ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ» (социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)
рабочая программа по теме

Цель и задачи программы.

Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.

Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.

- оказание комплексной социальной психологической и педагогической помощи в личностном самоопределении подростков.

- изучение в комплексе причин девиантного поведения учащихся.

- выявление, изучение и предупреждение отклонения в поведении несовершеннолетних.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon для работы в школе206 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П. СТЕПНОЕ

СОВЕТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ШКОЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ»

(социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)

                Социальный педагог:   Епифанова Ю.Ю.

                                               

                                     

2013-2015 год.

Программа « Социально – педагогическая коррекция и реабилитация»

РАЗДЕЛ 1.

1.1. Общие положения.

      В последние годы безнадзорность детей приобрела угрожающие масштабы, растёт число не обучающихся и неработающих подростков, увеличивается удельный вес детей младшего школьного возраста и девочек-подростков среди несовершеннолетних правонарушителей. За последние 5 лет число преступлений, совершённых подростками возросло более чем на 20%, а количество их участников более чем на 30%. Ежегодно около миллиона детей и подростков доставляются в органы внутренних дел за различные правонарушения, в приёмники-распределители попадают около 60 тыс. В целом по России это почти каждый четвёртый подросток.

     В целом ряде исследований установлено, что распространенность поведенческих расстройств среди детей и подростков является характерной чертой последних десятилетий. Выявлены три уровня дезадаптации по степени нарастания их патогенного воздействия:

1. Распад семьи и перепоручение воспитания ребенка родственникам и другим лицам;

2. Наличие конфликтных семейных отношений, препятствующих осуществлению нормальных воспитательных функций;

3. Асоциальная дезадаптация родительских семей.

    Относительно большой удельный вес имеют расстройства, связанные с дефектами воспитания, выявлены и представлены следующие психотравмирующие факторы микросреды, влияющие на психическое здоровье детей:

-  конфликтные ситуации во взаимоотношениях родителей между собой;

- алкоголизация родителей;

- повышенные требования со стороны родителей, граничащие с

деспотизмом.

     Проведены многочисленные исследования, подтверждающие отрицательные воздействия конфликтных ситуаций на детей и подростков из неблагоприятных семей, в особенности на формирование у них психических расстройств, связанных со стрессом, и асоциальных форм поведения.        Произошло значительное омоложение контингента наркоманов: ребята пробуют наркотик уже в тринадцать-четырнадцать лет.

     В нашей школе есть семьи, которые не уделяют должного внимания воспитанию детей. Наблюдаются случаи асоциальных явлений (пробуют алкоголь, курение учащиеся 7-11 классов), отдельные подростки совершают правонарушения, не соблюдают Устав школы (пропускают уроки без уважительных причин,   опоздания, нарушения школьной дисциплины).

    Эти серьёзные педагогические проблемы школы, которые разрешимы во взаимодействии педагогов, психологов, работников медицины и социальных служб, правоохранительных органов стали основанием для разработки программы «Подросток и закон».

1.2.  Основания для разработки программы.

1. Недостаточный уровень воспитанности в отдельных классах школы по результатам диагностики.

2. Нецензурная брань, сквернословие среди учащихся.

3. Омоложение асоциальных явлений среди учащихся по результатам анкетирования (табакокурение, алкоголь).

1.3. Законодательно-нормативное обеспечение программы.

1 .Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». (Принят Гос. Думой 21.05 1999 года).

2. Закон РФ «Об образовании», закон Саратовской области «Об образовании».

3. Закон «О правах ребенка», «О защите прав детей», «Об опеке и попечительстве».

4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».

5. Конвенция о правах ребёнка. (Принята Ген. Ассамблеей ООН 20.10.1989 года).

6. Концепция воспитания личности растущего человека. (Мин. образования г. Саратов, 2000 год).

7. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. (28.02.2000 год).

8. Конституция РФ, «Гражданский и Семейный кодекс РФ».

9. «Правовой статус ребёнка в Российской Федерации». (г.Саратов, 2000год)

1.4. Цель и задачи программы.

Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.

Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.

- оказание комплексной социальной психологической и педагогической помощи в личностном самоопределении подростков.

- изучение в комплексе причин девиантного поведения учащихся.

- выявление, изучение и предупреждение отклонения в поведении несовершеннолетних.

1.5. Сроки реализации программы: 2013-2015 учебный год.

РАЗДЕЛ 2

Основные принципы программы.

1 .Принцип преемственности педагогических действий и деятельности ребёнка в

дошкольном, школьном периодах развития.

2.Принцип гуманизации и демократизации воспитательных отношений.

3. Принцип развития и творчества личности.

4. Принцип опоры на интересы и потребности учащихся, педагогов, родителей.

5. Принцип дифференциации предполагает создание условий освоения знаний оптимальным для каждого ребёнка способом, тестом и объёмом, отбором содержания форм и методов воспитания, учёт специфических позиций детей и взрослых.

6. Принцип педагогической целесообразности это мера педагогического вмешательства, разумной достаточности, определения, что нужно сделать в нужный момент. Предоставление самостоятельности и самовыражение личности ребёнка.

7. Принцип успешности. Мажорный тон жизни ребёнка должен опираться на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности, в нравственном поведении.

8. Принцип творческой самодеятельности учащихся (свобода и стимулирование деятельности детей), самоорганизация и развитие интересов. Практическое овладение воспитанниками, соответствующими видами учебной работы, физического труда, спорта, искусства и реализации полученных знаний, умений, навыков в многоплановой деятельности.

9. Принцип социальной адекватности воспитания требует создания таких условий, чтобы дети, осознавая свою социальную защищённость, в то время как формировали у себя готовность к социальной самозащите. Это принцип предполагает включение учащихся в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного эмоционального воздействия окружающей среды, для выработки определённых способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека.

10. Принцип толерантности:

Педагогическая толерантность требует соблюдения некоторых основных требований:

- все работники школы и родители в общении с детьми должны проявлять доброжелательность, терпение, уважение к ученикам.

- педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних на счет унижения других.

- оценка должна способствовать развитию ребёнка, стимулировать получение знаний и умений, а не быть кнутом в руках учителя.

- процесс обучения не возможен без продуктивного, позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни.

РАЗДЕЛ 3

3.1. Основные направления программы.

1. Предупреждение и преодоление асоциального развития детей и подростков.

2. Диагностика личности школьника.

3. Целенаправленная воспитательная деятельность, связанная с профилактикой отклонений в поведении детей.

4. Организация и координация совместной деятельности правоохранительных органов, здравоохранения, образования, социального обеспечения и др.

5. Профессиональная подготовка учительских кадров к воспитательной работе с несовершеннолетними правонарушителями.

6. Организация педагогической помощи родителям проблемных детей.

3.2. Методы воспитания проблемных детей:

1.Методы мотивационной сферы и самосознания:

а) объективное осмысление своих достоинств и недостатков.

б) ориентация самосознания.

в) убеждение.

г) прогнозирование последствий отрицательного поведения.

 2.Методы перестройки жизненного опыта:

а) предписание.

б) ограничения.

в) переучивание.

г) переключение.

д) регламентация образа жизни.

З.Методы предупреждения отрицательного и стимуляция положительного поведения:

а) поощрения и наказания.

б) соревнования.

в) положительные перспективы.

 4.Методы разрушения отрицательного типа характера.

3.3. Формы работы по преодолению вредных привычек учащихся.

Для эффективности внеклассной деяте5ьности в этом направлении используются следующие формы работы:

- просмотр видеофильмов с последующим обсуждением,

- встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими   в трудных ситуациях жизни;

- встречи со специалистами,

- изучение отношения взрослых к проблемам учащихся,

- тематические викторины, устные журналы,

- конкурсы на лучшее художественное произведение, направленное против вредных привычек человека и демонстрирующих силу человеческого духа, - выставки рисунков, акции в защиту человека о влияния вредных привычек,

- нравственные классные часы,

- интерактивные игры,

- пресс - конференции, круглые столы по данной теме.

РАЗДЕЛ 4

Обеспечение реализации основных направлений программы.

4.1. Изучение проблемных детей.

Основные задачи: 1. Формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности.

2. Предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между детьми.___________________________________________

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

Выявление причины, факторов риска всех проблемных детей, начиная с первого класса, и накопление банка данных.

постоянно

соц. педагог, кл. рук.

2.

Путем систематических наблюдений за детьми, изучения результатов их деятельности, устанавливать характер их педагогической запущенности.

постоянно

педагоги, психолог, соц. педагог

3.

Определение положения ученика в классном коллективе, взаимоотношения с ним путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования.

постоянно

соц. педагог,

психолог, кл. рук.

4.

Изучение интересов и склонностей, способностей ученика, возможное включение его во внеурочную кружковую, общественно-полезную деятельность.

постоянно

кл. рук., соц.

педагог, заместитель директора по ВР, кл. рук.

5.

Наблюдения за проблемным учеником в других группах, компаниях и объединениях, выяснение направленности этих групп, характер их выявления на ученика.

постоянно

соц. педагог, кл. рук.

6.

Изучение положения ребенка в семье.

постоянно

соц. педагог, кл. рук.

7.

Составление индивидуального коррекционного плана

в начале каждого года.

кл. рук.

воспитательной работы с семьей и ребенком.

8.

Изучение психоэмоционального физического состояния ребенка совместно с медицинскими работниками.

постоянно

м/с сестра

9.

Пополнение базы данных.

постоянно

соц. педагог, кл. рук.

10

Проведение педагогической диагностики: промежуточное, итоговое.

постоянно

соц. педагог, кл. рук.

11.

Изучение социальной среды ребенка. Составление социального паспорта семьи.

постоянно

соц. педагог

4.2. Совместная деятельность педагогов, правоохранительных органов, здравоохранения, социального обеспечения, общественных организаций.

Основные задачи: 1) осуществление системы профилактики основанной на взаимодействии педагогов, медработников, правоохранительных органов и социальных служб. 2) формирование основ нравственного поведения детей.

1 четверть

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Анализ работы

1.Сообщение о состоянии подростковой преступности за истекший учебный год и летние каникулы, летней занятости подростков, находящихся в СОП

Сентябрь

Зам. по ВР, соц. педагоги

2. Создание социального паспорта МОУ-СОШ № 1 р.п. Степное

сентябрь

Соц. Педагоги, кл. руководители

3. Беседы с обучающимися на правовые, психологические и медицинские темы, с приглашением инспектора ПДН, врача-нарколога, инспектора ГИБДД

По планам воспитательной работы классных руководителей

Кл. руководители, зам. по ВР, соц. педагоги

4. Правовое воспитание. Цель: профилактика и предупреждение правонарушений и преступлений. Совет профилактики правонарушений и преступлений среди школьников.

Сентябрь-ноябрь

Соц. педагоги, администрация

5. Встреча обучающихся 7 классов с инспектором ПДН «Ответственность подростков за административные правонарушения»

Встреча обучающихся 8 классов со старшим инспектором ПДН «Права и обязанности несовершеннолетних»

Встреча обучающихся 5-6 классов со школьным инспектором «Профилактика бродяжничества и правонарушений среди несовершеннолетних»

Прием школьного инспектора ПДН (1 раз в четверть в течение учебного года)

Октябрь




Ноябрь



Октябрь




Каждую четверть

МО МВД Советского района, кл. руководители, соц. педагоги

6. Индивидуальная работа по выявлению и постановке на учет обучающихся, склонных к правонарушениям.

В течение учебного года

Соц. педагоги, кл. руководители

7. Участие детей группы «риска» в общественном конкурсе рисунков «Я выбираю ЗОЖ»

ноябрь

Соц. педагоги

8. «День профилактики»

ноябрь

Зам. по ВР, соц. педагоги, инспектор ПДН

9. Подворные обходы по семьям, находящимся в СОП

Сентябрь-ноябрь

Соц. педагоги

10. День здоровья: соревнования среди обучающихся 5-х классов, соревнования по волейболу среди обучающихся 10-11 классов

сентябрь

Зам. по ВР, вожатые, кл. руководители

11. Беседа «Психическое здоровье младших школьников»

октябрь

Психолог школы

12. Соревнования среди 6-х классов «Веселые старты»

ноябрь

КЦСОН

13. Социально-педагогическая и психологическая помощь обучающимся и родителям. Цель: активизация воспитательных усилий семьи в случае отклонений в поведении или учебе воспитанников. Оказание социальной помощи семьям:

Беседа «развитие межличностных отношений у подростков 12-15 лет»

Беседа психолога КЦСОН с детьми из семей, находящихся в СОП

Индивидуальные беседы с обучающимися и родителями

Консультация психолога семьям группы «риска»








Октябрь


декабрь


ежемесячно

Психолог, соц. педагоги, КЦСОН, кл. руководители

2 четверть

14. Правовое воспитание. Цель: профилактика и предупреждение правонарушений и преступлений. Совет по профилактике правонарушений и преступлений среди обучающихся школы

январь-февраль

Соц. Педагоги и администрация

15. Встреча обучающихся 9 классов со старшим инспектором ПДН «Уголовный кодекс РФ»

Прием школьного инспектора ПДН (1 раз в четверть в течение учебного года)

январь

МО МВД Советского района, кл. руководители, соц. педагоги

16. Подворные обходы по семьям, находящимся в СОП

Ежемесячно

Соц. педагоги

17. «Психические аспекты добрачных отношений»

январь

ЦРБ

18. Социально-педагогическая и психологическая помощь обучающимся и родителям. Цель: активизация воспитательных усилий семьи в случае отклонений в поведении или учебе воспитанников. Оказание социальной помощи семьям:

Беседа «развитие межличностных отношений у подростков 12-15 лет»

Беседа психолога КЦСОН с детьми из семей, находящихся в СОП

Индивидуальные беседы с обучающимися и родителями

Консультация психолога семьям группы «риска»

Индивидуальные беседы с опекунами и опекаемыми








январь


январь



Ежемесячно

Психолог, соц. педагоги, КЦСОН, кл. руководители

19. Оформление стенда на конкурс рисунков «Я выбираю ЗОЖ»

январь

Соц.педагоги, вожатые

20. Встреча обучающихся 7 классов с инспектором ПДН «Что вызнаете о законе?»

Встреча обучающихся 8 классов со старшим инспектором ПДН «Состояние подростковой преступности»

Февраль

МО МВД Советского района, кл. руководители, соц. педагоги

21. Подворные обходы по семьям, находящимся в социально-опасном положении

Ежемесячно

Соц.педагоги

22. Социально-педагогическая и психологическая помощь обучающимся и родителям. Цель: активизация воспитательных усилий семьи в случае отклонений в поведении или учебе воспитанников. Оказание социальной помощи семьям

Ежемесячно

Соц.педагоги, психолог

23. Консультация психолога с семьями СОП. Индивидуальные беседы с учащимися и родителями. Индивидуальные беседы с опекунами и опекаемыми

Ежемесячно

Соц.педагоги, психолог

3 четверть

24. Совет по профилактике правонарушений и преступлений среди обучающихся школы

Март, апрель

Соц.педагоги, аидминистрация

25. Встреча обучающихся  9-11 классов с инспектором ГИБДД «Правила дорожного движения»

Март

МО МВД Советского района, кл. руководители, соц. педагоги

26.  Подворные обходы по семьям, находящимся в социально-опасном положении

Ежемесячно

Соц.педагоги

27. Здоровый образ жизни. Цель: пропаганда ЗОЖ (лекция)

Март

Соц.педагоги

28. Кокурс рисунков и плакатов «Я выбираю жизнь»

Март

Учитель рисования, соц.педагоги, вожатые

29. Классное собрание «Модель идеальных родителей», 8 классы

Март

Соц. педагоги, кл. руководители

30. Социально-педагогическая и психологическая помощь обучающимся и родителям. Цель: активизация воспитательных усилий семьи в случае отклонений в поведении или учебе воспитанников. Оказание социальной помощи семьям

Ежемесячно

Соц.педагоги, психолог

31. консультация психолога семьям группы «риска»

Ежемесячно

Соц.педагоги, психолог

4 четверть

32. Беседа «Планирование семьи»

Апрель

ЦРБ

33. Социально-педагогическая и психологическая помощь обучающимся и родителям. Цель: активизация воспитательных усилий семьи в случае отклонений в поведении или учебе воспитанников. Оказание социальной помощи семьям

май

Соц.педагоги, психолог

34. Индивидуальные беседы с обучающимися на дому. Контроль за занятостью в летний период

Июнь-август

Соц.педагоги, психолог

35. Просветительские беседы с обучающимися

Июнь-июль

Соц.педагоги, психолог

36. Посещение на дому обучающихся группы «риска» и детей из семей СОП

Июнь-август

4.3. Организация досуговой деятельности проблемных детей.

Основные задачи: 1. Создание условий для максимального проявления потенциальных возможностей детей и подростков.

2. Привлечение проблемных детей к организации и проведению культурно-массовых и спортивных мероприятий.

1.

Вовлечение проблемных детей в кружковую работу.

постоянно

кл. рук., соц. педагог.

2.

Расширение и стимулирование их читательских интересов и вкусов.

постоянно

библиотекарь, учителя рус. яз. и литературы.

3.

Работа по плану правового воспитания в школе.

постоянно

педагоги

4.

Организация ненавязчивого контроля за проведением свободного времени.

постоянно

соц. педагог, зам.дир. по ВР, кл. рук.

5.

Классные часы по нравственному воспитанию.

ежегодно

кл. рук., библиотекарь

6.

Проведение занятий по психокоррекции,тренинги: -коммуникативные умения и навыки.

ежегодно

психолог, кл. рук. 9 кл.

- изучение личности

ежегодно

психолог, кл. рук.

-как относится к себе и людям? Знаете ли вы себя?

ежегодно

10 кл., психолог, рук.

- путешествие к собственным способностям.

ежегодно

психолог, кл. рук 5 кл.

7.

Организация социально-полезной деятельности детей «группы риса».

постоянно

соц. педагог, зам дир по ВР

8.

Декада правовых знаний.

- правовая игра «Обязанности и долг несовершеннолетних»

  2011 г.


 

соц. педагог на занятии кружка, психолог

- Конкурс плакатов и рисунков «Мои права».

ежегодно

уч. ИЗО, кл. рук. 5-8 кл.

- Встреча с работниками внутренних органов. «Знаешь ли ты закон?»

ежегодно

соц. педагог, кл. рук. 8-9 кл.

- Классные часы: «О привычках полезных и вредных»

ежегодно

кл. рук. 1-11 классов

- Правовая игра «Счастье твое закон бережет».

   2011 г.

кл. рук. 6 кл., соц.педагог

-Правовая игра «Идеальное общество»

   2012 г.

 кл. рук. 7 кл.

соц. пед.

9.

Час общения «Молодежь в новом

  2012 г.

кл. рук. 9,11 кл.

веке»

соц.педагог

10.

Семейные праздники

ежегодно

кл. рук. 1-11 кл.

11.

Классный час «Мои увлечения и свободное время».

ежегодно.

Классные руководители

12.

Веселые старты, спортивные праздники.

ежегодно

учителя физкультуры

13.

«Защити себя и близких». (Беседы о ПДДТ, пожарах, поведении на воде, и т. д.)

ежегодно

кл. рук.

14.

Участие в туристических походах, военно-спортивных сборах.

ежегодно

учителя ОБЖ, физкультуры и кл. рук.

  4.4 План работы социальных педагогов с учащимися группы «риска» -

система профилактической работы с учащимися, имеющими окоченения в поведении

Виды работ

Сроки

1.

Учет и корректировка по классам учащихся с указанием причин отклонений в поведении

Сентябрь - май

2.

Взаимодействие администрации школы, педагогов, социально-психологической службы в координации и планировании работы по блокам.

В течении года

3.

Оперативное разрешение педагогическим коллективом, социальным педагогом, родителями конфликтных ситуаций\. Правонарушений учащихся.

В течении года

4.

Реализация правовых знаний во внеурочное время силами педагогического коллектива с привлечением преподавателей  для профилактической работы с учащимися, родителями.

По плану школы

5.

Привлечение социально-психологической службы к индивидуальной, групповой работе, работе в классных коллективах учащихся, к оказанию помощи и поддержки медицины, правоохранительных органов, социальной защиты в социальной адаптации подросткам и учащимся младших классов.

По плану школы

6.

Взаимодействие с различными структурами: медицины, правоохранительных органов, социальной адаптации обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В течении года

4.5. Профилактика асоциальных явлений.

Основные задачи:

1. Оказание помощи подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение.

 2. Пропаганда здорового образа жизни.

Работа с педагогами

Сроки

Ответственные

1.

Теоретическая и методическая подготовка педагогов, родителей, общественности по антиалкогольному, антитабачному и антинаркотическому воспитанию школьников через ПС, МО, семинары-практикумы, научно-практические конференции, педсоветы, совещания.

постоянно

администрация, психолог, соц. педагог, завуч по ВР.

2.

Выявление подростков, склонных к асоциальным явлениям.

ежегодно

соц. педагог, кл. рук.

3.

Учет и контроль семей, где отец/мать/ злоупотребляют алкоголем.

постоянно

соц. педагог, кл. рук.

4.

Индивидуальные беседы с детьми по профилактике курения и алкоголизма.

постоянно

кл. рук., соц. педагог, здравоохр.-представители ПДН.

5.

Учет детей с признаками нервно-психических заболеваний (неврозы, аномалии характера и др.)

ежегодно

медсестра.

6.

Оформление уголка в библиотеке школы «Подросток и закон» с подборкой материалов по проблемам алкоголизма, наркомании, курения.

постоянно

библиотекарь

8.

Составление анкет по выявлению у учащихся отношения к употреблению токсических веществ, к здоровому образу жизни.

постоянно

соц. педагог, кл. рук.

Работа с родителями.

1.

Беседы с родителями детей, входящих в «группу риска»

постоянно

кл. рук., психолог, соц. педагог

Проведение лекций на классных собраниях родителей учащихся:

- Влияние здорового образа жизни родителей на развитие и воспитание ребёнка - 2 кл.

- Почему дети лгут - 3-4 кл.

- Физиологическое взросление и его влияние на поведение школьника - 5 кл.

- Гармония общения - залог психического здоровья ребёнка -6 кл.

- Осторожно, подросток - 7 кл.

- Общечеловеческие ценности - 8 кл.

- Проблема наркомании. Не пытайтесь справиться в одиночку - 9 кл.

- Не допустить беды - 10 кл.

- Система ценностей старшеклассника

-  11 кл.

ежегодно

кл. рук., психолог, соц. педагог.

3.

Проведение общешкольных родительских собраний по параллелям

- Этот трудный подростковый возраст (профилактика вредных привычек) 7-8 класс

  2011 г.

соц. педагог

- Специфика семейного воспитания:

позитивное и негативное. 5-6 классы

  2011 г.

психолог

- Закон и ответственность 9 классы

  2011 г.

соц. педагог

- Родители, их права и обязанности по отношению к детям (решение проблем,

  2012 г.

Соц. педагоги

касающихся несовершеннолетних -беспризорности, безнадзорности, роста преступности среди подростков)

С родителями детей,состоящих на учете

4.

- Проведение учета и обследования условий воспитания детей в неблагополучных, неполных и многодетных семьях.

- Проведение изучения условий жизни в семьях педагогически запущенных подростков.

- Проведение индивидуальных психолого - педагогических консультаций по вопросам обучения и воспитания для родителей педагогически запущенных и слабоуспевающих школьников

ежегодно Сентябрь

Октябрь


ежегодно



ежегодно

соц. педагог, кл. рук.




соц. педагог, кл. рук.



соц. педагог, кл. рук., педагог -психолог

4.

Учет и контроль семей, где отец/мать/ злоупотребляют алкоголем.

постоянно

соц. педагог, кл. рук.

Работа с учащимися.

1.

Вечер вопросов и ответов с приглашением специалистов (юристов, мед. работников, рабочих центр, библиотеки).

ежегодно

соц. педагог

2.

Классные часы о вреде курения, алкоголя, наркомании.

ежегодно

кл. рук.5-11 кл.

3.

Выставка рисунков и плакатов по темам:

- Здоровый образ жизни

- Нет наркотикам

- Никотин-яд!

ежегодно

завуч по ВР, кл. рук. 2-11 кл., учитель ИЗО

4.

Выпуск стенгазеты «Мое здоровье в моих руках»

ежегодно

Ст. вожатая, отв. кл.

рук., м/с

5.

Участие в акциях:

 «Нет – наркотикам!»

«За здоровье и безопасность наших детей»

ежегодно

соц педагог, кл. рук. 9-11 кл.


5-11 кл.

6.

«День борьбы со СПИДом» - классные часы

ежегодно

кл. рук. 5-11 кл.

7.

Диспуты в рамках изучения программ «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор»

-Трезвость – норма жизни

  2011 г.

психолог, кл. рук. 10 кл.

- Как я организую своё время

  2012 г.

психолог, кл. рук 9 кл.

- Откуда берутся непутевые сыновья?

  2012 г.

психолог, соц. педагог, кл. рук 10,11 кл.

8.

Диагностика личностных особенностей или психические особенности человека

ежегодно

психолог, кл. рук. 10-11 кл.

9.

Оформление стационарной выставки в библиотеке «Твои права, подросток»

ежегодное

обновление

библиотекарь

10.

Выявление подростков, склонных к асоциальным явлениям.

ежегодно

соц. педагог, кл. рук.

11.

Индивидуальные беседы с детьми по профилактике курения и алкоголизма.

постоянно

кл. рук., соц. педагог, здравоохр.-представители ППДН.

12.

Организация культпоходов в кинотеатры для просмотра документальных учебных фильмов о вреде алкоголя, табака, наркотиков и других одурманивающих веществ.

ежегодно

кл. рук.

13.

Чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях.

ежегодно

кл. рук., библиотекарь

4.6 План работы социальных педагогов на 2012-13 учебный год

Взаимодействие с ученическим коллективом

Взаимодействие с педагогическим коллективом

Взаимодействие с родителями и общественностью

1. Цели и задачи

Оказание компетентной помощи, гуманизация социокультурной среды обитания детей и подростков

Совершенствование системы воспитания личностных качеств и индивидуальных интересов и способностей учащихся

Создание модели взаимодействия семьи, школы,  общественных структур в разрешении актуальных социальных проблем

2.Содержание работы по направлениям

-Выявление, учет социального статуса учащихся в социуме.

-Оказание поддержки учащимся в процессе их социализации .

-Защита прав подростка, оказавшегося в социально-опасном положении.

-Устранение или нейтрализация причин, вызывающих социальные отклонения различного рода.

-Ранняя профилактика бродяжничества и правонарушений.

- Социальный контроль по обеспечению функционирования системы социальных норм.

- Осуществление государственной защиты предусмотренных законом прав личности учащихся

-Социально-педагогическая профилактика  - система мер социального воспитания, направленных на развитие детей и подростков.

-Комплексная система взаимодействия с классными руководителями, учителями, педагогами дополнительного образования по оказанию социально психолого-педагогической помощи учащимся в обучении, разрешении социальных проблем.

-Совершенствование системы взаимодействия координационной комиссии, малых педсоветов, социально-педагогических, медико -  профилактических консилиумов по предупреждению второгодничества и правонарушений учащихся .

-. Совершенствование взаимодействия семьи и школы.

- Использование различных форм сотрудничества с другими структурами.

- Взаимодействие семьи, учреждений дополнительного образования в творческом развитии личности ребенка.

- Вооружение семьи психолого-педагогическими знаниями.

3.Формы и методы работы

- Социальная диагностика проблемных сфер.

- Социально-психологические тесты, социометрия.

- Корректировка, учет учащихся по социальным группам:

  • дети из СОП
  • группы «риска»
  • дети-инвалиды
  • дети, оставшиеся без попечения родителей и сироты
  • дети, из многодетных семей
  • дети, из малообеспеченных семей

- Контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся в социальной поддержке.

- Правовая защита интересов обучающихся.

- Индивидуальные, групповые собеседования при разрешении конфликтных ситуаций.

- Помощь, поддержка детей из семей СОП.

- Оказание помощи обучающимся в развитии их творческой активности, способностей, дарований.

- Посещение обучающихся на дому при разрешении социальных, материальных вопросов, защите прав детей.

1.Анкеты, социальные карточки по классам.

2. Подготовка и проведение малых социально-педагогических консилиумов.

3.Участие в совместных  заседаниях Координационной комиссии и малых педсоветов.

4. Подготовка и проведение групповых собраний и индивидуальных бесед с учащимися при решении социальных проблем в конфликтных ситуациях, при наличии форм насилия, унижения достоинства ученика.

5. Проведение дискуссий по профилактике здорового образа жизни совместно с учителями и классными руководителями.

6. Проведение дней профилактики вредных привычек.

7. Взаимодействие социально-психологических служб с педагогическим коллективом по профилактике отклонений в развитии личности, поведении подростка.

1.Диагностическая работа по изучению социального статуса семьи.

2. Составление социального паспорта и характеристик семей, оказавшихся в социально-опасном положении, семей, где есть трудные подростки.

3. Усовершенствование комплекса взаимодействия социально-психолого-педагогических служб в просветительской работе с родителями.

4. Привлечение родителей к совместной деятельности с ученическим и педагогическим коллективами.


Ожидаемые результаты.

1. Воспитание у подростков важных жизненных качеств:

- Целеустремлённость - главная черта характера. Выбирать цель жизни так, чтобы принести пользу людям, развить свои силы и способности, чтобы совесть была чистой, а поведение достойным.

- На первом месте - трудолюбие - условие всякого успеха в жизни.

- Мужество - это умение жить по совести, говорить правду в глаза, не трусить, столкнувшись с трудностями или злом, это умение жертвовать собой во имя общих интересов.

- Требовательность к себе и самокритичность - это путь познать себя и условие самоуважения.

- Человеколюбие, сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь всем, кто в этом нуждается.

- Нетерпимость ко всему плохому в себе. Недостатки - мои злейшие враги.

2. Формирование антинаркогенного, антиалкогольного иммунитета.

3. Отсутствие преступлений.

РАЗДЕЛ 6

Контроль за реализацией программы.

1. Отчеты классных руководителей на совещаниях при директоре, педсоветах, МО классных руководителей о состоянии работы по укреплению дисциплины и профилактике правонарушений.

2. Отчеты социального педагога, заместителя директора по ВР, классных руководителей, совета профилактики  по реализации программы.

3. Мониторинг работы с проблемными  детьми.

4. Информирование социально-психологический службы о промежуточных итогах работы.

В рамках программы предполагается участие следующих специалистов: педагоги, медицинские и социальные работники, психологи, работники правоохранительных органов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...

Система работы социального педагога с семьей и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых...

Особенности работы с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Выступление социального педагога на педагогическом совете на представленную тему, выявление типов неблагополучных семей и контроль за детско-родительскими отношениями....

«ДОРОГА В БУДУЩЕЕ»: социализация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством активных форм и методов дополнительного образования социально-педагогической направленности

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию (и для вашего обсуждения) представляется дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая в социально-реабилитационном центре "Виктория" (город Но...

"Организация работы с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и нуждающимися в социальной помощи и реабилитации"

Описывается категории лиц, в отношении которых проводится индивидуально-профилактическая работа....