Программа эксперимента «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через внедрение в образовательный процесс учебно - методического комплекта С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой «История России с древнейших времен до начала XVI в"
учебно-методический материал (история, 6 класс) по теме
Одной из главных задач современной школы является создание условий для реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, приобщение к общечеловеческим, семейным ценностям, формирование идентичности гражданина России, воспитание любви к Родине и уважение к культурно-историческому наследию нашего народа.
Курс «История России с древнейших времен до начала XVI века» С.В. Перевезенцева и Т.В Перевезенцевой, предназначен для учащихся 6 классов общеобразовательных учебных заведений.
Предлагаемый курс, способствует воспитанию гражданственности и патриотизма, становлению и развитию высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комитет образования администрации Марксовского муниципального района
Программа
эксперимента
«Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через внедрение в образовательный процесс
учебно - методического комплекта
С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой
«История России с древнейших времен до начала XVI века»
6 класс
Руководитель эксперимента -
учитель истории обществознания
МОУ-ООШ с. Бородаевка
Кочеткова Г.Е.
Исполнители –
учителя истории и обществознания:
Аметов В.А.- МОУ-СОШ «Лицей»,
Сучкова Л.А.-
МОУ-СОШ №3,
Милосердова Т.И.
МОУ-СОШ с. Подлесное,
Серенькая И.Н.
МОУ-СОШ
С. Баскатовка
2011
Пояснительная записка
Одной из главных задач современной школы является создание условий для реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, приобщение к общечеловеческим, семейным ценностям, формирование идентичности гражданина России, воспитание любви к Родине и уважение к культурно-историческому наследию нашего народа.
Курс «История России с древнейших времен до начала XVI века» С.В. Перевезенцева и Т.В Перевезенцевой, предназначен для учащихся 6 классов общеобразовательных учебных заведений.
Предлагаемый курс, способствует воспитанию гражданственности и патриотизма, становлению и развитию высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В области формирования личностной культуры:
- укрепление нравственности, основанной на духовных отечественных традициях,
- формирование основ нравственного самосознания личности;
- формирование основ морали;
- принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
В области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
- воспитание ценностного отношения к национальной культуре;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Основными задачами курса являются:
- освоение учащимися комплекса систематизированных знаний по истории России;
- развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается конкретно исторический подход к событиям и явлениям прошлого, а также умение выражать собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;
- овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами источников.
При изучении курса истории России в 6 классе предусматривается актуализация уже имеющихся знаний.
В основу программы С.В. Перевезенцева «История России с древнейших времен до начала XVI века» положены следующие принципы:
- история России развивалась под воздействием нескольких факторов: природно-географического, политического, социального, этнополитического, духовного;
- духовный фактор является ведущим;
- важнейшими условиями изучения истории для учащихся этого возраста является образность и эмоциональность;
- необходимость работы учащихся с историческими документами, как важным источником знаний;
- формирование у учащихся навыков критического анализа источников.
Особенности программы и учебников 6 класса:
1. Хронологических рамки учебников охватывают историю России с древнейших времен до начала XVI века.
- Достаточно большое учебное время отведено на изучение формирования основ русской государственности. Это позволяет изучить особенности российской цивилизации, которые формировались именно в изучаемый период и во многом определили историческую самобытность России.
- Значительное место в программе и учебнике посвящено вопросам духовной православной культуры и православного религиозного мировоззрения, так как реалии времени ставят нас перед необходимостью изучать гражданскую и церковную истории России, как единый взаимосвязанный процесс.
- Авторы исходят из того, что религиозный фактор является одним из важнейших в отечественной истории и способствует духовно-нравственному развитию и воспитанию личности гражданина России, что является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.[1]
- Значение духовного фактора в русской истории раскрывается:
а) через идею подвижничества (агиографии);
б) рассказы о роли русской православной церкви в жизни России;
в) подчеркивается ведущая роль православного мировоззрения в различные периоды истории России;
Важным содержательным направлением курса является раскрытие роли выдающихся деятелей России, особенно тех, чья жизнь была духовным подвижничеством.
Программа курса и учебники - рассчитаны на 35 часов в 6 классе.
Методические разработки содержат подробное описание уроков.
Внедрение в образовательный процесс данного УМК будет способствовать духовно – нравственному воспитанию и формированию гражданского самосознания учащихся.
Объект эксперимента:
Объектом эксперимента являются учащиеся 6 класса и их родители.
Цель эксперимента:
Целью эксперимента является создание условий для использования материалов и идей изложенных в УМК С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой для духовно – нравственного развития и воспитания личности обучающегося в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Задачи эксперимента:
- Способствовать формированию духовно-нравственной личности.
- В ходе внедрения учебника продолжать знакомство учащихся с ролью православия и русской православной церкви в развитии и становлении русской цивилизации, формировании духовных и культурных традиций и мировозрения нашего народа.
- Выявлять степень толерантности учащихся и их родителей.
- Выяснить: будут ли дети других национальностей и люди более старшего возраста адекватно воспринимать русскую историю, основанную на православной культуре.
Гипотеза эксперимента:
Гипотезой эксперимента является проверка утверждений авторов того, что данный учебник соответствует концепции духовно-нравственного развития личности, а также, утверждения, что материал учебника и методика предложенная авторами способствует совершенствованию внутреннего мира учащихся, углублению их знаний истории России, особенно культуры российского народа.
Диагностическим инструментарием будут:
- анкетирование;
- тестирование;
- беседы с учителями (интервью);
- анализ документации;
- наблюдение за организацией образовательного процесса на уроках истории
- высказывания родителей об учебнике и уроках.
Критериями оценки ожидаемых результатов будут:
- видимые изменения в поведении учащихся;
- эффективность применение в образовательном процессе (повышение качества знаний учащихся);
- эффективность совместной работы педагогов и методистов СарИПКиПРО ;
- эффективность научно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов по предмету;
- результаты ГИА, результаты школьных, муниципальных, региональных, всероссийских конкурсов, олимпиад, методических конференций педагогов;
К основным этапам эксперимента следует отнести:
- изучение программы курса, учебника и УМК к нему;
- работа с УМК в 2011-2012, 2012-2013 гг.
- Время эксперимента:
2011-2013 учебные годы.
Тип эксперимента – поисковый, исследовательский.
План реализации эксперимента
Актуальность темы | Проблема выбора современного школьного учебника, тем более учебника по истории России, в настоящее время является одной из самых актуальных в практической деятельности учителя. Курс С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой является принципиально новым по теоретической основе, методологическим подходам и особенностям содержания. В отличие от других современных учебников по истории, используемых в школе, в данном курсе уделено значительное внимание изучению истории становления и развития русского государства и той роли, которую играло в этом процессе православие, влиянию, которое русская православная церковь оказала на развитие национального сознания русского и российского народа, воспитание его духовности и нравственности. Особенностью данного курса является и то, что он показывает современным школьникам, что существование любого народа на земле основано на приоритете духовно–нравственных и культурных ценностей, которые являются фактором, определяющем будущее любой цивилизации. В декабре 2003, обращаясь к российским гражданам, В.В.Путин подчеркнул, что «…хотя мы и являемся частью мировой цивилизации, но приоритетным для нас сейчас становится сохранение и развитие нашей культурной и национальной идентификации». Учебник С.В. Перевезенцева успешно справляется с поставленной задачей. Министр образования и науки А.А. Фурсенко в своем докладе на XIII Международных Рождественских образовательных чтениях заявил: «На протяжении многих веков в истории нашей страны духовная культура была неотъемлемой частью широкомасштабной деятельности Русской православной Церкви». Сейчас, как никогда, необходим возврат к идеалам добра и справедливости, являющимися краеугольным камнем фундамента христианского учения и приобщение подрастающего поколения к нравственному опыту народа. Наше историческое будущее зависит от того, сумеем ли мы восстановить историческую преемственность русской жизни, осознать себя продолжателями великого русского дела, хранителями и защитниками духовных сокровищ тысячелетней российской истории или окончательно произойдет угасание самосознания одного из величайших народов, а с угасанием самосознания распадется государство и исчезнет народ. Судьба нашей страны, определение ее исторических путей, находиться в руках граждан и поэтому, как сказал в одном из своих выступлений патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Равнодушие к духовно–нравственному состоянию общества поистине преступно» Учебник С.В. Перевезенцева в равнодушие никак упрекнуть нельзя! Он увлекательно, в доступной форме знакомит школьников с духовными и культурными историческими традициями нашей страны. |
Идея эксперимента | Создание условий для духовно – нравственного развития и воспитания личности обучающегося в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. |
Замысел эксперимента | Повышение качества образовательного и воспитательного процессов через духовно – нравственное развитие и воспитания личности обучающегося |
Объект эксперимента | Учащиеся 6-9 классов и их родители |
Предмет исследования | Организация духовно – нравственного развития и воспитания личности обучающегося и возможности повышения качества образования через внедрение в образовательный процесс учебно-методического комплекта С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой «История России с древнейших времен до начала XVI века». |
Цель эксперимента | Создание условий для использования материалов и идей изложенных в УМК С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой для духовно – нравственного развития и воспитания личности обучающегося в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. |
Задачи эксперимента |
|
Гипотеза эксперимента | Проверка утверждения авторов, что УМК по истории России соответствует концепции духовно-нравственного развития личности, а также, утверждения, что материалы учебников и методика предложенная авторами способствует совершенствованию внутреннего мира учащихся, углублению их знаний истории России, особенно культуры российского народа. |
Диагностический инструментарий |
|
Критерии оценки ожидаемых результатов |
|
Сроки эксперимента | 01.09 2011– 01.09.2013 гг. |
Этапы эксперимента | 2011-2012 учебный год 6 класс 2012-2013 учебный год 6 класс И планируется дальнейшее поведение эксперимента в 7-9 классах |
Прогноз возможных негативных последствий | В ходе эксперимента могут возникнуть определенные сложности:
|
Способы коррекции негативных последствий | Для преодоления негативных последствий возникающих в ходе эксперимента необходимо использовать современные формы и методы организации работы; Своевременно вносить корректировку программ; Вносить изменения, |
Состав участников эксперимента | 1. Аметов В.А.- учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОУ-СОШ «Лицей»; 2. Кочеткова Г.Е.- учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОУ-ООШ с. Бородаевка; 3. Милосердова Т.И. учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОУ-СОШ с. Подлесное; 4. Серенькая И.Н. учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОУ-СОШ с. Баскатовка; 5. Сучкова Л.А.- учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории; Старший методист кафедры СарИПКиПРО учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Аристархова Е.В.; Издательство «Русское слово» издающее и пропагандирующее УМК С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой. |
Функциональные обязанности | Руководитель эксперимента
Учителя
|
База эксперимента | Организация деятельности педагогов по внедрению в образовательный процесс учебно-методического комплекта С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой «История России с древнейших времен до начала XVI века ». |
Масштаб эксперимента | Эксперимент по длительности является длительным – 2 года (он начнет осуществляться в 2011-2012 учебном году и закончиться в 2012-2013 учебном году), по объему изучаемых параметров и по числу участников широкомасштабный. В дальнейшем планируется продолжение эксперимента в 7-9 классах общеобразовательных школ. |
Статус эксперимента | Муниципальный (В рамках федерального и регионального эксперимента по внедрению УМК С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой) |
Формы представления результата эксперимента для массовой практики |
|
Материально – техническая база эксперимента |
|
Кадровые ресурсы | 1. Аметов В.А.- учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОУ-СОШ «Лицей»; 2. Кочеткова Г.Е.- учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОУ-ООШ с. Бородаевка; 3. Милосердова Т.И. учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОУ-СОШ с. Подлесное; 4. Серенькая И.Н. учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОУ-СОШ с. Баскатовка; 5. Сучкова Л.А.- учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории. |
Научно- методическое обеспечение эксперимента |
|
Используемая литература | 1. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М, Просвещение, 2010г. 2. История России. 6 класс. Программа для общеобразовательных учреждений. Т.В. Перевезенцева М. «Русское слово» 3. История России. Учебник 6 класс. Под редакцией С.В. Перевезенцева, Т.В. Перевезенцевой. М. «Русское слово» 4. История России. Книга для учителя. 6 класс. Под редакцией Т.В. Перевезенцевой. М. «Русское слово» 5. История России. Методическое пособие. 6 класс. М. «Русское слово» 6. История России. Комплект карт. М. «Русское слово» 7. История России. 6 класс. Электронное приложение. М. «Русское слово» |
Этап эксперимента | Содержание работы | Сроки | Исполнители | Оформление результатов эксперимента |
I этап | 1.Изучение программы курса истории России с древнейших времен до начала 16 в. 2. Изучение структуры и приложение к учебнику. 3. Изучение методических разработок к учебнику. 4. Знакомство детей и родителей с учебником «Истории России с древнейших времен до начала 16 века» Авт. Перевезенцев С.В. | 2011 -2012 г. | Аметов В.А. Кочеткова Г.Е. Милосердлва Т.И. Серенькая И.Н. Сучкова Л.А. | Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла школы, МО района, анализ учебника для кафедры гуманитарного цикла Сар И ПК ПРО |
II этап | 1. Диагностика работ учащихся 6 класса по программе учебника. 2. Анализ качества знаний учащихся 6 класса по курсу «Истории России». 3. Анализ мнений родителей и детей об учебнике. 4. Выступление на педсоветах, ШМО, ШМНО. 5. Обобщение работы с программой учебником и УМК. | 2012-2013 г | Аметов В.А. Кочеткова Г.Е. Милосердлва Т.И. Серенькая И.Н. Сучкова Л.А. | Анализ диагностических работ, выступление на педсоветах ШМО, учителей гуманитарного цикла школы, МО района, анализ учебника для кафедры гуманитарного цикла Сар и ПК ПРО, отчет методисту СарИПКиПРО Аристархову Е.В. |
[1] А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.. М, Просвещение, 2010г..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование духовно - нравственной культуры и эстетическое воспитание личности в условиях работы образовательно-культурного центра»
В презентации рассказывается о том, как в процессе классного руководства я, как классный руководитель формирую у учащихся духовно - нравственную культуру и эстетическое воспитание личности в условиях ...
Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.
Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через внедрение в обравовательный процесс УМК С.В.Перевезенцева по истории России.
В презентации раскрываются возможности использования УМК С.В.Перевезенцева по истории России для духовно-нравственного развития и воспитания школьника....
Духовно-нравственные основы развития и воспитания личности подростка
материал для учителя...
Модернизация системы воспитательной деятельности образовательных организаций в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Будущее России, наши успехи зависят от образования. Путь развития к 2020 году определён – это инновации. ...
Программа по духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию "Патриоты"
Программа по духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию "Патриоты"...
Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...