Социально-педагогическая коррекция и реабилитация
календарно-тематическое планирование по теме
Процесс перевоспитания с позитивными влияниями, предполагающими изменения в развитии личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kor._rabota.zip | 26.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная ( коррекционная) школа - интернат № 6 для детей с ограниченными возможностями здоровья Красногвардейского района Санкт - Петербурга.
«Социально – педагогическая
коррекция и реабилитация»
воспитатель
Санкт - Петербург
2012
Социально-педагогическая коррекция и реабилитация.
*Коррекцией принято называть сочетание процесса перевоспитания с позитивными влияниями, предполагающими изменения в развитии личности.
Коррекция имеет следующие функции:
1.Восстановительная - восстановление положительных качеств воспитанника.
2.Компенсирующа - компенсировать тот или иной недостаток успехом в интересующей его деятельности.
3.Стимулирующая - активизация позитивной общественно полезной деятельности.
4.Исправительная - исправление отрицательных качеств с применением разных методов (поощрение, убеждение, пример и т.д.)
Коррекция отклоняющегося поведения предполагает выявления неблагополучия в системе отношений ребенка, подростка со взрослыми и сверстниками и корректировку педагогических позиций педагогов, родителей, которая должна способствовать разрешению острых и вялотекущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка
*Реабилитация – создание ситуации успеха и уменьшение эмоциональной значимости конфликта.
Направления социально – педагогической реабилитации:
*Контроль за условиями воспитания и поведением ребенка.
*Поддержка тех, кто испытывает затруднение в семье.
*Помощь в преодолении внутриличностного конфликта.
*Предупреждение и пресечение всевозможных отклонений в поведении.
*Координация отношений ребенка с групповым коллективом.
*Оздоровление.
Основная задача образования-дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.
Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения.
*Биологические факторы - неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма.
*Психологические факторы-нервно-психические заболевания, обуславливающие неадекватные реакции подростка.
*Социально-психологические факторы-дефекты школьного, семейного или общественного воспитания, приводящие к нарушениям процесса социализации.
Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых он оказался и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
Для того, чтобы помочь воспитаннику в преодолении трудностей в общении, обучении и поведении в современной педагогике выделяют следующие 3 технологии.
*Технология социально-педагогической профилактики.
Она направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий , вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.
*Технология психолого - педагогического сопровождения.
Она является индивидуальной и осуществляется по запросу администрации и родителей.
*Технология социально-психологической реабилитации.
Практически не используется в рамках общеобразовательных учреждений.
*Цель коррекционной работы: социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения.
*Задачи:
1.Выявление интересов и потребностей воспитанников, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде.
2.Содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанника в учреждении, в семье, в окружающей социальной среде.
3.Профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья.
4.Координация взаимодействия педагогов, родителей, специалистов социальных служб, представителей административных органов для оказания помощи воспитанникам.
*Формы работы.
1.Работа с семьей.
2.Индивидуальная работа.
3.Групповая работа.
*Используемые формы, средства, приемы и технологии.
Индивидуальная, групповая работа в форме беседы, игры, тренинга, игровых задач, занятий.
*Технология социально – педагогической профилактики с игровым и коммуникативно – диалогическим подходом.
*Ожидаемые результаты.
Коррекция личностного развития воспитанника.
Перспективный план коррекционной работы
*Диагностика.
1.Диагностика его состояния, личностных особенностей воспитанника.
2.Диагностика семьи.
3.Диагностика положения воспитанника в группе.
4.Диагностика измерения познавательных потребностей.
5.Ведение дневников наблюдений за воспитанниками группы.
*Коррекция семейных отношений.
1.Пропаганда психолого – педагогических знаний.
2.Дифференцированная и индивидуальная помощь родителям.
-роль семьи в формировании личности ребенка;
-проблемы здоровья детей;
-непослушный ребенок;
-дети и деньги;
-мой друг компьютер;
-семья глазами ребенка;
-семейные праздники;
-летний отдых.
3.Правовое просвещение.
4.Подбор специальной литературы по вопросам воспитания детей.
*Подключение специалистов для оказания помощи ребенку.
1..Организация встреч родителей со специалистами – психологами, медицинскими работниками и другими специалистами по проблемам здорового образа жизни.
2.Организация встреч с руководством школы.
*Программа по адаптации ребенка к социально-здоровой среде при помощи положительных форм активности-труда, игры, познания.
Формы работы.
1.Индивидуальные консультации детей.
*снятие неблагоприятного состояния у воспитанника(конфликт )
*контактная беседа.
*профилактика и разрешение конфликтов.
2.Работа с группой: труд, игра, познание.
Технология коллективно – творческой деятельности.
*Игра.
Игра – особый вид деятельности.
Игра – щадящая форма обучения ребенка жизненно – важным умениям.
Игра – мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений.
Игра – один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты проживания радости жизни.
Игровые методики – это методики ролевого ситуационного воспроизведения жизненных явлений с проблемным содержанием духовно – социального плана.
Содержанием игры выступают:
- ценностные отношения детей к миру (они проживаются)
-умения детей взаимодействовать с миром (они приобретаются)
-знания детей о мире (они приобретаются)
Знания, умения, отношения – вот содержание воспитательного процесса.
*Познание.
В наше время чрезвычайно актуально формировать, развивать, активизировать интерес детей к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации.
Познавательный интерес можно определить как проявление избирательной направленности личности на процесс познания.
Педагогический процесс направлен на стремление воспитать воспитанника, способного самостоятельно добывать знания , жить в обществе , природе согласно их законам, уметь принимать решения и отвечать за них.
Ожидаемый результат: повышение уровня познавательных интересов воспитанников, включающие навыки конструктивного взаимодействия, успешности самореализации, активизации внутренних ресурсов личности накануне вступления в самостоятельную жизнь.
*Труд.
Воспитание у воспитанников готовности к трудовой деятельности
1.Хозяйственно – бытовой труд.
2.Самообслуживание
*Посещение школьных кружков, секций.
*Посещение театров, музеев, выставок, культурных мероприятий района и города
Календарный план коррекционной работы.
Сентябрь.
1.Диагностика характерных поведенческих особенностей воспитанников.
2.Диагностика социальной среды воспитанника.
3.Выработка путей коррекционной работы с воспитанниками.
4.Работа с семьей, изучение условий семейного воспитания.
5.Проведение индивидуальных консультаций с родителями и воспитанниками.
6.Игровая задача коррекции расстройств поведения и эмоций у детей.
Октябрь
1.Диагностика – измерение познавательной потребности воспитанника.
2.Индивидуальные консультации воспитанников.
3.Тренинг Коллективный счет.
4.Игра «На пне в лесу», «Фрак кота Матроскина»
5.Упреждающая работа по предупреждению проявления насилия в детской среде (агрессия детей)
6.Коррекция семейного воспитания через работу с родителями, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям.
Ноябрь.
1.Диагностика – положение ребенка в коллективе сверстников.
2.Социально-педагогическая работа по адаптации воспитанников (индивидуальные беседы).
3.Индивидуальные консультации родителей и воспитанников «Социум и воспитание».
4.Тренинг «Испорченный телефон».
5.Игра «Час тихого чтения», «Когда говорят предметы».
Декабрь.
1.Мониторинг динамики изменений в социально-психолого-педагогической сфере воспитанников.
2.Коррекция социально-педагогического процесса.
3.Индивидуальные консультации родителей и воспитанников «Экология и здоровье ребенка».
4.Тренинг «Муха в квадрате».
5.Игра «Терем – теремок», «Калейдоскоп»
Январь.
1.Индивидуальные консультации родителей и воспитанников. Пропаганда психолого – педагогических знаний.
2.Игра «Взгляд», «Белка в колесе».
3.Тренинг «15 слов».
4.Игровая задача коррекции расстройств поведения и эмоций у детей.
Февраль.
1.Индивидуальные консультации для родителей и воспитанников «Трудные дети и трудные взрослые».
2.Тренинг «Взрослые».
3.Тренинг «Колечко», «Вещи и люди».
4.Игра «Путешествие в детство».
Март.
1.Игра «Садовник», «На золотом крыльце».
2.Индивидуальные консультации для родителей и воспитанников «Воспитание здоровых людей».
3. Тренинг «Хлопки».
4.Игровая задача коррекции расстройств поведения и эмоций у детей
Апрель.
1.Индивидуальные консультации для родителей и воспитанников «Взаимодействие родителей и детей».
2.Тренинг «Кто тормоз».
3.Игра «Нашел на дороге», «Смешинка».
Май.
1.Индивидуальные консультации для воспитанников.
2.Игра «Проверь себя», «Конверт дружеских вопросов».
3.Анализ коррекционной работы с воспитанниками.
4.Консультации для родителей по организации летнего отдыха детей.
5.Составление педагогических характеристик на группу и воспитанников группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ» (социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)
Цель и задачи программы.Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.- оказание комплексной социальной психологической и пед...
Презентация.Из опыта работы "Применение малых фольклорных форм в социально-педагогическую реабилитацию детей младшего возраста в условиях детского дома-интерната"
В предложенной презентации представляю свой опыт работы по вышеуказанной теме.Показаны основные области коррекционно-педагогического воздействия,а именно:медико-гигиеническая, медико-проф...
ОПТИМИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НАХОДЯЩИХСЯ В ГКУ РХ «ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» г. ЧЕРНОГОРСКА
Социально – педагогическая реабилитация бывает не достаточно эффективна, когда ребенок не проходит полный курс программы социально – педагогической реабилитации и постреабилитационный период не ...
«Социально-педагогическая реабилитация «педагогически запущенных» детей в условиях реабилитационного центра».
Деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми, их педагогическая реабилитация....
«Социально-педагогическая коррекция и реабилитация воспитанников по формированию и решению социально значимых проблем»
Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Коррекция гиперактивного поведения детей дошкольного возраста»
коррекция негативных моделей поведения гиперактивных детей....
Технология Плейбек+ как средство социокультурной адаптации и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра
Проблема межличностных коммуникаций особенно остро стоит в подростковом возрасте, не дает гармонично развиваться и усугубляет подростковые проблемы, ее проявления могут вылиться в кризис внутрисемейны...