Рабочая программа по духовно-нравственному направлению "Азбука нравственности"
рабочая программа
Данная программа «Азбука нравственности» представляет собой разработанный курс внеурочной деятельности для умственно отсталых обучающихся духовно-нравственного направления.
Данная программа реализуется непосредственно в образовательной организации. Основное преимущество реализации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации заключается в том, что в ней созданы все условия для полноценного пребывания обучающихся с умственной отсталостью в течение дня, содержательном единстве учебного, воспитательного и коррекционно-развивающего процессов.
Цель программы
Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, нравственное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_prog_vneurochazbuka_nravstvennosti_egorova_e.yu_.docx | 40.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г. Смоленска»
УТВЕРЖДАЮ: Приказ № 117/1 от «31» августа 2018 г. Директор Центра: ___________ С.А. Дюг | СОГЛАСОВАНО: Педагог-организатор _____________ Л.В. Рыбакова | ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол № 1 от «30» августа 2018 г. | РАССМОТРЕНО: на МО классных руководителей Протокол № 1 от «28 » августа 2018 г. руководитель МО: _______ Л.В.Рыбакова |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
на 2018 – 2019 учебный год:
«Азбука нравственности»
реализуется 3 классах,
срок реализации 1 год
Программу составила учитель
Егорова Екатерина Юрьевна
Смоленск 2018г
Пояснительная записка
Данная программа «Азбука нравственности» представляет собой разработанный курс внеурочной деятельности для умственно отсталых обучающихся духовно-нравственного направления.
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы курса внеурочной деятельности для умственно отсталых обучающихся «Азбука нравственности» (духовно-нравственного направления) составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599).
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Проект от 03.04.2015 г.).
Данная программа реализуется непосредственно в образовательной организации. Основное преимущество реализации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации заключается в том, что в ней созданы все условия для полноценного пребывания обучающихся с умственной отсталостью в течение дня, содержательном единстве учебного, воспитательного и коррекционно-развивающего процессов.
На сегодняшний день проблема нравственного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.
Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так. В результате теряется естественность в поведении. Человеку кажется, что все взоры устремлены именно на него. Потерявший уверенность, делает одну ошибку за другой, невпопад отвечает на вопросы, замыкается в себе.
Множество мелких ошибок свидетельствуют о дурном воспитании, неумении вести себя в обществе со всеми вытекающими отсюда последствиями. Решить эту проблему можно – научив ребёнка правилам поведения в обществе. Чтобы подготовить ребёнка к взрослой жизни, научить нормам морали, понимать логику определённых правил и взаимоотношений, адекватному поведению в общении с различными людьми, привить знания и навыки, необходимые на протяжении всей жизни.
Программа «Азбука нравственности» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 3классах.
Цель программы
Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, нравственное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива.
Место программы внеурочной деятельности
в учебном плане
Программа разработана для учащихся 3 класса, рассчитана на 34 занятия в год. Периодичность проведения – 1 раз в неделю. Время занятия- 40 минут.
Базовые учебные действия
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Личностные учебные действия включают следующие умения:
- осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать своё место в нем, принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли;
- положительно относиться к окружающей действительности, быть готовым к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- воспринимать мир целостно, социально ориентированно в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договоренности;
- понимать и принимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность безопасно и бережно вести себя в природе и обществе.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель – класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
- принимать оценку деятельности.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленные на бумажных и электронных носителях).
Ожидаемый результат
- обогащение личного опыта общения детей;
- овладение учащимися культурой общения в системе «учитель ↔ ученик», «ученик ↔ ученик», «взрослый ↔ ребенок».
- значение этикета и навыков правильного общения;
- культуру внешнего вида, правила гигиены;
- правила жизни в обществе;
- правила поведения в семейном кругу, отношения с близкими людьми;
- культуру поведения в общественных местах;
- особенности поведения в школе;
- правильного питания
- правила гостеприимства;
- правила дарения и получения подарков
Обучающиеся должны уметь:
- вести себя дома, на прогулке, в театре, в кино, в музее, в транспорте.
- следить за своим внешним видом, за своим здоровьем, соблюдать гигиену;
- правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми, разговаривать по телефону;
- вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами;
- общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации.
Содержание программы
34 часа (1 час в неделю)
Мы школьники (4 часа). Зачем взрослые придумали школу. Особенности школьной одежды, отношение к учителю. Слова приветствия и слова прощания. Культура общения в школе. Построение взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик». Ты и Вы. Правила поведения в школе в урочное и внеурочное время.
Мои одноклассники (3 часов) Давайте познакомимся поближе. Учимся представляться. Мы – одноклассники, станем друзьями. Как научиться мириться. Волшебные слова – наши друзья и помощники. Ролевая игра «Если друг в беде». Правила взаимопомощи среди ребят.
Встречаем гостей (3 часов). Правила поведения за столом. Хорошие манеры. Правила гостеприимства. Правила поведения при торжественных событиях. Поздравление и пожелания. Правила расставания. Прощание с гостем. Ролевая игра «Мы в гостях»
Не будем ссориться (2 часа). Не быть грубым, уступать друг другу. Слова с выражением сочувствия, слова утешения. Культура спора. Решение ситуаций, уважение к окружающим.
Вежливая просьба (2 часа). Формы выражения просьбы, адресованной незнакомому или близкому человеку. Ролевая игра «Вежливый слон».
Пора ложиться спать (1 час). Традиционные пожелания перед сном
Дом и семья(3 часа). Портрет семьи. У себя дома, что хочу, то и ворочу? Отношение к близким, людям старшего поколения, соседям. Права и обязанности членов семьи. Помощь родителям.
Уроки гигиены. (4 часа) Твой внешний вид. Умение владеть собой: жесты, мимика, походка, осанка. Правила ухода за кожей, глазами, зубами и т.д. Кое-что о правильном питании. Принципы здорового питания, понятие о полезной пище. Режим дня.
Поведение в общественных местах (6 часов). Общественный транспорт. Театр. Поликлиника. Магазин. Кафе, столовая. Парикмахерская. Правила проезда, приобретения билета в театр, поведения в театре и других общественных местах. Регистрация в поликлинике, прием у врача. Общение с парикмахером во время посещения салона. Общение в кафе, столовой. Сюжетно – ролевая игра «Мы обедаем в столовой»
Как построить вежливый диалог (4 часа). Обращение к взрослому знакомому. Обращение к незнакомому человеку. Разговор с незнакомцем на улице. Разговор по телефону. Инсценировка телефонного разговора по книге С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Что такое телефонный разговор»).
Братья наши меньшие (2 часа). Домашние питомцы. Правила поведения с животными. Разговор о животных и с животными.
Итоговое занятие (1 час). Итоговое занятие «Пир во весь мир».
Календарно-тематическое планирование
(34 часа)
Тема занятия | Содержание | Количество часов | Дата проведения | ||
По плану | По факту | ||||
Мы школьники | Зачем взрослые придумали школу. Особенности школьной одежды, отношение к учителю. Слова приветствия и слова прощания | 2 | 6.09 13.09 | ||
1. | Культура общения в школе. Построение взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик». Ты и Вы. | 1 | 20.09 | ||
Правила поведения в школе в урочное и внеурочное время | 1 | 27.09 | |||
2. | Мои одноклассники | Давайте познакомимся поближе. Учимся представляться. Мы – одноклассники, станем друзьями. | 1 | 4.10 | |
Как научиться мириться. Волшебные слова – наши друзья и помощники. Правила взаимопомощи среди ребят | 1 | 11.09 | |||
Ролевая игра «Если друг в беде».
| 1 | 18.10 | |||
3. | Встречаем гостей | Правила поведения за столом. Хорошие манеры. Правила гостеприимства. Правила расставания. Прощание с гостем | 1 | 25.10 | |
Правила поведения при торжественных событиях. Поздравление и пожелания | 1 | 1.11 | |||
Ролевая игра «Мы в гостях» | 1 | 15.11 | |||
4. | Не будем сориться | Не быть грубым, уступать друг другу. Слова с выражением сочувствия, слова утешения. | 1 | 22.11 | |
Культура спора. Решение ситуаций, уважение к окружающим. | 1 | 29.11 | |||
5. | Вежливая просьба | Формы выражения просьбы, адресованной незнакомому или близкому человеку. | 1 | 6.12 | |
Ролевая игра «Вежливый слон». | 1 | 13.12 | |||
6. | Пора ложиться спать | Традиционные пожелания перед сном | 1 | 20.12 | |
7. | Дом и семья. | Портрет семьи. У себя дома, что хочу, то и ворочу? | 1 | 27.12 | |
Не забывай о своих близких и родных. Отношение к близким, людям старшего поколения, соседям. | 1 | 17.01 | |||
Права и обязанности членов семьи. Помощь родителям. | 1 | 24.01 | |||
8. | Уроки гигиены. | Твой внешний вид. Умение владеть собой: жесты, мимика, походка, осанка. | 1 | 31.01 | |
«В гостях у Мойдодыра». Правила ухода за кожей, глазами, зубами и т.д. | 1 | 07.02 | |||
Кое-что о правильном питании. Принципы здорового питания, понятие о полезной пище. | 1 | 14.02 | |||
Режим дня. | 1 | 21.02 | |||
9. | Поведение в общественных местах. | Общественный транспорт. Правила проезда. Сюжетно – ролевые игры. | 1 | 28.02 | |
Поликлиника. Регистрация в поликлинике, прием у врача. Ролевая игра. | 1 | 07.03 | |||
Магазин. Правила общения в магазине. Ролевая игра. | 1 | 14.03 | |||
Театр. Приобретение билета в театр, поведения в театре и других общественных местах. | 1 | 21.03 | |||
Кафе. Столовая. Правила поведения | 1 | 4.04 | |||
Сюжетно – ролевая игра «Мы обедаем в столовой» | 1 | 14.04 | |||
10. | Как построить вежливый диалог | Обращение к взрослому знакомому. Обращение к незнакомому человеку. Разговор с незнакомцем на улице. | 1 | 11.04 | |
Разговор по телефону. Инсценировка телефонного разговора по книге С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Что такое телефонный разговор»). | 2 | 18.04 25.04 | |||
11. | Братья наши меньшие. | Домашние питомцы. Правила поведения с животными. Разговор о животных и с животными. | 1 | 16.05 | |
Конкурс рисунков. Рассказ о своих домашних друзьях. | 1 | 23.05 | |||
12. | Итоговое занятие. | Итоговое занятие «Пир во весь мир» | 1 | 30.05 |
Список использованной литературы
- «Этикет. Умение жить и вести себя в обществе» сост. Николаева Е.С. Петров А.Г.
- «Вредные советы» Г. Остер
- «Школа вежливости» – 1 кл. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.
- Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях.– Ростов н./Д: Изд-во «Феникс», 1995.
- Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС» – ВИУГУЛ, 1996.
- «Я познаю мир. Этикет во все времена» сост. Яковлев А.А.
- «Тридцать уроков здоровья» Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.
- Богуславская, Н.Е. Веселый этикет [Текст]: /методическое пособие/
- Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: Арго,1997
- Герасимова, В.А. Классный час играючи [Текст]: /сборник уроков выпуск №5/ В.А. Герасимова. – М.: Творческий центр, 2004.
- Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст] /О.С.Богданова, В.И. Петрова. – М.: Просвещение, 1980.
- Исрафилова, Г.Ю. Программа «Этикет» Обучение младших школьников правилам общения. (http://festival.1september.ru/)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа: Основы духовно-нравственной культуры народов России
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и совреме...
Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Основы...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию.
Рабочая программа предназначена для учащихся 8 классов специальных (коррекционных) школ 8 вида. ...
Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс (ФГОС)
Программа к учебнику Н.Ф.Виноградовой, издательство "Вентана-Граф". Разработана в соответствии с ФГОС. Рассчитана на 18 часов...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию обучающихся
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию обучающихся...
Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России. Класс: 5.2015 г.
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Основы...
Рабочая программа по духовно-нравственной культуре России для 9ых классов по учебнику Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»
Цели программы - сформировать у учащихся целостное представление о традиционных общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;- осветить наиболее важн...