по одной (названной педагогом) геометрической фигуре.
III. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
П. зайчик говорит, что нам и ему пора возвращаться домой, но для этого нам необходимо собрать набор геометрических фигур.
Упражнение «Схвати фигурку»
Цель: развитие произвольного внимания.
Содержание: Перед началом игры на полу расставляются геометрические фигуры. Участники игры ходят по кругу под музыку за ведущим. Затем по сигналу ведущего дети разбегаются и хватают по одной (названной педагогом) геометрической фигуре.
- Что мы делали на занятии?
- О каких геометрических фигурах говорили?
- Как вы думаете, могли бы мы преодолеть все препятствия, если бы путешествовали каждый сам по себе, а не вместе?
- Что у нас получилось лучше всего?
П. Давайте скажем зайчику «спасибо» за интересное путешествие. На следующем занятии мы продолжим путешествие по стране геометрических фигур. Занятие окончено. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие психомоторных и сенсорных процессов".
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для детей с умеренной умственной отсталостью.Срок освоения 7 лет....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 4 «Б» класс по адаптированной основной общеобразовательной программе
Данная рабочая программа является коррекционной для обучения обучающихся с умственной отсталостью, составлена с учетом осо...
Конспект занятия по курсу «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» Раздел: Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов 2 класс Тема: Различение цветов и оттенков.
Уточнение представлений о постоянных цветах и цветовых оттенках...
Конспект занятия по курсу «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» Раздел: Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов Тема: Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции. 3 класс
Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции...
Конспект занятия по курсу «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» Раздел: Развитие тактильно – двигательного восприятия Тема: Нахождение предметов на ощупь по инструкции педагога. 2 класс
Нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу...
Конспект занятия по курсу «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» Раздел: Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти Тема: Различение наложенных изображений предметов. 2 класс
Развитие произвольного внимания и запоминания...
Конспект занятия коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Методическая разработка...