Воспитательная программа по духовно-нравственному развитию "Шаг к себе"
рабочая программа (7, 8, 9 класс) на тему
Программа разработана для детей в возрасте 14 – 17 лет. Состоит из 33 часов, расчитана на 1 учебный год, занятия проводятся 1 раз в неделю.
В данной программе отражено содержание работы, определены примерные виды деятельности. Программа поможет избежать эпизодичности, стихийности и случайности в работе по духовно- нравственному воспитанию с воспитанницами 8 вида обучения. Программа реализует основные принципы современного воспитания, такие как: связь с жизнью, развитие и воспитание гражданственности, способного сохранять и приумножать знания жизни в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитательная программа по духовно-нравственному развития "Шаг к себе" | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа»
«Утверждаю»
Директор Менщикова Т.Н.
«____»_________________2016г.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»
Программа разработана для воспитанниц 14 – 17 лет
Срок обучения: 1 год
2016 год
Паспорт программы
Название программы | «Шаг к себе». |
Авторы программы | Кочарина Н.В. |
Учреждение, где реализуется программа | ФГБ СУВУ «Куртамышское спец. ПУ» |
Тип программы | Воспитательная программа |
Направленность программы | Духовно-нравственное воспитание |
Вид программы | Модифицированная |
Срок обучения | 1 год |
Возраст обучающихся | 14-17 лет |
Уровень освоения предметной деятельности | Ознакомительный |
Уровень реализации программы | Среднее (полное) общее образование |
Цель программы | Педагогическое содействие духовно - нравственному воспитанию обучающихся путём вовлечения их в творческий процесс и приобщение к ценностям русской культуры, традициям русского народа. |
Задачи программы |
музеев. |
Планируемые результаты | Знать: - основные понятия: доброта, совесть, долг, ответственность. - традиции русских праздников. - основные народные промыслы. Уметь: - взаимодействовать в коллективе сверстников и взрослых. - применять полученные знания на практике. |
Пояснительная записка
Воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена, но особенно сегодня, стала очевидной необходимость нравственного и духовного оздоровления русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм». При первичной диагностике воспитанниц 78% не до конца осознают заложенный смысл понятий честь, совесть, ответственность, 82% не умеют беречь свои вещи, 56% отрицательно относятся к общественно-полезному труду, 98% воспитанниц имеют состояние социально-педагогической запущенности. Следовательно, духовно-нравственное развитие воспитанниц находится на очень низком уровне. Это можно объяснить неблагоприятным социальным опытом. 76% девушек - подростков воспитывались в неблагополучных семьях. 100% семей воспитанниц имеет место то или иное нарушение семейного воспитания. 7% является носителями криминальной субкультуры.
В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся первостепенной задачей современной образовательной системы.
Именно поэтому так важно за время пребывания в училище дать представление о нравственных ценностях и привить им навыки нравственного поведения, не читая нотаций. Детям нужно дать основы о духовно - нравственных традициях России, социальном опыте, исторических представлениях наших предков, их хозяйственных знаниях, семейном укладе, праздниках и буднях русского народа. Академик Д. С. Лихачёв напоминает, что «обращение к культуре прошлого – это не измена своей культуре, а дополнение и обогащение её». Таким образом, из выше сказанного, мы увидели необходимость разработать программу педагогической поддержки в духовно – нравственном воспитании для воспитанниц 8 вида обучения.
В данной программе отражено содержание работы, определены примерные виды деятельности. Программа поможет избежать эпизодичности, стихийности и случайности в работе по духовно- нравственному воспитанию с воспитанницами 8 вида обучения. Программа реализует основные принципы современного воспитания, такие как: связь с жизнью, развитие и воспитание гражданственности, способного сохранять и приумножать знания жизни в социуме.
К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
Программа рассчитана на один учебный год, занятия проводятся 1 раз в неделю, программа состоит из 33 часов.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 14 до 17 лет и войдет в систему ВРОУ.
Цель программы:
Педагогическое содействие духовно - нравственному воспитанию обучающихся путём вовлечения их в творческий процесс и приобщение к ценностям русской культуры, традициям русского народа.
Задачи:
- Расширить знания воспитанниц об историческом прошлом Родины.
- Воспитывать у обучающихся интерес к истории России и желание возродить лучшие традиции своего народа.
- Развивать коммуникативные навыки у воспитанниц через приобщение к историческому прошлому русского народа.
- Развивать трудолюбие, творческое уважение к труду, чувство долга и ответственности.
- Расширять кругозор воспитанниц по средствам посещение выставок,
музеев.
Предполагаемый результат:
Знать:
- основные понятия: доброта, совесть, долг, ответственность.
- традиции русских праздников.
- основные народные промыслы.
Уметь:
- взаимодействовать в коллективе сверстников и взрослых.
- применять полученные знания на практике.
Критерии духовно - нравственной воспитанности
Критерии | Показатели проявления разных уровней воспитания | Инструменты | ||
4 - высокий | 3 - средний | 2 - низкий | ||
Уровень проявления патриотических качеств | 1.Осознанно интересуется историей и культурой малой Родины, гордится ею. | 1.Интересуется историей и культурой малой Родины. | 1.Мало интересуется историей и культурой малой Родины. | Наблюдения Беседа Диагностика |
Уровень проявления толерантности | 1.Всегда проявляет уважение и терпимость по отношению к другим людям. 2.Проявляет сочувствие, милосердие к другим людям. | 1. Не всегда проявляет уважение и терпимость по отношению к другим людям. 2. Не всегда проявляет сочувствие, милосердие к другим людям. | 1.Часто не проявляет уважения и толерантности по отношению к другим людям. 2. Часто не проявляет сочувствие, милосердие к другим людям. | Наблюдение Игра Диагностика Беседа |
Уровень проявления трудовых навыков | 1.Воспитанница имеет полное представление о понятии «труд», профессиях людей. 2.Проявляет уважение к труду, результатам труда. 3. Применяет полученные знания на практике. | 1. Воспитанница имеет частичное представление о понятии «труд», профессиях людей. 2. Не всегда проявляет уважение к труду, результатам труда. 3. Не всегда применяет полученные знания на практике. | 1. Не имеет представление о понятии труд, профессии людей. 2. Не проявляет уважение к труду. 3. Не умеет и не желает трудиться. | Наблюдения и качественный анализ |
Содержание
Содержание программы реализуется, прежде всего, через организованную форму обучения – занятия. Расширение кругозора воспитанниц проходит в процессе познавательно-исследовательской деятельности (исторические представления). Взаимодействие с воспитанницами предполагает форму сотрудничества и партнёрства.
При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для воспитанниц: учебной и практической.
Начало занятия включает, как правило, знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятий: изготовление оберегов, обрядовые действия.
1 блок “Уголок России – отчий дом”
“Введение” дает основное толкование понятий “традиция”, “обычай”. Знакомит с традициями русской семьи. А так же истоки народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого лад между домочадцами.
Знакомит воспитанниц с традициями русской кухни, застолья, встречи гостей. Происхождение русских имен и фамилий.
Раскрывает нравственные ценности русского народа: уважительное отношение к старшим и забота о стариках, помощь и взаимопомощь, милосердие, трудолюбие и другие нравственные ценности, какими обладает русский человек.
2 блок “Истоки русской старины”
Знакомит воспитанниц с обычаями, верой в многобожия (язычество) связанным с огнем, водой и др. Познакомит с многообразием форм декоративно прикладного творчества, с особенностями русского народного костюма.
3 блок “Народный календарь”
Представляет особенности, значения и виды календарных праздников годового круга. Обычаи и традиции празднования.
4 блок “Руки не для скуки”
Дает краткие сведения о ремеслах и посвящен миру детских увлечений, реальному приобщению воспитанниц к занятиям в дополнительных кружках училища.
По окончании курса воспитанницы принимают участие в выставке ручного творчества.
Тематическое планирование
№ п/п | Блоки | Общее кол-во часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Уголок России отчий дом | 7 | 5 | 2 |
2 | Народный календарь | 8 | 3 | 5 |
3 | Истоки русской старины | 10 | 4 | 6 |
4 | Руки не для скуки | 7 | 2 | 6 |
ВСЕГО: | 33 | 14 | 19 |
Реализация программы
1 блок «Уголок России отчий дом»
№ | Название мероприятия | форма | Количество часов | Ответственный | |||||
Теория | практика | ||||||||
1 | Введение | Беседа с презентацией | 1 | - | воспитатель | ||||
2 | «Нашему роду нет переводу» | Рассказ - беседа | 1 | - | библиотекарь | ||||
3 | «Традиции русского гостеприимства | Беседа | 1 | - | воспитатель | ||||
4 | «Русский обычай новоселье» | Беседа с элементами игры | 1 | - | воспитатель | ||||
5 | «Русский обычай свадьба» | Рассказ - беседа | 1 | - | воспитатель | ||||
6 | Домашние обереги «Веничек», «Домовенок» | Мастер - класс | - | 1 | руководитель кружка «Мир фантазии» Абанина С.Ю. | ||||
7 | Итоговое занятие «Славянские обычаи» | Игра - викторина | - | 1 | воспитатель | ||||
3 блок «Народный календарь» | |||||||||
1 | «Декабрь год кончает, зиму начинает, Рождество». | Экскурсия в воскресную школу | 1 | - | воспитатель | ||||
2 | Русские обряды «Святочные гадания» | Практикум -обрядовые действия | - | 1 | воспитатель музыкальный руководитель | ||||
3 | Праздники весеннего цикла «Масленица» | беседа | 1 | - | воспитатель | ||||
4 | «Праздник проводы зимы» | Практикум -народные гуляния | - | 1 | педагог организатор | ||||
5 | «Здравствуй, птица счастья» | Практикум | - | 1 | воспитатель | ||||
6 | «Пасха» | Беседа, Экскурсия в Храм Петра и Павла | 1 | 1 | воспитатель, Отец Александр | ||||
7 | Итоговое занятие « От зимних святок до зеленых» | Игровая программа | - | 1 | воспитатель | ||||
2 блок « Истоки русской старины» | |||||||||
1 | Быт, обычаи, традиции и нравы восточных славян | Экскурсия в краеведческий музей | - | 1 | экскурсовод | ||||
2 | «Языческие верования славян» | Беседа с элементами игры | 1 | 1 | воспитатель | ||||
3 | Домашние обереги «Куклы в народной традиции» | Рассказ-беседа, практикум | 1 | 1 | руководитель кружка «Умелые ручки» Булатова И. А. | ||||
4 | Народный костюм | Беседа, конкурс рисунков | 1 | 1 | воспитатель, педагог дополнительного образования по ИЗО Гонтарь Н. В. | ||||
5 | УНТ «Былины», «Сказки» | Экскурсия в ЦРБ | 1 | 1 | библиотекарь | ||||
6 | Итоговое занятие «Славянские обычаи и традиции» | Фольклорно-интеллектуальная игра | - | 1 | воспитатель | ||||
4 блок «Руки не для скуки…» | |||||||||
1 | Традиционные занятия русских женщин и мужчин. Художественные промыслы | Мастер - класс | 1 | 1 | встреча с мастерами | ||||
2 | “Русская красавица рукоделием славится”. Вышивание | Посиделки | 1 | 2 | воспитатель | ||||
3 | Народные промыслы нашего края (лозаплетения, бисероплетения) | Тематическая экскурсия | - | 2 | мастер лозаплетения | ||||
4 | Итоговое «Выставка по ручному творчеству» | Практикум | 1 | педагоги доп. образования, воспитанницы | |||||
Всего: | 34 | 15 | 19 |
Литература:
- Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы: Словарь-справочник. М.: Академия, 2000.
- Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ю. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. М.: Народное образование,2002.
- Волкова, Т. А. Вспомним нашу старину / Т. А. Волкова, С. Б. Маринина, Т. Н. Осипова // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 21-23.
- Дайн Г. Л. Детский народный календарь: приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие / Г. Л. Дайн. — М., 2001.
- Долгих Г.В. Классный час-праздник “Семейные традиции. Праздники”. М.: Классный руководитель, 2001, № 2, с.118-128.
- Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Метелягин А.С. Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры. Псков. 1995 – 68 с.
- Копшук О.Н.Праздники и обряды Изд.: Феникс, 2008.
- Ковалев В.М., Могильный Н.П. Русская кухня традиции и обычаи. -М., “Советская Россия”, 1990г.
- КупринаЛ.С, Бударина Т.А. и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.
- ЛунинГ.В. «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.
- Метелягин А. Воспитание на традициях русской культуры // Воспитание школьников. 1996 г., №5
- Панкеев, И. А. Русские праздники / И. А. Панкеев. – М.: Яуза, 1999.
- Проскурин А.А. Народный календарь. Праздники, приметы и обычаи от Руси до России. Ростов-на-Дону, 2002 г.
Наглядный дидактический материал из интернет источников
- Гадания
Иллюстрированный текст с активными зонами об одном из наиболее древних обрядов русского народа. Гадания чаще всего проходили на Рождество, Крещение и Васильев день.
- Ряженые
Иллюстрированный текст с активными зонами о веселом обычае переодеваться в смешные костюмы и ходить по домам во время святочной недели.
- Масленица
Иллюстрированный текст с активными зонами о народном празднике в често проводов зимы и встречи весны, последняя неделя перед Великим постом.
- Праздники
Слайд шоу. Народные праздники
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000006f9-1000-4ddd-1ac8-3e0047591c7d/?
- «Времена года». Февраль. «Масленица»
Эпиграф (из П. А.Вяземского). Масленица в художественной литературе и в других источниках, картины Сурикова и Б. Кустодиева. Камерный характер пьесы Чайковского в сравнении с другими известными воплощениями этого праздника в русской музыке. Музыкальная форма пьесы. Воспроизведение звучания гармоники и бубенцов. Суждение профессора К. Игумнова об образе - "медведя водят" - средней части пьесы.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f99cf14a-f285-2526-3b52-057b587c0b60/?
- Балаганы
Картина, пронизанная ощущением радости народного гулянья, написана Кустодиевым в то время, когда сам он был тяжело болен и прикован к инвалидному креслу. Как и в других своих работах этого периода, художник противопоставляет своей болезни атмосферу праздника.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ba40d1cb-ca22-4c82-8c55-05b0c5dcb8a0/?
5.Иванов день
Иллюстрированный текст с активными зонами о празднике рождества Иоанна Крестителя, который приходится на день летнего солнцестояния, самый длинный день в году.
6.Видеофрагмент «Язычный праздник»
Видеоматериал к теме "Русь изначальная". Закрепление изученного материала. Работа в классе. Анализ видеообраза.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bc7bb537-a45b-4c75-8d58-dbf6d42fa922/?interface=teacher
7.Поздравления на Масленицу
Народные пословицы, поговорки и поздравления на Масленицу, необходимые для создания звучащей картины "Масленица".
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e36a9ab2-be8e-4df9-857a-d4a4f7b5ec48/?interface=teacher
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Надпредметная программа по духовно-нравственному воспитанию
Преподавая обществознание в 6-7 классах, "Духовное краеведение Подмосковья" в 8 классах, искусство в 8-9 классах, решила выстроить единую концепцию....
Программа эксперимента «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через внедрение в образовательный процесс учебно - методического комплекта С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой «История России с древнейших времен до начала XVI в"
Одной из главных задач современной школы является создание условий для реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, приобщение к общечеловеч...
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности».
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
Рабочая программа по духовно-нравственному направлению "Азбука нравственности"
Данная программа «Азбука нравственности» представляет собой разработанный курс внеурочной деятельности для умственно отсталых обучающихся духовно-нравственного направления.Данная про...
Рабочая программа по духовно-нравственной культуре России для 9ых классов по учебнику Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»
Цели программы - сформировать у учащихся целостное представление о традиционных общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;- осветить наиболее важн...
Воспитательное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию «Давай мы с тобой помиримся…Разрешение конфликтов без насилия.»
Занятие по формирования безконфликтной среды в детском коллективе в условиях школы-интерната...
Воспитательная программа 5 - 9 класса "В поисках себя"
Программа основана на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.Перечень основных направлений программы:Гражданско-патриотическое - «Я и моя Ро...