Рабочая программа по духовно-нравственной культуре России для 9ых классов по учебнику Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»
рабочая программа (9 класс)
Цели программы
- сформировать у учащихся целостное представление о традиционных общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;
- осветить наиболее важные духовно – нравственные ценности в свете развития личности и общества;
- охарактеризовать наиболее важные цели и смысловые концепции в духовной сфере, как необходимый компонент в самостоятельной ориентации по приобретению жизненно необходимых ориентиров;
- показать необходимость общечеловеческих идеалов в личностном духовно – нравственном пространстве;
- Уделить особое внимание воспитательным компонентам и самовоспитательным факторам личностной ориентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1_-_9a_9b_9v.docx | 27.27 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 30.88 КБ |
prilozhenie_2_-_9a.docx | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Невского района Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 345
Невского района Санкт-Петербурга
192174, Санкт- Петербург т./факс: (812) 362-44-43
Бульвар Красных Зорь, дом 6, корп.2 , литер А Email: school345@spb.edu.ru
ИНН /КПП 7811022880/ 781101001 ОКПО 53250174, ОКОГУ 23280, ОГРН 1037825012202 http:// school345spb.ru
Согласовано Утверждено
Зам.директора по УВР Директор ГБОУ школы № 345
____________(Чижкина Е.Н.) __________________ (А.И. Лазарев)
«30» августа 2019г. Приказ от «31» августа 2019г. №___
Согласовано Принято
на заседании М/О Решением Педагогического совета
учителей гуманитарного цикла Протокол от «31» августа 2019г. №1
Протокол от «29» августа 2019г. №1
Председатель М/О
___________ (Волкова Ж.В.)
Рабочая программа
по духовно-нравственной культуре
России
для 9а,9б,9в классов
Срок реализации: 2019-2020 учебный год
Составлена:
Михайловой Л.М.,
высшая категория
Санкт- Петербург
2019 год
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для обучающихся 9а,9б,9в классов ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга по курсу духовно-нравственная культура России в 2019-2020 учебном году.
1.1.Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
Цели программы
- сформировать у учащихся целостное представление о традиционных общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;
- осветить наиболее важные духовно – нравственные ценности в свете развития личности и общества;
- охарактеризовать наиболее важные цели и смысловые концепции в духовной сфере, как необходимый компонент в самостоятельной ориентации по приобретению жизненно необходимых ориентиров;
- показать необходимость общечеловеческих идеалов в личностном духовно – нравственном пространстве;
- Уделить особое внимание воспитательным компонентам и самовоспитательным факторам личностной ориентации.
Задачи программы:
1. Ознакомление с базовыми понятиями духовности и нравственности (понятия о добре и зле, правде и лжи), с основными понятиями нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность), с нравственными заповедями, принципами, идеалами; раскрытие связей религии и нравственности.
2. Формирование представлений о духовно-нравственной ценности личности, семьи, общества; привитие почтительного отношения к государственным символам России; формирование уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности, религии.
3. Усвоение нравственных норм и правил поведения через изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций, через изучение памятников отечественной истории и русской словесности, через изучение православной культуры России, имеющей особое значение в истории России, в становлении ее духовности и культуры.
4. Формирование нравственного поведения школьника через привитие навыков благотворительности, милосердия и сострадания, через примеры жертвенного служения людям героев отечественных войн и примеры помощи страждущим сестер милосердия; через повышение статуса социальной работы.
5. Раскрытие понятия «нравственное достоинство человека», раскрытие связи прав человека и нравственного достоинства человека; раскрытие взаимосвязи нравственного, гражданского и патриотического воспитания.
6. Выработка нравственных основ жизнеутверждающего мировоззрения и раскрытие опасности нравственного нигилизма, бездуховности, вседозволенности; понятие свободы как независимости от безнравственных поступков (в религиозном понимании – независимости от греха).
7. Содействие родителям, стремящимся воспитывать своих детей в соответствии с собственными религиозно-нравственными верованиями и убеждениями.
1.2. Нормативные правовые документы,
на основании которых разработана рабочая программа:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями)
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Программа развития ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга на период 2016-2020 годы
- Основная образовательная программа основного общего образования (новая редакция) ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга (в соответствии с требованиями ФГОС)
1.3.Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга (8 – 11 классы, новая редакция), Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и авторской программы « Духовно-нравственная культура России», авторы: Лазарев А.И., Чулкова Е, В., Яговдик В. В.. Согласованна профессором кафедры – «История педагогики» Санкт Петербургской А.П.П.О, доктором философских наук М.В. Захарченко, 18 февраля 2008 года. Курс 9 класса основывается на основополагающем компоненте Духовно- нравственная культура России (Духовно-нравственные ценности европейской цивилизации)
1.4.Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы:
Рабочая программа ориентирована на морально – нравственные нормы и духовные ценности Европейской цивилизации. Умения понимать и уважать общечеловеческие ценности, актуальность человеческого опыта для современного социума и его проблем, личностного становления при определении значимости смысла и целей в собственной жизни. Выявлять причинноследственные связи между духовно-нравственной сферой и деятельностью личности, общества, в социальном пространстве больших и малых, формальных и неформальных группах. Определять главные факторы развития общества и их неотъемлемую связь с уровнем духовности и нравственности.
1.5.Определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требованиями к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными образовательными стандартами:
Курс даёт возможность понять важность духовно - нравственной сферы в жизни общества и человека на примере общечеловеческих ценностей Европейской цивилизации, литературных примеров, личностей, философии и мировоззрения. Задуматься над собственными целями и смыслом жизни и их важностью в личностном становлении, духовном и нравственном развитии. Бережного отношения к наследию прошлого, понимание и уважение исторически - культурного пространства народов Европейской цивилизации и мира. Приобрести качества для самовоспитания и личностного становления. Программа построена по концентрическому принципу, хорошо интегрирована с базовыми областями учебного плана класса и школы, полностью учитывает возрастные особенности детей, интеллектуальное развитие, общекультурный кругозор.
1.6.Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование:
В соответствии с годовым календарным учебным графиком ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год в 9-ых классах на изучение духовно-нравственной культуры России отводится 34 часа. Авторская программа рассчитана на 34 часа, в связи с этим в программу изменения не внесены
1.7.Используемый учебник:
Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс» (ФГОС). Учебное пособие, М.: Просвещение, 2017
1.8.Тематический план:
№ п/п | Название раздела, темы | Всего часов | В том числе на: |
повторительно- обобщающие уроки | |||
1 | Психологическое пространство молодого поколения. | 11 | - |
2 | Духовно-нравственные ценности человека | 23 | 1 |
Итого: | 34 |
1.9.Характеристика 9 а класса
Учащиеся этого класса отличаются хорошей работоспособностью. Основная масса обучающихся класса – это дети с высоким уровнем способностей и высокой мотивацией учения. Они отличаются организованностью, дисциплинированностью, творческим подходом к решению учебных задач. На уроке имеют всё необходимое: дневник, тетрадь, ручку и т.д.. Проявляют интерес к предмету.
1.9.Характеристика 9 б класса
У учащихся на достаточном уровне сформирована познавательная и учебная мотивация. К урокам и учебным занятиям они относятся с ответственностью, занимаются с интересом, на уроках активны, показывают высокую работоспособность, хорошо справляются с индивидуальными заданиями повышенной трудности. Читают много дополнительной литературы. Умеют находить в книгах нужный материал.
1.9.Характеристика 9 в класса
Учащиеся этого класса в основном доброжелательны друг к другу.
Критические замечания со стороны старших и сверстников класс принимает всегда доброжелательно, стремится их осмыслить и исправить недостатки. В повседневном настроении ребят чаще преобладает мажорный, приподнятый, бодрый тон .Наряду с положительными чертами коллектива существует много проблем, над которыми необходимо работать. Например, неумение концентрировать внимание, неумение на должном уровне организовать свою работу.
1.10.Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков, а также о возможной внеурочной деятельности по предмету:
При реализации рабочей программы используются:
Педагогические технологии обучения:
- проблемное обучение
- развивающее обучение
- дифференцированное обучение
- развитие критического мышления
Формы урока:
- урок ознакомления с новым материалом;
- комбинированный урок;
- урок обобщения и систематизации знаний;
1.11.Контроль
- Работа на уроке
- Классное сочинение
- Зачет
- Ведение тетради
- Содержание рабочей программы
Курс 9 класса основывается на основополагающем компоненте Духовно- нравственная культура России; духовно-нравственные ценности человека
- Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса
В результате изучения обществознания ученик должен:
Знать/понимать
- Знать историю возникновения и распространения православной культуры.
- Что такое духовный мир человека, культурные традиции и для чего они существуют.
- Знать основные содержательные составляющие священных книг.
- Знать строение храма.
- Что такое икона и чем она отличается от картины.
- Знать развитие православной культуры в истории России.
- Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей.
Уметь
- умения связно излагать традиционные общечеловеческие ценности;
- умения ориентироваться в ярких событиях мировой и отечественной истории;
- умения сравнивать свои стремления и поступки с возможными результатами;
- умения давать самостоятельную оценку в пространстве традиционных понятий добра и зла;
- умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
- умения самостоятельно реализовать общечеловеческие личностные качества;
- умения оперировать традиционными ценностными факторами и событиями круга жизни русского народа.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
- обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;
- участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
- определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;
- выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
- осуществлять самоконтроль и самооценку.
- Литература и средства обучения
4.1.Литература для учителя (основная и дополнительная):
1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений./ Данилюк А.Я. – М. .: Просвещение, 2016
2.Основы нравственности Москва, ПРО-ПРЕСС,2015г. Авторы: Р.В.Янушкявичюс, О.Л.Янушкявичене
3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2015
4. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.: справочные материалы для общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. /.- М.: Просвещение, 2016
5. Детская Библия -Российское библейское общество;
6. Т.А. Берсеньева «Уроки Добротолюбия» СПб Сатисъ2017г.;
7. Введение в курс «Мировая художественная культура» под редакцией члена- корреспондента РАО, профессора В.Г. Маранцмана, СПб СпецЛит 2016г.;
8. Православная видеоэнциклопедия.
9. Н.В. Давыдов « Книга для чтения по истории православной культуры» - издательский дом «Покров». 2016г.
10. Обществознание под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Москва «Просвещение» - 2016г. 6кл..
4.2.Литература для обучающихся (основная и дополнительная):
Основы нравственности Москва, ПРО-ПРЕСС,2016г. Авторы: Р.В.Янушкявичюс, О.Л.Янушкявичене;
Детская Православная видеоэнциклопедия. 2017г.Обществознание под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Москва «Просвещение» - 2017г. 9 Кл.; История Нового Времени А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина 9 класс Просвещение2017г.; История России А.А. Данилов, Л.Г. Косулина 9 Кл. Просвещение 2016г..
4.3.Материалы на электронных носителях и ИНТЕРНЕТ
интернет-ресурсы для подготовки творческих работ
- http://lib.pstgu.ru/icons/, http://pravolimp.ru
http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/
- http://rublev.voskres.ru – иконы Андрея Рублёва;
- http://feb-web.ru/ -фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
- http://www.portal-slovo.ru – православный образовательный портал
4.4.Электронные образовательные ресурсы:
Электронное пособие «Православная энциклопедия»
|
4.5.Информационно-техническая оснащенность кабинета:
1. Компьютер SAMSUNG SyncMaster E1720
2. Принетер XEROX Xerox Phaser 3140 and 3155
3. Телевизор SONY
4. DVD SUPRA DVS 102X
5. Магнитофон HITACHI
6. Мультимидийный проектор ACER
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план
ДНКР, 9а класс
№ уро ка | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания образования | Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты | Контроль | Средства обучения | Страницы или параграф учебника | Дата проведения | |||||||||||
план | факт | |||||||||||||||||||
предметные | личностные | метапредметные | ||||||||||||||||||
1 четверть | ||||||||||||||||||||
Психологическое пространство молодого поколения (11 часов) | ||||||||||||||||||||
1 | Зачем я живу и что- либо делаю? | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Определение добродетелей, традиций. Главные добродетели детства. Значимость добродетелей послушания, покаяния, смирение. | Определять и формулировать традиционные понятия добра, главные виды традиционной деятельности русского народа, сопоставление добродетелей и личного жизненного опыта. | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Работа на уроке | Учебная литература, электронные образовательные ресурсы | 3-5 | сентябрь | |||||||||
2 | Два подхода к осмыслению своего существования. Особенности материализма. | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Определение главных элементов трудовой деятельности летом. Определение традиционных ценностей, как необходимых условий развития личности и гражданского самосознания | Определять и формулировать понятия: традиции, круг трудовой деятельности, духовные традиционные ценности, как смысловые цели жизни. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | Работа на уроке | Учебная литература, электронные образовательные ресурсы | 6 | сентябрь | |||||||||
3 | Особенности идеализма в осмыслении своего существования. | 1 | Комбинированный | Я должен гордиться историей моего Отечества. Добродетели – духовные ценности. Главные добродетели человека. Примеры истории и 9литературы. | Определять и формулировать духовные ценности. Уметь определять характерные черты добродетелей. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | Работа на уроке | Учебная литература, электронные образовательные ресурсы | 7-8 | сентябрь | |||||||||
4 | Бессознательная и сознательная жизнь. | 1 | Комбинированный | Идеальный человек, несовершенный человек, моя человеческая личность. Понятие совести и ее значимость для человека. | Определять и формулировать определение совести, умения сравнения. обобщения и аргументирования своей точки зрения. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | Работа на уроке | Учебная литература, электронные образовательные ресурсы | 9 | сентябрь | |||||||||
5 | О вере и неверии в поисках смысла жизни. | 1 | Комбинированный | Мир вокруг нас. Красота и несовершенство мира. Определение мудрости, мудрость и мы. Традиционные ценности о мудрости. | Определять и формулировать, что такое красота, анти красота в традиционном мировоззрении, мудрости. Умение сравнения и обобщения. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | Классное сочинение | 10-11 | сентябрь | ||||||||||
6 | <<Голова или пустой котелок>>? | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Определение главных элементов трудовой деятельности осенью. Традиционные духовные ценности русского народа. Необходимость в мудрости предков. | Определять и формулировать понятия: трудовая деятельность русского народа осенью и ее необходимость для человека, главные праздничные и исторические события. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Работа на уроке | Учебная литература, электронные образовательные ресурсы | 12 | октябрь | |||||||||
7 | Бесплодный поиск смысла жизни. Самоубийство. | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Правило. Правильное поведение человека. Понятие воздержанности и необходимости ее человеку. Исторические примеры воздержание и актуальность ее в современной жизни. | Определять и формулировать определение правильного поведения, воздержанности, определять почему она необходима каждому и уметь оперировать историческими примерами. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Ведение тетради | Учебная литература, электронные образовательные ресурсы | 13-14 | октябрь | |||||||||
8 | Психологический кризис и его особенности. | 1 | Комбинированный | Повторение понятий: добродетели, примеры добродетелей. Определение понятий прощения и великодушия, духовно-нравственная ценность этих добродетелей. Литературные примеры. | Определять и формулировать понятие прощения, великодушия, определять их ценность для человека, приводить исторические примеры выявляя главное. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Зачёт | Учебная литература, электронные образовательные ресурсы | 15-17 | октябрь | |||||||||
9 | Мораль и нравственность. Три части морали. | 1 | Комбинированный | Добродетели смирения, кротости, милосердия, послушания о прощении. Понятие прощения в традициях русского народа. Литературные примеры. Примеры окружающего мира: семья, школа, одноклассники. | Определять и формулировать понятия смирения ,кротости, милосердия, послушания, прощения. Уметь применять добродетели в социальном пространстве | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Работа на уроке | Учебная литература, электронные образовательные ресурсы | 18 | октябрь | |||||||||
2 четверть | ||||||||||||||||||||
10 | Кто я? Наведения порядка внутри себя. | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Повторение понятий: традиции, духовно-нравственные ценности. Главные особенности трудовой деятельности летом, духовные идеалы. Литературные примеры духовных и трудовых идеалов. | Определять и формулировать традиции, традиционный труд, духовные идеалы. Уметь применять добродетели в личном жизненном опыте и понимать их значимость. | Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Работа на уроке | Учебная литература, электронные образовательные ресурсы | 19-20 | ноябрь | |||||||||
11 | Круг жизни народа России в начале зимы. | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Повторение примеров традиционных добродетелей. Определение понятия соблазн в традиционном мировоззрении. Анализ собственных поступков через определение добра и зла. Литературные примеры. | Определять и формулировать примеры добродетелей и понимать их значимость. Определять и формулировать определение соблазна. Уметь приводить литературные примеры и использовать их в личных жизненных ситуациях. | Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Работа на уроке | Учебная литература, электронные образовательные ресурсы | 21 | ноябрь | |||||||||
Духовно-нравственные ценности человека (23 часа) | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | ||||||||||||||||||
12 | Мировоззрение в истории Отечества | 1 | Комбинированный | Литературные примеры. Определение добра и зла через традиционные понятия. Работа с термином соблазн. Добродетели в жизни учащегося. | Определять и формулировать определение традиционных ценностей добра, термин соблазн, анализ собственных жизненных ситуаций с мотивацией культурных ценностей. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | Работа на уроке | Учебная литература, электронные образовательные ресурсы | 22-23 | ноябрь | |||||||||
13 | Главные добродетели в православном мировоззрении. | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Разбор слова благодарить. Повторение близких по значению добродетелей. Обращение к историческим примерам. Примеры окружающего мира. Выявление главных понятий темы. | Определять и формулировать традиционные ценности, понятие благодарности, исторические примеры, недостойные жизненные ситуации. | Выступать перед аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | Ведение тетради | Учебная литература, электронные образовательные ресурсы | 24 | декабрь | |||||||||
14 | Свобода человека и ее особенности. | 1 | Комбинированный | Повторение понятий: благо, дар, благодарить. Просмотр и обсуждение презентаций. Определение причин и значимости благодарности. Обращение к литературным примерам. | Определять и формулировать понятия благо, благодарность, значимость благодарности, приводить примеры и обобщать их. | Выступать перед аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | Работа на уроке | Учебная литература, электронные образовательные ресурсы | 25 | декабрь | |||||||||
15 | Свобода одного – кошмар другого. | 1 | Комбинированный | Работа с литературными примерами. Определение понятия соблазн. Пояснение литературными примерами. Работа с примерами окружающего мира. Подведение итогов и закрепление главных понятий. | Определять и формулировать понятие соблазна, классифицировать, обобщать и уметь применять в окружающем мире. | Выступать перед аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | Зачёт | Учебная литература, электронные образовательные ресурсы | 26-27 | декабрь | |||||||||
16 | Особенности истории праздника Рождества. | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Повторение традиционных ценностей. Определение понятия праздника. Великие праздники и их смысловая значимость в жизни народа. Чтение литературных примеров. | Определять и формулировать понятие традиций, ценностей, духовности, праздника, духовных праздников. Формирование обобщенного представления о национальной культуре. | Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | Работа на уроке | Учебная литература, электронные образовательные ресурсы | 28-29 | декабрь | |||||||||
3 четверть | ||||||||||||||||||||
17 | Прощение в формировании личности человека. | 1 | Комбинированный | Исторический пример. Повторение традиционных понятий добра и зла. Определение новых понятий нравственной чистоты. Работа с личностными желаниями, мыслями, стремлениями. | Определять и формулировать традиционные понятия добра и зла. Чистота сердца. Добросердечный человек. Определяющая необходимость добра и любви в обществе. | Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | Работа на уроке | Учебная литература, электронные образовательные ресурсы | 30 | январь | |||||||||
18 | Нужно ли прощать? | 1 | Комбинированный | Повторение понятия добродетели. Работа с примерами добродетелей в литературных и исторических источниках. Традиции и духовные ценности праздника Крещения. | Определять и формулировать понятие добродетели и их примеры, Знание примеров Отечественной истории, умение сравнивать и обобщать. Знание традиционных духовных ценностей | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации | Работа на уроке | Учебная литература, электронные образовательные ресурсы | 31 | январь | |||||||||
19 | Смирение – идеал духовности и нравственности. | 1 | Комбинированный | Повторение традиционно-нравственных духовных ценностей. Культура нашего Отечества и ее уникальность. Отечественная литература о духовности и нравственности. | Определять и формулировать традиционно-нравственные духовные ценности, усвоение новых понятий и умение ими оперировать, аргументировано выражая личную точку зрения. | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации | Работа на уроке | Учебная литература, электронные образовательные ресурсы | 32 | январь | |||||||||
20 | Покаяние как процесс самовоспитания. | 1 | Комбинированный | Работа с понятием чудо. Литературные примеры о чуде. Почему людям нужны сказки и чему они учат? Произведения искусства о чудесном и сказочном. | Формирование ярких представлений о национальной культуре. Умение определять добро и отвергать зло. | Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях | Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. | Работа на уроке | 33 | февраль | ||||||||||
21 | Возлюби ближнего как самого себя. | 1 | Комбинированный | Работа с основными традиционными добродетелями необходимыми для защиты Отечества. Героическая история города как величайший пример. Моя семья и мой город. | Развивать понятийное мышление. Знать и гордиться историей Отечества и своей семьи. Формирование гражданственности | Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях | Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. | Работа на уроке | Учебная литература, электронные образовательные ресурсы | 34 | февраль | |||||||||
22 | Не судите и не судимы будете. | 1 | Комбинированный | Повторение традиционных духовных и культурных ценностей. Литература о традиционном мировоззрении народа. Просмотр презентаций. | Усвоение новых слов и понятий. Умение ими оперировать и применять в социальном пространстве. | Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | Работа на уроке | Учебная литература, электронные образовательные ресурсы | 35-36 | февраль | |||||||||
23 | Преступление и наказание в истории человечества. | 1 | Комбинированный | Работа с понятием покаяние через литературные примеры и личный жизненный опыт учащихся. Закрепление добродетели покаяния через исторические примеры отечественной истории. | Знать добродетель покаяния, исторические и литературные примеры. Уметь аргументировано отстаивать понятия добра. Осмысление необходимости добродетелей. | Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | Классное сочинение | Учебная литература, электронные образовательные ресурсы | 37 | февраль | |||||||||
24 | Преступление и наказание в литературе. | 1 | Комбинированный | Повторение понятие покаяния и закрепление через знание литературных примеров. Работа с социальными примерами окружающего мира. Обобщение темы и выявление ее значимости через внутренний личностный мир. | Развивать умение классифицировать, обобщать добродетели. Умение самоконтроля в сочетании с наблюдением, слушанием и осмыслением. | Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях | Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. | Работа на уроке | Учебная литература, электронные образовательные ресурсы | 38 | март | |||||||||
25 | Совесть – всеобщий и естественный закон. | 1 | Комбинированный | Понятие самоотверженности. Значимость данной добродетели в истории Отечества. Литературные примеры. Конституция Р.Ф. о служении Родине. | Формирование ярких представлений о родной истории. Развитие понятийного мышления. | Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях | Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. | Зачёт | Учебная литература, электронные образовательные ресурсы | 39 | март | |||||||||
26 | Человек в пространстве добродетелей. | 1 | Комбинированный | Понятие нравственной чистоты. Понятие чистоты помыслов. Анализ внутреннего личностного мира. Литературные и исторические примеры. | Нравственность, чистота помыслов, чистое сердце. Примеры литературы и истории. | Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. | Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. | Работа на уроке | Учебная литература, электронные образовательные ресурсы | 40 | март | |||||||||
4 четверть | ||||||||||||||||||||
27 | Проблема выбора между добром и злом. | 1 | Комбинированный | Повторение главных добродетелей. Добродетели школьной жизни. Работа с поведенческими ситуациями в школе. Нужны ли правила в школьной жизни? | Определять и формулировать понятие послушания, смирения, прощения, благодарности. Уметь применять в школьной жизни. | Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. | Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. | Работа на уроке | Учебная литература, электронные образовательные ресурсы | 41 | апрель | |||||||||
28 | Жизнь прожить не поле перейти. | 1 | Комбинированный | Добродетели самоотверженности, служения Отечеству, милосердия. Работа с личностями Александра Невского и Юлианы Лазаревской. | Определять и формулировать понятие самоотверженности, служения Отечеству, милосердия. Стремление брать пример и применять в личной жизни. | Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | Работа на уроке | Учебная литература, электронные образовательные ресурсы | 42 | апрель | |||||||||
29 | Традиции праздника Светлого Христова Воскресения | 1 | Комбинированный | Повторение главных добродетелей. Добродетели послушания, любви, трудолюбия. Работа с литературными примерами. Моя семья и я в ней. | Определять и формулировать понятия послушания, любви, трудолюбия. Развитие стремления к добру. Мотивация применения в личной жизни. | Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | Работа на уроке | Учебная литература, электронные образовательные ресурсы | 43 | апрель | |||||||||
30 | Построение Добродетелей в личностных примерах | 1 | Комбинированный | Повторение главных событий круга жизни русского народа. Духовно-нравственные ценности Светлого Христова Воскресения. Традиции праздника. Значимость традиционных ценностей. | Определять и формулировать понятия добродетели, истинной Любви и смирения, традиций предков. Развитие к знаниям и уважению родной культуры | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. | Работа на уроке | Учебная литература, электронные образовательные ресурсы | 44 | май | |||||||||
31 | Величие и красота жизни. | 1 | урок обобщения и систематизации знаний | Работа с литературными примерами. Просмотр презентаций и фильмов. | Знать основные добродетели курса. Уметь понимать и мотивировать стремление к ним. | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. | Ведение тетради | Учебная литература, электронные образовательные ресурсы | 45 | май | |||||||||
32 | Вера, надежда, любовь. | 1 | урок обобщения и систематизации знаний | Три важнейших добродетели. Послание апостола Павла о добродетелях. Лики святых и русский человек. Свобода и уважение выбора. | Определять предпосылки, сущности и последствия традиционных добродетелей. | Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения.
| Высказывать предположения о последствиях неправильного
| Работа на уроке | Учебная литература, электронные образовательные ресурсы | 46 | май | |||||||||
33 | Мировоззрение и цели жизни. | 1 | урок обобщения и систематизации знаний | Духовно – нравственные ценности созидания. Дух тоски, уныния и уничтожения. Свобода и уважение личностного выбора. | Уметь выделять общее и особенное в ценностных категориях жизни. Определять значимость традиционных ценностей. | Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения.
| Высказывать предположения о последствиях неправильного
| Зачёт | Учебная литература, электронные образовательные ресурсы | 47 | май | |||||||||
34 | Обобщение курса <<Смысл жизни человека>>. | 1 | урок обобщения и систематизации знаний | Духовно – нравственные ценности созидания. Дух тоски, уныния и уничтожения. Свобода и уважение личностного выбора. | Уметь выделять общее и особенное в ценностных категориях жизни. Определять значимость традиционных ценностей. | Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
| Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания | Работа на уроке | Учебная литература, электронные образовательные ресурсы | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс (ФГОС)
Программа к учебнику Н.Ф.Виноградовой, издательство "Вентана-Граф". Разработана в соответствии с ФГОС. Рассчитана на 18 часов...
Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России. Класс: 5.2015 г.
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Основы...
Рабочая программа "Основы духовно- нравственной культуры народов России". 5 класс.
Рабочая программа по Основы духовно- нравственной культуры России составлена в соответствии с требованиями Федерального государственным образовательным стандартом основного общ...
Рабочая программа. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс.
Рабочая программа. ОДНКНР. 5 класс.Н.Ф. Виноградова...
Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нра...
Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс
Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс...
Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии с: требован...