Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’].
план-конспект занятия на тему
Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ss.docx | 179.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 87»
Тема: Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет. Звуки [С,С’].
Учитель-логопед
О.А. Ионова
2014
Задачи:
Коррекционные:
- Развивать фонематический слух;
- Развивать лексико-грамматический строй речи;
- развитие общей моторики;
- развитие мышления, зрительного внимания и восприятия, памяти;
Предметная познавательно-исследовательская:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД:
- Учить строить высказывание в соответствии с нормами родного языка;
- Развивать умение отстаивать свою позицию;
- Воспитывать навыки сотрудничества;
Регулятивные УУД:
- Формирование целеполагания, прогнозирования;
Познавательные УУД:
- учить выделять звуки [С,С’], из состава слова;
обучать звуковому анализу слогов су, си, са, со, сэ, сы;
- обучать чтению слогов, слов.
Личностные:
- Воспитывать адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества;
- формировать эмоциональную готовность к обучению в школе.
Образовательные:
Приорететная:
- Закрепление знаний о структурных единицах речи (звук, буква, слог, слово)
- уточнить произношение звуков [С,С’];
- учить детей давать характеристику [С,С’];
- учить детей дифференцировать звуки [С-С’];
- познакомить с их графическим изображением;
- упражнять в подборе родственных слов.
В интеграции:
- Закрепление практических умений и навыков пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Оборудование:
Для учителя:
- демонстрационные карточки с моделями звуков; пиктограммы родственных слов, «волшебная» снежинка
Для ребёнка:
Зеркало на каждого ребенка, карточки с моделями звуков, кассы букв, альбомы С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц «Я учусь говорить и читать» № 2, пеналы
Орг. Момент. Сегодня по дороге в детский сад я нашла чудесные снежинки с посланием от Снегурочки. Если выполнить все задания на волшебных снежинках, то нас ожидает сюрприз. Вот задание первой снежинки.Ребята, давайте вспомним с вами, какие звуки мы называем гласными?
Дети:
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поёт.
Звук получается гласный.
Логопед: Сколько в русском языке гласных звуков?
Дети: 6.
Логопед: Назовите их.
Дети: А, О, У, И, Ы, Э
Сообщение темы занятия. Упражнение в подборе родственных слов.
Логопед: На второй снежинке игра «доскажи словечко» Послушайте стихотворение. И найдите в нём слова, родственные слову снег.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю снег.
В небе кружатся пушинки
Серебристые снежинки.
Каруселью снеговою
На просёлки на лужок
Всё снижается снежок.
Землю белой чистой, нежной
Застелил простынкой снежной
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее снегопад.
Всё бегут вперегонки,
Все хотят играть в снежки.
Снежный ком на снежный ком,
Всё украсили снежком.
Словно белый пуховик
Вдруг надел наш снеговик.
Рядом снежная фигурка-
Это девочка – Снегурка.
- На осинке – посмотри –
С красной грудкой снегири.
Дети: снежинки, снегири, Снегурка, снежная, снеговик, снежок, снегопад, снеговою
Логопед: А теперь назовите мне машину, которая ходит по снегу.
Дети: Снегоход
Логопед: С какого звука начинались все родственные слова?
Дети: [С]
Логопед: Ребята, а в какой части света вечно лежит снег?
Дети: на севере.
Логопед: С какого звука начинается слово север?
Дети: [С’]
Логопед: Третья снежинка сообщает нам, что сегодня мы будем учиться различать эти звуки и познакомимся с буквой, которая их обозначает.
Произнесите [C], [C’], понаблюдайте за артикуляцией в зеркале. Расскажите, какие это звуки.
Дети: Произношение звуков
Характеристика [C,С’]:
Дети: [С] – Согласный, твёрдый, глухой.
Логопед: Почему вы так думаете?
Дети: Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка за нижними зубами. Воздушная струя встречает преграду. (согласный), уголки губ не напрягаются (твёрдый), голос не работает (глухой).
Обозначаем синим цветом квадрат и чёрным треугольник.
Дети: [С’] – Согласный, мягкий, глухой.
Логопед: Почему вы так думаете?
Дети: Средняя часть спинки языка приподнята и придвинута к передним зубам. Воздушная струя встречает преграду (согласный), уголки губ слегка улыбаются (мягкий), голос не работает (глухой).
Обозначаем зелёным цветом квадрат и чёрным треугольник.
Дифференциация звуков [С-С’]:
Логопед:
Словно в сказке, как во сне,
Падает на землю снег.
Намела зима сугробами белый снег. На сугробах виден чей-то след. Рассмотрите сугробы (с.7). Над сугробами кружатся необычные снежинки. На снежинках – картинки. Снежинки кружатся, выбирают: на какой сугроб упасть? Подумайте и скажите, на какой из сугробов опустится каждая снежинка?
Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Добрый или злой». Я произнесу слог, а вы выложите мне его, используя модели, и в ответ произнесите первый звук мягко или твёрдо. са-ся; со-сё и т.д.
Звуковой анализ:
Логопед: Смотрите, а на этой большой снежинке начерчена схема слова. Сколько в слове согов? Какой слог ударный? Сколько звуков в каждом слоге. Подберите к схеме слово по картинке «Сима на прогулке». Обозначьте звуки фишками.
Физминутка.
Лыжник едет по лыжне,
В хоккей играют на катке.
Во дворе в снежки сыграем,
Бабу снежную скатаем.
Только (это твёрдо знай)
На дороге не играй.
Знакомство с буквой.
Логопед:
Букву С писать мне просто.
С как серп, кривой и острый.
Логопед: из каких деталей составлена буква С?
Дети: из полукруга
Логопед: в какую сторону смотрит буква?
Дети: Направо
Логопед: Ребята, на что ещё похожа буква С?
Дети: на месяц, на сардельку, на сказочные сани.
Сейчас наши волшебные сани отвезут нас в звуко-буквенный лес. Там мы будем учится читать и разгадывать ребусы.
Звукобуквенный анализ и синтез.
Логопед:
На этой снежинке загадки про гласные буквы вам нужно будет составить слоги с гласной и буквой С.
Алфавита голова – это будет буква (А) ас, са.
В этой букве нет угла – оттого она кругла. (О) ос, со.
Удобная буква! Удобно в ней то, сто можно на букву повесить пальто. (У) су, ус.
Бродит с палочкой, увы! Хромоножка буква … (Ы) сы, сы
Между двух прямых досок одна легла наискосок. (И) си, ис.
Эта буква с открытым ртом и большущим языком. (Э) эс, сэ.
Чтение слогов.
Логопед: И вот шестая снежинка. На ней написано, что мы должны превратить слово сук в слово сом, меняя при этом всего лишь один звук, который мы должны будем обозначить буквой. Сук- сок-сом
Итог занятия
Логопед: Назовите звуки, с которыми вы сегодня познакомились? Какие они? Назовите букву которая их обозначает.
Дети: [С] – Согласный, твёрдый, глухой. [С’] – Согласный, мягкий, глухой. С
Логопед: Вы сегодня все просто молодцы. И можете называться созвездием умных и добрых волшебников. Давайте сотворим ещё одно чудо, построим силуэт буквы С из маленьких снежинок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. Логопедическое занятие в специальной коррекционной группе V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи) I года обучения (5-6 лет). Тема: «Про воробья, который не умел чирикать». Автоматизация звука [Ч] во фразовой речи.
Логопедическое занятие по формированию звука [Ч] во фразовой речи у дошкольников 5-6 лет с общим нарушением речи: «Про воробья, который не умел чирикать», было проведено 28.03.2012 для городског...
"В горнице" Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....
логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста. Звуки [А,У].
логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста. Звуки [...
Конспект фронтального занятия по развитию фонетической стороны речи для детей 6-7 лет с ФФНР Тема: «Звук и буква [Э]»
Цель: закрепление правильного произношения звука Э.Задачи:коррекционно-образовательные:•закрепить навыки правильного произношения звука [Э] в слогах, словах, предложениях; - формировать печатный...
Конспект логопедического занятия по развитию просодической стороны речи
Конспект логопедического занятия по развитию просодических компонентов речи с молодыми инвалидами с актуальным уровнем развития, сниженным относительно возрастной нормы....
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в разновозрастной группе для детей с нарушением зрения "Осень в гости к нам пришла"
Занятие из серии занятий проводимых на улице с детьми разновозрастной группы с нарушением зрения. Цель занятия : учить детей наблюдать окружающую природу, обобщить и систематизировать знания детей об ...
Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи у детей и навыков звукового анализа и синтеза в старшей группе
На занятии дети знакомятся со звуком и буквой Т, учатся характеризовать звук по акустическим и артикуляционным звукам. анализировать слоги с этим звуком....