Влияние общественности на решение социально-значимых вопросов повышения уровня детской безопасности на дорогах
статья по обж
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 134 Красногвардейского района Санкт- Петербурга
имени Сергея Дудко
Статья
Влияние общественности на решение социально-значимых вопросов
повышения уровня детской безопасности на дорогах
Выполнил:
преподаватель-организатор ОБЖ
А.Н. Суров
Санкт-Петербург
2019
«Влияние общественности на решение социально-значимых вопросов повышения уровня детской безопасности на дорогах»
Хотите ли вы, не хотите ли…
Но дело, товарищи, в том,
Что прежде всего – вы родители,
А все остальное – потом!
«Дети наши на свет родились,
Чтобы радостно жить.
Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы
Чтоб всегда исполнялись в их жизни мечты»
Хотелось бы начать свой материал выдержкой из Федеральной целевой программы
"Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 года:
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут или становятся инвалидами дети.
Особого внимания заслуживает последняя строка. Не случайно поднимается эта тема. Среди всех участников дорожного движения самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок.
Дети, как выяснилось, не обладают теми же предпосылками для обучения безопасному поведению при движении на транспорте и дороге, как взрослые. Они пока не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, в разметке дорог, в возможностях транспортных средств. Не обладают способностью взрослых оценить скорость и расстояния. Слух и зрение детей развиты в недостаточной степени. Они, в частности, не могут переместить свой взгляд с близких объектов на дальние и наоборот с такой же скоростью, как взрослые. Им трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Небольшой рост ребенка не позволяет ему получить полный обзор дорожного движения, что естественно для взрослого человека. http://sakhalinroadsafety.ru/news_34.htm
Дети не обладают способностью делать выводы общего характера из своего обучения, т.е. они не могут перенести, например, правила правильного перехода дороги с того места, где они этому научились, на все другие места, где они должны переходить дорогу. http://sakhalinroadsafety.ru/
Рост ребенка - серьезное препятствие и для своевременного обнаружения его водителем на дороге. Из-за стоящего транспортного средства, стоящей группы пешеходов, сугробов снега он не виден водителю, который находится на дороге.
Дети иначе, чем взрослые, переходят проезжую часть дороги. Так, взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию, а дети же начинают наблюдение, только подходя к краю проезжей части.
Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность поведения детей. На них большое влияние оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют их забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты при переходе проезжей части.
Они, также, по-разному реагируют на различные виды транспортных средств. При приближении большого грузовика, автобуса, трамвая, даже если они движутся с небольшой скоростью, ребенок не рискует пересекать проезжую часть дороги, но недооценивает опасность небольших размеров - легковых автомобилей и особенно мотоциклов, которые приближаются с высокой скоростью. Порой они считают, что автомобиль можно остановить мгновенно.
Потребность детей в движении, которая преобладает над осторожностью, недооценка обстановки, недостаточные знания об источниках повышенной опасности на дороге, а иногда и просто интерес к окружающей его обстановке могут привести к печальным последствиям.
Все перечисленные психофизиологические особенности ребенка говорят о том, что невозможно приспособить поведение детей к условиям дорожного движения только путем обучения, к ним нужен особый подход при сообщении знаний о правилах безопасного поведения на дороге.
Конечно, изучение правил - дело нужное, но главная задача не в этом. Суть заключается в том, чтобы привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и привить ему положительное отношение к решению этой задачи.
Только совместными усилиями педагогов, общественности и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым языком, без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых - доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом не исказив их содержания.
Сегодня, в условиях значительного роста автопарка страны, вопросы предупреждения дорожной аварийности и повышения культуры поведения на дорогах находятся в центре внимания государства и общества. Не смотря на это, мы до сих пор наблюдаем низкий уровень дисциплины участников дорожного движения, нарушение или незнание ими Правил дорожного движения. Основным фактором риска при этом, выступает человеческий фактор, и прежде всего, низкая культура поведения, злостное несоблюдение Правил дорожного движения как водителями, так и пешеходами.
В этой связи роль общественности в повышении уровня безопасности дорожного движения невозможно переоценить. Это, прежде всего вопросы укрепления дисциплины участников дорожного движения, участия общественных формирований в надзоре за движением совместно с сотрудниками ГИБДД, в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и, конечно, участие в пропаганде безопасного поведения на улицах и дорогах.
Возможности участия граждан в решении проблем в сфере безопасности дорожного движения заложены на законодательном уровне. В том числе, с помощью фото и видео камер, мобильных телефонов, и установленных на автомобиле видеорегистраторов. Однако, роль и влияние общественности на профилактику дорожной аварийности пока недостаточны, поскольку это наш социум, наша жизнь, которая напрямую влияет на сознание, навыки и безопасное поведение подростка на дороге. В этом усматривается на наш взгляд, несколько составляющих, т. е. проблема комплексная:
- коррупция на дороге открытая;
- коррупция замаскированная;
- незнание ПДД;
- незаконное получение водительских прав;
- отсутствие ответственности водителей;
- отсутствие ответственности пешеходов;
- безнаказанность отдельной категории участников дорожного движения («неприкасаемые»);
- низкий уровень образования в России (данные ООН);
- отсутствие объективной оценки произволу, творящемуся на дороге, со стороны органов госструктур;
- предоставление сведений о нарушении ПДД учащимися в органы образования, а не напрямую непосредственно ответственным лицам (родителям);
- отсутствие доступной населению информация об общественных мероприятиях по безопасности дорожного движения;
- не отработаны формы привлечения активной части населения, особенно молодёжи, к деятельности, связанной с безопасностью на дорогах;
- нет достаточной поддержки со стороны органов исполнительной власти, и гражданского общества в целом;
- не хватает источников для развития материальной базы (устаревшие пособия в школах, упраздненные уроки по ПДД);
- необходимо ввести серьезное ужесточение штрафов за нарушения;
- данные решения должны приниматься комплексно.
В последние годы средства массовой информации на федеральном и областном уровне стали больше уделять внимания проблемам безопасности дорожного движения. Однако в материалах все больше преобладают информационные сюжеты криминальной направленности, с фактами дорожных происшествий. В тоже время мало материала, имеющего воспитательную и образовательную направленность.
Практика показывает, что представители общественности могут оказать существенную помощь в подготовке материалов для размещения в прессе, выступать в радиоэфирах, а, также, в оформлении стендов и социальной рекламы, в подготовке Интернет сайтов.
Задача взрослых - дать ребенку необходимые навыки безопасного поведения на дороге в опасных дорожно-транспортных ситуациях, позволить ему увидеть и осознать реальную опасность на дороге и возможность избежать ее. Следует своевременно научить детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и осмотрительными. А взрослым - не совершать самую распространенную ошибку– действия по принципу «со мной можно». Если Вы показываете ребенку на собственном примере как перебежать на красный, будьте уверены, оставшись один, он попытается повторить этот трюк. В наших силах сформировать навыки безопасного поведения на дорогах, воспитать сознательного и грамотного пешехода, ответственного за жизнь и здоровье участников дорожного движения.
Подводя итог сказанного, хотелось бы призвать всех участников диалога (семинара) – совместно активизировать работу по пропаганде культуры поведения на дорогах, разъяснению и популяризации Правил дорожного движения среди населения.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Решение задач по химии повышенного уровня сложности"
Тематическое планирование элективного курса для 9 класса. Цель курса: проверить готовность обучающихся, ориентированных на химический профиль обучения, к усвоению материала повышенного уровня сло...
Программа факультативного курса «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» для учащихся 9 класса
Факультативный курс «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для учащихся 9 классов, увлекающихся химией. Данный факультативный курс позволяет помочь учащимся бо...
Элективный курс "Решение задач по химии повышенного уровня сложности" 10-11 класс
Содержание программы носит интегрированный характер и способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию, ориентации школьников на основные направления профессий связанных с химией....
Формы и методы работы по повышению уровня культуры безопасности учащихся
Выступление учителя ОБЖ...
Программа элективного курса «Решение задач по химии повышенного уровня сложности»
Элективный курс «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для учащихся 9 классов и носит предметно-ориентированный характер...
«Социально-педагогическая коррекция и реабилитация воспитанников по формированию и решению социально значимых проблем»
Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей...
Влияние общественности на решение социально-значимых вопросов повышения уровня детской безопасности на дорогах
Методическая разработка классного часа для старшеклассников...