Психолого-педагогические рекомендации для педагогов по развитию просодической стороны речи у обучающихся с нарушениями слуха на коррекционно-развивающих занятиях по музыкальной стимуляции
статья
Данные психолого-педагогические рекомендации для педагогов по развитию просодической стороны речи у обучающихся с нарушениями слуха разработаны с учётом методологического подхода к коррекционно-развивающему обучению и могут быть использованы учителями-дефектологами в коррекционно-развивающей работе с детьми других нозологических групп, имеющих ограниченные возможности здоровья и особые образовательные потребности.
Учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс специального общеобразовательного учреждения 1 вида предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения; а также активное использование наряду с развивающимся слуховым восприятием функций всех сохранных анализаторов (двигательного, речевого и зрительного) и чувств (визуального, тактильного, проприоцептивного, кинестезического, осязательного, вибрационного).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskie_rekomendatsii.docx | 20.69 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические рекомендации для педагогов по развитию просодической стороны речи у обучающихся с нарушениями слуха на коррекционно-развивающих занятиях по музыкальной стимуляции
Данные психолого-педагогические рекомендации для педагогов по развитию просодической стороны речи у обучающихся с нарушениями слуха разработаны с учётом методологического подхода к коррекционно-развивающему обучению и могут быть использованы учителями-дефектологами в коррекционно-развивающей работе с детьми других нозологических групп, имеющих ограниченные возможности здоровья и особые образовательные потребности.
Учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс специального общеобразовательного учреждения 1 вида предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения; а также активное использование наряду с развивающимся слуховым восприятием функций всех сохранных анализаторов (двигательного, речевого и зрительного) и чувств (визуального, тактильного, проприоцептивного, кинестезического, осязательного, вибрационного).
Изменяющиеся условия образовательной деятельности, внедрение ФГОС НОО глухих детей, высокая требовательность к качеству образования у обучающихся и их родителей, появление современных средств обучения и прочие факторы диктуют необходимость творчески подходить к применению в рамках своей профессиональной компетентности основных форм коррекционной работы классической сурдопедагогики; поэтому, совместно с традиционными, принятыми в массовой школе, и специальными, используются инновационные формы работы.
Для успешной психолого-педагогической реабилитации и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в КГБОУ ШИ 1 используется оригинальный подход к применению музыкальных средств в коррекционно-развивающей работе, представленный в верботональной системе, разработанной под руководством хорватского учёного, академика Петар Губерина. Целенаправленная работа над развитием микро- и макромоторики, тембрового и динамического диапазона голоса, физиологического и фонационного дыхания положительно влияет на формирование у неслышащих детей произносительной стороны речи, в том числе при использовании системы фонодвижений, разработанной в поликлинике центра SUVAG (система универсальная верботональная аудиовизуальная П. Губерина; г. Загреб, республика Хорватия) и активно применяемой на занятиях по музыкальной стимуляции. Эффективность этого метода подтверждается особыми успехами детей, их раскрепощенностью в движениях, эмоциональностью, любознательностью и активностью, желанием и потребностью в общении с окружающими их слышащими людьми.
Многолетний опыт профессиональной деятельности и творческий подход к работе позволяют разрабатывать, апробировать и внедрять в практику коррекционно-развивающей работы образовательного учреждения 1 вида адаптированных и авторских находок, совершенствующих учебный процесс и повышающих результативность коммуникативной деятельности неслышащих школьников.
Одним из средств развития слухового восприятия и зрительного внимания на уроках музыкальной стимуляции с неслышащими детьми является игра на шумовых инструментах. Использование данного направления работы содействует развитию у детей с нарушениями слуха чувства ритма и метра, а включение ансамблевых номеров в свободную деятельность (выступления на концертах, открытых классных часах, общешкольных праздниках) способствует закреплению и развитию приобретенных в ходе учебных занятий умений и навыков.
Творческие внеклассные мероприятия коррекционной направленности, создавая простор для эстетической деятельности воспитанников, оказывают преобразующее воздействие на моторную, сенсорную, эмоциональную сферу детей, формируя возможности для самовыражения, что в свою очередь способствует положительному эмоциональному настрою, повышения самооценки и возникновению чувства собственной значимости.
Как известно, в основе устной речи лежит ритм, поэтому работе над ритмом с неслышащими обучающимися придаётся особое значение.
Ритмическая способность является средством пространственно – временной организации движений. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу, а онтогенез чувства ритма тесно связан с процессом становления у детей моторики, зрительно – моторной координации, а в дальнейшем с формированием речевого ритма, который выполняет важную функцию в становлении моторного стереотипа речи. В процессе развития речи ритм становится «скелетом» слова и играет главную роль в усвоении лексем и опознании их при восприятии. Помимо выполнения музыкально-ритмических движений и исполнения ритмов на шумовых инструментах в ансамбле, у детей формируется навык дифференциации (слухо-зрительно, на слух и тактильно), воспроизведения (голосом и в движении), графической записи заданных ритмических структур (ритмических контуров слов, простых и сложных ритмов).
Ритмизация моторных функций организма способствует ритмизации речевых движений, поэтому целесообразно использовать в коррекционно-развивающей работе двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариванием постепенно усложняющихся речевых задании (слогов, слов, фраз, стихотворных и прозаических текстов), а также приём декламации попевок и небольших стихотворений в заданном ритме с одновременным манипулированием предметами: деревянными палочками, массажными шариками с кольцевыми пружинами Су-Джок, лентами, шарфиками, обручами, шумовыми инструментами и т.д. Данный вид работы не только развивает навык ориентировки в пространстве, макро- и микромоторику, но и способствует соединению работы речевого, слухового, двигательного и зрительного анализаторов, что является базовой основой коррекционной направленности обучения.
Учитывая высокую вибрационную чувствительность, свойственную неслышащим детям, необходимо также развивать у обучающихся и воспитанников тактильное восприятие ритмов без опоры на слуховой и зрительный анализатор (адаптированная ритмическая игра «Сломанный телефон»). Данный вид работы сложен, но очень результативен, так как способствует высокой концентрации внимания, вызывает повышенный интерес детей к учебному процессу, что в свою очередь положительно влияет на темпы формирования и развития чувства ритма, являющегося базовой основой устной речи.
При организации работы над высотой, силой и тембром голоса, выработкой длительного фонационного выдоха, плавностью голосоведения, слитностью и темпом речи помимо общепринятых методик целесообразно изучать новаторские идеи (метод профессора М.Л. Лазарева «Сонатал», методика раннего музыкального воспитания Е.С. Железновой и С. С. Железнова «Музыка с мамой», «кубики Н.А.Зайцева»), адаптировать их к коррекционному процессу, апробировать и использовать в своей практической деятельности, внося в неё элемент новизны, что, несомненно, заинтересовывает детей, повышая при этом эффективность коррекционной работы.
В рамках интегрированной образовательной технологии в практике работы КГБОУ ШИ 1 активно используются бинарные занятия, основанные на межпредметных связях и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид занятия: его проводят одновременно два педагога. Бинарные занятия требуют длительной подготовки от всех участников образовательного процесса, проводятся 3-4 раза в год и классифицируются как одна из форм межпредметного краткосрочного проекта, позволяющего педагогам интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы и предоставляющего детям возможность применить полученные знания и приобрести практический опыт. Ценность бинарных занятий состоит в том, что два учителя изучают с детьми одну тему, но ставят при этом перед собой разные цели и задачи («следуя с разных сторон»), расширяя границы программы и способствуя накоплению более глубоких знаний у неслышащих детей, что очень важно для их успешной социализации и адаптации.
Особое коммуникативное значение имеет такая инновационная форма коррекционной работы, как мелодраматизация адаптированных и авторски-разработанных сказок («Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок на новый лад», «Под грибом», «Мешок яблок», «Весёлый огород», «Круговорот воды в природе», «Весёлый зоопарк», «Школа пешехода» и др.), где наглядно воссоздаются отношения между действующими лицами, позволяющие детям с нарушением слуха приобщаться к элементарным общепринятым социальным нормам и правилам взаимоотношений, формируя при этом представления о добре и зле, дружбе и взаимопомощи. Результаты многолетнего опыта работы показывают, что при осуществлении коррекционно-развивающего воздействия, межпредметных связей, преемственности и интегрированного подхода при работе над просодическими компонентами речи в процессе целенаправленной работы по мелодраматизации адаптированных и авторски разработанных ритмизованных диалогов, стихотворений, сказок, параллельно осуществляется коррекция и развитие коммуникативных навыков и познавательной деятельности неслышащего ребёнка.
Это нетрадиционное, новаторское направление деятельности можно классифицировать как разновидность бинарного, межпредметного, долгосрочного проекта, требующего: большого творческого потенциала от педагогического состава (адаптирование текстов к произносительным возможностям обучающихся или авторская разработка сказки), тщательной подготовки и педагогов, и детей (работа над содержанием, формирование понятийного словаря, отработка речевого материала, разучивание песен-диалогов, пошив костюмов, создание декораций и др.), систематического повторения и закрепления уже пройденного материала, поэтому итоговые занятия-представления проводятся не чаще 2 раз в течение текущего учебного года.
Ценностью и практической значимостью данной формы коррекционной работы является то, что младшие школьники с нарушениями слуха систематически упражняются в активном использовании альтернативных средств коммуникации: мимики, движений и природных жестов, а также получают помимо специфической коррекционной помощи, навыков актёрского мастерства ещё и огромный коммуникативный опыт, что очень важно для их успешной адаптации в социуме.
Итак, каждый педагог имеет право выбора тех или иных методов коррекционной работы, которые он считает наиболее действенными в своей дефектологической практике, но обязательным условием результативности коррекционно-развивающего процесса неизменно остаётся осуществление межпредметных связей и активное взаимодействие всех участников образовательного процесса: учителей-дефектологов, учителей начальных классов, воспитателей, педагога-психолога и социального педагога.
Следовательно, только согласованность в работе между всеми участниками учебно-воспитательного процесса принесёт стабильную положительную динамику эффективности формирования и развития просодической стороны устной речи при обучении детей, имеющих нарушения слуха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация дифференцированного подхода в формировании произносительной стороны речи младших школьников с нарушением слуха посредством использования на занятиях электроакустического верботонального аппарата индивидуального пользования ССД-1 и лингводидакт
Доклад составлен на основе личного опыта....
Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе
Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог Фролова Е.С. Цель за...
Консультация для педагогов и родителей: "Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи".
В консультации описаны направления работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи....
Развитие просодической стороны речи дошкольников
Развитие просодической стороны речи дошкольниковЕлена Шевченко, учитель – логопедКДУУ (я-с) КТ «Ладушки»г. Ровеньки Речь, как положительный показа...
Конспект логопедического занятия по развитию просодической стороны речи
Конспект логопедического занятия по развитию просодических компонентов речи с молодыми инвалидами с актуальным уровнем развития, сниженным относительно возрастной нормы....
РАЗВИТИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ: ТЕМП, РИТМ, ИНТОНАЦИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Данная статья носит практический характер и содержит игры и упражнения для развития просодической стороны речи детей с нарушениями речи...
Мастер – класс: «Методы и приемы по формированию речевого дыхания и коррекции просодической стороны речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями».
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания и просодической стороны речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями через освоение игровых упражнений.Задачи:- акту...