Конспект логопедического занятия по развитию просодической стороны речи
план-конспект на тему
Конспект логопедического занятия по развитию просодических компонентов речи с молодыми инвалидами с актуальным уровнем развития, сниженным относительно возрастной нормы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_razvitie_prosodicheskoy_storony_rechi.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия:
«Развитие просодической стороны речи»
Цели:
1. Развивать интонационную выразительность речи.
2.Развивать артикуляционную и мимическую моторику.
3.Развивать речевое дыхание.
4.Развивать дикцию.
5.Развивать общую моторику.
6.Совершенствовать навыки координации речи и движений.
Оборудование:
- аудиозапись фоновой музыки,
- мяч.
Ход занятия:
- Оргмомент.
Приветствие. Сообщение темы занятия.
- Самомассаж.
(Звучит фоновая музыка)
Разогревающий массаж
Разогревающий массаж начинаем с массирования лба от переносицы к вискам. Перед началом потрите ладони друг о друга, чтобы они стали теплыми, а затем с лёгким усилием проведите подушечками пальцев от переносицы к вискам. Делайте это достаточно быстро и энергично. Показатель того, что вы делаете правильно - лбу стало тепло. После этого переходим к движениям от носа к уху. Следующее движение - от начала бровей до верхней губы - массирование носовых пазух. Не давайте остывать остальным мышцам, время от времени возвращаясь к началу.
Постукивание
Постукивание проводится по тем же местам, что и массирование, с той же интенсивностью и энергичностью. Постукиваем одновременно обеими руками. Работают попеременно по три пальца на каждой руке: указательный, средний и безымянный. Постукиваем для разогрева ещё и губы. Это постукивание проводится одной рукой, теми же тремя пальцами и со звуком «з – з – з».
- Артикуляционная гимнастика.
«Назойливый комар» (подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица)
Представим, что у нас нет рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Главное – гримасничать как можно более активно.
«Улыбка – хоботок»
Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку.
«Самый длинный язык»
Высунуть язык как можно дальше и попытаться достать им до носа, а затем до подбородка.
«Коктейль»
Представляем, что наш язык – это трубка, через которую мы пьём вкусный коктейль. Упражнение выполняется на вдохе.
«Удивленный бегемот»
Отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.
- Дыхательная гимнастика.
«Комарик».* Участники становятся в шахматном порядке. Руки в стороны. Перед носом у каждого вьётся со звуком «з – з – з – з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.
«Насосик». Участники разбиваются на пары, один из пары – мячик, второй – насосик. Вначале «мячик» сдут, то есть ребёнок в максимально расслабленной позе сидит на корточках на полу. «Насосик» со звуком «пс» и сгибается в пояснице до прямого угла «накачивает» «мячик». Каждое выпрямление – вдох, каждый наклон – выдох. «Мячик» постепенно «надувается». При этом воздух набирается дискретно, порциями. Когда «мячик» надут, «насосик», выдёргивает «затычку», и «мячик» со звуком «ш - ш – ш» сдувается. Выдох происходит длительно. Потом участники меняются ролями. Это упражнение хорошо тем, что каждый ребёнок проходит тренинг на тактированные и на длительные вдох и выдох.
«Дровосек»
Вдох – руки подняты вверх, как бы держат топор. Выдох со словами «и – раз», руки опускаются вниз – раскололи полено. Таким образом, вдох – замах, выдох – удар.
Все эти упражнения направлены на развитие диафрагматического дыхания. В игровом пространстве, посредством физических движений, помогающих «открывать» диафрагму, мы постепенно увеличиваем объём воздуха и учимся распределять протяженность и силу выдоха, от которых напрямую зависит долгота и сила звука.
- Работа над дикцией.
«Треугольник»
С предельно точной артикуляцией и даже приувеличивая каждое положение губ произносим гласные в следующем порядке: «а-о-у-э-ы-и». Со второго раза добиваемся того, чтобы звук летел как можно дальше.
«Я»
Становимся полукругом, и каждый, выходя к залу, прикладывает руку к груди, а затем, выбрасывает её вперёд с разворотом ладони к верху, произносит «я». Задача – послать звук вместе с рукой как можно дальше.
«Соединение гласной и согласной.
Встаем в круг и передаем друг другу мяч. Тот у кого оказался в руках мяч – произносит слог «ба-ба-ба-ба» и передает мяч следующему. Тот, в свою очередь, прои зносит новый слог. Должна получиться такая цепочка: «ба – ба – ба – ба – бо – бо – бо – бо – бу – бу – бу – бу – бэ – бэ – бэ – бэ – бы – бы – бы – бы». В этом упражнении важно чётко и быстро произносить одинаковые слоги. (Согласные звуки меняются).
«Сложные звукосочетания»
Встаем вдоль занавеса друг за другом. Одна рука на груди, а вторая на поясе. Вперед выбрасывается рука, которая на груди, и вместе с ней произносится «бдга», «пство», «нмкло».
- Работа над просодическими компонентами речи.
«Эхо»
Разбиваемся на две команды, становимся напротив друг друга. Первая кричит «ау-у-у», вторая отзывается им эхом «ау-у-у», первая повторяет эхом эхо «ау-у-у» второй команды и так до полного затихания звука.
«Сплетня»
Встаем вдоль занавеса.С помощью разных чистоговорок передаем друг другу новость. Следим за чёткостью произношения и за выразительностью речи.
«Чистоговорка в образе»
Каждый из вас произнесет одну и ту же чистоговорку, но в разных образах. Надо сказать: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»
- как строгая учительница,
- как маленький ребенок,
- как обиженный ребенок,
- как скандальная бабка,
- как робот,
- как рассерженный человек,
- как очень хитрый человек,
- как секретный агент.
- Подведение итогов занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией.
Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией....
Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’].
Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’]....
"В горнице" Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для педагогов и родителей: "Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи".
В консультации описаны направления работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи....
Конспект фронтального занятия по развитию фонетической стороны речи для детей 6-7 лет с ФФНР Тема: «Звук и буква [Э]»
Цель: закрепление правильного произношения звука Э.Задачи:коррекционно-образовательные:•закрепить навыки правильного произношения звука [Э] в слогах, словах, предложениях; - формировать печатный...
Психолого-педагогические рекомендации для педагогов по развитию просодической стороны речи у обучающихся с нарушениями слуха на коррекционно-развивающих занятиях по музыкальной стимуляции
Данные психолого-педагогические рекомендации для педагогов по развитию просодической стороны речи у обучающихся с нарушениями слуха разработаны с учётом методологического подхода к коррекционно-развив...
Конспект логопедического занятия по развитию устной связной речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Вода на Земле»
Конспект логопедического занятия по развитию устной связной речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Вода на Земле»Цель: развитие связной речи...