Инновационный подход в решении социально-педагогических проблем
статья (5, 6, 7 класс)
Дети, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
Используются различные формы обучения детей с ОВЗ:
индивидуальное обучение на дому, когда ребенок не может посещать школу в силу своего заболевания. В работе с такими детьми часто используется дистанционное обучение;
обучение больных детей при больнице, где они проходят длительный курс лечения в стационаре;
Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_podhod_v_reshenii_sotsialno-pedagogicheskih_problem.docx | 26.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный подход в решении социально-педагогических проблем в школе при работе с детьми с ОВЗ.
Выбор темы обусловлен тем, что в ГБОУ СОШ № 383 Красносельского района Санкт-Петербурга на протяжении многих лет обучаются дети, которые проходят длительное лечение в ДГБ №1 с тяжелыми формами заболеваний. В этом учебном году в 1 класс пришла девочка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которая передвигается только с помощью специальных ходунков или на коляске.
Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
Дети, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
Используются различные формы обучения детей с ОВЗ:
- индивидуальное обучение на дому, когда ребенок не может посещать школу в силу своего заболевания. В работе с такими детьми часто используется дистанционное обучение;
- обучение больных детей при больнице, где они проходят длительный курс лечения в стационаре;
- Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в школе.
Одной из главных задач при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение их в социум. Для полноценного развития дети с ОВЗ в школе кроме обучения должны приобщаться к обществу, классному коллективу.
В федеральном законе «Об образовании» зафиксировано право детей с ограниченными возможностями здоровья на специальные образовательные условия и введено понятие инклюзивного образования — «обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
В своей социально-педагогической деятельности мы исходили из принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Работа с детьми с ограниченными возможностями проводится в школе на протяжении нескольких лет, а инклюзивное обучение происходит впервые.
Проблемы, которые возникают у детей и их родителей:
Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное.
Успеваемость детей, которые развиваются типичным образом, не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе. В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в классе, придерживающегося инклюзивной формы образования, значительно выше. Как показывает наш опыт, высокая успеваемость и социальная включенность взаимно влияют друг на друга. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом.
Родители детей с ОВЗ и детей одноклассников напрямую могут повлиять на процесс обучения и климат в детском коллективе.
В самом начале учебного года проведено родительское собрание, проведена беседа администрации, социального педагога, учителя, психолога с разъяснением предстоящих возможных проблем, в связи с появлением в классе ребенка с ОВЗ, и путей их разрешения.
У самого ребенка возникали вопросы, почему он не как другие дети. С ребенком ежедневно проводятся беседы педагога, тьютора. Подключены психологи для разъяснения ребенку, почему он не такой, как все.
Родители в свою очередь объясняют детям, почему он такой, а те пугаются, «а я не заболею, как он?». С родителями проводится постоянно разъяснительная работа педагогов, психологов.
Приобретено оборудование, ребенок с ОВЗ сидит за специальной партой, удобной для него. Не прекращая, проводится работа с рукой для правильного письма. Уже произошли колоссальные сдвиги в этом направлении, но пока для письма используется компьютер, так как ребенок еще испытывает большие трудности при письме.
Психологические проблемы учителей:
Опыт внедрения инклюзивного образования в данной школе показывает, что учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Они проходят несколько стадий: начиная с явного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего. Специалисты (тьютор, учитель) испытывают страх: "Смогу ли я сделать это?" Они боятся не справиться, боятся ответственности, боятся рисковать. Вначале у взрослых были слезы в буквальном смысле слова. Страх и неуверенность также связаны с тем, что педагоги боятся, что не будут полностью контролировать происходящее, что им придется просить о помощи учеников, родителей или педагогов, тем самым, признав, что они не имеют ответов на абсолютно все вопросы. Советы, которые дают в таких случаях, просты: нужно делать свое дело, несмотря ни на что. Следует посмотреть в лицо своим страхам и продолжать работать, несмотря на них, тогда они станут меньше и отдалятся. Тьютор рассказывает, что в течение первых недель она испытывала страх, а затем, как по волшебству, он проходил. Слова "Не волнуйся. Не бойся" произносить бессмысленно. Перемены пугают всех. Так устроен наш организм. Но в данном случае речь идет о правах ребенка, и идти навстречу переменам мы должны все равно. Понятно, что в такой кризисный период людям нужна поддержка. И на помощь приходит весь педагогический коллектив: администрация, психолог, социальный педагог. Лишь совместными усилиями возможно решить все, на первый взгляд, неразрешимые проблемы.
Ребенка вместе с мамой вовлекали в конкурсы рисунков, представляли совместные работы детей и родителей для выставок в школе. Психологами проводятся тренинговые занятия, помогающие ориентироваться в различных ситуациях, анализировать их, находить оптимальные решения.
Главное, за непродолжительное время мы видим результат.
Прежде всего, это колоссальные изменения в лучшую сторону у ребенка с ОВЗ и, что очень важно отметить, у окружающих его детей. Жизнь в социуме дает несомненно положительные результаты: ребенок общается с одноклассниками на равных, одноклассники доброжелательны, помогают ему во всем, всегда готовы прийти на помощь. Родители, учителя, все специалисты также заботятся о здоровой атмосфере в коллективе.
Это только начало, надо продолжать и искать новые пути и возможности для взаимодействия детей и взрослых.
С развитием современных технологий информационное пространство постоянно расширяется, так как упрощается доступ к информации.
Единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:
- сбор, обработка, хранение, распространение, поиск и передача информации;
- информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации (документы, карточки, списки и др.);
- правовые и нормативные юридические документы, договорные соглашения, конференции;
- автоматизированные базы данных,
- ресурсы, размещенные на веб-сайтах, в интернете;
- электронные, печатные и иные носители.
Самым инновационным прорывом в области технологии коммуникации следует признать форму цифровой передачи информации, практически безграничная возможность трансляции информационных сообщений.
В современных условиях информационное взаимодействие осуществляется преимущественно посредством информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Межличностное общение происходит в форме индивидуальных бесед, на родительских собраниях, с использованием каналов коммуникации: skype, вебинары, электронная почта и другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный подход к решению проблем коррекции речи у детей с нарушением слуха на индивидуальных занятиях
Перед современной школой становится задача пересмотра содержания, совершенствования методики и организации учебно-воспитательной работы, осуществления комплексного подхода к делу об...
«Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся
Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...
Социально-педагогическая технология решения проблем школьной дезадаптации 2010-2011
Анохина Ольга Ивановна – социальный педагогСоциально-педагогическая технология решения проблем школьной дезадаптации.В последнее время проявления школьной дезадаптации становятся одной из актуальных п...
Реализация комплексного подхода в создании социально-педагогических условий для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями в учреждении дополнительного образования
Краткое описание проекта "Полотно моей мечты"...
«Социально-педагогическая коррекция и реабилитация воспитанников по формированию и решению социально значимых проблем»
Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей...
Презентация. Решение социально-педагогической задачи.
Социальный проект по оказанию комплексной социальной и психолого-педагогической помощи семьям группы риска....
Социально педагогические технологии по решению жизненных проблем ребенка: требования «ФГОС»
Методический материал -Социально педагогические технологии по решению жизненных проблем ребенка: требования «ФГОС»...