Инновационная деятельность педагога-организатора. Доклад на всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Реализация инновационного проекта «Ездовое собаководство как средство коррекции и реабилитации воспитанников с ОВЗ"
статья
Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особенности в развитии - одна из основных задач, которую стремятся решить педагоги, психологи и дефектологи, работающие с ними. Наряду с медикаментозными, психотерапевтическими и педагогическими методами помощи детям, в настоящее время наиболее активно стали внедряться методы зоотерапии, использующие для решения важнейших задач психического и физического развития детей работу с животными (дельфинотерапия, канистерапия, работа в «живом уголке»). Большое место в этом направлении занимает канистерапия, представляющая возможность использовать собаку в качестве посредника между ребенком с особенностями в развитии и взрослым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 397.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особенности в развитии - одна из основных задач, которую стремятся решить педагоги, психологи и дефектологи, работающие с ними. Наряду с медикаментозными, психотерапевтическими и педагогическими методами помощи детям, в настоящее время наиболее активно стали внедряться методы зоотерапии, использующие для решения важнейших задач психического и физического развития детей работу с животными (дельфинотерапия, канистерапия, работа в «живом уголке»). Большое место в этом направлении занимает канистерапия, представляющая возможность использовать собаку в качестве посредника между ребенком с особенностями в развитии и взрослым.
Канистерапия давно признана в странах Западной Европы как эффективный метод коррекции физического и психического развития. За последние 15 лет интерес к ней значительно вырос и в нашей стране. Однако, несмотря на столь быстро растущую популярность, исследований на эту тему крайне мало. Основную массу публикаций представляет переводная литература (Стефания Вудз, Фрэн Джосвик, Марджори Киттредж, д-р Колине, Лайда Макковен, Крис Макпарлэнд, Джен Спинк, Ингрид Штраус).
Существуют 2 формы канистерапии, которые различаются по целям и задачам в терапевтическом процессе. Речь идет о ненаправленной и направленной канистерапии. В нашем случае используются элементы ненаправленной канистерапии, суть ее заключается в том, что собаку вводят в окружение учащихся-воспитанников, где она должна положительно влиять уже одним своим присутствием.
Когда был замечен эффект от общения детей с собакой, его стали использовать целенаправленно. Учитывая положительное воздействие животных на процесс реабилитации и коррекции, разработка метода включения животных в структуру занятия позволила добиваться значительных результатов в плане повышения адаптации детей с различными сложностями психофизического развития, неврозоподобными состояниями, детскими депрессиями, девиациями различного плана, а так же оказывать неоценимую помощь детям с ОВЗ, в плане адаптации к условиям фактической и социальной среды, решать задачи физической и психологической реабилитации.
В процессе изучения данного вопроса все больше и больше обнаруживалось положительного эффекта от применения ездового собаководства в работе с учащимися школы. В школе обучаются дети по Варианту 1, помимо этого большинство детей принадлежат к малочисленным народам Севера, в основном хантыйской национальности. Идея возрождения в Ямало-Ненецком автономном округе, а именно в Шурышкарском районе, коренной северной традиции ездового собаководства (далее ЕС) возникла достаточно давно. В 2018 году было решено претворить в жизнь этот замысел на базе образовательного учреждения МКОУ «Горковской С(К)ОШИ», педагог дополнительного образования, которая стала инициатором данной идеи, на тот момент имела опыт работы с учащимися с ОВЗ 28 лет и у нее уже четко была сформирована модель того, как может быть реализован данный проект.
В инновационном проекте собака внедряется в процесс по средствам ездового собаководства и каюринга. Помимо этого, огромным потенциалом обладает идея профориентации учащихся школы - интернат. Дети, занимающиеся по этой программе, приобретают знания, навыки и умения, которые возможно станут определяющими в процессе выбора будущей профессии. Для детей, имеющих в анамнезе умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), спектр выбора будущей профессии ограничен, в данном случае его можно расширить за счет таких профессий как животновод, мастер животноводства, оператор цеха по приготовлению кормов, уборщик производственных и служебных помещений, помощник каюра (человек должен уметь ухаживать за собаками, ежедневно убирать вольер, выгуливать, принимать участие в тренировках четвероногих, а также разрабатывать новые туристические маршруты).
Еще одной целью оказалась возможность отвлечь детей от пребывания в глобальной сети, телефонах и различных гаджетах.
Большинство исследований в области канистерапевтической работы при умственной отсталости, посвящено их социальной реабилитации и адаптации, тогда как нам видятся значительные коррекционно-развивающие возможности.
Потребность в разработке новых, эффективных, научно и практически подтвержденных, отвечающих последним достижениям коррекционной педагогики и психологии методов канистерапевтического воздействия на детей с нарушениями психического развития побудила заняться работой в данном направлении.
Миссия: Организация ездового собаководства как средства коррекции и реабилитации, способствующее успешной социализации учащихся КМНС с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в условиях школы - интернат.
Целью инновационного проекта является: формирование у обучающихся ценности здорового образа жизни, профессиональной ориентации посредством занятий ездовым собаководством, а также коррекция и реабилитация учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с помощью использования элементов ненаправленной канистерапии.
Задачи инновационного проекта:
- Сохранение традиций у детей КМНС, формирование этнической идентичности детей КМНС;
- Формирование установки на ведение здорового образа жизни;
3. Формирование этических представлений и ответственного отношения к животным;
4. Коррекция эмоционально – волевой сферы посредством канистерапии;
5. Формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению в соответствии с образом жизни и системой культурных ценностей ЯНАО.
Проблема, требующая решения – это обновление механизмов развития воспитательной системы школы в условиях реализации государственной образовательной политики, новых стандартов и программ образования, направленных на обеспечение формирования установок здорового образа жизни обучающихся во внеурочной деятельности и в рамках дополнительного образования, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Инновационная идея
– реализация программы «Обские каюры» на базе Горковской МС(К)ОШИ» как средства повышения качества воспитательного процесса в ОУ, средство развития, коррекции и реабилитации, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с использованием элементов ненаправленной канистерапии.
Отличительной особенностью проекта является то, что весь цикл занятий, предусмотренных программой «Обские каюры», представляет собой обобщение практического опыта сообщества ездового спорта, в том числе и в работе с детьми (теоретическая часть), помимо этого реализуется практическая часть, которая несет в себе основной коррекционный и реабилитационный аспект. Название программы «Обские каюры» выбрано нами не случайно, так как учащиеся коррекционной школы-интернат - это жители поселений Шурышкарского района, которые расположены по берегам Большой и Малой Оби.
Проанализировав имеющиеся теоретические обоснования и практический опыт, было решено составить программу дополнительного образования «Обские каюры» и приступить к реализации ее в сентябре 2018 году.
Программа осуществляется преимущественно в лесной зоне села Горки и позволяет обучающемуся проводить большое количество времени на свежем воздухе, занимаясь спортом, в тесном общении с животным.
Обучающиеся по программе проекта - это дети 12-17 лет, преодолевающие переходный возраст и сложный период своего личностного становления. На занятиях можно ухаживать за собакой, выстраивать с ней контакт, вести дневник её здоровья и вместе добиваться результатов. Таким образом, реализуется потребность подростка стать взрослым, подростковая энергия направляется на социально-одобряемую деятельность. Спортивные занятия с собакой отличаются высокой эмоциональной включенностью обучающегося и значительно эффективней формируют у него ценности физической активности и здорового образа жизни.
Обучение проходит в спортивно-игровой форме. Дети проводят много времени на свежем воздухе, ходят в походы, участвуют в ролевых играх с ездовыми собаками. Общение с собаками- лайками, по природе лишенными агрессии к людям, дает удивительные результаты – дети приобретают уверенность в себе, настойчивость, ответственность, умение быть другом, милосердие. Дети учатся ухаживать за собаками, наблюдать за щенками, формировать упряжки, ходить в походы, участвовать в соревнованиях.
- В осенний сезон дети обучаются каникроссу (бег с собакой), догтрекингу (пешие прогулки с собакой по местности). Обучение проходит в игровой форме.
- В зимний период скиджоринг (передвижение лыжника с собакой), езда на собачьей упряжке. Обучение проходит в игровой форме.
- В весенний период каникросс (бег с собакой), догтрекингу (пешие прогулки с собакой по местности). Обучение проходит в игровой форме.
В летний период учащиеся находятся на каникулах, а собаки переходят на щадящий режим.
Помимо выше обозначенных целей и задач, также программа направлена на:
- сохранение традиций коренных малочисленных народов ЯНАО, популяризацию этнографических знаний об упряжном собаководстве, развитие ездового спорта посредством создания в п. Горки Шурышкарского района на базе школы кружкового объединения данной направленности;
- повышение личностного потенциала;
- психологическая разгрузка детей в урбанистический компьютерный век.
Опыт общения, полученный в процессе таких занятий, даёт возможность легче адаптироваться к социальной среде в будущем. Животные всегда воспринимаются человеком как нижестоящие существа, которых люди дрессируют, но при этом любят и заботятся о них. Ребенок, принимая такую статусную роль, обучается соблюдению своих прав и обязанностей во взаимодействии с собакой. Обучение собаки командам предполагает самостоятельную руководящую и организующую деятельность со стороны ребёнка. Развитие функций планирования и контроля неразрывно связано, как с формированием самосознания, так и с личностной зрелостью. В эмоциональном плане общение с собакой в процессе канистерапии исключает возможность негативной оценки с её стороны. Помимо этого, общение с собакой эмоционально проще общения с человеком. Во-первых, спектр эмоций у животных уже. Во-вторых, здесь в большей степени чем с людьми возможен тактильный контакт. Прикосновение к собаке даёт возможность довербального выражения эмоционального состояния. Довербальное выражение чувств является «универсальным языком». Не обладая тонкостью и высокой дифференцированностью в своём выражении физический контакт, тем не менее, позволяет вести эмоционально насыщенный диалог, не прибегая к речи. Мягкое и нежное прикосновение является выражением заботы, резкое же и сильное, болезненное – проявлением агрессии. Двигательное выражение чувств, не в меньшей степени, чем эмоциональную, затрагивает и двигательную сферу. Взаимодействие с животным является мощным мотивационным двигателем.
Согласно идее, заложенной в рамки инновационного проекта, в результате удачной его апробации в школе учащийся, выпускник основного общего образования, сможет следующее:
Ожидаемые результаты:
- приобретение знаний об истории ездового собаководства (ЕС);
- приобретение навыка общения и ухода за собаками;
- умение определять признаки здоровья и болезней у собаки;
- понимание языка тела собаки (язык хвоста) и её эмоционального состояния;
- приобретение знаний о основах дрессировки собак;
- применение основных команд: «Стоять!»; «Вперед!», «Лево!», «Право!», «Мимо!», «Фу!».
- приобретение знаний по работе со снаряжением для ездового спорта: шлейка, буксировочный пояс, потяг, рюкзак для собаки, нарты и др. и научатся изготавливать его элементы самостоятельно.
Освоение навыков работы с собачьей упряжкой: - приобретается опыт ориентирования с собакой на местности;
- изучение правил ездового спорта и на начальном уровне освоение его отдельных дисциплин: каникросс (снежный каникросс), скиджоринг, управление собачьей упряжкой (нарта);
Планируемые личностные результаты освоения программы:
- коррекция эмоционально – волевой сферы посредством канистерапии;
- снижение высокого уровня тревожности, агрессии;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие наблюдательности, пространственной ориентировки;
- умение концентрировать внимание;
- развитие мелкой моторики рук;
- приобретение навыка работы в команде (коммуникативная компетенция);
- формирование правильного поведения в обществе.
Таким образом, работа по Проекту решает, как общепедагогические, так и индивидуальные коррекционные задачи, исходящие из потребностей конкретного ребёнка. Использование ее в социализации учащихся с интеллектуальной недостаточностью, является инновационной техникой и представляется крайне интересной для эффективного практического применения при работе с подростками с нарушением интеллекта.
Динамика развития подростков, являющихся участниками программы «Обские каюры» отслеживается специалистами школы: медицинской сестрой, педагогом - психологом, педагогом дополнительного образования и педагогами школы. Они отмечают снижение агрессии у подростков, улучшение самоконтроля, внимания, памяти и мышления.
Таблица 1
Формы и виды контроля
Виды контроля | Виды деятельности |
Входной контроль | При приёме на обучение по Программе проводится оценка уровня физической подготовки каждого обучающегося на основе собеседования, диагностических методик, наблюдения, анализа анкетных данных и медицинских документов. |
Текущий контроль | На протяжении реализации Программы отслеживается динамика физического и психологического развития на основе «Дневника здоровья обучающегося», наблюдения педагога. |
Итоговый контроль | Приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для занятий ездовым собаководством и каюрством (разрабатывается «Диагностическая карта сформированности приобретенных компетенций по программе ДОД «Обские каюры»), участие в соревнованиях по ездовому спорту, участие в районном конкурсе «Юные профессионалы». |
Формы контроля:
− педагогическое наблюдение;
− беседа;
− опрос;
− тестирование;
− мониторинг показателей здоровья учащихся (медицинские, психологические, педагогические показатели) – «Дневник здоровья учащихся»;
− анализ дневника наблюдений за собаками;
- «Диагностическая карта сформированности приобретенных компетенций по программе ДОД «Обские каюры»;
− соревнования на школьном уровне.
Мониторинг качества реализации программы
Так как тема ездового спорта в нашей стране находится на начальном этапе развития, и система отслеживания показателей здоровья людей, участвующих в данном виде спорта только разрабатывается, мы изучив данный вопрос, рискнули сами разработать систему мониторинга влияния ездового спорта на организм человека, в нашем случае учащегося.
Субъективные параметры положительного влияния на общее состояние здоровья школьников, тренирующихся на собачьих упряжках (показатели оценивает медицинская сестра школы – интернат) (приложение 1):
- Закаливание всего организма, ведь тренировка проходит в кедровом и смешанном лесу в зимнее время года.
- Укрепляется (повышается) иммунитет (учащиеся и педагоги отметили, что дети стали реже болеть ОРВИ и простудой, чем в прошлые годы).
- Тренируется выносливость организма (надо бежать-ехать-прыгать не мешая собакам в упряжке и набранной скорости нарты).
- Улучшается статическое равновесие, улучшаются координация, ловкость и стойка на одной ноге.
- Восстанавливается нормальный сон, успокаиваются нервы (необходимо контролировать и корректировать свое поведение и эмоции при работе с собаками по обстоятельствам).
- Повышается тонус кровеносных сосудов, высокая скорость кровотока по сосудам.
- Улучшается работа системы дыхания (учащенное дыхание, активная вентиляция легких, обогащение кровотока кислородом) и улучшается обмен веществ.
- Активизируется работа мозга и сердца, приходит в норму артериальное давление.
К психологическим аспектам ЗОЖ мы отнесли следующие показатели (приложение 1):
- Уровень тревожности
- Уровень агрессивности
- Уровень самооценки
- Нервно-психическая устойчивость
- Уровень работоспособности
- Основные характеристики внимания: концентрация, объем, переключаемость, распределение.
К социальным сторонам ЗОЖ школьника мы отнесли следующие качества (данный показатель оценивает классный руководитель, воспитатель, руководитель проекта) (приложение 1):
- Твердость характера, тренируется или формируется у юного каюра совместно с собачьей командой.
- Помощь в формировании лидерских качеств, раскрепощение - это каюр ведёт упряжку, а не упряжка везёт каюра.
- Вырабатывается сила голоса, ведь каюр должен громко команды подавать. Многие дети, оказывается, это здорово делают.
- Преданность, ответственность, доброе отношение к животным, уважение к собакам, так как каждая собака в упряжке - это личность со своим характером, каждая собака - член единой команды, у каждой собаки своя роль.
- Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам.
Таким образом, при условии эффективной работы в рамках данного проекта, совокупность всех мероприятий образуют принципиально новую инновационную площадку работы в школе.
Перспектива развития: Создание «Золотого пушистого кольца Шурышкарского района», организация марафона между поселениями района, центром которого будет находится с. Горки.
Согласно идее, заложенной в рамках инновационного проекта, в результате удачной его апробации в школе учащийся сможет приобрести те компетенции, которые являются определяющими для выпускника коррекционной школы, проживающих, чаще всего, в отдаленных поселениях Шурышкарсого района.
Список используемой литературы:
1. Единая всероссийская спортивная классификация, 2015–2018 гг. Зимние виды спорта [Текст] / [составитель: И. В. Попов]; Министерство спорта Российской Федерации. - Москва: Спорт, 2016. - 133 с.
2. Мюллер, Георг. Здоровая собака. (Кинология) [Текст]: Руководство для специалистов, питомников собак, союзов охотников и любителей собак / Проф. д-р Г. Мюллер; Пер. с 4-го нем. изд., под ред. и с добавл. проф. А. Н. Макаревского.
- Витебск: Белоруск. госуд. ветеринар. института, 1929. - 219 с.
3. Надежда - гонка по краю земли [Текст]: о великой арктической гонке, каюрах Чукотки и их верных друзьях, ездовых собаках, [1991-2011] / Ком. по спорту и туризму Чукотского авт. окр. [и др.]; сост. и науч. ред. Л. С. Богословская. - Москва: Институт наследия; Анадырь: Ком. по спорту и туризму Чукотского А.О., 2011. - 112 с.
4. Озолин, Эдгар Альбертович. Ездовые собаки Карелии [Текст]: фотоальбом / Э. А. Озолин, К. В. Вознюк, М. В. Ковалев. - пос. Калевала, Респ. Карелия: ВЕЛТ - Карельские путешествия, 2013. - 127, [1] с.
5. Поцелуева Е. Ездовые собаки [Текст] / Е. Поцелуева, М. Озерова, Л. Чебыкина. - М.: Центрполиграф, 2002 (ФГУИПП Курск). - 312 c.
6. Сибирский хаски. История. Стандарты. Содержание. Тренинг. [Текст] / Крис Киско, Керолайн Киско, Шейла Луксмур, Саймон Луксмур. 2003. - 256 с.
7. Сибирский хаски. Северная звезда [Текст]. / К. и К. Киско, Ш. и С. Лаксмуры. 2011. - 128 с.
8. Синицина, М. Сибирский хаски [Текст] / Марина Синицына, Наталия Ришина; фот.: Игорь Синицын; худож. Ольга Кавун. - Москва, 2014. - 205 с. Электронные ресурсы
9. Буйлова Л.Н., Бакурадзе Региональная программа развития дополнительного образования детей города Москвы на 2016—2018 годы: // [Электронный ресурс]
Интернет-ресурсы:
- ;
- Кодекс этики и поведения физических лиц - членов региональных структурных подразделений Федерации ездового спорта России (ФЕС России) (региональных федераций и региональных отделений), а также членов органов управления ФЕС России от 27 мая 2017 /Боярский В.И. // [Электронный ресурс]:
- Положение об официальных городских физкультурных и спортивных мероприятиях по ездовому спорту на 2018 год / Федерация ездового спорта города Москвы//[Электронный ресурс] – Режим доступа:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/11/picture-471611-1481452177.jpg)
Участие во всероссийской научно-практической конференции (апрель 2014 г.) с публикацией статьи "Модель управленческой структуры по работе с одарёнными детьми в условиях образовательного учреждения инновационного типа"
В статье представлена модель управленческой структуры по организации работы с одарёнными детьми на примере «Гимназии №21» г. Рудного. Последовательно описаны 4 блока представленной модели с указанием ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/30/picture-616203-1427730253.jpg)
Актуальные подходы в вопросах здоровьесберегающей и инновационной деятельности образовательных учреждений.Материалы III Всероссийской научно-практической конференции
Статья называется: Психолого - педагогические условия формирования личных качеств спортсменов,необходимых для командных взаимодействий....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/30/picture-1005217-1522401490.jpg)
Участие с докладом в научно-практической конференции с международным участием «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Программа научно-практической конференции с международным участием «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/04/picture-517006-1728022729.jpg)
Статьи в сборниках по итогам ежегодной Всероссийской научно - практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий» в Научной Электронной Библиотеке - elibrary.ru
Публикации: "Проблемно- проектный подход в обучении: взаимодействие учителя и ученика, 2013; «Интеграция проблемного и информационного подходов в обучении на уроках английского языка»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/07/picture-808573-1615144394.jpg)
Участие во Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ СОЦИУМА»доклад на тему: «Специфика организации певческого музицирования на уроках с детьми дошкольного возраста»
Пение – это один из самых любимых детьми видов деятельности. Благодаря слову, песня становится доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Исходя из своего педагогиче...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-1111935-1549277002.jpg)
Сборник научных материалов конференции по итогам I Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ: УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ, МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НОВЫЕ ПОДХОДЫ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРО
Сборник включает статьи участников I Всеросийской (национальной) научнопрактической конференции с международным участием «Инновационные технологии в науке: управление качеством, метрологическое ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/12/picture-314092-1423772131.jpg)
Инновационная деятельность педагога-организатора
Выступление на РМО педагогов организаторов и классных руководителей...