Способы усвоения устной речи детьми среднего и старшего школьного возраста с умеренной и выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях по ознакомлению с окружающим
статья по теме
Данная статья посвещена способам усвоения устной речи детьми среднего и старшего школьного возраста с умеренной и выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях по ознакомлению с окружающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sposoby_usvoeniya_ustnoy_rechi.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы усвоения устной речи детьми среднего и старшего школьного возраста с умеренной и выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях по ознакомлению с окружающим.
Для овладения любой программой обучения необходим определенный уровень речевого развития. Поэтому индивидуальным занятиям по ознакомлению с окружающим и развитию речи отводиться особая роль. На занятиях развития речи осуществляется целый комплекс речевых, коррекционно-развивающих и социальных задач.
Во-первых формируются разные структурные уровни языка.
Во вторых, происходит формирование функциональной стороны речи – развивается коммуникативный потенциал ребенка на основе развития разных речевых форм.
В-третьих, осуществляется когнитивное развитие.
На базе программного материала отрабатываются различные коммуникативные модели, которые ребенок должен использовать в реальных жизненных ситуациях.
Цель обучения ознакомлению с окружающим заключается в овладении речью и активном взаимодействии с окружающим миром, как основы коммуникативного поведения, обеспечивающей успешную социализацию ребенка-инвалида.
Основные направления обучения:
- расширение и уточнение знаний об изучаемых предметах и явлениях;
- развитие психических функций;
- повышение речевой мотивации;
- развитие лексической стороны речи;
- воспитание звуковой культуры речи;
- развитие грамматического строя речи;
- формирование коммуникативной функции речи.
Задачи коррекционно-развивающей работы и способы усвоения речевых умений и навыков детей среднего и старшего школьного возраста с умеренной и выраженной умственной отсталостью:
Виды речевой деятельности | Способы усвоения речевых умений и навыков | ||
Словарь | Отраженно и самостоятельно называть слова и понятия программного материала. С помощью учителя и самостоятельно соотносить предмет и его составные части. С помощью учителя и самостоятельно подбирать к заданному слову антонимы. С помощью учителя подбирать к заданному слову, предмету прилагательные. Называть обобщенно-групповые название предметов, изучаемых на занятиях по ознакомлению с окружающим: игрушки, учебные предметы, посуда, еда, предметы гигиены, одежда, овощи, фрукты, ягоды, животные, птицы, рыбы, насекомые, цветы, деревья, кустарники, транспорт, дорожные знаки. | ||
Импрессивная речь | Соотносить слова и предметы программного материала. С помощью учителя и самостоятельно подбирать предметы или слова по их основным признакам. С помощью учителя и самостоятельно выполнять действия с предметами, обозначаемых с помощью предлогов через, по. Понимать смысл детских сказок и рассказов без иллюстративного и игрового сопровождения. С помощью учителя подбирать серию сюжетных картинок к рассказу. | ||
экспрессивная речь | Звуковая сторона | Отраженно или самостоятельно произносить слова программного материала. Самостоятельно произносить слова и словосочетания с разным темпом и высотой голоса. Самостоятельно произносить словосочетания и предложения в повествовательной, восклицательной и вопросительной интонациях. С помощью учителя и самостоятельно выделять голосом отдельные слова, предложения. С помощью учителя и самостоятельно соблюдать в предложениях смысл, интонацию. | |
грамматический стой | морфологический строй | По заданному образцу прообразовывать слова в форму единственного или множественного числа. С помощью учителя и самостоятельно преобразовывать слова в форму мужского, женского и среднего рода. С помощью учителя и самостоятельно образовывать словосочетания с именем числительным. С помощью учителя и самостоятельно моделировать фразы с использованием предлогов через и по по подобию. | |
словообразование | По заданному образцу образовывать прилагательные от существительного по подобию. Образовывать наречия от прилагательных по подобию. Образовывать слова, обозначающие детенышей по подобию в единственном и множественном числе. | ||
синтаксис | С помощью учителя и самостоятельно составлять предложения по схеме-опоре. С помощью учителя и самостоятельно подбирать нужные слова в незаконченном предложении с опорой на картинку. Самостоятельно составлять предложение с помощью вопроса. С помощью учителя составлять предложение по картине. С помощью учителя и самостоятельно составлять предложения по демонстрируемым действиям. | ||
коммуникативные навыки | невербальные способы общения | Использовать жесты как вспомогательное средство коммуникации. Демонстрировать по просьбе учителя разные выражения лица. Использовать руки как средство коммуникацию Использовать согласованные движения руки, глаз и тела при общении. | |
вербальные способы ощения | По заданному образцу составлять ответ на вопрос учителя. По заданному образцу составлять вопрос. С помощью учителя обмениваться вопросами с другими учениками. С помощью учителя и самостоятельно составлять и адекватно использовать коммуникативные предложения. По заданному образцу и самостоятельно составлять утвердительные и отрицательные предложения. Составлять повествовательный рассказ по вопросам учителя и с опорой на картинку. Разучивать роли и участвовать в сюжетно-ролевых и театрализованных играх. |
Шкала оценки уровня развития устной речи.
Словарь
0 баллов | Отсутствие словаря. |
1 балл | Словарный запас состоит из одного или нескольких слов предметно-бытового характера. Слова применяются очень обобщенно, ошибочно |
2 балла | Словарь предметно-бытового характера, использует слова обобщенно-группового содержания. Слова применяются правильно. С помощью педагога может соотносить предмет и его составные части, подбирать к заданному слову антонимы, синонимы, глаголы, прилагательные |
3 балла | Словарь выходит за рамки быта, использует в речи слова обобщенно-группового содержания. Может самостоятельно соотносить предмет и его составные части; подбирать к заданному слову антонимы, синонимы, глаголы, прилагательные |
Импрессивная речь
0 баллов | Не реагирует на обращенную речь, не понимает обращенную и контекстную речь |
1 балл | Реагирует на обращенную речь, понимает односложные фразы конкретного содержания, сопровождаемые жестами |
2 балла | Понимает содержание предложений, значение предлогов. Понимает смысл простых рассказов после предварительной работы с текстом |
3 балла | Понимает смысл детских сказок и рассказов без иллюстративного и игрового сопровождения |
Экспрессивная речь
Звуковая сторона
0 баллов | Не произносит речевых звуков |
1 балл | Произносит отдельные речевые звуки, звукосочетания, слова. Множественные нарушения звукопроизношения, нарушена слоговая структура слова. По образцу воссоздает повествовательную, восклицательную и вопросительную интонации |
2 балла | Незначительные нарушения звукопроизношения, слоговая структура слова нарушается только при произнесении сложных или незнакомых слов. В предложении соблюдается смысловая интонация |
3балла | Речь чистая, внятная, допускаются незначительные нарушения звукопроизношения |
Грамматический строй
0 баллов | Отсутствие фразы |
1 балл | Фраза не полная, нераспространенная |
2 балла | Фраза полная, в речи присутствуют предлоги, прилагательные. Окончания слов в предложении не согласованы. По образцу может образовывать новые слова |
3 балла | Фраза полная, распространенная, правильной конструкции. В речи присутствуют все части речи. При образовании слов использует различные суффиксы. Допустимы небольшие аграмматизмы |
Связная речь
0 баллов | Отсутствие фразы |
1 балл | Отраженно-сопряженное повторение предложений |
2 балла | Составление предложений по образцу. Составление рассказа из 2-3-х предложений после предварительной работы |
3 балла | Самостоятельное составление предложений различных конструкций. Доступен пересказ близко к тексту с использованием незначительной помощи педагога |
Коммуникативность
Невербальное общение
0 баллов | Отсутствуют невербальные способы общения, не понимает невербальные сигналы |
1 балл | Понимает бытовые жесты; иногда смотрит в глаза собеседнику; повторяет элементарные жесты, простые позы, интонацию; меняется мимическое выражение лица в зависимости от настроения |
2 балла | Реагирует на невербальные сигналы; смотрит в глаза собеседнику, использует элементарные бытовые жесты, позы, интонации, мимику |
3 балла | Понимает и адекватно реагирует на невербальные сигналы; использует в речи кинетические (жестикуляция, мимика, позы), паралингвистические средства общения (интонация, характеристики голоса) |
Вербальное общение
0 баллов | Отсутствие фразы |
1 балл | Обращается с просьбой и отвечает на вопросы с помощью доступных речевых средств. Вопросы и ответы односложные |
2 балла | Вопросы и ответы развернутые, но аграмматичные. По образцу может построить вопрос и ответ |
3 балла | Возможны аграмматизмы при построении вопросов и ответов. Может поддержать беседу |
0 баллов | |
1 балл | |
2 балла | |
3 балла |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Статья посвящена проблеме изучения условий развития диалогической речи у детей 6 – 8 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Диалогическая речь детей улучшается посредством специ...
Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"
Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...
Применение конструирования из палочек, как средство освоения элементарных математических и пространственных представлений детьми с выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях.
Данная статья раскрывает актуальность применения конструирования детьми с выраженной умственной отсталостью на индивидуальных занятиях с учителем-дефектологом....
Методические материалы к занятию по теме "Холокост" (для воспитанников среднего и старшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья групп продленного дня)
Разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА обучения, воспитания, развития и оздоровления в процессе занятий волейболом детей среднего и старшего школьного возраста.
Рабочая программа по волейболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной форм...
Коррекционные упражнения для детей младшего школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Коррекционные упражнения для детей младшего школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью...
«Образовательные электронные ресурсы для организации онлайн занятий по английскому языку для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста»
Аннотация Предлагаемая статья представляет собой описание опыта работы учителя английского языка, имеющего 5-летний стаж работы со школьниками в младшем, среднем и старшем звене.В статье ра...