Доклад на тему: «Ездовое собаководство как средство коррекции и реабилитации воспитанников с ОВЗ»
методическая разработка

Галина Черноокая

Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня, выполнений домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состояниям и адаптивностью ученика. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_02.12.2020.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Ездовое собаководство как средство коррекции и реабилитации воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Введение

Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня, выполнений домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состояниям и адаптивностью ученика. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особенности в развитии - одна из основных задач, которую стремятся решить педагоги, психологи и дефектологи, работающие с ними. Наряду с медикаментозными, психотерапевтическими и педагогическими методами помощи детям, в настоящее время наиболее активно стали внедряться методы анималотерапии, работу с животными (иппотерапия дошадь,  филенотеррапия кошка, апитерапия пчела, дельфинотерапия, гирудотеррапия пиявка, работа в «живом уголке» применение канистерапии,). В этом направлении 95 % занимает канистерапия, представляющая возможность использовать собаку в качестве посредника между ребенком с особенностями в развитии.

Путем контакта ребенка с собакой через специально организованные игры и упражнения происходит процесс оздоравливающего эффекта. Данная терапия успешно зарекомендовала себя в работе с детьми, имеющими такие диагнозы, как: ранний детский аутизм, детский церебральный паралич (ДЦП), ЗПР, олигофрения, афазия и другие нарушения речи, синдром Дауна и пр.

В России канис-терапия находится в стадии становления. Ведётся активная работа по применению данной терапии с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Большинство исследований в области канистерапевтической работы при умственной отсталости, посвящено их социальной реабилитации и адаптации.

Потребность в разработке новых, эффективных, научно и практически подтвержденных, отвечающих последним достижениям коррекционной педагогики и психологии методов канистерапевтического воздействия на детей с нарушениями психического развития побудила меня заняться работой в данном направлении.

Основная часть: 

   Идея возрождения в Ямало-Ненецком автономном округе, а именно в Шурышкарском районе, коренной северной традиции ездового собаководства (далее ЕС) возникла давно. В 2018 году было решено претворить в жизнь этот замысел на базе образовательного учреждения МКОУ «Горковской С(К)ОШИ».   Так как, большинство учащихся школы, принадлежат к малочисленным народам Севера, в основном хантыйской национальности, предки которых использовали собак как тягловую силу. В процессе изучения данного вопроса все больше и больше обнаруживала положительного от применения ЕС в своей педагогической практике. По данной теме был разработан проект.  

Миссия проекта: Опыт прошлых лет преобразовать под современные регалии.

 Организация ездового собаководства как средства коррекции и реабилитации, способствующее успешной социализации учащихся КМНС с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в условиях школы - интернат. Пропаганда эко культуры, гуманное отношение к животным, сохранение рабочих качеств северных ездовых собак.

Цель: формирование у обучающихся ценности здорового образа жизни, профессиональной ориентации посредством занятий ездовым собаководством, а также коррекция и реабилитация учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с помощью использования элементов ненаправленной канистерапии.

Задачи: 

  1. Сохранение традиций у детей КМНС, формирование этнической идентичности детей КМНС;
  2. Формирование установки на ведение здорового образа жизни;

3. Формирование этических представлений и ответственного отношения к животным;

4. Коррекция эмоционально – волевой сферы посредством канистерапии; 

5.  Формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению в соответствии с образом жизни и системой культурных ценностей ЯНАО.

Проанализировав имеющиеся теоретические обоснования и практический опыт, было решено составить программу «Обские каюры» и приступить к реализации в сентябре 2018 году.

Инновационная идея

 реализация программы «Обские каюры» на базе МКОУ «Горковская С(К)ОШИ» как средство повышения качества воспитательного процесса в ОУ и средство развития, коррекции и реабилитации, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с использованием элементов ненаправленной канистерапии.

Отличительной особенностью программы «Обские каюры»,  является то, что весь цикл занятий, представляет собой обобщение практического опыта сообщества ездового спорта, в том числе и в работе с детьми (теоретическая часть), помимо этого реализуется практическая часть, которая несет в себе основной коррекционный и реабилитационный аспект. Название программы «Обские каюры» выбрано не случайно, так как учащиеся коррекционной школы – интернат, это жители поселений Шурышкарского района, которые расположены по берегам Большой и Малой Оби.

                Программа осуществляется преимущественно в лесной зоне села Горки и позволяет обучающемуся проводить большое количество времени на свежем воздухе, занимаясь спортом, в тесном общении с животным. Еще одной целью оказалась возможность отвлечь детей от пребывания в глобальной сети, телефонах и различных гаджетах.

Обучающиеся по Программе - это дети 13-17 лет, преодолевающие переходный возраст и сложный период своего личностного становления. На занятиях можно ухаживать за собакой, выстраивать с ней контакт, и вместе добиваться результатов. Таким образом, реализуется потребность подростка стать взрослым, подростковая энергия направляется на социально-одобряемую деятельность. Спортивные занятия с собакой отличаются высокой эмоциональной включенностью обучающегося и значительно эффективней формируют у него ценности физической активности и здорового образа жизни.

Обучение проходит в спортивно-игровой форме. Общение с собаками- лайками, дает хорошие результаты – дети приобретают уверенность в себе, настойчивость, ответственность, умение быть другом.

- В весенний,  осенний сезон дети обучаются каникроссу (бег с собакой), догтрекингу (пешие прогулки с собакой по местности).

- В зимний период скиджоринг (передвижение лыжника с собакой), езда на собачьей упряжке.

В летний период учащиеся находятся на каникулах, а собаки переходят на щадящий режим.

Помимо выше обозначенных целей и задач, также программа направлена на:

-  сохранение традиций коренных малочисленных народов ЯНАО, популяризацию этнографических знаний об упряжном собаководстве, развитие ездового спорта посредством создания в п. Горки Шурышкарского района на базе школы кружкового объединения данной направленности;

- повышение личностного потенциала;

- психологическая разгрузка детей в урбанистический компьютерный век.

Опыт общения, полученный в процессе таких занятий, даёт возможность легче адаптироваться к социальной среде в будущем. Животные всегда воспринимаются человеком как нижестоящие существа, которых люди дрессируют, но при этом любят и заботятся о них. Ребенок, принимая такую статусную роль, обучается соблюдению своих прав и обязанностей во взаимодействии с собакой. Обучение собаки командам предполагает самостоятельную руководящую и организующую деятельность со стороны ребёнка. Развитие функций планирования и контроля неразрывно связано, как с формированием самосознания, так и с личностной зрелостью. В эмоциональном плане общение с собакой в процессе канистерапии исключает возможность негативной оценки с её стороны. Помимо этого, общение с собакой эмоционально проще общения с человеком. Во-первых, спектр эмоций у животных уже. Во-вторых, здесь в большей степени, чем с людьми возможен тактильный контакт. Взаимодействие с животным является мощным мотивационным двигателем.

Согласно идее, заложенной в рамки инновационного проекта, в результате удачной его апробации в школе учащийся, выпускник основного общего образования, сможет следующее:

Ожидаемые результаты:

  • приобретение знаний о истории ездового собаководства (ЕС);
  • приобретение навыка общения и ухода за собаками;
  • приобретение знаний о основах дрессировки собак;
  • применение основных команд: «Стоять!»; «Вперед!», «Лево!», «Право!», «Мимо!», «Фу!».
  • приобретение знаний по работе со снаряжением для ездового спорта: шлейка, буксировочный пояс, потяг, рюкзак для собаки, нарты и др. и научатся изготавливать его элементы самостоятельно.
    Освоение навыков работы с собачьей упряжкой:
  • приобретается опыт ориентирования с собакой на местности;
  • изучение правил ездового спорта и на начальном уровне освоение его отдельных дисциплин: каникросс (снежный каникросс), скиджоринг, управление собачьей упряжкой (нарта);

Планируемые личностные результаты освоения программы:

  • коррекция эмоционально – волевой сферы посредством канистерапии;
  • снижение высокого уровня тревожности, агрессии;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие наблюдательности, пространственной ориентировки;
  • умение концентрировать внимание;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • приобретение навыка работы в команде (коммуникативная компетенция);
  • формирование правильного поведения в обществе.

        Таким образом, работа по Программе «Обские каюры»  решает, как общепедагогические, так и индивидуальные коррекционные задачи, исходящие из потребностей конкретного ребёнка. Использование ее в социализации учащихся с интеллектуальной недостаточностью, является инновационной техникой и представляется крайне интересной для эффективного практического применения при работе с подростками с нарушением интеллекта.

Динамика развития подростков, являющихся участниками программы «Обские каюры» отслеживается специалистами школы: медицинской сестрой, педагогом - психологом, педагогом дополнительного образования и педагогами школы. Они отмечают снижение агрессии у подростков, улучшение самоконтроля, внимания, памяти и мышления.

Формы и виды контроля: Входной, текущий, итоговый.

Формы контроля: Педагогическое наблюдение, беседа, опрос, тестирование. Мониторинг показателей здоровья учащихся (медицинские, психологические, педагогические показатели). «Дневник здоровья учащихся», «Диагностическая карта  наличие  приобретенных компетенций по программе ДОД «Обские каюры», соревнования на школьном уровне.

Мониторинг качества реализации программы

Так как тема ездового спорта в нашей стране находится на начальном этапе развития, и система отслеживания показателей здоровья людей, участвующих в данном виде спорта только разрабатывается, мы с Белых Н.В.,  изучив данный вопрос, рискнули сами разработать систему мониторинга влияния ездового спорта на организм человека, в нашем случае учащегося.

Субъективные параметры положительного влияния на общее состояние здоровья школьников, тренирующихся на собачьих упряжках (показатели оценивает медицинская сестра школы – интернат) (приложение 1):

  1. Закаливание всего организма, ведь тренировка проходит в кедровом и смешанном лесу в зимнее время года.
  2. Укрепляется (повышается) иммунитет (учащиеся и педагоги отметили, что дети стали реже болеть ОРВИ и простудой, чем в прошлые годы).
  3. Тренируется выносливость организма (надо бежать-ехать-прыгать не мешая собакам в упряжке и набранной скорости нарты).
  4. Улучшается статическое равновесие, улучшаются координация, ловкость и стойка на одной ноге.
  5. Восстанавливается нормальный сон, успокаиваются нервы (необходимо контролировать и корректировать свое поведение и эмоции при работе с собаками по обстоятельствам).
  6. Повышается тонус кровеносных сосудов, высокая скорость кровотока по сосудам.
  7. Улучшается работа системы дыхания (учащенное дыхание, активная вентиляция легких, обогащение кровотока кислородом) и улучшается обмен веществ.
  8. Активизируется работа мозга и сердца, приходит в норму артериальное давление.

К психологическим аспектам ЗОЖ мы отнесли следующие показатели (приложение 1):

  1. Уровень тревожности
  2. Уровень агрессивности
  3. Уровень самооценки
  4. Нервно-психическая устойчивость
  5. Уровень работоспособности
  6. Основные характеристики внимания: концентрация, объем, переключаемость, распределение.

К социальным сторонам ЗОЖ школьника мы отнесли следующие качества (данный показатель оценивает классный руководитель, воспитатель, руководитель проекта) (приложение 1):

  1. Твердость характера, тренируется или формируется у юного каюра совместно с собачьей командой.
  2. Помощь в формировании лидерских качеств, раскрепощение - это каюр ведёт упряжку, а не упряжка везёт каюра.
  3. Вырабатывается сила голоса, ведь каюр должен громко команды подавать. Преданность, ответственность, доброе отношение к животным, уважение к собакам, так как каждая собака в упряжке - это личность со своим характером, каждая собака - член единой команды, у каждой собаки своя роль.
  4.   Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам.

        Дети – это будущее любого спорта. Культивируя (ЕС) основные усилия необходимо вкладывать именно в детский спорт.  Учащиеся, занимающиеся по этой программе, приобретают знания, навыки и умения, которые возможно станут определяющими в процессе выбора будущей профессии. Для детей, имеющих в анамнезе умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), спектр выбора будущей профессии ограничен. В данном случае его можно расширить за счет таких профессий как животновод, мастер животноводства, оператор цеха по приготовлению кормов, уборщик производственных и служебных помещений,  каюр, помощник каюра (человек должен уметь ухаживать за собаками, ежедневно убирать вольер, выгуливать, принимать участие в тренировках четвероногих, а также разрабатывать новые туристические маршруты).

Грумер,  занимается внешним видом разнообразных питомцев, он также помогает владельцу животного подготовить собаку к выставке и не только.

Выгульщик собак – достаточно новая профессия в этой сфере, но уже популярная в США и Европе, поскольку помогает владельцу собаки на время командировки, отсутствия свободного времени, при большой загруженности на работе погулять с псом.

Выгуливать чужую собаку за деньги – занятие новое, но уже популярное. Некоторые любители собак превратили это занятие в профессию и рассматривают ее как источник своего основного или дополнительного финансового дохода. Выгул собак за деньги это тот бизнес, который легко начинать без вложений. Достаточно потратить время на размещение объявлений в подходящих местах и найти первых постоянных клиентов. Если предоставлять услугу качественно, то дело начнет приносить значительную прибыль.

Выгульщиком собак может стать любой человек в хорошей физической форме, с устойчивой психикой и желанием помогать. В нашей школе уже есть такой опыт – ученица 9 класса Тазимова Елена с удовольствием выгуливает чужую собаку и подходит к данному занятию очень ответственно.

Перспектива развития проекта: 

Планирую долгую и плодотворную работу данного проекта. Ради этого иду на разумный риск, осознаю возможные последствия и беру на себя ответственность за них. Занимаю про активную позицию – это активно реагирую  на внешние события, проявляю живой интерес к настоящему и будущему. Постоянно расширяю рамки своей деятельности. Строю понятную и эффективную стратегию. Стратегия – это общий план, охватывающий длительный период времени, распределение ресурсов, необходимых для достижения целей и т. д.

Согласно идее, заложенной в рамках инновационного проекта, в результате удачной его апробации в школе учащийся сможет приобрести те компетенции, которые являются определяющими для выпускника коррекционной школы 8 вида, проживающих, чаще всего, в отдаленных поселениях Шурышкарсого района.

В перспективе создание «Золотого пушистого кольца Шурышкарского района», организация марафона между поселениями района, центром  которого будет   с. Горки. Создание туристических туров с использованием (ЕС) в котором будут задействованы местные жители района, в том числе и выпускники школы. Например: гостевые программы с катанием на упряжках, снежные тропы – дог тренинг по зимнему лесу, мини – путешествие на упряжках, Виденье работы проекта, это путь к успеху текущей ситуации  вокруг клиента (туриста). Виденье должно быть реалистичным и адекватным. Например,  использование охотничьих  домиков, частных бань. Частный транспорт -  моторные лодки, снегоходы, упряжки. Гостиницы, блюда местной кухни, сувенирную продукцию и т.д.

И хочется закончить своё выступление словами неизвестного автора

             «Жизнь начинается там, где заканчивается зона комфорта»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Театральная игра как средство коррекции и развития ребенка с нарушенными слуховыми возможностями "

Данная статья поможет начинающему педагогу организовать правильно досуг ребенка с нарушением слуха...

обобщение опыта работы по теме самообразования «Мнемотехника как средство коррекции памяти учащихся с ОВЗ.»

обобщение опыта работы  по теме самообразования «Мнемотехника как средство коррекции  памяти учащихся с ОВЗ.»...

Доклад на тему: Физическое воспитание как средство реабилитации, коррекции и адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы

Физическое воспитание как средство реабилитации, коррекции и адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы...

Инновационная деятельность педагога-организатора. Доклад на всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Реализация инновационного проекта «Ездовое собаководство как средство коррекции и реабилитации воспитанников с ОВЗ"

Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особенности в развитии - одна из основных задач, которую стремятся решить педагоги, психологи и дефектологи, работающие с ними. Наряду с ...

Проект по теме самообразования «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»

Проект по теме самообразования«Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»...