Консультация для педагогов и родителей: "Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи".
консультация по теме
В консультации описаны направления работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа по формированию просодики включает в себя несколько направлений:
- развитие дыхания;
- развитие артикуляционной моторики и мимики;
- работа над голосом, интонацией и включается в структуру логопедического занятия;
Коррекционно-развивающая работа по развитию просодической стороны речи проводится на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. Комплексный подход обеспечивается совместной работой учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога и воспитателя. Специально подобранные упражнения на развитие слухового самоконтроля и формирование интонационной выразительности включаются в общую систему коррекционной работы и используются на занятиях по развитию речи, формированию звукопроизношения, физической культуре, музыкальных занятиях, занятиях с психологом ДОУ.
Комплексное воздействие осуществляется в три этапа:
- подготовительный. Его целью является развитие сенсо-моторного уровня, формирование базы для развития и коррекции просодической стороны речи.
- основной. Его целью является формирование первичных умений и навыков просодического оформления речи.
- заключительный. Его целью является закрепление полученных умений и навыков в различных коммуникативных ситуациях.
Первостепенное значение в работе над просодическими компонентами речи придается правильному фонационному дыханию, так как от правильного дыхания зависят чистота, правильность и красота голоса. На подготовительном этапе мы формируем нижнедиафрагмальное дыхание. Занятия начинаем со статических дыхательных упражнений. Затем несколько усложняем задачу и подключаем к этим упражнениям фонационные задания, что способствует развитию дыхания и ускоряет процесс автоматизации правильного дыхания. После статических дыхательных упражнений мы переходим к динамическим дыхательным упражнениям. Динамическая дыхательная гимнастика укрепляет организм, развивает фонационное дыхание и подготавливает детей к интенсивным голосовым нагрузкам. Динамические упражнения проводим в сочетании с движением туловища, рук, шеи.
В работу включаем артикуляционную гимнастику, направленную на развитие подвижности нижней челюсти, губ, языка и мягкого неба. Упражнения проводятся медленно, четко, с обязательным зрительным контролем перед зеркалом.
Собственно работа над просодикой начинается на индивидуальных занятиях с логопедом, продолжается, закрепляется на занятиях с воспитателем во время заучивания стихов отрабатывается громкость, выразительность, темп, ритм речи. Работаем над рифмами, читаем стихи по ролям, драматизируем сказки. На грамматических занятиях учим управлять голосом и определять начало и конец предложения.
В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности используем упражнения на развитие высоты и силы голоса.
На музыкальных занятиях взаимодействие с музыкальным работником направлено в основном на выработку объема, плавности речевого дыхания, вокальные упражнения на выработку интонационной и ритмической выразительности речи.
Взаимодействие с инструктором по физической культуре направлено на коррекцию общей моторики – точность, силу, координацию движений, на выработку дыхания – объем, дифференциация выдоха и вдоха.
Взаимодействие с психологом направлено на всестороннее обследование психомоторного развития ребенка. Во время обследования ребенка и наблюдения за детьми выявляем детей, нуждающихся в психологической помощи, и психолог работает с этими детьми, корректируя эмоционально-волевые нарушения, снижение памяти и внимания, низкую работоспособность. Одним из принципов в работе с детьми является принцип повторяемости. Однако одни и теже упражнения быстро надоедают ребенку. Для повышения интереса можно объединять упражнения в литературные сказки.
Список литературы.
- Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.:АСТ: Астрель, 2006.
- Волкова Л.С. Логопедия: Учебное пособие.- М., 1998.
- Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников.- М., 1971.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие произносительной и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста.
В статье даны рекомендации родителям о развитии речи ребенка через коррекцию артикуляционной моторики, дыхания, автоматизацию и дифференциацию звуков....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/20/picture-268482-1371706074.jpg)
2016 г.- ИКТ-компетентность педагога при обеспечении продуктивного взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи
ИКТ-компетентность педагога при обеспечении продуктивного взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/26/picture-354519-1385483660.jpg)
Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/11/picture-1078167-1607672531.jpg)
Консультация для педагогов "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста."
Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста...
Формирование произносительной и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с ДЦП.
ДЦП - заболевание центральной нервной системы. У детей с ДЦП встречаются различные речевые нарушения, наиболее часто - дизартрия. Главная цель логопедической коррекции с детьми с ДЦП-развитие речевой ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/17/picture-1219865-1581925193.jpg)
«Артикуляционная гимнастика как один из приемов при формировании произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста »
Отчет по самообразованию за 2014-2015 учебный год по теме:«Артикуляционная гимнастика как один из приемов при формировании произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста », и к...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/20/picture-1322709-1618949859.jpg)
Система работы по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
Система работы по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией...