Технологическая карта логопедического занятия
план-конспект по теме
Формирование у обучающихся базовых учебных действий – требование федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599. Предлагаемая мною технологическая карта логопедического занятия поможет организовать коррекционно-образовательный процесс в соответствии с данным требованием.
В ходе введения ФГОС каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися следующих групп планируемых образовательных результатов:личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных, сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков,а в виде формируемых способов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klyukina_s._n._tehnolog_karta_log_zanyatiya.docx | 43.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта логопедического занятия
Тема: Составление рассказа – описания людей с элементами рассуждения по картине В.М. Васнецова «Богатыри» с использованием логопедического тренажера «Дэльфа-142.1» и музыкального фрагмента М.П. Мусоргского «Богатырские ворота». Класс: 7 «Б» (обучающиеся с легкой умственной отсталостью).
Клюкина Светлана Николаевна, учитель-логопед «Красноуральская школа»
Задачи занятия:
Коррекционно-обучающие.
1. Формировать умение составлять текст – описание людей с элементами рассуждения по картине, используя карточку-опору для составления рассказа-описания по картине В.М. Васнецова « Богатыри» с применением мультимедийной установки.
2. Продолжать знакомить с произведениями живописи.
3. Закреплять знания о русских богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, их доспехах.
4. Развивать умение самостоятельно отвечать на вопросы полным предложением, использовать в речи прилагательные и уметь их согласовывать с существительным в нужном числе, падеже; умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.
5. Развивать практические приемы монологической и диалогической речи.
Коррекционно-развивающая: развивать эстетические чувства, зрительную, слуховую память , воображение.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение правильно вести себя в социуме, уважение к историческому героическому наследию родной страны, гордость за свою Родину.
Предварительная работа.1.Чтение былин: «Илья Муромец и Соловей - разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич».
2.Рассматривание иллюстраций старинного оружия и доспехов.
3.Беседа по картине В.М. Васнецова «Богатыри» ( с объяснением незнакомых слов).
Богатырь, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, палица, копье, лук и стрелы, гусли. Особенности внешности и характера, имена богатырей.
Материал: картина В.М. Васнецова «Богатыри», раздаточный материал – фото репродукции картины, «Найди предмет, соедини со словом» (словарная работа), карточка-опора для составления рассказа-описания.
Организация детей: парты расставлены полукругом, около компьютера.
Планируемый результат:
- обучающиеся будут иметь возможность составлять рассказ-описание по картине В.М. Васнецова « Богатыри», используя карточку-опору;
- обучающиеся научатся отвечать на вопросы полным предложением, смогут согласовывать прилагательные с существительным в нужном числе, падеже;
- обучающиеся расширят словарный запас по теме «Богатыри»;
- обучающиеся смогут установить причинно-следственные связи при составлении рассказа;
- обучающиеся будут иметь возможность совершенствовать произвольное внимание, элементарные навыки анализа, синтеза, обобщения и развивать творческое воображение;
- обучающиеся придерживаются правил поведения на уроке;
- обучающиеся оценят результаты своей деятельности.
Предмет Тема Класс | Методы | Тип и вид урока | Планируемые результаты | Виды учебной деятельности | Система средств обучения | |||
личностные | познавательные | регулятивные | коммуникативные | |||||
Составление рассказа – описания людей с элементами рассуждения по картине В.М. Васнецова «Богатыри» с использованием логопедического тренажера «Дэльфа-142.1» и музыкального фрагмента М.П. Мусоргского «Богатырские ворота». Класс: 7 «Б» | Иллюстративный, поисковый, репродуктивный. | Закрепление пройденного материала. | Осознают необходимость гражданственной позиции, патриотического чувства (гордость за свою Родину),уважение к историческому героическому наследию родной страны умение следовать правилам поведения на уроке | Анализируют задание и находят решение (с помощью учителя); анализируют и устанавливают элементарные причинно-следственные связи, смысловое чтение, формирование операций анализа, синтеза, обобщения, актуализация знаний о богатырях | Умение действовать по алгоритму, планирование, как умение определять последовательность действий, рефлексия (оценка своей деятельности) | Учебное сотрудничество со сверстниками и учителем; умение высказывать, объяснять свой выбор; закрепление диалогической и монологической речи в соответствии с нормами родного языка, умение строить связное высказывание по карточке-опоре. | Индивидуальная работа. Работа в парах. Работа в группах. Работа с репродукцией картины, опорными карточками, таблицами. Физминутки Упражнения для предупреждения зрительного утомления Работа по индивидуальным карточкам. Рефлексия занятия, прием «Мишень» | Компьютер, логопедический тренажер «Дэльфа-142.1» картина В.М. Васнецова «Богатыри», раздаточный материал – фото репродукции картины, карточка «Найди предмет, соедини со словом», карточка-опора для составления рассказа-описания. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые БУД (базовые учебные действия) |
Организационно-мотивационный | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Эмоциональный настрой на предстоящую работу. | Отвечают на вопросы учителя. | Личностные: -готовность осуществлять совместную информационную деятельность. Регулятивные: - умение организовать свою деятельность Коммуникативные: -умение выражать свои мысли; |
Постановка цели и задач урока. Тема занятия. | Стимулирует обучающихся сформулировать тему занятия. Объявляет о путешествии во времена богатырей. Рассмотри картину , послушай музыкальный фрагмент. | Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор | Коммуникативные: -умение выражать свои мысли; -планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Личностные: -готовность осуществлять совместную информационную деятельность. |
Актуализация знаний Предварительная беседа | Вопросы по картине, обсуждение. | Отвечают на вопросы, размышляют, представляют свою точку зрения. | Познавательные: - анализ, вывод; -умение строить рассуждение; Регулятивные: - прогнозирование при анализе действий; - контроль; Коммуникативные: -умение выражать свои мысли, строить связное высказывание. |
Словарная работа. | Игра «Найди предмет, соедини со словом» (Работа в паре или индивидуально). - Назовите доспехи и оружие. | Внимательно слушают, выполняют, аргументируют свой выбор и проверяют задание. | Регулятивные: -осознают, принимают и решают учебную задачу Коммуникативные: - сотрудничают в процессе работы, устанавливать контакты со сверстниками, с учителем. Познавательные: - работают по схемам |
Аутомануальный комплекс (массаж) | Учитель-логопед демонстрирует комплекс | Работают индивидуально за партами. | Личностные: -осознают необходимость выполнения массажа Регулятивные: - определяют последовательность действий;, - контроль деятельности |
Ответь на вопросы по цепочке | Просит обучающихся ответить на вопросы | Придумывают и проговаривают по цепочке ответы, при затруднении обращаются к словесным подсказкам на экране монитора | Личностные: - внутренняя позиция школьника Регулятивные: - прогнозирование; Познавательные: - анализ, умение структурировать знание; -анализируют и устанавливают элементарные причинно-следственные связи Коммуникативные: -умение выражать свои мысли. -строить речевые высказывания |
Комплекс для предупреждения зрительного утомления использовать комплекс упражнений - Аветисов Э.С. | Проводит с об-ся ряд упражнений для снятия зрительного утомления. | Выполняют упражнения для снятия зрительного утомления. | Личностные: -осознают необходимость выполнения упражнений Регулятивные -контроль за выполнением; |
Рассмотри картину еще раз. | Рассмотри репродукцию картины с музыкальным сопровождением. | Рассматривают картину, слушая музыку. | Регулятивные -организуют, контролируют свою деятельность |
Составление рассказа- описания по картине. | Работа с карточкой-опорой для составления рассказа-описания и репродукцией картины В.М. Васнецова « Богатыри». | Готовятся к ответу по карточке- опоре самостоятельно, в паре (по выбору). Высказывают свои предположения, стараются аргументировать свой ответ. Строят ответ по предложенному алгоритму. | Личностные: -готовность к саморазвитию Регулятивные: - прогнозирование своей деятельности; Познавательные: - смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, анализ, выводы; - анализ, умение структурировать знание; умеют работать по схемам Коммуникативные: - умение работать в коллективе в процессе практической деятельности -умение строить связное высказывание. |
Рефлексия. Итог занятия. | Прием «Мишень» Просит детей подвести итог занятия Оцените свою работу.
| Называют основные позиции изученного материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Графически отображают свое отношение к уроку. Анализируют, высказывают своё мнение. | Регулятивные: -оценивание работы на занятии Коммуникативные: -умение достаточно полно выражать свои мысли Познавательные: -умение осуществлять выбор действий в реальной ситуации. |
Домашнее задание. | Узнать о богатыре Святогоре. Прочитать былину. Приготовиться ответить на вопрос: «Почему градообразующее предприятие в нашем городе называется ОАО «Святогор»? | Запоминают и повторяют домашнее задание | Регулятивные: -прогнозируют свою деятельность; Познавательная: -самостоятельно найти ответ на познавательный вопрос и сформулировать ответ Коммуникативные: -объяснять свой выбор |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта логопедического занятия для учащихся 1 класса.
Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителе...
Технологическая карта логопедического занятия для 3 класса.
Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов -- письмо, чтение. Тем самым своевременная...
Технологическая карта логопедического занятия на основе системно - деятельностного подхода.
Логопедическое занятие во втором классе (ОНР 4-ый уровень). Тема "Дифференциация звуков "С" - "Сь"....
Технологическая карта логопедического занятия по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами"
Занятие проводится с учащимися 2 класса с логопедическим заключением ОНР, НВОНР. Проанализировав большое количество технологических карт планирования уроков, можно сделать вывод, что унифицированной ф...
Технологическая карта логопедического занятия Дифференциация С-СЬ в устной и письменной речи. В группе детей с диагнозом НВ ОНР (1 класс)
Цель занятия: Формирование у младших школьников умений различать звуки, оппозиционные по твердости - мягкости.Задачи: - Образовательные: Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся буд...
Технологическая карта логопедического занятия. Тема: Дифференциация звуков Р и Л
Форма организации: подгрупповая.Используемые технологии: здоровьесберегающие технологии (кинезиологические упражнения ,пальчиковая гимнастика, динамические паузы) ;• информационно-коммуникативные...
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся с недостатками письма и чтения, обусловленными ОНР III уровня (2 класс)
Технологическая карта группового логопедического занятия с обучающимися 2 класса (ТНР вариант 5.1) на тему: "Звуки [с]-[ш]. Буквы С-Ш". Весь речевой материал подобран в рамках одной лексичес...