РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 4 «Б» класс по адаптированной основной общеобразовательной программе
рабочая программа по психологии на тему

Данная  рабочая  программа  является  коррекционной  для  обучения  обучающихся  с умственной  отсталостью,  составлена  с  учетом  особенностей  их  психофизического развития,  индивидуальных  возможностей,  тем  самым  обеспечивают  коррекцию нарушений  развития  и  социальную адаптацию.

Настоящая  программа  разработана  и  составлена  на  основании  авторской  программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся  1-4  классов  с  умственной  отсталостью,  авт.:  Э.Я  Удалова,  Л.А  Метиева  –Коррекционная педагогика, 3. 2005г

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Знаменская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена

на заседании МС

Учителей __________________

Протокол  №   _________ от «_____» __________ 20 ___ г.

Руководитель МО _________

___________________________

Согласована и рекомендована к утверждению

Заместителем директора по УВР МБОУ «Знаменская СОШ»                        

____________________/Т.Н.Лаер/

от «_____» ___________ 20 ___ г.                    

Утверждена

Приказом директора МБОУ

«Знаменская СОШ»

__________________/Т.П.Спивак/

№ _________

от «____» ____________ 20 ___ г.

        

                                                                        

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

коррекционного курса

«Развитие  психомоторных  и  сенсорных процессов»

 4 «Б» класс

по адаптированной основной общеобразовательной программе

Составитель программы

Педагог-психолог

                МБОУ «Знаменская СОШ»

Логинова Татьяна Артёмовна

с. Знаменка

2016-2017уч.год

1.Пояснительная записка

1.1. Статус документа

Рабочая программа  коррекционного курса «Развитие  психомоторных  и  сенсорных процессов» разработана на основании:

- ФГОС НОО детей с ОВЗ пр. № ДА-5/о7вн от 11.02.2015 г;

-Методических рекомендаций по вопросам внедрения ФГОС НОО с ОВЗ пр. № 07.028.11.0005. от10.04.2014г. ГБОУ « МГППУ»;

-АООП для детей с РАС МБОУ « Знаменская СОШ».

1.2.Цели и задачи

Программа  курса  коррекционных  занятий  «Развитие  психомоторных  и  сенсорных процессов» имеет своей  целью:  на основе создания условий познания ребенком каждого объекта  в  совокупности  сенсорных  свойств,  качеств,  признаков  дать  правильное многогранное  полифункциональное  представление  обучающимся  об  окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

Образовательные:

  • формировать  правильные  многогранные  полифункциональные  представления  об окружающей  действительности,  способствующие  оптимизации  психического   развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе;
  • обогащать  чувственный,  познавательный  опыт  на  основе  формирования  умений наблюдать,  сравнивать,  выделять  существенные  признаки  предметов  и  явлений  и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения;
  • формировать  на  основе  активизации  работы  всех  органов  чувств,  адекватного восприятия                     явлений  и  объектов  окружающей  действительности  в совокупности их свойств, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
  • формировать  способность  эстетически  воспринимать  окружающий  мир  во  всем многообразии  свойств  и  признаков  его  объектов  (цветов,  вкусов,  запахов,  звуков, ритмов);

Коррекционные:

  • исправлять  недостатки  моторики;  совершенствовать  зрительно-двигательную координацию;
  •  исправлять  недостатки  познавательной  деятельности  школьников  путем систематического  и  целенаправленного  воспитания  у  них  полноценного  восприятия формы,  инструкции,  величины,  цвета,  особых  свойств  предметов,  их  положения  в пространстве;
  • совершенствовать сенсорно-перцептивную деятельность;
  • формировать точность и целенаправленность движений и действий.

Воспитательные:

  • воспитывать  самостоятельность,  ответственность  за  свои  поступки,  аккуратность, настойчивость; вырабатывать положительную мотивацию к учению
  •  воспитывать трудолюбие, терпение, умение доводить дело до конца;
  • прививать чувства толерантности, патриотизма;

1.3. Особенности преподавания курса

Данная  рабочая  программа  является  коррекционной  для  обучения  обучающихся  с умственной  отсталостью,  составлена  с  учетом  особенностей  их  психофизического развития,  индивидуальных  возможностей,  тем  самым  обеспечивают  коррекцию нарушений  развития  и  социальную адаптацию.

Настоящая  программа  разработана  и  составлена  на  основании  авторской  программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся  1-4  классов  с  умственной  отсталостью,  авт.:  Э.Я  Удалова,  Л.А  Метиева  –Коррекционная педагогика, 3 , 2005г

Рабочая  программа  соответствует  федеральному  компоненту  стандарта  образования  (по ступеням обучения) и базисному учебному плану образовательного учреждения.

Предмет входит в коррекционную подготовку.

Данный  учебный  предмет  является  специфическим  для  обучения  младших  школьников. Его  введение  в  учебный  план  коррекционных  образовательных  учреждений  VIII  вида обусловлено  значительным  отставанием  умственно  отсталых  учащихся  в  общем развитии  от  своих  сверстников  с  сохранным  интеллектом.  Занятия  по  этому  предмету имеют  интегративный  характер,  рассматриваются  как  коррекционные.  А  значит, необходимо оказание комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что, в  конечном  счете,  будет  способствовать  более  успешной  адаптации  и  интеграции  в общество.

Данная  программа  разработана  для  обучающихся  по  адаптированной  основной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью 4 класса.

Занятия проводятся с учѐтом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Принципы реализации программы:

  • Принцип единства диагностики и коррекции  -  определение методов коррекции с учѐтом диагностических данных  
  • Безусловное принятие каждого  ребѐнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
  • Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
  • Принцип  системности  и  последовательности  в  подаче  материала  -опора  на  разные уровни организации психических процессов.
  • Соблюдение  необходимых  условий  для  развития  личности  учащегося:  создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов:

— развитие моторики, графомоторных навыков;

— тактильно-двигательное восприятие;

— кинестетическое и кинетическое развитие;

— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

— развитие зрительного восприятия;

— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

— развитие слухового восприятия;

— восприятие пространства;

— восприятие времени.

При переходе из класса в класс задания усложняются и по объѐму по сложности, что позволяет лучше закреплять уже изученный материал.

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования

Приемы  и  методы,  используемые  на  занятиях:  игра;  наглядный,  практический, словесный  методы;  наблюдение;  собеседование;  тестирование;  анализ  результатов деятельности;  учѐт  реальных  и  перспективных  индивидуальных  возможностей  ребенка; эмоционально-положительной  настрой,  что  позволяет  не  допускать  нарушений неврологического характера, аффективных потрясений детского организма.

Данный  курс  занятий  является  корекционно  -  направленным:  наряду  с  развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями  недостатков  психофизического  развития  и  формирование  у  них относительно сложных видов психической деятельности.

В начале учебного года отводится 2 часа  на обследование  детей.

Комплексное  изучение  развития  психики  ребенка  предполагает  использование апробированных  методик  изучения  детей  с  отклонениями  развития  дошкольного  и младшего  школьного  возраста  (диагностические  комплексы   Л.А.  Венгера,  С.Д. Забрамной,  И.Ю.  Левченко,  О.Н.  Усановой,  Л.С.  Цветковой,  Н.И.  Озерецкого,  М.О. Гуревича и др.).

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся.

Умственная  отсталость  связана  с  нарушениями  интеллектуального  развития,которые  возникают  вследствие  органического  поражения  головного  мозга  на  раннихэтапах  онтогенеза  (от  момента  внутриутробного  развития  до  трех  лет).  Общим  признакому  всех  обучающихся  с  умственной  отсталостью  выступает  недоразвитие  психики  сявным  преобладанием  интеллектуальной  недостаточности,  которое  приводит  к затруднениям  в  усвоении  содержания  школьного  образования  и  социальной  адаптации.

Категория  обучающихся  с  умственной  отсталостью  представляет  собой  неоднородную группу .  В  соответствии  с  между народной  классификацией  у мственной  отсталости  (МКБ-10)  выделяют  четыре  степени  умственной  отсталости:  легкую,  умеренную,  тяжелую,глубокую.

В  4  классе  обучаются  дети  с  легкой  степенью  умственной  отсталости,  их  основные характерные особенности:

1.  Разбалансированность    процессов  возбуждения  и  торможения,  нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

2.  Мышление  характеризуется  конкретностью,  некритичностью,  ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой).

3.  Недостатки  памяти  в  воспроизведении  информации:  вследствие  трудностей установления  логических  отношений  полученная  информация  может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений.

4.  Внимание  отличается  сужением  объема,  малой  устойчивостью,  трудностями его  распределения,  замедленностью  переключения.  В  значительной  степени нарушено  произвольное  внимание,  которое  связано  с  волевым  напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости.

5.  Воображение  как  один  из  наиболее  сложных  процессов  отличается значительной  несформированностью,  что  выражается  в  его  примитивности, неточности и схематичности.

6.  Эмоции    в  целом  сохранны,  однако  они  отличаются  отсутствием  оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены  переживания,  определяющие  интерес  и  побуждение  к  творческой деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.

7.  Волевая сфера учащихся характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений,  большой  внушаемостью.  Вместе  с  тем,  при  проведении длительной,  систематической  и  специально  организованной  работы, направленной  на  обучение  этой  группы  школьников  целеполаганию, планированию  и  контролю,  им   оказываются   доступны  разные  виды деятельности:  изобразительная  и  конструктивная  деятельность,  игра,  в  том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды  профильного  труда,  разнообразные  танцы  (ритмика)  и  физические упражнения (спортивные секции).

Нарушения  высшей  нервной  деятельности,  недоразвитие  психических  процессов  и эмоционально-волевой  сферы  обусловливают  проявление  некоторых  специфических особенностей  личности  обучающихся  с  умственной  отсталостью,  проявляющиеся  в примитивности  интересов,  потребностей  и  мотивов,  что  затрудняет  формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

1.4. Место курса в учебном плане

Общее  количество  часов  в  год  -  34 часов.  Развитие  психомоторики  и  сенсорных процессов» в разделе «Обязательные индивидуальные и коррекционные занятия», 1 часа в неделю

Продолжительность занятия -  40 минут.

2.  Результаты изучения коррекционного курса :

Личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные результаты курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов.

Личностными результатами изучения курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):

4 класс

  • Соотносить свои поступки и события с принятыми этическими принципами.
  • Анализировать причины своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилием, трудолюбием, старанием.
  • Фиксировать свои изменения, сравнивая прежние достижения с сегодняшними результатами, адекватно выражать их в речи.
  •  Понимать чувства других людей, сопереживать им и проявлять эти чувства в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметными результатами изучения курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД

  • Принимать и сохранять учебную задачу.
  • Учиться:
  • выделять промежуточные цели-требования с учетом конечного результата;
  • составлять план выполнения задачи и последовательность действий;
  • работать по плану, регламентирующему пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями;
  •  при выполнении действия ориентироваться на правило контроля и успешно использовать его в процессе решения задачи, исправлять допущенные ошибки;
  • вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своих действий и действий других учеников, исходя из имеющихся критериев.

Выпускник  начальной  ступени  обучения  в  сфере  регулятивных  УУД  получит возможность  для  овладения  (в  сотрудничестве  с  педагогом)  всеми  типами учебных  действий,  включая  способность  принимать  и  сохранять  учебную  цель  и задачу,  планировать  ее  реализацию,  контролировать  и  оценивать  свои  действия, вносить (по возможности) соответствующие коррективы в их выполнение.

Познавательные УУД 

(под руководством педагога):

  • Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), при направляющей помощи педагога;
  • Учиться:
  •  анализировать конкретную ситуацию с целью выделения специфических ее особенностей для последующего обобщения;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  •  устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  •  овладевать действием простейшего моделирования, то есть выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Школьник в сфере познавательных УУД получит возможность для овладения (на доступном уровне) такими логическими действиями и операциями, как анализ и синтез, классификация, сравнение, обобщение; а также научиться использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные УУД:

Предметными результатами изучения курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» являются формирование следующих умений:

Обучающиеся должны знать, понимать:

  • противоположные качества предметов (чистый – грязный, темный – светлый, вредный – полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть – закрыть, одеть – раздеть, расстегнуть – застегнуть);
  • последовательность основных жизненных событий.

Обучающиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:

  • целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога; составлять план действий (опосредуя в речи);
  •  вычерчивать геометрические фигуры, дорисовывать симметричные половины изображения;
  • вырезать ножницами на глаз изображения предметов;
  • определять:
  • на ощупь разные свойства и качества предметов, их величину и форму (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т. д.);
  •  вес различных предметов на глаз; измерять вес разных предметов на весах;
  • предмет по словесному описанию;
  • на слух звучания различных музыкальных инструментов;
  • постоянные цвета (белый снег, зеленый огурец и т. д.);
  • время по часам; длительность различных временных интервалов;
  •  возраст людей;
  • противоположные качества и свойства предметов;
  •  находить на ощупь два одинаковых контура предмета из 4 – 5 предложенных;
  • сочетать движения и позы разных частей тела произвольно и по инструкции педагога; вербализировать собственные ощущения;
  • группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам и обозначать словом;
  • сравнивать и группировать предметы по заданным параметрам формы, величины, цвета;
  • составлять:
  • целое из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5 – 7 частей);
  • сериационные ряды по самостоятельно выделенным признакам из 5 – 6 предметов;
  • использовать простые мерки для измерения и сопоставления предметов;
  • простейшие схемы-планы комнаты;
  •  самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам;
  •  узнавать целое по одному фрагменту;
  • конструировать сложные формы предметов с использованием объемных
  • геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6 – 8 элементов;
  • дорисовывать незаконченные изображения;
  • запоминать 5 – 6 предметов, изображений и воспроизводить их в исходной последовательности;
  • находить отличительные и общие признаки на наглядном материале (2 – 3 предметные или сюжетные картинки);
  • выделять нереальные элементы нелепых картинок;
  • дифференцировать вкусовые ощущения (сладкий – слаще, кислый – кислее);
  • измерять:
  • вес разных предметов на весах;
  • объем жидких тел с помощью условной меры;
  • температуру с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха);
  • распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;
  • давать характеристику неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона; выполнять упражнения на заданный звук;
  • ориентироваться:
  •  в помещении и на улице; вербализировать пространственные отношения;
  • на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нем предметов, игрушек;
  • выполнять задания педагога, связанные с изменением направления движения; представлять словесный отчет;
  •  моделировать:
  •  расположения различных объектов по отношению друг к другу в заданном пространстве;
  •  пространственные ситуации (н-р, расстановка мебели в кукольной комнате); представлять словесный отчет;
  •  работать с календарем и моделью календарного года;
  •  использовать в речи временную и пространственную термин.

3.Основное содержание курса

Данный  курс  является  коррекционно-направленным:  наряду  с  развитием  общих способностей  предполагается  исправление  присущих  детям   с  нарушением  интеллекта недостатков  психофизического  развития  и  формирование  у  них  относительно  сложных  видов психической деятельности.

Сенсорное  развитие  предполагает  формирование  у  ребенка  процессов  восприятия  и представления  о  предметах,  объектах  и  явлениях  окружающего  мира,  окружающей действительности,  Для  полноценного  сенсорного  развития  необходимо  осуществление целенаправленного сенсорного воспитания.

Сенсорное  развитие  ребенка  с  нарушением  интеллекта  значительно  отстает  по  срокам формирования  и  проходит  чрезвычайно  неравномерно.  Замедленность, недифференцированность,  узость  объема  восприятия,   нарушения  аналитико-синтетической деятельности,  специфические  недостатки  памяти  затрудняют  его  знакомство  с  окружающим миром.  Такого  ребенка  следует  научить  планомерному  наблюдению  за  объектом, рассматриванию  его,  ощупыванию  и  обследованию.  Но  кроме  этого  необходимо  определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам других предметов, т.е. ученик  должен  овладеть  своеобразными  чувственными  мерками,  которые  сложились исторически,-  сенсорными  эталонами.  Только  тогда  появится  точность  восприятия, сформируется  способность  анализировать  свойства  предметов,  сравнивать  их,  обобщать, сопоставлять результаты восприятия. Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкалы величины цветового спектра предусматривает данная программа.

Формирование  и  обогащение  чувственного  опыта  ребенка  через  совершенствование  работы всех  видов  анализаторов:  зрительного,  слухового,  тактильно-двигательного,  обонятельного, вкусового,  осязательного  (умения  видеть,  слышать,  осязать)  является  необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьника с нарушением интеллекта.

Эффективность  аналитико-синтетической  деятельности  в  процессе  восприятия  также обеспечивает  использование  сенсомоторных  действий:  чтобы  познакомиться  с  каким-то предметом  практически,  его  нужно  потрогать  руками,  сжать,  погладить,  покатать  и  т.д. Развитие  сенсорной  системы  тесно  связано  с  развитием  моторной  системы,  поэтому  в программу  включены  задачи  совершенствования  координации  движений,  преодоления моторной неловкости, развития мелкой моторики при выполнении специальных упражнений.

Большое значение для психического развития имеет закрепление чувственного опыта в слове.  Речь  служит  орудием  человеческого  мышления,  средством  общения  и  регуляции деятельности.  Для  детей  с  нарушением  интеллекта  характерны  выраженные  отклонения  в речевом  развитии,  которые  обнаруживаются  на  различных  уровнях  речевой  деятельности. Использование  на  психокоррекционных  занятиях  всего  многообразия  приемов,  облегчающих восприятие:  показ  предметов,  стимулирующие   реплики  и  направляющие  внимание  вопросы, рассказ  педагога,  игра,  создание   проблемной  ситуации  и  др.,  побуждают  учеников  к оречевлению  того,  что  они  видят,  к  выполнению  с  объектом  определенным  образом организованной  деятельности  и  к  формированию  полученных  результатов.  Разные  виды деятельности представляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей.

Особое  внимание  должно  уделяться  планированию  предстоящей  деятельности, осуществлению контроля за ходом работы и предоставлению отчета по окончании.

Учитывая  психологические  особенности  детей,  материал  предлагается  дробно,  с постепенным,   чем  обычно  усложнением,  увеличивая  количество  закрепляющих  упражнений, включая материал для повторения и самостоятельных работ. Учащиеся должны уметь показать и  прокомментировать  свои  действия,  объяснять  все,  что  они  делают,  собирают,  решают, рисуют,  лепят.  Коррекционно-развивающие  занятия  должны  обеспечить  не  только  усвоение определенных  знаний,  умений  и  навыков,  но  также  формирование   приемов  умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития речи.

Программа  предусматривает  развитие  и  воспитание  детей  на  занятии  через  обучение, игру,  музыку,  движение,  изобразительную  деятельность  и  т.  д.  в  процессе  преимущественно коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства,  способствуют  овладению  различными  способами  управления  собственным оведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.

Таким образом,  структура программы психомоторики и сенсорных процессов включает

в себя следующие разделы:

-развитие крупной и мелкой моторики графомоторных навыков;

-тактильно-двигательное восприятие;

-кинестетическое и кинетическое развитие;

-восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

- развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;

-восприятие  особых  свойств  предметов  через  развитие  осязания,  обоняния, барических

ощущений, вкусовых качеств;

- развитие слухового восприятия и слуховой памяти;

-восприятие пространства;

-восприятие времени.

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий – 2 часа.

Раздел 1. Развитие моторики, графомоторных навыков – 5 часов.

Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Игры и упражнения: ходьба по верѐвке (скакалке), начерченной на полу линии, с движениями рук (в стороны, вверх – вниз, вперѐд – за спину, влево – вправо и т.п.); перепрыгивание через предметы, с места на место; ползание через «лабиринты»; игры с мячом, обручем; броски в цель – «попади в цель». Развитие межполушарного взаимодействия.

Упражнения: «Перекрест», «Бревнышко». Соотношение движений с поданным звуковым сигналом: один хлопок – бег вперед, два хлопка – бег назад и т.д. Игры: «Стоп, хоп, раз», «Слушай хлопки», «Четыре стихии».Выполнение целенаправленных действий по трех- и четырехзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности: «присядь и возьми мяч – выпрямись –потянись вверх, подняв мяч над головой – опусти мяч до груди и брось его в кольцо»;

«поставь руки на пояс – сделай один шаг вперед – два шага влево – один шаг назад –

опусти руки».

Совершенствование точности мелких движений рук. Игры и упражнения: с бусинками, пуговицами, мелкими камешками и т.д. – «Составь бусы», «Выложи предмет»; конструктором «Лего», мозаикой; вырезание ножницами правой и левой рукой – «Узоры»; лепка из пластилина – «Пластилиновые узоры».

Вычерчивание геометрических фигур: окружность, квадрат, треугольник (одинаковых и разных) по образцу и самостоятельно. Упражнения: «Нарисуй фигуры по точкам», «Рисуем геометрические фигуры». Штриховка нарисованных треугольников, кругов, квадратов в одном и разном направлении одновременно двумя руками. Упражнения: «Штриховка», «Заполним точками фигуры».

Дорисовывание симметричной половины изображения. Упражнения: «Симметрия», «Дорисуй половинку», «Узнай и дорисуй», «Дорисуй узор», «Закончи картинку».

Графический диктант с усложненным заданием (заштрихуй, раскрась, поставь знак слева, справа и т.д. от полученной фигуры). Упражнения: «Графический рисунок », «Рисуем фигуры линиями», «Придумай и нарисуй графический узор», «Нарисуй и раскрась».

Вырезание ножницами на глаз изображений предметов: елочка, снежинка, яблоко. Аппликация из вырезанных силуэтов предмета.

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие – 3 часа.

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам: выпуклый, вогнутый, круглый, колючий, деревянный и т.д. Дидактические игры и упражнения: «Предметы», «Узнай предмет на ощупь», «Найди предмет по описанию», «Найди и покажи предмет из дерева, стекла, пластмассы и т.д.», «Выпуклый – вогнутый», «Сортировка: что деревянное, металлическое, стеклянное, пластмассовое и т.д.», «Ощупай фактуру материала и найди предмет из него», «Найди предметы такой же формы», «Тактильный альбом», «Что это?». Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Аппликационная лепка.

Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4 –5 предложенных.

Дидактические игры и упражнения: «Парные контуры», «Найди пару», «Найди на ощупь одинаковые пары», «Найди два одинаковых среди других», «Вижу пальцами». Игры с мелкой мозаикой: «Выложи узор». Игры с пазлами: «Собираем пазлы».

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие – 2 часа.

Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела, вербализация поз и действий. Игры и упражнения: «Лес, болото, море», «Пройди по следам», «Угадай команду», Танцы-противоположности», «Сделай наоборот», «Слушай и выполняй», «Стоп – сигнал».

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. Воображаемые действия. Игровые упражнения: «Воздушный шарик», «Чаша доброты», «Кулачки», «Олени», «Штанга», «Хоботок», «Лягушки», «Орешек», «Сердитый язык», «Полет бабочки», «Швейная машина». Упражнение «Изобрази»: «Наколи дров», «Прополощи белье», «Вдень нитку в иголку», «Прополощи белье», «Подбрось мяч», «Перейди через улицу».

Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов – 5 часов.

Группировка  предметов  по  двум  самостоятельно  выделенным  признакам; обозначение  словом.  Дидактические  игры  и  упражнения:  «Подбери  пару», «Группировка»,  «Назови  предметы»,  «Найди  одинаковые  предметы»,  «Сгруппируй фигуры», «Найди такие же», «Чем похожи?», «Найди пары и соедини», «Посели фигуры в домик».

Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Дидактические игры и упражнения: «Собери правильно», «Разноцветные фигуры», «Веселые соседи», «Развиваем наблюдательность», «Что здесь лишнее и почему?», «Назови отличия», «Группируй и запоминай», «Золушкины помощники», «Убери лишнюю фигуру», «Назови одним словом», «Что где лежит», «Найди предметы треугольной, четырѐхугольной, круглой формы на картинке», «Что бывает зеленого, красного и т.д. цвета?», «Найди и сосчитай фигуры на картинке», «Собери друзей».

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5 –6 предметов. Дидактические игры и упражнения: «Расставь по порядку», «Посели зверей в домики», «Какой транспорт движется быстрее?», «Помоги матрешкам собраться в лес по ягоды», «Кто выше всех летает?», «Покажи, как происходит развитие растений и составь рассказ», «Лесенка», «Дорисуй следующие фигуры, соблюдая порядок», «Выбери фигуру», «Палочки в ряд» (синхронное составление двух рядов).

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте). Дидактические игры и упражнения: «Измеряем и сравниваем», «Что короче, что длиннее?», «Что уже, что шире?», «Что толще, что тоньше?», «Что выше, что ниже?», «Дальше – ближе», «Произведи измерение», «Отмерь на линии», «Нарисуй две дорожки – одну длиннее другой, шире другой и т.д.», «В какую коробку?».

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки). Дидактические игры и упражнения: «Цвета и их оттенки», «Сложи радугу», «Собери орнамент», «Какие цвета использованы?», «Капельки», «Волшебный круг», «Цвет и настроение», «Пестрый клоун», «Ягоды поспели». «Разноцветные льдинки», «Цветок отношений», «Спектральная мозаика», «Непрерывный цветопереход».

Определение постоянных цветов: белый снег, зеленый огурец и т. д. Дидактические игры и упражнения: «Назови цвет», «Что можно нарисовать каждой краской?», «Уточним цвет предмета», «Какого цвета?», «Неразлучные цвета», «Что художник раскрасил неверно?», «Что бывает зеленого, красного и т.д. цвета?», «Звезда».

Узнавание целого по одному фрагменту. Дидактические игры и упражнения: «Узнай предмет», «Найди подходящий фрагмент», «Найди по части целое», «Дорисуй», «Что на картинке?», «Чего не хватает?», «Зашумленные изображения», «Кто спрятался?», «Что спрятано?», «Найди логическую пару».

Определение предмета по словесному описанию. Дидактические игры и упражнения: «Отгадай предметы по словесному описанию», «Догадайся, о ком (о чѐм) говорится», «Кто это? Что это?», «Загадки», «Узнай по описанию», «Скажи какой?».

Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6 – 8 элементов. Игры и упражнения: «Составь рисунок из геометрических фигур», «Фигура – силуэт», «Танграм», «Волшебный круг», «Нарисуй животных, используя геометрические фигуры», «Преврати геометрические фигуры в предметы», «Сложи фигуры из частей квадратов», «Сложи фигуры из треугольников», «Пазлы», «Мозаичные

узоры», «Геометрический конструктор».

Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5 – 7 частей). Дидактические игры и упражнения: «Разрезанные изображения», «Собери целое», «Сложи узор», «Составь целое из частей», «Восстанови картинку». «Найди такие же части рисунка на картинке».

Раздел 5. Развитие зрительного восприятия – 3 часов.

Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Дидактические упражнения «Дорисуй вторую половину», «Дорисуй до целого», «Дорисуй фигуры до предметов», «Дорисуй картинки». Гимнастика для глаз.

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2 – 3-предметные или сюжетные картинки). Дидактические игры и упражнения: «Сравни предметы и их тени, найди сходство и различие», «Сравни рисунки: что изменилось на втором рисунке?», «Найди в каждом окошке лишний предмет», «Найди отличия между двумя картинками», «В каждом ряду найди рисунок, отличающийся от других», «Посмотри внимательно». Гимнастика для глаз.Тренировка зрительной памяти. Запоминание 5 – 6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Дидактические игры и упражнения: «Что изменилось?», «Запомни и нарисуй», «Запомни и раскрась одним цветом одинаковые фигуры», «Восстанови последовательность», Запомни порядок», «Посчитай и сложи», «Что пропало?». Гимнастика для глаз.

Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Дидактические игры и упражнения: «Что неправильно?», «Найди ошибки», «Нелепицы», «Что перепутал художник?», «Бывает – не бывает?», «Чего не бывает на свете», «Что не так?», «Противоположности», «Рисование противоречий», «Летает – не летает». Гимнастика для глаз.

Игровой тренинг. Дидактические игры и упражнения на развитие зрительного восприятия: «Лабиринты», «Закрой фишками», «Спрятавшиеся буквы», «Зашумленные изображения»,  «Кто больше увидит и назовет», Зрительный диктант.

Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов: развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений – 4 часов.

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – влажное –мокрое и т. д.), их словесное обозначение. Дидактические игры и упражнения: «Сухое –влажное – мокрое», «Определи, какая рука?», «Определи на ощупь», «Ассоциации», «Белье».

Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Упражнения: «Измеряем температуру тела, воды, воздуха», «Назови различия».

Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий – слаще, кислый – кислее), их словесное обозначение. Дидактические игры и упражнения: «Сравни вкус продуктов», «Определи на вкус», «Какой на вкус?», «Назови вкус продуктов», «Что ты съел?», «Продукты полезные и опасные».

Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии).

Дидактические игры и упражнения «Угадай предмет по запаху», «Определи содержимое по запаху», «Какой запах?», «Сравни запахи», «Три флакона», С запахом – без запаха».

Измерение веса разных предметов на весах. Измерение объема жидких тел с помощью условной меры. Дидактические игры и упражнения: «Весы», «Определи вес», «Чем различаются?», «Что тяжелее?», «Определи на глаз», «Масса предметов», «Измеряем объем воды», «В какую емкость поместится больше воды?».

Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный, темный –светлый, вредный – полезный). Дидактические игры и упражнения: «Скажи наоборот», «Противоположности», «Полезно – вредно», «Соедини рисунки». «Выбираем противоположности».

Раздел 7. Слуховое восприятие – 2 часов.

Характеристика  неречевых,  речевых  и  музыкальных  звуков  по  громкости, длительности, высоте тона. Дидактические игры и упражнения: «Высокий  – низкий звук», «Громкий  –  тихий»,  Определи  самый  громкий  (высокий)  звук»,  «Слушай  и  выполняй», «Какой  музыкальный  инструмент  звучит?»,  «Угадай  эмоции  человека»,  «Угадай  по голосу».

Развитие  слухомоторной  координации.  Дидактические  игры  и  упражнения: «Запрещенный звук», «Будь внимателен», «Шагаем и танцуем».  

Определение  на  слух  звучания  различных  музыкальных  инструментов. Дидактические  игры  и  упражнения:  «Угадай,  что  звучит»,  «Двигаемся  под  музыку», «Какой музыкальный инструмент звучит?».

Формирование  чувства  ритма.  Игровые  упражнения:  «Отхлопай  ритмический рисунок»; ходьба и бег под бубен, барабан.

Раздел 8. Восприятие пространства – 3 часов.

Ориентировка  в  помещении  и  на  улице;  вербализация  пространственных отношений.  Выполнение  заданий  педагога,  связанных  с  изменением  направления движения;  предоставление  словесного  отчета.  Дидактические  игры  и  упражнения: «Выполни  задания»,  «Куда  ты  хочешь  пойти?  Что  ты  хочешь  найти?»,  «На  плоту», «Назови  ориентиры,  противоположные  по  значению»,  «Отгадай  –  где»,  «Синхронное плавание».

Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу  в ближнем и дальнем пространстве. Дидактические игры:  «Новоселье»,  «Фигуры высшего пилотажа».

Самостоятельное  моделирование  пространственных  ситуаций  предоставление словесного отчета. Составление простейших схем-планов комнаты. Дидактические игры и упражнения: «Расстановка мебели в кукольной комнате», «Сервировка стола», «Составим рисунок-схему  комнаты»,  «Ориентировка  по  рисунку-схеме»,  «Найди  спрятанную игрушку».

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному  расположенного  (горизонтально,  вертикально,  под  углом).  Дидактические игры  и  упражнения:  «Выполни  задания»,  Внимательно  слушай  и  рисуй»,  «Назови соседей», «Едем на машине».

Игровой  тренинг.  Дидактические  игры  и  упражнения  на  развитие  восприятия пространства:  «Графический  диктант»,  «Лабиринты»,  «Раскрась…»,  «Нарисуй...», «Самый внимательный».

Раздел 9. Восприятие времени – 4 часов.

Определение  времени  по  часам.  Дидактические  игры  и  упражнения:  «Часы», «Определяем время по часам», «Азбука чтения минут», «Покажи», «Угадай-ка!».

Длительность  временных  интервалов.  Дидактические  игры:  «Береги  минутку», «Сколько  времени  мы  тратим»,  «Цена  минуты»,  «Сколько  кругов  сделает  стрелка  на секундомере за 1 мин, 5 мин, 10 мин, 1 час?».

Работа с календарем и моделью календарного года.

Последовательность основных жизненных событий. Дидактическая игра «Что было раньше, что сейчас, а что потом».

Возраст  людей.  Дидактические  игры  и  упражнения:  «Кто  старше  (младше?), «Определяем возраст».

Игровой  тренинг.  Дидактические  игры  и  упражнения:  «Расставь  по  порядку, «Занимательные  задачки»,  «Отгадай  загадки»,  «Долго  –  быстро»,  «Сравни  временные величины»,  «Что  дольше  длится:  5  суток  или  неделя?»,  «Что  пропущено?»,  «Что

лишнее?».

4. Календарно – тематическое планирование по коррекционному курсу

 «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 4 класс.

Дата

Название раздела, тематика занятий

Кол-во

часов

Оборудование

Информационное обеспечение

1

Обследование детей  

2

Диагностический

пакет методик

Развитие моторики, графомоторных навыков - 5

2

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.)

Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о выполнении

1

Мячи

скакалки

стрелки-символы; «Дорожка следов»

полоса препятствий

Мячи

скакалки

стрелки-символы

3

Совершенствование точности мелких движений рук.

( соединение колец в цепочку)

1

Мелкая мозаика, «Лего»

4

Графический диктант с усложненными заданиями

1

Т.Томилина «Зарядка для пальчиков».-М.:Просвещение 2007г

5

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник)

Дорисовывание симметричной половины изображения

1

Внутренние и внешние трафареты

Игры со шнурками;

пособие «Гусеница»

6

Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко)

1

Материалы для аппликации

Тактильно-двигательное восприятие - 3

7

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий)

1

Набор разнообразных предметов

8

Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной

1

Набор разнообразных предметов,

 Пластилин

9

Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами)

Игры с мелкой мозаикой

1

Различные предметы.

Наборы мозаики.

Кинестетическое и кинетическое развитие 2

10

Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов;

1

сенсорная тропа для ног, пособие «акробаты»; сенсорная тропа для ног, пособие «акробаты»

11

Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)

1

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов 5

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов 12 

12

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом.

Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4—5 предметов

1

Предметные картинки.

Предметы разнооб-разные по форме

13

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте)

1

Предметы разнообразные по форме

14

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки). Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет»

1

Предметы разнообразные по

величине

15

Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы)

1

Предметы разнообразные по

толщине

16

Узнавание предмета по одному элементу; Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию»

1

Геометрический конструктор

Развитие зрительного восприятия  3

17

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок);

Нахождение нелепиц на картинках;

1

Предметные картинки

18

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти»

1

Зрительный тренажер

19

Дидактическая игра «Лабиринт»

Профилактика зрения. Гимнастика для глаз

1

Предметные картинки,

Зрительный тренажер

Восприятие особых свойств предметов: развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений – 4

Восприятие особых свойств предметов  10 

20

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение.

1

Сюжетные картинки

Предметные картинки;

21

Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха.

натуральные предметы

22

Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее и т. д.), словесное обозначение

Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху»

1

Предметные картинки;

натуральные предметы

Предметные картинки;

натуральные предметы

23

Упражнения в измерении веса предметов на весах

1

Предметные картинки;

натуральные предметы

24

Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный)

Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть — закрыть, расстегнуть — застегнуть, одеть — раздеть)

1

Сюжетные картинки

Развитие слухового восприятия -2

Развитие слухового восприятия 6 

25

Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных).

Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук»

1

Детские музыкальные инструменты,

аудио записи.

26

Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук»

Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит»

Формирование чувства ритма. Игровые упражнения

1

аудио записи

Восприятие пространства 3

27

Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции.

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве

1

Мячи

скакалки

стрелки-символы

28

Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений

Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате)

1

Набор предметов

Листы бумаги разного формата

29

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)

1

Предметные картинки;

натуральные предметы

Восприятие времени 4

Восприятие времени 7 

30

Определение времени по часам

Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку»

Работа с календарем и моделью календарного года

1

графическая модель «Сутки»

31

Работа с календарем и моделью календарного года

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

1

Табл.»Дни недели»

32

Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей

1

Модель часов

33

Итоговая диагностическая игра

«Чему мы научились?»

1

Карта города

Временска

5. Учебно – методическое и материально- техническое обеспечение

Образовательного процесса

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Аппаратные средства

  1. Компьютер  -  универсальное  устройство  обработки  информации;  основная конфигурация  современного  компьютера  обеспечивает  учащемуся  мультимедиа-возможности:  видео  -изображение,  качественный  стереозвук  в  наушниках,  речевой ввод с микрофона и др.
  2.  Принтер  -  позволяет  фиксировать  на  бумаге  информацию,  найденную  и созданную учащимися  или  учителем.

Не аппаратные средства  (игры, специализированные приспособления)

  1. Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, плоские  и  объѐмные  геометрические  фигуры,  геометрическое  лото,  логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.)
  2. Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины)
  3. Арсенал для  техники АРТ-терапии  (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные  листы  формата  А  1,  А  2,  А  3,  А  4,  А  5,  краски,  гуашь,  цветная  бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)
  4. Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)
  5. Тетради для творческих работ учащихся
  6.  Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.
  2. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". -КЛИО, 1997.
  3. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в

сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 8.3)

Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образованияВариант 8.3 предполагает, что  обучающийся с РАС, осложненными  легкой умственной отст...

Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ФГОС ОВЗ УО, вариант 2 - СИПР)

Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в ...

Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с НОДА, УО – легкой, ТНР – ФГОС с ОВЗ

Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА, УО – легкой, ТНР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом ра...

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования по предметам составлена на основе рекомендаций Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталость

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования по предметам составлена на основе рекомендаций Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) «БИОЛОГИЯ»

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), учебно-методическим комплектом «Биоло...