Воспитательная программа по духовно-нравственному развитию "Шаг к себе"
рабочая программа (7, 8, 9 класс) на тему

Кочарина Надежда Викторовна

Программа разработана для детей в возрасте 14 – 17 лет. Состоит из 33 часов, расчитана на 1 учебный год, занятия проводятся 1 раз в неделю.

В данной программе отражено  содержание работы, определены примерные виды  деятельности.     Программа поможет избежать эпизодичности, стихийности и случайности в работе по духовно- нравственному воспитанию с воспитанницами 8 вида обучения. Программа реализует основные принципы современного воспитания, такие как: связь с жизнью, развитие и воспитание гражданственности,  способного сохранять и приумножать знания жизни в социуме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа»

                                         

                                         «Утверждаю»        

                                                               Директор Менщикова Т.Н.

                                                                           «____»_________________2016г.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГ К СЕБЕ»

Программа разработана для воспитанниц 14 – 17 лет

                                                                 

Срок обучения: 1 год

                                                                             

2016 год

Паспорт программы

Название программы

«Шаг к себе».

Авторы программы

Кочарина Н.В.

Учреждение, где реализуется программа

ФГБ СУВУ «Куртамышское спец. ПУ»

Тип программы

Воспитательная программа

Направленность программы

Духовно-нравственное воспитание

Вид программы

Модифицированная

Срок обучения

1 год

Возраст обучающихся

14-17 лет

Уровень освоения  предметной деятельности

Ознакомительный

Уровень реализации программы

Среднее (полное) общее образование

Цель программы

Педагогическое содействие духовно - нравственному воспитанию обучающихся  путём вовлечения их в творческий процесс и приобщение к ценностям русской культуры, традициям русского народа.

Задачи программы

  • Расширить  знания воспитанниц об историческом прошлом Родины.
  • Воспитывать у обучающихся интерес к истории России и желание возродить лучшие традиции своего народа.
  • Развивать коммуникативные  навыки у воспитанниц  через приобщение к историческому прошлому русского народа.
  • Развивать трудолюбие, творческое уважение к труду, чувство долга и ответственности.
  • Расширять кругозор воспитанниц по средствам посещение выставок,  

          музеев.

Планируемые результаты

Знать:

- основные понятия: доброта, совесть, долг, ответственность.

- традиции русских  праздников.

- основные народные промыслы.

Уметь:

- взаимодействовать в коллективе сверстников и взрослых.

- применять полученные знания на практике.

Пояснительная записка

       Воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена, но особенно сегодня, стала очевидной необходимость нравственного и духовного оздоровления русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости  понятий «долг», «честь», «совесть»,  «духовность», «патриотизм».  При первичной диагностике   воспитанниц 78% не до конца осознают заложенный смысл понятий честь, совесть, ответственность, 82% не умеют беречь свои вещи, 56% отрицательно относятся к общественно-полезному труду, 98% воспитанниц имеют состояние социально-педагогической запущенности. Следовательно, духовно-нравственное развитие воспитанниц находится на очень низком уровне. Это можно объяснить неблагоприятным социальным опытом. 76% девушек - подростков воспитывались в неблагополучных семьях. 100% семей воспитанниц имеет место то или иное нарушение семейного воспитания. 7% является носителями криминальной субкультуры.

В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся первостепенной задачей современной образовательной системы.

Именно поэтому так важно за время пребывания в училище дать представление о нравственных ценностях и привить им навыки нравственного поведения, не читая нотаций. Детям нужно дать основы о духовно - нравственных традициях России, социальном опыте, исторических представлениях наших предков, их хозяйственных знаниях, семейном укладе, праздниках и буднях русского народа. Академик Д. С. Лихачёв напоминает, что «обращение к культуре прошлого – это не измена своей культуре, а дополнение и обогащение её». Таким образом, из выше сказанного, мы увидели необходимость разработать программу  педагогической поддержки в духовно – нравственном  воспитании  для воспитанниц 8 вида обучения.

      В данной программе отражено  содержание работы, определены примерные виды  деятельности.     Программа поможет избежать эпизодичности, стихийности и случайности в работе по духовно- нравственному воспитанию с воспитанницами 8 вида обучения. Программа реализует основные принципы современного воспитания, такие как: связь с жизнью, развитие и воспитание гражданственности,  способного сохранять и приумножать знания жизни в социуме.

К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой  нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

     Программа рассчитана на один учебный год, занятия проводятся 1 раз в неделю, программа состоит из 33 часов.

     Программа рассчитана на детей в возрасте от 14 до 17 лет и войдет в систему ВРОУ.

   

Цель программы:

          Педагогическое содействие духовно - нравственному воспитанию обучающихся  путём вовлечения их в творческий процесс и приобщение к ценностям русской культуры, традициям русского народа.

Задачи:

  1. Расширить  знания воспитанниц об историческом прошлом Родины.
  2. Воспитывать у обучающихся интерес к истории России и желание возродить лучшие традиции своего народа.
  3. Развивать коммуникативные  навыки у воспитанниц  через приобщение к историческому прошлому русского народа.
  4. Развивать трудолюбие, творческое уважение к труду, чувство долга и ответственности.
  5. Расширять кругозор воспитанниц по средствам посещение выставок,  

музеев.

Предполагаемый результат:

Знать:

  • основные понятия: доброта, совесть, долг, ответственность.
  • традиции  русских  праздников.
  • основные народные промыслы.

Уметь:

  • взаимодействовать в коллективе сверстников и взрослых.
  • применять полученные знания на практике.

Критерии духовно - нравственной воспитанности

Критерии

Показатели проявления разных уровней воспитания

Инструменты

4 - высокий

3 - средний

2 - низкий

Уровень проявления патриотических качеств

1.Осознанно интересуется историей и культурой малой Родины, гордится ею.

1.Интересуется историей и культурой малой Родины.

1.Мало интересуется историей и культурой малой Родины.

Наблюдения

Беседа

Диагностика

Уровень проявления толерантности

 1.Всегда проявляет уважение и терпимость по отношению к другим людям.

2.Проявляет сочувствие, милосердие к другим людям.

1. Не всегда проявляет уважение и терпимость по отношению к другим людям.

2. Не всегда проявляет сочувствие, милосердие к другим людям.

1.Часто не проявляет уважения и толерантности по отношению к другим людям.

2. Часто не проявляет сочувствие, милосердие к другим людям.

Наблюдение

Игра

Диагностика

Беседа

Уровень проявления трудовых навыков

1.Воспитанница имеет полное представление о понятии «труд», профессиях людей.

2.Проявляет уважение к труду, результатам труда.

3. Применяет полученные знания на практике.

1. Воспитанница имеет частичное  представление о понятии «труд», профессиях людей.

2. Не всегда проявляет  уважение к труду, результатам труда.

3. Не всегда применяет полученные знания на практике.

1. Не имеет представление о понятии труд, профессии людей.

2. Не проявляет уважение к труду.

3. Не умеет и не желает трудиться.

Наблюдения и качественный анализ

Содержание

Содержание программы реализуется, прежде всего, через организованную форму обучения – занятия. Расширение кругозора воспитанниц проходит в процессе познавательно-исследовательской деятельности (исторические представления). Взаимодействие с воспитанницами предполагает форму сотрудничества и партнёрства.

При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для воспитанниц: учебной и практической.

Начало занятия включает, как правило, знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятий: изготовление оберегов, обрядовые действия.

1 блок “Уголок России – отчий дом”

“Введение” дает основное толкование понятий “традиция”, “обычай”. Знакомит с традициями русской семьи. А так же истоки народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого  лад между домочадцами.

Знакомит воспитанниц с традициями русской кухни, застолья, встречи гостей. Происхождение русских имен и фамилий.

      Раскрывает нравственные ценности русского народа:  уважительное отношение к старшим и забота о стариках, помощь и взаимопомощь,  милосердие, трудолюбие и  другие нравственные ценности, какими обладает русский человек.

2 блок “Истоки русской старины”                                                         

Знакомит воспитанниц с обычаями, верой в многобожия (язычество) связанным с огнем, водой и др. Познакомит с многообразием форм декоративно прикладного творчества, с особенностями  русского народного костюма.

3 блок “Народный календарь” 

Представляет особенности, значения и виды календарных праздников годового круга. Обычаи и традиции празднования.

4 блок “Руки не для скуки” 

Дает краткие сведения о ремеслах и посвящен миру детских увлечений, реальному приобщению воспитанниц к занятиям в дополнительных кружках училища.

По окончании курса воспитанницы  принимают участие в выставке  ручного творчества.

Тематическое планирование

п/п

Блоки

Общее

кол-во

часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1

Уголок России отчий дом

7

5

2

2

Народный календарь

8

3

5

3

Истоки русской старины

10

4

6

4

Руки не для скуки

7

2

6

ВСЕГО:

33

14

19

Реализация программы

1 блок «Уголок России отчий дом»

Название мероприятия

форма

Количество часов

Ответственный

Теория      

практика

1

    Введение

Беседа с презентацией

1

-

воспитатель

2

«Нашему роду нет переводу»

Рассказ - беседа

1

-

библиотекарь

3

«Традиции русского гостеприимства

Беседа

1

-

воспитатель

4

«Русский обычай новоселье»

Беседа с элементами игры

1

-

воспитатель

5

«Русский обычай свадьба»

Рассказ - беседа

1

-

воспитатель

6

Домашние обереги «Веничек»,            «Домовенок»

Мастер - класс

-

1

руководитель кружка «Мир фантазии» Абанина С.Ю.

7

Итоговое занятие  «Славянские обычаи»

Игра - викторина

-

1

воспитатель

3 блок «Народный календарь»

1

«Декабрь год кончает, зиму начинает, Рождество».

Экскурсия в воскресную школу

1

-

воспитатель

2

Русские обряды «Святочные гадания»

Практикум -обрядовые действия

-

1

     воспитатель

музыкальный руководитель

3

Праздники весеннего цикла «Масленица»

беседа

1

-

воспитатель

4

«Праздник проводы зимы»

Практикум -народные гуляния

-

1

педагог организатор

5

«Здравствуй, птица счастья»

Практикум

-

1

воспитатель

6

 «Пасха»

Беседа,

Экскурсия в Храм Петра и Павла

1

1

воспитатель,

Отец Александр

7

 Итоговое занятие « От зимних святок до зеленых»

Игровая программа

-

1

воспитатель

                         

2 блок « Истоки русской старины»

1

Быт, обычаи, традиции и нравы восточных славян

Экскурсия в краеведческий музей

-

1

экскурсовод

2

«Языческие верования славян»

Беседа с элементами игры

1

1

воспитатель

3

Домашние обереги «Куклы в народной традиции»

Рассказ-беседа,

практикум

1

1

руководитель кружка «Умелые ручки»       Булатова И. А.

4

Народный костюм

Беседа, конкурс рисунков

1

1

воспитатель, педагог дополнительного образования по ИЗО Гонтарь Н. В.

5

УНТ «Былины», «Сказки»

Экскурсия в ЦРБ

1

1

библиотекарь

6

Итоговое занятие «Славянские обычаи и традиции»

Фольклорно-интеллектуальная игра

-

1

воспитатель

                                           

4 блок «Руки не для скуки…»

1

Традиционные занятия русских женщин и мужчин. Художественные промыслы

Мастер - класс

1

1

встреча с мастерами

2

“Русская красавица рукоделием славится”. Вышивание

Посиделки

1

2

воспитатель

3

Народные промыслы нашего края (лозаплетения, бисероплетения)

Тематическая экскурсия

-

2

мастер лозаплетения

4

Итоговое   «Выставка  по ручному творчеству»

Практикум

1

педагоги  доп. образования, воспитанницы

Всего:

34

15

19

Литература:

  1. Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы: Словарь-справочник. М.: Академия, 2000.
  2. Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ю. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. М.: Народное образование,2002.
  3. Волкова, Т. А. Вспомним нашу старину / Т. А. Волкова, С. Б. Маринина, Т. Н. Осипова // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 21-23.
  4. Дайн Г. Л. Детский народный календарь: приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие / Г. Л. Дайн. — М., 2001.
  5. Долгих Г.В. Классный час-праздник “Семейные традиции. Праздники”. М.: Классный руководитель, 2001, № 2, с.118-128.
  6. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  7. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Метелягин А.С. Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры. Псков. 1995 – 68 с.
  8. Копшук О.Н.Праздники и обряды Изд.: Феникс, 2008.
  9. Ковалев В.М., Могильный Н.П. Русская кухня традиции и обычаи. -М., “Советская Россия”, 1990г.
  10. КупринаЛ.С, Бударина Т.А. и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.
  11. ЛунинГ.В. «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.
  12. Метелягин А. Воспитание на традициях русской культуры // Воспитание школьников. 1996 г., №5
  13. Панкеев, И. А. Русские праздники / И. А. Панкеев. – М.: Яуза, 1999.
  14. Проскурин А.А. Народный календарь. Праздники, приметы и обычаи от Руси до России. Ростов-на-Дону, 2002 г.

Наглядный дидактический материал из интернет источников

  1. Гадания

Иллюстрированный текст с активными зонами об одном из наиболее древних обрядов русского народа. Гадания чаще всего проходили на Рождество, Крещение и Васильев день.

 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1a9972fa-e9d6-4f1f-87b4-4bf03083ea2b/?from=9a5ddaef-6626-4f55-a0bd-92a4b57de801&interface=themcol

  1. Ряженые

Иллюстрированный текст с активными зонами о веселом обычае переодеваться в смешные костюмы и ходить по домам во время святочной недели.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b86375a4-4157-4364-b659-f5e8dd82c6f8/?from=9a5ddaef-6626-4f55-a0bd-92a4b57de801&interface=themcol

  1. Масленица

Иллюстрированный текст с активными зонами о народном празднике в често проводов зимы и встречи весны, последняя неделя перед Великим постом.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/dc449497-cac7-4e26-9f3e-f941889a12bf/?from=9a5ddaef-6626-4f55-a0bd-92a4b57de801&interface=themcol

  1. Праздники

Слайд шоу. Народные праздники

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000006f9-1000-4ddd-1ac8-3e0047591c7d/?

  1. «Времена года». Февраль. «Масленица»

Эпиграф (из П. А.Вяземского). Масленица в художественной литературе и в других источниках, картины Сурикова и Б. Кустодиева. Камерный характер пьесы Чайковского в сравнении с другими известными воплощениями этого праздника в русской музыке. Музыкальная форма пьесы. Воспроизведение звучания гармоники и бубенцов. Суждение профессора К. Игумнова об образе - "медведя водят" - средней части пьесы.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f99cf14a-f285-2526-3b52-057b587c0b60/?

  1. Балаганы

Картина, пронизанная ощущением радости народного гулянья, написана Кустодиевым в то время, когда сам он был тяжело болен и прикован к инвалидному креслу. Как и в других своих работах этого периода, художник противопоставляет своей болезни атмосферу праздника.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ba40d1cb-ca22-4c82-8c55-05b0c5dcb8a0/?

5.Иванов день

Иллюстрированный текст с активными зонами о празднике рождества Иоанна Крестителя, который приходится на день летнего солнцестояния, самый длинный день в году.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e0143647-8538-42fa-a561-11f7dd7a89ae/?from=9a5ddaef-6626-4f55-a0bd-92a4b57de801&interface=themcol

6.Видеофрагмент «Язычный праздник»

Видеоматериал к теме "Русь изначальная". Закрепление изученного материала. Работа в классе. Анализ видеообраза.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bc7bb537-a45b-4c75-8d58-dbf6d42fa922/?interface=teacher

7.Поздравления на Масленицу

Народные пословицы, поговорки и поздравления на Масленицу, необходимые для создания звучащей картины "Масленица".

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e36a9ab2-be8e-4df9-857a-d4a4f7b5ec48/?interface=teacher


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Надпредметная программа по духовно-нравственному воспитанию

Преподавая обществознание в 6-7 классах, "Духовное краеведение Подмосковья" в 8 классах, искусство в 8-9 классах, решила выстроить единую концепцию....

Программа эксперимента «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через внедрение в образовательный процесс учебно - методического комплекта С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой «История России с древнейших времен до начала XVI в"

Одной из главных задач современной школы является создание условий для реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, приобщение  к общечеловеч...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности».

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Рабочая программа по духовно-нравственному направлению "Азбука нравственности"

Данная  программа «Азбука нравственности» представляет собой разработанный курс внеурочной деятельности для умственно отсталых обучающихся духовно-нравственного направления.Данная про...

Рабочая программа по духовно-нравственной культуре России для 9ых классов по учебнику Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»

Цели программы - сформировать у учащихся целостное представление о традиционных  общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;- осветить наиболее важн...

Воспитательное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию «Давай мы с тобой помиримся…Разрешение конфликтов без насилия.»

Занятие по формирования безконфликтной среды в детском коллективе в условиях школы-интерната...

Воспитательная программа 5 - 9 класса "В поисках себя"

Программа основана на концепции духовно-нравственного развития и  воспитания личности гражданина России.Перечень основных направлений программы:Гражданско-патриотическое  - «Я и моя Ро...