Способы усвоения устной речи детьми среднего и старшего школьного возраста с умеренной и выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях по ознакомлению с окружающим
статья по теме

Вера Васильевна Герасимова

Данная статья посвещена способам усвоения устной речи детьми среднего и старшего школьного возраста с умеренной и выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях по ознакомлению с окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sposoby_usvoeniya_ustnoy_rechi.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Способы усвоения устной речи детьми среднего и старшего школьного возраста с умеренной и выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях по ознакомлению с окружающим.

      Для овладения любой программой обучения необходим определенный уровень речевого развития. Поэтому индивидуальным занятиям по ознакомлению с окружающим и развитию речи отводиться особая роль. На занятиях развития речи осуществляется целый комплекс речевых, коррекционно-развивающих и социальных задач.

      Во-первых формируются разные структурные уровни языка.

      Во вторых, происходит формирование функциональной стороны речи – развивается коммуникативный потенциал ребенка на основе развития разных речевых форм.

      В-третьих, осуществляется когнитивное развитие.

      На базе программного материала отрабатываются различные коммуникативные модели, которые ребенок должен использовать в реальных жизненных ситуациях.

     Цель обучения ознакомлению с окружающим заключается в овладении речью и активном взаимодействии с окружающим миром, как основы коммуникативного поведения, обеспечивающей успешную социализацию ребенка-инвалида.

      Основные направления обучения:

- расширение и уточнение знаний об изучаемых предметах и явлениях;

- развитие психических функций;

- повышение речевой мотивации;

- развитие лексической стороны речи;

- воспитание звуковой культуры речи;

- развитие грамматического строя речи;

- формирование коммуникативной функции речи.

Задачи коррекционно-развивающей работы и способы усвоения речевых умений и навыков детей среднего и старшего школьного возраста с умеренной и выраженной умственной отсталостью:

Виды речевой деятельности


Способы усвоения речевых умений и навыков


Словарь

 Отраженно и самостоятельно называть слова и понятия программного материала.

С помощью учителя и самостоятельно соотносить предмет и его составные части.

С помощью учителя и самостоятельно подбирать к заданному слову антонимы.

С помощью учителя подбирать к заданному слову, предмету прилагательные.

Называть обобщенно-групповые название предметов, изучаемых на занятиях по ознакомлению с окружающим: игрушки, учебные предметы, посуда, еда, предметы гигиены, одежда, овощи, фрукты, ягоды, животные, птицы, рыбы, насекомые, цветы, деревья, кустарники, транспорт, дорожные знаки.

Импрессивная речь

Соотносить слова и предметы программного материала.

С помощью учителя и самостоятельно подбирать предметы или слова по их основным признакам.

С помощью учителя и самостоятельно выполнять действия с предметами, обозначаемых с помощью предлогов через, по.

Понимать смысл детских сказок и рассказов без иллюстративного и игрового сопровождения.

С помощью учителя подбирать серию сюжетных картинок к рассказу.

экспрессивная речь


Звуковая сторона

Отраженно или самостоятельно произносить слова программного материала.

Самостоятельно произносить слова и словосочетания с разным темпом и высотой голоса.

Самостоятельно произносить словосочетания и предложения в повествовательной, восклицательной и вопросительной интонациях.

С помощью учителя и самостоятельно выделять голосом отдельные слова, предложения.

С помощью учителя и самостоятельно соблюдать в предложениях смысл, интонацию.

грамматический стой

морфологический строй

По заданному образцу прообразовывать слова в форму единственного или множественного числа.

С помощью учителя и самостоятельно преобразовывать слова в форму мужского, женского и среднего рода.

С помощью учителя и самостоятельно образовывать словосочетания с именем числительным.

С помощью учителя и самостоятельно моделировать фразы с использованием предлогов через и по по подобию.

словообразование

По заданному образцу образовывать прилагательные от существительного по подобию.

Образовывать наречия от прилагательных по подобию.

Образовывать слова, обозначающие детенышей по подобию в единственном и множественном числе.

синтаксис

С помощью учителя и самостоятельно составлять предложения по схеме-опоре.

С помощью учителя и самостоятельно подбирать нужные слова в незаконченном предложении с опорой на картинку.

Самостоятельно составлять предложение с помощью вопроса.

С помощью учителя составлять предложение по картине.

С помощью учителя и самостоятельно составлять предложения по демонстрируемым действиям.

коммуникативные навыки


невербальные способы общения







Использовать жесты как вспомогательное средство коммуникации.

Демонстрировать по просьбе учителя разные выражения лица.

Использовать руки как средство коммуникацию

Использовать согласованные движения руки, глаз и тела при общении.


вербальные способы ощения

По заданному образцу составлять ответ на вопрос учителя.

По заданному образцу составлять  вопрос.

С помощью учителя обмениваться вопросами с другими учениками.

С помощью учителя и самостоятельно составлять и адекватно использовать коммуникативные предложения.

По заданному образцу и самостоятельно составлять утвердительные и отрицательные предложения.

Составлять повествовательный рассказ по вопросам учителя и с опорой на картинку.

Разучивать роли и участвовать в сюжетно-ролевых и театрализованных играх.

Шкала оценки уровня развития устной речи.

Словарь

 0 баллов

Отсутствие словаря.

1 балл

Словарный запас состоит из одного или нескольких слов предметно-бытового характера. Слова применяются очень обобщенно, ошибочно

2 балла

Словарь предметно-бытового характера, использует слова обобщенно-группового содержания. Слова применяются правильно. С помощью педагога может соотносить предмет и его составные части, подбирать к заданному слову антонимы, синонимы, глаголы, прилагательные

3 балла

Словарь выходит за рамки быта, использует в речи слова обобщенно-группового содержания. Может самостоятельно соотносить предмет и его составные части; подбирать к заданному слову антонимы, синонимы, глаголы, прилагательные

Импрессивная речь

0 баллов

Не реагирует на обращенную речь, не понимает обращенную и контекстную речь

1 балл

Реагирует на обращенную речь, понимает односложные фразы конкретного содержания, сопровождаемые жестами

2 балла

Понимает содержание предложений, значение предлогов. Понимает смысл простых рассказов после предварительной работы с текстом

3 балла

Понимает смысл детских сказок и рассказов без иллюстративного и игрового сопровождения

Экспрессивная речь

Звуковая сторона

0 баллов

Не произносит речевых звуков

1 балл

Произносит отдельные речевые звуки, звукосочетания, слова. Множественные нарушения звукопроизношения, нарушена слоговая структура слова. По образцу воссоздает повествовательную, восклицательную и вопросительную интонации

2 балла

Незначительные нарушения звукопроизношения, слоговая структура слова нарушается только при произнесении сложных или незнакомых слов. В предложении соблюдается смысловая интонация

3балла

Речь чистая, внятная, допускаются незначительные нарушения звукопроизношения

Грамматический строй

0 баллов

Отсутствие фразы

1 балл

Фраза не полная, нераспространенная

2 балла

Фраза полная, в речи присутствуют предлоги, прилагательные. Окончания слов в предложении не согласованы. По образцу может образовывать новые слова

3 балла

Фраза полная, распространенная, правильной конструкции. В речи присутствуют все части речи. При образовании слов использует различные суффиксы. Допустимы небольшие аграмматизмы


Связная речь

0 баллов

Отсутствие фразы

1 балл

Отраженно-сопряженное повторение предложений

2 балла

Составление предложений по образцу. Составление рассказа из 2-3-х предложений после предварительной работы

3 балла

Самостоятельное составление предложений различных конструкций. Доступен пересказ близко к тексту с использованием незначительной помощи педагога

Коммуникативность

Невербальное общение

0 баллов

Отсутствуют невербальные способы общения, не понимает невербальные сигналы

1 балл

Понимает бытовые жесты; иногда смотрит в глаза собеседнику; повторяет элементарные жесты, простые позы, интонацию; меняется мимическое выражение лица в зависимости от настроения

2 балла

Реагирует на невербальные сигналы; смотрит в глаза собеседнику, использует элементарные бытовые жесты, позы, интонации, мимику

3 балла

Понимает и адекватно реагирует на невербальные сигналы; использует в речи кинетические (жестикуляция, мимика, позы), паралингвистические средства общения (интонация, характеристики голоса)

Вербальное общение

0 баллов

Отсутствие фразы

1 балл

Обращается с просьбой и отвечает на вопросы с помощью доступных речевых средств. Вопросы и ответы односложные

2 балла

Вопросы и ответы развернутые, но аграмматичные. По образцу может построить вопрос и ответ

3 балла

Возможны аграмматизмы при построении вопросов и ответов. Может поддержать беседу

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Статья посвящена проблеме изучения условий развития диалогической речи  у детей 6 – 8 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Диалогическая речь детей улучшается посредством специ...

Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...

Применение конструирования из палочек, как средство освоения элементарных математических и пространственных представлений детьми с выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях.

Данная статья раскрывает актуальность применения конструирования детьми с выраженной умственной отсталостью на индивидуальных занятиях с учителем-дефектологом....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА обучения, воспитания, развития и оздоровления в процессе занятий волейболом детей среднего и старшего школьного возраста.

Рабочая программа по волейболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной форм...

Коррекционные упражнения для детей младшего школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Коррекционные упражнения для детей младшего школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью...

«Образовательные электронные ресурсы для организации онлайн занятий по английскому языку для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста»

Аннотация Предлагаемая статья представляет собой описание опыта работы учителя английского языка, имеющего 5-летний стаж работы со школьниками в младшем, среднем и старшем звене.В статье  ра...