Технологическая карта логопедического занятия
план-конспект по теме

Светлана Николаевна Клюкина

 

Формирование у обучающихся базовых учебных действий – требование федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599. Предлагаемая мною технологическая карта логопедического занятия поможет организовать коррекционно-образовательный  процесс в соответствии с данным требованием.

В ходе введения ФГОС каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися следующих групп планируемых образовательных результатов:личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных, сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков,а в виде формируемых способов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klyukina_s._n._tehnolog_karta_log_zanyatiya.docx43.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия

Тема: Составление рассказа – описания людей с элементами рассуждения по картине В.М. Васнецова «Богатыри» с использованием логопедического тренажера «Дэльфа-142.1» и музыкального фрагмента М.П. Мусоргского «Богатырские ворота».            Класс: 7 «Б» (обучающиеся с легкой умственной отсталостью).

Клюкина Светлана Николаевна, учитель-логопед «Красноуральская школа»

Задачи занятия:

Коррекционно-обучающие. 

1. Формировать умение составлять текст – описание людей с элементами рассуждения по картине, используя  карточку-опору для составления рассказа-описания по картине В.М. Васнецова « Богатыри» с применением мультимедийной установки. 

 2. Продолжать знакомить с произведениями живописи.

3. Закреплять знания о русских богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче,  их доспехах. 

 4. Развивать умение самостоятельно отвечать на вопросы полным предложением, использовать в речи прилагательные и уметь их согласовывать с существительным в нужном числе, падеже; умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.

 5. Развивать практические приемы монологической и диалогической речи.

Коррекционно-развивающая:  развивать эстетические чувства, зрительную, слуховую память , воображение.

Коррекционно-воспитательные:  воспитывать умение  правильно вести себя в социуме, уважение к историческому героическому наследию родной страны, гордость за свою Родину.

Предварительная работа.1.Чтение былин: «Илья Муромец и Соловей - разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич».

 2.Рассматривание иллюстраций старинного оружия и доспехов.

3.Беседа по картине В.М. Васнецова «Богатыри» ( с объяснением незнакомых слов).

Активизация словаря:

Богатырь, кольчуга,  щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, палица, копье, лук и стрелы, гусли.  Особенности внешности и характера, имена богатырей.

Материал: картина В.М. Васнецова «Богатыри», раздаточный материал – фото репродукции картины,  «Найди предмет, соедини со словом» (словарная работа), карточка-опора для составления рассказа-описания.

Организация детей: парты расставлены полукругом, около компьютера.

Планируемый результат:

  • обучающиеся будут иметь возможность составлять рассказ-описание по картине В.М. Васнецова « Богатыри», используя карточку-опору;
  • обучающиеся научатся отвечать на вопросы полным предложением, смогут согласовывать  прилагательные с существительным в нужном числе, падеже;
  • обучающиеся расширят словарный запас по теме «Богатыри»;
  • обучающиеся смогут установить причинно-следственные связи при составлении рассказа;
  • обучающиеся будут иметь возможность совершенствовать произвольное внимание, элементарные навыки анализа, синтеза, обобщения и развивать творческое  воображение;
  • обучающиеся придерживаются правил поведения на уроке;
  • обучающиеся оценят результаты своей деятельности.

Предмет

Тема

Класс

Методы

Тип и вид урока

Планируемые результаты

Виды учебной деятельности

Система средств

обучения

личностные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

Составление рассказа – описания людей с элементами рассуждения по картине В.М. Васнецова «Богатыри» с использованием логопедического тренажера «Дэльфа-142.1» и музыкального фрагмента М.П. Мусоргского «Богатырские ворота». Класс:

7 «Б»

Иллюстративный, поисковый, репродуктивный.

Закрепление пройденного материала.

Осознают необходимость гражданственной позиции, патриотического чувства (гордость за свою Родину),уважение к историческому героическому наследию родной страны умение следовать правилам поведения на уроке

Анализируют задание и находят решение (с помощью учителя); анализируют и устанавливают элементарные причинно-следственные связи, смысловое чтение, формирование операций анализа, синтеза, обобщения, актуализация знаний о богатырях

Умение действовать по алгоритму, планирование, как умение определять последовательность действий, рефлексия (оценка своей деятельности)

Учебное сотрудничество со сверстниками и учителем; умение высказывать, объяснять свой выбор; закрепление диалогической и монологической речи в соответствии с нормами родного языка, умение строить связное высказывание по карточке-опоре.

Индивидуальная работа.

 Работа в парах.

 Работа в группах.

 Работа с репродукцией картины, опорными карточками, таблицами.

Физминутки

 Упражнения для предупреждения зрительного утомления

 Работа по индивидуальным карточкам.

Рефлексия занятия, прием «Мишень»

Компьютер, логопедический тренажер «Дэльфа-142.1»

картина В.М. Васнецова «Богатыри», раздаточный материал – фото репродукции картины, карточка «Найди предмет, соедини со словом», карточка-опора для составления рассказа-описания.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые  БУД

(базовые учебные действия)

Организационно-мотивационный

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Эмоциональный настрой на предстоящую работу.

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные:

-готовность осуществлять совместную  информационную деятельность.

 Регулятивные:

- умение организовать свою деятельность

 Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли;

Постановка цели и задач урока.

 Тема занятия.

Стимулирует обучающихся сформулировать тему занятия. Объявляет о путешествии во времена богатырей.

Рассмотри картину , послушай музыкальный фрагмент.

Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли;

 -планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Личностные:

-готовность осуществлять совместную  информационную деятельность.

Актуализация знаний

Предварительная беседа

Вопросы по картине, обсуждение.

Отвечают на вопросы, размышляют, представляют свою точку зрения.

Познавательные:

- анализ, вывод;

-умение строить рассуждение;

Регулятивные:

- прогнозирование при анализе действий;

- контроль;

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли, строить связное высказывание.

 Словарная работа.

Игра «Найди предмет, соедини со словом» (Работа в паре или индивидуально).

- Назовите доспехи и оружие.

Внимательно слушают, выполняют, аргументируют свой выбор и проверяют задание.

Регулятивные:

-осознают, принимают и решают учебную задачу

 Коммуникативные:

- сотрудничают в процессе работы, устанавливать контакты со сверстниками, с учителем.

 Познавательные:

- работают по схемам

Аутомануальный комплекс (массаж)

Учитель-логопед демонстрирует комплекс

Работают индивидуально за партами.

Личностные:

-осознают необходимость выполнения массажа

 Регулятивные:

- определяют последовательность действий;,

- контроль деятельности

Ответь на вопросы по цепочке

Просит обучающихся ответить на вопросы

Придумывают и проговаривают по цепочке ответы, при затруднении обращаются к словесным подсказкам на экране монитора

Личностные:

- внутренняя позиция школьника

Регулятивные:

 - прогнозирование;

Познавательные:

- анализ, умение структурировать знание; -анализируют и устанавливают элементарные причинно-следственные связи

Коммуникативные:

 -умение выражать свои мысли.

-строить речевые высказывания

Комплекс  для предупреждения зрительного утомления использовать комплекс упражнений - Аветисов Э.С.

Проводит с об-ся ряд упражнений для снятия зрительного  утомления.

Выполняют упражнения для снятия зрительного утомления.

Личностные:

-осознают необходимость выполнения упражнений

Регулятивные

-контроль за выполнением;

Рассмотри картину еще раз.

 Рассмотри репродукцию картины с музыкальным сопровождением.

Рассматривают картину, слушая музыку.

Регулятивные

-организуют, контролируют свою деятельность

Составление рассказа- описания по картине.

Работа с карточкой-опорой для составления рассказа-описания и репродукцией картины В.М. Васнецова « Богатыри».

Готовятся к ответу по карточке- опоре самостоятельно, в паре (по выбору). Высказывают свои предположения, стараются аргументировать свой  ответ. Строят ответ по предложенному алгоритму.

Личностные:

-готовность к саморазвитию

Регулятивные:

- прогнозирование своей деятельности;

Познавательные:

-  смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, анализ, выводы;

 - анализ, умение структурировать знание; умеют работать по схемам

Коммуникативные:

- умение работать в коллективе в процессе практической деятельности

 -умение строить связное высказывание.

Рефлексия.

Итог занятия.

Прием «Мишень»

Просит детей подвести итог занятия  

Оцените свою работу.

 

Называют основные позиции изученного  материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Графически отображают свое отношение к уроку.

Анализируют, высказывают своё мнение.

Регулятивные:

-оценивание работы на занятии

Коммуникативные:

-умение достаточно полно выражать свои мысли

Познавательные:

-умение осуществлять выбор действий в реальной ситуации.

Домашнее задание.

Узнать о богатыре Святогоре. Прочитать былину. Приготовиться ответить на вопрос: «Почему градообразующее предприятие в нашем городе называется ОАО «Святогор»?

Запоминают и повторяют домашнее задание

Регулятивные:

-прогнозируют свою деятельность;

Познавательная:

-самостоятельно найти ответ на познавательный вопрос и сформулировать ответ

Коммуникативные:

-объяснять свой выбор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта логопедического занятия для учащихся 1 класса.

Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителе...

Технологическая карта логопедического занятия для 3 класса.

Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов -- письмо, чтение. Тем самым своевременная...

Технологическая карта логопедического занятия на основе системно - деятельностного подхода.

Логопедическое занятие во втором классе (ОНР 4-ый уровень). Тема "Дифференциация звуков "С" - "Сь"....

Технологическая карта логопедического занятия по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами"

Занятие проводится с учащимися 2 класса с логопедическим заключением ОНР, НВОНР. Проанализировав большое количество технологических карт планирования уроков, можно сделать вывод, что унифицированной ф...

Технологическая карта логопедического занятия Дифференциация С-СЬ в устной и письменной речи. В группе детей с диагнозом НВ ОНР (1 класс)

Цель занятия: Формирование у младших  школьников умений различать звуки, оппозиционные по твердости - мягкости.Задачи: - Образовательные: Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся буд...

Технологическая карта логопедического занятия. Тема: Дифференциация звуков Р и Л

Форма организации: подгрупповая.Используемые технологии: здоровьесберегающие технологии (кинезиологические упражнения ,пальчиковая гимнастика, динамические паузы) ;• информационно-коммуникативные...

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся с недостатками письма и чтения, обусловленными ОНР III уровня (2 класс)

Технологическая карта группового логопедического занятия с обучающимися 2 класса (ТНР вариант 5.1) на тему: "Звуки [с]-[ш]. Буквы С-Ш". Весь речевой материал подобран в рамках одной лексичес...