ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ» (социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)
рабочая программа по теме
Цель и задачи программы.
Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.
Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.
- оказание комплексной социальной психологической и педагогической помощи в личностном самоопределении подростков.
- изучение в комплексе причин девиантного поведения учащихся.
- выявление, изучение и предупреждение отклонения в поведении несовершеннолетних.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
для работы в школе | 206 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П. СТЕПНОЕ
СОВЕТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ»
(социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)
Социальный педагог: Епифанова Ю.Ю.
2013-2015 год.
Программа « Социально – педагогическая коррекция и реабилитация»
РАЗДЕЛ 1.
1.1. Общие положения.
В последние годы безнадзорность детей приобрела угрожающие масштабы, растёт число не обучающихся и неработающих подростков, увеличивается удельный вес детей младшего школьного возраста и девочек-подростков среди несовершеннолетних правонарушителей. За последние 5 лет число преступлений, совершённых подростками возросло более чем на 20%, а количество их участников более чем на 30%. Ежегодно около миллиона детей и подростков доставляются в органы внутренних дел за различные правонарушения, в приёмники-распределители попадают около 60 тыс. В целом по России это почти каждый четвёртый подросток.
В целом ряде исследований установлено, что распространенность поведенческих расстройств среди детей и подростков является характерной чертой последних десятилетий. Выявлены три уровня дезадаптации по степени нарастания их патогенного воздействия:
1. Распад семьи и перепоручение воспитания ребенка родственникам и другим лицам;
2. Наличие конфликтных семейных отношений, препятствующих осуществлению нормальных воспитательных функций;
3. Асоциальная дезадаптация родительских семей.
Относительно большой удельный вес имеют расстройства, связанные с дефектами воспитания, выявлены и представлены следующие психотравмирующие факторы микросреды, влияющие на психическое здоровье детей:
- конфликтные ситуации во взаимоотношениях родителей между собой;
- алкоголизация родителей;
- повышенные требования со стороны родителей, граничащие с
деспотизмом.
Проведены многочисленные исследования, подтверждающие отрицательные воздействия конфликтных ситуаций на детей и подростков из неблагоприятных семей, в особенности на формирование у них психических расстройств, связанных со стрессом, и асоциальных форм поведения. Произошло значительное омоложение контингента наркоманов: ребята пробуют наркотик уже в тринадцать-четырнадцать лет.
В нашей школе есть семьи, которые не уделяют должного внимания воспитанию детей. Наблюдаются случаи асоциальных явлений (пробуют алкоголь, курение учащиеся 7-11 классов), отдельные подростки совершают правонарушения, не соблюдают Устав школы (пропускают уроки без уважительных причин, опоздания, нарушения школьной дисциплины).
Эти серьёзные педагогические проблемы школы, которые разрешимы во взаимодействии педагогов, психологов, работников медицины и социальных служб, правоохранительных органов стали основанием для разработки программы «Подросток и закон».
1.2. Основания для разработки программы.
1. Недостаточный уровень воспитанности в отдельных классах школы по результатам диагностики.
2. Нецензурная брань, сквернословие среди учащихся.
3. Омоложение асоциальных явлений среди учащихся по результатам анкетирования (табакокурение, алкоголь).
1.3. Законодательно-нормативное обеспечение программы.
1 .Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». (Принят Гос. Думой 21.05 1999 года).
2. Закон РФ «Об образовании», закон Саратовской области «Об образовании».
3. Закон «О правах ребенка», «О защите прав детей», «Об опеке и попечительстве».
4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
5. Конвенция о правах ребёнка. (Принята Ген. Ассамблеей ООН 20.10.1989 года).
6. Концепция воспитания личности растущего человека. (Мин. образования г. Саратов, 2000 год).
7. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. (28.02.2000 год).
8. Конституция РФ, «Гражданский и Семейный кодекс РФ».
9. «Правовой статус ребёнка в Российской Федерации». (г.Саратов, 2000год)
1.4. Цель и задачи программы.
Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.
Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.
- оказание комплексной социальной психологической и педагогической помощи в личностном самоопределении подростков.
- изучение в комплексе причин девиантного поведения учащихся.
- выявление, изучение и предупреждение отклонения в поведении несовершеннолетних.
1.5. Сроки реализации программы: 2013-2015 учебный год.
РАЗДЕЛ 2
Основные принципы программы.
1 .Принцип преемственности педагогических действий и деятельности ребёнка в
дошкольном, школьном периодах развития.
2.Принцип гуманизации и демократизации воспитательных отношений.
3. Принцип развития и творчества личности.
4. Принцип опоры на интересы и потребности учащихся, педагогов, родителей.
5. Принцип дифференциации предполагает создание условий освоения знаний оптимальным для каждого ребёнка способом, тестом и объёмом, отбором содержания форм и методов воспитания, учёт специфических позиций детей и взрослых.
6. Принцип педагогической целесообразности — это мера педагогического вмешательства, разумной достаточности, определения, что нужно сделать в нужный момент. Предоставление самостоятельности и самовыражение личности ребёнка.
7. Принцип успешности. Мажорный тон жизни ребёнка должен опираться на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности, в нравственном поведении.
8. Принцип творческой самодеятельности учащихся (свобода и стимулирование деятельности детей), самоорганизация и развитие интересов. Практическое овладение воспитанниками, соответствующими видами учебной работы, физического труда, спорта, искусства и реализации полученных знаний, умений, навыков в многоплановой деятельности.
9. Принцип социальной адекватности воспитания требует создания таких условий, чтобы дети, осознавая свою социальную защищённость, в то время как формировали у себя готовность к социальной самозащите. Это принцип предполагает включение учащихся в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного эмоционального воздействия окружающей среды, для выработки определённых способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека.
10. Принцип толерантности:
Педагогическая толерантность требует соблюдения некоторых основных требований:
- все работники школы и родители в общении с детьми должны проявлять доброжелательность, терпение, уважение к ученикам.
- педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних на счет унижения других.
- оценка должна способствовать развитию ребёнка, стимулировать получение знаний и умений, а не быть кнутом в руках учителя.
- процесс обучения не возможен без продуктивного, позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни.
РАЗДЕЛ 3
3.1. Основные направления программы.
1. Предупреждение и преодоление асоциального развития детей и подростков.
2. Диагностика личности школьника.
3. Целенаправленная воспитательная деятельность, связанная с профилактикой отклонений в поведении детей.
4. Организация и координация совместной деятельности правоохранительных органов, здравоохранения, образования, социального обеспечения и др.
5. Профессиональная подготовка учительских кадров к воспитательной работе с несовершеннолетними правонарушителями.
6. Организация педагогической помощи родителям проблемных детей.
3.2. Методы воспитания проблемных детей:
1.Методы мотивационной сферы и самосознания:
а) объективное осмысление своих достоинств и недостатков.
б) ориентация самосознания.
в) убеждение.
г) прогнозирование последствий отрицательного поведения.
2.Методы перестройки жизненного опыта:
а) предписание.
б) ограничения.
в) переучивание.
г) переключение.
д) регламентация образа жизни.
З.Методы предупреждения отрицательного и стимуляция положительного поведения:
а) поощрения и наказания.
б) соревнования.
в) положительные перспективы.
4.Методы разрушения отрицательного типа характера.
3.3. Формы работы по преодолению вредных привычек учащихся.
Для эффективности внеклассной деяте5ьности в этом направлении используются следующие формы работы:
- просмотр видеофильмов с последующим обсуждением,
- встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях жизни;
- встречи со специалистами,
- изучение отношения взрослых к проблемам учащихся,
- тематические викторины, устные журналы,
- конкурсы на лучшее художественное произведение, направленное против вредных привычек человека и демонстрирующих силу человеческого духа, - выставки рисунков, акции в защиту человека о влияния вредных привычек,
- нравственные классные часы,
- интерактивные игры,
- пресс - конференции, круглые столы по данной теме.
РАЗДЕЛ 4
Обеспечение реализации основных направлений программы.
4.1. Изучение проблемных детей.
Основные задачи: 1. Формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности.
2. Предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между детьми.___________________________________________
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. | Выявление причины, факторов риска всех проблемных детей, начиная с первого класса, и накопление банка данных. | постоянно | соц. педагог, кл. рук. |
2. | Путем систематических наблюдений за детьми, изучения результатов их деятельности, устанавливать характер их педагогической запущенности. | постоянно | педагоги, психолог, соц. педагог |
3. | Определение положения ученика в классном коллективе, взаимоотношения с ним путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования. | постоянно | соц. педагог, психолог, кл. рук. |
4. | Изучение интересов и склонностей, способностей ученика, возможное включение его во внеурочную кружковую, общественно-полезную деятельность. | постоянно | кл. рук., соц. педагог, заместитель директора по ВР, кл. рук. |
5. | Наблюдения за проблемным учеником в других группах, компаниях и объединениях, выяснение направленности этих групп, характер их выявления на ученика. | постоянно | соц. педагог, кл. рук. |
6. | Изучение положения ребенка в семье. | постоянно | соц. педагог, кл. рук. |
7. | Составление индивидуального коррекционного плана | в начале каждого года. | кл. рук. |
воспитательной работы с семьей и ребенком. | |||
8. | Изучение психоэмоционального физического состояния ребенка совместно с медицинскими работниками. | постоянно | м/с сестра |
9. | Пополнение базы данных. | постоянно | соц. педагог, кл. рук. |
10 | Проведение педагогической диагностики: промежуточное, итоговое. | постоянно | соц. педагог, кл. рук. |
11. | Изучение социальной среды ребенка. Составление социального паспорта семьи. | постоянно | соц. педагог |
4.2. Совместная деятельность педагогов, правоохранительных органов, здравоохранения, социального обеспечения, общественных организаций.
Основные задачи: 1) осуществление системы профилактики основанной на взаимодействии педагогов, медработников, правоохранительных органов и социальных служб. 2) формирование основ нравственного поведения детей.
1 четверть
Мероприятия | Сроки | Ответственные | Анализ работы |
1.Сообщение о состоянии подростковой преступности за истекший учебный год и летние каникулы, летней занятости подростков, находящихся в СОП | Сентябрь | Зам. по ВР, соц. педагоги | |
2. Создание социального паспорта МОУ-СОШ № 1 р.п. Степное | сентябрь | Соц. Педагоги, кл. руководители | |
3. Беседы с обучающимися на правовые, психологические и медицинские темы, с приглашением инспектора ПДН, врача-нарколога, инспектора ГИБДД | По планам воспитательной работы классных руководителей | Кл. руководители, зам. по ВР, соц. педагоги | |
4. Правовое воспитание. Цель: профилактика и предупреждение правонарушений и преступлений. Совет профилактики правонарушений и преступлений среди школьников. | Сентябрь-ноябрь | Соц. педагоги, администрация | |
5. Встреча обучающихся 7 классов с инспектором ПДН «Ответственность подростков за административные правонарушения» Встреча обучающихся 8 классов со старшим инспектором ПДН «Права и обязанности несовершеннолетних» Встреча обучающихся 5-6 классов со школьным инспектором «Профилактика бродяжничества и правонарушений среди несовершеннолетних» Прием школьного инспектора ПДН (1 раз в четверть в течение учебного года) | Октябрь Ноябрь Октябрь Каждую четверть | МО МВД Советского района, кл. руководители, соц. педагоги | |
6. Индивидуальная работа по выявлению и постановке на учет обучающихся, склонных к правонарушениям. | В течение учебного года | Соц. педагоги, кл. руководители | |
7. Участие детей группы «риска» в общественном конкурсе рисунков «Я выбираю ЗОЖ» | ноябрь | Соц. педагоги | |
8. «День профилактики» | ноябрь | Зам. по ВР, соц. педагоги, инспектор ПДН | |
9. Подворные обходы по семьям, находящимся в СОП | Сентябрь-ноябрь | Соц. педагоги | |
10. День здоровья: соревнования среди обучающихся 5-х классов, соревнования по волейболу среди обучающихся 10-11 классов | сентябрь | Зам. по ВР, вожатые, кл. руководители | |
11. Беседа «Психическое здоровье младших школьников» | октябрь | Психолог школы | |
12. Соревнования среди 6-х классов «Веселые старты» | ноябрь | КЦСОН | |
13. Социально-педагогическая и психологическая помощь обучающимся и родителям. Цель: активизация воспитательных усилий семьи в случае отклонений в поведении или учебе воспитанников. Оказание социальной помощи семьям: Беседа «развитие межличностных отношений у подростков 12-15 лет» Беседа психолога КЦСОН с детьми из семей, находящихся в СОП Индивидуальные беседы с обучающимися и родителями Консультация психолога семьям группы «риска» | Октябрь декабрь ежемесячно | Психолог, соц. педагоги, КЦСОН, кл. руководители |
2 четверть
14. Правовое воспитание. Цель: профилактика и предупреждение правонарушений и преступлений. Совет по профилактике правонарушений и преступлений среди обучающихся школы | январь-февраль | Соц. Педагоги и администрация | |
15. Встреча обучающихся 9 классов со старшим инспектором ПДН «Уголовный кодекс РФ» Прием школьного инспектора ПДН (1 раз в четверть в течение учебного года) | январь | МО МВД Советского района, кл. руководители, соц. педагоги | |
16. Подворные обходы по семьям, находящимся в СОП | Ежемесячно | Соц. педагоги | |
17. «Психические аспекты добрачных отношений» | январь | ЦРБ | |
18. Социально-педагогическая и психологическая помощь обучающимся и родителям. Цель: активизация воспитательных усилий семьи в случае отклонений в поведении или учебе воспитанников. Оказание социальной помощи семьям: Беседа «развитие межличностных отношений у подростков 12-15 лет» Беседа психолога КЦСОН с детьми из семей, находящихся в СОП Индивидуальные беседы с обучающимися и родителями Консультация психолога семьям группы «риска» Индивидуальные беседы с опекунами и опекаемыми | январь январь Ежемесячно | Психолог, соц. педагоги, КЦСОН, кл. руководители | |
19. Оформление стенда на конкурс рисунков «Я выбираю ЗОЖ» | январь | Соц.педагоги, вожатые | |
20. Встреча обучающихся 7 классов с инспектором ПДН «Что вызнаете о законе?» Встреча обучающихся 8 классов со старшим инспектором ПДН «Состояние подростковой преступности» | Февраль | МО МВД Советского района, кл. руководители, соц. педагоги | |
21. Подворные обходы по семьям, находящимся в социально-опасном положении | Ежемесячно | Соц.педагоги | |
22. Социально-педагогическая и психологическая помощь обучающимся и родителям. Цель: активизация воспитательных усилий семьи в случае отклонений в поведении или учебе воспитанников. Оказание социальной помощи семьям | Ежемесячно | Соц.педагоги, психолог | |
23. Консультация психолога с семьями СОП. Индивидуальные беседы с учащимися и родителями. Индивидуальные беседы с опекунами и опекаемыми | Ежемесячно | Соц.педагоги, психолог |
3 четверть
24. Совет по профилактике правонарушений и преступлений среди обучающихся школы | Март, апрель | Соц.педагоги, аидминистрация | |
25. Встреча обучающихся 9-11 классов с инспектором ГИБДД «Правила дорожного движения» | Март | МО МВД Советского района, кл. руководители, соц. педагоги | |
26. Подворные обходы по семьям, находящимся в социально-опасном положении | Ежемесячно | Соц.педагоги | |
27. Здоровый образ жизни. Цель: пропаганда ЗОЖ (лекция) | Март | Соц.педагоги | |
28. Кокурс рисунков и плакатов «Я выбираю жизнь» | Март | Учитель рисования, соц.педагоги, вожатые | |
29. Классное собрание «Модель идеальных родителей», 8 классы | Март | Соц. педагоги, кл. руководители | |
30. Социально-педагогическая и психологическая помощь обучающимся и родителям. Цель: активизация воспитательных усилий семьи в случае отклонений в поведении или учебе воспитанников. Оказание социальной помощи семьям | Ежемесячно | Соц.педагоги, психолог | |
31. консультация психолога семьям группы «риска» | Ежемесячно | Соц.педагоги, психолог |
4 четверть
32. Беседа «Планирование семьи» | Апрель | ЦРБ | |
33. Социально-педагогическая и психологическая помощь обучающимся и родителям. Цель: активизация воспитательных усилий семьи в случае отклонений в поведении или учебе воспитанников. Оказание социальной помощи семьям | май | Соц.педагоги, психолог | |
34. Индивидуальные беседы с обучающимися на дому. Контроль за занятостью в летний период | Июнь-август | Соц.педагоги, психолог | |
35. Просветительские беседы с обучающимися | Июнь-июль | Соц.педагоги, психолог | |
36. Посещение на дому обучающихся группы «риска» и детей из семей СОП | Июнь-август |
4.3. Организация досуговой деятельности проблемных детей.
Основные задачи: 1. Создание условий для максимального проявления потенциальных возможностей детей и подростков.
2. Привлечение проблемных детей к организации и проведению культурно-массовых и спортивных мероприятий.
1. | Вовлечение проблемных детей в кружковую работу. | постоянно | кл. рук., соц. педагог. |
2. | Расширение и стимулирование их читательских интересов и вкусов. | постоянно | библиотекарь, учителя рус. яз. и литературы. |
3. | Работа по плану правового воспитания в школе. | постоянно | педагоги |
4. | Организация ненавязчивого контроля за проведением свободного времени. | постоянно | соц. педагог, зам.дир. по ВР, кл. рук. |
5. | Классные часы по нравственному воспитанию. | ежегодно | кл. рук., библиотекарь |
6. | Проведение занятий по психокоррекции,тренинги: -коммуникативные умения и навыки. | ежегодно | психолог, кл. рук. 9 кл. |
- изучение личности | ежегодно | психолог, кл. рук. | |
-как относится к себе и людям? Знаете ли вы себя? | ежегодно | 10 кл., психолог, рук. | |
- путешествие к собственным способностям. | ежегодно | психолог, кл. рук 5 кл. | |
7. | Организация социально-полезной деятельности детей «группы риса». | постоянно | соц. педагог, зам дир по ВР |
8. | Декада правовых знаний. | ||
- правовая игра «Обязанности и долг несовершеннолетних» | 2011 г.
| соц. педагог на занятии кружка, психолог | |
- Конкурс плакатов и рисунков «Мои права». | ежегодно | уч. ИЗО, кл. рук. 5-8 кл. | |
- Встреча с работниками внутренних органов. «Знаешь ли ты закон?» | ежегодно | соц. педагог, кл. рук. 8-9 кл. | |
- Классные часы: «О привычках полезных и вредных» | ежегодно | кл. рук. 1-11 классов | |
- Правовая игра «Счастье твое закон бережет». | 2011 г. | кл. рук. 6 кл., соц.педагог | |
-Правовая игра «Идеальное общество» | 2012 г. | кл. рук. 7 кл. соц. пед. | |
9. | Час общения «Молодежь в новом | 2012 г. | кл. рук. 9,11 кл. |
веке» | соц.педагог | ||
10. | Семейные праздники | ежегодно | кл. рук. 1-11 кл. |
11. | Классный час «Мои увлечения и свободное время». | ежегодно. | Классные руководители |
12. | Веселые старты, спортивные праздники. | ежегодно | учителя физкультуры |
13. | «Защити себя и близких». (Беседы о ПДДТ, пожарах, поведении на воде, и т. д.) | ежегодно | кл. рук. |
14. | Участие в туристических походах, военно-спортивных сборах. | ежегодно | учителя ОБЖ, физкультуры и кл. рук. |
4.4 План работы социальных педагогов с учащимися группы «риска» -
система профилактической работы с учащимися, имеющими окоченения в поведении
№ | Виды работ | Сроки |
1. | Учет и корректировка по классам учащихся с указанием причин отклонений в поведении | Сентябрь - май |
2. | Взаимодействие администрации школы, педагогов, социально-психологической службы в координации и планировании работы по блокам. | В течении года |
3. | Оперативное разрешение педагогическим коллективом, социальным педагогом, родителями конфликтных ситуаций\. Правонарушений учащихся. | В течении года |
4. | Реализация правовых знаний во внеурочное время силами педагогического коллектива с привлечением преподавателей для профилактической работы с учащимися, родителями. | По плану школы |
5. | Привлечение социально-психологической службы к индивидуальной, групповой работе, работе в классных коллективах учащихся, к оказанию помощи и поддержки медицины, правоохранительных органов, социальной защиты в социальной адаптации подросткам и учащимся младших классов. | По плану школы |
6. | Взаимодействие с различными структурами: медицины, правоохранительных органов, социальной адаптации обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. | В течении года |
4.5. Профилактика асоциальных явлений.
Основные задачи:
1. Оказание помощи подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение.
2. Пропаганда здорового образа жизни.
Работа с педагогами | Сроки | Ответственные | |
1. | Теоретическая и методическая подготовка педагогов, родителей, общественности по антиалкогольному, антитабачному и антинаркотическому воспитанию школьников через ПС, МО, семинары-практикумы, научно-практические конференции, педсоветы, совещания. | постоянно | администрация, психолог, соц. педагог, завуч по ВР. |
2. | Выявление подростков, склонных к асоциальным явлениям. | ежегодно | соц. педагог, кл. рук. |
3. | Учет и контроль семей, где отец/мать/ злоупотребляют алкоголем. | постоянно | соц. педагог, кл. рук. |
4. | Индивидуальные беседы с детьми по профилактике курения и алкоголизма. | постоянно | кл. рук., соц. педагог, здравоохр.-представители ПДН. |
5. | Учет детей с признаками нервно-психических заболеваний (неврозы, аномалии характера и др.) | ежегодно | медсестра. |
6. | Оформление уголка в библиотеке школы «Подросток и закон» с подборкой материалов по проблемам алкоголизма, наркомании, курения. | постоянно | библиотекарь |
8. | Составление анкет по выявлению у учащихся отношения к употреблению токсических веществ, к здоровому образу жизни. | постоянно | соц. педагог, кл. рук. |
Работа с родителями. | |||
1. | Беседы с родителями детей, входящих в «группу риска» | постоянно | кл. рук., психолог, соц. педагог |
Проведение лекций на классных собраниях родителей учащихся: - Влияние здорового образа жизни родителей на развитие и воспитание ребёнка - 2 кл. - Почему дети лгут - 3-4 кл. - Физиологическое взросление и его влияние на поведение школьника - 5 кл. - Гармония общения - залог психического здоровья ребёнка -6 кл. - Осторожно, подросток - 7 кл. - Общечеловеческие ценности - 8 кл. - Проблема наркомании. Не пытайтесь справиться в одиночку - 9 кл. - Не допустить беды - 10 кл. - Система ценностей старшеклассника - 11 кл. | ежегодно | кл. рук., психолог, соц. педагог. | |
3. | Проведение общешкольных родительских собраний по параллелям | ||
- Этот трудный подростковый возраст (профилактика вредных привычек) 7-8 класс | 2011 г. | соц. педагог | |
- Специфика семейного воспитания: позитивное и негативное. 5-6 классы | 2011 г. | психолог | |
- Закон и ответственность 9 классы | 2011 г. | соц. педагог | |
- Родители, их права и обязанности по отношению к детям (решение проблем, | 2012 г. | Соц. педагоги | |
касающихся несовершеннолетних -беспризорности, безнадзорности, роста преступности среди подростков) | С родителями детей,состоящих на учете | ||
4. | - Проведение учета и обследования условий воспитания детей в неблагополучных, неполных и многодетных семьях. - Проведение изучения условий жизни в семьях педагогически запущенных подростков. - Проведение индивидуальных психолого - педагогических консультаций по вопросам обучения и воспитания для родителей педагогически запущенных и слабоуспевающих школьников | ежегодно Сентябрь Октябрь ежегодно ежегодно | соц. педагог, кл. рук. соц. педагог, кл. рук. соц. педагог, кл. рук., педагог -психолог |
4. | Учет и контроль семей, где отец/мать/ злоупотребляют алкоголем. | постоянно | соц. педагог, кл. рук. |
Работа с учащимися. | |||
1. | Вечер вопросов и ответов с приглашением специалистов (юристов, мед. работников, рабочих центр, библиотеки). | ежегодно | соц. педагог |
2. | Классные часы о вреде курения, алкоголя, наркомании. | ежегодно | кл. рук.5-11 кл. |
3. | Выставка рисунков и плакатов по темам: - Здоровый образ жизни - Нет наркотикам - Никотин-яд! | ежегодно | завуч по ВР, кл. рук. 2-11 кл., учитель ИЗО |
4. | Выпуск стенгазеты «Мое здоровье в моих руках» | ежегодно | Ст. вожатая, отв. кл. рук., м/с |
5. | Участие в акциях: «Нет – наркотикам!» «За здоровье и безопасность наших детей» | ежегодно | соц педагог, кл. рук. 9-11 кл. 5-11 кл. |
6. | «День борьбы со СПИДом» - классные часы | ежегодно | кл. рук. 5-11 кл. |
7. | Диспуты в рамках изучения программ «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор» | ||
-Трезвость – норма жизни | 2011 г. | психолог, кл. рук. 10 кл. | |
- Как я организую своё время | 2012 г. | психолог, кл. рук 9 кл. | |
- Откуда берутся непутевые сыновья? | 2012 г. | психолог, соц. педагог, кл. рук 10,11 кл. | |
8. | Диагностика личностных особенностей или психические особенности человека | ежегодно | психолог, кл. рук. 10-11 кл. |
9. | Оформление стационарной выставки в библиотеке «Твои права, подросток» | ежегодное обновление | библиотекарь |
10. | Выявление подростков, склонных к асоциальным явлениям. | ежегодно | соц. педагог, кл. рук. |
11. | Индивидуальные беседы с детьми по профилактике курения и алкоголизма. | постоянно | кл. рук., соц. педагог, здравоохр.-представители ППДН. |
12. | Организация культпоходов в кинотеатры для просмотра документальных учебных фильмов о вреде алкоголя, табака, наркотиков и других одурманивающих веществ. | ежегодно | кл. рук. |
13. | Чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях. | ежегодно | кл. рук., библиотекарь |
4.6 План работы социальных педагогов на 2012-13 учебный год
№ | Взаимодействие с ученическим коллективом | Взаимодействие с педагогическим коллективом | Взаимодействие с родителями и общественностью |
1. Цели и задачи | Оказание компетентной помощи, гуманизация социокультурной среды обитания детей и подростков | Совершенствование системы воспитания личностных качеств и индивидуальных интересов и способностей учащихся | Создание модели взаимодействия семьи, школы, общественных структур в разрешении актуальных социальных проблем |
2.Содержание работы по направлениям | -Выявление, учет социального статуса учащихся в социуме. -Оказание поддержки учащимся в процессе их социализации . -Защита прав подростка, оказавшегося в социально-опасном положении. -Устранение или нейтрализация причин, вызывающих социальные отклонения различного рода. -Ранняя профилактика бродяжничества и правонарушений. - Социальный контроль по обеспечению функционирования системы социальных норм. - Осуществление государственной защиты предусмотренных законом прав личности учащихся | -Социально-педагогическая профилактика - система мер социального воспитания, направленных на развитие детей и подростков. -Комплексная система взаимодействия с классными руководителями, учителями, педагогами дополнительного образования по оказанию социально психолого-педагогической помощи учащимся в обучении, разрешении социальных проблем. -Совершенствование системы взаимодействия координационной комиссии, малых педсоветов, социально-педагогических, медико - профилактических консилиумов по предупреждению второгодничества и правонарушений учащихся . | -. Совершенствование взаимодействия семьи и школы. - Использование различных форм сотрудничества с другими структурами. - Взаимодействие семьи, учреждений дополнительного образования в творческом развитии личности ребенка. - Вооружение семьи психолого-педагогическими знаниями. |
3.Формы и методы работы | - Социальная диагностика проблемных сфер. - Социально-психологические тесты, социометрия. - Корректировка, учет учащихся по социальным группам:
- Контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся в социальной поддержке. - Правовая защита интересов обучающихся. - Индивидуальные, групповые собеседования при разрешении конфликтных ситуаций. - Помощь, поддержка детей из семей СОП. - Оказание помощи обучающимся в развитии их творческой активности, способностей, дарований. - Посещение обучающихся на дому при разрешении социальных, материальных вопросов, защите прав детей. | 1.Анкеты, социальные карточки по классам. 2. Подготовка и проведение малых социально-педагогических консилиумов. 3.Участие в совместных заседаниях Координационной комиссии и малых педсоветов. 4. Подготовка и проведение групповых собраний и индивидуальных бесед с учащимися при решении социальных проблем в конфликтных ситуациях, при наличии форм насилия, унижения достоинства ученика. 5. Проведение дискуссий по профилактике здорового образа жизни совместно с учителями и классными руководителями. 6. Проведение дней профилактики вредных привычек. 7. Взаимодействие социально-психологических служб с педагогическим коллективом по профилактике отклонений в развитии личности, поведении подростка. | 1.Диагностическая работа по изучению социального статуса семьи. 2. Составление социального паспорта и характеристик семей, оказавшихся в социально-опасном положении, семей, где есть трудные подростки. 3. Усовершенствование комплекса взаимодействия социально-психолого-педагогических служб в просветительской работе с родителями. 4. Привлечение родителей к совместной деятельности с ученическим и педагогическим коллективами. |
Ожидаемые результаты.
1. Воспитание у подростков важных жизненных качеств:
- Целеустремлённость - главная черта характера. Выбирать цель жизни так, чтобы принести пользу людям, развить свои силы и способности, чтобы совесть была чистой, а поведение достойным.
- На первом месте - трудолюбие - условие всякого успеха в жизни.
- Мужество - это умение жить по совести, говорить правду в глаза, не трусить, столкнувшись с трудностями или злом, это умение жертвовать собой во имя общих интересов.
- Требовательность к себе и самокритичность - это путь познать себя и условие самоуважения.
- Человеколюбие, сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь всем, кто в этом нуждается.
- Нетерпимость ко всему плохому в себе. Недостатки - мои злейшие враги.
2. Формирование антинаркогенного, антиалкогольного иммунитета.
3. Отсутствие преступлений.
РАЗДЕЛ 6
Контроль за реализацией программы.
1. Отчеты классных руководителей на совещаниях при директоре, педсоветах, МО классных руководителей о состоянии работы по укреплению дисциплины и профилактике правонарушений.
2. Отчеты социального педагога, заместителя директора по ВР, классных руководителей, совета профилактики по реализации программы.
3. Мониторинг работы с проблемными детьми.
4. Информирование социально-психологический службы о промежуточных итогах работы.
В рамках программы предполагается участие следующих специалистов: педагоги, медицинские и социальные работники, психологи, работники правоохранительных органов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...
примерная модель организации работы по социальной адаптации семей с одним родителем, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
презентация...
Система работы социального педагога с семьей и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых...
Методическое сопровождение педагогов в условиях введения ФГОС в работе с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Методическое сопроождение педагогов в условиях ФГОС...
Особенности работы с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Выступление социального педагога на педагогическом совете на представленную тему, выявление типов неблагополучных семей и контроль за детско-родительскими отношениями....
«ДОРОГА В БУДУЩЕЕ»: социализация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством активных форм и методов дополнительного образования социально-педагогической направленности
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию (и для вашего обсуждения) представляется дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая в социально-реабилитационном центре "Виктория" (город Но...
"Организация работы с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и нуждающимися в социальной помощи и реабилитации"
Описывается категории лиц, в отношении которых проводится индивидуально-профилактическая работа....