«Социально-педагогическая коррекция и реабилитация воспитанников по формированию и решению социально значимых проблем»
статья (11 класс) по теме

Артемьева Татьяна Николаевна

Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_ot_1_.11.12g.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления: «Социально-психологическая коррекция и реабилитация воспитанников по формированию и решению социально значимых проблем»

Психолог: Артемьева Т.Н.

Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.

Данная проблема особенно актуальна именно с детьми от 10 лет.

 Во-первых, изменения, приходящиеся на пубертатный период, делают организм подростка более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний. Во-вторых, именно в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В-третьих, естественное для этого возраста расширение сферы социальных отношений дает подростку новый социальный опыт, овладеть которым очень сложно.

 К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, дети с психопатоподобным поведением, с эмоциональными нарушениями.

Нарушения поведения обнаруживают связь с различными видами неполноценности ЦНС, отсюда нарушение познавательной деятельности, эмоциональная незрелость, отклонение темпа полового созревания.

В формировании нарушений поведения бесспорная роль принадлежит социальному фактору, неблагоприятным условиям воспитания и окружения, явлениям микросоциальной и педагогической запущенности – и все это на фоне органического поражения ЦНС.

Значительная часть нарушений имеет и половые различия в расторможенности влечений у мальчиков чаще выступает склонность к алкоголизации, побегам, агрессии, у девочек – повышенная сексуальность.

Так как приоритетным является личностно-ориентированное образование, то в работе мы должны опираться на зону ближайшего развития школьника и на его индивидуальные особенности.

Задачей индивидуального подхода является выявление способностей, возможностей ребенка, опора на его положительные сохранные стороны с целью его «закрепления в жизни».

Организация обучения и воспитания детей "группы риска" может быть продуктивной при условии, что она осуществляется всесторонне: лечебно-педагогическая коррекция + помощь дефектолога, психолога, логопеда, социального педагога.

Характеристика обобщенных групп детей  может помочь нам в следующем наиболее важном этапе – это разработка методов лечебно-педагогической, социально-психологической коррекции, дифференцированной в зависимости от того или иного типа нарушения поведения у подростков.

С уважением, психологическая служба школы-интерната №62.

Подростки с явлениями психической неустойчивости (1) («безвольные», «повышенно - внушаемые», «с неустойчивым настроением») - этих детей отличается отсутствие чувства долга, неспособность тормозить свои желания, подчиняться требованиям школьной дисциплины. Они быстро теряют интерес к занятиям и постоянно нуждаются в стимуляции извне (поощрение, напоминание, перемена видов деятельности). Мало способные к волевому усилию, при затруднениях в учебе они нередко уходят с уроков, не могут себя занять продуктивной деятельностью. Побеги у таких детей являются одной из основных форм защитных реакций, а также служат удовлетворением инфантильных потребностей.

Работу с таким ребенком не стоит проводить сразу с попыток ликвидации неуспеваемости, это может привести к еще большему протесту.

Начнем с  того, что направлено на формирование личностных качеств (с учетом некритичности мышления) – правильной самооценки, чувства ответственности и долга, целенаправленной деятельности.

Аффективная возбудимость (2) – им свойственны аффективные разряды, направленные на сверстников и взрослых (+ выраженное отрицательное отношение к учебе, установку на физический труд).

Постараемся включать его в совместную деятельность, обращая внимание на положительные качества каждого ребенка; важно отмечать успехи (не идеализируя их) такого ребенка; пусть он получит какую-либо обязанность в классе, значимую для всех; хорошо приучать детей называть друг друга по именам, стараясь не обидеть, а наоборот поддержать того, кто нуждается в помощи.

 Гиперактивные дети, или дети с синдромом дефицита внимания (3)

Им свойственны: чрезмерная активность, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо (это обусловлено большей частью с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля) + затруднения в общении с другими людьми, являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными, у них

отмечается агрессивность, упрямство, лживость и другие формы асоциального поведения.

СДВГ осложняется на фоне органического поражения мозга, возможных осложнений во время беременности, наследственность, социальных факторов (влияние систематических явлений в жизни значимых людей).

Комплексная работа с детьми с СДВГ необходимо использовать коррекционно - развивающие программы на увеличение объема внимания, на распределение внимания, на усиление концентрации и устойчивости внимания, переключения внимания. Важным остается подход к таким «нелегким» детям: спокойного и последовательного отношения к ним.

 В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначных прогнозов. У многих серьезные проблемы могут сохраняться и в продолжение всей жизни.

И что же делать?

  • работу с гиперактивным ребенком желательно строить индивидуально;
  • по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка и поощрять его хорошее поведение;
  • во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы (этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для в центре класса напротив доски);
  • предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;
  • учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;
  • научить его пользоваться специальным дневником или календарем;
  • на определенный отрезок времени давать ТОЛЬКО ОДНО задание;
  • ДОЗИРОВАТЬ ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые исправления;
  • предусматривать возможность для двигательной "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

Эмоциональные нарушения (4)

Как вести себя со школьниками чрезмерно упрямыми, обидчивыми, плаксивыми, тревожными?

 Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:

1) агрессивные дети - обращается внимание на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.

2) эмоционально – расторможенные дети -  на все реагируют слишком бурно.

3) Слишком застенчивые, тревожные дети - стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

 Иногда мы сами требуем такого поведения и уровня успеваемости, которые для некоторых являются непосильными. Игнорирование с нашей стороны индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка может быть причиной негативных психических состояний учащегося.

  Таким детям требуется доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание к ребенку. Необходимо соблюдение режима дня.

Как быть?

  • нельзя стремиться учить ребенка подавлять свои эмоции, задача в том, чтобы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства;
  • эмоции возникают в процессе взаимодействия с окружающим миром. Необходимо научить ребенка адекватным формам реагирования на те или иные ситуации или явления внешней среды;
  • Не надо ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Это невозможно в повседневной жизни, и искусственное создание "тепличных условий" лишь на время снимает проблему, а через некоторое время она встает более остро. Здесь нужно учитывать не просто, какие эмоции (отрицательные или положительные), а, прежде всего, их интенсивность;
  • чувства ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы он не переживал того, что он переживает. Как правило, бурные аффективные реакции - это результат длительного сдерживания эмоций.

В условиях индивидуального комплексного подхода искажение развития детей и подростков в значительной мере сглаживается за счет целенаправленного формирования как личностных свойств, так и навыков произвольной деятельности и  дает возможность ребенку создать условия для компенсации трудностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ» (социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)

Цель и задачи программы.Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.- оказание комплексной социальной психологической и пед...

Социально-педагогическая коррекция и реабилитация

Процесс перевоспитания с позитивными влияниями, предполагающими изменения в развитии личности ребенка....

Инновационный подход в решении социально-педагогических проблем

Дети, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежд...

Инновационная деятельность педагога-организатора. Доклад на всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Реализация инновационного проекта «Ездовое собаководство как средство коррекции и реабилитации воспитанников с ОВЗ"

Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особенности в развитии - одна из основных задач, которую стремятся решить педагоги, психологи и дефектологи, работающие с ними. Наряду с ...

Доклад на тему: «Ездовое собаководство как средство коррекции и реабилитации воспитанников с ОВЗ»

Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня, выполнений домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации,...