Рабочая программа по предмету профильный труд 7 класс на 2015-2016 учебный год
рабочая программа (7 класс) по теме
рабочая программа 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/06/08/programma_s_5-9_klass.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 136 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, в условиях школы.
Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе воспитатель проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку игрушки, предметы, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения «рука в руке». При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Следующим этапом является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции.
Программа направлена на достижение следующих целей:
успешная подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда:
- коррекция личности умственно отсталого ребенка;
- формирование социального опыта и поведения;
- практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду;
- формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других.
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей учеников. Содержание обучения разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов у обучающихся.
Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников следующие:
Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.)
воспитание уважения к рабочему человеку;
Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве;
Формирование у школьников эстетического отношения к труду;
Наряду с этими задачами на занятиях по обслуживающему труду решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы (устанавливать последовательность этапов выполняемой работы, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о проделанной работе);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество выполненной работы).
- овладение учащимися теоретическими знаниями, трудовыми умениями и навыками достаточными для самообслуживания, помощи семье, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и в быту;
В программу по обслуживающему труду включены следующие разделы:
- Осенние хозяйственные работы на пришкольной территории;
- Уборка пришкольной территории
- Уход за различными видами посуды.
- уборка помещения;
- Генеральная уборка помещения
- Правила безопасной работы.
Изучение этих разделов позволяет практически знакомить учащихся с окружающим их социумом, формировать у них навыки самостоятельности в обслуживании себя и близких.
Распределение тем и часов по конкретному разделу может варьироваться учителем в зависимости от степени подготовленности учащихся к восприятию предлагаемого материала. Учитель вправе сокращать предлагаемый материал, или, наоборот, добавлять новые темы. Большее количество часов отводится на практическую работу, сюжетно - ролевые игры, тренинги.
Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.
В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.
Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Метапредметные результаты. Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:
- умение слушать и слышать учителя;
- умение работать по предложенному учителем плану;
- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);
- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;
- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;
- умение находить ответы на картинке;
- умение работать в паре и микрогруппе;
- умение следовать правилам поведения.
Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность воспитанника;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые результаты освоения программы:
Садовые и хозяйственные работы на пришкольной территории.
предполагается то, что учащиеся будут знать:
- виды плодовых деревьев;
- понятия ствол, крона, приствольный круг;
- правила ухода за плодовыми деревьями;
- правила вскапывания приствольного круга;
- название, назначение и порядок хранения предметов садового инвентаря и спецодежды;
- правила безопасной работы с инвентарем;
- правила безопасной работы на пришкольном участке;
- назначение и правила работы с секатором;
- правила техники безопасности при работе с секатором.
Предполагается то, что учащиеся будут уметь:
- определять на местности дерево, куст, газон, клумбу;
- находить объекты (дерево, кустарник) на плане - схеме пришкольной территории;
- применять хозяйственный инвентарь по назначению и готовить его к хранению;
- использовать спецодежду по назначению и готовить её к хранению;
- технологически правильно держать инструменты во время работы и следить за своей осанкой;
- безопасной работы с секатором.
Практические работы:
- Выбор спецодежды и инвентаря, в зависимости от вида работы и времени года;
- Осенние работы:
- подметание дорожек и площадки;
- уборка листвы с газонов;
- сбор и перенос листвы.
- удаление с корнями однолетних цветковых растений из цветника.
- уборка растительных остатков на территории цветника.
- зимние работы:
- расчистка дорожек с твердым покрытием от снега;
-сбор снега в кучи;
- Весенние работы:
-вскапывание приствольного круга лопатой.
-сгребание мусора с клумб;
- посев семян на рассаду;
- высадка рассады на клумбу;
-прополка сорняков на клумбе;
- полив почвы из лейки.
- отработка приемов работы с секатором (вхолостую);
- уход за руками после работы;
- очистка инвентаря и установка на место хранения.
Уход за различными видами посуды.
предполагается то, что учащиеся будут знать:
- санитарно - гигиенические требования к посуде;
- об организации рабочего места (чистая посуда должна находиться отдельно от грязной)
- требования к температуре воды для мытья посуды;
- виды посуды (кухонная, столовая, чайная);
- предметы посуды, их название, назначение, отличительные признаки по внешнему виду, материалу изготовления, покрытию;
- чистящие и моющие средства и приспособления (тряпочки, губки, щетки)
- особенности ухода за различными видами посуды (алюминиевой, эмалированной, с тефлоновым покрытием, стеклянной, фарфоровой);
- порядок мытья посуды;
- последовательность мытья посуды.
Предполагается то, что учащиеся будут уметь:
- организовывать рабочее место (размещать грязную посуду рядом с мойкой, освобождать мойку и наполнять ее водой);
- сортировать посуду по видам и степени загрязнения;
- набирать на губку необходимое количество моющего средства;
- мыть вначале менее загрязненную посуду;
- чистить посуду в соответствии с покрытием;
- соблюдать санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни;
- соблюдать правила безопасной работы с моющими средствами;
Практические работы:
- организация рабочего места;
- определение видов покрытий посуды;
- выбор моющих и чистящих средств;
- мытье и чистка кухонной утвари и посуды;
- уход за салфетками, щетками для мытья и чистки посуды.
- уход за руками после мытья посуды.
Уборка помещения.
предполагается то, что учащиеся будут знать:
- назначение и устройство лестницы в здании;
- правила подметания лестницы;
- правила безопасности при уборке лестницы;
- рациональную последовательность уборки лестницы;
- названия и назначение предметов инвентаря, уход за ними, хранение;
- правила подметания пола;
- правила протирания пола;
- правила личной гигиены до и после уборки.
- Предполагается то, что учащиеся будут уметь:
- соблюдать гигиенические требования к рабочей одежде;
- подбирать и использовать по назначению инвентарь и приспособления;
- технологически правильно выполнять приемы уборки и следить за осанкой при:
-подметании пола;
-подметании лестницы веником и сборе мусора в совок;
-мытье лестницы;
- осуществлять уход за инвентарем, правильно хранить его;
- осуществлять уход за руками после уборки.
Практические работы:
- подметание лестницы веником;
- сбор мусора в совок;
- протирка перил (поручней);
- мытье лестницы моющими средствами;
- протирание пола;
- уход за инвентарем и приспособлениями;
- уход за руками до и после уборки.
Генеральная уборка помещения.
предполагается то, что учащиеся будут знать:
- значение генеральной уборки помещения;
- названия и назначение строительных элементов помещения, и виды покрытий
- правила уборки пыли (удаление пыли с жесткой мебели, радиаторов, подоконников);
- правила мытья стенной панели, двери;
- названия и назначение предметов инвентаря, уход за ним и его хранение;
- правила подметания пола;
- правила протирки пола;
- правила личной гигиены до и после уборки.
Предполагается то, что учащиеся будут уметь:
- соблюдать эстетические и гигиенические требования к рабочей одежде;
- замечать непорядок;
- подбирать и использовать по назначению инвентарь, приспособления, моющие средства ;
- технологически правильно выполнять приемы уборки помещения и следить за осанкой при:
-подметании пола и сборе мусора в совок;
-мытье пола;
-мытье стенной панели, двери;
-мытье пола, покрытого линолеумом;
- удалении пыли с жесткой мебели и подоконника;
- осуществлять уход за инвентарем, правильно хранить его;
- уход за руками после уборки.
Практические работы:
- планирование работы;
- мытье радиаторов, подоконников, стенной панели, двери;
- подметание пола веником и сбор мусора в совок;
- протирание пола, покрытого линолеумом;
- уход за инвентарем и приспособлениями;
- уход за руками до и после уборки.
1полугодие
№ | Тема | Цели | Виды работ | Оборудование |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25. | Труд и его значение в жизни общества. Профессии обслуживающего труда: младший обслуживающий персонал. Планировка пришкольного участка. Повторение. Объекты пришкольной территории (дерево, куст, газон, клумба). Повторение. Виды плодовых деревьев, растущих на участке. Понятия об элементах дерева: ствол, крона, приствольный круг. Осенний уход за деревьями. Значение. Виды спецодежды для осенних садовых работ. Выбор и надевание спецодежды. Хозинвентарь для осенних работ на участке (грабли, метла, лопата), устройство, назначение, правила и приемы работы. Уборка листвы с газонов граблями, укладка их в кучи, сбор в мешки. Правила безопасности. Сгребание опавших листьев граблями вокруг деревьев. Правила безопасности. .Oкапывание приствольного круга лопатой. Правила безопасной работы. Уход за инвентарем, установка на место хранения. Зачетное занятие: «Осенние работы в саду». Значение уборки помещения. Санитарно - гигиенические требования к помещению. .Элементы помещения. Повторение. .Назначение и устройство лестницы в здании. .Последовательность уборки лестницы, правила безопасной работы. . Инвентарь и приспособления для уборки лестницы, Рабочая одежда, назначение, правила бережного отношения, хранение. Уборка лестницы: подметание лестницы веником и сбор мусора в совок. Уборка лестницы: протирание перил (поручней) лестницы. Уборка лестницы: мытье ступеней лестницы Правила безопасности при работе с моющими средствами Уборка лестницы: мытье лестничных пролетов Чистка и уборка инвентаря, установка на место хранения Зачетное занятие: «Уборка лестницы». | 1 . Овладение учащимися теоретическими знаниями о видах плодовых деревьев, правилами ухода за ними. 2.Овладение учащимися трудовыми умениями и навыками технологически правильно держать грабли и лопату во время работы, готовить их к хранению. 3.. Содействие физическому развитию учащихся. 4.Воспитание положительного отношения к труду. Закрепление знаний о видах осенних работ на участке. 1. Овладение учащимися теоретическими знаниями о строении лестницы в здании. 2.Учить видеть непорядок, грязь и формировать желание их устранить. 3.Учить выбирать инвентарь и использовать его по назначению; 3.Формирование навыков и приемов уборки лестницы. Закрепление знаний о назначении и устройстве лестницы в здании. | Беседа: о труде, необходимости профессий младшего обслуживающего персонала. Значение профессий моп в жизни общества. Рассказ: виды деревьев и кустарников. Строение дерева: ствол, крона. Отличие куста от дерева. Осенний уход за деревьями. Приствольный круг. Значение. Правила вскапывания. Виды осенних работ на участке. Спецодежда и инвентарь (грабли, лопата) для осенних работ на участке, устройство, назначение, приемы работы. Подготовка к хранению, порядок хранения. Правила безопасной работы лопатой и граблями. Выбор и надевание спецодежды для работы на пришкольном участке. Вскапывание приствольного круга. Очистка инвентаря и установка на место хранения. Уход за руками после уборки. Уборка листвы с газонов 1.Беседа: устройство лестницы. Словарная работа. 2. Беседа: инвентарь и приспособления для уборки лестницы, проговаривание и запоминание новых слов - терминов, дидактическая игра: «Что взять для уборки». 3.Составление технологической цепочки уборки лестницы по картинкам. 4.Подметание лестницы веником; 5. Протирание перил (поручней) лестницы; 6. Крепление тряпки на швабру, промывка тряпки во время работы; 7. Протирание ступеней лестницы; 8.Протирание лестничных пролетов; 9. Чистка и уборка инвентаря на место; 10.Уход за руками после уборки. Подметание ступеней лестницы веником | План - схема пришкольной территории, наглядно - дидактический материал «Деревья и кустарники», дидактическая игра «Третий лишний», спецодежда, Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Тетради по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида) 7 класс, демонстрационные карточки, Дидактическая игра «Я знаю о профессиях все!», хозинвентарь (метла, грабли, лопата), крем для рук. халат, перчатки, метла, грабли. предметно - технологическая карта. Халат, резиновые перчатки, веник, совок, швабра, половая тряпка, ведро, тазик, дидактическая игра: «Что взять для уборки», предметно - технологическая карта уборки лестницы, презентация «виды уборки», демонстрационные упаковки моющих и чистящих средств, Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Тетради по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида) 7 класс авторские тестовые задания. Халат, резиновые перчатки, веник, совок, предметно - технологическая карта уборки лестницы. |
2 полугодие
№ | Тема | Цели и задачи | Виды работ | Оборудование |
1. 2. 4 5 6. 7. 8 9 10 11 12 13 14 15 16 | 1.Название и назначение предметов кухонной мебели и оборудования. Повторение. 2.Виды посуды по назначению (кухонная, столовая, чайная). 3. Инвентарь и приспособления для мытья посуды. 4. Средства для мытья посуды. Правила безопасной работы с моющими средствами. 5.Организация рабочего места для мытья посуды. 6. Выбор и надевание рабочей одежды. 7.Порядок мытья посуды. 8.Сортировка посуды по видам и степени загрязнения. 9. Выбор моющих и чистящих средств. 10.Мытье посуды. 11.Уход за инвентарем и приспособлениями для мытья посуды. 12. Организация рабочего места для мытья посуды. Повторение 13. Мытье посуды. повторение | 1.Воспитание положительного отношения к труду. 2. Ознакомить с видами посуды. 3.Формировать технологические навыки правильно выполнять приемы мытья посуды. | Теория: 1. Беседа: 1. Санитарно - гигиенические требования при работе на кухне.. 2.Название и назначение предметов посуды. 3. Инвентарь и приспособления для мытья посуды 4. Организация рабочего места, требования к температуре воды. 5. Особенности ухода за различными видами посуды (аллюминевая, эмалированная, с тефлоновым покрытием, стеклянная, фарфоровая) Словарная работа. Практика: 1 Выбор и надевание рабочей одежды. 2.Выбор моющих и чистящих средств. 3. нанесение на губку необходимого количества средства для мытья посуды. 4. составление технологической карты мытья посуды 5. определение предметов посуды по названию и назначению 6.Мытье посуды. 7. Уход за инвентарем и приспособлениями для мытья посуды. 8.Уход за руками после уборки. | ветошь, губка, моющее средство, предметно - технологическая карта, демонстрационные карточки, карточки с заданиями, презентация «мытье посуды». |
17 | Мытье посуды. Зачетное занятие. | Теория: 1. Инвентарь и приспособления для мытья посуды. Практика: 2. Выбор моющих и чистящих средств. | ветошь, губка, моющее средство, предметно - технологическая карта. | |
18 19 20 21 22 23 24 25 | 1.Инвентарь приспособления, спецодежда для уборки помещений. Повторение. 2.Моющие средства для уборки. Правила безопасной работы. 3.Последовательность уборки помещения. 4.Удаление пыли с жесткой мебели и подоконника. 5.Подметание пола, покрытого линолеумом. 6. Отработка приемов мытья пола, покрытого линолеумом. 8. Вынос мусора. 7. Уход за инвентарем и приспособлениями для уборки, установка на место хранения. | 1 . Овладение учащимися теоретическими знаниями трудовыми умениями и навыками уборки помещения. 2. Содействие физическому развитию учащихся. 3.Воспитание положительного отношения к труду. | Теория: 1.Беседа: Инвентарь и приспособления для уборки помещения. Выбор моющих и чистящих средств, правила безопасной работы. Словарная работа. 2. Показ последовательности действий по демонстрационным карточкам. дидактическая игра: «Что взять для уборки». Практика: 4.Проветривание помещения; 5.Подметание пола веником, щеткой; 6.Сбор мусора в совок; 7.Удаление пыли с жесткой мебели и подоконника; 8.Отработка приемов мытья пола. 9. наполнение ведра водой 10. крепление тряпки на швабру 11. удаление пыли с подоконника. 12. мытье стенной панели 13.Вынос мусора. 14. Чистка и уборка инвентаря на место; 15.Уход за руками после уборки. | Предметно - технологическая карта, схема мытья пола, демонстрационные карточки, презентация дидактическая игра: «Что взять для уборки». «уборка помещения», халат, резиновые перчатки, веник, щетка, ведро, швабра, тряпка, тряпка для пыли, таз, моющие и чистящие средства, |
26 27 28 29 30 31 | 1.Объекты пришкольной территории: газон, клумба, цветник. Повторение. 2. Правила безопасной работы на участке. 3. Инструменты и приспособления для работы в цветнике: виды, назначение. 4.Выбор и надевание рабочей одежды. 5.Полив клумбы. 6. Чистка и уборка инвентаря на место хранения. | 1 . Овладение учащимися теоретическими знаниями трудовыми умениями и навыками работы в цветнике. 2.. Содействие физическому развитию учащихся. 3.Воспитание положительного отношения к труду. | Теория: 1.Беседа:1.Оформление пришкольного участка деревьями и кустарниками. 2.Виды кустарников, правила ухода за ними. 3.Правила техники безопасности при работе с секатором. Словарная работа. Практика: 1. Выбор и надевание рабочей одежды. 2. Выбор инвентаря для садовых работ. 6. Полив клумбы. 7.Чистка и уборка инвентаря на место. 8. Уход за руками. | преметно-технологическая карта, игра «найди лишний предмет», презентация «виды садовых и хозяйственных работ на участке», презентация «что растет на клумбе, презентация «инструменты для работы в саду», инвентарь и приспособления для работы в цветнике, халат, перчатки, лейка. |
32 | Весенние работы на пришкольном участке. Зачетное занятие | Теория: Правила безопасной работы инвентарем. Практика: Полив клумбы из лейки | Инвентарь и приспособления для работы в цветнике, халат, перчатки. предметно - технологическая карта. |
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы, в 2 сб., под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Владос,2001.- 240с.
- Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью 6-9 классы. - М.:Аркти,2009.-71с
- Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Новые учебные программы, под редакцией А.М. Щербаковой, М.: Энас, 2001.
- Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Тетради по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида) 6-9 классы. - М.:Аркти,2009.
Для подведения итогов в конце каждой четверти проводятся зачетные занятия: выполнение отдельной операции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы, в 2 сб., под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Владос,2001.- 240с.
- Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью 6-9 классы. - М.:Аркти,2009.-71с
- Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Новые учебные программы, под редакцией А.М. Щербаковой, М.: Энас, 2001.
- Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Тетради по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида) 6-9 классы. - М.:Аркти,2009.
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития, под редакцией И.М. Бгажноковой. М.: Владос, 2007
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва, Владос, 2007
- Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей.-М.:Просвещение, 1990.-128с.
- Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития уч-ся вспомогательной школы. -М.:Педагогика, 1985.-128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету профильный труд 8класс на 2016-2017 учебный год
рабочая программа по предмету профильный труд...
Рабочая программа по предмету профильный труд 10 класс на 2015-2016 учебный год
рабочая программа по предмету профильный труд...
Рабочая программа по предмету профильный труд 11класс 2016-2017 учебный год
рабочая программа по предмету профильный труд 11класс...
Рабочая программа по предмету профильный труд 5 класс на 2014-2015 учебный год
рабочая программа по предмету профильный труд 5 класс...
Рабочая программа по предмету "Профильный труд" 6класс на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа для 6 класса по учебному предмету «Профильный труд» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2014-2015 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных н...
Рабочая программа по предмету профильный труд 8а класс 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по предмету профильный труд 8а класс на 2021-2022 учебный год...
Рабочая программа по предмету профильный труд 12 класс 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по предмету профильный труд 12 класс на 2021-2022 учебный год...