Инновационный подход в решении социально-педагогических проблем
статья (5, 6, 7 класс)

Глухих Тамара Алексеевна

Дети, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
Используются различные формы обучения детей с ОВЗ:
  индивидуальное обучение на дому, когда ребенок не может посещать школу в силу своего заболевания. В работе с такими детьми часто используется дистанционное обучение;
  обучение больных детей при больнице, где они проходят длительный курс лечения в стационаре;
  Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационный подход в решении социально-педагогических проблем в школе при работе с детьми с ОВЗ.

Выбор темы обусловлен тем, что в ГБОУ СОШ № 383 Красносельского района Санкт-Петербурга на протяжении многих лет обучаются дети, которые проходят длительное лечение в ДГБ №1 с тяжелыми формами заболеваний. В этом учебном году в 1 класс пришла девочка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которая передвигается только с помощью специальных ходунков или на коляске.

Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.

Дети, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.

Используются различные формы обучения детей с ОВЗ:

  •  индивидуальное обучение на дому, когда ребенок не может посещать школу в силу своего заболевания. В работе с такими детьми часто используется дистанционное обучение;
  •  обучение больных детей при больнице, где они проходят длительный курс лечения в стационаре;
  •  Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в школе.

Одной из главных задач при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение их в социум. Для полноценного развития дети с ОВЗ в школе кроме обучения должны приобщаться к обществу, классному коллективу.

В федеральном законе «Об образовании» зафиксировано право детей с ограниченными возможностями здоровья на специальные образовательные условия и введено понятие инклюзивного образования — «обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

В своей социально-педагогической деятельности мы исходили из принципов инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Работа с детьми с ограниченными возможностями проводится в школе на протяжении нескольких лет, а инклюзивное обучение происходит впервые.

Проблемы, которые возникают у детей и их родителей:

Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное.

Успеваемость детей, которые развиваются типичным образом, не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе. В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в классе, придерживающегося инклюзивной формы образования, значительно выше. Как показывает наш опыт, высокая успеваемость и социальная включенность взаимно влияют друг на друга. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом.

Родители детей с ОВЗ и детей одноклассников напрямую могут повлиять на процесс обучения и климат в детском коллективе.

В самом начале учебного года проведено родительское собрание, проведена беседа администрации, социального педагога, учителя, психолога с разъяснением предстоящих возможных проблем, в связи с появлением в классе ребенка с ОВЗ, и путей их разрешения.

У самого ребенка возникали вопросы, почему он не как другие дети. С ребенком ежедневно проводятся беседы педагога, тьютора. Подключены психологи для разъяснения ребенку, почему он не такой, как все.

Родители в свою очередь объясняют детям, почему он такой, а те пугаются, «а я не заболею, как он?». С родителями проводится постоянно разъяснительная работа педагогов, психологов.

Приобретено оборудование, ребенок с ОВЗ сидит за специальной партой, удобной для него. Не прекращая, проводится работа с рукой для правильного письма. Уже произошли колоссальные сдвиги  в этом направлении, но пока для письма используется компьютер, так как ребенок еще испытывает большие трудности при письме.  

Психологические проблемы учителей:

Опыт внедрения инклюзивного образования в данной школе показывает, что учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Они проходят несколько стадий: начиная с явного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего. Специалисты (тьютор, учитель) испытывают страх: "Смогу ли я сделать это?" Они боятся не справиться, боятся ответственности, боятся рисковать. Вначале у взрослых были слезы в буквальном смысле слова. Страх и неуверенность также связаны с тем, что педагоги боятся, что не будут полностью контролировать происходящее, что им придется просить о помощи учеников, родителей или педагогов, тем самым, признав, что они не имеют ответов на абсолютно все вопросы. Советы, которые дают в таких случаях, просты: нужно делать свое дело, несмотря ни на что. Следует посмотреть в лицо своим страхам и продолжать работать, несмотря на них, тогда они станут меньше и отдалятся. Тьютор рассказывает, что в течение первых недель она испытывала страх, а затем, как по волшебству, он проходил. Слова "Не волнуйся. Не бойся" произносить бессмысленно. Перемены пугают всех. Так устроен наш организм. Но в данном случае речь идет о правах ребенка, и идти навстречу переменам мы должны все равно. Понятно, что в такой кризисный период людям нужна поддержка. И на помощь приходит весь педагогический коллектив: администрация, психолог, социальный педагог. Лишь совместными усилиями возможно решить все, на первый взгляд, неразрешимые проблемы.

Ребенка вместе с мамой вовлекали в конкурсы рисунков, представляли совместные работы детей и родителей для выставок в школе. Психологами проводятся тренинговые занятия, помогающие ориентироваться в различных ситуациях, анализировать их, находить оптимальные решения.

Главное, за непродолжительное время мы видим результат.

Прежде всего, это колоссальные изменения в лучшую сторону у ребенка с ОВЗ и, что очень важно отметить, у окружающих его детей. Жизнь в социуме дает несомненно положительные результаты: ребенок общается с одноклассниками на равных, одноклассники доброжелательны, помогают ему во всем, всегда готовы прийти на помощь. Родители, учителя, все специалисты также заботятся о здоровой атмосфере в коллективе.

Это только начало, надо продолжать и искать новые пути и возможности для взаимодействия детей и взрослых.

С развитием современных технологий информационное пространство постоянно расширяется, так как упрощается доступ к информации.

Единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:

- сбор, обработка, хранение, распространение, поиск и передача информации;

- информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации (документы, карточки, списки и др.);

- правовые и нормативные юридические документы, договорные соглашения, конференции;

- автоматизированные базы данных,

- ресурсы, размещенные на веб-сайтах, в интернете;

- электронные, печатные и иные носители.

Самым инновационным прорывом в области технологии коммуникации следует признать форму цифровой передачи информации, практически безграничная возможность трансляции информационных сообщений.

В современных условиях информационное взаимодействие осуществляется преимущественно посредством информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Межличностное общение происходит в форме индивидуальных бесед, на родительских собраниях, с использованием каналов коммуникации: skype, вебинары, электронная почта и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к решению проблем коррекции речи у детей с нарушением слуха на индивидуальных занятиях

           Перед  современной  школой  становится  задача   пересмотра  содержания, совершенствования методики и организации учебно-воспитательной  работы, осуществления комплексного подхода к делу об...

«Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся

Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...

Социально-педагогическая технология решения проблем школьной дезадаптации 2010-2011

Анохина Ольга Ивановна – социальный педагогСоциально-педагогическая технология решения проблем школьной дезадаптации.В последнее время проявления школьной дезадаптации становятся одной из актуальных п...

Презентация. Решение социально-педагогической задачи.

Социальный проект по оказанию комплексной социальной и психолого-педагогической помощи семьям группы риска....

Социально педагогические технологии по решению жизненных проблем ребенка: требования «ФГОС»

Методический материал -Социально педагогические технологии по решению жизненных проблем ребенка: требования «ФГОС»...