Рабочая программа по духовно-нравственной культуре России для 9ых классов по учебнику Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»
рабочая программа (9 класс)

Цели программы

 

- сформировать у учащихся целостное представление о традиционных  общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;

- осветить наиболее важные духовно – нравственные ценности в свете развития личности и общества;

- охарактеризовать наиболее важные цели и смысловые концепции в духовной сфере, как необходимый  компонент  в самостоятельной ориентации по приобретению жизненно необходимых ориентиров;

- показать необходимость общечеловеческих идеалов  в личностном духовно – нравственном пространстве;

- Уделить особое внимание воспитательным компонентам и самовоспитательным факторам личностной ориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1_-_9a_9b_9v.docx27.27 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx30.88 КБ
Файл prilozhenie_2_-_9a.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Невского района Санкт-ПетербургаГЕРБ 345 школа 000

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 345

Невского района Санкт-Петербурга

192174, Санкт- Петербург                                                                                                                                                                  т./факс: (812) 362-44-43

Бульвар Красных Зорь, дом  6, корп.2 , литер  А                                                                                                               Email: school345@spb.edu.ru

ИНН /КПП  7811022880/ 781101001   ОКПО 53250174,   ОКОГУ 23280,  ОГРН 1037825012202                                    http:// school345spb.ru


Согласовано                                                                              Утверждено              

Зам.директора по УВР                                                            Директор ГБОУ школы № 345    

____________(Чижкина Е.Н.)                                               __________________ (А.И. Лазарев)

«30» августа 2019г.                                                                 Приказ от «31» августа 2019г. №___

Согласовано                                                                              Принято

на заседании М/О                                                                   Решением Педагогического совета

учителей гуманитарного  цикла                                            Протокол от «31» августа 2019г. №1

Протокол от «29» августа 2019г. №1

Председатель М/О

___________ (Волкова Ж.В.)

Рабочая программа

по духовно-нравственной культуре

России

для 9а,9б,9в классов

Срок реализации: 2019-2020 учебный год

Составлена:

Михайловой Л.М.,

высшая категория

Санкт- Петербург

 2019 год



Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для обучающихся  9а,9б,9в классов ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга по курсу духовно-нравственная культура России в 2019-2020 учебном году.

1.1.Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

Цели программы

- сформировать у учащихся целостное представление о традиционных  общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;

- осветить наиболее важные духовно – нравственные ценности в свете развития личности и общества;

- охарактеризовать наиболее важные цели и смысловые концепции в духовной сфере, как необходимый  компонент  в самостоятельной ориентации по приобретению жизненно необходимых ориентиров;

- показать необходимость общечеловеческих идеалов  в личностном духовно – нравственном пространстве;

- Уделить особое внимание воспитательным компонентам и самовоспитательным факторам личностной ориентации.

Задачи программы:

1.        Ознакомление с базовыми понятиями духовности и нравственности (понятия о добре и зле, правде и лжи), с основными понятиями нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность), с нравственными заповедями, принципами, идеалами; раскрытие связей религии и нравственности.

2.        Формирование представлений о духовно-нравственной ценности личности, семьи, общества; привитие почтительного отношения к государственным символам России; формирование уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности, религии.

3.        Усвоение нравственных норм и правил поведения через изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций, через изучение памятников отечественной истории и русской словесности, через изучение православной культуры России, имеющей особое значение в истории России, в становлении ее духовности и культуры.

4.        Формирование нравственного поведения школьника через привитие навыков благотворительности, милосердия и сострадания, через примеры жертвенного служения людям героев отечественных войн и примеры помощи страждущим сестер милосердия; через повышение статуса социальной работы.

5.        Раскрытие понятия «нравственное достоинство человека», раскрытие связи прав человека и нравственного достоинства человека; раскрытие взаимосвязи нравственного, гражданского и патриотического воспитания.

6.        Выработка нравственных основ жизнеутверждающего мировоззрения и раскрытие опасности нравственного нигилизма, бездуховности, вседозволенности; понятие свободы как независимости от безнравственных поступков (в религиозном понимании – независимости от греха).

7.        Содействие родителям, стремящимся воспитывать своих детей в соответствии с собственными религиозно-нравственными верованиями и убеждениями.

1.2. Нормативные правовые документы,

на основании которых разработана рабочая программа:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего  образования, утвержденный  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями)
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями).
  • Приказ  Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию  образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).
  • Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего  образования».
  • Программа развития ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга на период 2016-2020 годы
  • Основная образовательная программа основного общего образования (новая редакция) ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга (в соответствии с требованиями ФГОС)

1.3.Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

Рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга (8 – 11 классы, новая редакция), Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и авторской программы « Духовно-нравственная культура России», авторы: Лазарев А.И., Чулкова Е, В., Яговдик В. В..  Согласованна профессором кафедры – «История педагогики»  Санкт Петербургской  А.П.П.О, доктором философских наук М.В. Захарченко,  18 февраля 2008 года. Курс 9 класса основывается на основополагающем компоненте  Духовно- нравственная культура России (Духовно-нравственные ценности европейской цивилизации)

1.4.Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы:

Рабочая программа  ориентирована на морально – нравственные нормы и духовные ценности Европейской цивилизации.  Умения понимать и уважать общечеловеческие ценности,  актуальность человеческого опыта для современного  социума и его проблем, личностного становления при определении значимости смысла и целей в собственной жизни.   Выявлять причинноследственные связи между духовно-нравственной  сферой  и деятельностью личности, общества,  в социальном пространстве больших и малых, формальных и неформальных группах. Определять  главные факторы развития общества и их неотъемлемую  связь с уровнем духовности и нравственности.

1.5.Определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требованиями к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными образовательными стандартами:

Курс даёт возможность понять важность духовно - нравственной сферы в жизни общества и  человека на примере общечеловеческих ценностей Европейской цивилизации, литературных примеров, личностей, философии и мировоззрения. Задуматься над собственными целями и смыслом жизни и их важностью в личностном становлении, духовном и нравственном развитии.  Бережного отношения  к наследию прошлого, понимание и уважение исторически -  культурного пространства народов Европейской цивилизации и мира. Приобрести качества для самовоспитания  и личностного становления.  Программа построена по концентрическому принципу, хорошо интегрирована с базовыми областями учебного плана класса и школы, полностью учитывает возрастные особенности детей,  интеллектуальное развитие, общекультурный кругозор.

1.6.Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование:

В соответствии с годовым календарным учебным графиком ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год в 9-ых классах на изучение духовно-нравственной культуры России отводится 34 часа. Авторская программа рассчитана на 34 часа, в связи с этим в программу изменения не внесены

1.7.Используемый учебник:

Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»  (ФГОС). Учебное пособие, М.: Просвещение, 2017

1.8.Тематический план:

п/п

Название

раздела, темы

Всего

часов

В том числе на:

повторительно-

обобщающие

уроки

1

Психологическое пространство молодого поколения.

11

-

2

Духовно-нравственные ценности человека

23

1

Итого:

34

1.9.Характеристика 9 а класса

            Учащиеся этого класса отличаются хорошей работоспособностью. Основная масса обучающихся класса – это дети с высоким уровнем способностей и высокой мотивацией учения.  Они отличаются  организованностью, дисциплинированностью, творческим подходом к решению учебных задач. На уроке имеют всё необходимое:  дневник, тетрадь, ручку и т.д.. Проявляют интерес к предмету.


1.9.Характеристика 9 б класса

        У  учащихся  на   достаточном  уровне  сформирована  познавательная   и учебная   мотивация. К  урокам  и  учебным  занятиям  они   относятся с  ответственностью,  занимаются  с интересом, на  уроках  активны, показывают высокую работоспособность, хорошо  справляются с  индивидуальными заданиями повышенной  трудности.  Читают   много  дополнительной литературы. Умеют находить в книгах нужный материал.

1.9.Характеристика 9 в класса

                 Учащиеся этого класса в основном доброжелательны друг к другу.

Критические замечания со стороны старших и сверстников класс принимает всегда доброжелательно, стремится их осмыслить и исправить недостатки. В повседневном настроении ребят чаще преобладает мажорный, приподнятый, бодрый тон .Наряду с положительными чертами коллектива существует много проблем, над которыми необходимо работать. Например, неумение концентрировать внимание, неумение на должном уровне организовать свою работу.

1.10.Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков, а также о возможной внеурочной деятельности по предмету:

При реализации рабочей программы используются:

Педагогические технологии обучения:

  • проблемное обучение
  • развивающее обучение
  • дифференцированное обучение
  • развитие критического мышления

Формы урока:

  • урок ознакомления с новым материалом;
  • комбинированный урок;
  • урок обобщения и систематизации знаний;

1.11.Контроль

  • Работа на уроке
  • Классное сочинение
  • Зачет
  • Ведение тетради

 

  1. Содержание рабочей программы

Курс 9 класса основывается на основополагающем компоненте  Духовно- нравственная культура России; духовно-нравственные ценности человека

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса

В результате изучения обществознания ученик должен:

Знать/понимать

  • Знать историю возникновения и распространения православной культуры.
  • Что такое духовный мир человека, культурные традиции и для чего они существуют.
  • Знать основные содержательные составляющие священных книг.
  • Знать строение храма.
  • Что такое икона и чем она отличается от картины.
  • Знать развитие православной культуры в истории России.
  • Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей.

Уметь

  • умения связно излагать  традиционные общечеловеческие ценности;
  •  умения ориентироваться в ярких событиях мировой и отечественной истории;
  •  умения сравнивать свои стремления и поступки с возможными результатами;
  •  умения давать самостоятельную оценку  в пространстве традиционных понятий добра и зла;
  •  умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
  •  умения самостоятельно реализовать  общечеловеческие личностные качества;
  •  умения оперировать традиционными ценностными факторами и событиями круга жизни русского народа.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

  •  определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
  •  обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;
  •  участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
  •  определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;
  • выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
  •   осуществлять самоконтроль и самооценку.

  1. Литература и средства обучения

4.1.Литература для учителя (основная и дополнительная):

1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений./ Данилюк А.Я. – М. .: Просвещение, 2016

2.Основы нравственности Москва, ПРО-ПРЕСС,2015г. Авторы: Р.В.Янушкявичюс, О.Л.Янушкявичене

3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2015

4. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.: справочные материалы для общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. /.- М.: Просвещение, 2016

 5. Детская Библия   -Российское библейское общество;

6.  Т.А. Берсеньева «Уроки Добротолюбия» СПб Сатисъ2017г.;

7.  Введение в курс «Мировая художественная культура» под редакцией члена- корреспондента РАО, профессора В.Г. Маранцмана, СПб СпецЛит 2016г.;  

8. Православная  видеоэнциклопедия.

9.  Н.В. Давыдов « Книга для чтения по истории православной культуры» - издательский дом «Покров». 2016г.

10. Обществознание под редакцией  Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Москва «Просвещение» - 2016г. 6кл..

4.2.Литература для обучающихся (основная и дополнительная):

Основы нравственности Москва, ПРО-ПРЕСС,2016г. Авторы: Р.В.Янушкявичюс, О.Л.Янушкявичене;

Детская  Православная  видеоэнциклопедия. 2017г.Обществознание под редакцией  Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Москва «Просвещение» - 2017г. 9 Кл.;  История Нового Времени А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина 9 класс Просвещение2017г.;  История России А.А. Данилов, Л.Г. Косулина 9 Кл. Просвещение 2016г..

4.3.Материалы на электронных носителях и ИНТЕРНЕТ

интернет-ресурсы для подготовки творческих работ

  • http://lib.pstgu.ru/icons/, http://pravolimp.ru

http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/

  • http://rublev.voskres.ru – иконы Андрея Рублёва;
  • http://feb-web.ru/ -фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
  • http://www.portal-slovo.ru – православный образовательный портал

4.4.Электронные образовательные ресурсы:

              Электронное пособие «Православная энциклопедия»

 

 

4.5.Информационно-техническая оснащенность кабинета:

1.        Компьютер SAMSUNG SyncMaster E1720

2.        Принетер XEROX Xerox Phaser 3140 and 3155

3.        Телевизор SONY

4.        DVD SUPRA DVS 102X

5.        Магнитофон HITACHI

6.        Мультимидийный проектор ACER



Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план

ДНКР,   9а класс

уро

ка

Тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Элементы

содержания

образования

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты

Контроль

Средства

обучения

Страницы

или

параграф

учебника

Дата

проведения

план

факт

предметные

личностные

метапредметные

1 четверть

Психологическое пространство молодого поколения (11 часов)

1

Зачем я живу и что- либо делаю?

1

урок ознакомления с новым материалом

Определение добродетелей, традиций.

Главные  добродетели детства.

Значимость добродетелей послушания, покаяния, смирение.

Определять и формулировать традиционные понятия добра, главные виды традиционной деятельности русского народа, сопоставление добродетелей и личного жизненного опыта.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Работа на уроке

Учебная литература, электронные образовательные ресурсы

3-5

сентябрь

2

Два подхода к осмыслению своего существования. Особенности материализма.

1

урок ознакомления с новым материалом

Определение  главных элементов трудовой деятельности летом. Определение традиционных ценностей, как необходимых условий развития личности и гражданского самосознания

Определять и формулировать понятия: традиции, круг трудовой деятельности, духовные традиционные ценности, как смысловые цели жизни.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Работа на уроке

Учебная литература, электронные образовательные ресурсы

6

сентябрь

3

Особенности идеализма в осмыслении своего существования.

1

Комбинированный

Я должен гордиться историей моего Отечества. Добродетели – духовные ценности. Главные добродетели человека. Примеры истории и 9литературы.

Определять и формулировать духовные ценности. Уметь определять характерные черты добродетелей.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Работа на уроке

Учебная литература, электронные образовательные ресурсы

7-8

сентябрь

4

Бессознательная и сознательная жизнь.

1

Комбинированный

Идеальный человек, несовершенный человек, моя человеческая личность. Понятие совести и ее значимость для человека.

Определять и формулировать определение совести, умения  сравнения. обобщения и аргументирования своей точки зрения.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Работа на уроке

Учебная литература, электронные образовательные ресурсы

9

сентябрь

5

О вере и неверии в поисках смысла жизни.

1

Комбинированный

Мир вокруг нас. Красота и несовершенство мира. Определение мудрости, мудрость и мы. Традиционные ценности о мудрости.

Определять и формулировать, что такое красота, анти красота в традиционном мировоззрении, мудрости. Умение сравнения и обобщения.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Классное сочинение

10-11

сентябрь

6

<<Голова или пустой котелок>>?

1

урок ознакомления с новым материалом

Определение  главных элементов трудовой деятельности осенью. Традиционные духовные ценности русского народа. Необходимость в мудрости предков.

Определять и формулировать понятия: трудовая деятельность русского народа осенью и ее необходимость для человека, главные праздничные и исторические события.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Работа на уроке

Учебная литература, электронные образовательные ресурсы

12

октябрь

7

Бесплодный поиск смысла жизни. Самоубийство.

1

урок ознакомления с новым материалом

Правило. Правильное поведение человека. Понятие воздержанности и необходимости ее человеку. Исторические примеры воздержание и актуальность ее в  современной жизни.

Определять и формулировать определение  правильного поведения, воздержанности, определять почему она необходима каждому и уметь оперировать историческими примерами.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Ведение тетради

Учебная литература, электронные образовательные ресурсы

13-14

октябрь

8

Психологический кризис и его особенности.

1

Комбинированный

Повторение понятий: добродетели, примеры  добродетелей. Определение понятий прощения и великодушия, духовно-нравственная ценность этих добродетелей. Литературные примеры.

Определять и формулировать понятие прощения, великодушия, определять их ценность для человека, приводить исторические примеры выявляя главное.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Зачёт

Учебная литература, электронные образовательные ресурсы

15-17

октябрь

9

Мораль и нравственность. Три части морали.

1

Комбинированный

Добродетели смирения, кротости, милосердия, послушания о прощении. Понятие прощения в традициях русского народа. Литературные примеры. Примеры окружающего мира: семья, школа, одноклассники.

Определять и формулировать понятия смирения ,кротости, милосердия, послушания, прощения. Уметь применять добродетели в социальном пространстве

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Работа на уроке

Учебная литература, электронные образовательные ресурсы

18

октябрь

2 четверть

10

Кто я? Наведения порядка внутри себя.

1

урок ознакомления с новым материалом

Повторение понятий: традиции, духовно-нравственные ценности. Главные особенности трудовой деятельности летом, духовные идеалы. Литературные примеры  духовных и трудовых идеалов.

Определять и формулировать традиции, традиционный труд, духовные идеалы. Уметь применять добродетели в личном жизненном опыте и понимать их значимость.

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Работа на уроке

Учебная литература, электронные образовательные ресурсы

19-20

ноябрь

11

Круг жизни народа России в начале зимы.

1

урок ознакомления с новым материалом

Повторение примеров  традиционных добродетелей. Определение понятия соблазн в традиционном мировоззрении. Анализ собственных поступков  через определение добра и зла. Литературные примеры.

Определять и формулировать примеры добродетелей и понимать их значимость. Определять и формулировать определение соблазна. Уметь приводить литературные примеры и использовать их в личных жизненных ситуациях.

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Работа на уроке

Учебная литература, электронные образовательные ресурсы

21

ноябрь

Духовно-нравственные ценности человека (23 часа)

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

12

Мировоззрение в истории Отечества

1

Комбинированный

Литературные примеры. Определение добра и зла через традиционные понятия. Работа с термином соблазн. Добродетели в жизни  учащегося.

Определять и формулировать определение традиционных ценностей добра, термин соблазн, анализ собственных жизненных ситуаций с мотивацией  культурных ценностей.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Работа на уроке

Учебная литература, электронные образовательные ресурсы

22-23

ноябрь

13

Главные добродетели в православном мировоззрении.

1

урок ознакомления с новым материалом

Разбор слова благодарить. Повторение близких по значению добродетелей. Обращение к историческим примерам. Примеры окружающего мира. Выявление главных понятий темы.

Определять и формулировать традиционные ценности, понятие благодарности, исторические примеры, недостойные жизненные ситуации.

Выступать перед аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Ведение тетради

Учебная литература, электронные образовательные ресурсы

24

декабрь

14

Свобода человека и ее особенности.

1

Комбинированный

Повторение понятий: благо, дар, благодарить. Просмотр и обсуждение презентаций. Определение причин и значимости благодарности. Обращение к литературным примерам.

Определять и формулировать  понятия благо, благодарность, значимость благодарности, приводить примеры и обобщать их.

Выступать перед аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Работа на уроке

Учебная литература, электронные образовательные ресурсы

25

декабрь

15

Свобода одного – кошмар другого.

1

Комбинированный

Работа с литературными примерами. Определение понятия соблазн. Пояснение литературными примерами. Работа с примерами окружающего мира. Подведение итогов и закрепление главных понятий.

Определять и формулировать понятие соблазна, классифицировать, обобщать и уметь применять в окружающем мире.

Выступать перед аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Зачёт

Учебная литература, электронные образовательные ресурсы

26-27

декабрь

16

Особенности истории праздника Рождества.

1

урок ознакомления с новым материалом

Повторение традиционных ценностей. Определение понятия праздника. Великие праздники и их смысловая значимость в жизни народа. Чтение литературных примеров.

Определять и формулировать понятие традиций, ценностей, духовности, праздника, духовных праздников. Формирование обобщенного представления о национальной культуре.

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Работа на уроке

Учебная литература, электронные образовательные ресурсы

28-29

декабрь

3 четверть

17

Прощение в формировании личности человека.

1

Комбинированный

Исторический пример. Повторение традиционных понятий добра и зла. Определение новых понятий нравственной чистоты. Работа с личностными желаниями, мыслями, стремлениями.

Определять и формулировать традиционные понятия добра и зла. Чистота сердца. Добросердечный человек. Определяющая необходимость добра и любви в обществе.

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Работа на уроке

Учебная литература, электронные образовательные ресурсы

30

январь

18

Нужно ли прощать?

1

Комбинированный

Повторение понятия добродетели. Работа с примерами добродетелей  в литературных и исторических источниках. Традиции и духовные ценности праздника Крещения.

Определять и формулировать понятие добродетели и их примеры, Знание примеров Отечественной истории, умение сравнивать и обобщать. Знание традиционных духовных ценностей

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации

Работа на уроке

Учебная литература, электронные образовательные ресурсы

31

январь

19

Смирение – идеал духовности и нравственности.

1

Комбинированный

Повторение традиционно-нравственных духовных ценностей. Культура нашего Отечества и ее уникальность. Отечественная литература о духовности и нравственности.

Определять и формулировать традиционно-нравственные духовные ценности, усвоение новых понятий и умение ими оперировать, аргументировано выражая личную точку зрения.

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации

Работа на уроке

Учебная литература, электронные образовательные ресурсы

32

январь

20

Покаяние как процесс самовоспитания.

1

Комбинированный

Работа с понятием чудо. Литературные примеры о  чуде. Почему людям нужны сказки и чему они учат? Произведения искусства о чудесном и сказочном.

Формирование ярких представлений о национальной культуре. Умение определять добро и отвергать зло.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях

Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках.

Работа на уроке

33

февраль

21

Возлюби ближнего как самого себя.

1

Комбинированный

Работа с основными традиционными добродетелями необходимыми для защиты Отечества. Героическая история города как величайший пример. Моя семья и мой город.

Развивать понятийное мышление. Знать и гордиться историей Отечества и своей семьи. Формирование гражданственности

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях

Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках.

Работа на уроке

Учебная литература, электронные образовательные ресурсы

34

февраль

22

Не судите и не судимы будете.

1

Комбинированный

Повторение традиционных духовных и культурных ценностей. Литература о традиционном мировоззрении народа. Просмотр презентаций.

Усвоение новых слов и понятий. Умение ими оперировать и применять в социальном пространстве.

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Работа на уроке

Учебная литература, электронные образовательные ресурсы

35-36

февраль

23

Преступление и наказание в истории человечества.

1

Комбинированный

Работа с понятием покаяние через литературные примеры и личный жизненный опыт учащихся. Закрепление добродетели покаяния через исторические примеры отечественной истории.

Знать добродетель покаяния, исторические и литературные примеры. Уметь аргументировано отстаивать понятия добра. Осмысление необходимости добродетелей.

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Классное сочинение

Учебная литература, электронные образовательные ресурсы

37

февраль

24

Преступление и наказание в литературе.

1

Комбинированный

Повторение понятие покаяния и закрепление через знание литературных примеров. Работа с социальными примерами окружающего мира. Обобщение темы и выявление  ее значимости через внутренний личностный мир.

Развивать умение  классифицировать, обобщать добродетели. Умение самоконтроля в сочетании с  наблюдением, слушанием и осмыслением.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях

Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей.

Работа на уроке

Учебная литература, электронные образовательные ресурсы

38

март

25

Совесть – всеобщий и естественный закон.

1

Комбинированный

Понятие самоотверженности. Значимость данной добродетели в истории Отечества. Литературные примеры. Конституция Р.Ф. о служении Родине.

Формирование ярких представлений о родной истории. Развитие  понятийного мышления.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях

Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей.

Зачёт

Учебная литература, электронные образовательные ресурсы

39

март

26

Человек в пространстве добродетелей.

1

Комбинированный

Понятие нравственной чистоты. Понятие чистоты помыслов. Анализ внутреннего личностного мира. Литературные и исторические примеры.

Нравственность, чистота помыслов, чистое  сердце. Примеры литературы и истории.

Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами.

Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках.

Работа на уроке

Учебная литература, электронные образовательные ресурсы

40

март

4 четверть

27

Проблема выбора между добром и злом.

1

Комбинированный

Повторение главных добродетелей.  Добродетели школьной жизни. Работа с поведенческими ситуациями в школе. Нужны ли правила в школьной жизни?

Определять и формулировать понятие послушания, смирения, прощения, благодарности. Уметь применять в школьной жизни.

Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами.

Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках.

Работа на уроке

Учебная литература, электронные образовательные ресурсы

41

апрель

28

Жизнь прожить не поле перейти.

1

Комбинированный

Добродетели самоотверженности, служения Отечеству, милосердия. Работа с личностями Александра Невского и Юлианы  Лазаревской.

Определять и формулировать понятие самоотверженности, служения Отечеству, милосердия. Стремление брать пример и применять в личной жизни.

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Работа на уроке

Учебная литература, электронные образовательные ресурсы

42

апрель

29

Традиции праздника Светлого Христова Воскресения

1

Комбинированный

Повторение главных добродетелей.  Добродетели  послушания, любви, трудолюбия. Работа с литературными примерами. Моя семья и я в ней.

Определять и формулировать понятия послушания, любви, трудолюбия. Развитие стремления к добру. Мотивация применения в личной жизни.

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Работа на уроке

Учебная литература, электронные образовательные ресурсы

43

апрель

30

Построение Добродетелей в личностных  примерах

1

Комбинированный

Повторение главных событий круга жизни русского народа. Духовно-нравственные ценности Светлого Христова Воскресения. Традиции праздника. Значимость традиционных ценностей.

Определять и формулировать понятия добродетели, истинной Любви и смирения, традиций предков. Развитие к знаниям и уважению родной культуры

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы.

Работа на уроке

Учебная литература, электронные образовательные ресурсы

44

май

31

Величие и красота жизни.

1

урок обобщения и систематизации знаний

Работа с литературными примерами. Просмотр презентаций и фильмов.

Знать основные добродетели курса. Уметь понимать и мотивировать стремление к ним.

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы.

Ведение тетради

Учебная литература, электронные образовательные ресурсы

45

май

32

Вера, надежда, любовь.

1

урок обобщения и систематизации знаний

Три важнейших добродетели. Послание апостола Павла о добродетелях. Лики святых и русский человек. Свобода и уважение выбора.

Определять предпосылки, сущности и последствия традиционных добродетелей.

Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения.

 

Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

 

Работа на уроке

Учебная литература, электронные образовательные ресурсы

46

 май

33

Мировоззрение и цели жизни.

1

урок обобщения и систематизации знаний

Духовно – нравственные ценности созидания. Дух тоски, уныния и уничтожения. Свобода и уважение личностного выбора.

Уметь выделять общее и особенное в ценностных категориях жизни. Определять значимость традиционных ценностей.

Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения.

 

Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

 

Зачёт

Учебная литература, электронные образовательные ресурсы

47

май

34

Обобщение курса <<Смысл жизни человека>>.

1

урок обобщения и систематизации знаний

Духовно – нравственные ценности созидания. Дух тоски, уныния и уничтожения. Свобода и уважение личностного выбора.

Уметь выделять общее и особенное в ценностных категориях жизни. Определять значимость традиционных ценностей.

Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

 

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.

Работа на уроке

Учебная литература, электронные образовательные ресурсы

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс (ФГОС)

Программа к учебнику Н.Ф.Виноградовой, издательство "Вентана-Граф". Разработана в соответствии с ФГОС. Рассчитана на 18 часов...

Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России. Класс: 5.2015 г.

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой  Н.Ф. Основы...

Рабочая программа "Основы духовно- нравственной культуры народов России". 5 класс.

Рабочая программа  по  Основы духовно- нравственной культуры России составлена в соответствии с  требованиями Федерального государственным образовательным стандартом  основного общ...

Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Виноградовой  Н.Ф. Основы духовно-нра...

Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс

Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс...

Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии с: требован...