Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией.
учебно-методический материал
Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_prosodiki._statya.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ ПРИ ДЦП.
Устная речь - это основная форма коммуникации, которая представляет собой сочетание слушания и говорения. По мнению Николая Ивановича Жинкина, просодика является наивысшим уровнем развития языка, а генетически просодические средства древнее, чем словесные. Просодические проявления становятся предпосылкой для языкового развития.
При дизартрии ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией мышц артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, связанное с органическим поражением центральной нервной системы. Имеет место нарушение синхронизации между дыханием, фонацией и артикуляцией. В основе речевых нарушений у детей с дизартрией лежат не только изменения мышечного тонуса, но и недостаточность кинестетического восприятия. Особенности структуры нарушений речи при дизартрии и степень их выраженности зависят от локализации и тяжести поражения мозга.
Нужно отметить, что речевые нарушения на фоне церебрального паралича затрагивают всю речевую систему от двигательного звена и кинестетического восприятия до самой лингвистической системы.
Нарушения просодических компонентов речи - это один из наиболее характерных признаков дизартрии. Они имеют стойкий характер и с трудом поддаются коррекции, что препятствует овладению навыками полноценной коммуникативной деятельности.
Просодика – это интонационно выразительная окраска речи. Она представляет собой совокупность ритмико-интонационных свойств речи, которые реализуются через такие качества речи, как речевое дыхание, тембр, высота, сила, модуляции голоса, темп, пауза, ритм, логическое ударение.
Именно темпо-ритмические и мелодико-интонационные расстройства в наибольшей степени влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и семантическую структуру речи детей с дизартрией.
Речь при дизартрии у детей смазанная, нечёткая.
- Темп речи нарушен. Он может быть ускоренным или замедленным (чаще ускоренным).
- Фраза формулируется нечётко: беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков, слов, фраза недоговаривается до конца.
- Голос то тихий, то громкий, монотонный, часто назализованный, хриплый.
- Преобладает ключичный тип речевого дыхания: вдох короткий, поверхностный, выдох слабый.
Нарушения просодической стороны речи у детей с дизартрией влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи, не дают возможности для формирования чёткого слухового восприятия и контроля, могут вызвать семантические нарушения и затруднять коммуникацию.
Однако, до настоящего времени эта проблема остаётся малоизученной. В научно-методической литературе имеются лишь единичные исследования состояния просодики и приемы преодоления просодических нарушений у детей с дизартрией.
При обследовании просодики у детей с дизартрией можно придти к следующим выводам:
1.Все показатели результатов обследования отстают от нормы по количественным и качественным показателям.
2. Наиболее сформированы у детей способность к восприятию и воспроизведению ритма и модуляции голоса по силе.
3. На самом низком уровне развития: восприятие интонации и логического ударения .
4. Способность к восприятию интонационных структур развита слабее, чем способность к их воспроизведению.
Однако единой методики коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией нет. Поэтому при составлении коррекционной программы нет, поэтому можно использовать несколько методик:
Методика В.Т.А. Сорокиной, которая представлена в диссертации «Коррекционно-педагогическая работа по формированию интонационной стороны речи у дошкольников с церебральным параличом», из методики А.В.Коротковой - поэтапность коррекционного воздействия, разработанная для детей с ДЦП, методика развития речевого дыхания Н.Н.Гончаровой, Т.Г.Шишковой, комплексный ортофонический метод Е.С.Алмазовой, «Методика преодоления фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии» Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой, методики И.А.Поваровой, Е.Ю. Румянцевой.
Основными принципами коррекционной работы с детьми с дизартрией являются: последовательность, поэтапность, системный подход, учет структуры дефекта, раннее начало работы.
Коррекционная программа может включать следующие направления работы:
1.Развитие восприятия и воспроизведения ритма.
2.Развитие восприятия и воспроизведения интонации.
3.Развитие восприятия и воспроизведения логического ударения.
4. Развитие модуляции голоса по высоте и силе.
Программа, направленная на коррекцию просодической стороны речи у детей с дизартрией, представлена поэтапно в виде комплекса упражнений.
Занятия рекомендуется проводить индивидуально и в группах.
Этапы работы.
I этап (подготовительный) целью которого является формирование и развитие базовых компонентов мелодико-интонационной стороны речи.
Знакомство с новым материалом, его восприятие, усвоение детьми, знакомство со способами выполнения заданий.
II этап (основной). Его цель - формирование и коррекция просодической стороны речи и развитие способностей детей самостоятельно выполнять задания.
III этап (заключительный). Цель- закрепление материала, автоматизация его во фразовой речи.
Направления работы на этапах.
На I этапе выделены следующие направления работы:
1. Выработка правильных дыхательных кинестезий
- нормализация тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры путем проведения массажа и двигательной гимнастики.
- дифференциация ротового вдоха и выдоха
- дифференциация носового и ротового дыхания
-формирование силы, целенаправленности и длительности воздушной струи с использованием общепринятых упражнений: сдувание ватки с ладони, задувания свечи, упражнений с воздушными фломастерами.
2. Выработка правильных фонационных кинестезий.
- формирование фонации на выдохе (произнесение фонемы «м» на мягкой атаке и нахождение более комфортного звучания голоса)
- увеличение времени фонации (пропевание на одном выдохе ряда из гласных звуков, при этом фонация сочетается с движениями рук, так как дети с двигательной патологией следят за правильностью движений, отвлекаясь от голосоподачи.)
-формирование координации дыхательных, фонационных и артикуляционных кинестезий (Пропевание слогов и слоговых рядов на одном выдохе.)
3. Развитие модуляций голоса по силе и высоте.
Упражнения проводятся путём подражания звучанию различной высоты с опорой на движение руки или графическое изображение.
Пример: по развитию силы голоса «Приближение самолёта» - усиление силы звука.
4. Коррекция ритма
- формирование восприятия и воспроизведения элементарных ритмических компонентов и комплекса ритмических структур.
Упражнения: Инструкции: «Послушай, сколько было ударов и покажи карточку», «послушай, сколько было ударов и повтори за мной» (Воспроизведение).
Направления работы II этапа:
1. Постановка продуктивных схем дыхания (формирование и автоматизация нижнерёберного типа дыхания).
Упражнения: Работа с воздушными фломастерами, направлена на автоматизацию силы, направленности и длительности воздушной струи.
Кроме этого, Упр. На задувание свечей – на одном выдохе – длительность и экономное расходование выдыхаемого воздуха, под удары метронома – внутренняя ритмичность дыхательных движений.
Упр. На развитие речевого дыхания – Вдох – руки вверх, выдох – руки медленно опускаются и произносятся нараспев слоги, слова, фразы из 2-4 слов.
2. Развитие силы и высоты голоса
Упражнение: Счет с постепенным увеличением высоты голоса
или увеличением его силы на одном выдохе. (Например, на картинке куст с помидорами помидоры разного размера, чем больше помидор, тем громче должен звучать голос.)
3.Развитие ритмической стороны речи
- обучение восприятию-воспроизведению акцентированных и не акцентированных ударов с целью формирования представлений об интенсивности акустического звука.
- развитие ритмического чувства речевых движений.
Упражнения: чтение стихов с двусложным ритмическим рисунком (ямб, хорей), сопровождающиеся ритмическим плавным дерижированием.
4. Формирование мелодико-интонационной стороны речи.
-знакомство с различными видами интонации, дифференциация их в импрессивной речи и формирование базы для перевода в экспрессивную речь (произнесение ряда гласных с различной интонацией. АОУИ.)
Упражнение: Выделение из текста вопросительного предложения путем показа карточки.
- формирование представлений о логическом ударении
Упражнение: Логопед спрашивает, выделяя голосом из предложения наиболее важное слово – ребёнок отвечает. (Вы мне сегодня звонили?)
Направления работы III этапа:
1.Развитие просодической стороны речи.
-Формирование и дифференциация различных интонационных структур в экспрессивной речи.
Упражнение: Отработка различных интонационных конструкций с интонационным центром в разных позициях.
Работа проводится на материале считалок, диалогов, сказок.
- развитие воспроизведения логического ударения
Упражнение: Логопед просит произнести фразу, выделяя голосом сначала первое слово, потом второе и т.д.
- автоматизация полученных навыков в практической деятельности.
Упражнение: Чтение текстов-диалогов по ролям, разыгрывание сценических диалогов.
Работа по коррекции просодической стороны речи у детей тогда считается завершённой, когда дети используют просодическое оформление в экспрессивной речи.
Однако, следует учитывать, что у детей с дизартрией при ДЦП трудно выработать новые автоматизированные навыки ритма, мелодичности, интонированности речи. Удаётся лишь добиться улучшение просодики на выученном материале и под контролем логопеда.
Но комплексное коррекционно-логопедическое воздействие обязательно должно включать работу по формированию просодической стороны речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция просодической стороны речи у детей с дизартрией.
Презентация. Коррекция просодической стороны речи....
Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у детей с дизартрией
В статье говориться о том,что учитывая общее состояние здоровья, особенности моторной и психической сферы ребенка с дизартрией, необходимо спланировать коррекционную работу так, чтобы она включала на...
Доклад на областном семинаре "Основные направления коррекционной работы по развитию познавательной стороны речи у детей с ТНР".
Основной задачей коррекционной работы в нашей школе является: научить детей правильно и связно выражать свои мысли, уметь поддерживать диалог, чувствовать себя уверенными в речевом поведении....
Основные направления логопедической работы по коррекции нарушений речи у детей с ДЦП в условиях инклюзивного образования.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья, образования – приоритетная задача и одно из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия...
Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрией
В презентации дается понятие дизартрии, рассматривается игровое упражнение "На ладошку дождик кап". Данный материал будет полезен как педагогам, так и родителям....
Перспективное планирование логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи младших школьников с НОДА
В перспективное планирование логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи младших школьников с НОДА входит основные направления работы и её содержание...
Система работы по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
Система работы по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией...