Рабочая программа по духовно-нравственному направлению "Азбука нравственности"
рабочая программа

Данная  программа «Азбука нравственности» представляет собой разработанный курс внеурочной деятельности для умственно отсталых обучающихся духовно-нравственного направления.

Данная программа реализуется непосредственно в образовательной организации. Основное преимущество реализации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации заключается в том, что в ней созданы все условия для полноценного пребывания обучающихся с умственной отсталостью в течение дня, содержательном единстве учебного, воспитательного и коррекционно-развивающего процессов.

Цель программы

 Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения  обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных  качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, нравственное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_prog_vneurochazbuka_nravstvennosti_egorova_e.yu_.docx40.73 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый  ребёнок» г. Смоленска»

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № 117/1

от «31» августа 2018 г.

Директор Центра:

___________ С.А. Дюг

СОГЛАСОВАНО:

Педагог-организатор

_____________

         Л.В. Рыбакова

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

Протокол № 1

от «30» августа 2018 г.

РАССМОТРЕНО:

на МО классных руководителей

Протокол №  1

от «28 » августа 2018 г.

руководитель МО:

_______  Л.В.Рыбакова

Рабочая программа

 внеурочной деятельности

по духовно-нравственному  направлению

на 2018 – 2019 учебный год:

«Азбука нравственности»

реализуется 3 классах,

срок реализации 1 год

Программу составила учитель                        

                                                             Егорова Екатерина Юрьевна

Смоленск 2018г

Пояснительная записка

Данная  программа «Азбука нравственности» представляет собой разработанный курс внеурочной деятельности для умственно отсталых обучающихся духовно-нравственного направления.

Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы курса внеурочной деятельности для умственно отсталых обучающихся «Азбука нравственности» (духовно-нравственного направления)  составляют:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599).
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями) (Проект от  03.04.2015 г.).

Данная программа реализуется непосредственно в образовательной организации. Основное преимущество реализации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации заключается в том, что в ней созданы все условия для полноценного пребывания обучающихся с умственной отсталостью в течение дня, содержательном единстве учебного, воспитательного и коррекционно-развивающего процессов.

На сегодняшний день проблема нравственного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.

Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так. В результате теряется естественность в поведении. Человеку кажется, что все взоры устремлены именно на него. Потерявший уверенность, делает одну ошибку за другой, невпопад отвечает на вопросы, замыкается в себе.

Множество мелких ошибок свидетельствуют о дурном воспитании, неумении вести себя в обществе со всеми вытекающими отсюда последствиями. Решить эту проблему можно – научив ребёнка правилам поведения в обществе. Чтобы подготовить ребёнка к взрослой жизни, научить нормам морали, понимать логику определённых правил и взаимоотношений, адекватному поведению в общении с различными людьми, привить знания и навыки, необходимые на протяжении всей жизни. 

Программа «Азбука нравственности» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 3классах.

Цель программы

 Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения  обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных  качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, нравственное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива.

Место программы внеурочной деятельности

в учебном плане

Программа разработана для учащихся 3 класса, рассчитана на 34 занятия в год. Периодичность проведения – 1 раз в неделю. Время занятия- 40 минут.

Базовые учебные действия

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Личностные  учебные действия включают следующие умения:

  1. осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;                                        
  2. способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать своё место в нем, принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли;  
  3. положительно относиться  к окружающей действительности, быть готовым к организации взаимодействия с ней и эстетическому  ее восприятию;
  4. воспринимать мир целостно, социально ориентированно в единстве его природной и социальной частей;                  
  5. самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договоренности;
  6. понимать и принимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;                                      
  7.  готовность  безопасно и бережно вести себя в природе и обществе.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Коммуникативные учебные   действия включают следующие умения:

  1. вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс,  учитель – класс);                          
  2. использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;                                  
  3. обращаться за помощью и принимать помощь;                        
  4. сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;  

 доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;                                      

  1. договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

  1. адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);                                              
  2. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;                              
  3. активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  4. соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
  5. принимать оценку деятельности.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.                                                                                                      

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:    

  1. выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  2. делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;          
  3. наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.                    
  4. работать с несложной по содержанию и структуре  информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленные на бумажных  и электронных носителях).

Ожидаемый результат

  • обогащение личного опыта общения детей;
  • овладение учащимися культурой общения в системе «учитель ↔ ученик», «ученик ↔ ученик», «взрослый ↔ ребенок».
  • значение этикета и навыков правильного общения;
  • культуру внешнего вида, правила гигиены;
  • правила жизни в обществе;
  • правила поведения в семейном кругу, отношения с близкими людьми;
  • культуру поведения в общественных местах;
  • особенности поведения в школе;
  • правильного питания
  • правила гостеприимства;
  • правила дарения и получения подарков

Обучающиеся должны уметь:

  • вести себя дома, на прогулке, в театре, в кино, в музее, в транспорте.
  • следить за своим внешним видом, за своим здоровьем, соблюдать гигиену;
  • правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми, разговаривать по телефону;
  • вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами;
  • общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации.

Содержание программы

34 часа (1 час в неделю)

Мы школьники (4 часа). Зачем взрослые придумали школу. Особенности школьной одежды, отношение к учителю. Слова приветствия и слова прощания. Культура общения в школе. Построение взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик». Ты и Вы. Правила поведения в школе в урочное и внеурочное время. 

Мои одноклассники (3 часов) Давайте познакомимся поближе. Учимся представляться. Мы – одноклассники, станем друзьями. Как научиться мириться. Волшебные слова – наши друзья и помощники. Ролевая игра «Если друг в беде». Правила взаимопомощи среди ребят.

Встречаем гостей (3 часов). Правила поведения за столом. Хорошие манеры. Правила гостеприимства. Правила поведения при торжественных событиях. Поздравление и пожелания. Правила расставания. Прощание с гостем. Ролевая игра  «Мы в гостях»

Не будем ссориться (2 часа). Не быть грубым, уступать друг другу. Слова с  выражением сочувствия, слова утешения. Культура спора. Решение ситуаций, уважение к окружающим.

Вежливая просьба (2 часа). Формы выражения просьбы, адресованной незнакомому или близкому человеку.  Ролевая игра «Вежливый слон».

Пора ложиться спать (1 час). Традиционные  пожелания перед сном

Дом и семья(3 часа).  Портрет семьи. У себя дома, что хочу, то и ворочу? Отношение к близким, людям старшего поколения, соседям.  Права и обязанности членов семьи. Помощь родителям.  

Уроки гигиены. (4 часа) Твой внешний вид. Умение владеть собой: жесты, мимика, походка, осанка. Правила ухода за кожей, глазами, зубами и т.д. Кое-что о правильном питании. Принципы здорового питания, понятие о полезной пище. Режим дня.

Поведение в общественных местах (6 часов). Общественный транспорт. Театр. Поликлиника. Магазин. Кафе, столовая. Парикмахерская. Правила проезда, приобретения билета в театр, поведения в театре и других общественных местах. Регистрация в  поликлинике, прием у врача. Общение с парикмахером во время посещения салона. Общение в кафе, столовой. Сюжетно – ролевая игра «Мы обедаем в столовой»

Как построить вежливый диалог (4 часа). Обращение к взрослому знакомому. Обращение к незнакомому человеку. Разговор с незнакомцем на улице. Разговор по телефону.  Инсценировка телефонного разговора по  книге С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Что такое телефонный разговор»).

Братья наши меньшие (2 часа). Домашние питомцы. Правила поведения с животными. Разговор о животных и с животными.

Итоговое занятие (1 час). Итоговое занятие «Пир во весь мир».

Календарно-тематическое планирование

 (34 часа)

Тема занятия

Содержание

Количество часов

Дата проведения

По плану

По факту

Мы школьники

Зачем взрослые придумали школу. Особенности школьной одежды, отношение к учителю. Слова приветствия и слова прощания

2

6.09

13.09

1.

Культура общения в школе. Построение взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик». Ты и Вы.

1

20.09

Правила поведения в школе в урочное и внеурочное время

1

27.09

2.

Мои одноклассники

Давайте познакомимся поближе. Учимся представляться. Мы – одноклассники, станем друзьями.

1

4.10

Как научиться мириться.

Волшебные слова – наши друзья и помощники. Правила взаимопомощи среди ребят

1

11.09

 Ролевая игра «Если друг в беде».

 

1

18.10

3.

Встречаем гостей

Правила поведения за столом. Хорошие манеры. Правила гостеприимства.

Правила расставания. Прощание с гостем

1

25.10

Правила поведения при торжественных событиях. Поздравление и пожелания

1

1.11

Ролевая игра  «Мы в гостях»

1

15.11

4.

Не будем сориться

Не быть грубым, уступать друг другу. Слова с  выражением сочувствия, слова утешения.

1

22.11

Культура спора. Решение ситуаций, уважение к окружающим.

1

29.11

5.

Вежливая просьба

Формы выражения просьбы, адресованной незнакомому или близкому человеку.

1

6.12

Ролевая игра «Вежливый слон».

1

13.12

6.

Пора ложиться спать

Традиционные  пожелания перед сном

1

20.12

7.

Дом и семья.

Портрет семьи. У себя дома, что хочу, то и ворочу?

1

27.12

Не забывай о своих близких и родных. Отношение к близким, людям старшего поколения, соседям.

1

17.01

Права и обязанности членов семьи. Помощь родителям.  

1

24.01

8.

Уроки гигиены.

Твой внешний вид. Умение владеть собой: жесты, мимика, походка, осанка.

1

31.01

«В гостях у Мойдодыра». Правила ухода за кожей, глазами, зубами и т.д.

1

07.02

 Кое-что о правильном питании. Принципы здорового питания, понятие о полезной пище.

1

14.02

Режим дня.

1

21.02

9.

Поведение в общественных местах.

Общественный транспорт. Правила проезда. Сюжетно – ролевые игры.

1

28.02

Поликлиника. Регистрация в  поликлинике, прием у врача. Ролевая игра.

1

07.03

Магазин.  Правила общения в магазине. Ролевая игра.

1

14.03

Театр.  Приобретение билета в театр, поведения в театре и других общественных местах.

1

21.03

Кафе. Столовая. Правила поведения

1

4.04

Сюжетно – ролевая игра «Мы обедаем в столовой»

1

14.04

10.

Как построить вежливый диалог

Обращение к взрослому знакомому. Обращение к незнакомому человеку. Разговор с незнакомцем на улице.

1

11.04

Разговор по телефону.  Инсценировка телефонного разговора по  книге С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Что такое телефонный разговор»).

2

18.04

25.04

11.

Братья наши меньшие.

Домашние питомцы. Правила поведения с животными. Разговор о животных и с животными.

1

16.05

Конкурс рисунков. Рассказ о своих домашних друзьях.

1

23.05

12.

Итоговое занятие.

Итоговое занятие «Пир во весь мир»

1

30.05

Список использованной литературы

  1. «Этикет. Умение жить и вести себя в обществе» сост. Николаева Е.С. Петров А.Г.
  2. «Вредные советы» Г. Остер
  3. «Школа вежливости» – 1 кл. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.
  4. Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях.– Ростов н./Д: Изд-во «Феникс», 1995.
  5. Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС» – ВИУГУЛ, 1996.
  6. «Я познаю мир. Этикет во все времена» сост. Яковлев А.А.
  7. «Тридцать уроков здоровья» Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.
  8. Богуславская, Н.Е.  Веселый этикет [Текст]:  /методическое пособие/  
  9. Н.Е.  Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: Арго,1997
  10.  Герасимова, В.А.   Классный час играючи   [Текст]:   /сборник  уроков выпуск №5/ В.А. Герасимова. – М.: Творческий центр, 2004.  
  11.  Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст]  /О.С.Богданова, В.И. Петрова. – М.: Просвещение, 1980.
  12.  Исрафилова, Г.Ю. Программа «Этикет» Обучение младших школьников правилам общения. (http://festival.1september.ru/)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа: Основы духовно-нравственной культуры народов России

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и совреме...

Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой  Н.Ф. Основы...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию.

Рабочая программа предназначена для учащихся 8 классов специальных (коррекционных) школ 8 вида. ...

Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс (ФГОС)

Программа к учебнику Н.Ф.Виноградовой, издательство "Вентана-Граф". Разработана в соответствии с ФГОС. Рассчитана на 18 часов...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию обучающихся

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию обучающихся...

Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России. Класс: 5.2015 г.

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой  Н.Ф. Основы...

Рабочая программа по духовно-нравственной культуре России для 9ых классов по учебнику Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»

Цели программы - сформировать у учащихся целостное представление о традиционных  общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;- осветить наиболее важн...