Социально-педагогическая коррекция и реабилитация
календарно-тематическое планирование по теме

Кичемасова Райхана Назифовна

Процесс перевоспитания с позитивными влияниями, предполагающими изменения в развитии личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kor._rabota.zip26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная ( коррекционная) школа - интернат № 6 для детей с ограниченными возможностями здоровья Красногвардейского района Санкт - Петербурга.

«Социально – педагогическая

коррекция и реабилитация»

            Кичемасова Райхана Назифовна

воспитатель

Санкт - Петербург

2012

Социально-педагогическая коррекция и реабилитация.

*Коррекцией принято называть сочетание процесса перевоспитания с позитивными влияниями, предполагающими изменения в развитии личности.

Коррекция имеет следующие функции:

1.Восстановительная - восстановление положительных качеств воспитанника.

2.Компенсирующа - компенсировать  тот или иной недостаток успехом в интересующей его деятельности.

3.Стимулирующая -  активизация позитивной общественно полезной деятельности.

4.Исправительная -  исправление отрицательных качеств с применением разных методов (поощрение, убеждение, пример и т.д.)

Коррекция отклоняющегося поведения предполагает выявления неблагополучия в системе отношений ребенка, подростка со взрослыми и сверстниками и корректировку педагогических позиций педагогов, родителей, которая должна способствовать разрешению острых и вялотекущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка

*Реабилитация – создание ситуации успеха  и уменьшение эмоциональной значимости конфликта.

Направления социально – педагогической реабилитации:

*Контроль за  условиями воспитания и поведением ребенка.

*Поддержка тех, кто испытывает затруднение  в семье.

*Помощь в преодолении внутриличностного конфликта.

*Предупреждение и пресечение всевозможных отклонений в поведении.

*Координация отношений ребенка с групповым коллективом.

*Оздоровление.

Основная задача образования-дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.

Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным  поведением, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения.

*Биологические факторы - неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма.

*Психологические факторы-нервно-психические заболевания, обуславливающие неадекватные реакции подростка.

*Социально-психологические факторы-дефекты школьного, семейного или общественного воспитания, приводящие к нарушениям процесса социализации.

Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых он оказался и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

Для того, чтобы помочь воспитаннику  в преодолении трудностей  в общении, обучении и поведении в современной педагогике выделяют следующие 3  технологии.

*Технология социально-педагогической профилактики.

Она направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий , вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

*Технология психолого  -  педагогического сопровождения.

Она является индивидуальной и осуществляется по запросу администрации и родителей.

*Технология социально-психологической реабилитации.

Практически не используется в рамках общеобразовательных учреждений.

*Цель коррекционной работы: социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения.

*Задачи:

1.Выявление интересов и потребностей воспитанников, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде.

2.Содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанника в учреждении, в семье, в окружающей социальной среде.

3.Профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья.

4.Координация взаимодействия педагогов, родителей, специалистов социальных служб, представителей административных органов  для оказания помощи воспитанникам.

*Формы работы.

1.Работа с семьей.

2.Индивидуальная работа.

3.Групповая работа.

*Используемые формы, средства, приемы и технологии.

Индивидуальная, групповая работа в форме беседы, игры, тренинга, игровых задач, занятий.

*Технология социально – педагогической профилактики с игровым и коммуникативно – диалогическим подходом.

*Ожидаемые результаты.

Коррекция личностного развития воспитанника.

Перспективный план коррекционной работы

*Диагностика.

1.Диагностика его  состояния, личностных особенностей воспитанника.

2.Диагностика семьи.

3.Диагностика положения воспитанника в группе.

4.Диагностика измерения познавательных потребностей.

5.Ведение дневников наблюдений за воспитанниками группы.

*Коррекция семейных отношений.

1.Пропаганда психолого – педагогических знаний.

2.Дифференцированная и индивидуальная помощь родителям.

-роль семьи в формировании личности ребенка;

-проблемы здоровья детей;

-непослушный ребенок;

-дети и деньги;

-мой друг компьютер;

-семья глазами ребенка;

-семейные праздники;

-летний отдых.

3.Правовое просвещение.

4.Подбор специальной литературы по вопросам воспитания детей.

*Подключение специалистов для оказания помощи ребенку.

1..Организация встреч родителей  со специалистами – психологами, медицинскими работниками   и другими специалистами по проблемам здорового образа жизни.

2.Организация встреч с руководством школы.

*Программа по адаптации ребенка к социально-здоровой среде при помощи положительных форм активности-труда, игры, познания.

Формы работы.

1.Индивидуальные консультации детей.

*снятие неблагоприятного состояния у воспитанника(конфликт )

*контактная беседа.

*профилактика и разрешение конфликтов.

2.Работа с группой: труд, игра, познание.

Технология коллективно – творческой деятельности.

*Игра.

Игра – особый вид деятельности.

Игра – щадящая форма обучения ребенка  жизненно – важным умениям.

Игра – мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений.

Игра – один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты проживания радости жизни.

Игровые методики – это методики ролевого ситуационного воспроизведения жизненных явлений с проблемным содержанием духовно – социального плана.

Содержанием игры выступают:

- ценностные отношения детей к миру (они проживаются)

-умения детей взаимодействовать с миром (они приобретаются)

-знания детей о мире (они приобретаются)

Знания, умения, отношения – вот содержание воспитательного процесса.

*Познание.

В наше время  чрезвычайно актуально формировать, развивать, активизировать интерес  детей к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации.

Познавательный интерес можно определить как проявление избирательной направленности личности на процесс познания.

Педагогический процесс направлен на стремление воспитать  воспитанника, способного самостоятельно добывать знания , жить в обществе , природе согласно их законам, уметь принимать решения и отвечать за них.

Ожидаемый результат: повышение уровня познавательных интересов воспитанников, включающие навыки конструктивного взаимодействия, успешности самореализации, активизации внутренних ресурсов личности накануне вступления в самостоятельную жизнь.

*Труд.

Воспитание  у воспитанников готовности к трудовой деятельности

1.Хозяйственно – бытовой труд.

2.Самообслуживание

*Посещение школьных кружков, секций. 

*Посещение театров, музеев, выставок, культурных мероприятий района и города

Календарный план коррекционной работы.

Сентябрь.

1.Диагностика характерных поведенческих особенностей воспитанников.

2.Диагностика социальной среды воспитанника.

3.Выработка путей коррекционной работы с воспитанниками.

4.Работа с семьей, изучение условий семейного воспитания.

5.Проведение индивидуальных консультаций с родителями и воспитанниками.

6.Игровая задача коррекции расстройств поведения и эмоций у детей.

Октябрь

1.Диагностика – измерение познавательной потребности воспитанника.

2.Индивидуальные консультации  воспитанников.

3.Тренинг Коллективный счет.

4.Игра «На пне в лесу», «Фрак кота Матроскина»

5.Упреждающая работа по предупреждению проявления насилия в детской среде (агрессия детей)

6.Коррекция семейного воспитания через работу с родителями, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям.

Ноябрь.

1.Диагностика – положение ребенка в коллективе сверстников.

2.Социально-педагогическая работа по адаптации воспитанников (индивидуальные беседы).

3.Индивидуальные консультации родителей и воспитанников  «Социум и воспитание».

4.Тренинг «Испорченный телефон».

5.Игра «Час тихого чтения», «Когда говорят предметы».

Декабрь.

1.Мониторинг динамики изменений в социально-психолого-педагогической сфере воспитанников.

2.Коррекция социально-педагогического процесса.

3.Индивидуальные консультации родителей и воспитанников «Экология и здоровье ребенка».

4.Тренинг «Муха в квадрате».

5.Игра «Терем – теремок», «Калейдоскоп»

Январь.

1.Индивидуальные консультации родителей и воспитанников. Пропаганда психолого – педагогических знаний.

2.Игра «Взгляд», «Белка в колесе».

3.Тренинг «15 слов».

4.Игровая задача коррекции расстройств поведения и эмоций у детей.

Февраль.

1.Индивидуальные консультации для родителей и воспитанников «Трудные дети и трудные взрослые».

2.Тренинг «Взрослые».

3.Тренинг «Колечко», «Вещи и люди».

4.Игра «Путешествие в детство».

Март.

1.Игра «Садовник», «На золотом крыльце».

2.Индивидуальные консультации для родителей и воспитанников «Воспитание здоровых людей».

3. Тренинг «Хлопки».

4.Игровая задача коррекции расстройств поведения и эмоций у детей

Апрель.

1.Индивидуальные консультации для родителей и воспитанников «Взаимодействие родителей и детей».

2.Тренинг «Кто тормоз».

3.Игра «Нашел на дороге», «Смешинка».

Май.

1.Индивидуальные консультации для  воспитанников.

2.Игра «Проверь себя», «Конверт дружеских вопросов».

3.Анализ коррекционной работы с воспитанниками.

4.Консультации для родителей по организации летнего отдыха детей.

5.Составление педагогических характеристик на группу и воспитанников группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ» (социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)

Цель и задачи программы.Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.- оказание комплексной социальной психологической и пед...

Презентация.Из опыта работы "Применение малых фольклорных форм в социально-педагогическую реабилитацию детей младшего возраста в условиях детского дома-интерната"

 В предложенной презентации представляю свой опыт работы по вышеуказанной теме.Показаны основные области коррекционно-педагогического воздействия,а именно:медико-гигиеническая, медико-проф...

ОПТИМИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НАХОДЯЩИХСЯ В ГКУ РХ «ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» г. ЧЕРНОГОРСКА

Социально – педагогическая реабилитация бывает не достаточно эффективна, когда ребенок не проходит полный курс программы социально – педагогической реабилитации и постреабилитационный период не ...

«Социально-педагогическая реабилитация «педагогически запущенных» детей в условиях реабилитационного центра».

Деятельность социального педагога с педагогически   запущенными  детьми,  их педагогическая реабилитация....

Технология Плейбек+ как средство социокультурной адаптации и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра

Проблема межличностных коммуникаций особенно остро стоит в подростковом возрасте, не дает гармонично развиваться и усугубляет подростковые проблемы, ее проявления могут вылиться в кризис внутрисемейны...